Гуманизм и возрождение в италии: 17 — Гуманизм в Италии

17 — Гуманизм в Италии

17. Гуманизм в Италии

Гуманизм был явлением общеевропейским, но в разных странах он стал развиваться не в одно и то же время и приобрел неодинаковый характер. Ранее всего (именно в XIV в.) он получил развитие в Италии (и при папской курии в Авиньоне, в эпоху «вавилонского пленения церкви»), и здесь же он вообще имел и особенно большую силу. В Италии ранее, чем где-либо, развилась городская жизнь, и образовался культурный класс совсем иного склада, чем тот, который прежде составлялся исключительно из обитателей монашеских келий и рыцарских замков. Здесь же ранее, чем в других местах, совершалось и развитие личности, почувствовавшей желание освободиться от стеснений, которые налагались на её жизнь и её смысл аскетизмом и схоластикой. Наконец, опять-таки в Италии же особенно сильны и живы были классические предания, и легче могло поэтому произойти самое «возрождение» античной образованности.

Дело началось с изучения древней римской литературы, из которой гуманисты впервые узнали о еще большем значении литературы греческой, но на первых порах им очень трудно было доставать учителей греческого языка и греческие книги. Целый век сильного гуманистического движения успел пройти прежде, нежели в Италию массами стали устремляться ученые византийские греки в эпоху флорентийского собора (1439) и взятия Константинополя турками (1453), но в это время и в самой Италии было немало гуманистов, уже знавших по-гречески. Греки, переселившиеся в Италию, делались учителями языка и чисто фактических сведений из области греческой литературы, а в надлежащем понимании её духа итальянские ученые и писатели стали много выше их. Другими словами, гуманизм в Италии вовсе не был результатом бегства ученых греков, искавших в этой стране спасения от турок, как это нередко говорилось: это было явление более старое, чем падение Византии, и совершенно самобытное. Интерес итальянского образованного общества к древнему миру представляет собою нечто беспримерное.
Он выражался в усиленных поисках за рукописями древних авторов, в собирании латинских и греческих книг, а с ними и разных вещественных памятников античного мира (первые библиотеки и первые музеи), в тщательном изучении всего этого материала, в стремлении писать хорошим латинским стилем (и даже по-гречески), наконец, в обильном заимствовании у древних их философских идей и литературных форм. Классицизм сделался прямо своего рода модой, и даже в общественных празднествах или увеселениях чувствовалось господство этой моды. При таком настроении общества гуманисты сделались как бы почетным сословием, у которого заискивали и на которое смотрели как на выразителей и руководителей общественного мнения люди самых различных положений и стремлений. Аристократические фамилии и владетельные князья наперерыв покровительствовали гуманистам, так что
меценантство
стало прямо господствующим обычаем. Из гуманистов итальянские потентаты и республики выбирали своих канцлеров, секретарей, посланников и т. п., и папская курия в этом отношении не только не составляла исключения, но даже ранее других правительств начала пользоваться услугами гуманистов. Мало того, в XV и начале XVI в. гуманисты иногда занимали папский престол. Таковы были именно Николай V (Томмазо Парентучелли, 1447 – 1455), создавший ватиканскую библиотеку, Пий II (1458 – 1464, известный как писатель под прежним своим именем Энея Сильвио Пикколомини), и Лев X (1512 – 1521) из фамилии Медичи, вообще прославившей себя меценатством в истории итальянского Ренессанса.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Учебники
  • Кареев — Учебная книга Новой истории
  • org/ListItem»> 17 — Гуманизм в Италии

Ещё по теме…

Trojden | Гуманизм и Возрождение в Италии: Дмитриева О. В.

ГЛАВА IV.

На рубеже XIV—XV веков в Италии зародилась культура, названная позднее культурой Возрождения. В ее основе лежало новое учение о человеке — прекрасном как духовно, так и телесно, свободном, наделенном разумом и творческими способностями, о человеке, который является истинным венцом мироздания.

В XVI веке эти идеи широко распространились и за пределами Италии. Возрождение стало общеевропейским явлением.

Колыбель Возрождения. Новый идеал человека не случайно возник именно в Италии. В этой стране богатых и могущественных городов-государств, многие из которых были республиками, сохранились более демократические порядки, чем в европейских монархиях.

Главную роль в жизни городов играли купцы, банкиры и предприниматели, которые вели торговлю по всему свету, легко ориентировались в политике и международных делах.

Эти люди были хорошо образованы, как правило, владели несколькими языками, обладали широким кругозором и богатым жизненным опытом. Постоянное участие в политической жизни города — регулярные выборы, соперничество за власть требовали от них уверенности в себе, ловкости и красноречия.

Городская площадь. Фрагмент картины В. Карпаччо «Прибытие английских послов к королю Бретани»

Гуманисты. Художник Д. Гирландайо

Городская среда Италии породила новый тип личности — энергичного, состоятельного и активного человека, для которого средневековые идеалы аскетизма, самоуничижения и презрения к земной жизни утратили всякую привлекательность.

Возрождая античность. Почему, однако, новую культуру и эпоху, в которую она доминировала, назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как? Люди того времени стремились воскресить античную культуру, которая казалась им образцом, достойным подражания, в отличие от культуры Средневековья. (Само понятие «Средние века» появилось именно на рубеже XIV—XV веков. Им обозначали мрачный, по мнению современников, период упадка образования, литературы и искусства, который отделял людей Возрождения от милой их сердцу античности.) Возвращение к античным канонам во всем — в языке, поэзии, драме, философии, в архитектуре и искусстве — стало лозунгом времени.

В Италии для этого открывались прекрасные возможности. Она была наследницей великого Рима: ее города стояли на античных фундаментах, повсюду можно было встретить руины языческих храмов, театров, форумов, триумфальных арок, воздвигнутых императорами. Итальянский язык был не чем иным, как искаженной латынью.

Рождение Венеры. Художник С. Боттичелли

Увлечение античностью захватило итальянское общество. Ученые, богатые горожане и аристократы коллекционировали подлинные предметы старины — утварь, уцелевшие произведения скульптуры, античные монеты и медали, пытаясь воссоздать обстановку греческого или римского дома с его мебелью и убранством.

Модным и престижным считалось принимать гостей, возлежа, на римский манер, на античном ложе, и пить вино из подлинной старинной чаши, найденной во время раскопок. Интеллектуалы, приступая к работе в своих кабинетах, облачались в одежды, напоминающие римские тоги.

Первым, что следовало возродить, очистив от средневековых напластований, был язык, несовершенство и «испорченность» которого осознавали современники. Образцом для подражания им служила «золотая» латынь классических авторов — лаконичного Цезаря и красноречивого Цицерона.

Рождество Девы Марии. Художник Д. Гирландайо

Рассмотрите убранство итальянского дома. Какие, его элементы напоминают об античности?

Писатели и поэты эпохи Возрождения придавали огромное значение красоте и соблюдению правил латинского языка. Неверно употребленный падеж мог навсегда погубить репутацию автора в глазах людей его круга. Умение произнести экспромтом витиеватую речь ценилось так высоко, что города-соперники переманивали друг у друга хорошего знатока латыни, предлагая за него серьезные политические уступки.

Ученые подражали древним авторам в приверженности к созданию исторических сочинений, биографий великих людей и мемуаров.

Глубокое преклонение перед хорошей латынью отражает высказывание современника, которое могло бы показаться кощунственным в другую эпоху: Я поклоняюсь только двум богам — Христу и словесности!

Гуманизм: познание человека. Возрождение интереса к античной философии привело к тому, что в отличие от средневековых теологов, всецело поглощенных размышлениями о Боге, мыслителей XV—XVI веков все больше привлекал человек — его природа, способности, место в мире. В университетах стали пользоваться популярностью дисциплины, исследующие человеческую натуру, общественное устройство, вопросы этики — науки о жизненных целях, поведении и воспитании.

Эти предметы именовались «studia humanitatis». Отсюда и произошел термин «гуманизм», который отражает новый характер философии эпохи Возрождения. Ученых и интеллектуалов, интересовавшихся этими вопросами, стали называть гуманистами.

Портрет человека с книгой. Художник В. Катени

Человек виделся гуманистам прекрасным и гармоничным существом, истинным подобием Бога. Он должен быть всесторонне образованной личностью, склонной к наукам, литературе, искусствам, музыке, развитой физически. Его красота и подлинное благородство заключались в добродетелях, которые следовало воспитывать у юношества, — честности, доблести, патриотизме и самоотверженном служении своему государству, а также в стремлении к творчеству.

Гуманисты по-новому взглянули и на земную жизнь человека: они признали его право радоваться ее благам и искать в ней самые разные наслаждения — как духовные, так и телесные. Философия гуманизма признавала естественное право человека преследовать собственные интересы — индивидуализм (однако при том условии, что он не выродится в примитивный эгоизм и не нарушит всеобщей гармонии, поскольку зло, причиненное другим, не принесет счастья).

Человек — не игрушка в руках слепой Фортуны, а хозяин своей судьбы — вот один из главных лозунгов гуманизма.

Эти идеи вырывались за рамки средневековой этики с ее проповедью аскетизма и презрения к миру.

Данте. Великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), гражданина Флоренции, называют предтечей итальянского Возрождения. Он не только повлиял на формирование нового итальянского языка и поэтического стиля. Одним из первых в литературе он сделал человека центром своего внимания, поведав читателям его «Божественной комедии» о судьбах множества людей — от простых горожан до римских пап, души которых он встретил во время своего воображаемого путешествия по Аду, Чистилищу или Раю. Поэт призывал задуматься о высоком предназначении человеческого рода:

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны…

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

Данте. Фрагмент фрески Рафаэля «Диспут»

Петрарка — защитник и певец античности. Франческо Петрарка (1304—1374) — первый из гуманистов, философ, прекрасный поэт-лауреат (увенчанный лавровым венком в подражание тому, как награждали своих поэтов римляне), прославился не только стихами. Он был энтузиастом возрождения античной культуры и доказывал, что, хотя великие поэты и философы древности были не христианами, а язычниками, им была открыта божественная мудрость и дан свыше поэтический дар. Литературу и искусство древности он считал высшим образцом. Петрарка мечтал о новом поколении прекрасных и гармоничных людей:

Благие души, доблести подруги,

Заселят мир, он станет золотым.

Античными творениями полный.

Художники, ученые и меценаты. Благодаря гуманистам изменился и взгляд на искусство, которому теперь отводилась высокая миссия — пробуждать у человека тягу к прекрасному и раскрывать перед ним истинную красоту.

Философы стали обращать все больше внимания на работу художников, скульпторов и архитекторов. Прежде их положение в обществе было крайне низким. Они считались членами ремесленных цехов: по своему статусу художник мало отличался от маляра, а скульптор — от каменщика. Сближение гуманистов с художниками привело к тому, что те стали осознавать себя не простыми ремесленниками, а носителями духовного начала; их увлекали античная философия и литература, классические каноны древнего искусства.

Петрарка в своем кабинете

Лоренцо Медичи в окружении философов и ученых. Художник Дж. Вазари

Постепенно стал меняться взгляд на художников и в обществе в целом. Когда умер скульптор Донателло, сын чесальщика шерсти, прославивший своим искусством Флоренцию, его хоронил «весь народ города». А на надгробии его современника, великого зодчего Брунеллески, автора купола знаменитого флорентийского собора, сограждане высекли строки, превозносившие драгоценные дары его духа и исключительные добродетели.

Сильные мира заискивали перед художниками, ценя их талант (и понимая, насколько престижно воспользоваться их услугами). Меценатство стало характерной приметой времени. Влиятельные сеньоры и государи привлекали художников и архитекторов к себе на службу, заказывая им собственные портреты и бюсты, росписи дворцов, оформление празднеств и торжественных процессий.

Давид. Скулmgтор Донателло

Яркий пример щедрого меценатства — деятельность семейства Медичи во Флоренции. Основатель династии Козимо Медичи и его наследники превратили Флоренцию в центр крупного государства — Тосканского герцогства. Флорентийский двор стал одним из самых изысканных. При покровительстве Козимо возникла так называемая флорентийская «Платоновская академия» — ученый кружок, члены которого изучали наследие великого греческого философа и стремились воскресить дух древней академии, основанной великим Платоном.

Дело Козимо продолжил его внук — Лоренцо Великолепный, много сделавший для украшения и прославления города. Современник так писал о деятельности Лоренцо: Его заботой <…> в родном городе одни празднества сменялись другими <…> То происходили воинские соревнования, то давались представления, в которых изображались какие-либо героические дела древности или триумф древних полководцев <…> Величайшую склонность имел он ко всем, кто отличался в каком-либо искусстве, крайне благоволил к ученым<…> самозабвенно увлекался архитектурой, музыкой, поэзией <. ..> Чтобы облегчить флорентийской молодежи изучение изящной словесности, он открыл <…> высшую школу, куда привлекал искуснейших людей со всей Италии.

Сравните основные архитектурные элементы этих зданий. В чем сходство античного и ренессансного храмов?

В чем их отличие от готического собора?

1. Пантеон. Античный храм в Риме

2. Готический собор в Реймсе

3. Ренессансный храм в Риме. Архитектор Браманте

Л.Б. Альберти об идеальном художнике: Мне хотелось бы, чтобы живописец был хорошим человеком и обученным полезным наукам <…> Хорошо также, если они будут любителями поэтов и ораторов. у которых много достоинств, общих с живописцами, и которые, обладая большим запасом знаний, принесут им большую пользу. Поэтому я советую, чтобы каждый живописец поддерживал близкое общение с поэтами, риторами и другими подобными людьми, искушенными в науках, ибо они дадут ему новые замыслы.

В творчестве лучших художников того времени человек и его внутренний мир стали главными. Наряду с религиозной живописью, украшавшей католические храмы, обрели популярность новые жанры — портрет, картины на исторические и мифологические сюжеты, пейзаж.

Архитекторы эпохи Возрождения создали особый стиль. Они отрицали средневековую готику как «варварскую» и негармоничную и брали за образцы античные храмы, копируя их пропорции и заимствуя элементы ордеров — колонны, пилястры и т.д. От стрельчатой готической арки, которая была самым характерным декоративным элементом Средневековья, мастера Возрождения вернулись к спокойной полуциркульной римской арке, вновь украсившей окна и порталы величественных церквей и палаццо.

ДОКУМЕНТ

ИЗ РЕЧИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ (1463- 1494) «О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА»:

{Бог обращается к сотворенному им Человеку}:

Я ставлю тебя в центре мира. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь <. ..> О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано <…> быть тем, чем хочет!

1. Чем отличались взгляды гуманистов на природу человека от мнения о нем средневековых теологов? Какие из приведенных ниже высказываний могли принадлежать гуманисту, а какие — нет?

Сотворил Господь Бог человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии.

Если считается столь замечательной и великой красота мира <…>то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, исключительно ради которого и был, без сомнения, создан самый красивый и самый украшенный мир.

Человек — лист, срываемый ветром, травинка, иссушаемая солнцем.

2. Какое место в системе мироздания отводят гуманисты человеку?

3. Выделите основные положения гуманистической этики.

4. Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников?

5. Внимательно рассмотрите произведения Донателло и Боттичелли. Чем они отличаются от произведений средневековых мастеров? В чем вы видите влияние античного искусства на этих мастеров?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница