Австрийский друг максима горького: Страницы истории: как приемный сын Максима Горького стал французским генералом

Страницы истории: как приемный сын Максима Горького стал французским генералом

2 сентября 2016, 07:00

ПАРИЖ, 2 сентября. /Корр.ТАСС Дмитрий Горохов/. Почти 50 лет назад — в ноябре 1966 года — в Париже скончался самый известный доброволец Иностранного легиона Франции Зиновий Пешков. «Удивительный человек, поразительная судьба», — говорит о нем историк русской эмиграции Александр Жевахофф. 

Приемный сын Горького

Будущий четырехзвездный генерал, кавалер высших наград Французской Республики родился в Нижнем Новгороде 16 октября 1884 года. Он был старшим из сыновей гравера Михаила Свердлова и его супруги Елизаветы Авербах. В 18 лет Зиновий принял православие: его крестным отцом стал друг семьи Максим Горький. Писатель дал крестнику свою настоящую фамилию, и тот стал Пешковым.

Читайте также

На острове Капри хотят открыть музей Максима Горького

Зиновий сопровождал Горького в эмиграции, был с ним в Америке, выполнял обязанности литературного секретаря на Капри, встречался с Лениным. Сам писатель не говорил ни на одном иностранном языке, но «Зинка», как называл его крестный, был настоящим полиглотом. Он помогал Горькому в беседах с коллегами, без труда переводил слова классика на английский, немецкий, французский или итальянский.

Первая мировая война застала его в Италии. В последний день августа 1914 года он явился в Ницце в бюро Иностранного легиона, единственного воинского формирования, к службе в котором допускались иностранцы. Первый бой он принял в первую же военную осень. При штурме Каренси в мае 1915 года был тяжело ранен, потерял руку, но армию не покинул.

Однорукий капрал

Пешков попросил дополнить новый контракт с легионом примечанием: «На весь период военных действий». «Однорукого капрала», ставшего героем Франции, командировали за океан — убеждать Соединенные Штаты в необходимости поддержать союзников в войне с Германией.

На родину он вернулся весной 1917 года вместе с французской миссией. После революции его младший брат Яков Свердлов стал председателем ВЦИК — формальным главой нового советского государства, но убеждения братьев были слишком разными.

Читайте также

Редкие кадры кинохроники событий 1917-1918 годов стали доступны широкой публике

С началом гражданской войны Франция назначила Пешкова представителем при Добровольческой армии. Он был свидетелем эвакуации из Крыма последних частей Белой армии. Когда в Поволжье разразился голод, Пешков вместе с Горьким призывал Запад не допустить гибели людей. Он помогал писателю налаживать международную помощь населению России.

В Иностранный легион Пешков вернулся, уже приняв французское гражданство. Легионеры получали его, по словам историков, «не в силу полученной крови, а в силу пролитой». Не имея классического военного образования, он тем не менее смог подняться до командных постов. Во время боевых действий в Северном Марокко — Рифской войне — в 1925 году он вновь был тяжело ранен, на этот раз в ногу. Как говорил он сам, «для симметрии».

Рядом с де Голлем

Майор Пешков, вспоминали боевые товарищи, всегда шел во главе своего батальона. Отдав командирской тростью знак к отправлению, комбат больше никогда не оглядывался. В момент нападения вермахта на Францию Зиновий служил в Северной Африке.

Читайте также

Полвека исполняется с момента исторического визита в Москву генерала де Голля

В июне 1940-го он поддержал воззвание генерала де Голля, став одним из его ближайших помощников в организации Сопротивления. По поручению лидера «Свободной Франции» развернул миссию связи в Алжире. Тогда же получил первое генеральское звание, а завершил войну с четырьмя звездами корпусного генерала. Затем почти до самой кончины 27 ноября 1966 года находился на дипломатической службе. В ранге посла возглавлял миссии в Японии и Китае.

За заслуги перед Францией президент Венсан Ориоль удостоил его в 1950-х годах Большого креста — высшей степени ордена Почетного легиона. Но на надгробии генерала на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа начертаны лишь три слова: «Зиновий Пешков. Легионер». Такова была его воля. 

Из переписки М. Горького с зарубежными литераторами

Архив А. М. Горького совместно с сектором зарубежных литератур Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР готовит к печати том переписки великого русского художника с зарубежными писателями, критиками и публицистами. В этом томе будет помещено свыше четырехсот писем; большинство из них печатается впервые. Р. Роллан, Анри Барбюс, Жан-Ришар Блок, Виктор Маргерит, Стефан Цвейг, Генрих Манн, Иоганес Бехер, Франц Элленс, Эптон Синклер, Марио Пуччини, Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Георгий Бакалов, Эми Сяо, Кнут Гамсун, Мартин Андерсен Нексе, Лейно Эйно – вот далеко не полный список корреспондентов Горького, представленных в этой книге.

Ниже печатаются несколько писем из названного издания с необходимыми пояснениями. Публикация подготовлена для журнала научными работниками института под редакцией Н. Жегалова.

 

М. ГОРЬКИЙ – Г. ДЖ. УЭЛЛСУ

Петроград 1917 г. 18/21 марта

Дорогой Уэллс,

Ваш отказ написать для молодежи о жизни Эдиссона очень огорчил меня. Мне кажется, что Вы прекрасно могли бы это сделать.

Быть может, Вы напишете эту работу, когда закончите Вашу новую книгу?

Наша цель: внушить молодежи социальный романтизм, любовь и доверие к жизни и людям. Мы стремимся научить их героизму. Надо заставить человека понять, что он является создателем и владыкой мира, что на него падает ответственность за все несчастья на земле и его же заслугой является все, что есть доброго в жизни.

Чтобы помочь человеку порвать цепи индивидуализма и национализма, которые гнетут его, необходима пропаганда всеобщего единения.

Пожалуйста, пришлите мне рукопись Вашего нового произведения, т. к. боюсь, что как только книга выйдет в свет, так до меня она уже не дойдет.

Несомненно, эта повесть прекрасное произведение, и мне хотелось бы выпустить ее отдельной книгой, а также напечатать в моем журнале.

Еще раз прошу Вас прислать мне Ваше новое произведение и сообщить Ваши условия.

Жду Вашего ответа, а пока сердечно приветствую Вас, мой дорогой и мужественный друг.

М. Горький.

P. S. Революция задержала это письмо. Надеюсь, дорогой Уэллс, что Вас обрадует рождение нового демократического государства: мы перестаем быть источником реакции для всей Европы.

 

Г. УЭЛЛС – М. ГОРЬКОМУ

11 – 2 – 1920

Мой дорогой Горький,

Я с радостью пользуюсь случаем переслать Вам письмо.

Прежде всего хочется спросить Вас, «Как Вы поживаете?» и передать мой самый почтительный и сердечный привет госпоже Горькой (я имел удовольствие встретить ее сына, когда был на французском фронте в 1916). Затем я обращаюсь с просьбой к моему другу м-сс Хеден Гёст передать Вам первые выпуски издания «Очерк истории», к которому мне очень хочется привлечь Ваше внимание. Это попытка вселить новый дух в преподавание истории в школах, заменив историей всего человечества историю отдельных наций и рас, к которым принадлежат учащиеся. Я не верю в возможность прочного мира на земле, пока не произойдет такого рода изменение в умственном воспитании, с этой целью я предлагаю первый набросок того, что должно преподаваться разумным молодым людям всех стран. История, я полагаю, едина, как едина химия. Эта история, которая начинается с первобытных скал, закончится кратким изложением итогов переговоров 1919 – 1920 годов и дискуссии о еще смутной и все же полной надежды заре мирового единения и социальной справедливости, современниками которой мы являемся. Эта книга пользуется у нас огромным успехом, и мы готовим ее переводы на французский, шведский, немецкий и другие языки, я надеюсь, что впоследствии ею воспользуются и в России. Как Вы считаете, возможно ли вообще, сейчас или в будущем, ее издание? Если да, я был бы этому очень рад. Ваш старый друг С. С. Котелянский все еще находится в Лондоне (Лондон, Н. В. 8, ул. Акаций, 5), и он бы с удовольствием помог в этом деле.

Что Вы сейчас пишете? Я надеюсь, что скоро мы услышим от Вас что-нибудь новое, освещающее все то непонятное, удивительное и страшное, что произошло в России. Россия идет своим собственным путем, и здесь ее встречают отчаянным воплем, бешеной пропагандой. Но относятся к ней в Англии скорее с любопытством, чем враждебно. Мы многого не понимаем, многое нас приводит в недоумение, но в нас живет большая вера в то, что великий и талантливый русский народ играет и предназначен сыграть ведущую роль в создании нового мира.

Ваш Г. Дж. Уэллс.

––––––––––––––––––––––––––––

Подготовленная к печати переписка М. Горького с Г. Дж. Уэллсом охватывает сравнительно небольшой период – около семи лет (1916 – 1923). В Архиве А. М. Горького хранится 11 писем Горького к Уэллсу и 6 писем Уэллса к Горькому. Их многолетние связи дают основание предполагать, что переписка этим не исчерпывалась.

Взаимный интерес двух писателей друг к другу возник задолго до того времени, когда состоялось их личное знакомство. Горький, всегда внимательно следивший за творчеством современных иностранных писателей, в мае 1902 года, находясь в ссылке в Арзамасе, в письме к К. П. Пятницкому просил выписать ему книги Уэллса, первые переводы которых были изданы «Новым журналом иностранной литературы». Переводы произведений Горького на английский язык, появившиеся в начале 1900-х годов, были несомненно знакомы Уэллсу, высоко ценившему русскую литературу. Уэллс примыкал к тем кругам передовой английской общественности, в которых русская литература пользовалась особой популярностью. Известный исследователь русской литературы Морис Бэринг был его другом. Уэллс был также в дружеских отношениях с С. С. Котелянским, одним из переводчиков Горького на английский язык. В предисловии к русскому изданию своих сочинений (1909) Уэллс писал, что рад выступить перед читателями таких мастеров, как Толстой, Тургенев, Достоевский, Горький.

Личное знакомство писателей состоялось в апреле 1906 года, в Нью-Йорке, где Горький был по заданию большевистской партии. Уэллс совершал в это время свое первое турне по Америке. В десятой главе книги «Будущее Америки», написанной после этого путешествия, он писал о безобразной травле, которой подвергся Горький со стороны американской буржуазной прессы.

Вторично писатели встретились в мае 1907 года, в Лондоне, куда Горький приехал как делегат V съезда РСДРП. Во время кратковременного пребывания в Лондоне Горький старался завязать связи с прогрессивными английскими писателями. Как вспоминает М. Ф. Андреева, встречами Горького с английскими писателями интересовался В. И. Ленин (воспоминания М. Ф. Андреевой хранятся в Архиве А. М. Горького). Жена Томаса Гарди, Флоренс Эмили Гарди, в своих воспоминаниях рассказывает о дружеской встрече писателей с Горьким у Чарльза Хегберга Райта, английского литератора, хорошо знавшего русский язык и много сделавшего для пропаганды русской литературы в Англии. Среди писателей, присутствовавших на обеде у Райта, были Уэллс, Гарди, Шоу, Конрад, Уайтинг и др. В конце мая 1907 года Горький писал Райту: «Пользуюсь случаем выразить Вам искреннюю мою благодарность за ту массу внимания и любезности, которыми Вы меня так щедро наградили за время моего пребывания в Лондоне» (Архив А. М. Горького).

Можно предполагать, что переписка Горького с Уэллсом началась сразу же после возвращения Горького из Англии. В одном из писем к И. П. Ладыжникову (от 25 мая 1907 г.) Горький сообщает о своем намерении написать Уэллсу.

Во время первой мировой войны Горький стремился сплотить русских и иностранных писателей вокруг организованного им журнала «Летопись». С призывом включиться в работу журнала Горький обращался к ряду писателей, произведения которых в той или иной степени могли служить антивоенной агитации. Антивоенная повесть Уэллса «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» была напечатана в переводе М. Ликардопуло в журнале «Летопись» в 1916 году (NN 7 – 12). «В дни всемирной жестокости и варварства Ваша книга – этобольшое и поистине гуманное произведение», – писал Горький Уэллсу в конце декабря 1916 года. В этом же письме он просит Уэллса написать книгу для детей об Эддисоне, которую предполагал выпустить в издательстве «Парус». Ответного письма Уэллса, в котором он сообщает, что не может сейчас за это взяться, в Архиве А. М. Горького не имеется. Судя по письму Горького от 18/21 марта 1917 года, присланному в Архив из Англии, Уэллс заинтересовался планами Горького, Несколько фраз в письме подчеркнуто рукой Уэллса.

В публикуемом письме от 2 февраля 1920 года Уэллс предлагает вниманию Горького свою работу исторического характера «Очерк истории». В ответном письме Горький сообщает о положительной оценке книги русскими учеными и о своем намерении издать ее на русском языке. На русский язык впоследствии была переведена другая книга Уэллса – «Краткая история мира», в которой он вновь обращается к интересующей его проблеме всеобщей истории человечества.

После встреч в Нью-Йорке и Лондоне Горький и Уэллс встречались еще дважды – в 1920 и 1934 годах, когда Уэллс приезжал в Россию. В 1920 году Уэллс останавливался, как он писал впоследствии, «у своего старого друга Максима Горького».

1920 – 1923 годы – период наиболее оживленной переписки писателей. Они много рассказывают о своей работе, делятся мнениями о международных событиях. Некоторые письма связаны с вопросом о снабжении русских ученых новейшей западноевропейской научной литературой, поступление которой в годы гражданской войны было нерегулярным. На заседании Комиссии по улучшению быта ученых в Петрограде, которое проходило под председательством Горького, Уэллс обещал организовать в Англии помощь русским ученым в снабжении их новейшей литературой. Об организации с этой целью специального комитета Уэллс писал 21 декабря 1920 года. Письма Горького 1922 – 1923 годов связаны с организацией им в Берлине журнала «Беседа», к участию в котором он хотел привлечь иностранных писателей.

По возвращении из России Г. Уэллс выступил на страницах английского еженедельника «Сандей экспресс» с серией статей «Россия во мгле». Эти статьи затем составили большую часть книги, вышедшей в конце 1920 года под тем же заглавием. Уэллс писал об этой книге Горькому 21 декабря 1920 года: «Я окончил свою небольшую книгу о России.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Детская литература-Цирковые впечатления Максима Горького



Написано: 1958;
Источник: Советский цирк: Сборник статей, 1967;
Перевод: Фаинна Глаголева;
Составитель: Александр Липовский;
Фотографии: Ю. Савалов и др.;
HTML-разметка: Для marxists.org в феврале 2002 г.


«Мне нравится цирк и его артисты, люди, которые спокойно рискуют жизнью каждый день».
—МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Максима Горького всю жизнь тянуло в цирк, о чем свидетельствуют его собственные слова, его сочинения и воспоминания современников.

Горький впервые попал в цирк, когда ему было восемь или девять лет. О своей страсти к цирку в детстве и юности он говорит в нескольких своих автобиографических произведениях. Горький рассказывает, как мальчик из иконописной мастерской Мишка был очарован цирковым клоуном («Встряска», 1898). Он рассказывает, как Мишка с бледным от напряжения лицом сидел беззвучно и время от времени вздрагивал от желания кувыркаться по арене в усыпанном блестками костюме. Ничто не могло развеять это впечатление. Когда мальчик лег спать на куче соломы в углу двора, сияние звезд на небе напомнило ему о золотых блестках на костюме клоуна. На другой день рано утром он начал рассказывать всем в мастерской о цирковом представлении и изобразил клоуна — и это избавило его от обычных пощечин и пинков.

А вечером, когда Мишка после душераздирающей «встряски» лежит в постели, яркие краски икон напоминают ему о вчерашнем вечере в цирке.

«И видит он арену цирка, и он в ней…:. Гром аплодисментов ободряет его… полный восхищения собственной прытью, гордый и счастливый, он высоко подпрыгивает в воздух и улетает под грохот одобрение публики, улетает с трепещущим сердцем… чтобы быть разбуженным на земле резким пинком».

Впечатления, полученные им от цирка, «прекрасного и чудесного, как сон», сильно отличались от тех, которые «ранили его в детстве своей жестокостью и грязью». Цирк был лишь одним из многих источников, пробудивших творческие способности будущего писателя.

В своей автобиографической книге « Мое ученичество » он вспоминал свои дни в иконной лавке: «Взволнованный сверх всякой меры, я начинал пересказывать и воплощать в жизнь внезапно пришедшие мне идеи, ибо мне так хотелось сделать народ поистине счастлив свободно, беззаботно.

— Максимыч, сходи ты в цирк или в театр, из тебя выйдет хороший клоун, — одобрительно сказал иконописец Жихарев.

Горький действительно хотел стать артистом цирка, но эта затея закончилась неудачей. Он написал об этом эпизоде ​​в рассказе под названием «В театре и в цирке». Цирк манил во многих отношениях. «Все, что я видел на арене, слилось в нечто триумфальное, где мастерство и сила уверенно праздновали свою победу над смертельной опасностью».

Мир цирка открывался перед Горьким в книгах, которые он читал в то время. Наиболее примечательным был The Brothers Zemganno Эдмона де Конкура. Вот что сказал об этом Горький: «…Руки у меня тряслись от удовольствия при чтении этой книги. Я громко плакал, когда читал о несчастном акробате, с перебитыми ногами, ползшем на чердак, туда, где его брат упражнялся. любимое искусство».

Мемуары Упилио Файмали, итальянского укротителя львов, были еще одной книгой, произведшей неизгладимое впечатление на Горького. Файмали был очень сильным и мужественным человеком. Родившись крестьянином, он сам пришел в цирк в возрасте одиннадцати лет, чтобы остаться там и стать искусным и бесстрашным наездником без седла.

Потом, он стал дрессировщиком животных и, наконец, укротителем львов, что стало венцом его карьеры. У Файмали было 120 животных, из них 32 льва, что тогда считалось очень необычным. Файмали дал свое шоу в крупнейших городах Великобритании, Австрии, Германии, Франции, Испании, Бельгии и Голландии; он тоже был в России, в Петербурге.

Этот необычный выбор профессии, мужество укротителя львов перед лицом серьезной и постоянной опасности и власть человека над царем зверей, безусловно, волновали.

Позднее Горький писал о книгах, которые он поглощал в то время: «Есть люди, которые умеют жить так увлекательно и величественно, как никто не умеет жить».

Когда Горький познакомился с цирковой жизнью не понаслышке, он стал ценить и другие ее качества, главным образом сильное чувство товарищества и взаимной ответственности, существовавшее между артистами цирка. Он вспомнил слова циркового акробата: «Слава богу, мы, циркачи, счастливо живем вместе! Наша работа настолько опасна, что мы должны беречь друг друга».

Вспоминая свои детские впечатления от цирка, Горький отмечал, что артисты цирка не похожи на обычных людей ни внешне, ни поведением.

В «Встряске» Горький писал о мальчике по имени Миша, который был очень недоволен, увидев после спектакля блестящего клоуна, одетого в обычный костюм, ибо это превратило его в обычного человека.

В «Герое» (1915) он писал: «Когда жизнь непривлекательна и грязна, как старые захламленные развалины, надо очистить и украсить ее средствами своей души и своей воли, силой своего воображения. и украсить его сияющей оболочкой юношеского романтизма».

Таким образом писатель подчеркивал собственное романтическое отношение к превратностям жизни. Это характерно и для его отношения к цирку и его людям в детстве и юности.

В начале своей литературной карьеры Максим Горький работал в «

Самарских ведомостях», , «Нижегородский листок», и «Одесские новости». В своих статьях он часто поднимал вопрос о народных забавах и особенно о цирке, представлениях и публичных кулачных боях.

Говоря о цирке как о необходимом и истинном виде искусства, Горький осуждал все грубое и неэстетичное, порицая трудные и опасные действия, призванные разжечь пресытившиеся аппетиты буржуазной публики.

Горький протестовал против «самой грубой чепухи» цирка, когда артисты разбивали друг другу камни колотушками, глотали зонтики и шпаги или жгли смолу, ели галоши и ходили босиком по гвоздям. В другой статье он с негодованием написал о юбилярах, клоунах и борцах, таких как Абс, Мур, Фосс и другие.

«Все эти «всемирно известные», «непобедимые» и невероятно глупые борцы — тоже лилипуты, у всех у них крошечные головы на массивных телах, глаза у них тусклые, выражение лица деревянное. осознайте, что все эти гиганты и лилипуты, клоуны, фокусники и трехногие уроды не являются ни редкостью, ни результатом творческого искусства. Они — жертвы, искусственно взращенные и специально предназначенные для публики».

Горький сохранил это непреклонное отношение ко всем видам развлечений, пробуждающих самые низменные инстинкты человека.

Он вернулся к этой теме в одной из своих путевых статей «В королевстве скуки?» один из серии под названием В Америке (1906). Он с гневом писал о популярных развлечениях Кони-Айленда, которые также включали цирк, «матч» между укротителем львов и его животными и т. Д.

Учитывая большую популярность цирка как вида искусства, Горький писал в своих статьях 90-х годов о превращении цирка в «разумную», «воспитательную» форму развлечения. В это время он был очень увлечен идеей создания народного театра. Общеизвестно, что в 189 г.7 Горький организовал в деревне Мануйловке сельский театр с труппой, набранной из числа местных крестьян. Сам писатель принял участие и как актер, и как продюсер. В 1903 году в Нижнем Новгороде был открыт народный театр, во многом благодаря активному интересу Горького.

Горький был ярым пропагандистом среди театральных деятелей идеи создания народного театра, рассказывает нам актер Н. И. Скобольщиков-Самарин, организатор театральной артели в Нижнем Новгороде. Он потерпел ряд неудач, но после разговора с Горьким организовал серию популярных шоу в Астрахани.

взгляды Горького на народный театр, его заметки о значении культурно-просветительских мероприятий, были тесно связаны с политикой коммунистической партии в вопросах культурного воспитания масс еще до Октябрьской революции.

Легальные партийные газеты — «Звезда» (1910—1912) и «Правда» (1912—1914) регулярно публиковали статьи на литературно-художественные темы и ставили вопрос о воспитательном значении народных развлечений.

Иван Филатов, известный дрессировщик, умерший в 1956 г., вспоминал, что в сезоне 1903-1904 гг. Горький был частым гостем на его выставке в Москве, где в течение двенадцати лет находился близкий друг Горького А. Орлов, хорошо -известная поволжская народная певица, работала с Филатовым. «Однажды, — вспоминал Филатов. «Когда мы разговаривали, Горький сказал: «Я люблю эту популярную форму развлечения до безумия». »

Пьеса Горького « На дне » была представлена ​​в ярмарочном балагане Филатова вместо привычной цирковой пантомимы. Специально для этого представления Горький вырезал пьесу, оставив только самые важные сцены, и отредактировал ее вместе со своим другом Орловым. Филатов сыграл Барона.

Спектакль имел большой успех, и все первые ряды были раскуплены «чистой» публикой. Филатов вспоминал, что эти спектакли всегда нравились Горькому.

Одной из характерных черт русского цирка была его сатирическая природа. Горький очень восхищался политическим сатириком Анатолием Дуровым, замечательным представителем русской школы клоунады и дрессировки животных, ценил общественное содержание и значение дуровских выступлений и личную дружбу с клоуном.

Горький также интересовался комиками и цирковыми клоунами, а после выступления любил обменяться мнениями с друзьями.

В воспоминаниях Горького мы находим следующее наблюдение: В. И. Ленин «охотно и заразительно смеялся, глядя на клоунов и комиков» в Мюзик-холле в Лондоне; как интересно было услышать от него отзыв об этой форме комедии как об особом виде циркового искусства: «Есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, изменить немного и показать нелогичность обыденности.

Это очень сложно, но интересно!»

В. И. Ленин считал сущностью цирковой комедии ее сатиру на быт, ее скептическое отношение к буржуазной действительности.

Сценарий The Hard-Worker Wordflow (1920), написанный ибо Театр народной комедии был результатом стремления Горького с помощью искусства и сатиры цирка нанести сокрушительный удар по недостаткам, которые еще стояли на пути установления нового образа жизни в социалистическом обществе. В труппе театра были как артисты цирка, так и актеры, а клоунада и акробатика обычно были частью постановок. Нередко главные роли отводились таким известным цирковым артистам, как Г. Дельвари, клоун и акробат, или Александров-Серж, наездник и воздушный гимнаст.

Горький познакомился со многими артистами цирка еще до того, как спектакль был поставлен в постановку.

Трудяга Wordflow — одноактная пьеса, названная в честь главного героя, мелкого чиновника и ленивого бездельника, вооруженного полным арсеналом сверхреволюционных слов и фраз.

После одной из репетиций по сценарию, предоставленному Горьким, актеры были приглашены к нему домой, и в последовавшей дискуссии писатель вновь подчеркнул тему: «Важны дела, а не слова».

Известный писатель П. Павленко в своих воспоминаниях вспоминает об увлечении Горького цирком. «Посетив однажды Московский цирк, он был недоволен какой-то «водной пантомимой» и тут же собрал группу литераторов для написания «рецензии». Некоторые пытались его отговорить. Ведь какое сочетание: Горький и цирк! Им это казалось и мелочью, и забавой. Но для него не было таких вещей, как большие и малые темы, как достойные и недостойные жанры».

Горькому была известна многоликость циркового искусства. Он чувствовал, что его главными достоинствами были мужество, мастерство и физическая красота исполнителей. Это он считал результатом напряженной физической подготовки, столь необходимой для гармоничного развития личности, человека, живущего своим трудом, и создания великих культурных ценностей.


Ленин: 26. МАКСИМУ ГОРЬКОМУ

Ленин: 26. МАКСИМУ ГОРЬКОМУ
1913
26

Кому:   МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Написано: Написано до 8 января 1913 г.
Опубликовано: Впервые опубликовано в 1925 году в Ленинском сборнике № III № . Отправлено из Кракова на Капри. Печатается с оригинала.
Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», [1976], Москва, Том 35, страницы 69–72.
Перевод: Эндрю Ротштейн
Транскрипция\Разметка: Р. Симбала
Общественное достояние: Интернет-архив Ленина. Вы можете свободно копировать, распространять, отображать и выполнять эту работу, а также производить производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет Архив» в качестве источника. • ПРОЧТИ МЕНЯ


Уважаемый А. М.,

Вас тоже с Новым годом! желаю тебе всего всего наилучшего, а главное здоровья! У нас есть Малиновского, [1] Петровский и Бадаев сейчас гостит у нас. Вчера я получил ваше письмо и прочитал его им. Они все были необыкновенно довольны. Малиновский хотел посетить вас, но, вероятно, расстояние будет преградой. Ах, если бы вы могли быть ближе к нам… Если бы ваше здоровье разрешено, можно было перевести в местное галицкое здравоохранение таких курортах, как Закопане, найдите здоровое местечко в горы, на два дня ближе к России; мы могли бы получить больше частые визиты рабочих, вновь организовать рабочие школа [2] : границу пересечь не сложно, цена проезда из Петербурга 12 рублей, контакты с возможны и рабочие Москвы и Юга… Я действительно мечтал в связи с М. Ф. путешествие… Это была замечательная ее идея, право чудесно. Обязательно напишите мне, когда будет возможность, удалось ли ей получить свои юридические документы ( возможно, у нее все получится). Также дайте мне знать, как Малиновский может найти ее в Петербурге или в Москве. Через Тихонова? Если мы не сможем найти немного денег для расширения и укрепления Правда , оно погибнет. Дефицит сейчас составляет 50–60 рублей в день. Мы необходимо увеличить тираж, снизить издержки, расширить бумага. Мы продержались 200 номеров — рекорд. После всего, мы влияем от двадцати до тридцати тысяч рабочих… систематически в марксистском духе: это что-то действительно большой, и нам было бы чертовски жаль, если бы газета ушел под. Обсуждаем с депутатами, от каждого точки зрения и всячески, как получить Правда из своих трудностей, но опасаюсь, что без финансовой помощи извне у нас не получится.

Малиновский, Петровский и Бадаев шлют вам тепло привет и наилучшие пожелания. Они молодцы, особенно первое. Действительно, можно построить рабочий тусоваться с такими людьми, хотя трудности невероятно здорово. База в Кракове оказалась полезной: наш переезд в Краков полностью «окупился» (с точки зрения на причину). Депутаты подтверждают, что революционное настроение бесспорно растет среди массы рабочих. Если мы сейчас создадим хорошего пролетарского организации, без препятствий со стороны вероломных ликвидаторы — черт знает, какие победы мы можем тогда одержать когда движение снизу развивается.

То, что Вы пишете о письмах из России, замечательно интересно и характерно. Рабочие-меньшевики говорят, что Россия пережила Маркса!! И это не единственный случай. Ликвидаторы вносят такую ​​коррупцию, такой дух предательства, такого дезертирства, как трудно себе представить. И вдобавок тысячи интриг за «объединение» с их: единственный способ испортить целое дело , чтобы испортить здание партии, пережившей трудный начать, значит снова начать интриги = «единство» с ликвидаторы. Что ж, битва еще не окончена….

Я готов разделить от всего сердца вашу радость по поводу возврат группы Вперёд , если если ваше предположение обосновал, что «махизм, богостроительный [3] и все такое ерунда выброшена навсегда», как вы пишете. Если это так что если Вперёд люди это поняли или будут поймите это сейчас, тогда я горячо присоединяюсь к вашему восторгу их возвращение. Но я подчеркиваю «, если », потому что пока это пока надежда, а не факт. Помнишь, на Капри весной 1908, наша «последняя встреча» с Богдановым, Базаров и Луначарский [4] ? Ты помнишь, как я сказал, что нам придется расстаться на два или три лет, и как тогда М. Ф. в кресле яростно протестовал, зовет меня к порядку, так далее.! [5]

Оказалось, четыре с половиной, почти пять лет. И это не очень долго, для такого периода самого глубокий коллапс, как это произошло в 1908–1911 годах. Я не знаю будь то Богданов, Базаров, Вольский (полуанархист), Луначарский, Алексинский [6] являются способными к обучению из болезненный опыт 1908–1911 гг. Поняли ли они, что Марксизм серьезнее и глубже, чем им казалось, что над этим нельзя издеваться, как над Алексинским делал, или отмахивался от него как от чего-то мертвого, как другие сделал? Если они это поняли — тысяча приветствий к ним, и все личное (неизбежно приносимое остротой борьбы) будет в один миг выкинули на свалку. Но если они не поняли это, если ничему не научились, то и не держите против меня: дружба дружбой, а долг есть долг. Против попыток злоупотребления марксизмом или запутывания политики рабочей партии мы будем бороться, не жалея жизни.

я очень рад именно через правда , чего не сделал непосредственно атаковать их, что способ был найден для постепенного возвращение Вперёд чел. Очень рад. Но ради прочного сближения, теперь мы должны двигаться к это медленно и осторожно . Это то, что я написал Правда тоже. И друзья воссоединения впередовцев с нами должны направить свои усилия и на это: тщательный, испытанный возвращение впередовцев из Махизм, отзовизм, [7] богостроительство может дать большие результаты. Малейшая небрежность, любая «рецидив махистской, отзовистской и пр. болезни» и борьба разразится, разразится еще яростнее… Я не читать новую «Философию жизненного опыта» авторства Богданов, наверное, тот же старый махизм в новом платье…

У нас прекрасные связи с Сергеем Моисеевым в Париж. Мы его давно знаем и работаем все вместе. Он настоящий партийный человек и большевик. Это с такие люди, что мы строим партию, но есть чертовски мало их осталось.

Еще раз желаю тебе всего наилучшего: я должен закончить это письмо, который стал неприлично длинным. Хорошее здоровье!

Ваш,
Ленин

Н. К. передает ей горячий привет!

(Еще несколько хороших работников из России собрались здесь. Мы организуем конференция. [8] Увы, нет деньги, или мы могли бы сделать чертовски много из этого база!)

Пишу сегодня в Правда что они после запроса Тихонову, напечатать объявление о том, что Тихонов и вы заведуют литературным отделом Правда . не что так? Напишите им сами, если не напечатают.


Примечания

[1] Малиновский впоследствии был разоблачен как провокатор .

[2] Имеется в виду партийная школа в Поронине, которую Ц. К. из РСДРП планировалось организовать в 1913 г., во время Думы. летние каникулы для членов социал-демократической фракции в Дума, рабочие и партийный актив. Ленин намеревался дать важный цикл лекций по политической экономии, теории и практике социализма в России, а также на аграрном и проблемы национальностей. Трудности, такие как нехватка средств и т. д., помешали школа от организации.

[3] Махизм, или эмпириокритицизм — реакционный субъективно-идеалистический философское направление, получившее распространение в Западной Европе в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Его основателями были австрийский физик и философ Эрнст Мах и немецкий философ Рихард Авенариус. В России в годы реакции влияние махизма давал о себе знать среди части интеллигенции РСДРП, особенно интеллигентов-меньшевиков (Н. Валентинов, П. Юшкевич и другие). Некоторые литераторы среди большевиков также приняли Махистские позиции (В. Базаров, А. Богданов и др.). Хоть они утверждали, что защищают марксизм, русские махисты были пытается пересмотреть основные принципы марксистской философии. В своей книге Материализм и эмпириокритицизм Ленин вскрыл реакционную сущность махизма, защищал марксистскую философию от ревизионистские атаки и в новых исторических условиях приобретают в свое время подтолкнуло развитие диалектики и исторический материализм во всех отношениях. Поражение махизма было сокрушительный удар по идеологии меньшевизма, отзовизма и богостроительство.

Богостроительство — Религиозно-философское течение, враждебное Марксизм. Оно возникло в период реакции некоторых партийных интеллигенции, отошедшие от марксизма после поражения 1905–07 революция. Богостроители (А. В. Луначарский, В. Базаров и др.) выступали за новую «социалистическую» религию и пытались примирить марксизм с религией. Максим Горький был в свое время связанные с ними.

[4] Богданов А. = ( Малиновский А. А. ; = Максимов, Н. ) (1873–1928)— Социал-демократ, философ, социолог, экономист; по обучению, врач. После II съезда РСДРП. он присоединился большевиками и был избран членом ЦК Комитет. Состоял в редакциях большевистских газет. Вперёд и Пролетарий , = и работал редактором газеты «Большевик». газета Новая Жизнь (Новая Жизнь ). В годы реакции (1907–1907 гг.) 10) и последующее революционное возрождение возглавил отзовисты и антипартийная группа Вперед . В философии он пытался создать собственную систему «эмпирико-монизма» (разновидность субъективно-идеалистической философии), которую Ленин резко критиковал в Материализм и эмпириокритицизм . На заседании расширенного редакция газеты Пролетарий июнь 1909 Богданов был исключен из большевистской партии. После Октябрьской социалистической революции он стал одним из организаторов и руководителей Пролеткульт (Пролетарская культурная организация). С 1926 года он был директором Института переливания крови, которым он руководил. основан.

Базаров В. (настоящая фамилия Руднев В. А. ) (1874–1939)— философ и экономист, примкнул к социал-демократическому движению в 1896.

Между 1905 и 1907 г. он участвовал в ряде большевистских публикаций, отказались от большевизма в годы реакции и стал одним из главных представителей махистской ревизии Марксизм.

Луначарский А. В. (1875–1933) — профессиональный революционер, выдающийся советский государственный деятель.

Вступив в революционное движение в начале 90-х, он стал большевиком после II съезда РСДРП В годы реакции он отвернулся от марксизма, участвовал в антипартийной Вперёд группа, и позвонил за слияние религии и марксизма.

[5] Ленин посетил Капри на несколько дней по просьбе Горького в апреле. 1908 г. Во время пребывания он рассказал А. Богданову, В. Базарову и А. В. Луначарского о том, что он определенно не согласен с ними в вопросы философии.

[6] Алексинский Г. А. (1879 г. р.) — начал свою политическую карьеру в качестве социал-демократ. Отзовист и один из организаторов антипартийной Вперёд группа в годы реакции стала социал- шовинист во время мировой войны и работал на ряд буржуазных документы. 19 июля17 он сделал клеветнические обвинения против Ленина и большевиков. В апреле 1918 года он бежал из страны.

[7] Отзовизм (от рус. отозвать — вспоминать) — оппортунист направление среди большевиков, которое возглавлял А. Богданов. Под прикрытием революционных фраз отзовисты (помимо Богданова в группу входили Г. А. Алексинский, С. Вольский, А. В. Луначарский и М. Н. Лядов) потребовали отзыва Социал-демократические депутаты III Думы. Они также отказались работа в юридических организациях. заявляя, что в условиях реакция партия должна вести только нелегальную работу, отзовисты отказался от участия в Думе, профсоюзах, кооперативы или любые массовые легальные и полулегальные организации.

Разновидностью отзовизма был ультиматизм. Ультиматисты предложил, чтобы социал-демократические депутаты в Думе предъявить ультиматум с требованием беспрекословного подчинения решения ЦК партии, а в случае их отклонения это, что они должны быть отозваны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *