17 — Гуманизм в Италии
17. Гуманизм в ИталииГуманизм был явлением общеевропейским, но в разных странах он стал развиваться не в одно и то же время и приобрел неодинаковый характер. Ранее всего (именно в XIV в.) он получил развитие в Италии (и при папской курии в Авиньоне, в эпоху «вавилонского пленения церкви»), и здесь же он вообще имел и особенно большую силу. В Италии ранее, чем где-либо, развилась городская жизнь, и образовался культурный класс совсем иного склада, чем тот, который прежде составлялся исключительно из обитателей монашеских келий и рыцарских замков. Здесь же ранее, чем в других местах, совершалось и развитие личности, почувствовавшей желание освободиться от стеснений, которые налагались на её жизнь и её смысл аскетизмом и схоластикой. Наконец, опять-таки в Италии же особенно сильны и живы были классические предания, и легче могло поэтому произойти самое «возрождение» античной образованности.
- Назад
- Вперёд
- Вы здесь:
- Учебники
- Кареев — Учебная книга Новой истории org/ListItem»> 17 — Гуманизм в Италии
Ещё по теме…
Trojden | Гуманизм и Возрождение в Италии: Дмитриева О. В.
ГЛАВА IV.
На рубеже XIV—XV веков в Италии зародилась культура, названная позднее культурой Возрождения. В ее основе лежало новое учение о человеке — прекрасном как духовно, так и телесно, свободном, наделенном разумом и творческими способностями, о человеке, который является истинным венцом мироздания.
В XVI веке эти идеи широко распространились и за пределами Италии. Возрождение стало общеевропейским явлением.
Колыбель Возрождения. Новый идеал человека не случайно возник именно в Италии. В этой стране богатых и могущественных городов-государств, многие из которых были республиками, сохранились более демократические порядки, чем в европейских монархиях.
Главную роль в жизни городов играли купцы, банкиры и предприниматели, которые вели торговлю по всему свету, легко ориентировались в политике и международных делах.
Эти люди были хорошо образованы, как правило, владели несколькими языками, обладали широким кругозором и богатым жизненным опытом. Постоянное участие в политической жизни города — регулярные выборы, соперничество за власть требовали от них уверенности в себе, ловкости и красноречия.
Городская площадь. Фрагмент картины В. Карпаччо «Прибытие английских послов к королю Бретани»
Гуманисты. Художник Д. Гирландайо
Городская среда Италии породила новый тип личности — энергичного, состоятельного и активного человека, для которого средневековые идеалы аскетизма, самоуничижения и презрения к земной жизни утратили всякую привлекательность.
Возрождая античность. Почему, однако, новую культуру и эпоху, в которую она доминировала, назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как? Люди того времени стремились воскресить античную культуру, которая казалась им образцом, достойным подражания, в отличие от культуры Средневековья. (Само понятие «Средние века» появилось именно на рубеже XIV—XV веков. Им обозначали мрачный, по мнению современников, период упадка образования, литературы и искусства, который отделял людей Возрождения от милой их сердцу античности.) Возвращение к античным канонам во всем — в языке, поэзии, драме, философии, в архитектуре и искусстве — стало лозунгом времени.
В Италии для этого открывались прекрасные возможности. Она была наследницей великого Рима: ее города стояли на античных фундаментах, повсюду можно было встретить руины языческих храмов, театров, форумов, триумфальных арок, воздвигнутых императорами. Итальянский язык был не чем иным, как искаженной латынью.
Рождение Венеры. Художник С. Боттичелли
Увлечение античностью захватило итальянское общество. Ученые, богатые горожане и аристократы коллекционировали подлинные предметы старины — утварь, уцелевшие произведения скульптуры, античные монеты и медали, пытаясь воссоздать обстановку греческого или римского дома с его мебелью и убранством.
Модным и престижным считалось принимать гостей, возлежа, на римский манер, на античном ложе, и пить вино из подлинной старинной чаши, найденной во время раскопок. Интеллектуалы, приступая к работе в своих кабинетах, облачались в одежды, напоминающие римские тоги.
Первым, что следовало возродить, очистив от средневековых напластований, был язык, несовершенство и «испорченность» которого осознавали современники. Образцом для подражания им служила «золотая» латынь классических авторов — лаконичного Цезаря и красноречивого Цицерона.
Рождество Девы Марии. Художник Д. Гирландайо
Рассмотрите убранство итальянского дома. Какие, его элементы напоминают об античности?
Писатели и поэты эпохи Возрождения придавали огромное значение красоте и соблюдению правил латинского языка. Неверно употребленный падеж мог навсегда погубить репутацию автора в глазах людей его круга. Умение произнести экспромтом витиеватую речь ценилось так высоко, что города-соперники переманивали друг у друга хорошего знатока латыни, предлагая за него серьезные политические уступки.
Ученые подражали древним авторам в приверженности к созданию исторических сочинений, биографий великих людей и мемуаров.
Глубокое преклонение перед хорошей латынью отражает высказывание современника, которое могло бы показаться кощунственным в другую эпоху: Я поклоняюсь только двум богам — Христу и словесности!
Гуманизм: познание человека. Возрождение интереса к античной философии привело к тому, что в отличие от средневековых теологов, всецело поглощенных размышлениями о Боге, мыслителей XV—XVI веков все больше привлекал человек — его природа, способности, место в мире. В университетах стали пользоваться популярностью дисциплины, исследующие человеческую натуру, общественное устройство, вопросы этики — науки о жизненных целях, поведении и воспитании.
Эти предметы именовались «studia humanitatis». Отсюда и произошел термин «гуманизм», который отражает новый характер философии эпохи Возрождения. Ученых и интеллектуалов, интересовавшихся этими вопросами, стали называть гуманистами.
Портрет человека с книгой. Художник В. Катени
Человек виделся гуманистам прекрасным и гармоничным существом, истинным подобием Бога. Он должен быть всесторонне образованной личностью, склонной к наукам, литературе, искусствам, музыке, развитой физически. Его красота и подлинное благородство заключались в добродетелях, которые следовало воспитывать у юношества, — честности, доблести, патриотизме и самоотверженном служении своему государству, а также в стремлении к творчеству.
Гуманисты по-новому взглянули и на земную жизнь человека: они признали его право радоваться ее благам и искать в ней самые разные наслаждения — как духовные, так и телесные. Философия гуманизма признавала естественное право человека преследовать собственные интересы — индивидуализм (однако при том условии, что он не выродится в примитивный эгоизм и не нарушит всеобщей гармонии, поскольку зло, причиненное другим, не принесет счастья).
Человек — не игрушка в руках слепой Фортуны, а хозяин своей судьбы — вот один из главных лозунгов гуманизма.
Эти идеи вырывались за рамки средневековой этики с ее проповедью аскетизма и презрения к миру.
Данте. Великого поэта Данте Алигьери (1265—1321), гражданина Флоренции, называют предтечей итальянского Возрождения. Он не только повлиял на формирование нового итальянского языка и поэтического стиля. Одним из первых в литературе он сделал человека центром своего внимания, поведав читателям его «Божественной комедии» о судьбах множества людей — от простых горожан до римских пап, души которых он встретил во время своего воображаемого путешествия по Аду, Чистилищу или Раю. Поэт призывал задуматься о высоком предназначении человеческого рода:
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны…
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены.
Данте. Фрагмент фрески Рафаэля «Диспут»
Петрарка — защитник и певец античности. Франческо Петрарка (1304—1374) — первый из гуманистов, философ, прекрасный поэт-лауреат (увенчанный лавровым венком в подражание тому, как награждали своих поэтов римляне), прославился не только стихами. Он был энтузиастом возрождения античной культуры и доказывал, что, хотя великие поэты и философы древности были не христианами, а язычниками, им была открыта божественная мудрость и дан свыше поэтический дар. Литературу и искусство древности он считал высшим образцом. Петрарка мечтал о новом поколении прекрасных и гармоничных людей:
Благие души, доблести подруги,
Заселят мир, он станет золотым.
Античными творениями полный.
Художники, ученые и меценаты. Благодаря гуманистам изменился и взгляд на искусство, которому теперь отводилась высокая миссия — пробуждать у человека тягу к прекрасному и раскрывать перед ним истинную красоту.
Философы стали обращать все больше внимания на работу художников, скульпторов и архитекторов. Прежде их положение в обществе было крайне низким. Они считались членами ремесленных цехов: по своему статусу художник мало отличался от маляра, а скульптор — от каменщика. Сближение гуманистов с художниками привело к тому, что те стали осознавать себя не простыми ремесленниками, а носителями духовного начала; их увлекали античная философия и литература, классические каноны древнего искусства.
Петрарка в своем кабинете
Лоренцо Медичи в окружении философов и ученых. Художник Дж. Вазари
Постепенно стал меняться взгляд на художников и в обществе в целом. Когда умер скульптор Донателло, сын чесальщика шерсти, прославивший своим искусством Флоренцию, его хоронил «весь народ города». А на надгробии его современника, великого зодчего Брунеллески, автора купола знаменитого флорентийского собора, сограждане высекли строки, превозносившие драгоценные дары его духа и исключительные добродетели.
Сильные мира заискивали перед художниками, ценя их талант (и понимая, насколько престижно воспользоваться их услугами). Меценатство стало характерной приметой времени. Влиятельные сеньоры и государи привлекали художников и архитекторов к себе на службу, заказывая им собственные портреты и бюсты, росписи дворцов, оформление празднеств и торжественных процессий.
Давид. Скулmgтор Донателло
Яркий пример щедрого меценатства — деятельность семейства Медичи во Флоренции. Основатель династии Козимо Медичи и его наследники превратили Флоренцию в центр крупного государства — Тосканского герцогства. Флорентийский двор стал одним из самых изысканных. При покровительстве Козимо возникла так называемая флорентийская «Платоновская академия» — ученый кружок, члены которого изучали наследие великого греческого философа и стремились воскресить дух древней академии, основанной великим Платоном.
Дело Козимо продолжил его внук — Лоренцо Великолепный, много сделавший для украшения и прославления города. Современник так писал о деятельности Лоренцо: Его заботой <…> в родном городе одни празднества сменялись другими <…> То происходили воинские соревнования, то давались представления, в которых изображались какие-либо героические дела древности или триумф древних полководцев <…> Величайшую склонность имел он ко всем, кто отличался в каком-либо искусстве, крайне благоволил к ученым<…> самозабвенно увлекался архитектурой, музыкой, поэзией <. ..> Чтобы облегчить флорентийской молодежи изучение изящной словесности, он открыл <…> высшую школу, куда привлекал искуснейших людей со всей Италии.
Сравните основные архитектурные элементы этих зданий. В чем сходство античного и ренессансного храмов?
В чем их отличие от готического собора?
1. Пантеон. Античный храм в Риме
2. Готический собор в Реймсе
3. Ренессансный храм в Риме. Архитектор Браманте
Л.Б. Альберти об идеальном художнике: Мне хотелось бы, чтобы живописец был хорошим человеком и обученным полезным наукам <…> Хорошо также, если они будут любителями поэтов и ораторов. у которых много достоинств, общих с живописцами, и которые, обладая большим запасом знаний, принесут им большую пользу. Поэтому я советую, чтобы каждый живописец поддерживал близкое общение с поэтами, риторами и другими подобными людьми, искушенными в науках, ибо они дадут ему новые замыслы.
В творчестве лучших художников того времени человек и его внутренний мир стали главными. Наряду с религиозной живописью, украшавшей католические храмы, обрели популярность новые жанры — портрет, картины на исторические и мифологические сюжеты, пейзаж.
Архитекторы эпохи Возрождения создали особый стиль. Они отрицали средневековую готику как «варварскую» и негармоничную и брали за образцы античные храмы, копируя их пропорции и заимствуя элементы ордеров — колонны, пилястры и т.д. От стрельчатой готической арки, которая была самым характерным декоративным элементом Средневековья, мастера Возрождения вернулись к спокойной полуциркульной римской арке, вновь украсившей окна и порталы величественных церквей и палаццо.
ДОКУМЕНТ
ИЗ РЕЧИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ (1463- 1494) «О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА»:
{Бог обращается к сотворенному им Человеку}:
Я ставлю тебя в центре мира. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь <. ..> О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано <…> быть тем, чем хочет!
1. Чем отличались взгляды гуманистов на природу человека от мнения о нем средневековых теологов? Какие из приведенных ниже высказываний могли принадлежать гуманисту, а какие — нет?
Сотворил Господь Бог человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии.
Если считается столь замечательной и великой красота мира <…>то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, исключительно ради которого и был, без сомнения, создан самый красивый и самый украшенный мир.
Человек — лист, срываемый ветром, травинка, иссушаемая солнцем.
2. Какое место в системе мироздания отводят гуманисты человеку?
3. Выделите основные положения гуманистической этики.
4. Почему гуманисты считали полезным общение ученых и художников?
5. Внимательно рассмотрите произведения Донателло и Боттичелли. Чем они отличаются от произведений средневековых мастеров? В чем вы видите влияние античного искусства на этих мастеров?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Ренессанс и Реформация — итальянские гуманисты
Под редакцией Крейга Каллендорфа
Итальянский гуманизм, определяющее движение эпохи Возрождения, представлял собой систему обучения, которая произвела культурное обновление в Европе посредством изучения и принятия древнего греко-римского культура. Научный интерес к работам как крупных, так и второстепенных итальянских гуманистов был краеугольным камнем исследований эпохи Возрождения и продолжает процветать.
На этой странице собрана тщательно подобранная коллекция аннотированных библиографий о выдающихся гуманистах, взятых из Oxford Bibliographies в эпоху Возрождения и Реформации, призванный стимулировать дальнейшие исследования. Следующий набор библиографий находится в свободном доступе для чтения, а другие статьи будут доступны на ротационной основе. Для получения дополнительной информации об этой коллекции нажмите здесь, чтобы прочитать введение редактора Крейга Каллендорфа.
«Гуманизм был основным интеллектуальным движением эпохи Возрождения. Сторонники гуманизма считали, что совокупность знаний, состоящая из изучения и подражания классической культуре Древнего Рима и Греции, приведет к культурному возрождению после того, что они считали упадочным и «варварским» образованием Средневековья». | «Джованни Боккаччо (р. 1313–1375), наряду с Данте Алигьери и Франческо Петраркой, является одной из Трех Корон итальянской литературы. Он остро осознавал свою позицию посредника между различными культурами и, таким образом, является важной фигурой в развитии европейской гуманистической литературной культуры, определяющей эпоху Возрождения и не только». | «Эрмолао Барбаро Младший (род. 1454–1493), широко уважаемый в свое время как ученый-гуманист, хорошо представлял отчетливо венецианское течение гуманизма, которое было больше ориентировано на аристотелевские философские исследования и скромное служение венецианское государство». |
«Пьетро Бембо (род. 1470–1547) служил сначала латинским секретарем Папы Льва X, затем кардиналом. Он наиболее известен своей ролью в установлении норм литературной версии итальянского языка, созданной по образцу поэзии Петрарки и прозы Боккаччо». | «Кульминацией дипломатической карьеры Гаспаро Контарини (1483–1542) в качестве папского посла стало его назначение кардиналом. На его философскую, политическую и религиозную мысль оказали влияние различные области научных и гуманитарных знаний, которые он стремился объединить, выступая посредником между эрудицией и мудростью». | «Франческо Филельфо (род. 1398–ум. 1481) пользовался худшей репутацией среди всех итальянских гуманистов. Даже те, кому он не нравился, свободно признавали, что Филельфо был великим ученым, знавшим греческий лучше, чем почти любой западный человек того времени». |
«Джулио Помпонио Лето (род. 1428–1498) был одним из выдающихся деятелей культуры итальянского Возрождения и средоточием гуманизма в Риме XV века. Его главное научное достижение, комментарий к Вергилию, был опубликован в пиратском издании под искаженной формой его имени, и его наблюдения над текстом принесли ему заслуженное признание». | «Никколо Никколи (1364–1437 гг. до н. э.) был ученым, заинтересованным в возрождении античности. Он накопил огромную библиотеку, которую бесплатно предоставил другим и использовал сам, чтобы получить надежные тексты древних авторов». | «Верджерио (1369 г. до н. э. — 1444 г. до н. э.) сделал респектабельную карьеру переводчика, редактора и автора, а также служил некоторым из самых влиятельных людей своего времени. Он представляет особый интерес как гуманист, серьезно приверженный церкви, и как одна из ключевых фигур в распространении итальянского гуманизма в Восточной и Центральной Европе». |
Мы хотим услышать от вас.
Oxford Bibliographies это партнерство между издателем и академическим сообществом, и мы приглашаем вас к участию. Пожалуйста, напишите Бену Леонарду, нашему тематическому редактору, с комментариями, предложениями или вопросами о Оксфордских библиографиях в эпоху Возрождения и Реформации.
Узнайте, как подписаться.
История Европы | Сводка, Войны, Карта, Идеи и Колониализм
история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.
Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединения, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.
Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.
Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война.