Кто правил после андрея боголюбского: АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ — Древо

Как правил Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь Владимирский

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111 — 29 июня 1174) — князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150—1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157—1174).

Милосердие Великого князя Андрея Боголюбского к нищим и униженным. Б.Чориков. 1836г.

2-й или 3-й сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича.

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются.

Особо чтил Андрея Боголюбского царь Иоанн IV Васильевич Грозный. В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап.

Андрея Первозванного (30 нояб.). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно корой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского — непосредственного предшественника Московского царства.

Горбатов Константин Иванович 1912. Струги. Великий Новгород. . Волгоградский областной музей изобразительных искусств.

Андрей Боголюбский был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев.

Эта позиция Андрея отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского князя Изяслава Мстиславича в 1149-1154 гг., в которой Андрей выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов Андрея служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел, выделенным ему отцом владениям на юге Руси, (в частности, Вышгороду). Причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (Борис и Глеб) и хранившийся в Вышгородском женском монастыре Богородичный образ, корый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского государства. Видимо, это снискало Андрею популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г.
, после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (Всеволод Юрьевич Большое Гнездо) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.

Мужество князя Андрея под стенами Луцка. 1150 г. Гравюра Б. Чорикова

Начало правления Андрея Боголюбского сопровождалось политическими мерами, направленными на внутреннюю консолидацию княжества, следствием чего было происшедшее около 1161 г. столкновение владимирского князя с оппозицией со стороны ряда младших Юрьевичей. В результате трое младших братьев Андрея — Мстислав, Василько и Всеволод вместе с матерью последнего, второй женой Юрия Долгорукого (видимо, визант. происхождения), а также племянники Андрея, сыновья его покойного старшего брата Ростислава, вынуждены были искать убежище в Византии у императора Мануила I Комнина.

Князь изгнал также и «мужей передних» своего отца, что указывает на радикальность его преобразований.

Примерно на то же время пришелся конфликт Андрея с Ростовским епископом Леонтом, который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леонта (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от визант.) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Леонт сопротивлялся намерению Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов.

Категорический отказ Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, Патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору. Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда Андрей был вынужден отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был казнен.

Князь Мстислав в собрании князей предлагает им идти войной на половцев. Гравюра Б. Чорикова

Автократические устремления Андрея Боголюбского, поначалу ограничивавшиеся собственным княжеством, к концу 60-х гг. вышли далеко за его пределы. Если в 1159-1167 гг., в период киевского княжения Ростислава Мстиславича Смоленского, старшего двоюродного брата Андрея, на Руси существовало регулировавшееся договором политическое равновесие между киевско-смоленско-волынской княжеской группировкой и владимиро-суздальским князем, то после смерти Ростислава со всей очевидностью обнаружился перевес сил Андрея.

Захват Киева волынским князем Мстиславом Изяславичем, опиравшимся на галицкую и польскую подмогу, привел к организованному Андреем походу на Киев 11 князей, среди к-рых были не только непосредственные «подручники» владимирского князя, но и сыновья покойного Ростислава Рюрик и Давид, сидевшие на Киевщине, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские князья Олег и Игорь Святославичи, дорогобужский князь Владимир Андреевич.

Как видно, Андрей оказался во главе обширной общерусской коалиции.

Результатом похода стало взятие и разграбление в марте 1169 г. древней столицы, при котором пострадали также церкви и монастыри. Владимирский летописец характерным образом объяснял взятие Киева карой «за митрополичю неправду»: незадолго до того митрополит Константин II запретил в служении киево-печерского игумена Поликарпа, занявшего сторону Андрея в споре о постах. На киевском столе по приказу владимирского князя был посажен его младший брат Глеб Юрьевич. Это означало, что в глазах Андрея Владимир призван был стать «старше» Киева.

Битва новгородцев и суздальцев в 1170году, фрагмент иконы 1460г.

Аналогичный по размаху поход на Новгород зимой 1169/70 г., вызванный конфликтом Новгорода с Андреем. в Подвинье, где новгородская колонизация сталкивалась с владимиро-суздальской, закончился поражением владимиро-суздальского войска.

Тем не менее, новгородцы вынуждены были зимой 1171/72 г. признать верховную власть Андрея, перекрывшего жизненно важный для города подвоз хлеба с юга, и в 1172 г. принять к себе князем его сына Юрия. Чуть раньше, в 1171 г., «старейшинство» владимирского князя признали и Ростиславичи, после чего с разрешения Андрея. Роман Ростиславич получил Киев. И территориально Владимиро-Суздальская земля приобрела при Андрее заметные приращения на востоке за счет сферы влияния Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также на севере, в Заволочье (Подвинье).

Вместе с тем в 70-х гг. в типичной для Андрея Боголюбского политике военного давления и массовых походов очевидны признаки кризиса. Поход против волжских булгар в 1172 г. не нашел поддержки знати и союзных муромо-рязанских князей; в конце того же года произошло очередное возмущение Ростиславичей, а карательный поход на Киев в 1174 г. огромного войска, включавшего в себя отряды из многих русских земель, потерпел сокрушительное поражение.

Битва суздальцев с новгородцами. Вторая половина XV в

По-видимому, корни кризиса следует искать в социальной сфере. Подчеркнуто автократическое правление Андрея, сопровождавшееся чрезвычайными мерами военного и, очевидно, фискального свойства, привело к расстройству отношений между князем и знатью, причем не только старым ростово-суздальским боярством, но и новым, владимирским, в кором видят целенаправленно создававшийся Андреем в противовес родовому боярству класс служилой знати. В 1174 г. князь пал жертвой заговора, главную роль в кором играл приближенный к нему боярский род Кучковичей (позднее предание о том, будто из этого рода происходила жена Андрея, не заслуживает доверия): князь был убит ночью в своем Боголюбовском дворце.

Андрей Боголюбский. Реконструкции М. Герасимова

Подробный рассказ об этом («О убьении Андрееве»), записанный очевидцем или со слов очевидцев, сохранился в пространной редакции в Киевской летописи, в краткой — во Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков святого в 1934 г. Рассказ живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления Андрея и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью.

Его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской церкви без отпевания и только через неделю было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение. Княжеский дворец в Боголюбове был разграблен, грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери.

При всем том рассказ о гибели Андрея прославляет князя как храмоздателя, щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя христианства. Высоко оценивается личное благочестие Андрея, любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих».

Золотые ворота во Владимире

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву.

В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

С.А.Кириллов «Андрей Боголюбский. (Убиение)». 2011

Дети:

Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
Мстислав, умер 28.03.1173.
Юрий, князь Новгородский в 1173—1175 гг., в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.
Ростислава, замужем за Святославом Вщижским.
Глеб Владимирский (1155?—1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

Коммунистическая Энциклопедия

I съезд РСДРП

Первый съезд РСДРП — состоялся нелегально в Минске 1—3 (13—15) марта 1898 года. Созван по инициативе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», руководимого В. И. Лениным.

Меньшевик

Меньшевик — член правого соглашательского крыла Российской социал-демократической рабочей партии, которую возглавляли Ю. О. Мартов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели и другие.

Большевик

Большевик — член левого революционного крыла Российской социал-демократической рабочей партии, которое возглавлял Владимир Ленин.

Временное правительство в России

Временное правительство в России — центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции.

Революция 1905–1907 годов в России

Революция 1905–1907 годов в России (Первая русская революция) — первая в мире буржуазно-демократическая революция эпохи империализма, гегемоном которой выступил пролетариат во главе с марксистской партией. Она расшатала устои самодержавного строя и создала предпосылки для последующей успешной борьбы за свержение царизма.

Меньшевизм

Меньшевизм — оппортунистическое течение внутри российской социал-демократии, одно из направлений международного оппортунизма, по объективной своей роли — агентура буржуазии в рабочем движении в дореволюционной России, превратившееся после Октябрьской революции в партию мелкобуржуазной контрреволюции.

Бунд

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — мелкобуржуазная националистическая организация, объединявшая главным образом полупролетарские слои еврейских ремесленников западных областей России.

Июньский кризис

Июньский кризис — второй (после Апрельского кризиса) политический кризис в России в период от Февраля к Октябрю: один из этапов нарастания общенационального кризиса. Вызван непримиримыми противоречиями между народными массами и империалистической буржуазией по вопросам о мире и земле, о борьбе с экономической разрухой.

Отзовисты

Отзовисты — оппортунистическая группа внутри партии большевиков, оформившаяся в 1908 году в условиях столыпинской реакции. Отзовисты требовали отзыва депутатов социал-демократов из Государственной думы (отсюда название группы) и прекращения партийной работы в легальных и полулегальных организациях рабочего класса: профсоюзах, кооперативах, клубах и т. п.

Троцкизм

Троцкизм — идейно-политическое мелкобуржуазное течение, враждебное марксизму-ленинизму и международному коммунистическому движению, прикрывающее свою оппортунистическую сущность леворадикальными фразами.

Коммунистический Интернационал

Коммунистический интернационал, Коминтерн, 3-й Интернационал — международная организация, созданная в соответствии с потребностями и задачами революционного рабочего движения на первом этапе общего кризиса капитализма; действовала в 1919–1943 годах; исторический преемник 1-го Интернационала и наследник лучших традиций 2-го Интернационала.

Либерализм

Либерализм — буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя в политике и свободного рынка в экономике.

Рационализм

Рационализм — философское учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм). Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму.

Элитарное искусство

Элитарное искусство — искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита.

Всеволод III | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

(1154–1212), Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо», последний великий князь владимирский на Клязьме, правивший всей Суздальей, включая Ростов и Суздаль.

В 1169 году Всеволод, сын Юрия Владимировича «Долгорукого», участвовал в разграблении Киева, организованном его старшим братом Андреем «Боголюбским». Четыре года спустя он недолго правил Киевом в качестве поручика Андрея. После того, как его бояре убили Андрея в 1174 году, его родственники боролись за владимирский престол; в 1176 г. победил Всеволод. Он принял политику централизации Андрея и подавил всякую оппозицию со стороны соседних муромских и рязанских князей. Он разорял половецкие стойбища на Дону и вел войну с волжско-камскими булгарами и племенами мордвы, чтобы обезопасить торговый путь от Черного моря. Он увеличил свои владения, укрепив оборону на средней Волге, построив форпосты на Северной Двине, захватив города у Новгорода и присвоив его земли по Верхней Волге. Однако ему не удалось взять под свой контроль сам Новгород.

Около 1199 г., когда Всеволод заручился клятвой верности от Ростиславичей Смоленских и Мстиславичей Владимирских Волынских, они признали его старшим князем в династии Мономахов. Черниговские Ольговичи, со своей стороны, признали его военное превосходство и заключили с ним брачные союзы. Таким образом, Всеволод утвердил свое первенство над южными династиями и великим князем киевским. Однако перед смертью он разделил свои владения между всеми своими сыновьями и назначил второго старшего Юрия своим преемником. Эти действия ослабили власть владимирского князя. Всеволод умер 13 апреля 1212 года.

См. также: боярин; великий князь; новгород великий; половцы; юрий владимирович

Феннелл, Джон. (1983). Кризис средневековой России, 1200–1304 гг. Лондон: Лонгман.

Мартин Димник

Энциклопедия истории России

Подробнее Материал с encyclopedia.com

Иван II (1326–1359), князь московский и великий князь владимирский. В 1340-х годах Литва вторглась в западную Россию и бросила вызов Золотой Орде за… чили), чилли, дили, дилли, кобылки, фрилли, гилли, гилли, гилли, холми, лилли, лилии, лилии, сосочки, филли, пикадилли, пиккалилли, глупо, скилли, тилли, Тилли, волей, волей-неволей • , Дили •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, джилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия , Лили, сосочки, Фил… Пикадилли , Пикадилли •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки,… Ридли, Ридли •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лили, Лили, сосочки, Фи… Шипли, Шипли •Билли, Билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, джилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки, Ph… Prince Of Wales Charles, Ch Арль, принц Уэльский Чарльз, принц Уэльский и наследник британского престола, был, пожалуй, самым фотографируемым человеком, о котором писали больше всего…

About this article

Updated About encyclopedia. com content Print Article

You Might Also Like
NEARBY TERMS

Vsevolod I

VSD

VSCC

VSC

vsby

VSB

vs

VS

Вритти

Вритра

Вриндаван

Ври

Вругт, Йоханна Петронелла (1905–1960)

3 Вритра

0003

Vroons, Frans (actually,Franciscus)

Vroom, Victor H.

vroom

Vronsky, Vitya (1909—)

Vronsky, Vitya (1909–1992)

Vronsky, Vitya

Vroman, Leo

Vroman, Akiva

VRO

Vṛndāvana

VRN

Vsevolod III

VSG

VSI

VSL

VSM

VSO

VSOP

VSP

VSR

VST

VSV

VSW

VSWR

VT

VT.

VTC

VTE

VTECH Holdings Ltd.

VTE

VTLECH Holdings

VTE

VTELSL3 VTELSL3 VTE

VTELSL3 VTE

VTELSL3 VTE

VTELINS

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELINS

VTE

VTELM2 VTE

.

ВТМоВ

ВТО

ВТОХЛ

Церковь Преображения Господня Русская Православная

 Евангельское повествование о Преображении
 Слава Преображения
 Значение Преображения Господня
 Три Спасителя
 Слово на Преображение Господне
 Божественный свет
 Преображение Господне
 Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа

В августе месяце есть три праздника, связанные с Господом Иисусом Христом, Спасителем нашим, которые на церковном языке именуются Спасом Первым, Спасом Вторым и Спасом Третьим. Все три праздника Спасителя соединяют между собой дни Успенского поста, который длится с 14 по 28 августа.

* * *

Первый Спас — праздник Сретения Животворящего Креста, празднуется 14 августа. Вручение проходило в форме торжественного шествия, в ходе которого в этот день (1 августа по старому стилю) в Константинополе и в России совершался Крест Господень. Праздник посвящен следующему историческому событию: греческому царю Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому однажды довелось в один день пойти войной, первый против сарацин, а второй против языческого племени булгар.

И греческий царь, и русский князь имели обыкновение, когда шли на войну, брать с собой икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом и нести перед войсками крест. В этот день, 1 августа, сражаясь с булгарами, русские войска увидели, что от иконы Пресвятой Богородицы исходят огненные лучи, которые воссияли над всем войском.


Князь Андрей Боголюбский побеждает
в бою с божьей помощью.

Дивное зрелище наполнило князя Андрея таким усердием, что с помощью Божией одержал полную победу над врагами своими. В тот же день греческий царь Мануил увидел подобное чудо от иконы Пресвятой Богородицы среди своего войска эманацией огненных лучей, воссиявших над всем войском, и в этот день тоже одержал победу над сарацинами. . Царь и князь сообщали друг другу о победах, одержанных ими с помощью Божией, и о чудесном исходе от иконы Богородицы с Младенцем. В честь этого события первое августа было объявлено праздником, и в память о силе Креста, который помог христианам победить языческих врагов, священники выносят Крест из алтаря и кладут его посредине алтаря. церковь для почитания верующими. В этот же день начинается Успенский пост, который длится всего две недели, но столь же строг, как и Великий пост.

В русском фольклоре праздник Первого Спаса связан с обычаем есть свежесобранный мед, освященный в церкви, и со следующими явлениями в природе:

Пчела перестала нести мед в улей
Пчеловоды разрезают ульи.
Ласточки и ласточки улетают на Первом Спасе.
Розы перестают цвести, и холодная роса покрывает траву.
В праздник Первого Спаса проходят всеобщие церковные крестные ходы для освящения вод ручьев и рек.
В этот день обычно в последний раз купают лошадей и другой скот.

19 августа (6 по старому стилю) Второй Спас Преображение Господне празднуется. Это важное событие в жизни Христа на земле произошло незадолго до Его Распятия. Чтобы поддержать веру Своих учеников, когда они увидят Его страдания, Господь сначала показал им Свою божественную славу. Взяв с собой трех Своих учеников Петра, Иоанна и Иакова, Господь взошел на высокую гору, называемую горой Фавор, помолиться. Пока Христос молился, ученики от усталости уснули. Проснувшись, они увидели, что Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, и одежды Его сделались светлыми, как свет. Два пророка Моисей и Илия являлись Ему в своей небесной славе и говорили с Ним о Его грядущих страданиях и смерти. Увидев все это, сердца учеников наполнились необыкновенной радостью. Увидев же, что пророки собираются удалиться от Христа, Петр, стараясь удержать их, воззвал: Господи! Нам хорошо быть здесь; если хочешь, мы сделаем здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии.

Внезапно светлое облако окутало их, и из облака услышали они голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Послушай его! В великом страхе ученики пали на землю.


Благословение фруктов
в День Преображения.

Христос пришел и коснулся их, и сказал: Встаньте и не бойтесь. Ученики встали и увидели Христа в Его обычном облике. Своим славным Преображением Господь показал нам и то, как предстанет человечество в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как тогда преобразится весь наш мир.

В русском фольклоре праздник Второго Спаса связан с обычаем есть яблоки и другие плоды, освященные в церкви, и со следующими явлениями в природе:

В этот день собирают спелые яблоки и освящают в церкви.
Ночи становятся холодными.
Журавли начинают улетать.
Перед Вторым Спасом принято не есть ни фруктов, ни овощей, кроме огурцов.
В праздник Второго Спаса даже нищий съест яблоко.

Третий Спас — память Образа Господа Нерукотворного, празднуемый 29 августа (16 число по старому стилю).

Этот образ Христа явился при следующих обстоятельствах: во время земной жизни Христа жил в сирийском городе Эдессе некий князь Авгар. Он страдал неизлечимой болезнью — проказой, так что все его тело было покрыто ужасными язвами, а внутренне он страдал полным параличом. Слухи об Иисусе и Его великих чудесах дошли до Авгара, который исполнился горячим желанием увидеть Христа и исцелиться от Него. Однако, не имея возможности самому поехать в Иудею, он написал трогательное письмо Иисусу Христу, в котором написал следующее:

Дошли до меня слухи о Тебе и о Твоих славных чудесах, как Ты исцеляешь болезни без лекарства и лечения, — Ты слепых прозреваешь, хромых ходит, Ты изгоняешь бесов, прокаженных очищаешь, расслабленных одним словом исцеляешь и мертвых воскрешаешь. Услышав о Тебе, что Ты творишь такие дивные чудеса, я пришел к следующим двум выводам о Тебе: либо Ты Бог, спустившийся с небес, либо Ты Сын Божий. По этой причине я смиренно прошу Тебя, потрудись прийти ко мне и исцелить мою неизлечимую болезнь, от которой я страдаю столько лет. Я также слышал, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе вред. У меня же под властью есть город, хотя и небольшой, но красивый и имеющий все в изобилии; приди ко мне тогда и живи со мной в моем городе, в котором мы оба найдем все, что нам нужно.

Вместе с этим посланием Авгар одновременно отправил в Палестину талантливого художника, поручив ему написать лик Христа на иконе. Так велика была любовь Авгара ко Христу, вдохновленная его верой в Него, что он пожелал хотя бы увидеть Его образ. По воле Божией живописец, несмотря на все свои усилия, не смог изобразить лик Христа, но Сам Иисус омыл Свой лик водой и вытер его тканью, оставив на этой ткани чудесный отпечаток Божественного лика.


Земной лик Спасителя нашего,
реконструирован с Туринской плащаницы.

Тогда Господь послал этот образ Авгару вместе со Своим ответом, который был следующим: Блажен ты, Авгар, не видевший Меня и все же уверовавший в Меня, ибо ты наследуешь жизнь вечную! Вы пишете, чтобы Я пришел к вам, но Я должен совершить то, для чего Я послан, и тогда Я должен вернуться к Моему Отцу, пославшему Меня. И когда Я взойду к Нему, Я пошлю к вам одного из Моих учеников, который полностью исцелит вас от вашей болезни.

Это произошло после вознесения Христа, когда апостол Фаддей пришел в Едессу и крестил Авгаря, вышедшего из купели совершенно обновленным и телом, и душой. Исцелившись от проказы, Авгар написал на Нерукотворном Образе: Христе, Боже наш, верующий в Тебя не постыдится, украсил его и поставил над городскими воротами. В 944 году, когда на город напали турки, этот чудотворный образ Спасителя вместе с письмом, которое Он написал Авгару, были перевезены из Эдессы в Константинополь. Это событие отмечается как Перевод Спасителя и отмечается 29 августа.

В русском фольклоре Третий Спас именуется также Спасом на полотне: во-первых, из-за льняной ткани, на которой был отпечатан образ Иисуса Христа, а во-вторых, из-за того, что по деревенскому обычаю этот праздник связывали с распродажей полотен и холстов.

Грецкие орехи созревают для Третьего Спасителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *