Краткое содержание: «Человек в футляре»
Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» был написан в 1898 году. Основной идеей произведения является протест против существования человека, живущего под оболочкой. Страх отношений с людьми приводит к деградации личности, не позволяет развиваться, испытывать чувство свободы. Название рассказа «Человек в футляре» стало нарицательным, характеризующим боязливых, зажатых людей.
Главные герои
- Иван Иванович – пожилой человек, худой, высокий, с усами
- Буркин – учитель гимназии, умный и проницательный, склонный к анализу. Он умеет интересно рассказывать истории
- Беликов – учитель греческого языка. Мнительный, нудный, боязливый, с лицом похожим на хорька. Его внешность, вещи, образ жизни – всё напоминало футляр
- Коваленко Варенька – женщина тридцати лет, весёлая и красивая, хорошо поёт. Беликов был неравнодушен к ней
- Коваленко Михаил – преподаватель гимназии, брат Вареньки, крепкий молодой мужчина
- Афанасий – повар, шестидесятилетний старик, выпивоха, прислуживающий Беликову
- Мавра – жена сельского старосты, которая только по ночам выходила на улицу. Именно с упоминания о Мавре начинается рассказ о «человеке в футляре»
Краткое содержание
У старосты Прокофия, который жил на окраине села Мироносицкого, ночевали в сарае двое запоздавших охотников. Один из них Иван Иваныч был ветеринарным врачом, а другой учитель гимназии Буркин. Врач жил на конском заводе и приехал поохотиться и подышать чистым воздухом. Буркин каждое лето гостил у графов П. Мужчины не спали. Иван Иваныч сидел возле сарая и курил. Буркин лежал на сене. Разговаривали о людях, которые стремятся спрятаться от внешнего мира под панцирь. Как жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая. И тут Буркин поделился со своим собеседником жизненной историей о странном человеке. Гражданин Беликов работа в гимназии, был учителем греческого языка, всегда ходил с зонтиком в калошах и пальто. У этого человека наблюдалось непреодолимое желание окружить себя какой-то оболочкой, создать себе футляр, который уединил бы его. Жизнь пугала его, держала в постоянной тревоге. Он был оригинальным человеком, но только нельзя сказать, что в хорошем смысле.
Однажды он чуть не женился, только его предрассудки помешали ему и привели к печальному финалу. Беликов стремился спрятать даже свои мысли. Запреты, существовавшие в жизни, он воспринимал хорошо, а то, что было разрешено вызывало сомнения, поэтому он часто опасался и говорил: «Как бы чего не вышло». Его страхи угнетающе действовали на окружающих людей. Этот мрачный человек в тёмных очках несколько лет держал в страхе всю гимназию. Буркин рассказал, что он жил с Беликовым в одном подъезде, на одном этаже. Его дом квартира также напоминала какой-то кокон. Колпак, задвижки, ставни также ограничивали его от внешнего мира. Женщин он в прислуги не брал, боялся сплетен. Его слугой был повар Афанасий – шестидесятилетний старик. Спал он, полностью укрывшись одеялом, он боялся, что к нему залезут воры. К изумлению Ивана Ивановича, учитель сказал, что этот мрачный странный человек даже хотел жениться. Когда в гимназию приехал новый учитель Михаил Коваленко из Украины, с ним была его сестра Варенька – женщина лет тридцати.
Варенька была красивая и общительная, прекрасно пела. Первое знакомство с ними состоялось у директора на именинах. Своим исполнением романсов Варенька очаровала даже Беликова. Он сказал ей несколько слов и получил от неё чувственный и убедительный ответ. Наблюдая за этой парой, коллеги решили, что их нужно поженить. Варенька жила с братом, и действительно уже хотела выйти замуж. С Михаилом они часто ссорились. Варенька стала оказывать знаки внимания Беликову. Беликов стал приходить к ним домой. Придёт и молчит, а Варенька ему поёт романсы. Беликов рассказывал Буркину о своих чувствах к Вареньке. Он поставил у себя в комнате её портрет. Он стал обдумывать этот ответственный шаг, но сомневался и никак не решался сделать предложение. Брат Вареньки возмущался поведением Беликова, называя атмосферу в гимназии удушающей. Но в жизнь сестры не вмешивался, считал, что это её личное дело. Однажды Беликов увидел, как Варенька с братом ехали на велосипедах.
Молодая женщина весело поприветствовала своих знакомых. Беликов, увидев её на велосипеде, был шокирован. На следующее утро он пришёл домой к Коваленко и сказал, что недопустимо для учителя гимназии ездить на велосипеде. Когда разговор перешёл на повышенные тона, Михаил схватил Беликова за воротник и спустил его с лестницы. Варенька, зайдя в дом, увидела Беликова. Она подумала, что он упал сам и громко засмеялась. Для Беликова это была последняя капля. Через три дня он заболел, а через месяц умер. Буркин рассказал о том, что хоронил своего коллегу с удовольствием. Все скрывали свою радость, за сочувствующими лицами. И как в детстве, Буркин испытал радость от чувства свободы, когда ей можно наслаждаться и радоваться. Потом подытожил, что после смерти Беликова в их коллективе ничего не изменилось. И легче-то не стало. Жизнь продолжалась, такая же серая и однообразная. Буркин хотел было ещё одну историю рассказать, но собеседник его остановил, сказав, что пора спать. И вскоре Буркин уснул, а Иван Иваныч ворочался и никак не мог уснуть.
⚰️ Человек в футляре.
Краткое содержание рассказа ЧеховаОчень кратко: Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.
Охотники Иван Иваныч и Буркин остановились на ночлег. Они делились друг с другом историями из жизни.
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский
- — ветеринарный врач, высокий худощавый старик с длинными усами.
- Буркин
- — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюдательный, ироничный, замкнутый.
Буркин стал рассказывать о своём коллеге — учителе греческого языка Беликове.
- Беликов
- — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ.
Этот человек носил тёмные очки, фуфайку, тёплое пальто, зонт и галоши даже в тёплую погоду. Все его вещи были в чехле, а сам он в постоянной тревоге «как бы чего не вышло».
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
Реклама
Беликов боялся абсолютно всего. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние. Дома у него также были сплошные ограждения: халат, колпак, замки, задвижки. Кровать Беликова была словно ящик, а спал он, укрывшись с головой. Женской прислуги он не держал, потому как боялся сплетен. Старик Афанасий был его единственной прислугой.
- Афанасий
- — слуга Беликова, полоумный пьяница 60-ти лет.
На всех собраниях преподавателей Беликов жаловался, предлагал исключать учеников и наказывать всех за несоблюдение порядков.
Буркин ошарашил Иван Иваныча тем, что сообщил, что однажды Беликов чуть не женился. В гимназию направили нового учителя — Коваленко.
- Михаил Саввич Коваленко
- — учитель истории и географии; молодой, смуглый, высокий мужчина, родом из Малороссии, говорит гулким басом и ходит в вышитой сорочке.
Тот приехал не один, а со своей сестрой Варенькой.
- Варенька Коваленко
- — сестра Михаила Саввича, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка.
При их знакомстве с Беликовым она привлекла его внимание своим пением. И тут весь педагогический состав вспомнил, что Беликов не женат и надо бы их с Варенькой свести.
Реклама
Вареньке было 30 лет, а Беликову за сорок. Она была не против выйти замуж, тем более что с братом отношения не были гладкими. Варенька стала показывать явную благосклонность к Беликову, а тот всё взвешивал предстоящие обязанности и ответственность.
…решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.
Между тем кто-то нарисовал карикатуры на него и Вареньку, и Беликов переживал такие насмешки очень тяжело. Затем, когда Беликов прогуливался с Буркиным, им навстречу ехал Коваленко с сестрой на велосипедах. Варенька, как обычно, громко смеялась. Этот факт ужасно возмутил Беликова. Он стал рассказывать Буркину, что негоже преподавателю, тем более женщине, ездить на велосипеде.
С этой мыслью он посетил Коваленко и высказал все свои замечания. На что тот, в свою очередь, в грубой манере дал понять, что будет делать то, что ему нравится. Настойчивый Беликов в итоге был спущен с лестницы. Когда он скатился с лестницы, вошла Варенька с двумя дамами и, глядя на него, расхохоталась.
И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.
Вернувшись домой, Беликов убрал со стола портрет Вареньки, лёг и больше уже не вставал. Через месяц он умер.
Реклама
Погода была пасмурная и дождливая, на похоронах все были с зонтиками и в галошах. Все почувствовали свободу и облегчение, когда похоронили Беликова.
Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.
Но вскоре обнаружили, что легче жить не стало. Жизнь осталась такой же скучной и унылой.
Иван Иваныч отметил, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — всё это и есть футляр.
Иван Иваныч всё размышлял о трудностях жизни, о вещах, которые не дают ему покоя: ложь, обиды, унижения. Буркин предложил просто лечь спать и через десять минут уже спал. А Иван Иваныч всё не мог уснуть, а потом встал, вышел наружу и снова закурил трубку.
Пересказала Татьяна Сачик. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
Человек в деле Краткое изложение
Начать бесплатную пробную версию
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяПоследнее обновление: 5 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 684
«Человек в футляре» рассказывает историю узколобого школьного учителя Беликова. Эта сказка, рассказанная коллегой-учителем Буркиным своему другу Ивану Иванычу Чимша-Гималайскому после долгого дня, проведенного на охоте в деревне, дает отрезвляющий взгляд на мелочность и паранойю в провинциальной русской среде. В описании Буркина Беликов — учитель греческого языка — предстает крайне неуверенным в себе человеком, одержимым соблюдением официальных правил и опасающимся любых подозрений во вседозволенности в своем окружении. Уже по тому, как он одевается (в пару галош и тяжелое пальто даже в самую теплую погоду), видно, что Беликов стремится обособиться и оградить себя от внешнего мира. К несчастью для своих коллег, Беликов постоянно стремится навязать всем остальным собственную паранойю. Он не только цепляется за любые официальные правила, с которыми сталкивается, но и настаивает на том, чтобы другие поступали так же. Более того, даже если деятельность прямо не запрещена каким-либо постановлением, Беликов относится к ней настороженно, потому что никогда нельзя сказать, какой от нее может быть вред.
Однако жизнь Беликова, состоящая из непоколебимой рутины и вечной бдительности, в конце концов получает непредвиденную модификацию. В школу Беликова назначается новый учитель по имени Михаил Коваленко, который приводит с собой живую и жизнерадостную сестру Вареньку. В скором времени горожане замышляют устроить женитьбу Беликова и Вареньки, полагая, может быть, женитьба сделает жизнь сурового человека полнее. Таким образом, Беликов начинает навещать Вареньку, и она, кажется, приветствует его внимание; он даже начинает говорить о женитьбе. Однако ухаживания Беликова не делают его более общительным или раскованным; наоборот, он становится еще более жестким и замкнутым.
Буркин считает, что Беликов бы довел брак до конца, если бы не внезапный, неожиданный поворот событий.
Буркин заканчивает свой рассказ рассказом о последствиях смерти Беликова. Поначалу все в городе испытывают волнующее ощущение свободы. К сожалению, эта атмосфера свободы быстро испаряется, и не проходит и недели, как жизнь возвращается в прежнее русло: суровое, утомительное и бессмысленное. Как отмечает Буркин, Беликов хотя и похоронен, но таких «мужчин в делах» осталось гораздо больше. Друг Буркина, Иван Иваныч, относится к этой истории с испугом и безутешно разоблачает, как люди лгут, терпят унижения и ругают себя ради обеспеченного положения или дохода. «Нет, — заявляет он, — так больше жить нельзя». Пока сам Буркин уединяется на ночь, Иван Иваныч не может уснуть, и рассказ кончается тем, что он выходит на улицу покурить трубку.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Человек в футляре — Краткое изложение» Полное руководство по рассказам, критическое издание Эд. Чарльз Э. Мэй. eNotes.com, Inc.
2004 eNotes.com 20 апреля 2023 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступаУже зарегистрированы? Войдите здесь.
Следующий
темы
Исследовать учебные пособия
Пустошь
Т. С. Элиот
Приключение крапчатой ленты
сэр Артур Конан Дойл
Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери
Цветы
Элис Уокер
Рикки-Тикки-Тави
Редьярда Киплинга
Жизнь Пи
Янн Мартель
Фриндл
Эндрю Клементс
Оружие и мужчина
Джорджа Бернарда Шоу
Если-
Редьярда Киплинга
Страстный пастырь своей любви
Кристофер Марлоу
Читать Человек в футляре Антона Чехова | 25 629 бесплатных классических рассказов и стихов
Перевод Констанс Гарнетт
В самом дальнем конце села Мироносицкое запоздалые спортсмены остановились на ночлег в сарае старца Прокофия. Их было двое, ветеринар Иван Иванович и учитель Буркин. У Ивана Ивановича была довольно странная двуствольная фамилия — Чимша-Гималайский, — которая ему совсем не шла, и во всей губернии его называли просто Иваном Ивановичем. Он жил на конном заводе недалеко от города и сейчас вышел на охоту, чтобы подышать свежим воздухом. Буркин, учитель гимназии, каждое лето гостил у графа П. и в течение многих лет чувствовал себя в этом районе как дома.
Они не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел за дверью и курил трубку при лунном свете. Буркин лежал внутри на сене, и его нельзя было разглядеть в темноте.
Они рассказывали друг другу всякие истории. Среди прочего говорили о том, что жена старца, Мавра, женщина здоровая и отнюдь не глупая, никогда не бывала дальше родного села, не видела в жизни ни города, ни железной дороги и провела последние десять лет сидел за печкой и только по ночам выходил на улицу.
«Что в этом чудесного!» — сказал Буркин. — В мире много людей, одиноких по темпераменту, которые пытаются забиться в свою раковину, как рак-отшельник или улитка. Может быть, это проявление атавизма, возврат к тому периоду, когда предок человека еще не был общественным животным и жил один в своем логове, а может быть, это только одно из многообразий человеческого характера — кто знает? Я не естествоиспытатель, и не мое дело решать такие вопросы; Я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, не редкость. Нет нужды далеко ходить; два месяца тому назад в нашем городе умер человек по имени Беликов, мой коллега, греческий мастер. Вы слышали о нем, без сомнения. Он отличался тем, что всегда ходил в калошах и теплом ватном пальто и носил с собой зонтик даже в самую хорошую погоду. И зонтик у него был в футляре, и часы его были в футляре из серой замши, и когда он вынимал перочинный нож, чтобы поточить карандаш, то и перочинный ножик был в футляре; и лицо его как будто тоже было в футляре, потому что он всегда прятал его в поднятом воротничке. Он носил темные очки и фланелевую жилетку, затыкал уши ватой и, садясь в извозчик, всегда велел водителю надеть капюшон. Словом, у человека обнаруживалось постоянное и непреодолимое стремление закутаться в покрывало, сделать из себя, так сказать, футляр, который бы изолировал его и защищал от внешних воздействий. Действительность его раздражала, пугала, держала в постоянном волнении, и, может быть, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда восхвалял прошлое и то, чего никогда не было; и даже классические языки, которым он учил, были для него на самом деле калошами и зонтиками, которыми он укрывался от настоящей жизни.
«О, как звучен, как прекрасен греческий язык!» — говорил он с слащавым выражением; и, как бы в доказательство своих слов, щурил глаза и, подняв палец, произносил: «Антропос!» Единственное, что ему было ясно, это правительственные циркуляры и газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Когда какая-нибудь декларация запрещала мальчикам выходить на улицу после девяти часов вечера или какая-нибудь статья объявляла плотскую любовь незаконной, это казалось ему ясным и определенным; это было запрещено, и этого было достаточно.