Уложенная комиссия Екатерины Великой
Актуальность проблемы исследования. Екатерина II оставила яркий след в истории России. Крупные военные победы и принятие важных законодательных актов произошли в годы ее правления. На протяжении долгого времени отношение к Екатерине Великой было противоречивым, но при этом мало кто оспаривал большое значение ее правления для России. Времена Екатерины II интересуют исследователей уже многие годы и часто становятся поводом для дискуссий. В наше время историографы продолжают изучать период царствования великой императрицы.
Описывая годы правления Екатерины II большинство историков давало негативные отзывы о состоявшемся в 1767 году законодательном собрании. Довольно продолжительное время все последующие специалисты находились под влиянием этих источников.
Актуальность исследования подтверждается тем, что в последнее
время отмечается возросший интерес к деятельности уложенной комиссии, издаются
новые монографии, посвященные этому вопросу.
Историография правления Екатерины Великой рассматривается многими специалистами, например, Н.И. Павленко, А.Г. Брикнер, М.К. Любавским, А.Б. Каменским, и др. специалисты.
Вопросы создания уложенной комиссии и ее значение представлены в трудах А.Б. Каменского, А.Г. Брикнер, В.Н. Лещикова, Ю.А. Петрова и др.
Цель нашей работы — изучение уложенной комиссии Екатерины Великой.
Объект исследования — правление Екатерины Великой.
Предмет исследования — уложенная комиссия Екатерины Великой.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
– провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
– познакомиться с характеристикой личности Екатерины Великой и особенностями ее внутренней политики;
– изучить состояние русского законодательства до созыва Уложенной комиссии;
– представить характеристику состава комиссии и особенности ее деятельности;
– проанализировать причины
популярности и неудачи комиссии.
Гипотеза исследования: несмотря на большое количество отрицательных отзывов, создание уложенной комиссии имело и свои положительные стороны.
Методы исследования: изучение теоретических материалов по проблеме.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух теоретической глав, заключения и библиографического списка.
Будущая российская императрица родилась 21 апреля 1729 года. Местом ее рождения стал город Штеттине. В настоящее время он переименован и носит название – Шецин. Сейчас город находится в Польше, а в то время принадлежал Пруссии. Отец девочки, принц Христиан Август Ангальт-Цербстский, служил прусскому королю.
Назвали принцессу София
Августа Фредерика. Происходила она из обедневшего княжеского рода. Поэтому
домашние считали, что шансов на удачное замужество у Фике, как ее называли
близкие, не было. Воспитывали девочку в строгости. С семи лет она была лишена
игрушек, проявления гордости и высокомерия старательно подавлялись. В итоге
девочка научилась притворяться и скрывать свои истинные чувства. В книге «Екатерина
II. Записки» есть
воспоминания о детстве и в них она пишет, что «сохранила на всю жизнь
обыкновение уступать только разуму и кротости» [2, с. 7].
Сведения о детстве Софии в большей степени историки черпают из ее мемуаров. Но все-таки иногда появляются воспоминания ее современников. Так, историк В.А. Бильбасов приводит описания принцессы Фике, данное ей графиней Меллин и баронессой фон Принцен. Графиня отмечает, что у девочки была благородная осанка и привлекательная внешность. Баронесса же отмечает у нее холодный, расчетливый и серьезный ум [2].
В 1743 году императрица
Елизавета Петровна в поисках невесты для своего племянника, Петра Федоровича,
который являлся наследником российского престола, выбрала принцессу Софию. 1 января
1744 года мать Фике получила письмо из Петербурга от воспитателя великого
князя. В этом письме была рекомендация незамедлительно приехать в Россию. И уже
через несколько дней юная принцесса отправилась в дальнюю дорогу.
Прежде чем стать великой княгиней, Софии пришлось изучить основы русского языка и креститься в соответствии с православными обычаями. Язык принцесса учила весьма охотно, а вот решилась на переход в православие она не сразу. В 1745 году София крестилась, приняв православную веру и была провозглашена великой княгиней Екатериной Алексеевной. 21 августа она стала женой великого князя Петра Федоровича.
Екатерина довольно быстро освоилась в чужой стране, расположила к себе императрицу и двор. Единственный с кем не складывались отношения был ее супруг. Он постоянно унижал и оскорблял ее. И даже рождение сына ничего не изменило в ее жизни.
В первые годы за великой
княгиней строго следили и контролировали все ее шаги. Даже переписку с
родителями вели в Коллегии иностранных дел. Вокруг были сплетни и интриги.
Екатерина не вмешивалась ни в политику, ни в интриги. Она была одинока и чтобы
скрасить свое одиночество много читала. Ее любимые авторы Вольтер и Монтескье.
К сожалению, книг о России не было, а Екатерина очень интересовалась историей страны и поэтому во время путешествий в разные российские города, интересовалась у всех обычаями, традициями и историей России.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны, Петр III уже не скрывал ненависти к супруге. Он уже почти принял решение о разводе и отправке жены в монастырь. Однако неумение Петра III править страной привело к тому, что он настроил против себя практически всех привели к заговору.
При помощи гвардейских полков под командованием братьев Орловых 28 июня 1762 года Екатерина совершила государственный переворот. Е.В. Хорватова отмечает, что «Петр III был низложен и вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах» [8, с.42].
22 июня 1762 года
императрица Екатерина II была коронована. Основными чертами ее характера были: веселость и
юмор, она была склонна к шуткам и забавам. Екатерина любила инкогнито посещать
маскарады и беседовать с разными людьми. Она наслаждалась роскошью и комфортом,
много работала. Екатерина много читала и писала, хорошо разбиралась в
искусстве. Она была разносторонне развитой женщиной.
Годы правления Екатерины Великой стали важной вехой в истории России. Внешняя политика императрицы позволила укрепить престиж России в мире. Были существенно расширены границы империи благодаря крупным военным победам. Не менее значительные события происходили и внутри страны: принимались важные законодательные акты, проводились реформы.
Таким образом, Екатерина не случайно получила прозвище Великой. Годы ее правления стали новой эпохой в истории России. Остановимся подробнее на внутренней политике Екатерины II.
1.2 Внутренняя политика Екатерины II
Для Россия эпоха
Екатерины II является весьма
значимым этапом. Как уже было отмечено, она пришла к власти в результате
дворцового переворота. Таким образом, исполнилась ее мечта стать самодержавной
русской императрицей. Теперь перед ней стояла непростая задача – удержаться на
престоле.
На первых порах ей было довольно сложно дисциплинировать и подчинить себе тех, кому она была обязана восшествием на престол. Пришлось даже осыпать заговорщиков милостями. Но в итоге она смогла стать сильным и авторитетным правителем, что до нее удавалось лишь Петру Великому.
Б. Максименко отмечает,
что к началу правления Екатерины, Россия испытывала серьезный экономический и
политический кризис. Автор давая характеристику сложившейся ситуации привел
слова самой императрицы о состоянии России: «Финансы были истощены. Армия не
получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её
отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном
хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь
в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель.
Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех
случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному» [5, с.
Е.В. Хорватова в своей статье формулирует задачи, которые ставила перед собой императрица:
«– нужно просвещать нацию, которой должно управлять;
– нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы;
– нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию;
– нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным;
– нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям» [8, с. 43].
Политика, проводимая Екатериной получила название «политика абсолютизма». с начала правления, императрица пыталась воплощать в жизнь идеи о благосостоянии народа, законности и свободе. Она занималась изучением вопросов законодательства и администрации.
Екатерина полностью взяла
управление в свои руки. Среди первых ее действий историки отмечают учреждение
большого количества комиссий, которые должны были изучать состояние
государства. Таким образом, императрица вникая в вопросы управления желала и
привести в порядок систему законоположений.
Внутренняя политика Екатерины Великой характеризуется наличием множества реформ, которые должны были усовершенствовать управление: был реорганизован Сенат, упразднено гетманство на Украине, проведена секуляризация церковных земель, внесены изменения в губернские деления. В правление Екатерины были созданы благоприятные условия для предпринимательства и развития финансовой системы. Императрица учредила Вольное экономическое общество, выдала «жалованные грамоты» дворянству и городам. Была организована работа специальной комиссии по подготовке нового Уложения, которое должно было реформировать правовую систему.
В стране учреждались воспитательные дома и женские институты, были открыты народные училища. Екатерина стала инициатором создания Академии русской словесности, начинают издаваться литературно-художественные журналы. Активно развивается медицина, появляются первые аптеки.
Таким образом, внутренняя
политика Екатерины характеризуется большим количеством реформ и созданием ряда
законодательных документов. Одним из документов стал манифест, изданный в
декабре 1766 года о созыве Комиссии для составления проекта нового Уложения, о
которой и пойдет речь дальше.
2.1 Состояние русского законодательства
М. Любавский рассматривая состояние русского законодательства к началу правления Екатерины второй отмечает, что сама императрица в своих записках в 1779 году отмечала противоречия в законах, изданных в разное время. Поэтому она хотела привести законодательство в порядок [4].
Историки отмечают, что законодательство того
времени на самом деле было довольно хаотично. Русское законодательство к началу
царствования Екатерины II наполняли законы разных периодов: Уложение Алексей
Михайловича и новоуказные статьи дополнявшие его, Петровские регламенты и
указы, изменяющие их, указы Сената и Верховного Тайного Совета и др.
Такое состояние законов заботило многих правителей до Екатерины Великой и они даже делали попытки привести их в порядок, но эти попытки либо не имели результата, либо он был очень слабым.
Так, Петр I учредил палату для исправления Уложения. Она должна была написать «Новоуложенную книгу» сведя Уложение и новоуказанные статьи. В итоге получился просто свод статей Уложения с новыми, которые были не согласованы между собой. В итоге ситуация с законодательством еще больше усложнилась. Тогда император приказал сенату составить новый кодекс законов. Тот выделил комиссию, которая приступила к выполнению задачи довольно медленно. Тогда Петр I решил заменить «Новоуложенную книгу» иноземными законами, приспособив их под русскую жизнь. Но из этой затеи тоже ничего не вышло.
Екатерина I и Анна Иоановна также предпринимали попытки
создания нового законодательства. Было принято решение обратится к обществу. В
итоге создали комиссию для сочинения Уложения, но эта деятельность растянулась
на долгие годы и так и не привела к нужному результату.
Немногим более удачной оказалась деятельность Елизаветы. М. Любавский отмечает, что созданная ею комиссия сумела разработать три главы:
« – о суде;
– о розыскных делах и «как за словесные преступления казнити»;
– о состоянии подданных, то есть о юридическом положении сословий» [4, с. 71].
Итак, попытки навести порядок в законодательных документах принесли некоторый результат. Екатерина II могла бы воспользоваться трудами своих предшественников, но она принимает решение составить кодекс новых законов. Она принимается за составление знаменитой инструкции или «Наказа», который должен был стать руководством для законодательной комиссии. М. Любовский отмечает, что «Наказ» расходился и с русской жизнью, и с чувствами русского народа [4].
Императрица принимает решение приступить к созданию нового Уложения. Для этого в декабре 1766 года она издает манифест о созыве Комиссии для составления проекта нового Уложения о которой речь пойдет дальше.
2.

14 декабря 1766 года был издан указ об учреждении «Комиссии для составления проекта нового Уложения». Манифест сопровождался порядком производства выборов. Депутатов для работы комиссии должны были избрать дворяне, горожане, казаки, свободные крестьяне. Депутаты должны были быть старше 25 лет, им назначали жалованье и освобождали от смертной казни, пыток, телесных наказаний. Внешним отличием был значок. Избиратели давали депутату наказ в котором излагались нужды общества и его требования к правительству. Общее количество депутатов доходило до 564.
В.Н. Лещиков отмечает, что больше всего депутатов вошло в комиссию от городов. «В абсолютных цифрах социальный состав депутатов был таков: дворянство — 205 чел., купечество — 167, однодворцы — 42, крестьяне — 29, казаки — 44, промышленники — 7, канцелярские чиновники и прочие — 19, инородцы — 54 чел.» [3, с. 44]. На рисунке 1 представлен состав комиссии в % и задачи, который перед ней ставились [7].
Рис. 1 Состав и задачи Уложенной комиссии
Сразу бросается в глаза не равномерное распределение комиссии. В.Н. Лещиков говорит о том, что дворянство, которого был всего 1% населения имело больше депутатов, чем крестьяне, которых было 93%. Не все слои населения были включены в участие в Комиссии [3].
30 июля 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля началось заседание Комиссии. Работа открылась торжественным молебном, на котором присутствовала императрица, в Успенском соборе. После молебна депутаты подписали присягу и прошли в зал приемов, где и состоялась их встреча с Екатериной Великой.
На первых заседаниях депутаты знакомились с
«Наказом», регламентом и другими инструкциями, а также избрали председателя
комиссии. Итак, Комиссия начинает свою деятельность с «Наказа» императрицы. Он
давал направление работы комиссии и заключал в себе точку зрения Екатерины
Великой. Ю.А. Петров подчеркивает, что в основу «Наказа» вошли идеи Монтескье.
Они были переосмыслены императрицей и приспособлены к русской действительности [6].
Порядок деятельности комиссии был продуман и разработан Екатериной II. Сразу не было никаких законопроектов, которые могла бы принять Комиссия и поэтому депутаты создают 18 комиссий, которые должны были заниматься разработкой законопроектов. Правительство осуществляло контроль за подготовкой законопроектов и направляло их в нужное русло. Ежемесячно на заседании Комиссии читался Наказ императрицы.
Для наблюдения за деятельностью данных комиссий, которые получили название «частные» должна была наблюдать Дирекционная комиссия. Именно к ней должны были поступать готовые законопроекты. А пока было принято начать с разбора уже существующего законодательства и наказов избирателей. В состав комиссии вошли: дирекционная комиссия, экспедиционная комиссия, комиссия для разбора депутатских наказов и 16 специальных комиссий.
Дирекционная комиссия руководила ходом дела.
Экспедиционная редактировала труды прочих комиссий. Комиссия о разборе
депутатских наказов делала из них выписки и своды, а затем представляла их
собранию. 16 специальных комиссий, как уже было сказано ранее занимались
разработкой законодательства.
Разбор наказов избирателей вызвал большое количество споров и разногласий. Началась борьба между классами общества. Результата добиться не удавалось. Наконец, было решено остановиться на правах дворянства.
Первым проектом вынесенным на обсуждение собрания стал законопроект о правах дворянства. Его обсуждение вызвало горячие споры и он был отправлен на доработку. Работа комиссии продолжалась месяц за месяцем, но результатов не было.
Почти за 1,5 года работы Уложенной комиссии было
проведено 203 заседания, но выработать новое Уложение не удалось. Между
депутатами возникли разногласия, наиболее остро вставшие в вопросах крепостного
права и привилегий сословий. Под предлогом начавшейся русско-турецкой войны в конце
1768 года Екатерина Великая распустила депутатов по домам. Работа Комиссии была
завершена. Основной причиной роспуска стало то, что она не справилась с
поставленной перед ней целью.
Говоря о деятельности комиссии Уложения необходимо обратить внимание на причины ее популярности в обществе и неудач. Данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
Уложенная комиссия не смогла выполнить поставленную перед ней задачу, но в тоже время ее деятельность не была абсолютно бесполезной. Комиссии удалось выявить особенности жизни и требования сословий. Деятельность комиссии можно считать попыткой распространения Просвещения в России. И самое главное, комиссия укрепила авторитет императрицы, а следовательно, и самодержавную власть.
Популярность комиссии в обществе была вызвана условиями выборов и участия депутатов в Комиссии. Депутаты получили жалование и почет. Также им была обеспечена пожизненная неприкосновенность личности. Т.е. стать депутатом было лестно.
Население же получило возможность высказать свои
требования и пожелания. М.К. Любавский отмечает, что депутаты привезли в Москву
«1600 наказов, из которых 1066 были присланы государственными крестьянами» [4,
424].
Несмотря на поддержку общества создание Уложения провалилось. Рассмотрим причины этого. Первой причиной можно обозначать трудность задачи, поставленной перед Комиссией Екатериной Великой. Фактически предстояло составить новое всестороннее законодательство, рассматривающее все отрасли права. Пользоваться действующими правами можно было лишь как справочным материалом.
Вторая причина заключается в том, что источником для создания русских законов должен был стать «Наказ» императрицы, а также желания и требования общества, которые были представлены в депутатских наказах. При составлении законодательства депутаты должны были руководствоваться здравым рассудком и любовью к отечеству. Составить Уложение по таким источникам было довольно сложно.
М.К. Любимов отмечает, что «Наказ императрицы,
значившийся источником законов, по многим вопросам давал не начала
законодательства, которые можно было бы развивать, а указывал общие и
неопределенные положения или ограничивался простым приведением примеров, не
делая никаких выводов» [4, с. 425].
В Наказе не было указаний по многим отраслям права, т.е. он слабо годился для практического законодательства. Депутатские наказы, которые также явились источником законодательства, во многом противоречили Наказу императрицы. Например, Екатерина относилась отрицательно к смертной казни, а в депутатских наказах требовали возвращения к ней. Такие противоречия тормозили работу Комиссии.
Третьей причиной стала неудачная организация работы Комиссии и не уменье руководить работами. Составление Уложения было поручено многочисленной комиссии, не было проведено разделение труда, попытки сделать это оказались неудачными и делопроизводство Комиссии оказалось в хаосе.
Четвертой причиной стала не правильная организация рассмотрения вопросов. Не было установлено их очередности, они попадали в Комиссию случайно, без плана, таким образом, перебивая друг друга, что также способствовало созданию хаоса в делах Комиссии.
Все эти причины неудачной организации работы
Комиссии затянули ее деятельности и не привели к желаемым результатам.
Таким образом, деятельность Комиссии Уложения Екатерины Великой провалилась, как и деятельность предыдущих комиссий.
Проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования нам удалось изучить личностные характеристики императрицы и особенности ее внутренней политики. На основании изученного материала, можно сделать вывод, что уже в детские годы будущую Екатерину Великую характеризовали как холодную и расчетливую и обладающую серьезным умом девочку. Мы отметили, что уже в юном возрасте у нее отмечались те качества, которые и способствовали ее становлению как императрицы.
В результате теоретического исследования проблемы мы установили, что к началу правления Екатерины II русское законодательство находилось в хаотичном состоянии. Многие законодательные акты противоречили друг другу. Поэтому назрела необходимости наведения порядка в законодательстве.
В процессе изучения
Уложенной комиссии мы рассмотрели ее состав, особенности организации, вопросы,
рассмотрением которых она занималась. Была изучена информация о проведении
заседаний и работе комиссии.
Были проанализированы причины популярности и неудачи комиссии. Мы увидели, что популярность заключалась в изначально правильном подходе к привлечению общества к решению проблем. А вот причины неудачи кроются в неправильной организации работы Комиссии. Причинами неудач стали: трудность решения поставленной задачи; недостаточная разработанность Наказа императрицы и его противоречие с депутатскими наказами; неправильная организация работы комиссии и руководства ею; не правильная организация порядка рассмотрения вопросов.
В процессе изучения Уложенной комиссии мы выявили положительные стороны ее создания:
1) комиссии удалось выявить особенности жизни и требования сословий;
2) деятельность комиссии можно считать попыткой распространения Просвещения в России;
3) комиссия укрепила авторитет императрицы, а следовательно, и самодержавную власть.
Таким образом, можно
говорить о том, что несмотря на провал деятельности Уложенной комиссии и не
выполнение ею поставленной задачи, ее деятельность не прошла для русского
общества в пустую, а принесла пользу.
Следовательно, мы можем говорить о том, что цели и задачи, поставленные при написании реферата выполнены полностью.
1. Бильбасов В.А. История Екатерины Второй / В.А. Бильбасов. – М.: Книговек, 2020. – 1136 с.
2. Екатерина II Записки. – М.: Захаров, 2019. – 464 с.
3. Лещиков В.Н. Уложенная комиссия Екатерины II. Проблемы образования в наказах псковским депутатами правительственных учреждений / В.Н. Лещиков // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2019. – №43. – С. 44-50
4. Любавский М. К. Русская история XVII-XVIII веков в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / М. К. Любавский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 286 с.
5.
Максименко
Б. Россия в судьбах / Б. Максименко. – М: Издательские решения, 2016. — 116 с.
6. Петров Ю.А. «Уложенная комиссия» Екатерины Великой / Ю.А. Петров. https://clck.ru/Sdbvx
7. Уложенная комиссия 1767 — 1768 года. https://istoriarusi.ru/imper/ulozennaja_komissija.html
8. Хорватова Е.В. Самые знаменитые женщины России / Е.В. Хорватова. – Москва: АСТ-Пресс, 2009. – 470 с.
Сатирические журналы в контексте века Просвещения в России
Работа с творческими текстами, такими как сатирические журналы, позволяет развивать критическое мышление, что является одной из актуальных задач интеллектуальной истории. В данной статье рассматривается период появления сатирических журналов и события, его сопровождающие.
XVIII век стал эпохой Просвещения. В России символом этой эпохи стала императрица Екатерина II. Политические идеи, усвоенные Екатериной, были последним словом западноевропейской политической мысли, плодом работы многих сильных умов над вопросами о происхождении и законах развития государств, их устройстве.
Среди многочисленных реформ Екатерины II немаловажной является созыв на основе представительного принципа Уложенной комиссии, который фактически провозгласил намерение власти перейти к диалогу с обществом. Императрица надеялась на то, что представители от сословий найдут общие проблемы, которые будут касаться всего российского общества, однако «наказы, привезенные с собой депутатами из провинции, свели Екатерину с ее неба на землю» [1].
Данный государственно-политического опыт является неудачным в аспекте законодательной деятельности, но сам факт попытки диалога между инициаторами новых законов и депутатами Уложенной комиссии, говорит о новом векторе взаимодействия власти и подданных. После срыва этой идеи императрица формирует новый ресурс, продолжающий путь диалога на основе журналистики. Таким образом, роспуск Уложенной комиссии следует интерпретировать в контексте осознанной задачи социальной модернизации, к которой переходит императрица и создает для этого новые ресурсы – журналы, где вновь будут обсуждаться вопросы устройства и развития России.
На наш взгляд, все мероприятия Екатерины II говорят о том, что она осознавала бесперспективность однополюсного управления и прекрасно понимала необходимость создания гражданского общества, но в реальной практике она могла отказаться от диалога и перейти к монологу, а в некоторых случаях вступить в конфликт со своими оппонентами. Яркими примерами здесь являются А. Н. Радищев и Н. И. Новиков.
Любое осмысление исторического опыта актуально для понимания и формирования отношения к нему и для возможности использования этого опыта в целях понимания причин, побуждающих власть вести диалог с обществом.
Цель данной работы: сформировать представление о причинах, побудивших Екатерину II к созданию нового ресурса власти: сатирического журнала.
Исследователь русской журналистики П. Н. Берков считает, что именно «безрезультатная деятельность Комиссии 1767-1768 гг., заставили Екатерину прибегнуть к публичному объяснению, как со своими политическими противниками, так и со своими единомышленниками. Для этой цели был создан журнал «Всякая всячина», где, наряду с сатирико-нравоучительными заданиями, проводились очень важные для Екатерины политические идеи: даны были объяснения причин прекращения деятельности Комиссии 1767 г., охарактеризована внутренняя политика царицы» [2]. По мнению исследователя эпохи Екатерины II В. Ю. Проскуриной, журнальные начинания императрицы 1769-1770 годов соответствовали стратегии утверждавшейся просвещенной власти, пожелавшей исправлять «худые нравы», ставшие препятствием для работы недавно распущенной комиссии по выработке Нового Уложения.
Исследователь Микешин, считает, что в процессе просвещения личности входило создание имиджа этой личности как человека разумного, разностороннего, стремящегося к благу и т.д. Согласно концепции, высказанной в Энциклопедии Дидро и ДАламбера, высшим уровнем просвещенной личности является философ-эклектик, а лучшим монархом монарх-философ. Такой свой образ и создавала Екатерина, трудясь над ним сознательно и настойчиво. Руководствуясь стремлением обосновать свое право на престол необходимостью служить всеобщему благу, Екатерина не лицемерила, а создавала мощную идеологическую поддержку своей внутренней и внешней политике[3].
В начале 1769 года появился сатирический журнал «Всякая всячина». Официальным редактором его являлся секретарь императрицы Козицкий Григорий Васильевич, однако уже тогда многие догадывались, что настоящее руководство принадлежит самой Екатерине. Дело в том, что тексты самой императрицы часто редактировались Козицким, по причине не очень хорошего знания русского языка Екатериной II.
В своей статье «Россия» Витторио Страда пишет, что наряду с утопией, заключавшей в себе проект идеального общества, в русской культуре XVIII века расцвел жанр сатиры, направленный на выявление пороков реально существующего общества. Исследователь, отмечая факт издания, по инициативе императрицы журнала «Всякая всячина», указывает, что сатира августейшей писательницы была довольно беззубой, хотя и свидетельствовала об изначально реформаторских намерениях Екатерины II. Подобная «приятная» сатира указывала на пороки, не затрагивая при этом ни основ, ни носителей этих пороков [4].
«Всякая всячина» объявила себя «бабушкой» новых журналов и выразила уверенность в том, что скоро появится поколение внуков. Для этого были приняты меры. Кто желал выступить с журналом, мог подать прошение в Академическую комиссию, ведавшую типографией, не открывая своего имени, лишь поставив подпись «Аноним» [5]. Таким образом, императрица практически провозглашала свободу слову, что немаловажно, через сатиру.
В одной из первых статей, напечатанных во «Всякой всячине» появляется Сказка о мужике, которому был нужен новый кафтан. Изучив данную «сказку» становится понятно, что именно о работе Уложенной Комиссии идет речь. «Мужичком» в рассказе является, по-видимому, русский народ, а «износившийся кафтан» – старое Уложение, составленное еще при царе Алексее Михайловиче. Именно несогласованность в действиях, отказ соединить разные интересы и сформировать общую идею, непонимание полезности общего дела – все это выделяет Екатерина II в качестве разрушающих факторов идеи по составлению нового законодательства. «Портные зачали спорить о покрое, а мужик между тем на дворе дрожит, ибо тогда случилися крещенские морозы» [6]: так императрица демонстрирует понимание необходимости всего предприятия, но поясняет, что «портные» пока не способны сами «сшить кафтан», а это выявляет проблему неготовности модернизации законодательства в силу недостаточной социально-культурной подготовленности. Именно это, вероятно, вынуждает Екатерину приступить к модернизации сознания, или как она сама выражалась – к «приуготовлению умов».
Инициировав обсуждение вопроса, Екатерина всерьез столкнулась с необходимостью диалога с оппозицией, постоянно переводящей разговор с «худых нравов» на «худое устройство» самого государственного правления [7]. «Добрый вкус и здравое рассуждение», на которые надеялась в своей вступительной статье «Всякая всячина», не сумели повести за собой «доброе поколение»: многие журналы 1769 г. пошли по пути сатиры на «лиц». Для правительственного журнала это было первым и серьезным предупреждением: общественное мнение, поскольку оно могло найти выражение в литературе, было за то, чтобы придать сатирическому осмеянию более осязательный и действенный характер. Журналы, в особенности такие, как «Смесь», «Трутень» и «Адская почта», целили в определенные личности и, хотя выводили их под условными именами вроде Злорад, Кащей, Стозмей и т.п., но, при сравнительной малонаселенности Петербурга и достаточной бытовой осведомленности читателей, эти литературно-условные имена превращались в условные обозначения определенных живых лиц.
Выход первых номеров журнала «Трутень» вызвал в обществе огромный интерес. Всех поразила злободневность и меткость обличительных зарисовок, независимость суждений и страстная публицистичность новиковского питомца. Казалось, делает вывод И.Ф. Мартынов, что он подслушал то, о чем шептались в салонах и трактирах, сумел по тысяче мелких симптомов распознать признаки смертельной болезни, подтачивавшей русское общество[8]. Между журналами завязалась полемика, которая свидетельствует о наличии диалога, к которому так стремилась Екатерина II.
Исследователь социальных конфликтов А. С. Ахиезер, считает что «в лице Новикова мысль, высшая культура впервые выступила как независимая от власти сила»[9]. Вместе с тем, по замечанию Н. Я. Эйдельмана ни один русский царь не подвергался такой критике и «личным нападкам», как Екатерина II в журналах Николая Новикова [10].
Из цели, которую ставила перед собой Екатерина, а именно – «исправление нравов», следует, что она использовала сатирический журнал, как весьма эффективное средство формирования общественного мнения, но нельзя не брать во внимание и тот факт, что это было хорошим решением политических задач. Другое дело, что Н.И. Новиков по точности и яркости своей сатиры, затрагивая самые острые и злободневные вопросы, во многом переиграл своего коронованного оппонента, а значит, привлек к своей позиции большее количество сторонников. Первым в полемику с позицией «Всякой всячины» вступил как раз Новиков, который постарался надавить на самые «больные» точки главного редактора «Всякой всячины».
Полемика между журналами «Всякая Всячина» и «Трутень» закончилась закрытием первого. В бумагах Екатерины обнаружено ее письмо во «Всякую всячину», в котором коронованный автор, не сдерживая ярости, пишет о своем поражении. Письмо во «Всякую всячину» осталось неопубликованным: «Госпожа бумагомарательница Всякая всячина! По милости вашей нынешний год отменно изобилует недельными изданиями. Лучше бы изобилие плодов земных, нежели жатву слов, которую вы причинили. Ели бы вы кашу да оставили людей в покое: ведь и профессора Рихмана бы гром не убил, если бы он сидел за щами и не вздумал шутить с громом» [11].
Екатерина очень метко сравнивает сложившуюся ситуацию с нашумевшей, к тому времени, смертью Рихмана. Тогда его смерть воспринималась большей частью народа как кара божья за его опыты с электричеством. Аналогия очевидна – «Всякая всячина», задумав опасную игру – между государственной властью и частным мнением и допустив диалог между ними, была за это наказана и сама себя похоронила. В 1770 году, просуществовав чуть более года, «Всякая всячина» была закрыта.
Очевидно, Екатерина II используя такой ресурс власти как сатирический журнал, пыталась «приуготовить умы», указать на изъяны, которые необходимо исправить путем постепенного развития. Новиков же, как и другие редакторы сатирических журналов, ставил своей целью обличить носителей власти в пороках, указать на злободневные проблемы. Именно расхождения в целях своей деятельности не позволили дальше использовать данный ресурс как эффективный для диалога государственной власти и частной позиции.
Сатирические журналы, используемые и рассматриваемые в данной статье, предлагается использовать в рамках внеурочной деятельности по разным направлениям, таким как история, литература.
Список использованной литературы:
1. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 ч. Ч.3. Петербург: Мир Божий, 1901. С. 267.
2. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века. – М.; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1952. С. 166.
3. Микешин, М.И. Дворянство: от истории к метафизике. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; ИПЦ «Политехника-сервис», 2015.С. 26.
4. Страда, В. Россия // Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. ВинченцоФерроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 421.
5. Западов, А. В. Новиков. М.: Молодая гвардия, 1968. С. 62.
6. «Всякая всячина» // Западов, В. А. Русская литература XVIII века: 1700-1775. М.: Просвещение, 1979. С. 357.
7. Проскурина, В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 208.
8. Мартынов, И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М.: Книга, 1981. С.15.
9. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта: социокультурная динамика России: в 2 т. Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997-1998. С. 197.
10. Эйдельман, Н. Я. «Революция сверху» в России. М.: Книга, 1989. С. 46.
11. «Всякая всячина» // Новиков, Н. И. Избранные сочинения. М.; Ленинград: Гослитиздат, 1951. С. 64.
Северо-западное постановление (1787 г.) | Национальный архив
Постановление о Северо-Западе учредило правительство Северо-Западной территории, предоставило метод приема новых штатов в Союз с территории и перечислило билль о правах, гарантированных на территории.
Следуя принципам, изложенным Томасом Джефферсоном в Постановлении 1784 года, авторы Северо-Западного Постановления (вероятно, Натан Дейн и Руфус Кинг) разработали план, который впоследствии использовался при расширении страны до Тихого океана.
Копия постановления, представленная здесь, представляет собой печатный документ с датой в последнем абзаце и подписью секретаря Конгресса Чарльза Томсона.
Постановление правительства территории Соединенных Штатов к северо-западу от реки Огайо.
Раздел 1. Установлено Конгрессом Соединенных Штатов, что указанная территория для целей временного управления будет одним округом, однако может быть разделена на два округа в зависимости от будущих обстоятельств. , по мнению Конгресса, сделать это целесообразным.
Раздел 2. Вышеупомянутым органом будет установлено, что поместья как резидентов, так и нерезидентов-собственников на указанной территории, умирающих без завещания, переходят и распределяются между их детьми и потомками умершего ребенок, в равных частях; потомки умершего ребенка или внука получить долю своего умершего родителя в равных долях между собой: А если не будет детей или потомков, то в равных частях к ближайшим родственникам в равной степени; а среди предметов залога дети умершего брата или сестры лица, оставшегося без завещания, должны иметь в равных долях долю своих умерших родителей; и ни в коем случае не должно быть различия между полнокровными и полукровными родственниками; сохранение во всех случаях вдове оставшегося без завещания ее третьей части недвижимого имущества на всю жизнь и одной третьей части личного имущества; и этот закон относительно происхождения и приданого остается в силе до тех пор, пока не будет изменен законодательным собранием округа. И до тех пор, пока губернатор и судьи не примут законы, как указано ниже, поместья на указанной территории могут быть оформлены или завещаны по завещаниям в письменной форме, подписанным и скрепленным печатью того или ее, в котором может находиться имущество (совершеннолетнего), и засвидетельствовано тремя свидетелями; и недвижимое имущество может быть передано в аренду и освобождение или по сделке и продаже, подписанное, запечатанное и переданное совершеннолетним лицом, в котором может находиться имущество, и удостоверенное двумя свидетелями, при условии, что такие завещания должным образом подтверждены, и такие передачи должны быть признаны или их осуществление должным образом доказано и зарегистрировано в течение одного года после того, как для этой цели будут назначены соответствующие магистраты, суды и регистры; и личное имущество может быть передано путем вручения; сохраняя, однако, для французских и канадских жителей и других поселенцев Каскаски, Сент-Винсента и соседних деревень, которые до сих пор называли себя гражданами Вирджинии, их законы и обычаи, действующие среди них в настоящее время, относительно происхождения и перевозки, собственности.
сек. 3. Вышеупомянутой властью будет определено, что Конгресс будет время от времени назначать губернатора, полномочия которого остаются в силе в течение трех лет, если Конгресс не отзовет их раньше; он должен проживать в округе и иметь в нем право собственности на 1000 акров земли, пока исполняет свои обязанности.
сек. 4. Конгресс должен время от времени назначать секретаря, полномочия которого остаются в силе в течение четырех лет, если они не будут отозваны раньше; он должен проживать в округе и иметь в нем право собственности на 500 акров земли, пока исполняет свои обязанности. Его обязанностью является хранение и сохранение актов и законов, принятых законодательным органом, публичных документов округа и протоколов губернатора в его исполнительном отделе, а также передача подлинных копий таких актов и протоколов каждые шесть месяцев. , Секретарю Конгресса: также должен быть назначен суд, состоящий из трех судей, любые двое из которых образуют суд, которые должны иметь юрисдикцию по общему праву и проживать в округе, и каждый в нем имеет право собственности. на 500 акрах земли при исполнении своих служебных обязанностей; и их комиссии должны оставаться в силе во время хорошего поведения.
сек. 5. Губернатор и судьи или большинство из них должны принять и опубликовать в округе такие законы первоначальных штатов, уголовные и гражданские, которые могут быть необходимы и лучше всего соответствовать обстоятельствам округа, и сообщить о них Конгресс время от времени: какие законы должны быть в силе в округе до организации в нем Генеральной Ассамблеи, если только Конгресс не одобряет их; но впоследствии Законодательное собрание будет иметь право изменять их по своему усмотрению.
сек. 6. Губернатор на данный момент является главнокомандующим ополчения, назначает и назначает всех офицеров в том же ранге ниже генеральных офицеров; все высшие должностные лица назначаются и назначаются Конгрессом.
сек. 7. Перед организацией общего собрания губернатор назначает таких магистратов и других гражданских служащих в каждом графстве или поселке, каких он сочтет необходимыми для сохранения мира и порядка в том же: После общего собрания организуется, полномочия и обязанности магистратов и других гражданских служащих регулируются и определяются упомянутым собранием; но все магистраты и другие гражданские служащие, не указанные в настоящем документе, должны на время существования этого временного правительства назначаться губернатором.
сек. 8. Для предотвращения преступлений и травм законы, которые должны быть приняты или изданы, должны иметь силу во всех частях округа, а для исполнения процесса, уголовного и гражданского, губернатор должен сделать их соответствующие подразделения; и он будет время от времени, если того потребуют обстоятельства, распределять части округа, в которых индейские титулы будут аннулированы, на графства и городки, с учетом, однако, таких изменений, которые впоследствии могут быть сделаны законодательный орган.
сек. 9. Как только в округе будет пять тысяч свободных совершеннолетних жителей мужского пола, по представлении доказательства губернатору, они получат право со временем и местом избрать представителя от своих округов или поселков для представления их в общем собрании: при условии, что на каждые пятьсот свободных жителей мужского пола должен быть один представитель, и так далее прогрессивно с числом свободных жителей мужского пола право представительства будет увеличиваться, пока число представителей не составит двадцать пять; после чего количество и пропорция представителей должны регулироваться законодательным органом: при условии, что ни одно лицо не имеет права или квалификации действовать в качестве представителя, если оно не является гражданином одного из Соединенных Штатов в течение трех лет и не является резидентом. в округе, или если он не проживал в округе три года; и в любом случае он также будет владеть по своему собственному праву за простую плату двумястами акрами земли в том же самом; При условии, также, что право собственности на пятьдесят акров земли в округе, если он был гражданином одного из штатов и проживал в округе, или подобное право собственности и два года проживания в округе, необходимы для получения права мужчина как выборщик представителя.
сек. 10. Избранные таким образом представители избираются сроком на два года; а в случае смерти представителя или отстранения от должности губернатор должен издать приказ округу или поселку, членом которого он был, об избрании другого вместо него на оставшийся срок.
сек. 11. Генеральное собрание или законодательный орган должен состоять из губернатора, законодательного совета и палаты представителей. Законодательный совет состоит из пяти членов, которые остаются в должности пять лет, если Конгресс не уволит его раньше; любые трое из которых составляют кворум: и члены Совета должны быть выдвинуты и назначены следующим образом, а именно: как только представители будут избраны, Губернатор назначит время и место для их совместной встречи; и, когда они встретятся, они должны назначить десять человек, жителей округа, каждый из которых владеет правом собственности на пятьсот акров земли, и вернуть их имена Конгрессу; пять из которых Конгресс назначит и уполномочит служить, как указано выше; и всякий раз, когда в совете возникает вакансия в результате смерти или отстранения от должности, палата представителей назначает двух лиц, квалифицированных, как указано выше, на каждую вакансию и возвращает их имена Конгрессу; один из которых Конгресс назначает и уполномочивает на оставшийся срок. И каждые пять лет, по крайней мере, за четыре месяца до истечения срока службы членов совета, указанная палата должна назначать десять человек, отвечающих вышеуказанным требованиям, и возвращать их имена Конгрессу; пять из которых Конгресс назначает и уполномочивает служить членами совета на пять лет, если они не будут удалены раньше. И губернатор, законодательный совет и палата представителей во всех случаях имеют право издавать законы для хорошего управления округом, не противоречащие принципам и статьям, установленным и провозглашенным в этом постановлении. И все законопроекты, принятые большинством в палате и большинством в совете, должны быть переданы губернатору для его одобрения; но ни один законопроект или какой-либо законодательный акт не имеет силы без его согласия. Губернатор имеет право созывать, приостанавливать и распускать общее собрание, когда, по его мнению, это целесообразно.
сек. 12. Губернатор, судьи, законодательный совет, секретарь и такие другие должностные лица, которых Конгресс назначит в округе, должны принести присягу или подтвердить верность и должность; губернатор перед президентом конгресса и все другие должностные лица перед губернатором. Как только в округе будет сформирован законодательный орган, совет и палата, собравшиеся в одной комнате, будут иметь право путем совместного голосования избрать делегата в Конгресс, который будет иметь место в Конгрессе с правом обсуждения, но не голосовать во время этого временного правительства.
сек. 13. И, для расширения основных принципов гражданской и религиозной свободы, которые составляют основу, на которой возводятся эти республики, их законы и конституции; закрепить и установить эти принципы как основу всех законов, конституций и правительств, которые навсегда в будущем будут образованы на указанной территории: предусмотреть также учреждение штатов и постоянное правительство в них, а также их допуск к доле в федеральных советах наравне с первоначальными штатами в самые ранние сроки, которые могут соответствовать общим интересам:
сек. 14. Настоящим постановлено и провозглашено вышеназванной властью, что нижеследующие статьи должны считаться статьями договора между первоначальными штатами и народом и штатами на указанной территории и навсегда останутся неизменными, если только не будет общего согласия, а именно: :
Арт. 1. Ни одно лицо, унижающее себя мирным и организованным образом, никогда не должно подвергаться приставаниям из-за его образа вероисповедания или религиозных чувств на указанной территории.
Арт. 2. Жители указанной территории всегда имеют право на получение судебного приказа о хабеас корпус и суда присяжных; пропорционального представительства народа в законодательном органе; и судебного разбирательства в соответствии с нормами общего права. Все лица подлежат освобождению под залог, за исключением преступлений, караемых смертной казнью, когда доказательства должны быть очевидными или презумпция велика. Все штрафы должны быть умеренными; и никакие жестокие или необычные наказания не должны применяться. Ни один человек не может быть лишен своей свободы или собственности иначе, как по решению своих равных или по закону страны; и если общественные нужды делают необходимым для общего сохранения изъять имущество какого-либо лица или потребовать от него особых услуг, то за это должна быть произведена полная компенсация. И в справедливом сохранении прав и собственности понимается и провозглашается, что никакой закон никогда не должен издаваться или иметь силу на указанной территории, который каким-либо образом вмешивался бы в частные контракты или обязательства или затрагивал их. , добросовестно и без обмана, ранее сформированного.
Арт. 3. Религия, мораль и знания, необходимые для хорошего управления и счастья человечества, школы и средства образования должны всегда поощряться. По отношению к индейцам всегда следует соблюдать крайнюю добросовестность; их земли и имущество никогда не могут быть отобраны у них без их согласия; и их собственность, права и свобода никогда не должны подвергаться вторжению или беспокойству, кроме как в ходе справедливых и законных войн, санкционированных Конгрессом; но законы, основанные на справедливости и человечности, должны время от времени приниматься для предотвращения причинения им вреда и для сохранения мира и дружбы с ними.
Арт. 4. Упомянутая территория и штаты, которые могут быть на ней образованы, навсегда останутся частью этой Конфедерации Соединенных Штатов Америки при условии соблюдения Статей Конфедерации и таких изменений, которые будут внесены в них конституционно; и ко всем актам и постановлениям Конгресса Соединенных Штатов, собравшимся в соответствии с ними. Жители и поселенцы на указанной территории подлежат уплате части федеральных долгов, заключенных или подлежащих заключению, и пропорциональной части государственных расходов, распределяемых на них Конгрессом в соответствии с теми же общими правилами и мерами. посредством которого их доли должны быть сделаны на другие штаты; и налоги для уплаты их доли должны устанавливаться и взиматься властью и руководством законодательных собраний округа или округов или новых штатов, как и в первоначальных штатах, в течение срока, согласованного Соединенными Штатами на собрании Конгресса. Законодательные собрания этих округов или новых штатов никогда не должны вмешиваться в первичное распоряжение землей Соединенными Штатами на собрании Конгресса, а также в какие-либо правила, которые Конгресс может счесть необходимыми для закрепления права собственности на такую землю за добросовестными покупателями.
Земли, находящиеся в собственности Соединенных Штатов, не облагаются налогом; и ни в коем случае владельцы-нерезиденты не должны облагаться налогом выше, чем резиденты. Судоходные воды, ведущие в Миссисипи и Св. Лаврентия, и проходы между ними должны быть общими дорогами и навсегда свободны как для жителей указанной территории, так и для граждан Соединенных Штатов, а также для жителей любых других стран. другие штаты, которые могут быть приняты в конфедерацию без каких-либо налогов, сборов или пошлин.
Арт. 5. На указанной территории должны быть образованы не менее трех и не более пяти государств; и границы штатов, как только Виргиния изменит свой акт об уступке и согласится на него, будут установлены и установлены следующим образом, а именно: западный штат на указанной территории будет ограничен Миссисипи, реки Огайо и Вабаш; прямая линия, проведенная от Уобаша и Пост-Винсента на север до территориальной границы между Соединенными Штатами и Канадой; и, по указанной территориальной линии, к озеру Вудс и Миссисипи. Срединный штат должен быть ограничен указанной прямой линией, Вабаш от Пост-Винсента до Огайо, Огайо, прямой линией, проведенной строго на север от устья Большого Майами, к указанной территориальной линии, и по указанная территориальная линия. Восточный штат должен быть ограничен последней упомянутой прямой линией, Огайо, Пенсильванией и указанной территориальной линией: при условии, однако, и далее понимается и объявляется, что границы этих трех штатов подлежат до настоящего времени изменено, что, если Конгресс впоследствии сочтет это целесообразным, они будут иметь право образовать один или два штата в той части указанной территории, которая лежит к северу от восточной и западной линии, проведенной через южную излучину или оконечность озера Мичиган. И всякий раз, когда в каком-либо из указанных штатов будет шестьдесят тысяч свободных жителей, такой штат будет допущен его делегатами в Конгресс Соединенных Штатов наравне с первоначальными штатами во всех отношениях и будет на свободе сформировать постоянную конституцию и правительство штата: при условии, что конституция и правительство, которые будут сформированы таким образом, будут республиканскими и будут соответствовать принципам, содержащимся в этих статьях; и, поскольку это может соответствовать общим интересам конфедерации, такое допущение должно быть разрешено в более ранний период и когда число свободных жителей в штате может быть меньше шестидесяти тысяч.
Арт. 6. На указанной территории не может быть ни рабства, ни подневольного труда, кроме случаев наказания за преступления, за которые сторона должна быть должным образом осуждена: правомерно заявлено в любом из первоначальных штатов, такое беглое лицо может быть законно истребовано и передано лицу, требующему его или ее труда или службы, как указано выше.
Да будет предписано вышеназванной властью, что решения от 23 апреля 1784 г., касающиеся предмета настоящего постановления, должны быть отменены и объявлены недействительными.
Совершено Соединенными Штатами, собравшимися в Конгрессе, 13 июля в год Господа нашего 1787 и их суверенитета и независимости двенадцатого
Билль о правах: краткая история
«[ Билль о правах — это то, на что народ имеет право против любого правительства на земле, общего или частного, и от чего не должно отказываться ни одно справедливое правительство».
— Томас Джефферсон, 20 декабря 1787 г.![]()
Летом 1787 г. делегаты из 13 штатов собрались в Филадельфии и разработали замечательный план самоуправления — Конституцию Соединенных Штатов. Первый проект предусматривал систему сдержек и противовесов, которая включала сильную исполнительную власть, представительную законодательную власть и федеральную судебную власть.
Конституция была замечательной, но глубоко ошибочной. Во-первых, он не включал конкретной декларации или законопроекта об индивидуальных правах. В нем указано, что правительство может сделать, но не сказано, чего оно не может делать. Во-вторых, это относилось не ко всем. «Согласие управляемых» означало только имущих белых людей.
Отсутствие «билля о правах» оказалось препятствием для ратификации Конституции штатами. Потребовалось еще четыре года интенсивных дебатов, прежде чем была решена форма нового правительства. Федералисты выступили против включения билля о правах на том основании, что в нем нет необходимости. Антифедералисты, опасавшиеся сильного централизованного правительства, отказывались поддерживать Конституцию без такового.
В конце концов народное мнение оказалось решающим. Недавно освободившись от деспотической английской монархии, американский народ хотел надежных гарантий того, что новое правительство не растопчет его вновь завоеванные свободы слова, печати и религии, а также его право не подвергаться необоснованным обыскам и конфискациям. Итак, создатели Конституции прислушались к Томасу Джефферсону, который утверждал: «Билль о правах — это то, на что люди имеют право против любого правительства на земле, общего или частного, и от чего ни одно справедливое правительство не должно отказываться или основываться на выводах».
Американский Билль о правах, вдохновленный Джефферсоном и составленный Джеймсом Мэдисоном, был принят, и в 1791 году первые десять поправок к Конституции стали законом страны.
Ограниченное правительство
Раннее недоверие американцев к государственной власти исходило из самого колониального опыта. Большинство историков считают, что ключевым событием стал Закон о гербовом сборе, принятый английским парламентом в 1765 году. Налогами облагались все юридические и деловые документы. Газеты, книги и брошюры также облагались налогом. Еще больше, чем сами налоги, американцев возмущал тот факт, что они были введены далеким правительством, в котором они не были представлены. И их еще больше разозлило то, как применялся Закон о гербовом сборе.
Вооружившись «ведомостями о помощи», выданными парламентом, британские таможенные инспекторы проникали в дома людей, даже если у них не было доказательств нарушения Закона о гербовом сборе, и обыскивали их вещи в поисках контрабанды. Колонизаторы возненавидели эти «безосновательные» обыски, и они стали объединяющим фактором оппозиции британскому правлению.
Этот опыт привел к уникальному американскому взгляду на власть и свободу как на естественных врагов. Основатели нации считали, что сдерживание власти правительства и защита свободы были их самой важной задачей, и провозгласили новую цель правительства: защиту прав личности.
Защита прав не была единственной целью правительства. От него по-прежнему ожидали защиты общества от внешних и внутренних угроз, обеспечения экономического роста и ведения иностранных дел. Однако в задачи правительства не входило указывать людям, как им жить, в какую религию верить или о чем писать в брошюре или газете. В этом смысле идея прав личности является древнейшей и самой традиционной из американских ценностей.
«Некоторые неотъемлемые права»
Демократия и свобода часто считаются одним и тем же, но это не так.
Демократия означает, что люди должны иметь возможность голосовать за государственных чиновников на честных выборах и принимать большинство политических решений по правилу большинства.
Свобода , с другой стороны, означает, что даже в условиях демократии у людей есть права, которые никакое большинство не может отнять.
Права, которые создатели Конституции хотели защитить от злоупотреблений со стороны правительства, были названы в Декларации независимости «неотъемлемыми правами». Их также называли «естественными» правами, а для Джеймса Мэдисона они были «великими правами человечества». Хотя обычно считается, что мы имеем право на свободу слова, потому что Первая поправка дает нам ее, коренные граждане этой страны считали, что как человеческие существа они имеют право на свободу слова, и они изобрели Первую поправку, чтобы защитить ее. Весь Билль о правах был создан для защиты прав, которые первоначальные граждане считали естественными, в том числе:
- Свобода религии
- Право исповедовать свою религию или не исповедовать религию без какого-либо государственного влияния или принуждения.
- Свобода слова, печати, петиций и собраний
- Даже непопулярные выражения защищены от подавления или цензуры со стороны правительства.
- Конфиденциальность
- Право не подвергаться необоснованному и нежелательному вмешательству со стороны государства в личные и частные дела, документы и имущество.
- Право не подвергаться необоснованному и нежелательному вмешательству со стороны государства в личные и частные дела, документы и имущество.
- Надлежащая правовая процедура
- Право на справедливое обращение со стороны правительства, когда речь идет о потере свободы или собственности.
- Равенство перед законом
- Право на равенство перед законом независимо от социального статуса.
«Неприступный бастион» свободы
Билль о правах установил высокие принципы, которые гарантировали самые основные права в самых общих чертах. Но с самого начала возникали реальные живые дела, которые поднимали сложные вопросы о том, как и даже будет ли применяться Билль о правах. Прежде чем бумажные права могли стать фактическими правами, кто-то должен был истолковать, что означает язык Билля о правах в конкретных ситуациях. Кто будет окончательным арбитром того, как следует применять Конституцию?
Сначала ответ был неясен. Томас Джефферсон считал, что такой властью должна обладать федеральная судебная власть; Джеймс Мэдисон согласился с тем, что система независимых судов будет «непробиваемым оплотом» свободы. Но Конституция не делала этого явным, и проблема не была решена до 1803 года. В том же году Верховный суд США впервые отменил акт Конгресса как неконституционный в деле под названием Марбери против Мэдисона. Хотя факты этого дела были довольно приземленными (спор об отказе государственного секретаря назначить четырех судей, назначенных Сенатом), установленный им принцип — что Верховный суд имеет право аннулировать акты Конгресса, нарушающие Конституцию. — оказалось ключом к развитию и защите большинства прав, которыми сегодня пользуются американцы. По словам одного выдающегося ученого-правоведа, независимая судебная система была «наиболее выдающимся вкладом Америки в конституционализм».
Дела или разногласия
Судебная власть нового правительства отличалась от законодательной и исполнительной власти в одном очень важном отношении: суды не имели права инициировать действия сами по себе. Конгресс мог принимать законы, а президент мог издавать указы, но суды не могли пересматривать эти действия по собственной инициативе. Судам приходилось ждать, пока спор — «дело или полемика» — разгорался между реальными людьми, которым было что выиграть или что потерять по исходу. И, как оказалось, люди, чьи права были наиболее уязвимы для злоупотреблений со стороны правительства, имели наименьшие возможности подавать в суд.
Таким образом, хотя право судебного надзора было установлено в 1803 году, прошло более века, прежде чем у Верховного суда появилось много возможностей для защиты прав личности. В течение 130 лет после ратификации наиболее примечательной особенностью Билля о правах было почти полное отсутствие его исполнения судами. К началу 20 века расовая сегрегация была узаконена и пронизывала все аспекты жизни американского общества. Дискриминация по признаку пола была прочно узаконена, и рабочих арестовывали за профсоюзную деятельность. Легальных иммигрантов депортировали за их политические взгляды, полиция применяла физическое принуждение для получения признаний от подозреваемых в совершении преступлений, а представители религиозных меньшинств подвергались преследованиям. До 1920, Верховный суд США ни разу не отменил ни один закон или действие правительства на основании Первой поправки.
Наиболее распространенные нарушения конституции остались безнаказанными, потому что люди, которым чаще всего отказывали в правах, были именно теми членами общества, которые меньше всего знали о своих правах и меньше всего могли позволить себе адвоката. У них не было доступа к неприступным оплотам свободы — судам. Билль о правах был похож на двигатель, который никто не знал, как запустить.
В интересах общества
В 1920 году небольшая группа мечтателей собралась вместе, чтобы обсудить, как запустить двигатель. В группу, возглавляемую Роджером Болдуином, социальным работником и профсоюзным активистом, входили Кристал Истман, Альберт ДеСильвер, Джейн Аддамс, Феликс Франкфуртер, Хелен Келлер и Артур Гарфилд Хейс. Они сформировали Американский союз гражданских свобод (ACLU) и посвятили себя тому, чтобы заставить правительство выполнять обещания Билля о правах.
ACLU, NAACP, основанная в 1909, а профсоюзы, само право на существование которых еще не было признано судами, стали оспаривать конституционные нарушения в суде от имени тех, кто ранее был исключен. Это было началом того, что стало известно как право общественных интересов. Они предоставили недостающий ингредиент, благодаря которому наша конституционная система и Билль о правах наконец заработали.
Несмотря на то, что у них было немного первых побед, эти организации начали создавать свод законов, который оживил свободы Первой поправки, права на неприкосновенность частной жизни и принципы равенства и фундаментальной справедливости. Постепенно Билль о правах превратился из «пергаментного барьера» в защитную стену, которая все больше ограждала неотъемлемые права каждого человека от досягаемости правительства.
Огромный прогресс был достигнут между 1954 и 1973 годами, когда многие права, долгое время бездействовавшие, стали применяться. Сегодня этим достижениям серьезно противостоит движение, стремящееся уменьшить охват и эффективность Билля о правах и подорвать независимость наших судов.
Разработка Билля о правах была центральным событием в длинной истории свободы, но эта история все еще разворачивается.
Права, но не для всех
Билль о правах, казалось, был написан широким языком, который никого не исключал, но на самом деле он не был предназначен для защиты всех людей — целые группы были исключены. Женщины были гражданами второго сорта, по сути, собственностью своих мужей, и не могли даже голосовать до 1920 года, когда была принята и ратифицирована 19-я поправка.
Коренные американцы были полностью вне конституционной системы, определяемой как чужой народ на своей собственной земле. Они регулировались не обычными американскими законами, а федеральными договорами и статутами, лишившими племена большей части их земель и значительной части их автономии. Билль о правах действовал почти 135 лет, прежде чем Конгресс предоставил коренным американцам гражданство США.
И все прекрасно понимали, что в Конституции есть «расовое исключение».