Развод по законам ману: 18. Семейное право по законам Ману в Древней Индии.

5. Индийское брачно-семейное право в Законах Ману Моногамия и полигиния

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий — на 3, вайший — на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Таким образом, для шудр устанавливалось единобрачие. Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.

Это особенно видно из следующих изречений: «Только тот (настоящий) человек, кто (имеет) жену (а не жён), себя и потомство; и учёные брахманы выразили это правило так: «Каков муж, таковой считается и жена»; «Муж получает свою жену (а не жён) от Богов, а не по своему желанию, чтобы угодить Богам он должен всегда содержать её, (пока она) верна» (ЗМ,

IX, 45, 95).

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков, так как посредством жертвоприношений сына человек завоёвывает миры, через посредства внука он получает бессмертие, а посредством правнука он достигает мира солнца (ЗМ, IX, 137).

«Сына сравнивали с судном, при помощи которого человек способен переплыть океан и добраться до берега бессмертия. Сын рассматривался как продолжение отца — он тождественен ему, то есть отец как бы переживал второе рождение на земле в виде собственного сына. И почитание жены было связано с тем, что она являлась средством рождения сына. Популярный афоризм гласил: «Жена называется «джая» (рождающей), ибо в ней муж возрождается (джаяте) вновь»7.

Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.

При этом он должен руководствоваться благочестивым желанием продолжить род, приходить к ней лишь однажды, и сама эта связь должна была происходить без всяких ласк и даже не глядя друг на друга. В случае смерти бездетного мужа «ради продолжения рода», а не по страсти с разрешения родственников вдова могла родить сына от деверя — младшего брата её покойного мужа или другого родственника (ЗМ, IX, 59). Такой сын считался сыном не своего действительного родителя, а покойного мужа матери. Однако, «этот обычай порицается просвещенными брахманами, как свойственный животным» (ЗМ, IX, 66).

«Тот, кому назначено (восстановить семя) от вдовы, должен (приблизиться к ней) ночью, помазанный коровьим маслом и молча произвести одного сына, но другого — ни в коем случае» (ЗМ,

IX. 60). «И он (деверь) пусть сближается с нею таким образом лишь до рождения сына, а после рождения сына пусть оставит, иначе (это) будет распутством. (Пусть приближается к ней), намазав тело очищенным топленым маслом или необработанным кунжутным маслом, отвращая лицо от её лица, избегая объятий» (Нарада, XII, 80 — 81).

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны. Существенного различия между родным сыном и таким внуком по женской линии не делалось. Обделённым оставался лишь муж путрики. Недаром индийские мудрецы не советовали благоразумному человеку жениться на той девушке, у которой нет братьев, из опасения, что она может оказаться путрикой (ЗМ, IX, 127, 132, 136, 139; III, 11)

8.

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне. Мужчина, желающий вступить в брак с женщиной низшей варны, обязан был предварительно сочетаться браком с женщиной высшей варны. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн. По мнению индусов, смешения варн недопустимы, ибо «безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков».

«При первом браке дваждырожденному рекомендуется жена его варны» (ЗМ, III, 12). Дхармашастра Нарады гласила: «При браке брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр лучше, если жена из той же варны; и для женщины — лучше, если муж из той же варны» (III, 4), так как «дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят свои семьи и потомков к положению шудры» (ЗМ, III, 15).

«Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти) низвергается в ад; произведя от неё сына, он лишается брахманства. Для целующего шудрянку, для осквернённого (её) дыханием, а также для породившего от неё потомство не предписывается искупления» (ЗМ, III, 17, 19).

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин — 16 лет, для женщин — 12 лет. (III, 3(1)). Законы Ману считали, что в идеальном браке возраст невесты должен составлять треть возраста жениха, то есть мужчине 24 лет следовало жениться на восьмилетней девочке (IX, 94).

3. Согласие родителей (отца). В патриархальном обществе отец обязан был выдавать дочь замуж, то есть уступать другому мужчине власть, которую он имеет над нею. Он также имел право женить сына, так как женитьба сына имела значение для продолжения рода и поминовения умерших предков.

«Пусть девушку выдает замуж отец или брат с разрешения отца, отец матери или брат матери, родичи (по отцу) или родственники (по матери). Если никого из них нет, то (пусть выдает дочь замуж) мать, если она в состоянии. Если же (мать) не в состоянии, то пусть выдают (девушку) замуж те, кто одной с ней касты. Если же нет никого, то девушка пусть обратится к царю и, с его позволения, пусть сама себе выберет жениха» (Нарада,

XII, 20-22).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство. Жена сравнивалась с полем: «Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одарённых телом живых существ (происходит) от соединения поля и семени» (ЗМ, IX, 33). «Муж — тот, кто сеет на поле, а у кого нет семян, тому и поле не требуется».

«Мужчина должен быть проверен, является ли он мужчиной, по его телесным признакам. Если он, несомненно, мужчина, то может получить девушку» (Нарада-смрити,

XII, 8). Дхармашастра Нарады описывала полноценного мужчину, способного к рождению детей: «Если экскременты мужчины не тонут, а держатся на поверхности воды, если его семя и моча пенятся, он имеет характеристические признаки мужской силы; в противном случае, он — импотент» (XII, 11).

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви. От этих самовольно заключённых браков могут родиться только дурные сыновья «жестокие, говорящие неправду, ненавидящие веду и дхарму» (ЗМ, III, 41). Хорошие браки совершались родителями, при участи брахманов. Наиболее правильным, «благословенным» признавался торжественный обряд приведения невесты в дом жениха, основанный на согласии вступающих в брак и их родителей и на религиозных обрядах.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных. «Для обеспечения счастья (новобрачных) при бракосочетании производится чтение благоприятствующих мантр (стихотворный изречений из ведийской и иной литературы, которым приписывалась магическая сила и духовное воздействие) и жертвоприношение Праджапанати; передача (дочери отцом) — основание собственности (власти)» (ЗМ, V, 152). Законы Ману подчёркивали, что женщина не может быть предметом купли-продажи (ЗМ, III, 51, 53-54, IX, 98, 100). Вместе с тем, Законы Ману говорили о плате женихом отцу цены невесты (ЗМ, III, 29, 31, VIII, 366, 369, IX, 93, 97). Эти противоречия можно объяснить тем, что законы содержали постановления различных эпох. Редакторами законов были разные лица, проживавшие в разное время. Ко времени жизни позднейшего редактора законов Ману, по-видимому, уже вышла из употребления купля-продажа невесты, как действительный, а не обрядовый способ заключения брака

9.

«Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства» (ЗМ, III, 51). «Некоторые назвали корову и быка, (данных) при бракосочетании арша, (только) «вознаграждением», (но) это неверно: (принятие платы) малой или большой является по сути дела продажей» (ЗМ, III, 53). Напротив, дар, сделанный женихом невесте, не является куплей невесты, но честью и выражением уважения к ней со стороны жениха (ЗМ,

III, 54). «Даже шудре, выдавшему дочь (замуж), не следует получать вознаграждение, ибо получающий вознаграждение совершает продажу дочери» (ЗМ, IX, 98). «Никогда, даже в прежние существования, мы не слышали такого (дела, как) тайная продажа девушки с установленной ценой, называемой вознаграждением» (ЗМ, IX, 100).

«(Когда отец), получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары, выдаёт дочь по правилам, такая дхарма называется арша» (ЗМ, III, 29). «Выдача дочери, (когда жених) даёт добро родственникам и невесте столько, сколько может, и добровольно, называется дхармой асура» (ЗМ, III, 31), то есть это явно договор купли-продажи как способ заключения брака. «Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен» (ЗМ, VIII, 366). «Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог» (ЗМ, VIII, 369). «Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману» (ЗМ, VIII, 204). «Если, после того как вознаграждение за девушкой было дано, давший вознаграждение умирает, она должна быть отдана деверю, если девушка согласна» (ЗМ, IX, 97). Выступая против продажи дочери, законы Ману допускали продажу сына (ЗМ, IX, 160, 174).

Развод

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Идеальным для благочестивого индийца считался пожизненный брак: «Взаимную верность надо сохранять до смерти», — это должно считать выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены. Мужчина и женщина, соединённые браком, должны стараться не быть разлучёнными и не нарушать своей взаимной верности» (ЗМ, IX, 101, 102).

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни, так как вступление в брак признавалось священной обязанностью ввиду установленного культа предков. На сыновей падала священная обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.«Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мёртвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — «немедленно» (ЗМ, IX, 81).

«Бездетная жена — существо не только несчастное, но и презираемое, даже ритуальное нечистое, как наказанное богами. Дары, полученные от бездетной женщины, ничего не могут принести, кроме вреда. Боги не примут жертвы не только от самой бесплодной, но даже те жертвы, на которые она бросит взгляд»1. 1 Вигасин А. А. Женщина в древней Индии… С. 321.

2. Неизлечимая болезнь. «Но больная жена, которая ласкова (к своему мужу) и высоконравственна, может быть переменена только с её согласия и никогда не должна быть неуважаема» (ЗМ, IX, 82).

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

«Восемь лет пусть ждет брахманка пропавшего мужа, а если у неё нет потомства — четыре года; затем может уйти к другому. Кшатрийка пусть ждёт шесть лет, а если у неё нет потомства — три года; вайшийка, имеющая потомство, — четыре года, а не имеющая потомства — два года. Не предписано срока (ожидания мужа) для шудрянки и нет нарушения дхармы (для нее, если уйдёт к другому), в особенности, если она не имеет детей; крайний срок для нее до года. Такая дхарма предписана для женщин, мужья которых пропали без вести. Если же доходят вести, что (муж) жив, то срок (ожидания) удваивается» (Нарада, XII, 98 — 101). .

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти. «Жена, ненавидящая мужа, не может получить развод без согласия мужа, и муж — без согласия жены. Развод (совершается) по взаимной ненависти» (Артхашастра, III, 3 15 — 16).

В патриархальном индийском обществе муж всё-таки мог более свободно развестись с женой. Об этом косвенно свидетельствовала следующая норма: «Но того, кто оставляет жену послушную, ласковую, умелую, добродетельную, родившую потомство, царь пусть возвратит (к ней), наложив большой штраф» (Нарада, XII, 95).

Регулирование брачно-семейных отношений в Древней Индии

Брачно-семейные отношения в Древней Индии регулировались Законами Ману и Артхашастрой. В них регламентировались брачные отношения, правила наследования, обязанности мужа и жены.

Брачно-семейным и наследственным отношениям — «вечным дхармам мужа и жены» — посвящен в шастрах ряд глав, в ЗМ (Законы Ману) в основном главы III, IX, в Арт. (Артхашастра) — главы 3-7 книги III.

Все предписания «о дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, в сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, «наделенной драгоценностями» (с определенным приданым). Такова, например, форма, носящая название «брахма» (ЗМ, III, 27), которая вместе с тремя последующими («дайва», «арша», «праджапатья») противопоставляется браку «асура» — покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любви, без согласия отца и матери («пандхарва»), с похищением невесты («ракшаса») и с насилием над ней («пайшача»). Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, — явный пережиток первобытного общества.

Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество. Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости) (ЗМ, IX, 2,3), соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз (ЗМ, II, 145). В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев (IX, 182).

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им ‘был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52 — 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (ЗМ, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, 64) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»).

В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека (ЗМ, IX, 57-65), хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в ЗМ дхармой, «свойственной животным» (IX, 66). Не поощрялось и многоженство мужчин. Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству, была злобна или расточительна (ЗМ, IX, 80).

Обязанность жены — послушание и уважение мужа. «Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мертвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — немедленно» — записано в ЗМ (IX, 81). Штраф женщине, непристойно ведущей себя, мог быть заменен поркой розгами на торговой площади. Это наказание усугублялось тем, что пороть женщину должен был чандал (неприкасаемый) (Арт., III, 3, (27 — 28).

Условия вступления в брак не запрещали (ЗМ, IX, 88), а скорее поощряли супружество несовершеннолетних, хотя Арт. (III, 3(1) устанавливала для женщин возраст брачного совершеннолетия 12 лет и 16 лет — для мужчин.

Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (анулома), но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн (пратилома).

В полном соответствии с принципами индуизма развод запрещался дхармашастрами, но разрешался Арт., если супруги ненавидели друг друга или вследствие жестокого обращения одного с другим (III, 3 (15-17). Арт., вопреки запретам дхармашастр, допускала и повторный брак вдов. Шастры, как правило, исключали женщин из списка наследников семейной собственности, так же как и изгоев, больных, калек, слабоумных и пр., утверждали неравенство наследственных прав детей, рожденных от жен различных варн. Так, сын шудрянки и дважды рожденного не получал наследства, кроме того, что давал ему отец (ЗМ, IX, 155).

Необходимо отметить, что правила наследования имущества умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом (ЗМ, IX, 179). Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников. Особая собственность женщин (стридхана) после ее смерти могла переходить по наследству всем детям, в том числе и дочерям.

 

  • Назад
  • Вперёд

Каковы основания для развода в соответствии с Законом о браке в индуизме 1955 года

Эта статья написана Паршавом Ганди , студентом 3-го курса юридического института Индора. В этой статье в основном обсуждаются основания для развода в соответствии с Индийским законом о браке 1955 года.

В древние времена понятие развода никому не было известно. Они считали брак священным понятием. По Ману, муж и жена не могут быть отделены друг от друга, их боевые узы не могут быть разорваны. Позднее понятие развода вошло в обиход и утвердилось как обычай расторжения брака.

Согласно Арташастре, брак может быть расторгнут, если расторгнут по обоюдному согласию, и должен быть несанкционированным браком. Но Ману не верит в концепцию растворения. По мнению Ману, единственный способ расторгнуть брак — это смерть одного из супругов.

Положение, относящееся к понятию развода, было введено индусским Законом о браке 1955 года. Индийский закон о браке определяет развод как расторжение брака. В интересах общества брак или супружеские отношения должны быть окружены всеми гарантиями по причине, установленной законом. Развод допускается только по уважительной причине, в противном случае при наличии другой альтернативы.

Теория вины

В соответствии с этой теорией брак может быть расторгнут, когда одна из сторон брака несет ответственность или несет ответственность за правонарушение в соответствии с супружескими правонарушениями, совершенное против другого супруга. Только невиновный супруг может искать это средство правовой защиты. Единственным недостатком этой теории является то, что когда оба супруга виноваты, никто не может искать эти средства развода.

Взаимное согласие

В соответствии с этой теорией брак может быть расторгнут по обоюдному согласию. Если оба супруга взаимно дают свое согласие на расторжение брака, они могут подать на развод. Но многие философы критикуют эту теорию, так как эта концепция аморальна и ведет к поспешным разводам.

Безвозвратный распад

Согласно этой теории, расторжение брака происходит из-за разрыва супружеских отношений. На развод супруги могут пойти в крайнем случае, т.е. когда они оба не могут снова жить вместе.

В индуистском Законе о браке есть некоторые положения, касающиеся действительного развода, т. е. когда супруг может получить развод или подать апелляцию о расторжении брака в суде. В интересах общества брак или супружеские отношения должны быть окружены всеми гарантиями по причине, установленной законом. Развод допускается только по уважительной причине, в противном случае при наличии другой альтернативы.

Индийский закон о браке основан на теории вины, согласно которой любой из потерпевших супругов (статья 13(1)) может обратиться в суд и добиваться развода. В разделе 13(2) приводятся основания, по которым только жена может обратиться в суд и добиваться развода.

Прелюбодеяние

Понятие прелюбодеяния не может рассматриваться как правонарушение во многих странах. Но, согласно индуистскому Закону о браке, супружеская измена считается одним из наиболее важных оснований для развода. Прелюбодеяние означает добровольное и согласованное половое сношение между состоящим в браке лицом с другим лицом противоположного пола, состоящим в браке или не состоящим в браке. Даже половой акт между мужем и его второй женой, т.е. если их брак считается двоеженством, человек несет ответственность за прелюбодеяние.

Понятие прелюбодеяния было включено в Закон о браке в индуизме Законом о внесении поправок в законы о браке 1976 года.

В деле Swapna Ghose v. той же постели и соседка также подтвердила, что муж совершил правонарушение. Здесь жена получает развод.

В Сачиндранат Чаттерджи против См. Нилима Чаттерджи

В данном случае истец и ответчик состояли в браке. После женитьбы муж оставляет жену в своем родном городе, чтобы она могла закончить учебу и уехать работать в другой город. Он приезжал два или три раза в месяц, чтобы встретиться с ней. Позже он обнаружил, что его жена совершает прелюбодеяние, т.е. вступает в половую связь с его собственным племянником, сторожем и т. д. Истец обращается в суд с требованием развода на основании супружеской неверности, и его ходатайство принимается, и брак расторгается.

Основы прелюбодеяния

  1. Один из супругов вступил в половую связь с другим лицом противоположного пола, состоящим в браке или не состоящим в браке.
  2. Половой акт должен быть добровольным и по обоюдному согласию.
  3. На момент акта брак существовал.
  4. Должны быть достаточные косвенные доказательства, подтверждающие ответственность другого супруга.

Жестокость

Понятие жестокости включает как психологическую, так и физическую жестокость. Физическая жестокость означает, что один из супругов бьет или наносит телесные повреждения другому супругу. Но было добавлено понятие моральной жестокости, так как супруг также может подвергаться психическим пыткам со стороны другого супруга. Психическая жестокость – это отсутствие доброты, которая пагубно влияет на здоровье человека. Что ж, легко определить характер физической жестокости, но трудно сказать о моральной жестокости

  1. Что считается жестокостью по отношению к мужу со стороны жены:
  2. Унижение мужа перед его семьей и друзьями.
  3. Прерывание беременности без согласия мужа.
  4. Ложные обвинения против него.
  5. Отказ в боевых отношениях без уважительной причины.
  6. У жены роман.
  7. Жена ведет аморальный образ жизни.
  8. Постоянный спрос на деньги.
  9. Агрессивное и неконтролируемое поведение Жены.
  10. Жестокое обращение с мужем, родителями и семьей.

В Балрам Праджапати против Сушилы Бай

В этом случае заявитель подал заявление о разводе со своей женой по причине морального насилия. Он доказал, что поведение жены по отношению к нему и его родителям было Агрессивным и неконтролируемым, и она много раз подавала ложные жалобы на мужа. Суд принимает заявление и разрешает развод на основании жестокого обращения.

Что считается жестоким обращением с женой со стороны мужа

  1. Ложное обвинение в супружеской неверности.
  2. Требование приданого.
  3. Импотенция мужа.
  4. Принудительно прервать ребенка.
  5. Проблема пьянства мужа.
  6. У мужа романы.
  7. Муж ведет безнравственную жизнь.
  8. Агрессивное и неконтролируемое поведение мужа.

Унижение жены перед семьей и друзьями

Дезертирство

Дезертирство означает постоянное оставление одного супруга другим супругом без каких-либо разумных оснований и без его согласия. В общем, отказ от брачных обязательств одной стороной.

Нажмите выше

Essentials

  1. Постоянный отказ от другого супруга.
  2. Отказ от брачных обязательств.
  3. Без каких-либо разумных оснований.
  4. Отсутствие согласия другого супруга.

In Bipin Chander Jaisinghbhai Shah vs Prabhawati

В этом случае ответчик покидает дом с намерением бросить свою жену. Позже жена обращается в суд, но подсудимый доказал, что хоть и вышел из дома с намерением дезертировать, но пытался вернуться, и ему помешал истец. Здесь ответчик не может быть привлечен к ответственности за дезертирство.

Обращение в другую религию

Если один из супругов переходит из своей религии в любую другую религию без согласия другого супруга, то другой супруг может обратиться в суд и добиваться развода.

Иллюстрация

A, индус имеет жену B и двоих детей. Однажды А пошел в церковь и обратился в христианство без согласия Б, здесь Б может обратиться в суд и потребовать развода на основании обращения.

Ин Суреш Бабу против Лилы

В этом случае муж принимает ислам и женится на другой женщине. Здесь жена Лила подала иск и потребовала развода на основании обращения без ее согласия и жестокости.

Сумасшествие

Безумие означает, что человек психически нездоров. Умопомешательство как основание для развода имеет следующие два требования:

  1. Ответчик был неизлечимо душевнобольным.
  2. Ответчик постоянно или периодически страдал психическим расстройством такого рода и в такой степени, что нельзя обоснованно ожидать, что истец будет жить с ответчиком.

В Винита Саксена против Панкаджа Пандита

В данном случае истец подал иск о разводе с ответчиком на том основании, что ответчик страдает параноидальной шизофренией, что означает психическое расстройство. Она узнала об этом после замужества. Здесь суд разрешает развод на основании невменяемости мужа.

Проказа

Проказа — инфекционное заболевание кожи, слизистых оболочек, нервной системы и т. д. Это заболевание передается от одного человека к другому. Таким образом, это считается уважительным основанием для развода.

Ин Свараджа Лакшми против Г. Г. Падма Рао

В данном случае муж подал иск о разводе по причине проказы. Он утверждал, что его жена страдает от неизлечимой проказы с заключением эксперта. Здесь ему удается развестись на почве проказы.

Венерические болезни

В соответствии с этой концепцией, если заболевание находится в заразной форме и может передаться другому супругу, то это может рассматриваться как действительное основание для развода.

Иллюстрация

А и Б поженились 9 сентября 2011 года. Позднее А переболел венерическим заболеванием, которое неизлечимо. Также есть вероятность, что Б тоже может заразиться этой болезнью, если она живет с А. Здесь Б может обратиться в суд с заявлением о расторжении брака   

Отречение

Имеется в виду, когда один из супругов решит отречься от мира и идти дальше пути Бога, то другой супруг может обратиться в суд и потребовать развода. В этой концепции сторона, отрекающаяся от мира, считается граждански мертвой. Это типичная индуистская практика, которая считается действительным основанием для развода.

Иллюстрация

A и B поженились и живут счастливой жизнью. Однажды А решает отречься от мира. Здесь B имеет право обратиться в суд и добиваться развода.

Презумпция смерти

В этом случае лицо считается умершим, если семья или друзья этого лица не получают никаких известий о человеке живым или умершим в течение семи лет. Это считается веским основанием для развода, но бремя доказывания лежит на том, кто требует развода.

Иллюстрация

А пропал без вести последние семь лет, и его жена Б не получает никаких известий о том, жив он или мертв. Здесь Б может обратиться в суд и потребовать развода.

Концепция развода по обоюдному согласию

Согласно разделу 13B, человек может подать заявление о разводе по взаимному согласию обеих сторон. Если стороны хотят расторгнуть брак по обоюдному согласию, необходимо подождать один год со дня заключения брака. Они должны показать, что живут отдельно в течение одного или нескольких лет и не могут жить друг с другом.

Согласно Разделу 14, суд не будет рассматривать заявление о разводе в течение одного года после брака. Но может приниматься во внимание, если дело связано с двоеженством и если согласие супруга было получено путем введения в заблуждение, обмана, неправомерного влияния и т. д. супругов против решения суда и срок обжалования истек. В то время предполагается, что оба супруга удовлетворены. Тогда только разведенный может снова жениться.

Индийский закон о браке 1955 года содержит различные положения, касающиеся развода. Индийский закон о браке определяет «развод как расторжение брака». Основные три теории, связанные с разводом, — это теория вины, концепция взаимного согласия и теория безвозвратного ущерба. В Индии в вопросе развода работает теория вины. В соответствии с этой теорией брак может быть расторгнут, когда один из супругов несет ответственность или несет ответственность за правонарушение в соответствии с супружескими правонарушениями. Невиновный супруг может добиваться развода. В соответствии с индуистским Законом о браке основными основаниями, по которым индуистские женщины могут искать средство правовой защиты от развода, являются прелюбодеяние, дезертирство, обращение в другую веру, проказа, жестокость и т. д. Но многие философы критикуют концепцию развода. Индусские замужние женщины также могут претендовать на содержание в соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Таким образом, невиновный супруг может обратиться в суд и потребовать развода.


Студенты курсов Lawsikho регулярно выполняют письменные задания и работают над практическими упражнениями в рамках своей курсовой работы и развивают свои практические навыки в реальной жизни.

LawSikho создал группу в Telegram для обмена юридическими знаниями, рекомендациями и различными возможностями. Вы можете нажать на эту ссылку и присоединиться:

https://t.me/lawyerscommunity

Следуйте за нами в Instagram и подпишитесь на наш канал YouTube, чтобы получать больше интересного юридического контента.

Манусмрити Стих 9.77 [Непокорная жена: вытеснение, развод]

Манусмрити с комментарием Медхатити

по Ganganatha Jha | 1920 | 1 381 940 слов | ISBN-10: 8120811550

Индуизм Дхармашастра

Купить сейчас!

Это английский перевод Манусмрити, сборника санскритских стихов, посвященных Дхарме, собирательному названию человеческих целей, их обязанностей и закона. Будут затронуты различные темы, но этот том серии включает 12 бесед (адхьяйя). Комментарий Медхатити к этому тексту подробно объясняет различные т…

< Предыдущий

Следующий >

Текст на санскрите, транслитерация Unicode и английский перевод Ganganath Jha:

Закрыть ।
ऊर्ध्वं संवत्सरात् त्वेनां दायं हृत्वा न स ंवसेत् ॥ ७७ ॥

saṃvatsaraṃ pratīkṣeta dviṣantīṃ yoṣitaṃ patiḥ |
ūrdhvaṃ saṃvatsarāt tvenāṃ dāyaṃ hṛtvā na saṃvaset || 77 ||

Один год муж будет терпеть ненавидящую жену; через год он отнимет у нее имущество и перестанет сожительствовать с ней. — (77)

Комментарий Медхатитхи (манубхашйа):

« Ненавидящая » — та, которая ненавидит своего мужа.

Смысл стиха в том, что он не выгонит ее из дома. Хотя использование корня « vas » с « sam » несовместимо с окончанием винительного падежа в « enam »; а « samvaset », «сожительство», будет означать « samvāsayet », «разрешено жить с ним, но это следует понимать как «упрек». Даже в случае тяжких грехов женщину не следует прогонять, так как положено, что «она должна содержаться в заключении в одной комнате»; точно так же и в случае искупительных обрядов в связи с такими грехами. Конфискация ее имущества также предназначена для того, чтобы привести ее в чувство; и это не означает абсолютного изъятия всего ее имущества.—(77)

Пояснительные записки Ганганата Джа

Этот стих цитируется в Вивадаратнакара (стр. 423).

Сравнительные заметки разных авторов

(стихи 9.77-84)

Нарада (12.92-95).— «Женщина, которая растрачивает все имущество своего мужа под предлогом того, что оно принадлежит strīdhana , или делает аборт, или совершает покушение на жизнь своего мужа, — Король изгонит ее из города. Кто всегда будет на него злобствовать, или произносить недобрые речи, или есть при муже своем, того изгнать из дома своего. Пусть муж не проявляет любви к бесплодной женщине, или к той, которая рождает только девочек, или к чьему поведению предосудительно, или к тому, кто постоянно противоречит ему; если он любит супружеские отношения с ней, он становится склонным осуждать себя. Если мужчина оставит жену послушную, сладкоречивую, искусную, добродетельную и мать потомства мужского пола, — Король должен заставить его помнить о своем долге, наложив суровое наказание».

Yājñavalkya (1.73). — «Тот, кто пьет вино, или болен, или коварен, или бесплоден, или губит богатство, или груб на язык, или рожает только детей женского пола, или питает злобу к своему мужчине, — должен быть заменены.’

Āpastamba (Aparārka, стр. 100). «Пока жена наделена добродетелью и потомством, он не должен брать другую жену; если ей не хватает одного из двух, он выберет другой».

Баудхаяна (2.4-516). — «Пусть оставит бесплодную жену на десятом году; тот, кто рожает только дочерей, в двенадцатом; тот, чьи дети все умирают, в пятнадцатом; но тот, кто сварлив, немедленно».

Делать. (Вивадаратнакара, стр. 425). «Если она не ухаживает за ним, или бесплодна, или враждебна своему мужу, — такую ​​жену мудрецы всегда оставляют; а также тот, кто говорит торопливо и резко».

Вишну (Вивадаратнакара, стр. 423). «Тот, кто бросает безупречную жену, должен быть наказан, как вор».

Девала (До.). — «Нет искупления тому, кто по глупости и несправедливости оставит свою жену и тем самым откажется от своего долга, а также от потомства; но он может бросить ее, если она больна проказой, или отверженная, или бесплодная, или сумасшедшая, или с неорганизованными менструациями, или враждебно настроенная по отношению к нему».

Васиштха (До.). — «Тот, кто отвращается от половых сношений, или от паломничества, или от исполнения своих обязанностей, или кто вступает в половую связь с учеником или старейшиной, — эти четыре вида жен он должен оставить ; особенно та, которая склонна причинить вред своему мужу».

Hārita (Do.) — «Он должен избегать жены, которая уничтожает свой эмбрион, вступает в связь с низшими кастами, или со своими учениками и сыновьями, или склонна к порочным привычкам, или имеет привычку тратить деньги и— зерновые

Делать. (Вирамитродайя-Санскара, стр. 873). «Бездетная жена должна быть оставлена ​​на девятом году; потерявшая детей на десятом году жизни; тот, кто рожает только дочерей, в течение одиннадцатого года; и одно из грубых слов сразу».

Шанкха-Ликхита (Вирамитродайя-Санскара, стр. 872), — «Жена, которая обычно неприятна или враждебна по отношению к мужчинам, или неприятна, должна заменить жену».

Девала (До). — «Если жена родит слишком много детей, муж должен ждать восемь лет; если она бесплодна и иным образом неполноценна, десять лет; если она родит только дочерей, в течение двенадцати лет, — а затем, желая иметь потомство мужского пола, он должен взять другую жену законным образом».

Брахмапурана (Парашарамадхава — Ачара, стр. 508). — «Если жена чинит препятствия на пути совершения религиозных деяний, или нецеломудрена, или сильно больна, — муж должен ее бросить, для; сохранение его праведности; — если она резка в словах, он не оставит ее, а заменит ее; и он не откажется от полового акта с ней».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *