Н в гоголь заколдованное место главная мысль: Главная мысль рассказа заколдованное место

Энциклопедия сказочных героев: Гоголь Н. «Заколдованное место»

Гоголь Н. В. сказка «Заколдованное место»

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки «Заколдованное место

  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Главная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка «Заколдованное место»
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом — пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз
Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.

Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит — не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась — клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.
На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.

На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед — никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. «Вот ты где, голубчик» — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.

Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь — а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

Описание заколдованное место. Анализ произведения Н

Гоголь Н. В. сказка «Заколдованное место»

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки «Заколдованное место

  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Главная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка «Заколдованное место»
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом — пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз

Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.
Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит — не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась — клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.

На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед — никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. «Вот ты где, голубчик» — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.
Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь — а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Заколдованное место»

Повестью «Заколдованное место» (четвёртой ), заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 — 1830 гг.

В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит. В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Главные герои

Дед Максим

Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Заключение

Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.

«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.

/ / / Чему учит повесть Гоголя «Заколдованное место»?

Повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – не просто «небылица» о нечисти, а поучительная история. В ней писатель реализует идею о том, что нажиться нечестным трудом не получается ни у кого. Раскрывается она постепенно в сюжете с реальными и фантастическими событиями.

Указанный поучительный вывод проявляется в конце повести, до этого же внимательный читатель может найти еще много мудрых житейских уроков. Наш народ издавна верил в нечистую силу. Действительно, с людьми случались разные, порой совсем неимоверные вещи, поэтому основания для осторожности были. Современный человек легкомысленно относится к черту, но иногда возникают мысли о том, что нужно быть поосторожнее.

Дьячок, внук главного героя произведения, убедился в том, что если дьявол захочет «обморочить» человека, сделает это без труда. И хорошо, если человек отделается только обманом, как дед Максим. Дьячок понимает, что все могло бы закончиться и хуже, поэтому остерегает своих слушателей связываться с чертом.

В передрягу с дьявольским местом главный герой попал из-за того, что любил похвастаться. Он начал танцевать, чтобы показать чумакам, что еще ловок. Несколько раз дед пытался вытанцевать на заколдованном месте, но ничего не получалось. Несколько раз он повторял свои попытки, пока не раздразнил дьявола. Этот случай заставляет хвастунов задуматься над своим поведением. Иногда разумнее вовремя остановиться, чтобы уберечь самого себя от неприятностей.

Н.В. Гоголь в «Заколдованном месте» еще раз показывает, на что способна смелость и упорство. Дед Максим не испугался ни сатану, ни проклятого места. Он смело вступил в сражение за клад. Храбрость помогла герою добраться домой, да еще и клад найти. Если бы старик испугался, он, скорее всего, заблудился бы, так как черт продолжал бы морочить ему голову.

За кладом герой отправился не для собственной выгоды. Он думал порадовать внуков сладостями и жупанами. Можно утверждать, что клад найти ему помогла любовь к близким. Таким образом, писатель еще раз доказывает, что светлое чувство способно творить чудеса.

Эпизод, в котором дед появляется с бочкой в руках, изображен в юмористическом тоне. Старик с восторгом рассказывает внукам о том, что принес для них богатство, а потом обнаруживает мусор. В этом эпизоде автор высмеивает жажду к легкой наживе, утверждает, что заработать деньги, которые пойдут в пользу, можно только честным трудом.

После этого случая дед Максим остерегает внуков иметь дело с нечистым. Это предостережение стоит воспринимать не только в прямом, но и в переносном значении. Не нужно вестись на легкий заработок, так как можно остаться ни с чем.

Христиане издавна почитают Бога, считая, что он может защитить от любой напасти. Так и в повести Н.В. Гоголя дед Максим после встречи с чертом обращается к Господу и других призывает делать то же самое. Эта деталь тоже своего рода поучение, особенно для христиан.

Повесть Н.В. Гоголя можно воспринимать по-разному: и как правду, и как выдумку для легковерных слушателей. Это личное дело каждого читателя. Но запомнить поданные писателем уроки стоит.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец… черт знает, что такое!

N в гоголевском заколдованном месте главных героев.

Написание реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место ».

// / О чем говорит сказка Гоголя «Заколдованное место»?

Сказка Н.В.Гоголя «Заколдованное место» — не просто «нобыззи» о нечистом, а поучительный рассказ. В нем писатель реализует идею о том, что в нечестной работе не бывает. Он раскрывается постепенно в сюжете с реальными и фантастическими событиями.

Указанный поучительный вывод проявляется в конце рассказа, пока такой же внимательный читатель не сможет найти много мудрых житейских уроков. Наш народ не раз верил в нечистую силу. Действительно, с людьми случались разные вещи, иногда совершенно невероятные, поэтому были основания для осторожности. Современный мужчина легкомысленно относится к линейке, но иногда возникают мысли о том, что нужно быть осторожным.

Дечека, внук главного героя произведения, был убеждён, что если черт захочет «раскрошить» человека, то сделает это без труда. И хорошо, если человек разлучен только обманом, как дедушка Максим. Дечек понимает, что все могло закончиться и хуже, поэтому носил своих слушателей на связь с линией.

Перед дьявольским местом главный герой пал из-за того, что любил похвастаться. Он начал танцевать, чтобы показать чуме, что все еще ловкий. Несколько раз дедушка пытался выйти на заколдованное место, но ничего не получалось. Несколько раз он повторял свои попытки, пока его не вдохновил дьявол. Этот случай заставляет хвастунов задуматься о своем поведении. Иногда разумнее вовремя остановиться, чтобы уберечь себя от неприятностей.

Н.В. Гоголь в «Заколдованном месте» еще раз показывает, на что способен мужество и упорство. Дед Максим не испугался ни сатаны, ни проклятого места. Он смело вступил в битву за сокровище. Храбрость помогла герою добраться домой, а также найти клад. Если бы старик испугался, то, скорее всего, заблудился бы, потому что ад продолжал бы морочить ему голову.

За складом герой пошел не ради своей выгоды. Думал порадовать внуков конфетами и запанами. Можно утверждать, что клад найти ему помогла любовь к близким. Таким образом, писатель еще раз доказывает, что светлое чувство способно творить чудеса.

Эпизод, в котором дед появляется с бочкой в ​​руках, изображен в юмористическом тоне. Старик с восторгом рассказывает внукам о том, что принесло им богатство, а потом обнаруживает мусор. В этом эпизоде ​​у автора рождается жажда легкой наживы, претензии к заработку денег, которые будут в пользу, могут быть только честными.

После этого случая дедушка Максим спасает внуков от нечисти. Это предупреждение следует воспринимать не только в прямом, но и в переносном значении. Не нужно держаться на легком заработке, так как можно остаться с чем угодно.

Христиане издавна почитаются Богом, считая, что он может защитить от любого нападения. Так в рассказе Н.В. Гоголя Умерший Максим после встречи с чертой обращается к Господу и других призывает сделать то же самое. Этот пункт также является своего рода учением, особенно для христиан.

Сказку Н.В. Гоголя можно воспринимать по-разному: и как правду, и как выдумку для легких. Это личное дело каждого читателя. Но помнить уроки, представленные писателем.

Ответы к школьным учебникам

Конкретно такую ​​историю можно было и не задействовать по существу. Дедушка, охранявший Баштан, вместе с внуками Чумеки, проехавшие мимо и притормозившие отдохнуть, Мама, принесшая к обеду ужин. Правда и другие бытовые подробности. Это не могло быть умопомрачительным попаданием с 1-го места на другое, которое в обычной жизни нереально найти, переворачивая пень перед лицом бугров. Может ли птичий нос отдельно от птичьего котла клевать и читать, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не могу искать медведя. В этой истории дедушка день за днем ​​в первый раз падает на одно и то же место, и там все сверкает свечой. Свеча не может так долго гореть. В этой истории реальность связана с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

На страницу 169

Рассмотрим иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Вы представили себе заколдованное место? Попробуйте нарисовать или устно описать свою собственную иллюстрацию к этой истории.

На иллюстрации М. Клодта изображен дедушка у пня с огромными глазами. Я заблокированное место, кажется, немного по-другому. Слева висит большая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре Горы «Сварливый Рынж» с красноватыми глазами выглядывал своим красноватым языком и дразнил дедушку. Дедушка по сравнению с этим хараем маленький и испуганный.

Страшная месть

Фохрестоматия

стр. 169.

1. Послушайте голос актера, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как связана интонация актера, эмоционально-гнусавая окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором рассказывает Гоголь?
2. Ведь чувство тревоги, передаваемое актером, достигает высшей точки перед словами: «…и вышел из нее колдун»?

1-2. Интонация актера меняется вместе с тем, как меняется состояние Днепра: пока она тихая и вздутая — рассказчик спокойно находит реку и природу вокруг нее, но как вода начинает волноваться, ветер проносится — теряет покой и голос актера. : то поднимается, то опускается, то начинает быстрее читать. Высшей тревожной точки голоса достигает момент появления Чернокнижника — самого страшного персонажа этой картины, единственного существа, которое не побоялось оказаться у Днепра в такую ​​поразительную ночь.

К с. 170

Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогало ему писать свои произведения так, как будто это творец не о людях, а люди по существу говорят о себе. Гоголь подробно и ярко описывает место деяний как режиссер, который должен прекрасно представить себе то, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в собственных героев. Нам кажется, что усопший по существу сначала исчезает, чтобы рассказать свою историю, а потом делает ставку на то, что слушатели невнимательны. Затем Творец перевоплощается в испуганного дедушку и говорит, что он осужден и чувствует себя дедом.

Гоголь Н.В. Сказка «Заколдованное место»

Жанр: Литературно-мистическая сказка

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, Дьякер в юности. Мальган, веселый и озорной.
  2. Гранд Максим. Важный, злой, серьезный. Я хотел найти сокровище.
  3. Мать сказочницы. Вышли к Санта-Помои.
План Вспоминая сказки «Зачарованное место 9»0031
  1. Дюче начинает рассказ
  2. Дедушка и его дым
  3. Прибытие Чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могил
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Снятие котла
  11. Горячие соли
  12. Мусор в котле.
  13. Не верьте нечистой силе.
Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложениях
  1. Дечек вспоминает свою молодость, как жил с дедушкой в ​​Дороге у дороги.
  2. Приехали однажды Чумаки и дедушка начали танцевать, но вдруг дело оказалось в незнакомом месте.
  3. Увидел дедушкину свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день дед поднялся на проклятом месте и был возле могилы.
  5. Испугался нечистой силы, но вытащил котел и принес домой.
  6. Мать деда-пенсионера с температурой, а в котле мусор был.
Основная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь, что тебе сулит нечистая сила.

Чему учит учитель «Зачарованное место»
Сказка учит не пытаться вызывать быстро, не искать клад, а работать. Он учит не верить в нечистую силу. Учит тому, что в мире много загадочного и непонятного. Учитесь быть смелыми и твердыми в вере.

Ноги по сказке «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта сказка, которую назвал сам автор. Я, конечно, не совсем поверил в эту историю, она мне все равно казалась сказочной, но читать ее было интересно. А описание нечистой силы у могилы даже вызвало улыбку, хотя не хотелось бы встретить такое ночью.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен блин, да нету воли.
Будет болото, и черти будут.
Контакт с чертой — Пляяи на себя.
Боже моли и не показывай черты.
Не такой страшный, как его маленький.

Чужие слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — Беги.
Баштан — Бахча
Кавун — арбуз
Левада — Гарде
Хустка — шарф.
Кубик — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дечек рассказывает случай юности.
Отцу посчастливилось торговать табаком, а Рассказчик, дедушка, мать и два брата остались дома. На лето дед переехал жить в дымящуюся дорогу у дороги, и взял с собой мальтийцев. И вот однажды на дороге у Чумакова появилось шесть машин. Впереди был чумак с большими СИЗЫ Усами.
Он узнал своего деда и поздоровался. Дедушка был рад старому знакомому, полез целоваться. Все расселились, взяли арбузы и дед велел играть на катке и танцевать. Да и дедушкина бабка ноги в пляс бросились. И вот он уже не выдержал и бросился разводить коленки. Повоевал, до середины дошел, а коленом не блещет. Развернулся, вернулся, еще раз, пока в то же место не придет — не работает.
Опечаленный дед Сатане, смотри, а вокруг чужой стоит. Я посмотрел на деда, увидел голубя, встал на тропинку. Идет, а ночь темна, непроглядна. Вдруг на могиле свечу зажгли — значит клад есть. Я пожалел деда, что ни лопаты, ни платья, на могилу навалил огромного Лесина и пошел домой. Пришел домой, чумаки уже ушли, ну и заснул дед.
На следующий день, ближе к вечеру, взял дедушку за лопату и пошел в Поповский сад. Шёл, бродил, могилу не нашёл. А потом пошел дождь. Санта домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день Дед не бывал в Бахче, арбузы накрыло. А вечером с лопатой прошел мимо заколдованного места, не выдержал, пошел на середину и ударил по сокету. И снова на том же месте могила была. И снова горит свеча.
Санта подошел к могиле. Она видит огромный камень, лежащий на нем. Обрезанный камень Дедушка, вытолкнутый из могилы. Остановился дед, насыпал в кулак табаку, только к носу поднести, кто-то чихает в спину, весь дед подсматривал.
Повернуть дедушку — никого. Он стал дедом копать. Уронил котелок, обрадовался. «Вот ты где, милый», — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А затем голова ягненка с вершины дерева. А медведь из-за дерева. У меня дедушка был страшный, а птичий нос, баран и медведь все повторяют.
Запутался дедушка, огляделся. И ночь ужасна — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы выглядывает какой-то харк, глаза красные, нос как мех в горне. Выкинул дед котла и просто убежал, как все исчезло, все стало тихо.
Дедушка понял, что нечистая сила только пугает. Вытащил котел с трудом и убегает со всех ног. И только в хлопках огорода остановился.
А мы в это время дома гадали, где дедушка строился. Уже мать с хутора с подземельями приехала, и уже все пожертвовали, и мать котла помыла, искала кому налить. Смотрит какая-то бочка, правильно ее кто-то отталкивает.
Решила мать, что этим крикам балуются, и залила горячими комочками прямо в бочку. Как кто родится, смотри — а это дедушка.
Заперли, услышали, ставит котел. Обещания богатства. Открывается, а там Сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силой. Чуть где покажется, сразу крестился. А на проклятое место сор и мусор велено скидывать.
Там выросли хорошие арбузы.

Картинки и иллюстрации к сказке «Волшебное место»

Яблоня Гоголя «Заколдованное место» не сохранилась, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего, она была написана в 1830 году. Рассказ «Заколдованное место» вошел во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчика. Подзаголовок цикла указывает на то, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издавал панковское масло панко. Рассказы «Вечер накануне Ивана Купалы», «пропущенные оценки» и «заколдованное место» рассказаны настоятелем одной церкви. Такое отстранение автора от участника события позволило Гоголю добиться двоякого эффекта. Во-первых, избежать обвинений композиции в «нонфилице», во-вторых, подчеркнуть народность повествования.

Сюжетная повесть действительно основана на традициях фольклора, с которыми писатель был хорошо знаком с детства. Сказки о «проклятых местах» и сокровищах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских кладах клады часто искали на кладбищах. На желанную могилу указала внезапно разбитая свеча. Традиционен для народных сказок и мотив превращения неправедно добытого богатства в хлам.

Самобытность рассказа проявляется в ярком и сочном языке, который щедро завален украинскими словами: «Чумаки». «Курни». «Баштан». «Розыгрыши». ..Чрезвычайно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической выдумки и болезненности. Читателю кажется, что он и сам находится в числе слушателей Дячьего. Такой эффект достигается за счет комментариев выше.

Главный герой рассказа — Дедушка Максим. Автор описывает это с хорошей иронией. Это бойкий, веселый и активный старичок, который любит, чтобы его брали, лихо танцует и не боится ни хрена. Дед я очень люблю слушать рассказы Чумакова. Внуков ругает, называет «собачьими детьми». Но видно же, что в рависе душа старика не замирает. А те дружно дурачились над дедушкой.

Важным элементом истории является само заколдованное место. Сейчас это назвали бы аномальной зоной. Дедушка случайно обнаружит «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «У грядки с огурцами». Так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дедушка приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искаженного пространства. Ориентиры, которые дедушка отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Он не может найти точку, с которой видны поповский голубь и писатель-резинка.

Проклятое место имеет «собственный характер». Не любит других людей, но незваных гостей не вредит, а только пугает. Нет особого вреда от проникновения иррациональных сил в реальный мир. Земля в аномальной зоне просто не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедушкой. То не позволяет ему, несмотря на все усилия, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испорченная погода, исчезновение месяца с неба, монстры. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить дедушку. В котле, который с таким трудом добывали в проклятом месте, были не драгоценности, а «болячие, пасущиеся и стыдно сказать какие».

После такой науки герой рассказа стал очень религиозным, рвал себя на борьбу с нечистой силой и наказывал всех близких. Дедушка чирикает черт, кто его так запутал. Старик делит заколдованное место плеча и выбрасывает из баштана всякую дрянь.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель одобряет представление о призраке всякого богатства, которому причиняют вред нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом принимали «заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где бунтует свидетель, поэзия и фантазия, оживает сама душа.

( 2 оценка, среднее: 5,00 из 5)

Работы по темам:

  1. Когда рассказчик, старый фома, был еще маленьким, с его дедушкой произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила его раздражает.
  2. Николай Васильевич Гоголь называл поэмой «мертвые души», так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического рассказчика. Работа не…
  3. Летом отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь очень красивые места, замечательная природа. Люблю ходить в лес за грибами…
  4. В жизни у каждого человека есть любимые места, куда он периодически возвращается независимо от его занятости и возможностей. У меня есть…

Рассказ «Заколдованное место» — один из рассказов Н. В. Гоголя из цикла «Вечер на хуторе близ Диканьки». В нем смонтированы два основных мотива: черты хулиганства и добыча клада. В этой статье приводится его резюме. Гоголя «Заколдованное место» — это книга, впервые напечатанная в 1832 году. Но время ее создания неизвестно. Считается, что это одна из самых ранних работ Великого Мастера. Освежите в памяти все ее яркие моменты.

Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Тумаки (торговцы).

Внуки дедушки.

Невестка Санты.

Краткое содержание: Гоголь, «Заколдованное место» (Вступление)

Эта история произошла давно, когда рассказчик был еще ребенком. Отец, прихватив одного из четырех сыновей, уехал торговать табаком в Крым. В хуторе остались трое парней, их мать и дедушка, заложенный Баштан (огород, засеянный арбузами и дынями) от неродившихся гостей. Как-то вечером проезжал мимо них с купцами. Среди них было много знакомых дедов. Встретившись, они бросились целоваться и вспоминать былое. Потом гости зажгли трубочки, пошли угощать. Стало весело, пошли танцевать. Дедушка тоже решил раскачать древний и показать чуму, что ему еще нет равных на пляже. Далее со стариком творилось что-то необычное. Но об этом расскажет следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие события

Дедушка был продан, но как только он дошел до огуречной грядки, его ноги вдруг перестали слушаться. Он прошел, но только толку никакого. Сзади послышался смех. Он огляделся, за его спиной никого не было. Да и место чужое вокруг. Перед ним голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. Ему на мгновение показалось, что писатель, а столб, виднеющийся из-за деревьев, — это голубь в саду местного мака. Вокруг его тьма, небо черное, месяца нет. Я пошел к дедушке по полю и вскоре вспомнил о небольшой дорожке. Внезапно впереди загорелся свет на одной из могил, потом земля. Затем свет вспыхнул в другом месте. Наш герой обрадовался, решив, что это клад. Он только жалел, что теперь у него нет лопаты. «Но это не беда, — подумал дед. «В конце концов, вы можете заметить это место». Он нашел большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел свет. Сделав это, он вернулся в свой Баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не говоря ни слова и захватив с собою дорогу, неугомонный старик отправился к Попору. Да, я не узнал эти места сейчас. Голубь есть, а Хумны нет. Дед оборачивается: есть поле, а голубь пропал. Он вернулся домой ни с чем. А на другой день, когда старик, решив ускорить новую гряду на Бштаны, ударил лопатой в то место, где его не плясало, вдруг перед ним поменялись картинки, и он оказался в том самом поле, где он видел огни. Наш герой обрадовался, подбежал к могиле, замеченной им ранее. На нем лежал большой камень. Бросив его, дедушка решил понюхать табак. Вдруг кто-то сильно чихнул на него. Старик огляделся, а никого нет. Он стал копать землю на могиле и выкопал котел. Он обрадовался и воскликнул: «А, вот где ты, волдырь!» Эти же слова срезают птице голову с ветки. А за ней ломалась с дерева голова Бараньи. Медведь выглянул из Бора и встал на ту же фразу. Не успел я сказать новых слов, как он стал восстанавливать те же лица. Испугался старик, схватил котел и бросился на няню. О том, что случилось с незадачливым героем дальше расскажет следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дедовских домиков уже надоело. Сели ужинать, но это еще не все. После трапезы хозяйка пошла в огород сыпать соли. Вдруг она увидела, как бочка лезет к ней. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помощь прямо на нее. Но оказалось, что это дедушка. В котле, который он принес с собой, были только Дрязг и Сор. С тех пор старик поклялся больше не верить чертям, а проклятое место в его саду уронит паразит. Говорили, что когда это поле арендовали под расплавленные местные плиты, черт его знает, и разобрать было нельзя.

Уже более полутора лет назад Н. В. Гоголь написал «Заколдованное место». Краткое изложение его изложено в этой статье. Сейчас он не менее популярен, чем и много лет назад.

Нет Зачарованного Дворца | American Diplomacy Est 1996

Обзор Джона Х. Брауна, доктора философии.

Марк Мазовер, Зачарованный дворец: конец империи и идеологические истоки Организации Объединенных Наций, Принстон и Оксфорд: издательство Принстонского университета, 2009 г., ISBN: 978-1-4008-3166-1, 236 стр., 24,95 долл. США

Нравится вам это или нравится, Организация Объединенных Наций широко ассоциируется с идеализмом в международных отношениях, а не с гоббсовской реальной политикой, ориентированной на государство. Для критиков ООН, которые видят в мире отвратительное и коррумпированное место, этот идеализм кажется наивным и лицемерным; для сторонников ООН, которые, как правило, более оптимистично относятся к человечеству, ее идеализм является лучом надежды.

В рецензируемой книге, основанной на серии лекций в крупных университетах США, Марка Мазовера, профессора истории и мирового порядка Айры Д. Уоллаха в Колумбийском университете (и автора авторитетной книги «Империя Гитлера: как нацисты правили Европой ), дает свое научное понимание основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Он провокационно утверждает, что ООН была «подогретой» Лигой Наций, созданной «по крайней мере с самого начала» «идеей имперского интернационализма», а не «делом Америки», как это принято считать. , продукт публичных дебатов и частных дискуссий, в которых другие страны играли незначительную роль».

Как показано в первой главе книги, сегрегационный южноафриканский политик Ян Смэтс, твердо веривший в Британскую империю, сыграл решающую роль в идеологическом происхождении ООН. Мазовер подчеркивает иронию в том, что Смэтс — «человек, чья политика сегрегации дома проложила путь к государству апартеида» — был движущей силой «приверженности всемирной организации всеобщим правам». (Неполиткорректным образом я не мог не вспомнить о параллелях между Смэтсом и сенатором Дж. Уильямом Фулбрайтом, ученым из Родса и сенатором-сегрегационистом от Арканзаса, который почти в одиночку был создателем «интернационалистской» образовательной программы в один год. после создания ООН).

ООН защитит статус-кво, по крайней мере, так думали некоторые из ее сторонников, но, в отличие от политики Лиги Наций после Первой мировой войны, «на этот раз приверженность национальному самоопределению и отказ от права были более обширными». (Истоки такого сложного развития подробно исследуются в главе 2 «Альфред Циммерн и империя свободы» и главе 3 «Нации, беженцы и территории: евреи и уроки уроков нацистского Нового порядка». »).

Основной вывод Мазовера, который следует из этих двух подробных глав, если я правильно их понял, состоит в том, что, по его словам, «[в]не, как и внутри Европы, раздел, а не права меньшинств, был новым путем к международному миру». или так считалось».

Каким бы важным ни был «имперский интернационализм» при основании ООН, по словам Мазовера, это была лишь одна из трех фаз ее эволюции. Двумя другими были рост антиимпериалистической ООН, вызванный осуждением Джавахарлалом Неру Южной Африки (подробно обсуждается в главе 4 «Неру и появление глобальной Организации Объединенных Наций»), а третьим — между 1955 и 1965, когда «Генеральная Ассамблея ООН превратилась из критика старого колониального статус-кво в защитника нового глобального порядка или национальных государств».

Итак, книга Мазовера оставляет нас с еще одной иронией: организация, первоначально созданная как международный зонтик в интересах колониализма, в конечном итоге сыграла ключевую роль в легитимации независимых стран, образовавшихся из распавшихся европейских империй. Как пишет Мазовер в послесловии к своей книге:

В действительности и законническая, и моралистическая версии международной организации, задуманные как альтернативы, с которыми сталкивается мир накануне Первой мировой войны, столетие спустя потерпели поражение от глобальный триумф суверенного государства.

Учитывая этот вывод, неудивительно, что профессор Мазовер цитирует в названии своей книги следующие замечания лорда Галифакса, исполняющего обязанности председателя делегации Великобритании на конференции в Сан-Франциско (1945 г.), которая привела к созданию ООН:

Мы действительно не можем утверждать, что наша работа совершенна или что мы создали нерушимую гарантию мира. Ибо наш дворец — не заколдованный дворец, который можно «немедленно предстать перед глазами» благодаря волшебному прикосновению или скрытой силе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *