Невский александр смерть: Смерть Александра Невского | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Как умер Александр Невский

О смерти Александра Невского историкам известно из древнерусских летописей. Однако письменные источники не сообщают потомкам истинных сведений о причине кончины великого полководца, дипломата и православного святого, которая случилаь 14 ноября 1263 года. Князю было 42 года, а скончался он по пути из Золотой Орды, где был отравлен его отец.

Вопрос о смерти одного из самых любимых и почитаемых народом святых остается открытым на протяжении последних 800 лет. И на сегодняшний день у историков отсутствуют научные  доказательства убийства князя. Однако существует множество версий события, о котором знают и помнят потомки.

Монгольский след

Для многих русских князей второй половины XIII века поездка в Орду оказалась последней. В летописи записано, что Александр Невский разболелся на пути из Сарай-Берке на родину. Однако по мнению историка Иловайского князь заболел во время пребывания в столице Золотой Орды. И именно поэтому хан отпустил его домой после целого года пребывания в гостях. Недуг быстро прогрессировал, и князь поспешил принять монашеский постриг в Городце, не доезжая до Владимира.

Александр был отличным стратегом, и понимал важность происходящего. Перед смертью он принял схиму, взяв на себя самые строгие в православном монашестве обеты. Тем самым князь продемонстрировал потомкам высшую преданность исконной русской вере и христианское смирение.

Мотивы брата Андрея

Что еще могло стать причиной смерти Александра Невского? Историки выделяют несколько направлений научной мысли в данном аспекте. Первый вариант основывается на предположении об убийстве, подстроенном братом Александра – Андреем Ярославичем. Мотив у князя Андрея действительно мог быть. В 1247 году Александр приехал в Сарай-Берке за ярлыком на великое княжение.

Батый поддержал его, однако для утверждения данного решения нужно было ехать на поклон в далекую имперскую столицу – Каракорум. И у правителя всей империи хана Гуюка было другое намерение относительно Александра Ярославича. Он действовал по принципу разделения и властвования, поэтому реальную столицу – город Владимир, отдал брату князя Андрею. А самому Александру отводилась «вся русская земля» с разрушенной до основания столицей – Киевом.

Тогда Александр Невский мог переиграть решение великого хана, обвинив своего брата Андрея в удержании части монгольской дани перед царевичем Сартаком. Многие скептически настроенные по отношению к Александру историки считают, что князь сам спровоцировал карательный поход Неврюевой рати против непокорного брата. Несмотря на отсутствие достоверных доказательств подобных фактов, Андрея Ярославича часто подозревают в сговоре с монголами.

Интересно! Теоретически Андрею было выгодно устранить главного конкурента в лице родного брата Александра. Доказательством подобной версии является получение Александром Невским ярлыка на княжение во Владимире после усмирения мятежных русских князей.

Кроме того, Андрей примирился с братом уже в 1256 году. Тогда же он получил во владение Нижний Новгород и Городец. Как только Александр Невский умер, Андрей Ярославич настойчиво пытался получить ярлык на княжение, доказывая свое право «лествичной системой». Это могло бы свидетельствовать о причастности Андрея Ярославича к отравлению, ведь князь остался без великокняжеского престола и обширных владений. В любом случае хан Берке игнорировал прошения Андрея Ярославича и отдал предпочтение его младшему брату Ярославу.

Убийца – хан Берке

Был мотив избавиться от князя и у самого хана Берке. Князь Александр Невский действительно был лоялен в своем отношении к Орде. Среди монголов у него был могущественный побратим – царевич-христианин Сартак. Однако в трудах древнего персидского историка тех времен Джузджани содержится информация о вражде между князем и монгольским царевичем. Также достоверно описан момент отказа Сартака от приглашения в гости к самому Берке. Данное событие было воспринято как очень страшное оскорбление в адрес великого хана.

Предполагается возможным убийство ханом Берке своих соперников в лице Сартака и его сына Улагчи. Как только потомков Батыя не стало, путь к монгольскому трону преграждали только их друзья – русская элита. И именно в это время побратиму Сартака Александру Невскому пришлось ехать в Орду. Скорее всего, князь был отлично осведомлен об угрозе, но все же выполнил свою высокую миссию перед русским народом и державой.

Латинский след

Папа Римский вполне обоснованно боялся нападения монголов на Италию со времен учреждения ставки хана Батыя на Волге. Военная мощь батыевой армии наводила вполне обоснованный ужас на Европу. В 1242 году амбициозный и непобежденный в боях Батый всерьез готовился переправиться через Адриатику. Однако в арсенале папы был весьма неплохой способ католизации монгольских народов.

Яса Чингис-Хана требовала от монголов терпимости к другим религиозным верованиям. Именно поэтому Римский престол периодически отправлял в Орду своих эмиссаров. Александр Невский неоднократно встречал их при дворе хана Батыя. Мудрый русский князь и сам не раз получал от католиков предложения власти в обмен на помощь в борьбе с «безбожными татарами».

Однако князь не пошел по пути Даниила Галицкого и наотрез отказался от короны, за которой стояли переход в католичество и потеря суверенности земель. Альянс с монголо-татарами в те нелегкие времена оставался для Руси единственно возможным способом выстоять и победить. Разумеется, для католиков Александр был явным препятствием. Некоторые историки предполагают, что убийство князя было спланировано папскими эмиссарами в ходе постоянных интриг при ханском дворе.

Противоречивость версии об отравлении

Против версии отравления в Орде свидетельствует целый ряд фактов:

  • У Александра Невского были весьма неплохие отношения с монголами.
  • Он неоднократно посещал Золотую Орду и возвращался невредимым.
  • Самого Александра в последней поездке к хану не убили и не казнили.
  • Недомогание князь почувствовал уже на обратном пути домой.

В своем искусстве дипломатии князь значительно превосходил остальных русских правителей, что в те времена было редкостью.

Многое свидетельствует о хорошем отношении Батыя к славянскому другу. Хан был наслышан о достоинствах и подвигах Александра Невского. Монгольский правитель высоко ценил военные таланты князя, одержавшего блестящую победу над немецкими рыцарями. Нельзя забывать и о большой вероятности братания Александра с сыном хана Сартаком, который был христианином. В те времена в Центральной Азии христианство действительно было распространено в форме несторианства.

Рассказы из старинных летописей выглядят весьма правдоподобно. Кроме того ордынцы были веротерпимыми и этим выгодно отличались от европейцев, насаждавших католицизм «огнем  и мечем». Александр понимал, что платить дань Орде намного проще, чем полностью подчиниться территориальной и религиозной экспансии Запада. Наконец, Батый продемонстрировал свою благосклонность к русскому князю, отправив его ранее к верховному правителю Монгольской империи кагану Гуюку в Каракорум. Из далекой поездки князь вернулся живым и с золотым ярлыком на правление «во всей русской земле».

Но главное, последняя поездка князя Александра Невского к хану Берке принесла свои результаты. Хан не обманул князя и полностью сдержал свое обещание не направлять русских воинов на войну с армией своего соперника хана Хулагу. Монгольские правители много раз убивали русских князей на своей территории, и могли бы сделать это снова. Особой необходимости в применении яда замедленного действия у них не было. Была ли смерть Александра Невского умышленным убийством, или была связана с болезнью князя, до сих пор не известно.

Список использованной литературы:

  1. Ю.Н. Бегунов, А.Н. Кирпичников. Князь Александр Невский и его эпоха. — Сборник трудов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 206. — 214 с — ISBN 5-86007-037-3.
  2. Кучкин В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. — 1996. — № 5. — С. 18—33.
  3. Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы) / Е. А. Мельникова, Т. Н. Джаксон. — Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В.Т.Пашуто: сборник статей из серии Studia historica. — Москва: Языки славянской культуры, 1999. — С. 190—201. — 324 с.— ISBN 5-7859-0095-5.
  4. Ужанков А. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского

Где умер Александр Невский? — Волжский перекрёсток

Любителей истории всегда будет привлекать благородный образ князя Александра Ярославича Невского (1220–1263). Нашему городу выпала честь быть связанным с именем этого великого русского полководца и патриота. Здесь, в Городце, он провёл последние дни своей жизни.

Точное место смерти князя вызывает споры историков и краеведов до сих пор. Давно принято считать, что Александр Невский скончался в келье Фёдоровского мужского монастыря. Действительно, известно, что Александр Ярославич умер в Городце, приняв перед смертью монашеский постриг и новое имя — Алексей. Но никакой монастырь в летописях не указан. Нет упоминания о городецком монастыре и в Житии святого благоверного князя Александра Невского, написанного вскоре после его кончины.

В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».

О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти — скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».

Были попытки посчитать местом смерти Александра Невского не Городец на Волге, а Городец-Мещерский в Рязанском княжестве (ныне г.Касимов). Несостоятельность этой версия была показана ещё П.И. Мельниковым-Печёрским.

Гораздо труднее определить, когда и почему возникла легенда о том, что Александр Ярославич Невский скончался в Фёдоровской обители. Как мы убедились, точное место смерти князя не названо ни в летописном сообщении, ни в Житии. Причём Житие является самостоятельным историческим источником и сложилось независимо от летописных известий. «Важно, что подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, — пишет историк А.Н.Кирпичников, — знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца».

Житие было написано в 1282–1283 гг. во Владимире, в Рождественском монастыре — там, где был похоронен Александр Невский. Автором его был неизвестный инок, младший современник князя Александра. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг, но где точно произошло это событие — не указано. Либо автор Жития не знал или не помнил названия городецкого монастыря, либо постриг князя происходил в каком-то другом месте. В любом случае связывать смерть Александра Невского именно с Фёдоровской обителью нельзя, так как никаких данных о существовании этого монастыря в XII–XIII веках не сохранилось.

Историки И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают, что первое документальное свидетельство о Фёдоровском монастыре относится к началу XV века и содержится в духовной грамоте нового владельца Городца серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (героя Куликовской битвы и двоюродного брата Дмитрия Донского). В завещании князь пишет: «А Соль на Городце дети мои ведают с единого, а делят себе наполы (пополам — примечание И.  Кирьянова) оприснь Фёдоровские варницы, а иной никто не вступается в Городецкие варницы». Очевидно, что здесь под «Солью на Городце» подразумеваются места добычи соли в окрестностях Балахны. Соледобыча приносила большую прибыль и вполне могла быть одной из привилегий городецкого монастыря. Отсюда часть варниц, выпаривавших соль из соляного раствора, и названа в грамоте «Фёдоровскими».

Подкрепить эту версию новыми фактами пока невозможно. Но даже если речь в завещании князя Владимира идет действительно о Фёдоровском монастыре (напомним, что это грамота начала XV столетия), нельзя утверждать, что именно в нём в 1263 году умер Александр Невский. Так из летописей известно, что в Городце в XIV веке существовал монастырь святого Лазаря. «В то же время, летописные упоминания о Фёдоровском монастыре отсутствуют, — замечает Н.Н.Бахарева. — Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители не подтверждается его «Житием», составленным в 80-х годах XIII века. Упоминание в духовной грамоте 1401–1402 годов князя Владимира Андреевича Серпуховского Фёдоровских варниц в Соли-на-Городце (Балахне), которое И. А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают документальным свидетельством о существовании в Городце Фёдоровского монастыря, вряд ли можно, строго говоря, считать таковым».

Первое упоминание о Фёдоровском монастыре Н.Н. Бахарева обнаружила в Городецкой Писцовой книге, составленной между 1680–1684 годами: «Монастырь Фёдоровский …, в поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятые богородицы Феодоровския».

Монастырь был назван в честь чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Эта древняя икона хранится в Костроме. Там же бытовала легенда, будто икона оказалась в их городе после татаро-монгольского нашествия, спасясь чудесным образом из разоренного ханом Батыем Городца. В Костроме икона получила название «Феодоровская» — в честь церкви святого Феодора Стратилата, в которую она была помещена. По легенде, городчане узнали свою икону в Костроме и снятый с неё список (копию) перевезли в Городец в переименованный в её честь Феодоровский монастырь.

Ранняя история городецкой обители до сих пор остается практически неизвестной. А вот вышедшая из Городца костромская икона со временем получила большую известность и почитание. Она стала святыней царствующего дома Романовых. Это произошло после 1613 года, когда ею был благословлен на царство первый царь из этой династии — Михаил Фёдорович Романов. Поэтому Н.Н. Бахаревой была даже высказана точка зрения о том, что «нельзя исключить вероятности присвоения народной молвой давно не существующему монастырю названия Фёдоровского уже в XVII веке, в связи с прославлением иконы «Богоматери Феодоровской» как патрональной святыни дома Романовых. Монастырь мог получить легендарное название благодаря сохраненной памяти о том, что из него когда-то вышла всенародно почитаемая икона».

Феодоровский мужской монастырь был возобновлен в Городце в самом начале XVIII века на уже упомянутом месте: «в поле от валу», т.е. за территорией древнего города. С этого момента нам и стала известна легенда о смерти в этом монастыре Александра Ярославича Невского. В течение XVIII и XIX веков Фёдоровский монастырь вырос в большой архитектурный ансамбль, который включал в себя и храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенный по проекту известного архитектора Л.В. Даля.

Фёдоровский монастырь (разрушен в годы Советской власти).
Фото начала XX века

К сожалению, в 1927 году монастырь был закрыт. В последней из его церквей служба велась до 1934 года. В дальнейшем все храмы и колокольни монастыря были разрушены. Все, что сохранилось — это два каменных корпуса братских келий XIX и начала XX веков, занятые сейчас больницей водников и почтой (в здании почты открылась православная гимназия — ВП).

Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители пока не подкреплена историческими источниками, и потому нет оснований связывать современные остатки монастыря с местом кончины князя. Шурфы, заложенные археологами на территории комплекса зданий Фёдоровского монастыря, не показали наличия здесь культурного слоя XII–XIV веков. Едва ли вообще древний монастырь мог быть вынесен за крепостную стену, но и внутри старого Городца остатков церковных или монастырских построек пока не обнаружено.

Как бы то ни было, Фёдоровский монастырь бережно хранил память о смерти Александра Невского в Городце. Разрушение монастырских храмов стало невосполнимой утратой не только для внешнего облика города, но и для его истории, для исторического самосознания городчан.

Со временем в честь Александра Невского была названа одна из улиц в исторической части города (1942 г.), воздвигнут памятник князю на волжской набережной (1993 г.), в Городецком музее прошла всероссийская историческая конференция «Александр Невский и его эпоха» (2000 г.). Наконец, совсем недавно в городе возник Благотворительный фонд во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, началась передача православной церкви части построек на территории бывшей Фёдоровской обители.

Надеемся, что городчане и впредь будут чтить память об Александре Невском — полководце, дипломате и святом, чьё имя неразрывным образом оказалось связанным с Городцом.

Тайна гибели Александра Невского. Кто отравил великого князя?

Смерть великого князя Александра Невского 14 ноября 1263 г. до сих пор вызывает много вопросов. Если говорить, что великий князь умер в результате не естественных причин, а отравления, то можно рассмотреть две основные версии — ордынскую и римскую. И та, и другая не лишены противоречий.

«Милый Чад, пойми, как Зайда солнце земли русской»,

— с такими словами обратился к народу во Владимире митрополит Кирилл. Скончался великий князь, приняв монашеский постриг под именем Алексий в Городце Волжском или в Городце Мещерском, и был погребен в Рождественском монастыре во Владимире. Александру Невскому было 42 года – даже по тем меркам не так уж и много для политического деятеля (Андрей Боголюбский, например, был убит в 63 года, а если не убит, то может быть и правила, и даже годы, и затем десять лет).

Последнее путешествие в Орду

В 60-х годах XIII века Золотая Орда находилась под властью хана Берке (1209-1266) – третьего сына хана Джучи и внука Чингисхана. Берк правил Ордой девять лет, с 1257 по 1266 годы. Это был умный и дальновидный политик, отмечал не только войны, но и созидательную деятельность хана, пытался развивать в Орде торговлю, строить города. Он был первым ханом Орды, принявшим ислам.
Берк вел особую политику по отношению к русским княжествам. Например, при Берке появилась православная епархия в столице Золотой Орды Сарай. В то же время у Берка сложились враждебные отношения со своим двоюродным братом Ильханом Хулагу, правившим в улусе, включавшем территорию Ирана. На Кавказе между Ордой и войсками хулагуидов происходят столкновения. В 1262 году Берке-хан потребовал от великого князя Александра Невского произвести военный набор из русского народа. Судя по всему, ордынский хан собирался уйти, а русские воины в дальний поход против Хулагу.
Кроме того, в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах России прошли выступления против Орды ненавистных мытарей. Чиновников убили, что также вызвало негативную реакцию хана. Восстание против мытарей имело место и раньше, но тут Берк решил наказать русское население набором воинов и отправить на Кавказ, где разворачиваются боевые действия с войсками его двоюродного брата Хулагу.

В сарай с визитом зашел Александр Невский, у которого до этого сложились хорошие отношения с Берком. Великий князь надеялся отговорить правителя Золотой Орды от сбора русских воинов на войну с хулагуидами. Но Александр Невский задержался на год. И хотя князю удалось повлиять на хана и заставить его отказаться от своих притязаний, домой, на Россию, Александр Невский вернулся больным. Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу о том, что «солнце Русской земли» было отравлено в Золотой Орде.

Противоречия Ордынская версия

Во второй половине XIII века поход в Золотую Орду нередко становился последней точкой жизненного пути русских князей. Но Александра Невского в Орде убили или казнили, и признаки болезни он почувствовал на обратном пути, когда вернулся домой.
Отношения Александра Невского с золотоордынскими ханами были непростыми, но вполне неплохими по сравнению с отношениями с другими русскими князьями. По крайней мере, Александру удалось выстроить достаточно ровную схему взаимодействия Руси и Золотой Орды. В Орде Александр бывал несколько раз. И вернулся живым. Так, в 1247 г., после смерти отца Ярослава Всеволодовича, Александр Ярославич отправился в Орду, где предстал перед ханом Батыем (Батыем).

Батый Хан

Видимо, Батый проникся к Александру Невскому симпатией. Он слышал о военных подвигах Александра в битвах с немецкими рыцарями. Александр подружился с Сартаком сыном Бату-хана, есть даже версия, что Александр и Сартак побратались и, таким образом, русский князь «назывался сыном» Батыя-хана (про Сартака, кстати, часто писали о том, что он мог исповедуют христианство, скорее всего – несторианство, довольно распространенное в то время в Средней Азии). В этом не было ничего удивительного, так как Александр Невский в то время стремился установить мирные отношения с Золотой Ордой. В отличие от «Запада», представленного католическим рыцарским орденом, базирующимся в Прибалтике, Золотая Орда никогда не претендовала на изменение религии России. И вообще не стремились вмешиваться во внутренние дела русских княжеств, ограничиваясь сбором дани.
Во всяком случае, о благосклонности Батыя Александра свидетельствует тот факт, что хан Золотой Орды отправил Александра в Монголию, Каракорум, к кагану Монгольской империи Гайко. Из дальнего путешествия вернулся Александр в 1249 г., получив в Каракоруме золотую наклейку на великое княжение «всей Русской земли». Однако настоящий центр Руси – Владимиро-Суздальский – получил брат Александра Невского Андрей Ярославич. Судя по всему, князь недоволен.

Александр Невский и его сестра князь Сартак

В 1251 году Александр Невский в очередной раз посетил Золотую Орду в связи с тем, что в Монгольской империи пришел к власти каган Мункэ, бывший союзник хана Батыя. По свидетельству историка Татищева, у Александра Невского была встреча с ордынским князем Сартаком, во время которой он обвинил своего брата Андрея Ярославича в том, что он удерживает часть дани и не пошлет ее в Золотую Орду. В конце концов Орда направила на Русь карательную армию под командованием князя Неврюи и Темника Алабужского. «Неврюевы мужчины» переправились через реку Клязьму под Владимиром и разбили войско Андрея, после чего он бежал в Новгород, а затем в Швецию.

Неврюя Поход на Русь стал вторым после нашествия Батыя столь масштабным по своим последствиям появлением монгольских полчищ в русских княжествах. «Неврюево войско» нанесло сильный разгром землям, где держалось, уведя в Орду бесчисленное количество людей и скота. Но Александр Невский после изгнания Андрея Ярославича получил Владимиро-Суздальскую землю, став настоящим правителем Руси.
Когда Батый-хан умер, ему пришлось сменить главу Золотой Орды, старшего сына Сартака, но тот погиб при странных обстоятельствах по дороге из Каракорума в Амбар. Вера в то, что Сартак был отравлен людьми своего дяди Берке, который после смерти Сартака и стал правителем Золотой Орды. Если так, то смерть великого князя Александра Невского очень похожа по своему сценарию на смерть Сартака.
Сторонники ордынской версии, думаю, что Александра Невского могли отравить в Амбаре медленнодействующим ядом. Но что такое хан Берке, который вроде бы не поссорился с Александром? Вполне вероятно, что хан беспокоился из-за появления на Руси деятельного и талантливого князя, способного объединить под своим началом все русские земли. Это объединение явно не входило в планы Берка, чтобы он мог распорядиться ликвидировать великого князя.

Берке Хан

Кроме того, Берк, устранив князя Сартака – друга Александра Невского, может попытаться избавиться от великого князя как союзника на Сартаке. Но между смертью Сартака и смертью Александра Невского прошло семь лет — срок очень внушительный по тем временам.
Версия против Орды говорит, во-первых, что у Александра Невского никогда не было проблем с Ордой, он поддерживал хорошие отношения и с Батыем, и с Сартахом, и с Берком.
Во-вторых, русские войска не были отправлены на войну с Хулагуидами, поэтому Берк выполнил просьбу русского князя. Соответственно, если бы он пошел на выполнение просьбы, зачем ему было бы нужно устранять Александра Невского. Наконец, если бы Берк решил расправиться с принцем, ему не пришлось бы применять медленнодействующий яд — он был бы убит в Орде, и все, и ушел бы с ним и в эту Орду, как и в другие многочисленные убийства русские князья.
Другое дело, что если Александра Невского отравили в Орде, это не обязательно означает, что Берк отдал приказ об этом отравлении. Вполне вероятно, что князь отравил третье лицо, заинтересованное в его устранении, и все это произошло без ведома хана Золотой Орды. Но кто были эти лица и зачем им нужно было убрать великого князя, да это было во время похода в Орду, поэтому подозрение пало на Берка?

Может быть, это часть римского престола?

Если у кого и было основание ненавидеть «солнце земли Русской» совершенной ненавистью, так это у католического Запада в лице Папы Римского и подчиненных ему рыцарских орденов – квази в Прибалтике. С 1243 по 1254 годы Римскую кафедру занимал папа Иннокентий IV (1195-1254), имевший планы полного подчинения Риму всех восточных церквей и в связи с этим желавший «работать» со всеми восточными христианами – Греки, сирийцы, копты, армяне, несториане, русские.
Не менее двух раз Папа Иннокентий IV вел беседу с Александром Невским. В первом послании папа предлагал подчиниться престолу Рима и действовать совместно с Тевтонским орденом в случае, если на Русь нападут монголы. Второе послание посвящено идее строительства католического храма в Пскове и содержит просьбу об усыновлении в России папского посла, архиепископа Прусского. В 1251 году Новгород посетили два кардинала католической церкви.

Эта деятельность Папы была связана с тем, что на фоне монгольского нашествия на Русь Запад не терял надежды на обращение Руси в католическую веру. Папа очень боялся нашествия монгольских полчищ на Европу и надеялся стравить Александра Невского с Золотой Ордой, превратив русского князя в послушное орудие своих интересов. Известно также, что католики развернули активную миссионерскую деятельность в Золотой Орде, рассчитывая обратить монгольскую верхушку в католицизм, но это им не удалось, к тому же сменивший Бату-хана Берке принял ислам. Верный Золотой Орде, великий князь был очень большим раздражителем римского престола. Более того, союз с монголами стал серьезным препятствием для экспансии рыцарских орденов на Восток.
Папский посланник в Золотую Орду ПЛАНО де Карпини доложил Папе о крайней близости князя Александра Невского к ханскому двору. Это было вызвано очень дружескими отношениями между Александром Сартаком и его сыном Батыем. Но после смерти Сартака отношения между Александром и Берком наладились – во внутренние ордынские разборки русский князь не вмешивался, будучи заинтересованным в мирных отношениях с кем-либо из ордынских правителей.
Папское окружение не устраивало, а в Золотой Орде был представитель Папы Римского, и, соответственно, папским эмиссаром могли быть ваши люди и окруженный Берке-хан. Они могли подложить яд Александру Невскому. На самом деле, кроме отравления принца у них не было выбора, просто убить его они не могли, так как это навлекло бы ужасный гнев хана.
Есть одна оговорка – папы, особенно городские IV, сменившие своего преемника, Иннокентия IV, Александра, находились во враждебных отношениях с Византией. Так у папы были планы союза против Византии с улусами хулагуидов в Иране. Как известно, Персия была историческим врагом Византийской империи со времен Сасанидов, а до этого Парфия воевала с Римской империей, державой Ахеменидов – греками. Так что вполне закономерно и хулагуидское государство, возникшее на территории Ирана, тут же превратилось в геополитического противника Константинополя.
В то же время у хулагуидов были напряженные отношения с Золотой Ордой. Несмотря на семейные узы, Хулагу и Берке стали заклятыми врагами. А активность Золотой Орды в борьбе с хулагуидами могла помешать планам римского престола натравить Ильханство на Константинополь. Требовалось «переключить» Золотую Орду на Русь, и на что могли рассчитывать противники Александра Невского.

Однако версия об отравлении великого князя официально не подтверждена ни ордынцами, ни латинянами. Прошло слишком много веков, поэтому мы можем получить некоторые обстоятельные сведения о том, что же на самом деле развивались события в ставке хана Золотой Орды в 1262 году.
Спустя три века после смерти, в 1549 году, Александр Невский был канонизирован. Он является одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Навсегда останется имя Александра Невского и в военной истории нашей страны.

«Смерть Александра Невского». Хендрик Семирадский Репродукция произведения искусства Катлера Майлза.

Хендрик Семирадски

(пока отзывов нет) Написать обзор

Хендрик Семирадский
Смерть Александра Невского Хендрик Семирадский

Рейтинг

Обязательно Выберите рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)

Имя

Тема отзыва Обязательно

комментариев Обязательно

Артикул:
16890-с
Состояние:
Новый

В настоящее время: €23,86

Текущий запас:

Бесплатная доставка:

Часто покупают вместе:

  • Описание
  • Качественные репродукции нашего музея жикле используют архивные пигментные чернила, устойчивые к выцветанию, и позволяют изображениям сохранять тональности и оттенки оригинальной картины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *