сравнительная характеристика героев повести «Невский проспект»
В 1835 году в сборнике произведений Николая Васильевича Гоголя «Арабески» была напечатана одна из первых повестей на петербургские темы — «Невский проспект». В ней писатель изобразил наряду с блеском и великолепием Невского проспекта, олицетворяющего собой чиновничье-бюрократический Петербург, и бедные, заброшенные окраины, где царят нищета, пьянство и разврат.
Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва, главных героев повести «Невский проспект», показывает страшные противоречия современного Гоголю Петербурга, где процветали пошляки и глупцы и где страдали люди с возвышенной душой.
Содержание
СюжетСюжет повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» основан на двух происшествиях, которые случились в одно и то же время: встреча бедного молодого художника Пискарёва с прекрасной темноволосой незнакомкой и встреча поручика Пирогова с хорошенькой блондинкой. Судьба этих людей различна. Детски-простодушный мечтатель Пискарёв не выдержал раздора мечты с действительностью. Судьба его трагична: он покончил жизнь самоубийством после крушения своих иллюзий.
Невский проспект со своим ложным великолепием погубил и душу прекрасной незнакомки: её толкнула на путь разврата «толпа звёзд, крестов и всякого рода советников».
Другой герой повести, Пирогов, в Петербурге преуспевает. Когда этого поручика немцы-ремесленники высекли за волокитство, он готов был подать прошение в Государственный совет. Но дело кончилось тем, что он зашёл в кондитерскую, полакомился там двумя слоёными пирожками, почитал газету «Северная пчела» и успокоился. Вечером он уже отплясывал мазурку в собрании офицеров и чиновников.
Характеры героевМолодой бедный художник Пискарёв был «прост, как дитя». Этот тихий, скромный, застенчивый робкий юноша — романтик, мечтатель с чистой душой и высокими помыслами. Встретившаяся ему на Невском проспекте красавица-брюнетка поразила его своей красотой. Он не решился познакомиться с нею, приняв её за знатную даму из-за дорогого яркого, пёстрого плаща. Он только хотел посмотреть на дом, где обитает это прелестное существо. Когда прекрасная незнакомка увидела, что юноша идёт за ней, она улыбнулась и знаками пригласила его в квартиру четырёхэтажного дома. Увидев эту квартиру и женщин, находящихся там, Пискарёв понял, что это гнездо разврата, и бросился прочь.
Он был поражён, что девушка лет 17 с божественными чертами оказалась продажной женщиной. Дома он уснул и увидел сон, будто приехал в карете к этой девушке, оказавшейся знатной дамой, и она хотела объяснить, почему оказалась тогда с презренными женщинами. Сон прервался, и художник захотел снова уснуть, чтобы увидеть его продолжение.
С тех пор сны о красавице и стали настоящей жизнью ранимого, мечтательного юноши. Однажды, очнувшись от своих сновидений, наивный Пискарёв решил жениться на этой девушке, чтобы спасти её. Он считал, что она невольно вовлечена в разврат и хочет вырваться из этого ужасного состояния.
Он пришёл к этой красавице, сделал ей предложение руки и сердца, пообещал, что они будут вести трудовую жизнь. Бедный романтичный юноша был поражён, когда девушка презрительно сказала, что работать не будет. Нервы его не выдержали такого разочарования, и он, вернувшись домой, перерезал себе горло. Пискарёв погиб, убедившись в крушении своих иллюзий и неспособности активно бороться со злом.
Любовное приключение поручика Пирогова было не таким трагическим, как у его приятеля. Этот самонадеянный, пошлый обыватель очень доволен петербургской жизнью и возможностью заводить романы с красотками. Блондинка, которую он преследовал, оказалась супругой почтенного немца-ремесленника — жестянщика Шиллера. Пирогов — туповатый, но в то же время смекалистый человек. Он узнал от глупенькой блондинки, что её муж по воскресеньям не бывает дома, и явился к ней в воскресный день.
Во время танца Пирогова с этой красоткой явился её подвыпивший муж с двумя своими приятелями и эти дюжие немцы-ремесленники (Шиллер, Гофман и Кунц) попросту высекли бравого поручика.
У Пирогова был горячий нрав, и он решил пожаловаться генералу и одновременно послать просьбу наказать обидчиков в Генеральный штаб. А если там определят недостаточное наказание, то разгневанный поручик решил обратиться в Государственный совет и даже к самому государю.
Но поручик был легкомыслен и быстро отходчив от гнева. Пирогов утешился, полакомившись в кондитерской двумя слоёными пирожками и почитав там газету «Северная пчела» (скорее всего, его там привлекали фельетоны, стихи и т. п.). Завершился вечер для поручика совсем хорошо, в соответствии с его жизненной целью — получать только удовольствия. Он посетил вечер у одного знакомого, где собрались офицеры и чиновники, и с удовольствием танцевал там мазурку.
Параметры сравнения | Пирогов | Пискарёв |
Таланты | Обладает искусством обольщения, волочится за женщинами, даже за замужними. | Художник, всей душой любит живопись, получает истинное удовольствие от своей работы. |
Значение фамилии | Фамилия происходит от слова «пирог», это намёк на то, что поручик любит вкусно поесть и вообще получать удовольствия и наслаждения, что цель его жизни в том и состоит. | Фамилия происходит от слова «пискарь» (так через «и» в 19 веке писали слово «пескарь»). Пескарь — маленькая рыбка, объект питания хищных рыб. Пискарёва и погубил жестокий мир Петербуга. |
Черты характера | Самодовольство, самонадеянность, пошлость, туповатость, легкомыслие, горячий нрав, гневливость, но быстрая отходчивость от гнева. Бездуховность, отсутствие высоких идеалов, неспособность на сильные, искренние чувства. | Скромность, застенчивость, робость, мечтательность, ранимость, наивность. Он восторгается красотой брюнетки, она вызвала в его душе чистые, светлые чувства. |
Отношение автора к героям | Ироничное отношение. Образ Пирогова Гоголь сделал комичным. | Сочувствие к герою. Образ Пискарёва трагичен. |
Вывод | Если поручик Пирогов после позорной порки сумел утешиться двумя пирожками, то молодой романтик Пискарёв, ощутив после крушения своей мечты всю жестокость окружающей его жизни и поняв, что не в силах её изменить, погибает. |
В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголь показал два типа петербуржцев: самоуверенного, довольного столичной жизнью пошляка и человека с чистой, ранимой душой. Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва выявляет существенную разницу в характерах и жизненных целях этих героев. Автор считает, что жизнь в Петербурге подходит только грубоватым натурам, людям же тонкой душевной организации было тяжело приспособиться к жизни в столице, где царило не только богатство, но и нищета, где процветало пьянство и совращение девушек. Столкновение мечтателя с реальной жизнью, где царили продажность и бездушие, чревато трагическим исходом.
Читайте также: «Невский проспект» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект Гоголя сочинение
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект
В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект». В этом произведении описывается главный проспект Петербурга в разное время, а затем происходит знакомство с двумя молодыми мужчинами: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
Сравнение двух молодых людей начинается с самого начала повести. Оба мужчины преследуют цель волочение за дамами, прогуливающимися по проспекту вдоль Невы. Художник Пискарев – настоящий романтик. Он хочет влюбиться, поэтому, завидев на проспекте прекрасную брюнетку, он преследует ее. Но, когда он вошел за ней в дом, то с ужасом понял, что дом этот – публичный, а красивая девушка – куртизанка.
Молодой художник не понимает, как такое возможно: прекрасная незнакомка является падшей женщиной. Мужчина отправляется домой и пытается прийти в себя. Неожиданно за ним приезжает карета – дама желает его видеть. Пискарев приезжает на бал, где встречает ту же брюнетку, но никак не может завести с ней разговор, потому что девушка постоянно исчезает с его поля зрения. Художник ищет ее, но никак не находит, а потом просыпается… Юноша никак не может найти себе места, все время представляет девушку на месте своей любимой женщины. Однажды он решается, приходит к брюнетке и предлагает ей семейную и, по его мнению, счастливую, жизнь с ним. Однако девушка выставляет его на посмешище и Пискарев, опечаленный, уходит домой.
С Пироговым в этот вечер тоже произошло странное событие. Тогда он решил познакомиться с прекрасной блондинкой, но попал в дом к немцу, который, будучи пьяным, требовал от сапожника отрезать ему нос. Пирогов считает нужным вмешаться и получает за это нагоняй. Прекрасная блондинка оказывается женой этого немца. Пирогов начинает ухаживать за девушкой, но взбешенный муж проделывает с влюбившимся мужчиной такое, что автор произведения даже отказывается это описывать. Поручик в порыве чувств собирается выслать немца в Сибирь, но очень скоро забывает от этой ситуации и продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало.
Насколько разные описаны мужчины и насколько различные ситуации с ними произошли! Автором произведения показан контраст между двумя людьми, ситуациями, которые с ними произошли, и их реакцией на произошедшее. Остается только гадать, что влияет на реакции людей на сложившиеся ситуации: характер, воспитание, а может быть, положение в обществе?
Сочинение Пискарёв и Пирогов
Произведение «Невский проспект» было написано в 1831 году. Сюжет книги начинается на Невском проспекте в Петербурге.
Одним из основных образов повести является Пискарев. Герой был молодым художником с ранимой и тонкой душой. Он жил в тяжелых условиях и испытывал нехватку денег. Он был далек от жизни аристократов. Парень обладал особо пламенным воображением. Он слишком бурно воспринимал противоречия города.
Вместе с художником, еще одним главным героем является Пирогов. Пирогов был творением пошлости, бездуховности и приземленности. За счет таких качеств Пирогов был полной противоположностью мечтателю – художнику. Пирогов был поручиком. Он очень восхищался своим чином и всегда хвастался своим офицерским званием. Офицер принадлежал среднему классу в обществе. Поручик дружил с молодым художником ради собственной выгоды. Офицер хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет. Пирогов был самодовольным и самоуверенным человеком, перед которым не могла устоять ни одна женщина.
А Пискарев был простодушным, тихим, робким и скромным человеком. За его наивность и простодушие Пирогов называл его «простаком». Молодой художник был способен на искренние и чистые чувства. Он полностью погружался в свою творческую работу и не мог смотреть людям прямо в глаза. Смотря на людей, он представлял их как гипсовый бюст или смотрел как на будущую картину, которую хочет нарисовать. Он был влюблен в юную девушку и считал себя недостойным ее. От одного ее взгляда он робел, дрожал и испытывал глубокое счастье. Он не рассказал ей о своих чувствах, боясь, что девушка возненавидит его.
В один вечер он тайно смотрел на нее и не мог подойти. Вернувшись домой, во сне он увидел красавицу. Она позвала влюбленного художника на бал, и рассказала о себе все. Во сне Пискарев стал еще больше восхищаться ей. Сон Пискарева прервался, и он начал искать способы заснуть. Он начал потреблять опиум. Во сне он видел как, женился на ней. Проснувшись, Пискарев решил жениться и тут же побежал к ней домой. Девушка оказалась не такой, какой он ее считал. В ней было много легкомыслия, корысти, пошлости.
Таким образом, автор хотел показать различия между судьбами простого человека и людей, имеющих высокий чин.
Также читают:
← Характеристика Пискарева в повести Невский проспект ← Образ Чарткова в повести Портрет↑ ГогольКаретник Михеев в поэме Мертвые души → Губернатор в поэме Мертвые души →
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект
Популярные сегодня темы
- Роль Хлестакова в конфликте (комедия Ревизор Гоголя) В данной конфликтной ситуации Хлестаков показан как персонаж, роль которого в ней достаточно большая. Можно сказать о том, что данный герой представляет из себя собирательный образ тех людей
- Сочинение по творчеству Анны Ахматовой
Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.
- Сочинение Арина Головлева в романе Господа Головлевы характеристика и образ
Арина Петровна Головлева предстает перед читателями властной женщиной и даже жестокой. Она явно выделяется на фоне остальных персонажей как своеобразный деспот, который видит в других только страх и упреки.
- Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова
Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.
- Сочинение Характеристика семей в романе Тихий Дон Шолохова
В центре внимания оказывается Семья Мелеховых с самого начала романа «Тихий Дон». А также в конце произведения эта семья до сих пор остается во внимании читателя и автора.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Безумие в русской литературе — История GCSE
- Поиск
- Присоединяйтесь к более чем 1,2 миллионам студентов каждый месяц
- Ускорьте свое обучение на 29%
- Неограниченный доступ всего от 6,99 фунтов стерлингов в месяц
Выдержки из этого документа…
Санкт-Петербург Пушкин – Путину доктору Эндрю Слоину 24 февраля 2009 г. Очерк: Безумие в Санкт-Петербурге В русской литературе тема безумия занимает центральное место во многих известных произведениях. Все произведения Федора Достоевского, Николая Гоголя и Александра Пушкина обсуждают проблему безумия. Эта тема безумия проистекает из большого разделения между классами в Петербурге. Все главные герои этих рассказов занимают самые низкие позиции в социальном устройстве России. Их безумие проистекает из отсутствия свободы. Коренной причиной эпидемии безумия является отсутствие свободы среди крестьянского класса. Одно из самых известных произведений Пушкина «Медный всадник» повествует о Евгении, чиновнике из бедного города Коломны. Как государственный служащий Евгений остается незамеченным. Это свидетельствует о незначительности его положения в обществе. Евгений помолвлен, но не имеет никаких перспектив стать какой-либо значимой персоной. Он завидует «праздным людям», которые «наделены удачей… не мозгами» (135). Его обескураживающее положение ухудшается после того, как шторм разоряет город Санкт-Петербург. В результате Юджин теряет свой дом и жениха, но самое главное, теряет рассудок. . ..читать далее.
Пирогов сначала приходит в ярость и полон решимости отомстить, но успокаивается, поедая слоеные пирожные, читая газету и проводя вечер в танцах. В этой истории представлены два персонажа, которые отличаются одним важным аспектом; они из двух очень разных социальных позиций. Исход их ситуаций обусловлен теми социальными рамками, в которых они существуют. Лейтенант Пирогов был уважаемым в петербургском обществе человеком. У него был выбор и чувство свободы, и когда он был избит и потерял женщину, которую преследовал, он смог сдвинуться с места, потому что у него не было столько привязанности к отношениям. Он знал, что у него есть будущее и что он найдет другую женщину. Пискарев-художник был изгоем, «(он) принадлежал к классу, представляющему весьма странное явление… (он) принадлежал петербургским гражданам настолько, насколько человек, приходящий во сне, принадлежит действительному миру» (252). ). Он мог быть необычным, но не его странность привела к безумию, а социальное положение, от которого он не мог убежать. Потому что он был так низок в социально-экономических рамках Санкт-Петербурга …читать дальше.
Посмотрев на каждую ситуацию, необходимо заново определить, что такое безумие в контексте этих историй. Ни один из этих персонажей на самом деле не потерял рассудок, потому что они были психическими, они медленно разрушались социальной структурой Санкт-Петербурга. Все персонажи не сошли с ума, потому что с ними все было в порядке, в каком-то смысле они были очень близки к реальности. Они не отрицали своей позиции, они видели, что обстоятельства несправедливы; они просто не могли ничего сделать, чтобы изменить их. Вместо того, чтобы отрицать свой статус, они приняли свою судьбу и поняли, что нет причин, по которым они должны оставаться беспомощными. По этим причинам эти персонажи не должны быть помечены как сумасшедшие. Скорее их поведение было безумным по отношению к тем аутсайдерам, которые не понимали изъяна в социальной структуре. Во всех трех произведениях тема безумия является основополагающей. Однако сумасшествие есть явление не индивидуальное, а общественное, являющееся результатом разделения на классы в Петербурге. Три автора указывают, как Санкт-Петербург удерживает свободу, оставляя каждого персонажа неспособным избежать своего положения в обществе. Только когда всякая надежда уходит, безумие берет верх. Эти истории предвещают реструктуризацию социальной структуры, которая возьмет верх в форме коммунизма. ?? ?? ?? ?? 1 …читать дальше.
Приведенный выше предварительный просмотр представляет собой неформатированный текст
Эта студенческая письменная работа — одна из многих, которые можно найти в нашем разделе GCSE Россия, СССР 1905-1941.
Нашли то, что искали?
Не тот? Найдите название своего сочинения…
- Присоединяйтесь к более чем 1,2 миллионам студентов каждый месяц
- Ускорьте свое обучение на 29%
- Неограниченный доступ всего от 6,99 фунтов стерлингов в месяц
Посмотреть связанные эссе
Еще один пример того, как источник преувеличивает, насколько велик Сталин, это когда говорится, что первым словом их детей будет Сталин. «И когда женщина, которой я живу, подарит мне ребенка, первое слово, которое она произнесет, будет: Сталин».
Источник D — письменный отчет Сталина в 1945 году. Источник основан на воспоминаниях Сталина о прошлом, когда он жил в ссылке в Сибири. Источник представляет собой изображение времени, когда один из товарищей Сталина пропал без вести, где
К концу 1930-х многие советские рабочие улучшили свои условия, устроившись на высокооплачиваемую квалифицированную работу и получая премии за выполнение плановых показателей. Практически отсутствовал уровень безработицы. Сталин также поощрял женщин к работе, создавая службы по уходу за детьми; четыре из пяти новых рабочих, принятых на работу в период с 1932 по 1937 год, были женщинами.
это источник А, который изображает Сталина как жестокого убийцу, что ближе к истине, чем источники Б и С, которые ложно изображают Сталина как добросердечного, респектабельного и популярного человека. 2. Источник исследования D. Содержит ли он какие-либо полезные сведения о Сталине?
Однако и источник B, и источник C имеют некоторое сходство, поскольку оба они положительно относятся к Сталину. Источники показывают, каким люди видели Сталина. Одни боготворили его, другие считали жестоким диктатором. 1б. Из источников Д (1)
мы можем узнать несколько разных вещей о Сталине и его характере.Сталин также сделал образование обязательным и бесплатным для всех. Однако отрицательных сторон сталинской индустриализации источник не показывает. Жизнь была очень тяжелой, заводские условия были очень опасными. Любые проблемы с дисциплиной, такие как опоздание или отсутствие, будут наказаны увольнением, что также может означать потерю дома.
Этот аргумент упускает из виду ряд фундаментальных вопросов. Во-первых, требование Учредительного собрания, сыгравшее, несомненно, прогрессивную роль в мобилизации масс, особенно крестьянства, против царского самодержавия, было лишь одним из ряда революционно-демократических требований, а не обязательно самым важным.