Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Важная новостьКомикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа
Сборник
Новый год
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Новости 08.12.2022В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии
…Приближался 1492 год. Для нынешнего читателя эта цифра не несёт в себе никаких знаков, но в конце 15-го века православные христиане ждали 7000 год от сотворения мира. Пришествие антихриста, Страшный Суд — все ужасы, описанные христианскими проповедниками, могли вот-вот сбыться. На этом фоне в Новгороде появляется ересь «жидовствующих» — тех, кто, помимо прочего, решил пересмотреть некоторые догмы Восточной Христианской Церкви, не особо веря в конец света.
Схарий. Начало ереси
История еретического течения, впоследствии проникшего даже в ближний круг великого князя Ивана III, началась в 1470 году в Великом Новгороде. Тогда противостояние Новгорода и Московского княжества близилось к своему логическому завершению, часть бояр олигархической республики пыталась избежать скорого присоединения к южному соседу. Недовольные политикой Москвы, они пригласили князя Михаила Олельковича, правнука знаменитого литовского князя Ольгерда. Его правление в городе не оставило о себе какой-либо значительной памяти, кроме, разве что, одного, казалось бы, непримечательного момента.
Великий Новгород. Современный вид. (arx.novosibdom.ru)
В свите приглашённого из-за рубежа князя оказался некий «жидовин» Схарий. Впоследствии в полемической литературе, написанной оппонентами жидовствующих, он назывался известным астрологом и чернокнижником. Его широкие познания в области разных нетривиальных наук заинтересовали некоторых новгородских клириков.
Вскоре в Новгороде появились и другие евреи — Иосиф Волоцкий, знаменитый церковный деятель 16-го века, даже перечислил их имена: Осиф. Шмойло, Скарявей, Мосей и Хануш.Число заинтересованных иудейским учением стало расширяться. Среди них оказался, помимо священников, светский человек, Григорий Тучин, представитель знатного боярского рода. После разгрома новгородской вольницы он перешёл на службу к Ивану III и порекомендовал ему лояльных священников, неких Алексея и Дениса, которые уже несли в себе «жидовствующую заразу».
Евреи на Руси
Контакты между евреями и христианами были обычным делом для европейской жизни тех лет. Русская земля не была исключением — прослойка иудеев присутствовала в крупных торговых центрах, которым, например, являлся Новгород. Однако в отличие от Западной Европы, где преследования евреев в 15−16 веках только усилились, в русских княжествах такого не происходило.
Еврейский погром в Праге в 14-м веке. (lechaim.ru)
Однако примерно в это время начали появляться переводные работы западных богословов, в которых ярко выражалась тема противостояния влиянию иудаизма. Эти литературные памятники были позаимствованы из Византии, исчезнувшей в 1453 году под ударами османских завоевателей. Тем не менее реальной исторической подоплёки под ними искать не стоит. Скорее, русские книжники просто перерабатывали богатое теософское наследие старшей сестры. Реальных антисемитских настроений ни в Москве, ни в Новгороде не наблюдалось.
Для иудейских общин того времени приобретение новых последователей своей религии тоже было в порядке вещей. Это даже поощрялось — таким образом поддерживалась жизнеспособность закрытых иудейских корпораций. Переход христиан в иудаизм не являлся чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее в случае «жидовствующих» нельзя говорить о переходе из одной веры в другую — новгородские клирики лишь ближе познакомились с первоисточником своей веры.
Церковный собор 1488 года, первый суд над еретиками
Ересь обнаружилась совершенно случайно. Новый новгородский архиепископ Геннадий узнал о непотребствах, учиняемых жидовствующими, от одного раскаявшегося попа, пришедшего к нему за прощением. Среди прочего, этот клирик рассказал Геннадию об одном эпизоде: на очередной встрече еретиков, во время которой они перебрали с алкоголем, как часто бывает в таких ситуациях, возник теологический спор. Поп Наум стал свидетелем обсуждения. Именно тогда он узнал о фактах богохульств новгородских священников: осквернение икон, отрицание Троицы и божественного происхождения Иисуса Христа.
Геннадий незамедлительно начал расследование. Он смог с помощью свидетельских показаний раскрыть широкую сеть еретиков. Полученные доказательства он отослал в Москву Ивану III и предложил созвать церковный собор. Он состоялся в 1488 году, еретики были признаны виновными, однако наказание оказалось по тем временам достаточно мягким — отступники подверглись битью кнутом и «градским казням» без лишения их жизни.
Церковный собор. (mariantas.ru)
Вот только действия архиепископа Геннадия не возымели должного эффекта. Московская часть еретиков фактически не пострадала. Напротив, она стала укрепляться, приобретая высоких покровителей в среде приближённых к великому князю вельмож.
Жидовствующие — московская ячейка
В столице еретическому учению жидовствующих стали покровительствовать многие высокопоставленные светские и духовные лица. Среди них особо выделялись дьяки великого князя Фёдор и Иван Курицыны и архимандрит Симонова монастыря Зосима.
Последний в 1490 году занял вакантное место московского митрополита, после чего началась активная кампания против архиепископа Геннадия. Глава русской церкви усомнился в лояльности своего подчинённого. Геннадий же, в свою очередь, потребовал созвать очередной собор для того, чтобы раз и навсегда разобраться с еретиками-жидовствующими, спокойно жившими в Москве.
Собор вновь осудил еретиков, однако наказание понесли не все. В очередной раз пострадали представители новгородского клира — они были осуждены на гражданские казни. Всего пострадали 9 человек. И вновь, как несколько лет назад, приговоры оказались достаточно мягкими, а светские приверженцы «жидовствующих» отделались лёгким испугом. Исследователи склоняются к тому, что определённое влияние на вынесение таких гуманных решений оказал сам великий князь Иван III. Московский кружок снова не пострадал, однако очередной церковный собор заставил «жидовствующих» тщательнее скрывать свои собрания.
Елена Волошанка против Софьи Палеолог. Жидовствующие и политические интриги
История ереси жидовствующих оказалась тесно связана с внутриполитической борьбой в окружении Ивана III. Фактически еретики группировались вокруг невестки великого князя, дочери молдавского господаря Стефана III Елены Волошанки. По другую сторону баррикад оказались сторонники Софьи Палеолог — супруги Ивана III.
Елена Волошанка в отечественном сериале «София». 2016. (teleserial.com)
В 1494 году противникам партии Волошанки и Фёдора Курицына удалось сместить с митрополичьей кафедры Зосиму, которого считали причастным к еретическим течениям. Однако влияние «жидовствующих» на Ивана III было настолько сильным, что, казалось, ничто не может пошатнуть их положения.
Ситуация сменилась в противоположную сторону за чрезвычайно короткое время. Это связано с двумя обстоятельствами — провалом попытки Ивана III ограничить земельные привилегии Русской Православной Церкви с одной стороны и тяжёлой болезнью самого великого князя с другой. Глава государства, чувствуя, что близок час смерти, внезапно становится чрезвычайно лояльным к клирикам. С этим связано и возвышение знаменитого преподобного Иосифа Волоцкого.
Иосиф Волоцкий. (brooklyn-church.org)
В 1504 году состоялся очередной церковный собор, на котором ересь жидовствующих была окончательно разгромлена. В отличие от прошлых решений русских клириков, теперь наказания были максимально жёсткими. Фактически вся партия Волошанки была разгромлена, братьев Курицыных казнили в Москве, а наиболее видных представителей еретиков сожгли в Новгороде.
Русское общество неоднозначно встретило такие жёсткие меры против еретиков. В полемических трудах Иосиф Волоцкий пытался доказать, что именно таким способом нужно бороться с преступниками против веры, однако его оппоненты, опираясь на Священное Писание, резко осуждали радикальные меры, предпринятые в 1504 году.
Русское законодательство того времени не предусматривало смертной казни против еретиков. Такая статья появилась спустя полтора века — в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. В 15-м веке судьба «жидовствующих» оказалась в руках великого князя — и была предрешена именно после победы одной из группировок внутри великокняжеского дома.
Сборник: Еретики
В Средние века за отрицание доктрин христианства можно было поплатиться жизнью. Особый церковный суд католической церкви — инквизицию — учредили в 1215 году.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Джордано Бруно: преступление и наказание
Джордано Бруно: преступление и наказание
Бруно, казненному по приказу инквизиции, на момент смерти едва исполнилось 52 года.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Галилей: истина или костёр
Галилей: истина или костёр
Галилео Галилей 22 июня 1633 года отрёкся от своих идей в области астрономии. Произошло это на том же месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Бафомет ордена Храма
Бафомет ордена Храма
Кем был Бафомет, которому, согласно выдвинутым обвинениям, поклонялись рыцари ордена тамплиеров?
- Тесты
- Европа
- XI-XVII вв.
Инквизиция
Инквизиция
Инквизицию учредили для борьбы с ересью самым суровым образом. А что стало бы с тобой, окажись ты в руках инквизиторов?
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Еретик и мельник XVI века
Еретик и мельник XVI века
Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
5 самых известных еретических движений на Руси
5 самых известных еретических движений на Руси
Эти секты радикально отошли от общепринятых религиозных учений.
- Статьи
- Европа
- XIV-XX вв.
Русские ереси
Русские ереси
Как только на Руси христианство стало официальной религией, так почти сразу появились те, кого церковь не желала считать истинно верующими.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Джордано Бруно: преступление и наказание
Бруно, казненному по приказу инквизиции, на момент смерти едва исполнилось 52 года.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Галилей: истина или костёр
Галилео Галилей 22 июня 1633 года отрёкся от своих идей в области астрономии. Произошло это на том же месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Бафомет ордена Храма
Кем был Бафомет, которому, согласно выдвинутым обвинениям, поклонялись рыцари ордена тамплиеров?
- Тесты
- Европа
- XI-XVII вв.
Инквизиция
Инквизицию учредили для борьбы с ересью самым суровым образом. А что стало бы с тобой, окажись ты в руках инквизиторов?
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Еретик и мельник XVI века
Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
5 самых известных еретических движений на Руси
Эти секты радикально отошли от общепринятых религиозных учений.
- Статьи
- Европа
- XIV-XX вв.
Русские ереси
Как только на Руси христианство стало официальной религией, так почти сразу появились те, кого церковь не желала считать истинно верующими.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- V до н. э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XX век
А.Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- Статьи
- Европа
- XIX век
Кто и как убивал Павла I
- Статьи
- Европа
- XX век
«Настоящая музыка всегда революционна»
- Статьи
- Европа
- X-XVIII вв.
Новый год. Древнерусская версия
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Симеон Бекбулатович — татарский хан, ставший московским царём
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Маркиза де Помпадур: королева рококо
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Барклай-де-Толли: шотландец на русской службе
- Статьи
- Европа
- XIII-XVIII вв.
История Тартарии: приключения топонима
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V до н. э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
- Неделю
- Месяц
- 📚 Тесты
- 👀 251358
- 📚 Статьи
- 👀 197091
- 📚 Статьи
- 👀 125511
- 📚 Статьи
- 👀 121323
- 📚 Статьи
- 👀 64626
- 📚 Статьи
- 👀 35271
- 📚 Статьи
- 👀 34409
- 📚 Статьи
- 👀 33398
- 📚 Статьи
- 👀 32540
- 📚 Статьи
- 👀 28399
- 📚 Статьи
- 👀 619467
- 📚 Статьи
- 👀 268706
- 📚 Статьи
- 👀 259127
- 📚 Тесты
- 👀 251358
- 📚 Статьи
- 👀 217563
- 📚 Статьи
- 👀 214868
- 📚 Статьи
- 👀 197091
- 📚 Статьи
- 👀 160156
- 📚 Статьи
- 👀 137164
- 📚 Статьи
- 👀 126045
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: С. П. Зверев
«ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ», ересь в истории Русской православной церкви 2-й пол. 15 в. В отеч. историч. науке 20 в. называлась также «московско-новгородской ересью».
Имело ли движение «Ж.» чётко сформулированное учение или оно было стихийной смесью христианских и иудейских, рационалистич. и мистич. элементов, остаётся спорным. Сочинения новгородских еретиков до нас не дошли, осн. источниками в данном случае служат послания архиеп. Геннадия Новгородского и прп. Иосифа Волоцкого и его труд «Просветитель». Определённо известно, что ересью «Ж.» были извращены все осн. аспекты христианского вероучения: триадология и христология. В области христологии «Ж.» не признавали Божественность Иисуса Христа, Его воплощение, Спасительные страсти, Воскресение, второе пришествие и Страшный суд, всеобщее воскресение мёртвых, а также и таинство Евхаристии. В области триадологии «Ж.» отвергали Пресвятую Троицу, не признавая Иисуса Христа Божественной ипостасью. Кроме того, «Ж.» демонстрировали некоторые богомильско-иконоборческие настроения, «понося» иконы, церковную иерархию и монашество. Священники-еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания, христианские догматы, соблюдали закон Моисеев, субботу и праздновали Пасху по иудейскому календарю.
Появление ереси «Ж.» принято датировать 1-й пол. 1470-х гг. Начало ереси было положено неким иудеем Схарией, прибывшим в Новгород из Киева в составе свиты киевского кн. Михаила Александровича Олельковича (ум. 1481). Вскоре в Новгород прибыли ещё неск. иудеев, которые склонили в ересь свящ. Дионисия и протопопа Алексия, а также членов их семей. Пропаганда «Ж.» имела успех: нарастание эсхатологич. ожиданий, связанное с окончанием пасхалии, способствовало быстрому развитию и распространению ереси. Особенное внимание «Ж.» обращали на православное духовенство, добиваясь проникновения своих тайных сторонников в его ряды через рукоположение в священный сан. Об их успехах свидетельствует, напр., факт агитации священнослужителей и присоединения к «Ж.» протопопа новгородского Софийского собора Гавриила.
Ок. 1480, во время посещения вел. кн. московским Иваном III Васильевичем Новгорода, Алексий и Дионисий сумели войти в доверие к вел. князю, который взял их с собой в Москву, назначив первого священником кремлёвского Архангельского собора, а второго – протопопом кремлёвского Успенского собора. Здесь они приобрели новых последователей, сумев проникнуть даже в великокняжескую семью.
В 1487 в Новгороде распространение «Ж.» приняло открытый характер, но архиеп. Новгородский Геннадий предпринял энергичные контрмеры, о чём свидетельствуют его многочисл. послания. В 1488 в Москве состоялся соборный суд над группой новгородских «Ж.», но решительных мер принято не было.
В 1490 «Ж.» удалось провести на моск. митрополичью кафедру своего ставленника – архим. Зосиму. Однако ему, по требованию архиеп. Геннадия, пришлось внешне осуждать «Ж.». В октябре того же года в Москве состоялось соборное рассмотрение деятельности «Ж.» – обличённые в «иудействе» были осуждены на заточение. Часть из них была отослана в Новгород к архиеп. Геннадию, который предал их публичному позору. Однако эти меры не остановили движения, особенно в Москве, где у «Ж.» были сильные покровители. Еретики, пользуясь покровительством могущественного дьяка Ф. В. Курицына, продолжали свою деятельность даже после удаления с митрополичьей кафедры их скрытого сторонника Зосимы. В этот период гл. борцами с «Ж.» выступали архиеп. Новгородский Геннадий, а позднее, с кон. 1490-х – нач. 1500-х гг., прп. Иосиф Волоцкий. Вместе с тем против проповеди последнего о беспощадном гонении на еретиков высказывались прп. Нил Сорский и его ученики, полагавшие, что христианство может быть проповедовано только мирным путём. Решительный характер борьба с ересью приняла только после разрешения династического кризиса в пользу сына Ивана III от Софьи Палеолог кн. Василия Ивановича (будущего вел. кн. московского Василия III Ивановича).
В 1504 церковный собор осудил ересь; наиболее видные еретики были осуждены на смертную казнь и тюремное заключение.
ЖИДОВСТВУЮЩАЯ ЕРЕСЬ (ЖИДОВСТВУ-ЮЩАЯ ЕРЕСЬ) — JewishEncyclopedia.com
Христианская ересь, впервые появившаяся в Новгороде при великом князе Иване Васильевиче III. (вторая половина XV в.), а оттуда распространилась на Псков и Москву.
Из труда священника Иосифа Волоцкого под названием «Просветитель» и др. («Просветитель, или Обнаружение жидовствующей ереси») видно, что первым распространителем ереси был влиятельный еврей Схария (Захария) Киев, «изучавший астрологию, некромантию и различные магические искусства». Он прибыл в Новгород (1471 г.) в свите князя Михаила Олельковича, вероятно, как его торговый агент, а вскоре за ним последовали литовские евреи Осиф, Шмойло, Скаргей, Моисей и Хануш. Схария вначале обратил в христианство священника Диониса и протоиерея («протопапа») Алексия, а через последнего и многих других клириков Новгорода и Пскова. Учение секты, данное Волоцким и другими русскими церковными историками, было следующим: Вера в единого Бога и отрицание Божества Иисуса Христа и Троицы. Христос, по их вере, еще не явился, а когда явится, то явится не как сын Божий по существу, а по своим благодеяниям, «как Моисей и пророки». До пришествия Христа следует строго соблюдать законы Моисея, так как все евангельские писания ошибочны. Кроме того, они осуждали изображения и строго порицали монашество.
Русский историк Иловайский придерживается мнения, что основные принципы ереси имели мало общего с иудаизмом, а скорее были результатом рационалистических идей Реформации, пришедших в Новгород из Западной Европы. Но предшественник Лютера Иоганн фон Гох (1400-1475) признавал авторитет церкви и монашеских орденов; а Эразм Роттердамский родился только в 1467 или 1469 году.
Вначале ересь держалась в секрете, ее сторонники оставались в Греческой Православной Церкви. В 1480 году, когда великий князь Иван Васильевич посетил Новгород, Алексей и его друг Дионис снискали ему расположение. Он взял их обоих в Москву и поставил во главе церквей Успения и Архангела Михаила соответственно, и здесь они начали активную пропаганду. Алексей, пользуясь в высокой степени доверием великого князя, вскоре сумел обратить своего секретаря Федора Курицына; архимандрит Зосима; монах Захария; княгиня Елена, невестка великого князя; и многие другие выдающиеся личности. Великий князь вскоре познакомился с учением о ереси и, по-видимому, благосклонно относился к нему.
Существование ереси было официально обличено в 1487 году, когда несколько пьяных новгородских священнослужителей открыто хулили православную веру и предстали перед архиепископом Геннадием. Один из обвиняемых священников, Наум, раскаялся и рассказал архиепископу все о ереси и о том, что некоторые из московских купцов, в том числе Ивашка Черный и Игнашка Зубов, были обрезаны и бежали в Литву (1487 г.). Затем Геннадий стал главным противником ереси, но не нашел поддержки в высших судах, как гражданских, так и церковных, поскольку великий князь благоволил к лидерам ереси, а митрополит Геронтий был лично враждебен Геннадию. Последний затем созвал собор епископов (1488 г.), который постановил казнить нераскаявшихся еретиков, «прославляющих иудейскую веру и злоупотребляющих греческой православной религией». В 1491, когда Зосима был поставлен митрополитом, Геннадий созвал другой собор, который осудил главных еретиков среди духовенства, предал их анафеме и заточил в монастырь. В Новгороде по приказу Геннадия еретиков наказывали очень жестоко.
Однако при всем своем влиянии и силе Геннадию не удалось подавить ересь; ибо сектанты были благосклонны к великому князю, и с помощью Курицына один из сектантов, Кассиан, был поставлен архимандритом Новгородским. Затем Геннадий заручился помощью Иосифа Волоцкого, который своими обвинениями вынудил Зосиму уйти в отставку (17 мая 149 г.4). Невестка великого князя также приняла сторону еретиков, и с восшествием на престол ее сына сектанты надеялись, что гонения на ересь прекратятся.
В 1490 году Церковный собор вынес постановление против еретиков, многие из которых были замучены в новгородских темницах. Однако большинство иудействующих продолжали свое учение и обратили многие массы непосредственно в иудаизм. По козням Геннадия Елена и ее сын Димитрий были заключены в монастырь (1502 г.), а Василий, младший сын великого князя, был провозглашен наследником престола. Затем отношение правительства к ереси изменилось. Созванный великим князем собор открыл свои заседания 27 декабря 1504 г. и приговорил некоторых еретиков к смертной казни. Диакон Волк Курицын (брат Феодора), Иван Максимов и Димитрий Коноплев были сожжены в клетках на костре, а другие члены секты, в том числе архимандрит Кассиан, были сожжены на костре в Новгороде. Некоторые из еретиков были заключены в тюрьму; другие были отправлены в монастыри.
От этого удара ересь уже не могла оправиться, хотя доктрины секты продолжали тайно распространяться. Костомаров (т. XII.) считает, что секта молокан вела свое происхождение от жидовствующих.
В письме митрополиту Московскому Геннадий отправляет сборник речей, произнесенных перед царем русским послом в Испании, о том, как испанский король искоренял еретиков. Далее он рассказывает историю о крещеном еврее Данииле, который недавно ездил из Киева в Москву и слышал от киевских евреев, что великий князь разрушил все храмы в Москве, вследствие распространения ереси, которой великий князь, кажется, сочувствовал.
Для защиты православной веры от жидовствующих Димитрий Герасимов, переводчик при посольском дворе, перевел с латыни следующие произведения:
(1) труд Николая де Лиры «О неверности иудейской»; (2) «Осуждение евреев»; (3) работа крещеного еврея Иосифа «Евреи, крестившиеся в Африке».
Но мало что известно о судьбе жидовствующих сект в период между царствованием Ивана III. и Александра I. Известно только, что Иван Грозный не допустил в 1550 г. купцов-евреев из Польши по той причине, что они привезли «ядовитые травы на Русь и увели русских от христианства» (Регесты № 470; см. также Регесты № 500). Однако, судя по принимаемым время от времени законодательным мерам, правительство по-прежнему считало иудаизирующие секты реальной угрозой главенству Элладской православной церкви. Тот факт, что мало что известно об иудаизирующих сектах того периода, может быть следствием заботы сектантов о сохранении своих верований в тайне, а также нежелания евреев России обращаться в прозелиты.
В царствование императора Александра I сектанты, воодушевленные его либеральным настроем, оживились, и многие стали открыто провозглашать свои принципы. Их тогда называли в русских официальных документах «еретиками» и «субботниками», следовавшими определенным еврейским догмам и обрядам, т. е. , соблюдение субботы и обрезание. Первые официальные сообщения о них появились в 1811 году, почти одновременно от правительств Тулы, Воронежа и Тамбова. Архиепископ Воронежский сообщал, что секта обязана своим возникновением в 179 г.6, некоторым евреям, поселившимся среди христианских жителей этих губерний, и что ее учения укоренились в шести деревнях Бобровского и Павловского уездов. В 1818 г. часть крестьян Воронежской губернии направила императору Александру формальную жалобу на притеснение местными гражданскими и церковными чиновниками исповедующих Моисееву веру. На основании этой жалобы было назначено строгое расследование в отношении взяток, полученных некоторыми должностными лицами. В то же время министрам культа и внутренних дел было приказано доложить императору об иудействующих христианах.
В результате расследования выяснилось, что ересь жидовствующих распространилась на Орловскую, Тульскую и Саратовскую губернии. Около 1500 членов исповедовали это открыто, и многие другие держали свою веру в секрете. Секта, по мнению митрополита, не была отчетливо ветхозаветным культом, но характеризовалась соблюдением некоторых иудейских обрядов, напр. , празднование субботы, обрезание, заключение браков и их расторжение по желанию, особые погребальные церемонии и способ собрания для молитвы. Сектанты заявляли, что не осуждают христианской веры, а потому не считают себя отступниками; и они настаивали на том, что они никогда не были христианами, а только придерживались веры своих отцов, которую они не оставят.
Меры, принятые против распространения ереси жидовствующих, имели печальные последствия для евреев. Пока руководителей секты отправляли в армию или высылали в Сибирь, чиновники считали полезным для себя называть секту в официальных документах еврейской сектой, а сектантов объявлять евреями. Они утверждали, что название «субботники» не даст русским массам правильного представления о природе секты. Ее членов намеренно называли в уставе «евреями», чтобы подвергнуть их презрению народа. Наконец, 29 июля Синод издал указ., 1825 г. («Первое полное собрание законов», XL., № 30, 436 А), предписывающий изгнать всех евреев из тех районов, в которых можно было обнаружить субботников или иудействующих христиан.
Еще в 1880 году евреи были изгнаны из районов, где предположительно существовали приверженцы секты.
Библиография:
- Панов Ерес Жидовствующих, в Журнале Министерства Народного Просвещения, 1877, ч. 188, с. 14;
- Акты Исторические, и. 521, опубликовано Архивной комиссией;
- Чтение Москва Икаво Общества Истории, 1847, № 8;
- Русская Историческая Библиотека, в. 763, 786;
- Полное Собрание Русских Летописей, вып. IV.;
- Платон, Краткая Церковная Российская История, Москва, 1833;
- Руднев, Разсуждение о Ересях, пр., Москва, 1838.
Ересь жидовствующая
Вернуться к индексу Солженицына
Вернуться к указателю статей
Предыдущая
Ересь жидовствующая
В Московии было небольшое еврейское присутствие до начала шестнадцатого века, когда евреи были изгнаны из-за кризиса в Православной церкви, «еврейской ереси». Солженицын рассказывает историю так:
‘По Карамзину (весьма уважаемому русскому историку — П.Б.) началось так: еврей Захария, в 1470 году приехавший в Новгород из Киева, «придумал, как ввести в заблуждение два спиритуала, Дионис и Алексей; уверял их, что только Закон Моисеев божественен; история Спасителя выдумана; он еще не родился; иконам молиться не следует и т. д. Так началась жидовствующая ересь». […]
‘После падения Новгорода, когда Иван Васильевич III [1440-1505, великий князь Московский, объединивший Русь под властью Москвы, не путать с Иваном IV Грозным] посетил город , он был впечатлен их благочестием и взял обоих первых еретиков, Алексея и Диониса, в Москву в 1480 году и произвел их в первосвященники Успенского и Архангельского соборов Кремля. […]
«Новгородский архиепископ Геннадий разоблачил ересь в 1487 г., прислал в Москву неопровержимые доказательства ее, выследил ересь и разоблачил ее, пока в 149 г. Для обсуждения этого дела собрался церковный собор под руководством только что поставленного митрополита Сосимы. […]
‘»Заслуживающий внимания либерализм Москвы проистекал от временного «Диктатора сердца» Ф. Курицына. [Федор Курицын, полномочный секретарь Ивана — так сказать «министр иностранных дел», «знаменитый благодаря его образованности и способностям».] Волшебством его тайного салона наслаждались даже великий князь и его невестка… Ересь никоим образом не ослабевала, а скорее… процветала пышно и расстилалось. При московском дворе… прочно пропагандировались астрология и магия наряду с соблазнами лженаучного пересмотра всего средневекового мировоззрения», что было «свободомыслием, призывом к просвещению и сила моды». […]
‘Вскоре Иван III примирился со своей женой Софьей Палеолог [так как очень часто в этих делах религиозный вопрос связывался с соперничеством разных фракций за престолонаследие Ивану — ПБ] , а в 1502 году его сын Василий унаследовал престол.