Неточка незванова почему роман не дописан: Бахтинская концепция романа воспитания и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского

Бахтинская концепция романа воспитания и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского

Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №11 (67) Ноябрь 2020

УДК 821.161.1:82-31″19 в.»

Дата публикации 30.11.2020

Майборода Наталья Викторовна
к. филол. н., доцент, докторант кафедры истории русской литературы и теории словесности, доцент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается специфика романа воспитания, отмечены ведущие черты жанра, рассмотрены основные идеи М.М. Бахтина, связанные с романом воспитания. Анализируется незаконченный роман Ф.М. Достоевского как тип романа воспитания. Рассматривается образ главной героини – Неточки Незвановой. Автор исследования обращает внимание на тот факт, что женщина как главная героиня романа воспитания – явление, не типичное для данного жанра.
Ключевые слова: роман воспитания, жанровая форма, мотив испытаний, становление героя.

Bakhtin’s concept of the novel education and «Netochka Nezvanova» by F.M. Dostoevsky

Mayboroda Natalia Viktorovna
candidate of philological sciences, associate professor, doctoral student of the Department of History of Russian Literature and theories of literature, Associate Professor of the Department of History of Russian Literature and theories of literature State Educational Institution of Higher Professional Education «Donetsk National University

Abstract: The article examines the specifics of the novel education, the leading features of the genre are mentioned, the main ideas of M. M. Bakhtin related to the novel of upbringing are considered. The unfinished novel by F.M. Dostoevsky is analyzed as a type of education novel. The image of the main character, Netochka Nezvanova, is described. The author of the study draws attention to the fact that a woman as the main character of an upbringing novel is a phenomenon that is not typical of this genre.
Keywords: novel of education, genre form, motive of trials, formation of hero.

Правильная ссылка на статью

Майборода Н.В. Бахтинская концепция романа воспитания и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/bakhtinskaya-kontseptsiya-romana-vospitaniya-i-netochka-nezvanova-fm-dostoevskogo.html (Дата обращения: 30.11.2020)

В теоретическом обосновании романа воспитания ведущая роль принадлежит М.М. Бахтину, который в нескольких своих трудах обращался к специфике этого жанра. Следует отметить, что Бахтин трактовал роман воспитания широко, относя к этой жанровой разновидности множество произведений, начиная от Античности. В то же время, его типология романа воспитания также подразумевает широкое понимание жанра, что не может не сказаться и на количестве произведений, отнесенных им к данному типу романа.

Исследование М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» обращается к такому аспекту, как соотношение «романа испытания» и «романа воспитания». По мнению ученого, роман испытания «исходит из готового человека и подвергает его испытанию с точки зрения также готового уже идеала» [1, с. 204], в то время как роман воспитания «противопоставляет ему становление человека», при этом его жизнь является не «пробным камнем» и «средством испытания готового героя», а опытом героя, его школой и средой, в которой формируются характер и мировоззрение [1, с. 204].

Еще одно исследование М.М. Бахтина – «Роман воспитания и его значение в истории реализма» – уже непосредственно посвящено особенностям данного жанра. Здесь автор, опираясь на категорию главного героя, формулирует отличие романа воспитания от других типов романа и выделяет в нем несколько жанровых форм: роман странствий, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания (становления) [2, с. 199].

Специфика типов романа воспитания, по Бахтину, обусловлена становлением героя в соотношении со степенью «освоения реального исторического времени». Иными словами, эти типы исследователь «привязывает» к категории хронотопа. И в таком контексте выделяются следующие разновидности романа воспитания:

  1. Тип циклического времени, когда «показан путь человека от детства через юность и зрелость к старости с раскрытием всех тех существенных внутренних изменений в характере и воззрениях человека, которые совершаются в нем с изменением его возраста» [2, с. 201]. Примером могут служить, по мнению Бахтина, романы Л.Н. Толстого, однако ученый отмечает, что «чистого» типа такого циклического романа не создано.
  2. Тип циклического времени, отображающий «типически повторяющийся путь становления человека от юношеского идеализма и мечтательности к зрелой трезвости и практицизму» [2, с. 201]. Примерами такого типа романа автор считает романы К.М. Виланда, И.К. Вецеля, а его элементы видит у Т.Г. Гиппеля, Жан Поля, И.В. Гете.
  3. Биографический тип романа, при котором цикличность отсутствует, а становление «происходит в биографическом времени» и «проходит через неповторимые, индивидуальные этапы» [2, с. 202]. Типичность здесь также может наблюдаться, но она уже не является циклической. О примерах такого типа романа автор говорит следующее: «Таков «Том Джонс» Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Диккенса» [2, с. 202].
  4. Дидактико-педагогический роман. Это произведение, в основу которого положена педагогическая идея. О примерах данного  типа романа М.М. Бахтин говорит так: «К чистому типу относятся такие произведения, как «Киропедия» Ксенофонта, «Телемак» Фенелона, «Эмиль» Руссо. Но элементы этого типа имеются и в других разновидностях романа становления, в том числе и у Гёте, у Рабле» [2, с. 202].
  5. Пятый тип романа Бахтин называет «самым существенным». Это роман, в котором «становление человека дается в неразрывной связи с историческим становлением» [2, с. 202], как в романах «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Симплициссимус», «Вильгельм Мейстер» [2, с. 203].

Русская литература может предложить читателю далеко не один пример романа воспитания, причем весьма значительная часть таких приходится на ХIХ век. Незаконченный роман Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» также рассматривается в контексте романа воспитания, однако следует отметить, что это один из немногих романов воспитания, в которых главная героиня – женщина. Большая часть известных романов воспитания описывает становление героя мужского пола. Что же касается романов воспитания, в которых героиня – женщина, здесь в первую очередь можно назвать  «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Женщине в ХIХ веке было сложнее найти свою дорогу в жизни, чем мужчине, но героиня Ш. Бронте реализует данные ей возможности с успехом.

Возвращаясь к «Неточке Незвановой», отметим, что в этом произведении прослеживаются характерные черты романа воспитания. В первую очередь, исходя из концепции Бахтина, это роман становления. Главная героиня, Анна (она же Неточка) Незванова – юная девушка, чье становление рассматривается от 8 лет до 17. Очевидно, автор предполагал показать более полную картину становления Неточки, но роман не был дописан в силу обстоятельств личной жизни автора.

Разумеется, высказывать точку зрения относительно недописанного произведения не всегда корректно, поскольку финал мог стать совсем иным. Тем не менее даже на том этапе жизни Неточки, на котором читатель заканчивает свое знакомство с героиней, можно без труда определить такие признаки жанра романа воспитания, как:

  • Формирование личности героя посредством среды или иных факторов. В случае с Неточкой формирование личности происходит под влиянием среды (недостаток средств для существования в семье), окружающих (мать, отчим, Катя, Александра Михайловна), искусства (вокальный талант Неточки и стремление поступить в консерваторию). При этом разные герои оказывают на Неточку различное влияние, где зачастую непросто отличить добро от зла и позитивное от негативного.
  • Изменения в личности героя под влиянием жизненных обстоятельств. Неточка теряет детские иллюзии, но при этом остается отзывчивой к тем, кто терпит лишения (Александра Михайловна), не утрачивает веру в силу искусства.
  • Сиротство героя как признак жанра реализовано в этом случае полной мерой: Неточка не помнит отца, а мать умирает, когда она была еще юной.
  • Мотив испытаний (инициации) напрямую связан и с сиротством, и с формированием личности посредством окружения. На долю Неточки действительно выпало много испытаний, среди которых смерть родителей была далеко не последним. Нервное истощение героини, долгая болезнь, конфликт, а затем разлука с Катей, жизнь с Александрой Михайловной в затворничестве – все это не могло не отразиться на становлении героини.
  • Определение героини как воспитанника. В данном случае это не следует понимать буквально, но Неточка фактически является воспитанницей для значительного количества взрослых. Воспитание, обучение в этом контексте понимаются не как обучение, а как жизненные уроки.
  • Тип повествования от первого лица также характерен для романа воспитания. В данном романе повествование ведется от имени Неточки, задействована форма ретроспекции. Но в этом контексте следует учесть, что в черновом варианте рассказ велся от имени автора.
  • Дидактизм финала, который характерен для романа воспитания, в данном случае не реализован, поскольку произведение не дописано.

Возвращаясь к пяти типам романа воспитания по М.М. Бахтину, отметим, что незаконченный роман «Неточка Незванова» принадлежит ко второму типу романов, когда герой (в данном случае – героиня) проходит «типически повторяющийся путь». Неточка проходит такой же путь, как и другие герои романа воспитания: от «юношеского идеализма» к зрелости. Однако полной зрелости героини читатель не увидит в силу неоконченности произведения.

Таким образом, в незаконченном романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» можно выделить ряд признаков романа воспитания, среди которых сиротство героини, мотивы болезни после жизненных потрясений, воспитания в другой семье, формирование посредством искусства, повествование от первого лица.


Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – Москва: Художественная литература, 1975. – 504 с.
2. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества : сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – С. 199-250.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 444.

← Предыдущая статьяГерменевтический комментарий текстовой модели-реконструкции «Британский образ жизни» в романе Дж. Голсуорси «Пустыня в цвету»

Следующая статья →Эсхатологическое ожидание в мифо-фольклорной традиции осетин

Расскажите о нас своим друзьям:

Ф. М. Достоевский «Неточка Незванова» — отзыв «Как жаль, что он не окончен» от Introvertka

«Неточка Незванова» — один из ранних романов Федора Михайловича Достоевского, работа над которым была прервана заключением писателя. Впоследствии, из планируемого романа в 6 частях вышла повесть, состоящая из трех частей. Причем, каждая из них разительно отличается от 2 других, они представляют из себя 3 разных самостоятельных произведения.

Первая часть приоткрывает завесу над ранним детством главной героини, Анны Незвановой, которую мать ласково называла Неточкой. Она росла болезненно восприимчивым ребенком, очень чутко реагирующим на все происходящее вокруг. Одно из ее первых детских воспоминаний связано с ссорой между матерью и отчимом Ефимовым, когда, она, стремясь защитить последнего, заслонила его от матери. Такой храбрый поступок маленькой девочки тронул сердце отчима и он приласкал бедного ребенка, недолюбленного матерью.

Неточка, пришедшая в восторг от первой в своей жизни родительской ласки, почти обожествляет Ефимова, доходя в своей любви до умопомрачения: «У меня было только одно наслаждение — думать и мечтать о нем; только одна воля — делать всё, что могло доставить ему хоть малейшее удовольствие. »

В своем наваждении она доходит до крайности: мечтает о том, как они с отчимом уйдут из дома после смерти матушки и будут богаты и счастливы, при этом не замечая, что не Ефимов «много терпит и выносит горя от матушки», а как раз наоборот.

Ефимов же, человек пропащий и склонный к саморазрушению, и есть главная причина несчастливого детства Неточки. Склочный, желчный, с раздутым на пустом месте самомнением, эгоистичный и пустой человек, тянущий за собой вниз всех, кому он дорог. Имеющий задатки талантливого скрипача, он выбирает вместо работы над собой пьяные дебоши, кражу денег у больной жены и оскорбления других по-настоящему талантливых людей.

Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетёнными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному величию.

Одна из самых пронзительных и душераздирающих сцен, на которые Достоевский мастер, это сцена после смерти матушки, когда Неточка пытается догнать убегающего от нее отчима:

Мучительное ощущение разрывало меня: мне было жалко его, сердце мое ныло и болело, когда я представляла, как он бежит, без шинели, без шляпы, от меня, от своего любимого дитяти… Мне хотелось его догнать только для того, чтоб еще раз крепко поцеловать, сказать ему, чтоб он меня не боялся, уверить, успокоить, что я не побегу за ним, коли он не хочет того….

Во второй части мы встречаемся с Неточкой в доме богатого княжеского семейства, приютившего бедную больную сиротку. Там она встречает новый объект для своей всепоглощающей, безмерной любви – княжескую дочь Катю. Поначалу резвая и бойкая Катя сторонится худенькой и застенчивой Неточки, которую ее отец постоянно ставит ей в пример. Но спустя время, узнав друг друга получше, девочки мгновенно находят общий язык.

Интересно, что у Достоевского эта дружба девочек носит такой же экзальтированный характер, как и безответная привязанность Неточки к отчиму. С болью, надрывом, страданием – иначе это был бы не Достоевский.

Меня очень позабавили отзывы, где читатели негодуют по поводу однополой любви Неточки и Кати. Конечно, имея дело не с творением Федора Михайловича, а иного автора, читатель мог бы предположить некую двусмысленность после нескольких строк, описывающих совместное времяпрепровождение девочек:

И мы целовались, плакали, хохотали; у нас губы распухли от поцелуев. – Неточка! во-первых, ты всегда будешь ко мне спать приходить. Ты целоваться любишь? И целоваться будем.

…закричала княжна, всасываясь в меня своими губками».

Но читателю, знакомому хотя бы с одним романом Достоевского, такой абсурд и в голову не придет. Просто такая вот доходящая до исступления и почти влюбленности дружба – абсолютная норма для писателя.

Третья часть по своей напряженности и драматичности почти не уступает первой. Здесь Неточка, разлученная с Катей, оказывается в доме Александры Михайловны, старшей сестры Кати. С самого начала она замечает странность в отношениях жены и мужа: постоянные недомолвки, непонятные слезы и рыдания, молчаливые упреки и укоры Петра Алексеевича, примирения, полные слез и горечи…

Удивительно, с какой проницательностью Неточка угадывает истинную подоплеку их отношений, безошибочно определяя жертву и тирана, она, такая замкнутая и малообщительная, повидавшая так мало за свои годы. Это еще одно доказательство того, насколько тонко она чувствует окружающих и их душевное состояние. Плюс свой вклад в изучение человеческой натуры внесло и ее увлечение литературой, в котором она также не зала никакой меры.

Я начала читать с жадностью, и скоро чтение увлекло меня совершенно. Все новые потребности мои, все недавние стремления, все еще неясные порывы моего отроческого возраста, так беспокойно и мятежно восставшие было в душе моей, нетерпеливо вызванные моим слишком ранним развитием, – все это вдруг уклонилось в другой, неожиданно представший исход надолго, как будто вполне удовлетворившись новою пищею, как будто найдя себе правильный путь. Скоро сердце и голова моя были так очарованы, скоро фантазия моя развилась так широко, что я как будто забыла весь мир, который доселе окружал меня.

Очень жаль, что повесть обрывается так внезапно, пожалуй, на самом интересном месте. Из «Неточки» мог бы получиться достойный занимательный роман о взрослении и становлении личности. Что-то наподобие женской версии «Подростка».

Отзыв: Неточка Незванова – Пингвин Классик

Несколько месяцев назад Penguin Classics предлагал случайный классический роман всем, кто зарегистрируется. Вы заполнили форму, а затем вам сказали, какой роман вы получите. Моей была Неточка Незванова, и, честно говоря, я немного испугалась.

Я волновался, что это может быть слишком литературно и мрачно, но был рад, что, по крайней мере, он был коротким (менее 200 страниц). Потребовались недели, чтобы прибыть, так долго, что я подумал (приятно), что, возможно, он никогда не доберется сюда. Но потом это произошло, и как только я начал читать, я полностью погрузился в это.

Написанный русским писателем Федором Достоевским в 1849 году рассказ незакончен, так как автор был арестован и сослан в Сибирь за связи с радикальной политической группой. Предполагалось, что это будет роман большого масштаба, и эта опубликованная часть предназначалась только для введения, но Достоевский так и не вернулся к ней после освобождения из тюрьмы. Она была переведена на английский язык в 1984 году.

Книга состоит из 3 частей, которые сильно различаются по тональности — все рассказаны Неточкой, но в разном возрасте, поэтому «голос» значительно меняется. Каждая часть установлена ​​в другом месте.

В первой части Неточка изображается маленьким ребенком с матерью и отчимом, живущими в большой нищете. Бедная маленькая Неточка Незванова («Безымянный Никто»). Ее отец умирает, когда она очень молода, и ее мать снова выходит замуж за неудавшегося музыканта Ефимова. «Отец» страдает манией величия, считая себя величайшим скрипачом в мире. У него рано был некоторый талант, но из-за тщеславия или страха он растратил его, заперев свою скрипку. Они живут в нищете, потому что он отказывается работать, заставляя свою больную жену зарабатывать на жизнь глажкой и стиркой. Он критикует других музыкантов, иногда комично и к удовольствию других в театральном квартале, которые покупают ему выпивку и подстрекают его высказать свое «экспертное» мнение о музыкантах того времени. Он винит во всех своих проблемах бедную больную жену, которая, как он утверждает, сдерживает его. Каждый день он пьет и запугивает Неточку, которая очень его любит, заставляя отдать несколько монет, которые дает ей мать, чтобы пойти и купить хлеба. Наконец ему дают билет на концерт, чтобы увидеть великого музыканта, и до него доходит, что он не тот виртуоз, каким он себя считал. Мать Неточки умирает в ночь на концерт, а «Папа» сходит с ума, забирает Неточку, но затем убегает в ночь без нее и через несколько дней умирает в одиночестве. Неточка оказывается на пороге Принца, знакомого ее отчима.

Действие 2-й секции происходит в доме князя, где юная Неточка выздоравливает в роскошной обстановке, с прислугой и воспитателями. У князя есть дочь Катя, ровесница сироты. Катя правит балом, полна жизни и веселья, полная противоположность Неточке. Неточка сильно влюбляется в Катю, целует ее во сне (они делят комнату) и буквально дрожит, когда она приближается, и чувствует себя уничтоженной, когда ее нет. Катю то привлекает тихая Неточка, то отталкивает от нее, но вскоре она отвечает на свои чувства, и они проводят дни (и ночи), держась за руки, смеясь, плача и целуясь (много поцелуев). Эта взаимная влюбленность продолжалась до тех пор, пока мать и воспитатель не встревожились и не решили их разлучить. Семья князя уезжает в другую резиденцию и договаривается о том, чтобы Неточка жила со взрослой сестрой Кати и ее семьей.

Действие 3-й секции происходит в доме сестры. Александра и ее муж воспитывают Неточку как собственного ребенка, учат ее и взрослеют, чтобы любить ее и восхищаться ее умом. Они узнают, что Неточка — одаренная певица, и находят для нее репетитора. Сестра хронически больна и начинает пренебрегать учебой Неточки, но Неточка находит ключ от библиотеки и проводит большую часть времени за чтением. Однажды она находит в книге письмо, которое освещает истинные отношения ее опекунов, и это знание мучает ее, и она идет на все, чтобы скрыть то, что она знает. Я нашел этот раздел наименее интересным из 3.

А потом… книга резко останавливается. Это фрагмент книги и ранний образец творчества автора, написавшего знаменитые «Преступление и наказание» (1866 г.) и «Братья Карамазовы» (1880 г.). Написано с большим сердцем и искренним выражением. Он интересен подробностями своего периода и изучением различных социальных классов в России того времени. Я бы порекомендовал ее тем, кто хочет немного расширить свой кругозор или всем, кто любит русскую литературу.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрики: книги, чтение | Tagged: книги, классика, достоевский, литература, неточка незванова, пингвин классика, чтение, русская литература |

Еще русская классика: 5 причин прочитать Неточку Незванову

Автор Феликс Пурат

Те, кто знаком с русской классикой Достоевского, так же знакомы с его странными знаковыми персонажами: Родди Раскольников, нищий убийца с комплексом Наполеона; братья Карамазовы, окутанные всеми своими сложностями, несмотря на то, что они каким-то образом связаны друг с другом; и естественно анонимный клерк из Записки из подполья,  потерялся в состоянии социальной деградации. Не говоря уже о бесчисленных второстепенных персонажах вроде школьных друзей клерка, сцена, так трогательно воссозданная в фильме Виталия Сумина « Записки из Нового Света ».

Тем не менее, свидетельством способности Достоевского к развитию характера является то, что главные герои, возглавляющие его менее известные рассказы, например господин Голядкин, социально неуклюжий клерк из Двойник , также должны вызывать такой же резонанс среди читателей. русской классики, даже если в целом история считается уступающей большим произведениям Достоевского. Это символ грубой силы вселенной, подаренной Достоевским миру из пределов его измученного разума. А для того, чтобы лучше понять любую вселенную, необходимы исследования.

Неточка Незванова, главная героиня неоконченного одноименного романа Достоевского, — еще один примечательный персонаж. В эпоху сериализации Достоевский опубликовал первую часть романа в журнале под названием Летопись Отечества и должен был стать его первым настоящим романом, произведением, которое теперь читается как план его будущих произведений. Но вскоре последовал его арест за политическую деятельность, инсценировка казни и ссылка в Сибирь.

По какой-то причине Достоевский так и не закончил начатое.

Однако незавершенность не только не умаляет значения Неточки Незвановой в творчестве Достоевского, но и придает ему уникальности. Для более случайного читателя или поклонника русской классики, вот 5 причин прочитать Неточку Незванову:

1.  Музыка – В молодости Достоевский часто ходил в театр, привычка, которая усилилась, когда он освободил себя от армейской службы. Этот интерес проявляется здесь в характере отчима Неточки Незвановой, Ефимова, скрипача со вспышками таланта, но никогда не практикующегося, привычка, которая в конечном итоге обрекает его на смерть. В то время как поклонники хардкорных художественных меломанов, таких как Томас Бернхард, могут быть менее впечатлены, любой меломан найдет взгляд Достоевского на эту тему столь же забавным, сколь и заставляющим задуматься.

2.  Женщина-протагонист — Хотя Хозяин Петербурга не обязан объявлять себя банкротом из-за отсутствия женских персонажей, Неточка Незванова уникальна тем, что она также является главным героем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *