О чем гоголь вечера на хуторе близ диканьки: «Вечера на хуторе близ Диканьки» краткое содержание произведений Гоголя – читать пересказ онлайн

Содержание

«Вечера на хуторе близ Диканьки» краткое содержание произведений Гоголя – читать пересказ онлайн

13 мин.

Николай Гоголь

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1014.

Обновлено 10 Ноября, 2022

О произведении

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя представляет собой цикл повестей, объединенных общей тематикой: противодействие добра и зла. Ярким и самобытным фоном к нему послужили фантастические истории, народные сказания и поверья, харизматичные и запоминающиеся персонажи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повестей происходят на Украине, на Полтавщине, в XVII, XVIII, XIX веках.

Главные герои

  • Грицько, Вакула, Петрусь, Левко – молодые парубки, отважные, смекалистые, добрые.
  • Оксана, Параска, Ганна, Пидорка – юные панночки, чьи родители предъявляют высокие требования к женихам.
  • Пацюк, Шпонька, Чуб, Хивря – комические персонажи.
  • Нечистая сила – олицетворение зла, которое не только является виновником бед и несчастий у добрых людей, но и зачастую наказывает излишне жадных и завистливых персонажей.

Краткое содержание

Часть первая

Сорочинская ярмарка
Главы 1-4

На ярмарку отправился мужик вместе со своей неугомонной супругой и юной красавицей-дочкой. Проезжая «толпу стоявших на мосту парубков», девушка засмотрелась на пригожего юношу, а тот, увидев красавицу, во всеуслышание заявил, что готов отдать «все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее».

В ответ на него посыпались ругательства со стороны мачехи.

На ярмарке «парубок в белой свитке, с яркими очами» отыскал приглянувшуюся ему девушку. Между молодыми людьми вспыхнула искра. Парень решил, не теряя времени, попросить у ее отца согласия на свадьбу. Солопий Черевик, узнав в парубке Охримова сына – Грицька, был не против отдать за него свою единственную дочь Параску. Но неожиданно на пути молодых стала Хивря – жена Солопия и мачеха Параски.

Главы 5-11

Увидев пригорюнившегося парубка, местный цыган предложил ему помощь. Грицько согласился дешево продать своих волов цыгану, лишь бы тот помог ему жениться на Параске.

Тем временем к Хивре пришел попович Афанасий Иванович в надежде получить от дородной красавицы кушаний «послаще всех пампушечек и галушечек». Однако свидание не задалось – на улице послышались голоса, и Хивря живо спрятала своего поклонника.

Солопий Черевик пригласил гостей отужинать, и от кума узнал легенду о

«красной свитке» – чертовой проделке, что мешала честным людям торговать. Воспользовавшись этой легендой, хитрый цыган ловко разыграл Солопия.

Главы 12-13

Спасителем недалекого Черевика стал Грицько, который в качестве награды потребовал от мужика свадьбы, да такой, «чтобы целый год болели ноги от гопака», и тот с радостью согласился. Так цыган получил волов, а парубок – жену.

Вечер накануне Ивана Купала

Много лет назад жил богатый казак по прозвищу Корж, и была у него дочка-красавица, которую всем сердцем полюбил его работник – бедный парень Петро Безродный.

Когда же старый Корж узнал, что его ненаглядная Пидорка связалась с оборванцем, он хотел было люто избить Петруся нагайкой, но за парубка заступился шестилетний сынок Ивась. У казака было «сердце не каменное», и он только предупредил Петра, чтобы тот больше не появлялся возле его хаты.

Между тем к Коржу «повадился ходить какой-то лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами». Несчастная Пидорка сообщила Петру, что готовится свадьба, но она лучше умрет, чем выйдет замуж за нелюбимого.

На помощь Петру пришел Басаврюк – «дьявол в человеческом образе». Он надоумил его сорвать папоротник, который цветет раз в году – в ночь на Ивана Купала, и с его помощью отыскать клад. Вот только не добыть золота без «крови человеческой». Ослепленный червонцами и драгоценными камнями, Петро решился на страшный грех – убийство младшего брата своей возлюбленной.

Став богатым женихом, Петрусь женился на Пидорке. Поначалу зажили они, «словно пан с панею», но уже через месяц рассудок у парня помутился. Умер он ужасной смертью, а Пидорка «дала обет идти на богомолье».

Майская ночь, или утопленница
Глава 1. Ганна

«Молодой козак Левко, сын сельского головы»

, влюблен в красавицу Ганну. Молодые люди мечтали пожениться, но против свадьбы был настроен отец парубка. Левко дал возлюбленной «слово козацкое», что уговорит отца изменить свое решение.

Козак рассказал девушке историю заброшенного дома у пруда. Когда-то давно злая мачеха извела здесь панночку, которая с горя утопилась. С тех пор душа ее не знала покоя и требовала мести.

Глава 2. Голова

Голова – самое «важное лицо на селе». Когда-то давно он сопровождал царицу Екатерину в Крым, и с тех пор был очень высокого мнения о своей персоне. Иной раз голова любил «прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать». Он жил со свояченицей, но с удовольствием заглядывался на красивых девушек.

Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор

Случайно Левко узнал, что его отец противился свадьбе потому, что сам был влюблен в красавицу Ганну. Он подбил своих приятелей отомстить голове, а заодно и хорошенько повеселиться.

Глава 4. Парубки гуляют

Пока голова строил со своим приятелем планы по строительству винокурни, под окнами хаты появились переодетые парубки. Они затянули песню, в которой голова поминался «не совсем благопристойными словами». Хозяин было поймал одного такого весельчака, но на поверку им оказалась переодетая свояченица – так парубки вовсю поглумились над головой.

Глава 5. Утопленница

Левко приснился сон, будто он помог утонувшей панночке отыскать ее мачеху – страшную ведьму. Злая женщина мучила девушку, «заставляла работать, как простую мужичку», а теперь прикинулась утопленницей, чтобы панночка не смогла отыскать ее. Левко удалось обнаружить ведьму, и в благодарность панночка пообещала помочь ему жениться на Ганне.

Глава 6. Пробуждение

Проснувшись, Левко с удивлением обнаружил у себя в руках записку, что передала ему панночка. Он отдал ее отцу, и тот узнал почерк комиссара, который приказывал

«сей же час» женить Левка на Ганне. Голове не оставалось ничего другого, как согласиться на эту свадьбу.

Пропавшая грамота

Как-то раз «задумалось вельможному гетьману» отправить самой царице послание. Полковой писарь передал грамоту казаку Фоме, чтобы тот немедля отправился в дорогу.

В Конотопе Фома оказался на ярмарке, где, повстречав знатного казака, разговорился с ним. Вскоре они уже организовали такую попойку, что посланник гетьмана быстро «позабыл про путь свой».

Был уже поздний вечер, когда приятели вместе отправились в дорогу. Поначалу казак веселил Фому разными байками, но как стемнело, он, пригорюнившись, признался, что душа его «давно продана нечистому».

Проснувшись поутру, Фома понял, что запорожец исчез, а вместе с ним конь и шапка Фомы, в которой находилась грамота к императрице. Шинкарь подсказал горе-посланнику, что тот сможет вернуть свое добро, если выиграет в карты у нечистой силы.

Глухой ночью в лесу Фоме пришлось играть «три раза в дурня» с ведьмой. Дважды он проиграл, пока не додумался, и не положил карты «потихоньку под стол — и перекрестил». Так гетьманский посланник вернул себе и коня, и шапку с грамотой.

Часть вторая

Ночь перед Рождеством

Прошел «последний день перед Рождеством», уступив место зимней, ясной ночи. Тем временем черт, «которому последняя ночь осталась шататься по белому свету», решил украсть месяц.

На «такое беззаконное дело» черт решился, когда узнал, что богатый казак Чуб собрался в гости к дьякону, куда же были приглашены голова, казак Свербыгуз и еще кое-кто. Дочка же Чуба, «красавица на всем селе»

Оксана, останется одна, и к ней наверняка придет в гости кузнец Вакула – «силач и детина хоть куда».

Черт решил отомстить кузнецу, который нарисовал его на «стене церковной» в самом жалком виде. Он решил выкрасть месяц, чтобы Чуб остался дома и у Вакулы не состоялось долгожданное свидание с любушкой.

Увидев, что на улице царит непроглядная темень, Чуб долго «ворчал и бранился», но все же решился отправиться в гости к дьякону вместе со своим кумом.

Дождавшись, когда Чуб покинул хату, Оксана принялась прихорашиваться перед зеркалом, любуясь собой. Вакула понимал, что он нужен девушке, «как перержавевшая подкова», но ничего не мог с собой поделать: всем сердцем он любил Оксану. Когда же прибежали парни и девушки, чтобы поколядовать, Оксана при всех пообещала тот час выйти замуж за Вакулу, если он принесет ей черевички, «которые носит царица».

Отправился кузнец «к запорожцу Пузатому Пацюку», который посоветовал ему оседлать черта и верхом отправиться в Петербург.

Вакуле удалось ловко перехитрить черта и побывать во дворце самой царицы, у которой он попросил башмачки.

Когда же Вакула привез Оксане черевички самой царицы, девушка согласилась выйти за него замуж и без черевичек.

Подробное краткое содержание «Ночь перед Рождеством».

Страшная месть
Главы 1-5

В самый разгар празднования свадьбы среди гостей неожиданно появился старый колдун. Есаул Горобець, хозяин дома и отец жениха, выставил против него старинные иконы и прогнал нечистую силу. Гости же «стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна».

Когда возвращался со свадьбы домой «названый брат есаула Данило Бурульбаш» со своей красавицей-женой Катериной и годовалым сыном, он заметил, что супруга «вдалася в печаль». Молодую женщину впечатлили рассказы о колдуне. Проплывая мимо кладбища, Данило заметил, что тут гниют

«нечистые деды» того колдуна.

В доме Бурульбаша жил и отец Катерины, который вернулся на родину после многолетних странствий. Мужчины ненавидели друг друга, и только любовь к Катерине сдерживала их немного.

Однажды Катерине приснилось, что отец ее и есть «тот самый урод», которого они увидали на свадьбе. Бурульбаш проследил за тестем и выяснил, что он и в самом деле был колдуном, который по ночам вызывал к себе душу Катерины и склонял ее к близости. Утром он обо всем рассказал Катерине, и та отреклась от отца.

Главы 6-9

Данила заковал тестя в цепи не за колдовство, а «за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли». Колдун принялся уговаривать Катерину выпустить его, чтобы он смог начать новую жизнь и замолить свои грехи. Молодая женщина поверила ему и отпустила на волю.

При виде пустого подвала Бурульбаш так сильно разозлился, что Катерина не посмела признаться ему в содеянном.

Погрустневший Данила признался жене, что «чует душа близкую смерть». Он попросил заботиться о сыне и никогда не оставлять его «ни в том, ни в этом свете». Узнав о приближении ляхов, Данила собрал своих хлопцев и отправился защищать родную землю. Это сражение стало последним для славного воина Бурульбаша.

Главы 10-16

Есаул Горобець приютил у себя несчастную Катерину и ее маленького сына. Она призналась, что по-прежнему ей снится ее страшный отец, который угрожает разрубить дитя, если она не выйдет за него замуж. Посреди ночи в страхе проснулась Катерина и увидела, что ее сын лежал мертвым в колыбели.

Не выдержав горя, Катерина сошла с ума. Женщина вернулась в свою хату, где жила под присмотром няни и казаков. Однажды к ней приехал странный гость, который представился другом покойного Бурульбаша. Узнала в нем Катерина своего отца и кинулась на него с ножом. Но не удалось ей отомстить за мужа и сына: «отец убил безумную дочь свою».

После совершенного злодеяния «колдун летел в Киев к святым местам». Он попросил было святого схимника помолиться о его душе, но тот отказался: уж слишком страшными были его грехи. В гневе бросился колдун к старцу и убил его.

Спустя много лет старец бандурист поведал слушателям дивную историю. Жили когда-то давно два брата – Иван и Петро. Страшно завидуя брату, Петро сбросил его вместе с маленьким сыном в глубокую пропасть. Сам же предатель и все его наследники оказались проклятыми на много поколений вперед.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Глава 1. Иван Федорович Шпонька

Иван Федорович Шпонька, дослужившись до чина поручика, получил письмо от своей тетушки. В силу приближающейся старости женщина попросила племянника обосноваться в родном хуторе Вытребеньки и помогать в ведении хозяйства. Шпонька согласился и подал в отставку.

Глава 2. Дорога

Дорога в Вытребеньки заняла две недели. По приезде в родовое гнездо Иван Федорович заметил, что его тетушка больна и слаба, как писала в письме.

Глава 3. Тетушка

Василиса Кашпоровна «имела лет около пятидесяти». В силу своего характера она никогда не была замужем: женихи попросту робели перед ней. Василиса Кашпоровна отличалась высоким ростом, крепким телосложением и большой физической силой.

С помощью тетушки Иван Федорович стал толковым хозяином. Вскоре он узнал о существовании дарственной на его имя, согласно которой он является владельцем небольшого плодородного участка. Выяснилось, что документ находился в руках «старого холостяка Григория Григорьевича Сторченка», и Шпонька решил наведаться к нему.

Глава 4. Обед

Оказавшись в доме у Григория Григорьевича, Шпонька сразу же приступил к делу. Однако хозяин стал всячески отпираться. Чтобы отвлечь гостя от дарственной, он позвал старушку-мать и двух сестер, барышень на выданье. Совместный обед прошел весьма душевно, и «с великим трудом, уже ввечеру, удалось Ивану Федоровичу распрощаться» с гостеприимным семейством.

Глава 5. Новый замысел тетушки

Дотошно расспросив племянника, Василиса Кашпоровна обдумывает новый план: «свести вместе» Ивана Федоровича и одну из сестер Сторченка. Она мечтала «увидеть скорее своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков».

Спустя время тетушка с племянником пожаловала с визитом к соседям. Она дала понять Ивану Федоровичу, что он должен жениться на сестре Григория Григорьевича – Марье Григорьевне. Однако тот запротестовал: Шпонька совершенно не знал, что делать с женой.

Заколдованное место

Отец большого семейства отправился в Крым продавать табак, прихватив с собой трехлетнего сына. За хозяев остались его жена, трое сыновей, да старый дед, что развел баштан возле дороги.

Дед очень любил слушать истории путешественников, для него это было «все равно что голодному галушки». Однажды он повстречал знакомых чумаков, которые принялись потчевать его рассказами о своих странствиях.

На радостях дед хлебнул лишнего, и вскоре ему привиделось, будто в «стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка». Он запомнил это место, а после принялся копать и достал из ямы большой котелок. Нечистая сила пугала деда, но тот упорно не хотел расставаться с кладом. Когда же он принес котелок домой, то нашел в нем не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». С той поры поклялся дед никогда более не верить черту.

И что в итоге?

Сорочинская ярмарка

Грицько и Параска — женятся.

Солопий — благодаря Грицьку освобождается, возвращается домой и устраивает свадьбу для своей дочери.

Вечер накануне Ивана Купала

Петро — через месяц после свадьбы сходит с ума и умирает.

Пидорка — после смерти Петра дала обет отправиться в паломничество.

Майская ночь, или утопленница

Левко — помогает панночке опознать ведьму-утопленницу, получает разрешение от отца на брак с Ганной.

Панночка — в знак благодарности помогает Левко получить разрешение от отца на брак с Ганной.

Пропавшая грамота

Фома — обыграв ведьму в карты, возвращает своего коня, шапку и грамоту.

Ночь перед Рождеством

Вакула — женится на Оксане, рисует на стене в церкви чёрта в аду.

Оксана — после того как Вакула вернулся из столицы, соглашается выйти за него замуж.

Чёрт — исполнив всё, что от него требовал Вакула, получает три удара хворостиной и убегает.

Страшная месть

Данило Бурульбаш — во время битвы с ляхами пал от рук колдуна.

Катерина — после смерти мужа и сына сходит с ума, совершив неудачную попытку убить отца-колдуна, сама оказывается им убита.

Отец Катерины — пытается сбежать от исполина на горе, но все дороги ведут к нему; исполин бросает колдуна в пропасть, где того съедают мертвецы.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Фёдорович — сопротивляется предложению тётушки женить его на сестре Григория Григорьевича.

Василиса Кашпоровна — планирует женить племянника на сестре Григория Григорьевича.

Заключение

В своих произведениях Николай Васильевич в легкой, юмористической манере выделяет главную мысль: любое зло, так или иначе, будет наказано, и правда будет неизменно на стороне добра.

После прочтения краткого пересказа «Вечеров на хуторе близ Диканьки» рекомендуем ознакомиться с творчеством Гоголя в полном объеме.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталия Иванова

    9/10

  • Никита Степанянц

    7/10

  • Сара Саева

    10/10

  • Талар Оококо

    4/10

  • Дарья Середова

    2/10

  • Ульяна Хамицевич

    9/10

  • Артём Камышник

    10/10

  • Виктория Анисько

    8/10

  • Милена Дж

    10/10

  • Вячеслав Божко

    10/10

Рейтинг пересказа

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1014.


А какую оценку поставите вы?

Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» – 190 лет (1831)

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – русский писатель, драматург, публицист, критик. Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Николай Гоголь родился в 1809 году, в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи. Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалёку от села Диканьки. От своей бабушки Татьяны Семёновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.
Василий Афанасьевич Гоголь был талантливым рассказчиком и любителем театра. Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. От матери будущий писатель унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Её часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора́. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. Сначала учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Сынки богатых родителей не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращённых к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мёртвая мысль». Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нём свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.
Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин. Другим увлечением Гоголя – гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.
Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, он уезжает в Петербург. Этот город неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму «Ганц Кюхельгартен», привезённую из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха. Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей, дарование Гоголя как актёра оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.
Через короткое время Гоголь получает должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Спустя 3 месяца не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал «приглядываться» к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы. Знакомые Николая Васильевича нашли ему работу учителя истории в Смольном институте. Здесь Гоголь был занят гораздо меньше, чем в департаменте. Работа с детьми занимала у него полдня, а в оставшееся время он мог заниматься литературным творчеством. Вскоре выходят его новые сборники и произведения. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм, а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни её народа, в её песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает её в своих повестях. Гоголь прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. В детские годы писатель видел и вертепы (кукольные театры) с их представлениями, полными задорного украинского юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина, к своим знакомым крестьянам, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах. Интерес Николая Васильевича к Украине отразился и в многочисленных записях фольклора, которые он заносил в «Книгу всякой всячины», заведённую им в гимназии. По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, – всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя».
Собирать материал для книги ему помогали мать и сестры. Они присылали ему подробные описания нарядов сельских жителей, начиная от дьячка и заканчивая сельским головой. Над повестями он работает летом 1831 года. Потом отдаёт их в типографию в Петербурге на Большой Морской, и с тех пор к нему приходит настоящий успех.
В цикл «Вечеров…» вошли 8 произведений, которые делятся на 2 книги. В первую вошли «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Во вторую – «Страшная месть», «Иван Фёдорович и его тётушка», «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством». Первая книга была издана в 1831 году.
Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкви нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».
Второй том выходит в марте 1832 года. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие – Николай Васильевич зван на обед, который дал издатель и книготорговец А. Ф. Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.
Публикации «Вечеров…» вызвали открытый восторженный отзыв Пушкина. Александр Сергеевич писал: «Сейчас прочёл Вечера на хуторе близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия!..»
Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в творческом содружестве выразился прекрасный закон преемственности в художественном процессе.
Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики – счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.
Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» была поставлена на Московской киностудии имени М. Горького режиссёром Александром Роу в 1961 году. В ролях: Юрий Тавров, Людмила Хитяева, Георгий Милляр.

Гоголь и Рождественский леший

Веселье по зимней сказке

Вечера на хуторе близ Диканьки

Рассказы Николая Гоголя, кажется, являются основой почти для каждого украинского фэнтези-фильма ужасов. Родившийся в городе Сорочинцы в 1809 году, Гоголь был сыном Василия Гоголь-Яновского, человека, который сам занимался поэзией и драматургией, когда не управлял родовым имением (он был успешным писарем в армии, но большую часть родовая земля, на которой вырос юный Гоголь, происходила из приданого, подаренного Василию при женитьбе на зажиточной женщине польского происхождения). У Гоголя было одинокое детство, и его не любили сверстники в школе, которые называли его «загадочным карликом». В результате он стал скрытным и преследуемым молодым человеком, но им также двигали амбиции, подпитываемые его неуверенностью в себе.

В конце концов он переехал в Санкт-Петербург в поисках творческой славы и богатства. После неудачной попытки стать поэтом он занялся ремеслом, которое сделало его знаменитым: сочинял короткие рассказы. В погоне за этим он познакомился с человеком, который станет одним из самых легендарных писателей-фантастов в русской истории, Александром Пушкиным. В 1831 году был издан первый сборник рассказов Гоголя, получивший широкое признание. Рассказы под названием « Вечера на хуторе близ Диканьки » были воспоминаниями из фольклора и небылиц, рассказанных крестьянами, среди которых он вырос.

Несмотря на то, что в то время его называли соцреалистом, во многих рассказах Гоголя чувствовалась мрачность. Это, без сомнения, было связано с отчуждением, которое он чувствовал в детстве, а также с почти универсальной тенденцией сказок, независимо от культуры, в которой они возникли, останавливаться на жутком и шокирующем. Многие сравнивали Гоголя с его современником и коллегой-мастером рассказа Эдгаром Алланом По. Истории в Вечера на хуторе близ Диканьки содержатся в обрамляющем устройстве, в котором пчеловод Панько Рыжеволосый объясняет, что это сборник фантастических историй, которые он слышал на протяжении многих лет, и которые вам повезло услышать рассказанные им, так как он чудесный рассказчик. Сам Гоголь тоже был довольно опытным устным рассказчиком, и слушать, как он читает свои собственные рассказы, считалось большим удовольствием.

Среди этих сказок — «Ночь перед Рождеством», рассказ, по которому снят фильм 1961 года « Вечера на хуторе близ Диканьки » и который ранее был основой для многих экранизаций, в том числе опер два величайших композитора России, Чайковский (1887) и Николай Римский-Корсаков (1895). Он также дважды был экранизирован до версии 1961 года, сначала в 1913 году, а затем снова как прекрасный анимационный фильм в 1951 году. В обеих предыдущих экранизациях, а также в 1961, сценарий близко к гоголевскому оригиналу, и все довольно приятно. Но версия 1961 года — это нечто особенное, хотя бы потому, что она подчеркнута восхитительными эффектами, впервые использованными режиссером Александром Пчуко в фильмах « Садко » (1952) и « Илья Муромец » (1956) — великолепных экранизациях короткометражек. рассказы друга Гоголя Александра Пушкина.

Раньше у Дьявола было гораздо больше дел в канун Рождества, чем в наши дни, поскольку его более или менее вытеснили злые дела во время Рождества давками в Черную пятницу. Однако было время, когда Ол’Скретч считал ночь перед Рождеством главным временем для кражи душ, когда так много паникующих, огорченных, подавленных или иным образом уязвимых людей созрели для искушения. Сезон зимних праздников изобилует традициями, старыми и новыми, религиозными и светскими. Если вы никогда не сталкивались с версиями Санта-Клауса до того, как Мэйси заполучила его, вы действительно должны это сделать. По всей Европе (куда Санта обычно приезжает в начале декабря, где-то 5 или 6 числа) легендарный Санта-Клаус сильно отличается от того веселого толстяка, которого мы знаем в Соединенных Штатах. В некоторых из древнейших легенд Санта — это бог Один, и он празднует зимний сезон, доставляя подарки и возглавляя Дикую Охоту. Позже мы получаем таких парней, как Синтерклаас, который осыпает благовоспитанных голландских детей подарками, в то время как его сомнительный в культурном отношении блэкфейс-приятель Зварте Пит имеет дело с плохими маленькими мальчиками и девочками — обычно завязывая их в мешок, избивая их, и уводили их работать рабами в испанские соляные шахты или что-то в этом роде. В Германии Санта путешествует с другим приятелем, Кнехтом Рупрехтом, который прибывает раньше Санты и требует, чтобы дети пели и танцевали для него. Если ребенок хорошо себя ведет, это считается признаком хорошего поведения, и Санта придет, чтобы подарить ему сладости. Если, однако, они будут плохими исполнителями, Кнехт Рупрехт бросит их в мешок, утащит в Шварцвальд и либо утопит в реке, либо съест. Или он просто прихлопнет их мешком с пеплом. У Франции есть отец Фуэттар, еще один закадычный друг Санты, на этот раз бывший детоубийца, который любит хлестать детей кнутом.

Но ни один из многочисленных приятелей Санты не добился такой культовой популярности, как Крампус, дьявольский козлочеловек с болтающим языком, популярный в немецких, итальянских и особенно австрийских Альпах. Крампус, который, как и любой другой закадычный друг Санты, проводит большую часть своего времени, порывая или топя детей, был принят все большим числом американцев, которые устраивают свои собственные фестивали Крампуса. Но даже самые неуправляемые американские празднования Крампуснахта бледнеют по сравнению с пьяным, развратным безумием Крампуснахты в Австрии, где проходят самые масштабные празднования и часто заканчиваются заснеженными улицами, усеянными бессознательными, окровавленными пьяницами в кошмарных и богато украшенные костюмы дьявола.

Неудивительно, что в наши дни оскорбительные приятели и рождественские дьяволы играют меньшую роль в праздновании Рождества, чем когда-то, и поэтому они встречаются в рождественских фильмах гораздо реже, чем хотелось бы кому-то вроде меня. К счастью, у нас еще есть «Вечера на хуторе близ Диканьки» — задорная, занимательная прогулка, повествующая о угрюмом кузнеце, его победе над сатаной и любви к местной красавице. Он начинается так, как и должно быть во всех хороших рождественских фильмах: сцена весёлой ведьмы, которая летит по ночному небу верхом на своей метле, собирая звёзды для своего сверхъестественного зелья, в то время как дьявол машет луной и кладёт её себе в карман. Тем временем трое деревенских старейшин собираются, чтобы напиться в местной таверне, по пути замечая, что в ту ночь особенно темно и что кто-то, кажется, украл луну. Дьявол в ответ насылает метель, чтобы похоронить трех гуляк, которые разделяются в метель. В истинном духе двоим все же удается добраться до таверны.

Среди старейшин Чуб (Александр Хвыля), у которого есть дочь, розовощекая красавица Оксана (Л. Мызникова), в которую влюблен каждый порядочный мужик в деревне. Ее самый решительный жених — молодой кузнец по имени Вакула (Юрий Тавров), который оказывается сыном Солохи (Людмила Хитяева) — той самой ведьмы, которую мы видели в начале фильма. К несчастью для Вакулы, Оксана больше заинтересована в флирте, катании на санках и развлечениях, чем в том, чтобы остепениться с торжественным, хотя и надежным кузнецом. Как будто его угрюмой, безответной любви к бойкой, но временами черствой Оксане было недостаточно, чтобы угнетать Вакулу, без его ведома Дьявола (которого за волосами и рогами сыграл Георгий Милляр, герой русских фантастических фильмов, вероятно, сыгравший Бабу Ягу). чаще, чем любой другой актер) также имеет обиду на парня. Оказывается, когда он не занимается кузнечным делом и не тоскует по Оксане, Вакула добровольно проводит время в местной церкви, где рисует нелицеприятные изображения Дьявола (на самом деле иллюстрации взяты из предыдущей анимационной версии той же истории). И по воле судьбы Дьявол флиртует с ведьмой-матерью Вакулы.

Солоха так же популярна среди старших мужчин села, как Оксана среди младших. Пока Дьявол в своем коттедже ухаживает, кто может заглянуть, кроме влюбчивого мэра городка? Не желая, чтобы ее кокетливое знакомство с Дьяволом стало общеизвестным, она прячет старого зверя в угольном мешке, прежде чем позволить мэру войти. Она так же восприимчива к его лести, как и к дьявольской, но как только все начинает накаляться, раздается еще один стук. Затолкав мэра в другой мешок с углем, она открывает дверь и находит пьяного приятеля мэра, который тоже хочет немного пообниматься. И не успел он пуститься в свои соблазны, как раздается еще один стук, в результате чего еще одного старосту запихивают в мешок с углем (хорошо, что у нее есть сын-кузнец), а сам Чуб входит и начинает строить спальные глазки неотразимому ведьма.

В то время как его мать жонглирует всеми женатыми мужчинами в городе (и Дьяволом, который кажется совершенно невинным по сравнению с ухмыляющимися казаками вокруг него), Вакула предлагает значительно менее искусное ухаживание Оксане. Так вот, старейшины города могут быть немного похотливыми по своей природе, но, по крайней мере, у них есть какая-то игра, и они продолжают моргать ресницами женщине, которая восприимчива к их соблазнам. Вакуле было бы очень полезно провести с ними ночь или две и получить несколько советов. Его ухаживания включают в себя гораздо меньше подмигиваний и провозглашения красоты женщины и гораздо больше разочарованных надутых губ и угроз убить себя, если Оксана его не любит. С одной стороны, Оксана может быть немного поверхностной и жестокой. С другой стороны, этот чувак не подвох, ведя себя так, как он. Оксана говорит, что выйдет замуж за Вакулу только в том случае, если он принесет ей в подарок украшенные драгоценностями туфельки царицы.

Предполагая, что эта невыполнимая задача станет окончательным отказом, Вакула бредет домой, и его прибытие приводит к тому, что последние женихи его матери снова оказываются спрятанными в мешке с углем. Увидев мешки с углем, он решает утопить свои печали, таща тяжелые ноши в кузницу. Однако на полпути он решает, что, ей-богу, он получит царицыны туфли, даже если для этого придется посетить местного колдуна и заключить сделку с Дьяволом, который, как вскоре узнает Вакула, стоит прямо за ним и ищет возможности портить вещи влюбленному молодому кузнецу.

Несмотря на присутствие Дьявола и склонного к суициду сталкера, который хочет украсть женские туфли, Вечера на хуторе близ Диканьки — насквозь беззаботное дело. Дьявол похож на прыгающего шутника, меньше о том, чтобы сдирать кожу с людей заживо или заставлять их делать странные изгибы назад (что, кажется, является тем, что современные фильмы об одержимости/экзорцизме считают его любимым приемом), и с большей вероятностью споткнет кого-нибудь, ущипнет за зад. , или пердеть в переполненной комнате. И хотя по современным меркам романтическое стремление Вакулы к Оксане одержимо, по меркам сказок оно положительно разумно и здорово, что, возможно, больше говорит о качестве романтики в старых сказках, чем о пригодности Вакулы в качестве мужа. В целом, однако, в 9 тьме мало что можно найти.0003 «Вечера на хуторе близ Диканьки» — фарсовые шутки и дикие спецэффекты.

В фильме сразу же появляются причудливые спецэффекты, такие как полуночный полет Солохи на метле и похищение луны Дьяволом, черпая вдохновение из стилизованных эффектов, изобретенных десятилетиями ранее фокусником, ставшим кинорежиссером Жоржем Мельесом. Выдающийся эпизод происходит, когда Вакула переворачивает столы на Дьявола, запрыгивая на спину демона и улетая в Санкт-Петербург в безумном замысле, чтобы получить эти столь желанные туфли и завоевать сердце раздражительной Оксаны. В основном это рир-проекция и наложенные друг на друга изображения двух парней, крутящихся на проводах, но прекрасно вписывающихся в особую атмосферу.

Когда фильм не смотрит, как Вакула летает на спине Дьявола или как Оксана смеется и катается на санках со своими друзьями, он проводит время с троицей пьяных стариков. Возможно, немного слишком много времени . В параде комедии о человеке в мешке есть моменты, когда это смешно, но есть и моменты, когда вы действительно хотите, чтобы фильм, как и вы, потерял интерес к затруднительному положению трех пьяниц в мешках с углем и вернулся. Вакуле, крадущемуся по дворцам с Дьяволом в кармане пальто. Этого слишком долгого размышления над такими шутками вряд ли достаточно, чтобы сорвать фильм, настолько приятна остальная часть рассказа. По крайней мере, у всех старейшин величественные усы.

На фоне такого веселого веселья серьезное поведение и надутые губы Вакулы делают его немного никчемным, но актер Юрий Тавров сохраняет симпатию задумчивого молодого человека, играя его почти до пародии. В то время как все остальные празднуют и резвятся, Вакула бродит по деревне с постоянной грозовой тучей над ним. Даже Дьявол более приятная компания. Тем не менее, из него получается полезный главный герой просто потому, что он маловероятен для того, чтобы взобраться на спину дьявола, отправить демона в Санкт-Петербург и проникнуть во дворец царицы. Кроме того, вместо того, чтобы изображать Оксану избалованной мучительницей мужчин, актриса Л. Мызникова вызывает сочувствие к персонажу, поскольку она начинает сожалеть о том, что была грубой по отношению к Вакуле, задает (без наказания или принуждения) ее собственный эгоизм и хочет загладить свою вину перед бесконечно унижаемым, но вечно верным шутом. За свой опыт полетов на дьяволе и тусовок с мычащими курильщиками трубок в роскошных одеждах Вакула учится быть менее угрюмым. Знаешь, эти двое детей могут выжить.

Александр Роу не так известен, как Александр Птушко, но в России он признан одним из великих мастеров русского фэнтези. Начиная с « Кащей Бессмертный » 1945 года, фильмография Роу представляет собой виртуальный тур по некоторым причудливым русским фантастическим фильмам, в том числе « Королевство кривых зеркал» (1964), Джек Фрост, (1965), Огонь, вода. и Pipes of Glory (1968) и Barbara the Fair with the Silken Hair (1969). Ассистент Роу — супервайзер по спецэффектам Леонид Акимов, который работал над рядом фильмов со спецэффектами, в том числе над фильмом Роу « Волшебный ткач ». На фоне заснеженной украинской деревни они создают впечатляющую постановку с ограниченным бюджетом, по меркам большей части остальной Европы. Вместо того, чтобы считать сельскую деревню и окрестные снежные равнины угнетающими или унылыми, они превращают все в зимнюю сказку, полную пьяных танцующих казаков, смеющихся розовощеких девиц, катающихся на санках по снежным дюнам, и упрямых молодых кузнецов, летающих на дьявольской спине. . Вот так и надо все проведут канун Рождества.

Читать онлайн книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки. Николай Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки Рассказы, изданные пчеловодом, рудосклад

Цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» — представляет во всей красе живописную картину украинской жизни XVII-XVIII вв. Период, в который Гоголь создал свой шедевр, был самым счастливым в жизни автора, полным воплощенных впоследствии грандиозных литературных замыслов. Наряду с всенародным признанием цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил высокую оценку гениального писателя современности — Александра Сергеевича Пушкина.

История создания

Детство Гоголя прошло в одном из живописнейших мест Украины — на Полтавщине, в селе Диканька. С древних времен об этом месте ходило множество фантастических слухов и легенд. Отголоски детских впечатлений в полной мере отразились в ряде повестей Гоголя, составивших единый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1829 году автор начал работу над произведением, а в 1831-1832 годах цикл был опубликован и получил высокую оценку литературной общественности. Отдельные рассказы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» претерпели множество театральных постановок и экранизаций.

Анализ работы

Описание работы

Каждой из частей предшествует ироничное повествование вымышленного автора — пчеловода Рудого Паньки.

Сорочинская ярмарка. История о смекалистом, щеголеватом парне Грицке, который своей хитростью и находчивостью завоевал право жениться на богатой барыне Параске. Действие сопровождается красочным описанием ярмарок и отличается особой сатирической обрисовкой образов некоторых героев.

Вечер накануне Ивана Купалы. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, говорит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его владельцу.

Майская ночь или Утопленница. Эта история отчасти перекликается с сюжетом Сорочинской ярмарки. У молодого казака Левки есть любимая девушка Ганна. Чтобы воссоединиться со своей будущей невестой, хитрому юноше приходится обратиться к помощи мистической девушки — утонувшей Панночки.

Пропавшая буква. Рассказ пронизан фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дедушка, у которого украли письмо, деньги, лошадей и шляпу, с помощью крестного знамения отвоевывает у ведьмы украденные карты.

Сочельник. И снова история женитьбы простого и сообразительного паренька на прекрасной даме. Кузнец Вакула завоевывает любовь богатой деревенской красавицы Оксаны. Они находят свое счастье не без помощи злых духов. Умиленная невинностью кузнеца, королева дарит будущей невесте кузнеца заветные шнурочки.

Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическом повествовательном стиле. Жуткая история казачьего атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденных сделать страшный выбор в отношении своего отца-колдуна. В конце истории колдун сполна расплачивается за свои ужасные злодеяния.

Иван Федорович Шпонька и его тетя. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся получить свое наследство. Единственный незаконченный рассказ гоголевского цикла.

заколдованное место. Рассказ о злых шутках злых духов. Фантасмагорическая история о поисках и нахождении «клада» в заколдованном месте.

главные герои

Герои цикла делятся на несколько групп:

  • юноши, обладающие и невинностью, и хитростью, и сообразительностью — Грицко, Левко и Вакула;
  • прекрасных дам, родители которых очень придирчиво относятся к своим будущим женихам — Параска, Ганна, Оксана;
  • комических персонажей показаны во всей полноте гоголевского юмора — Пацюк, Чуб, Шпонька и другие;
  • злых духов, проделки которых часто наказывают героев некоторых рассказов цикла (Петрус, Дедушка из последнего рассказа) за их страсть к богатству, а иногда злые духи становятся помощниками хитрым и смекалистым персонажам в достижении их цели.

Структура работы

Композиционно произведение состоит из 8 рассказов, объединенных в две книги (по 4 истории в каждой). Знакомство с красочным миром украинской жизни — это предисловие вымышленного издателя Рудия Панка, которое предваряет каждую из книг.

Подлинная поэзия, увиденная автором в жизни и традициях украинского народа, раскрывается в самых разнообразных ее проявлениях: бытовые сцены современной жизни, исторические легенды и фантастические народные предания. Обилие фантасмагорических сцен призвано дать большее противопоставление добра и зла, борьбу между христианским началом и чертовщиной.

Окончательный вывод

Произведение Гоголя представляет особую ценность — личность, описанная с большой любовью простого человека, ничуть не умаленная присутствием сатиры. Многие персонажи описаны с изрядной долей хорошего юмора, почерпнутого автором в реальной жизни украинских крестьян того времени. Оригинальность стиля, поэтический талант к изображению природных красот малороссийской деревни, лиризм и добрый смех делают блестящий цикл молодого писателя настоящим шедевром мировой литературы

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный классик русской литературы.
Сказки Гоголя разнообразны как по своим мотивам, так и по описываемым в них событиям. Взять хотя бы самые известные: «», «», «», «», «», «», «», «» — у каждого свои герои, свои чудеса и свои события.

Одним из самых мистических и необычных писателей России за всю ее историю был, несомненно, Николай Васильевич Гоголь — как изящно, просто и в то же время фантастично и удивительно красиво Сказки Гоголя Николая Васильевича «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, его рассказы, рассказы, пьесы и комедии…

Действительно , вряд ли можно найти другого такого автора, который смог бы с непревзойденной точностью и мастерством писать не только о бытовых вещах (вроде быта украинского села), но и описывать мистические явления и явления (вроде нечистой силы, полетов на св. похищение луны и др.).

Сказки Гоголя — одно из лучших его произведений, в котором проявилась вся любовь автора к Малороссии, к украинскому народу и традициям, к быту простых крестьян, их верованиям, праздникам, обычаям. Почти все произведения пера Николая Васильевича, посвященные этой теме, вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они писались автором в течение трех лет и были опубликованы в 1831 г. (первый том гоголевских сказок) и в 1832 г. (второй том).

Своеобразным «географическим центром» гоголевских сказок, собранных в «Вечера на хуторе близ Диканьки» , как видно из самого названия, стала та самая Диканька из детства Николая Васильевича — место его рождения и жизни. Еще одним примечательным фактом является то, что все произведения из сборника связаны так называемым «обрамляющим сюжетом», поскольку, по замыслу автора, эти сказки и легенды якобы были собраны и записаны украинским пчеловодом Руди Панком из слова деда Фомы Григорьевича, казака.

Сказки Гоголя разнообразны как по своим мотивам, так и по описываемым в них событиям. Взять хотя бы самые известные: «», «», «», «», «», «», «», «» — у каждого свои герои, свои чудеса и свои события. Но объединяет все эти сказки одно – они изображают во всей красе славный, добрый, трудолюбивый и честный украинский народ с его верованиями, традициями и даже легендами. Ведь красивым девушкам и смелым, чистым сердцем парням в творчестве противостоят мистические, полуязыческие потусторонние силы. Однако добро в этих сказках все равно побеждает, справедливость торжествует, а нечисть уходит ни с чем. Так автор противопоставляет одухотворенность, свет и благодать человеческой души тьме потустороннего мира.

Сказки Гоголя до сих пор любят во всех уголках и России, и Украины. Их изучают в школе, их читают дети и взрослые. И причина тому не только сенсационная мистика этих произведений, но и искрометный юмор, харизматичные персонажи, талантливое изображение жизни украинского села.

Крамаренко Александр

Материал содержит историю создания работы и изложения.

Скачать:

Предпросмотр:

История создания рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» (слайд 1)

1. Как известно, детство Гоголя прошло недалеко от села Диканька. (слайд 2) Место это уникальное, многие считают его мистическим. Украина всегда отличалась своим особым колоритом.

2. У Гоголя была смелая идея – написать серию рассказов на украинские темы (слайд 3). Писатель начал работать над ней в 1829 году, а в 1831 году вышла первая книга «Вечера…», а через год — вторая. Получился удивительный сборник рассказов о прекрасном месте Украины.

1. Он включает 8 частей (слайд 4), которые разделены на 2 книги. В первую вошли Сорочинская ярмарка. , Вечер накануне Ивана Купалы , Майская ночь или утопленница , И Отсутствует устав .

Во второй — Страшная месть, Иван Федорович и его тетка, Заколдованное место и Ночь перед Рождеством.

2. Известно, что для создания своей первой книги писатель использовал не только украинские исторические легенды, (слайд 5), которые ему помогли собрать родственники и друзья, но и другие источники.

1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были встречены положительными отзывами критиков. Они отметили разнообразие, яркость, удивительный юмор, национальный колорит и народные предания. (слайд 6) А.С. Пушкин писал: «Только что прочитал «Вечера близ Диканьки». Они поразили меня. Здесь настоящее веселье, искреннее, непринужденное, без жеманства, без скованности. А местами какая поэзия! ..»

2. Действие произведения свободное (слайд 7) переносится из 19 века в 17, а затем в 18, и снова в 17, и снова возвращает нас в 19 векй.

Гоголь передал в своих рассказах неподдельную веселость, простоту и правдивость.

Юмор Гоголя (слайд 8) заставляет нас смеяться, потому что юмор — это изображение героев в смешном виде, смех веселый, доброжелательный. Даже злые силы изображены не страшно, а смешно. Особенно это видно в рассказе «Ночь перед Рождеством».

1. В этом рассказе Гоголя(слайд 9) как нельзя точно описать быт, наряды, украинский фольклор того времени. Писателя вдохновляли народные поверья, (слайд 10), связанные с этим праздником, ведь именно в ночь перед Рождеством происходят самые разнообразные чудеса.

Предварительный просмотр:

Для использования предварительного просмотра презентаций создайте себе учетную запись (аккаунт) Google и войдите в нее: https://accounts. google.com


Подписи к слайдам:

История создания » Вечера на хуторе близ Диканьки»

Украина — удивительное, неповторимое, мистическое место. Овеян различными поверьями и легендами.

Писатель начал работать над циклом рассказов в 1829 г., а в 1831 г. вышла первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», а через год — вторая. Получился замечательный сборник рассказов.

Первая книга: 1. Сорочинская ярмарка 2. Вечер накануне Ивана Купалы 3. Майская ночь или Утопленница 4. Пропавшее письмо Вторая книга: 1. Страшная месть 2. Иван Федорович и его тетя 3. Заколдованное место 4. Ночь перед рождеством

Гоголь и родственники. Гоголь среди друзей Друзья и родственники помогали писателю собирать исторические легенды.

«Только что прочитал «Вечера близ Диканьки». Они поразили меня. Здесь настоящее веселье, искреннее, непринужденное, без жеманства, без скованности. А местами какая поэзия! …»А.С.Пушкин

XIX XVII XVIII XVII XIX

Юмор Гоголя Юмор — образ Героев в смешном виде, смех веселее, Доброжелательнее.

«Сочельник»

«Вечера…» состоят из двух глав по четыре истории в каждой. Ниже приводится краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки». Читайте дальше, возможно, вам захочется прочитать полные текстовые истории.

Часть первая


Сорочинская ярмарка.
Однажды на ярмарку в Сорочинец поехала семья в составе Солопа Черевика, его жены и дочери. Один из парней попросил руки девушки, но Солопия отказалась.
По ярмарке ходили слухи о красном свитке дьявола. Утром Черевик нашел гильзу от красного свитка. Позже он обнаружил, что лошадь пропала. Его арестовали и обвинили в краже его кобылы. Грицко отпустил Черевика, и тот согласился на свадьбу.

Вечер накануне Ивана Купалы.
Влюбился в бедную Петрусь Педорку, дочь Коржа. Черт обещал помочь, если сорвет цветок папоротника. Цветок указывал на место, где был клад. Чтобы получить его, Петрус убил мальчика и получил золото. 901:35 Корж дал согласие на свадьбу. Но Петрус всегда сидел возле золота. Волшебница пришла в дом Петруся, он проснулся и увидел перед собой мальчика. Утром вместо Петруса нашли пепел, а вместо мешков с золотом — черепки.

Майская ночь или Утопленница.
Левко рассказывает об этом своей Ханне. У сотника была дочь и жена — ведьма. Отец выгнал дочь из дома, и она утопилась. Однажды она утащила свою мачеху под воду. Но она превратилась в утопленницу и теперь дама не знает, кто из них ведьма. 901:35 Отец Левко увидел Ханну. Однажды Левко увидел в пруду маленькую даму. В одной из утонувших женщин он узнал свою мачеху. В благодарность дама вручила ему записку к его начальнику, в которой он приказал обвенчать Левко и Ганну.

Пропавшая буква.
Дедушка рассказчика зашил письмо в шапку и отправился в путь. По дороге он остановился на ярмарке. Там он познакомился с запорожцем. Он попросил деда сказочника бодрствовать по ночам и следить, чтобы черт не увлек его. Но дедушка все равно заснул. Просыпается — шапки с дипломом нет. Он ушел в лес ночью и вышел к костру, у которого сидели ведьмы. Дедушка стал грозить всех ведьм перекрестить, а они шляпу и коня отдали.

Часть вторая


Сочельник.
Дочь Чуба Оксана сказала, что выйдет замуж за Вакулу, если он принесет ей царские тапочки.
Вакула вынес из дома сумку с чертом, которую спрятала там его мать, и пошел к Пацюку. Он посоветовал ему отправиться в ад.
Вакула вылетел на линию к и пошел к ферзю. Он попросил у нее тапочки, она велела дать ему туфли, расшитые золотом. Вакула пошел к Чубу и тот согласился отдать ему свою дочь Оксану. Вакула подарил ей тапочки, и они поженились.

Ужасная месть.
На свадьбе Данилы и Катерины появился колдун. Ей стало сниться, что он предлагает ей выйти замуж. Катерина узнала, что колдун — ее отец. Его решили казнить, но он убедил Катерину отпустить его.
Через некоторое время в бою колдун застрелил Данилу. Катерина продолжала мечтать, что колдун убьет ее сына, если она не согласится выйти за него замуж. В селе появился гость, якобы друг Данилы. Катерина узнала в нем колдуна, бросилась на него с ножом, но он заколол ее насмерть.
Колдун стал преследовать своего замечательного рыцаря, пытался от него спрятаться, но не удалось. И колдун умер.

Иван Федорович Шпонька и его тетя.
Иван Шпонька уволился со службы и вернулся в свое имение с теткой. Она уговорила его пойти к соседу искать в дар землю. Там он познакомился с двумя своими сестрами. Тетка решила выдать своего племянника замуж за одного из них. Чем закончилась история, неизвестно, так как рукопись обрывается.

Заколдованное место.
Однажды дедушка танцевал в саду, но вдруг очутился в другом месте в поле возле могилы, понял, что там клад, отметил место и решил прийти сюда снова. Вернувшись на днях ночью и начав копать, он выкопал котел. Злой дух напугал его, но он все же притащил котел домой. Открыл, а там всякая фигня. С тех пор дед решил не верить черту, огородил то место плетнем и ничего на нем не сажал.

Срочно нужен!!! Краткое содержание книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» по главам!!! Заранее спасибо!

  1. Вечера состоят из двух глав по четыре истории в каждой. Ниже краткое изложение вечера на хуторе близ Диканьки. Прочтите, и, возможно, вам захочется прочитать полный текст рассказов.

    Часть первая

    Сорочинская ярмарка.
    Однажды на ярмарку в Сорочинец поехала семья в составе Солопа Черевика, его жены и дочери. Один из парней попросил руки девушки, но Солопия отказалась.
    По ярмарке ходили слухи о красном свитке дьявола. Утром Черевик нашел гильзу от красного свитка. Позже он обнаружил, что лошадь пропала. Его арестовали и обвинили в краже его кобылы. Грицко отпустил Черевика, и тот согласился на свадьбу.

    Вечер накануне Ивана Купалы.
    Влюбился в бедную Петрусь Педорку, дочь Коржа. Черт обещал помочь, если сорвет цветок папоротника. Цветок указывал на место, где был клад. Чтобы получить его, Петрус убил мальчика и получил золото. 901:35 Корж дал согласие на свадьбу. Но Петрус всегда сидел возле золота. Волшебница пришла в дом Петруся, он проснулся и увидел перед собой мальчика. Утром вместо Петруса нашли пепел, а вместо мешков с золотом — черепки.

    Майская ночь или Утопленница.
    Левко рассказывает эту историю своей Ханне. У сотника была дочь и жена — ведьма. Отец выгнал дочь из дома, и она утопилась. Однажды она утащила свою мачеху под воду. Но она превратилась в утопленницу и теперь дама не знает, кто из них ведьма. 901:35 Отец Левко увидел Ханну. Однажды Левко увидел в пруду маленькую даму. В одной из утонувших женщин он узнал свою мачеху. В благодарность дама вручила ему записку к его начальнику, в которой он приказал обвенчать Левко и Ганну.

    Пропавшая буква.
    Дедушка рассказчика зашил письмо в шапку и отправился в путь. По дороге он остановился на ярмарке. Там он познакомился с запорожцем. Он попросил деда сказочника бодрствовать по ночам и следить, чтобы черт не увлек его. Но дедушка все равно заснул. Просыпается шапка без диплома. Он ушел в лес ночью и вышел к костру, у которого сидели ведьмы. Дедушка стал грозить всех ведьм перекрестить, а они шляпу и коня отдали.

    Часть вторая

    Сочельник.
    Дочь Чуба Оксана сказала, что выйдет замуж за Вакулу, если он принесет ей царские тапочки.
    Вакула вынес из дома сумку с чертом, которую спрятала там его мать, и пошел к Пацюку. Он посоветовал ему отправиться в ад.
    Вакула полетел по прямой в Петербург и пошел к королеве. Он попросил у нее тапочки, она велела дать ему туфли, расшитые золотом. Вакула пошел к Чубу и тот согласился отдать ему свою дочь Оксану. Вакула подарил ей тапочки, и они поженились.

    Страшная месть.
    На свадьбе Данилы и Катерины появился колдун. Ей стало сниться, что он предлагает ей выйти замуж. Катерина узнала, что колдун — ее отец. Его решили казнить, но он убедил Катерину отпустить его.
    Через некоторое время в бою колдун застрелил Данилу. Катерина продолжала мечтать, что колдун убьет ее сына, если она не согласится выйти за него замуж. В селе появился гость, якобы друг Данилы. Катерина узнала в нем колдуна, бросилась на него с ножом, но он заколол ее насмерть.
    Колдун стал преследовать своего замечательного рыцаря, пытался от него спрятаться, но не удалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *