Эпикур — биография, факты, философия, фото
Эпикур – древнегреческий философ, основоположник эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). За годы своей жизни написал почти 300 трудов, которые дошли до наших дней только в виде фрагментов.
В биографии Эпикура есть много интересных фактов, связанных как с его философскими взглядами, так и с жизнью, как таковой.
Итак, перед вами краткая биография Эпикура.
Биография Эпикура
Эпикур появился на свет в 342 или 341 году до н. э. на греческом острове Самос. О жизни философа мы в основном знаем благодаря воспоминаниям Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.
Эпикур рос и воспитывался в семье Неокла и Херестраты. В юности он увлекся философией, которая на то время была чрезвычайно популярной у греков.
В частности, на Эпикура произвели большое впечатление идеи Демокрита.
В 18-летнем возрасте парень вместе с отцом приехал в Афины. В скором времени у него начали формироваться свои взгляды на жизнь, отличавшиеся от учений других философов.
Философия Эпикура
Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.
Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».
Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.
По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.
Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.
Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.
Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.
В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.
Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:
- Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
- Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
- Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.
Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.
Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.
Смерть
По сообщению Диогена Лаэртского причиной смерти философа стали камни в почках, которые доставляли ему мучительную боль. Тем не менее, он продолжал оставаться веселым, занимаясь преподавательской деятельностью до конца своих дней.
Еще во время своей жизни Эпикур сказал следующую фразу:
«Не бойся смерти: пока ты жив – ее нет, когда она придет, тебя не будет»
Возможно именно такой настрой помог мудрецу без страха покинуть этот мир. Эпикур умер в 271 или 270 году до н. э. в возрасте примерно 72 лет.
Если вам понравилась краткая биография Эпикура – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
биография, учения, труды о счастье и богах
Биографии
12.11.21
8 мин.
Эпикур Самосский являлся одним из немногих философов, учивших людей быть счастливыми. Его работы провозглашали культ чувств, а не разума. Душевное спокойствие и земные удовольствия он считал добром, а физическую боль и нравственные терзания безусловным злом. Несмотря на то что мыслитель создал более 300 произведений, до наших времён не дошло ни одно. Впервые основы философии Эпикура кратко описал историк Диоген Лаэртский.
Оглавление:
- Теория познания
- Учения о природе
- Руководство для жизни
Биография мудреца
Философ родился в 341 году до н. э. на греческом острове Самос. Эпикур происходил из небогатой семьи афинских переселенцев. С 14 лет он увлёкся изучением философии. Его первый наставник преподавал академические теории Платона. К 18 годам Эпикур переезжает в Афины, где проходит двухгодичную военную службу.
Уже в зрелом возрасте мужчина переезжает в Азию, на территорию современной Турции. Именно там он изучает труды другого древнегреческого философа, Демокрита. Идеи атомизма оказали серьёзное влияние на мировоззрение Эпикура. Как и Демокрит, молодой мужчина считал, что вся вселенная состоит из мельчайших частиц, движущихся в хаотическом порядке. А вот академические теории происхождения мира становятся для Эпикура чуждыми. В своих трудах он часто вступает в полемику с продолжателями идей Платона.
В 32 года он основал собственную философскую школу в Афинах. Для её создания Эпикур Самосский выкупил землю с небольшим садом. Школу так и стали называть «Греческий сад». Над воротами заведения была прибита картинка с изображением наставника и надписью Epicure. Девизом школы стала фраза «удовольствие — высшее благо». На входе каждому ученику выдавали стакан воды и лепёшку свежего хлеба. Эпикур первым стал принимать на обучение не только взрослых мужчин, но и детей с женщинами. Принадлежность к сословию для наставника не имела значения.
Философия Эпикура делится на 3 блока:
- Каноника — теория познания.
- Физика — учение о природе.
- Этика — руководство для жизни.
Про мудреца ходили разные слухи. Одни считали его грешником и негодяем, ворующим чужие идеи. Другие, напротив, отзывались о нём как о добром и мудром человеке.
Историк Диоген Лаэртский писал, что Эпикур довольствовался водой, хлебом и даже сыр считал излишней роскошью.
Основные работы философа
Работы Эпикура повлияли на развитие философских учений. Благодаря этому мыслителю началось формирование нового материалистического направления. Последователи древнегреческого мудреца стали называть себя эпикурейцами, а созданное ими движение именовалось эпикуреизм.
Теория познания
Согласно учениям Эпикура, ощущения являются главным критерием истины. Всё что находится вокруг человека, можно изучить только при помощи органов чувств.
В эпикурействе разум является последствием чувственного восприятия. Поэтому теория познания Эпикура противопоставлена учениям Платона и Аристотеля.Кроме этого, мыслитель выделяет два вторичных критерия истины: предвосхищение и сравнение. Предвосхищение — общие представления о явлении или предмете, возникающие на основе чувственных восприятий. Второй термин означает соотношение этих представлений с этическими принципами. Смерть, по мнению философа, наступает именно в момент, когда человек перестаёт что-либо чувствовать.
Учения о природе
Как и Демокрит, Эпикур Самосский считал, что вся вселенная состоит из структур разного размера и формы. Но, в отличие от своего предшественника, философ полагал, что их движение является хаотичным, а не прямолинейным. За счёт этого частицы никогда не сталкиваются друг с другом.
Душа, по мнению мудреца, тоже состоит из мелких атомов, рассеянных по физическому телу человека. Теорию бессмертия души эпикуристы категорически отвергали, так как считали, что эти частицы гибнут одновременно с телом.
В докладах мыслителя содержатся учения о религии. Он не отрицал существования богов, но полагал, что они не способны управлять судьбами людей. Они живут в другом измерении и пребывают в атмосфере бесконечного счастья. Из суждений становится понятно, что боги воспринимаются Эпикуром только как образец для подражания.
Руководство для жизни
Цель жизни, согласно эпикурейским учениям, заключается в стремлении к счастью. Человек должен радоваться каждому дню и получать удовольствие от жизни. Счастье философ определял, как отсутствие страданий, а не легкомысленное существование. Для достижения цели человеку достаточно избавиться от трёх главных проблем:
- страха перед богами;
- несбыточных желаний;
- страха перед смертью и нуждой.
Опровергая влияние богов на судьбы людей, философ пытался доказать людям, что их жизнь зависит только от их выбора. Эпикур призывал стремиться к упрощению жизни. Ведь чем проще желания, тем легче стать счастливым.
К смерти у философа тоже было особенное отношение. Своим ученикам он говорил, что она наступает в момент, когда человека уже не существует. Следовательно, бояться её бессмысленно.
Эпикур и его философия стали идеалом не только для молодых учёных, но и для простых людей. Он скончался на 72 году жизни от мочекаменной болезни, но его последователи распространяли работы учителя по всему миру. Его понятные и краткие теории повлияли на философию К. Маркса, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Сад Эпикура — Локорум&
Сад Эпикура: что мы знаем и что можем себе представить
Уважаемый Гость, здесь вам лучше задержаться; здесь нашим высшим благом является удовольствие.
*Из девиза, начертанного за пределами сада Эпикура, записанного Сенекой
Течение времени отделяет нас от столь многих вещей, позволяя рушиться всему, кроме настоящего, подобно срезанным травинкам, падающим на газон. Сад Эпикура — один из таких клинков. Это была первая из многих эпикурейских общин, возникших вокруг Средиземноморья в древности. Ведутся споры о его точном местонахождении, но мы знаем, что это было в Афинах или на их окраине.
Некоторые предполагают, что она была заменена церковью Святого Георгия , как это было в большинстве эпикурейских общин. Таким образом, Сад находится рядом с рекой Эридан, которая в то время использовалась для орошения, поэтому мы можем представить себе любую эпикурейскую флору пышной и зеленой.
«Эпикуреец» часто приравнивается к «гедонизму» и, следовательно, к оргиастическим образам вопиющего потакания своим желаниям и пышной роскоши: люди едят лучшую пищу, свободно прелюбодействуют или жадно напиваются. Однако это изображение является необоснованным искажением, более неточным, чем карикатура.
Удовольствие было ценностью, которой жили эпикурейцы, в отличие от других философий, сосредоточенных на «добродетели», но это не было стремлением к удовольствию, совершаемому безрассудно или чрезмерно. Эпикур стремился устранить страдания и достичь состояния спокойствия и внутреннего покоя, называемого Атараксия . Для него хорошие вещи в жизни были легко достигнуты, а жизненные боли легко перенесены.
Важно отметить, что Эпикур подчеркивал дружбу и связь. Его сад и близлежащие жилые помещения образовывали коммуну, где друзья жили, учились и наслаждались простыми удовольствиями, которые могли предложить Афины. Сама зеленая зона была продолжением слияния домашнего и академического.
В отличие от других мест в Афинах, с рабами обращались так же, как со всеми остальными, а женщины принимали участие в изучении философии. Сообщество было основано на доверии, честности и уважении. Когда мы представляем себе наш Сад, он должен быть местом, где всем рады.
Эпикур. Line engraving, галерея Wellcome Collection, под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International.
Константинос Малеас, «Оливковые деревья в Митилене»
Если представить Эпикурейский сад, как бы он выглядел? Для нашего воображаемого дизайна сада нам сначала нужна стена, чтобы мы могли уединиться во время нашего философского исследования. Это толстый, сильно сложенный мрамор с простым рифлением. Это типично для архитектуры Древней Греции, несущей в себе мощную строгость, свидетельствующую об учении Эпикура о скромности. Эпикурейская скромность не влекла за собой стерильной эстетики, она не была чопорной или пуританской. Скорее, Эпикур хотел, чтобы мы в полной мере наслаждались тем, что у нас есть, вместо того, чтобы постоянно гоняться за новинками. Он говорит: «Не порти того, что имеешь, желая того, чего не имеешь». Сад не будет загроможденным или кричащим.
Мы представляем себе простую бордюрку из эндемичных кипарисов, растущих вдоль сада на большом расстоянии от нашей стены. Широкая каменная дорожка ведет к главной общественной зоне, настоящему центральному элементу композиции. Наш сад представляет собой в основном открытое пространство с большим количеством места для общения и учебы, а также достаточным количеством сидячих мест для всех. В задней части сада есть пара высоких тополей, которые создают дополнительную тень в жаркие средиземноморские дни. Или может быть пара оливковых деревьев, таких же старых, как Афины, для тех времен, когда нам нужна свежая закуска.
Сад не является многоуровневой зоной. Мы представляем себе лишь слегка приподнятую площадку для выступающего во время лекций (все мы знаем одного знакомого, который бы там стоял). Однако мы должны помнить, что это не театральный амфитеатр и не ханжеский учебный зал; если мы не получаем удовольствия от обучения, значит, мы делаем это неправильно. Самое главное, чтобы представить себе наш сад Эпикура, мы должны знать, как использовать пространство и с кем его использовать. Этот Сад — место, где мы можем жить настоящим, радоваться жизни и находить радость с нашими друзьями. Наш Сад должен способствовать нашему внутреннему спокойствию.
Что, если вы пришли на вечер?
По какой-то счастливой случайности вы оказываетесь перед простой каменной аркой у входа в Сад. Вас окружают лавровые кусты, а над головой висит табличка с девизом Сада, проповедующим удовольствие. Друг Сада приглашает вас к себе с веселым лицом и приветливыми словами. Хозяин предлагает миску с домашними оливками, деревья которых можно увидеть на расстоянии, это действительно аркадское удобство. Сад не возбуждает аппетит, он его утоляет.
Простой дизайн сада изобилует яркими оттенками травы и деревьев. В его дизайне достаточно порядка для организации, но нет ничего настолько идеально прямолинейного или абсолютно аккуратного, чтобы вы боялись нарушить его гармонию. Вы слышите смех и разговор, когда вам предлагают чашку. Вино слабое, но очень вкусное. Вам не рекомендуется пить слишком много, хотя похмелье может стать практическим опытом того, что Эпикур имеет в виду под потребностью в скромности.
Вы идете по естественной каменной дорожке и чувствуете дружескую связь, источаемую атмосферой воздуха Сада. Старик выходит на открытое пространство сердца Сада. Он передвигается на трехколесном стуле и сияет улыбкой. Вы знаете, что это Эпикур.
Эпикур проезжает мимо вас, когда вы быстро благодарите его за то, что он позволил вам насладиться Садом удовольствий. Он улыбается и обнимает тебя, как старого друга. Вы комментируете, что ожидали несравненной роскоши. Вы слышали, что они были богаты. Эпикур отвечает: «Наше изобилие составляет не то, что мы имеем, а то, чем мы наслаждаемся». И с этими словами он желает вам доброго вечера и направляется к другим друзьям.
Вы оглядываетесь и понимаете, что если бы вы жили в ближайшем общежитии, то были бы счастливы просыпаться в этом Саду каждый день. Вечер полон болтовни и непринужденного общения с вашими новыми друзьями из Афин. Вы слышите несколько анекдотов о Платоне и странном человеке по имени Диоген. Они все в хорошем настроении. К приятному фоновому шуму добавляется легкая игра на лире.
Вы понимаете, что через две тысячи лет никто даже не узнает, где был этот Сад, не говоря уже обо всех тех замечательных людях, которых вы встретили, хотя вы также понимаете, что это не будет иметь значения ни для кого из них. Эти люди, как и вы, наслаждались тем, что есть здесь и сейчас; они не позволяют будущему разрушить их настоящее удовольствие, оно придет, хотят они того или нет. Пышный и великолепный Сад превратится в руины и будет заменен, но люди всегда будут счастливы.
Эпикуреизм: изначальная коммуна хиппи и рождение американской мечты
позвольте задать вам вопрос. Ты доволен?
«Хватит шутить!» говорит Эпикур.
Скорее всего, вы думаете, что вы счастливы, но на самом деле вы не знаете, что такое счастье. Мы родились в мире
Эпикура
жадности, ревности и нищеты. Вместо того, чтобы все больше и больше зацикливаться на этом, вам следует потратить некоторое время на то, чтобы освободиться от всего этого.
Вы, наверное, уже догадались, что на этой неделе мы говорим об Эпикуре, человеке, который мог быть или не быть создателем первой коммуны хиппи в истории человечества. Он также мог бы быть философом, вдохновившим на рождение американской мечты.
Но сейчас я забегаю вперед, обо всем по порядку.
Эпикур был влиятельным философом эллинистической эпохи Греции. Он родился на острове Самос в 341 г. до н.э. и проследовал в предательский период греческой истории сразу после смерти Александра Македонского.
После нескольких лет путешествия по Средиземному морю в молодости, стараясь избегать политических преследований со стороны недружественных тиранов и даже других философов, Эпикур поселился в Афинах в 306 г. до н.э. Здесь он останется на всю оставшуюся жизнь. Именно в Афинах Эпикур заложил основу этической философии, которая процветала сотни лет после его смерти.
Что такое эпикурейская философия?
Философия подвела вас
Эпикур считал, что философия не смогла удовлетворить потребности повседневного гражданина. Так часто философы Древней Греции занимались вопросами метафизического, эпистемологического и космологического значения.
Это просто причудливый способ сказать, что большинство философов размышляли над вопросами, которые никогда не войдут в сферу внимания обычного гражданина.
Когда эти философы рассматривали вопросы этики, они очень часто стремились сделать людей «хорошими» и «добродетельными», что бы это ни значило. Эпикур пошел другим путем.
Большинство философов использовали философию, чтобы сделать людей «добродетельными». Эпикур считал, что философия должна делать людей счастливыми.
Он посвятил свою жизнь ответам на один из самых тревожных и самых важных вопросов, которые когда-либо возникали.
Что делает людей счастливыми?
Даже в классической древности мир был горьким и материалистичным местом. Как и сегодня, люди предполагали, что такие вещи, как деньги, статус, роскошь, а также сексуальные и романтические отношения, неизменно сделают их счастливыми.
Проблема с такими вещами, заметил Эпикур, заключается в том, что мы постоянно сталкиваемся с ловушками, преследуя их.
Получение денег, например, часто влечет за собой огромные жертвы. Клеветническое поведение и долгие часы в офисе почти всегда являются предпосылками к богатству. Романтические отношения, еще один пример, могут показаться привлекательными, но они так часто омрачены ревностью, предательством и неверностью.
Из этих наблюдений Эпикур начал сомневаться в том, что мы можем найти свое счастье, приобретая все больше и больше. Вместо этого он предложил нам научиться меньше полагаться.
Эпикур предложил вместо романтических отношений отдаться дружбе. Именно в дружбе мы находим истинный человеческий альтруизм. Люди склонны быть более щедрыми со своими друзьями, менее собственническими и почти порядочными, когда дело доходит до дружбы.
Кроме того, мы не должны посвящать себя работе, которую ненавидим, только для того, чтобы накопить достаточно денег в надежде, что однажды мы будем счастливы.
Вместо этого нам следует найти работу, которой мы могли бы заниматься самостоятельно или с небольшими группами. Работа приносит удовлетворение, считал Эпикур, когда мы вносим вклад в благополучие человечества. Короче говоря, мы должны заниматься работой, которая, по нашему мнению, имеет значение.
Первая коммуна хиппи?
Имея в виду эту философию, Эпикур сделал то, о чем многие люди часто говорят, но никогда не удосуживаются сделать на самом деле. Он купил участок земли с большим домом и пригласил всех своих друзей жить с ним. Он стал известен как «Сад», и это было больше, чем просто еще одна философская школа.
Хотя считается, что Сад располагался где-то рядом с Академией Платона, учебное заведение Эпикура отличалось от типичной школы. Если бы мы хотели уточнить, мы могли бы классифицировать сад Эпикура как сообщество некорпоративных учителей, философов и авторов рукописей, живущих и работающих в общем пространстве.
Имея это в виду, мы начинаем думать о Саде вовсе не как о школе, а как о своего рода коммуне, возможно, первой в письменной истории. Жителей Сада интересовало изучение счастья и обретение истинного счастья. Они практиковали уникальный эпикурейский стиль счастья; а именно, они преследовали удовольствие, избегая боли и беспокойства.
Был ли Сад Эпикура первой коммуной хиппи?
Источник: RC Groups
Это отдаленное сообщество, где люди исповедовали квазигедонистическую философию, неизбежно поддавалось слухам.
Диоген Лаэртский, автор книги «Жизнеописания и мнения выдающихся философов» , рассказывает нам, что в адрес Эпикура и его Сада были выдвинуты всевозможные обвинения. Говорили, что все они (обитатели Сада) были невежественны в философии, что каждую ночь они устраивали безумные оргии, и что самого Эпикура дважды в день рвало от чрезмерного наслаждения вином и что он спал в постели, заполненной обнаженными девственницами. .
Диоген уверяет нас, что подобные слухи не соответствуют действительности.
«Но все эти люди лишены здравого смысла. Множество свидетелей говорит о непреодолимой доброте нашего философа ко всем, будь то его собственная страна, почтившая его бронзовыми статуями, его друзья, которых так много, что их не счесть в целых городах, или все его знакомые, которые были связаны с ним просто привлекательностью его доктрин ». — Диоген Лаэртский ( Жизнеописания и мнения выдающихся философов , Книга X)
Такое мышление демонстрирует незнание эпикурейской философии. Эпикур не говорил нам, что ВСЕ удовольствия хороши или что чрезмерное увлечение удовольствиями — это хорошо. Он настаивал на том, что тонкие удовольствия — это путь, а дружба — самое главное. Что еще более важно, мы должны освободиться от наших страхов, тревог и неуверенности, которые часто преследуют нас, если мы хотим быть счастливыми.
Счастлив тот, кто избавился от своих страхов, даже от страха смерти, и живет приятной жизнью в окружении своих друзей и философских товарищей.
«Не бойся бога, не бойся смерти; хорошее легко получить, а ужасное легко пережить». (Четырехэтапное лечение Эпикура, найденное в папирусе Геркуланума)
Эпикурейский сад процветал при жизни Эпикура. Во многом это связано с организацией Сада, которая не принуждала его жителей к участию в общей собственности или обязательной поддержке эпикурейских лидеров. Счастливым результатом этих двух правил было то, что лидеры становились подотчетными последователям, а будущие конфликты из-за денег часто предотвращались.
Даже после смерти Эпикура Эпикурейский сад продолжал процветать. Это, опять же, во многом связано с организаторскими способностями Эпикура, который оставил последнюю волю и завещание с подробным описанием усилий по дальнейшему сохранению своей школы.
Враг церкви
В отличие от многих других философских школ, например, стоицизма и платонизма, эпикурейская философия в последующие столетия практически не изменилась. По всему Средиземноморью было основано несколько сотен эпикурейских коммун.
Эпикурейство изначально избегалось римским миром, но со временем нашло сторонников в лице римских писателей Гая Амафиния и Рабирия. Однако Цицерон критиковал обоих мужчин за их непоэтический стиль прозы и неуклюжую манеру, в которой они пытались донести философию до простых людей.
В конечном счете, эпикуреизм не найдет в Риме такой же популярности, как стоицизм. Однако эпикурейская философия, как и эпикурейские коммуны, действительно процветали в землях, далеких от Рима. Западная Турция, например, была очень гостеприимна к эпикуреизму; настолько, что в древнем городе Эноанде гражданский чиновник по имени Флавий Диоген приказал построить стену с многочисленными эпикурейскими писаниями в 3 веке н. э.
В этот момент вы можете задаться вопросом: «Ну и дела… что случилось с эпикуреизмом и всеми этими древними коммунами хиппи?»
Забавно, что вы упомянули об этом.
Как было принято, выживание древней философии зависело от ее совместимости с доктринами следующего крупного учреждения, которое
Амвросий Медиоланский, а также другие раннехристианские писатели были резкими критиками эпикурейской философии
возникнут в истории западного мира — христианство.
К несчастью для наших друзей-эпикурейцев, их образ мыслей не соответствовал догмам церкви. Во-первых, последователи Эпикура не верили в загробную жизнь. Что еще хуже, они даже не были полностью уверены, что Бог существует!
Раннехристианский писатель Амвросий Медиоланский кратко представляет несовместимость эпикурейских представлений об удовольствии и доктрин церкви в своем письме, написанном христианскому собранию в Верселлах в 396 г. н.э.:
«Также и сам Эпикур, за которым эти люди думают, что они должны следовать скорее, чем за апостолами, защитник удовольствия, хотя и отрицает, что удовольствие приносит зло, не отрицает, что из него проистекают некоторые вещи, из которых порождается зло; и утверждает, наконец, что жизнь роскоши, наполненная удовольствиями, не кажется предосудительной, если только ее не тревожит страх боли или смерти. Но насколько он далек от истины, видно уже из того, что он утверждает, что наслаждение изначально было создано в человеке Богом его автором, как рассуждает его последователь Филомар в своих «Епистомах», утверждая, что авторами этого мнения являются стоики.
«Но Священное Писание опровергает это, ибо учит нас, что наслаждение было внушено Адаму и Еве хитростью и соблазнами змия. Так как и сам змей есть наслаждение, и потому страсти наслаждения разнообразны и скользки и как бы заражены ядом тления, то несомненно, что Адам, прельстившись желанием наслаждения, отпал от по заповеди Божией и от наслаждения благодатью. Как же может наслаждение вернуть нас в рай, если оно одно лишило нас его?»
Эпикурейское отрицание любой божественной сущности также подверглось критике со стороны Афанасия Александрийского в его О воплощении :
«Относительно сотворения вселенной и сотворения всех вещей существовали различные мнения, и каждый выдвигал теорию, которая соответствовала его собственному вкусу. Например, некоторые говорят, что все вещи самопроизвольны и, так сказать, случайны. Среди них эпикурейцы; они отрицают, что за вселенной вообще стоит какой-либо Разум. Этот взгляд противоречит всем фактам опыта, включая их собственное существование. Ибо если бы все вещи возникли таким автоматическим образом, а не были результатом Разума, то, хотя бы они и существовали, все они были бы одинаковыми и без различия».
С этого момента дела последователей Эпикура пошли под откос. Эпикурейские общины, возникшие по всему Средиземноморью, были закрыты императором Юстинианом I, который в начале шестого века нашей эры приказал закрыть все языческие школы, противоречащие церкви.
Изначальная американская мечта
Это была довольно длинная статья, вам не кажется?
Оставайтесь со мной на этом последнем этапе, потому что у эпикуреизма может быть счастливый конец.
Итак, философия пришла в упадок где-то в конце пятого века нашей эры. Это был последний раз, когда кто-либо слышал о ней, верно?
Неправильно!
Эпикуреизм неожиданно возродился на протяжении всей истории. На самом деле, вы могли бы просто удивиться тому, кто является последователем Эпикура.
«Как вы говорите о себе, Я СЛИШКОМ ЭПИКУРЕЙЦ. Я считаю подлинные (а не приписываемые) учения Эпикура содержащими все рациональное в моральной философии, что нам оставили Греция и Рим». – Томас Джефферсон (Письмо Уильяму Шорту, 1819 г.).)
Верно, ребята. Томас Джефферсон, всегда храбрый сторонник классики, был поклонником Эпикура. Он даже заходит так далеко, что называет философа «нашим учителем, Эпикуром».
Томас Джефферсон писал, что считает себя эпикурейцем
Некоторые предполагали, что Т. Дж. даже подсунул кусочек эпикурейской философии в Декларацию независимости, когда написал, что стремление к счастью присуще человеческой природе и человеческому достоинству. В конце концов, вы помните, что эпикурейцы стремились к счастью.
Так что да, вполне возможно, что американская мечта была первоначально предложена несколько тысяч лет назад греческим философом в невзрачном саду в пригороде Афин.
Что бы вы ни думали об эпикурейцах, о том, что они были изначальными хиппи, врагами христианства или интеллектуальной опорой американской мечты, интересно отметить, какое влияние они оказали на протяжении нескольких тысяч лет. .
Это была уникальная школа, которая стремилась освободить людей от их страхов и показать им реальный путь к безмятежному счастью. Их миссию, возможно, лучше всего резюмирует надпись, которая, по словам Сенеки, была когда-то красовалась на входе в сам Сад.
«Дорогой Гость, здесь тебе лучше задержаться; здесь нашим высшим благом является удовольствие.