Некрасов что писал: Николай Алексеевич Некрасов

Содержание

Поэт и гражданин — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Портрет Н.А.Некрасова. Н.Н.Ге, 1972 год
Усадьба Грешнево, Ярославская губерния. XIX век
Редакция журнала «Современник»: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович, А.В.Дружинин, А.Н.Островский
Похороны Н.А.Некрасова. 1877 год

Николай Алексеевич Некрасов известен как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал душу русского крестьянства. Его произведения — это всеобъемлющий мир, где много любви к простому человеку, к своей родине, русской культуре и русскому языку.

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое»

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии, на Украине. Там в это время был расквартирован полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич, человек необузданного нрава и деспотического характера. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Он рос среди деревенских детей, рано услышал от своей крепостной няни старинные русские сказки и песни, чутко прислушивался к живой, богатой, образной народной речи.

В одиннадцать лет Николай вместе со своим братом поступил в ярославскую гимназию, однако особого прилежания к занятиям не проявлял. В этот период он начинает создавать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Через пять лет Николай Некрасов оставил гимназию, поскольку по многим предметам оказался не аттестованным. Ко всему прочему отец отказался платить за обучение сына. Прожив год дома, Николай задумался о том, что же делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера не привлекала.

«Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат»

В шестнадцать лет Николай, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Северная столица встретила юношу сурово. Здесь у него не было ни родных, ни покровителей, да еще и отец, узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать на военную службу, отказывает ему в помощи.

Тяжелое наступило время. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, будущий писатель находит подработки, дает уроки, пишет стихи на заказ. Нашлись знакомые, которые пытались помочь и пристроить в печать его стихотворения. Но начинающим авторам платили мало. Поэт рассказывал, что «бывали тогда такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма и прошения».

И только крепкий организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову не потерять веру в себя, свой талант и свое предназначение. Накопив достаточно средств, он издает дебютный сборник стихов и баллад «Мечты и звуки» (1840), который, к сожалению, не вызвал восторгов у читателей и потерпел неудачу. Некрасов, пытаясь уйти от позора, выкупил практически весь тираж книги и сжег. После этого он решает отойти от поэзии и заняться прозой: пишет повести и рассказы, пьесы и водевили, азбуки и сказки. И все это — ради куска хлеба и хоть какого-то заработка.

«Ах, были счастливые годы!»

В этот непростой период Некрасов знакомится с В.Г.Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние и примет самое горячее участие в судьбе молодого поэта, для начала представив его литературной элите. Под воздействием критика взгляды Некрасова приобретают стройность и цельность.

Николаю Некрасову не было и двадцати, когда началась его активная деятельность как издателя. Он оказался прекрасным организатором и мудрым руководителем и в 1846 году вместе с писателем И.И.Панаевым берет в аренду журнал «Современник», основанный А. С.Пушкиным. Издание быстро становится популярным и приобретает значительное влияние в обществе, в нем работают лучшие литераторы того времени. На страницах «Современника» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нем печатались уже известные Александр Островский и Михаил Салтыков-­Щедрин. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Федора Достоевского и Льва Толстого.

«Я лиру посвятил народу своему»

Работая в «Современнике», Николай Алексеевич выпускает и несколько сборников собственных стихотворений. Произведения «Крестьянские дети» и «Коробейники» сразу же приносят ему широкую известность. Главным образом потому, что Некрасов стал первым поэтом, который начал открыто рассказывать обществу о тяжких страданиях простого народа, писать о сложной жизни трудового крестьянства и городских низов. Он сумел войти в мир многих людей, навсегда став поэтом толпы и «певцом горестей народных».
Своими произведениями Некрасов внес в русскую литературу много нового: в стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы, а также использовать простую разговорную речь, показывая богатство русского языка.
Жемчужиной сборников тех лет стало стихотворение «Поэт и гражданин». В нем отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия — это важное общественное дело и поэт не имеет морального права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы.

«Стихи мои! Свидетели живые…»

В 1862 году вышел запрет правительства на издание журнала «Современник». И снова Некрасов не опускает руки: он берет в аренду у издателя А.А.Краевского журнал «Отечественные записки», с которым в качестве редактора сотрудничал и до этого. С этим изданием будут связаны последние десять лет жизни писателя. В это время он создает эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876), поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1871–1872), а также некоторые сатирические произведения, вершиной которых становится поэма «Современники» (1875).

В мучительные годы перед смертью, когда у поэта уже обнаружили рак кишечника, Некрасов пишет «Последние песни» — цикл стихотворений, который он посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне. Писатель умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. На его похоронах собралось огромное количество народа, проститься с поэтом пришли многие известные люди того времени. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии — сразу после Пушкина и Лермонтова. Толпа запротестовала и прервала его криками: «Да выше, выше Пушкина!».

Е.В.Малиновская

Наше почти всё: что сделал Некрасов

Статьи

Кирилл Зубков

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Николая Некрасова. Некрасов в первую очередь — поэт, изменивший развитие русского стиха, обновивший звучание русской поэзии, сделавший её социальной. Но Некрасов сделал для русской литературы гораздо больше: на протяжении нескольких десятилетий он оставался в центре литературного процесса, наполняя новой жизнью старые журналы, открывая будущих классиков, создавая профессию литератора.

Обо всём этом по просьбе «Полки» рассказывает Кирилл Зубков.

Николай Некрасов. Середина 1860-х годов. Фотография Сергея Левицкого

В стихах Некрасова писательская работа обычно предстаёт не счастливым и свободным творчеством, а изнурительным — и в то же время желанным — трудом:

Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал! 

Поэт не лукавил: он постоянно работал для литературы, причём в самых разных ролях. Во многие области литературы он внёс революционный вклад — без Некрасова русская словесность была бы совсем другой.

Литературная газета. 1841 годНиколай Некрасов. 1856 год. Фотография Сергея Левицкого
Некрасов-газетчик

В начале 1840-х Некрасов жил в Петербурге. Источников дохода у него практически не было: небогатая семья не могла его поддерживать. Зарабатывать на жизнь приходилось, помимо прочего, литературой. Некрасов регулярно печатался на страницах «Литературной газеты», которую в тот период издавал Фёдор Кони, популярный драматург и журналист, отец знаменитого юриста. На страницах «Литературной газеты» печатались и юмористические стихи, и отзывы о книгах, и заметки о театре, и драматические сочинения Некрасова. Позже Некрасов будет часто обыгрывать характерную манеру газетного фельетониста в своих стихах, таких как цикл «О погоде»: непринуждённо болтая с читателем, герой заводит речь то о погоде, то о смешных происшествиях, то о совершенно жутких сторонах жизни современного города.

Александринский театр. 1840-е годы. Литография Адольфа Беземана
Некрасов-драматург

В начале карьеры Некрасов был довольно успешным драматургом. Сцена столичного театра требовала огромного количества новых произведений: публика привыкла к постоянным премьерам. Трудно себе представить, чтобы весь репертуар в таких условиях состоял из шедевров, а кроме того, театр подвергался строгой цензуре: до 1865 года репертуар контролировало Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. Молодой Некрасов, нуждавшийся в деньгах, сочинял водевили, с успехом шедшие на сцене Александринского театра. Скажем, «Актёр» периодически шёл на столичной сцене с 1841 по 1863 год — правда, под псевдонимом. Как сочинялись эти произведения, показывает пример водевиля «Шила в мешке не утаишь — девушки под замком не удержишь», переделанного из драматической повести Василия Нарежного «Невеста под замком». Некрасов писал его на квартире, где жили артисты Александр Алексеев и Николай Куликов (последний и сам был автором множества пьес, а также режиссёром). Впоследствии поэт не без иронии вспоминал об этом эпизоде: «Первый акт только сочинил я… а второй выкрал почти целиком из Нарежного, и этот акт и имел особенный успех».

Физиология Петербурга. Издательство книгопродавца А. Иванова, 1845 годПетербургский сборник, изданный Николаем Некрасовым. Типография Эдуарда Праца, 1846 год
Некрасов-издатель 

Период 1820‒30-х годов уже современники назвали «альманашным». Позже, с появлением толстых литературных журналов, альманахи стали отступать на второй план. Однако процесс этот был далеко не мгновенным: ещё в 1840-е сборники приносили издателям известность и финансовый успех. Во многом они помогли и Некрасову. Среди самых известных его изданий — «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Название первого издания указывает на установку составителей: они стремились с медицинской точностью представить общественную жизнь современного большого города. Центральным жанром сборника был так называемый физиологический очерк: к нему относятся, например, «Петербургский дворник» Владимира Даля, «Петербургские шарманщики» Дмитрия Григоровича. К этому же жанру можно отнести и «Петербургские углы» самого Некрасова, отразившие тяжёлый опыт бедности. «Петербургский сборник» во многом продолжал принципы «Физиологии Петербурга»: большинство вошедших в него произведений посвящено жизни столичной бедноты.

Сборники Некрасова стали ярчайшим проявлением так называемой натуральной школы в русской литературе. Очень многие крупные русские писатели середины XIX века, включая Некрасова, прошли через опыт натуральной школы, который сыграл важную роль в их становлении. Впрочем, уже на страницах некрасовских сборников заметно, что некоторые авторы пытаются преодолеть влияние натуральной школы изнутри. Пожалуй, в первую очередь здесь нужно назвать роман «Бедные люди» — литературный дебют Фёдора Достоевского, появившийся именно на страницах некрасовского сборника. Следом за Некрасовым свой альманах под эффектным названием «Левиафан» попытался собрать Белинский. Издание это, впрочем, не удастся осуществить, а его материалы окажутся использованы в следующем проекте Некрасова — журнале «Современник».

Журнал «Современник», издаваемый Николаем Некрасовым. Типография Карла Вульфа, 1863 год
Некрасов-редактор 

В конце 1846 года Некрасов выкупил у Петра Плетнёва право на издание журнала «Современник», основанного ещё Пушкиным: открывать новые журналы в это время было запрещено императорским указом. Совладельцами «Современника» стали плодовитый литератор Иван Панаев (он дал основную часть денег, потребовавшихся на покупку) и профессор и критик Александр Никитенко (служа в цензуре, он заранее прочитывал готовившиеся к публикации произведения и сообщал редакции, что могут запретить его коллеги). Впрочем, Никитенко быстро покинул журнал. Основная доля журнальной работы — переговоры с авторами, отбор и правка рукописей, непосредственное взаимодействие с цензурой — пришлась на долю Некрасова. Позже часть обязанностей примет на себя Николай Чернышевский, а после смерти Панаева — Михаил Салтыков-Щедрин. 

В 1866 году террорист Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Это стало поводом к сворачиванию либерального курса правительства, а «Современник» был закрыт, несмотря на усилия Некрасова сохранить журнал. Впоследствии Некрасов неформально возглавил другой журнал — «Отечественные записки» (официальным издателем остался успешный журналист Андрей Краевский). «Отечественные записки» тоже будут закрыты цензурой, но до этого Некрасов не доживёт. 

Журналы Некрасова — в числе самых влиятельных в истории русской литературы. В них были напечатаны «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, больше половины «Записок охотника», «Рудин» и «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, множество Островского, «Что делать?» Чернышевского и многие другие произведения, без которых невозможно вообразить русскую литературу XIX века, а ещё — критические статьи, вызывавшие горячие споры: одно время редакцию «Современника» вполне можно было назвать властителями дум.  

Редакция журнала «Современник». Авдотья Панаева, Николай Некрасов, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Иван Панаев. Рисунок Олега Дмитриева. 1946 год
Некрасов-капиталист 

Хотя «Современник» стал довольно популярным журналом, это не прибавило популярности самому Некрасову. Многие современники воспринимали его как «литературного эксплуататора», разбогатевшего за счёт печатающихся в его журнале авторов. На это повлияло сразу несколько инцидентов, среди которых, в частности, отказ Некрасова сделать Белинского совладельцем издания, несмотря на популярность и влиятельность критика, или более позднее «обязательное соглашение», по которому несколько известных писателей должны были печатать свои новые произведения только в «Современнике». Репутацию литературного капиталиста укрепил и образ жизни Некрасова: редакция журнала находилась в большой квартире в центре Петербурга, посетитель мог оставить визитную карточку на подносе, который держало в лапах чучело застреленного хозяином медведя, а сам хозяин часто играл в карты на очень внушительные суммы. История литературы лишь недавно развеяла эту репутацию благодаря трудам Михаила Макеева, убедительно показавшего, что «Современник» издавался в убыток: Некрасов постоянно вкладывал в журнал больше денег, чем получал назад. О деньгах Некрасов очень много писал в стихах, причём иногда в совершенно неожиданных контекстах, — например, противопоставляя их неумным и вредным книгам:

Читать маранье праздных дур
И дураков мы недосужны.
Не нужно нам плохих брошюр,
Нам нужен хлеб, нам деньги нужны!

Николай Успенский

Николай Добролюбов

Николай Чернышевский

Иван Тургенев

Некрасов-оппозиционер 

Невзирая на барские привычки Некрасова, когда в редакции «Современника» возник конфликт радикально настроенных разночинцев (таких как Чернышевский и Добролюбов) и более умеренных либерально настроенных дворян (таких как Тургенев и Дружинин), Некрасов уверенно встал на сторону первых. Положение Некрасова можно вообразить, если представить себе, что в журнале сотрудничают одновременно тургеневские Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Выбор редактора стоил журналу нескольких известных сотрудников, а самому Некрасову — хороших отношений с тем же Тургеневым, однако своей позиции Некрасов не изменил. В 1861 году Добролюбов умрёт от чахотки, а в следующем году Чернышевский будет арестован и позднее осуждён по политическому обвинению (по всей видимости, сфабрикованному). Несмотря на это, Некрасов будет продолжать печатать «нигилистов». Многие его стихотворения, такие как «Песня Ерёмушке», будут положены на музыку и станут популярными в революционных кругах песнями.

Несмотря на политические симпатии Некрасова к нигилистам, и с ними он порой конфликтовал. Так, писатель Николай Успенский (видимо, один из прототипов тургеневского Базарова) счёл себя ограбленным, когда Некрасов напечатал его сочинения бо́льшим тиражом, чем они уговорились, не увеличив гонорара. К тому времени Успенский сам задолжал Некрасову внушительную сумму, но ещё много лет продолжал обвинять своего издателя в стремлении обирать бедных литераторов — а в своих воспоминаниях утверждал, будто Некрасов, услышав претензии по поводу тиража, чуть не застрелил его прямо в редакции.

Генерал Михаил Муравьёв

Ещё более серьёзным ударом по некрасовской репутации вольнодумца стала история с так называемой муравьёвской одой — очевидно конъюнктурным стихотворением, посвящённым Михаилу Муравьёву, генералу, подавившему Польское восстание. Текст этого произведения не сохранился (стихотворение «Бокал заздравный поднимая…», которое часто публикуется под именем Некрасова, в действительности принадлежит А. И. Никотину). Некрасов, публично прочитав эту оду, по всей видимости, хотел защитить «Современник» от правительственных репрессий (Муравьёв был главой комиссии, расследовавшей покушение Каракозова), но это ему не удалось: Муравьёв в искренность поэта не поверил, а вот единомышленники Некрасова резко осудили его. Об этом Некрасов писал:

Ликует враг, молчит в недоуменьи
Вчерашний друг, качая головой,
<…>
Зато кричат безличные: «Ликуем!»,
Спеша в объятья к новому рабу
И пригвождая жирным поцелуем
Несчастного к позорному столбу.

Фёдор Тютчев. 1856 год. Фотография Сергея Левицкого
Некрасов-критик 

Ни один журнал середины XIX века не мог обойтись без отдела литературной критики. Некрасов предпочитал, чтобы ею занимались другие авторы, такие как Белинский, после его смерти — Панаев и Дружинин, ещё позже — Чернышевский и Добролюбов. Однако в первой половине 1850-х Некрасов и сам выступал на страницах «Современника» с критическими статьями. Не всегда можно однозначно установить, кто был автором той или иной статьи, однако некоторые публикации несомненно принадлежат Некрасову. Среди них — одна из частей коллективного цикла статей «Русские второстепенные поэты», посвящённая Фёдору Тютчеву. На тот момент Тютчев не пользовался широкой известностью. Переиздав несколько его стихотворений, печатавшихся в «Современнике» ещё при Пушкине, Некрасов подчеркнул, что Тютчев заслуживает намного более серьёзного внимания. Вопреки названию цикла, Некрасов пишет, что значение Тютчева в русской поэзии далеко не было второстепенным. По сути, некрасовская статья закладывает основание для тютчевской литературной репутации:

…Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства. Мы уверены, что если б г. Ф. Т. писал более, талант его доставил бы ему одно из почётнейших мест в русской поэзии.

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях. Конечно, самый трудный род поэтических произведений — это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами. Уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина, — дело величайшей трудности. Г. Ф. Т. в совершенстве владеет этим искусством.

Авдотья Панаева

Николай Некрасов. Три страны света. Мордовское книжное издательство, 1959 год

Николай Некрасов. Мёртвое озеро. Таткнигоиздат, 1957 год

Некрасов-романист 

Конец 1840-х и начало 1850-х годов было очень тяжёлым временем для русской журналистики: причиной были всеобщий страх, охвативший правительство и общество после европейских революций 1848 года, и вызванное этим страхом ужесточение цензуры. Столкнувшись с катастрофической нехваткой материалов, редакция должна была где-то искать прозу для журнала. Именно поэтому Некрасов совместно с Авдотьей Панаевой Авдотья Яковлевна Панаева (девичья фамилия — Брянская; 1820–1893) — русская писательница и одна из первых российских феминисток. В 1837 году она выходит замуж за журналиста Ивана Панаева, потом влюбляется в его друга Николая Некрасова и живёт с ним в гражданском браке почти двадцать лет. Разойдясь с Некрасовым, выходит замуж ещё раз.

Её мемуары содержат много ценных сведений об общественной и литературной жизни середины XIX века. ⁠ создают романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро». Панаева пишет об этом так:

Некрасову пришла мысль написать роман во французском вкусе, в сотрудничестве со мной и с Григоровичем. Мы долго не могли придумать сюжета. Некрасов предложил, чтобы каждый из трёх написал по главе, и чья глава будет лучше для завязки романа, то разработать сюжет, разделив главы по вкусу каждого. Я написала первую главу о подкинутом младенце, находя, что его можно сделать героем романа, описав разные его похождения в жизни. Григорович принёс две странички описания природы, а Некрасов ничего не написал. Моя первая глава и послужила завязкой романа; мы стали придумывать сюжет уже вдвоём, потому что Григорович положительно не мог ничего придумать. Когда было написано несколько глав, то Некрасов сдал их в типографию набирать для октябрьской книжки «Современника», хотя мы не знали, что будет далее в нашем романе; но так как писалось легко, то и не боялись за продолжение.

Некрасов дал название роману «Три страны света», решив, что герой романа будет странствовать. Цензор потребовал, чтобы ему представили весь роман, не соглашаясь иначе пропустить первые главы. Некрасов объяснил, что роман ещё не весь написан. Цензор донёс об этом в главный цензурный комитет, который потребовал от авторов письменного удостоверения, что продолжение романа будет нравственное. Я ответила, что в романе «Три страны света» — «порок будет наказан, а добродетель восторжествует», Некрасов подтвердил своею подписью то же самое, и тогда главное цензурное управление разрешило напечатать начало романа.

Что даже сами авторы не знали продолжения своих произведений, из романов очень заметно. Тем не менее некоторые их фрагменты критика оценивала высоко, особенно изображение жизни актёров из «Трёх стран света» (в нём, возможно, отразились воспоминания Панаевой, которая происходила из актёрской семьи, и некрасовский опыт работы для театра). Ещё раньше Некрасов пытался написать роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», однако это произведение осталось незавершённым.

Некоторые его фрагменты Некрасов опубликовал как отдельные прозаические произведения; черновая рукопись романа будет напечатана уже в XX веке.

Николай Кошелев. Офеня-коробейник. 1865 год. Государственная Третьяковская галерея
Некрасов-просветитель

Журналы и альманахи оставались чтением для образованного и состоятельного читателя, который мог позволить себе подписку на такие издания и был способен их оценить. За пределами аудитории этих изданий оставалась подавляющая масса населения Российской империи. Некрасова беспокоило нежелание «народа» знакомиться с серьёзной литературой:

Эх! эх! Придёт ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесёт?

Некрасов не только писал печальные стихи об этой ситуации, но и пытался на неё повлиять. В 1860-е годы (примерно тогда же, когда Лев Толстой решил учить крестьянских детей в яснополянской школе) Некрасов начал издавать серию так называемых красных книжек — очень дешёвых изданий, рассчитанных на простонародного читателя. Распространять их Некрасов хотел с помощью офеней — бродячих разносчиков. Интересно, что поэт перепечатал в этом издании своих «Коробейников» — поэму, где эти разносчики оказываются главными героями и вызывают у читателей сочувствие.

Николай Некрасов. Последние песни. Стихотворения. Типография А. А. Краевского, 1877 годИван Крамской. Портерт Николая Некрасова. 1877 год. Государственная Третьяковская галерея
Некрасов — поэт-новатор

Значение поэзии Некрасова со временем менялось. Корней Чуковский в статье «Некрасов и модернисты» заметил, что очень многие современники поэта ценили его стихи прежде всего за выраженную в них политическую позицию, низко оценивая их литературное качество. Напротив, поэты начала XX века, по словам Чуковского, оценили именно эстетические достоинства некрасовского письма. О поэзии Некрасова очень высоко отзывались, например, Валерий Брюсов и Александр Блок. Интересно, что первые русские переводчики Шарля Бодлера воспринимали автора «Цветов зла» сквозь призму некрасовской поэзии. Вот, например, как выглядел один из первых переводов Бодлера на русский язык (сделанный Николаем Курочкиным):

Смолкает бестолочь назойливого дня,
Нахальной жизни гам беззвучнее и тише…
Потёмки — солнца свет угасший заменя,
Одели трауром навес небесной крыши…
Ночь сходит медленно в красе своей немой,
Во всём величии своём оцепенелом,
Чтобы бедняк забыл на время голод свой,
И стыд забыли те, чьей жизни — стыд уделом!

В 1920-е исследователи-формалисты Юрий Тынянов и Борис Эйхенбаум, отчасти отталкиваясь от опыта современной им поэзии, покажут, что «непоэтичность» Некрасова — это, по сути, открытие новых путей в литературе. Разумеется, говорить о поэтике Некрасова можно долго. Чтобы показать его новаторство на фоне поэтической продукции его времени, ограничимся известным стихотворением «Утро», которое во многом предскажет описания города в поэзии начала XX столетия:

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил с собой…

При подготовке использованы Полное собрание сочинений и писем Некрасова в 15 томах, «Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова» в 3 томах и книга М. С. Макеева «Николай Некрасов» (2017).

Другие Статьи

Большой курс о том, как появилась и развивалась русская поэзия — с самого начала до современности

«Сказка о золотом петушке», «Четвёртая проза» и «Колымские рассказы»: Александр Бренер — о главном для себя чтении на русском языке

Александр Долинин анализирует историю пушкинского шедевра

Николай Владимирович Некрасов — Wiki

Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостного права и исследовал духовный мир русского крестьянства . Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

«Все то, что, опутав мою жизнь с детства, пало на меня непреодолимым проклятием…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, он был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью помещика из Херсонской губернии. Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым в то время военным, поэтому молодые люди поженились в 1817 году без их благословения.

Однако семейная жизнь пары не сложилась счастливо: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к своей мягкой и застенчивой жене, которую он называл «затворницей». Тяжёлая атмосфера, царившая в семье, повлияла на творчество Некрасова: в его произведениях часто появлялись метафорические образы родителей. Федор Достоевский говорил: «Это было сердце ранено в самом начале жизни; и эта незаживающая рана была началом и источником всей его страстной, страдающей поэзии на всю оставшуюся жизнь.

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца — селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья переехала после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно тесные отношения у мальчика были с матерью: она была его лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом поместье были очень запущенными, дело доходило даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности пристава. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику довелось видеть картины, не предназначенные для детского глаза: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горе и нищета. В собственных стихах Некрасов так вспоминал первые годы своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Нет воспоминаний, приятных душе;

Но всё, что, опутав мою жизнь с детства,

На меня пало проклятие непреодолимое —

Всё началось здесь, на родине моей! . .

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились — в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург, где, по желанию отца он должен был поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего друга по гимназии познакомился с несколькими учениками, после чего понял, что образование интересует его больше, чем военное дело. Несмотря на требования отца и угрозы оставить его без материального обеспечения, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, но провалил их, после чего стал вольнослушателем на филологическом факультете.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без материальной помощи. Все свободное от учебы время Некрасов проводил в поисках работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог за нее заплатить и оказался на улице, а потом попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка — писал прошения и жалобы за небольшую плату.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап крайней нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь сочинением стихов и сказок, появившихся впоследствии в виде лубков, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном приложении к Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского Театр под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году на средства собственных сбережений Некрасов издал свой первый сборник стихов «Сны и звуки», состоящий из романтических баллад, в которых прослеживается влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими только два стихотворения, тогда как остальные рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это следующим образом: «Потом ты напишешь лучше, и тебе будет стыдно за эти стихи». Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Сны и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой весьма благосклонно отзывался о начинающем поэте, а Виссарион Белинский называл его стихи «идущими из души». Сам Некрасов был расстроен своим первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и романы он писал в реалистической манере: в основе сюжетов лежали события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а некоторые персонажи имели прототипы в реальности. Позже Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: им были созданы водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Вася», повесть «Макар Осипович Рандом» и другие произведения.

Издательская деятельность Некрасова: Современник и Свисток

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были изданы альманахи «Физиология Петербурга», «Статьи в поэзии без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенный успех: в нем впервые был опубликован роман Достоевского «Бедные люди». .

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым арендовал у издателя Петра Плетнева журнал «Современник».

Молодые авторы, ранее печатавшиеся в основном в «Отечественных записках», охотно перешли на издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных сотрудников. Его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи публиковались на страницах «Современника».

Период с 1848 по 1855 год был тяжелым временем для русской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Для восполнения пробелов, возникших в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов стал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые он написал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей. Панаева (пряталась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но «Современник» столкнулся с новой проблемой: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либеральной знати выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов вместе с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические романы и рассказы, сатирические стихи, брошюры и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» публиковали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Приложение было впервые опубликовано в январе 1859 г., а последний его номер вышел в апреле 1863 г., через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, сам журнал «Современник» был закрыт.

«Кому на Руси жить хорошо»: последнее крупное произведение Некрасова

После закрытия «Современника» Некрасов начал издавать журнал «Домашние записки», который арендовал у издателя Андрея Краевского. В это же время поэт работал над одним из самых грандиозных своих произведений — крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо».0003

Идея поэмы пришла к Некрасову еще в конце 1850-х годов, но первую часть он написал уже после отмены крепостного права, около 1863 года. В основу произведения легли не только литературные опыты предшественников поэта, но и собственные впечатления и воспоминания. По замыслу автора, поэма должна была стать своеобразным эпосом, демонстрирующим жизнь русского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно использовал для ее написания не «высокий штиль», а простой разговорный язык, близкий к народным песням и легендам, изобилующий просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но и в этот период он не успел полностью реализовать задуманное: ему помешала тяжелая болезнь, которая приковала писателя к постели. Изначально произведение должно было состоять из семи-восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кто на Руси живет счастливо, вольно», пролегал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояло встретиться с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что закончить произведение он не успеет, поэтому четвертую часть рассказа — «Пир на весь мир» — свел к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы всего три фрагмента поэмы — первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последнее дитя» и «Крестьянка». «Пир для всего мира» был опубликован всего через три года после смерти автора, да и то со значительными цензурными сокращениями.

Некрасов умер 8 января 1878 г. (27 декабря 1877 г. по старому стилю). Проститься с ним пришли несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя из дома на Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге. Это был первый случай, когда русский писатель был удостоен национальных наград.

СовЛит.нет — Маяковский и Некрасов


Представляет:

по
Корней Чуковский

(1952)


Отрывок из работы Корнея Чуковского 1952 года Мастерство Некрасова , дающий анализ тематического и стилистического сходства в поэзии Николая Некрасова и Владимира Маяковского.
Весь свой могучий талант Некрасов отдал служению современности. «Современность» было одним из его любимых слов. Подавляющее большинство его стихов были актуальными реакциями на животрепещущие вопросы того времени.

В этом плане интересно сравнить Некрасова с поэтом нашей эпохи Владимиром Маяковским, который, как и Некрасов, отдавал всю свою «звучную силу» служению современности. Это одно из важнейших звеньев, объединяющих критический реализм Некрасова с соцреализмом Маяковского.

Неустанная забота Маяковского о будущем сближает его со своим великим предшественником XIX века. Не было у Некрасова другого наследника, который с такой страстью, с таким жадным любопытством смотрел из настоящего в будущее. Однако для «крестьянского демократа» 60-х годов лишь очень отдаленное будущее могло предстать в розовом свете, тогда как ближайшее будущее маячило перед его воображением самыми мрачными и мучительными образами («Бедное дитя мое! !» «Судьба уготовила ему. .. чахотку, изгнание мрачное»). Для Маяковского, поэта советской эпохи, это была непререкаемая, совершенно неопровержимая уверенность, что ближайший советский завтрашний день будет богат радостями, доселе неведомыми человеку.

Слава я пою
На мою землю
как есть
Но слава тройная—   
На мою землю, какой она будет.
Его стихотворение Хорошо! Число по некоторым причинам называют пророческим. Тот же эпитет можно применить и к большинству других его стихов. В каждом случае он воинственно тянулся к будущему, и «товарищи последующих поколений» незримо присутствовали почти во всем, что он писал.

«Как живое к живому» — так обращался Маяковский к сменившим его поколениям, и если бы не эта органическая связь с потомством, он никогда не стал бы любимым поэтом советского народа, который, начиная с Первые дни октября заразили его высоким энтузиазмом своей борьбы за будущее, ибо это были первые люди в мире, которые сделали постоянную мысль о счастье своих близких и дальних потомков руководящим принципом всех своих трудов и стремлений.

. На долю Маяковского выпало выражать свой общенародный, советский энтузиазм.

Но даже помнив об этом, мы не должны забывать, что в те далекие годы, в сороковые и пятидесятые годы прошлого века, когда правительство Николая I считало подрывной самую мысль о всяком грядущем преобразовании жизни, когда господствующие классы, преследуя все новое, задавшись целью учить народ тому, что все запланировано на будущее тысячелетие и останется неизменным до Конца Света, явился народный трибун, одаренный живым чувством будущего, неутомимый в взращивании это чувство у его читателей. Это чувство он впитал от настроений расстроенных крестьян, которые только начинали пробуждаться к своим чувствам. революционная борьба.

Маяковскому повезло больше, чем Некрасову: его вера в радостное завтра была обусловлена ​​всеми качествами и достижениями нового строя, тогда как вера Некрасова основывалась исключительно на его надежде на чудотворные силы народа. Он постоянно сознавал эти силы, и именно они создают образ России:

. ..В ее широкой груди
Там колодцы живые и незапятнанные наводнения—
Неиспользованная сила народа….
… Он уверенно пророчил ту самую эпоху, которую Маяковскому посчастливилось лицезреть в своей жизни.

Общие черты поэзии Маяковского и Некрасова не остались незамеченными критикой. Виктор Перцов, например, в своей монографии

Маяковский: жизнь и творчество, подчеркивает гармонию между строками из Облако в штанах :

Вперед!
Будем перекрашивать по понедельникам и вторникам
С нашими кровными праздниками!
и знаменитые стихи Поэт и Гражданин :
Вперед, к оружию за страну, слава,
За все, что тебе дорого, почитай как добро.
Вперед, чтобы оплатить последний долг чести,
Вы не умрете напрасно; дело будет процветать
Чьи корни взлелеяны струящейся кровью….
Перцов пишет, что стихотворение Маяковского имеет родовое сходство со стихотворением Некрасова, поскольку оно является «прямым обращением к гонимым и обездоленным» и своей верностью «идеям и гражданским традициям великой русской литературы».

Действительно, обоим поэтам свойственно сильное гражданское чувство. Маяковский, как и Некрасов, был полностью поглощен современными событиями. Как и Некрасов, его неизменно волновала «зной и тягость дня». Даже его взгляды в будущее были, как и у Некрасова, обусловлены требованиями момента. После, в 1917, он воскликнул, апострофируя революцию: «Тогда прославься вчетверо, о, Благословенный», перед ним стояла задача отсеять из «Благословенного» настоящего остатки ненавистного прошлого. Отсюда и его галерея сатирических образов. Некрасов в свое время составил такую ​​же галерею (либералы, зажиточные крестьяне, бюрократы, банкиры, биржевые маклеры и т. д.), несмотря на то, что в то время рост нового был еще едва заметен, а старое порядок казался еще таким мощным и угрожающим, что иногда казалось, что он будет существовать вечно. Когда Маяковский писал о себе:

Я, сантехник,
водовоз
Революцией призвано и мобилизовано
Ушел на фронт,
прямо из изысканных розариев
Поэзии,
трудно угодить мадам и мудрый,
маловероятно, что он полностью осознавал, что каждую строчку можно отнести к его великому предшественнику. Некрасов тоже чувствовал себя «мобилизованным и призванным» с юности, со времен Белинского; доказательство этому в его работе и он сам это подтверждает, сравнивая свою службу народу с солдатской на фронте:
Но я сослужил им хорошую службу, так говорит мне мое собственное сердце. ..
Ибо хотя не каждый воин вредит врагу
Все должны идти на войну! И судьба решает, кто победит….
Когда Маяковский говорит, что он покинул «утонченные розарии поэзии», мы не можем не вспомнить, что Некрасов прошел точно такой же путь и часто противопоставлял себя «сладким певцам», которые были продуктом утонченной, привилегированной культуры. Нападки Маяковского на эстетическую, символистскую лирику, культивируемую в тепличных условиях именно такого привилегированного круга читателей, перекликаются, часто в мельчайших подробностях, с нападками демократического крестьянского поэта-шестидесятника Некрасова на «сладкострунная» поэзия салонного романса, написанная в угоду вкусу приютившихся эстетов. В пылу полемики с защитниками «чистого искусства» Некрасов, чтобы подчеркнуть свое презрение к их эстетическим канонам и вкусам, называл собственные стихи «угрюмыми», «топорными», «запинающимися». То же самое — и по тем же причинам — говорил Маяковский о своем стихе в своей борьбе с декадентской поэзией «старого мира»:
Не для романтики или баллад
или такие вещи это
Что мы бросили якорь здесь. ..
Наши стихи и рифмы могут показаться несколько грубоватыми
К хорошо начищенному уху.
Действительно поразительно, как сильно это заявление схоже с тем, что в других общественных условиях и другими словами произносил в своих стихах Некрасов: то же презрение к «наточенному слуху», та же борьба за принятие новых, демократических форм. стихов, какими бы «суровыми» или «грубыми» они ни были, пока они несут в себе всю тяжесть народного чувства. Кроме того, поскольку Маяковский пошел гораздо дальше Некрасова в «ужесточении» своего стиха, в употреблении «грубых», «непоэтическими» и даже «антипоэтическими» словами и тем самым прямо продолжали его работу в этом отношении, так и мы, подвергшиеся и до сих пор подвергающиеся влиянию Маяковского, «агитатора, крикуна- Вождь», — читал Некрасов совсем другими глазами: смелые прозаизмы, так потрясавшие некоторых его современников, уже не кажутся нам оскорбительными против нормальной поэтической практики. Читатели, воспитанные на эстетике старого мира, долго ощущали все это как вторжение в поэзию прозаической лексики будничного мира. Однако после того, как Маяковский вошел в литературу и открыл безграничные перспективы для расширения поэтического словаря, после того как его полноречивая лирическая сила доказала возможность введения в поэзию любой разговорной фразы, «прозаизмы» Некрасова уже не ощущались так сильно. как в минувшие дни.

Тридцать лет назад автор этого исследования долго беседовал с Маяковским, пытаясь установить ясную картину его отношения к Некрасову. Маяковский с большим сочувствием отзывался о своем выдающемся предшественнике и выделял одну особенность творчества Некрасова, которую охарактеризовал так: «Как поэт, он был мастером на все руки. быть.»

По словам Маяковского, такие поэты обязаны формировать убеждения и направлять волю своих читателей во всех литературных жанрах, которыми они способны овладеть. Я попросил Маяковского записать мне эту мысль. Он написал это так:

«Что мне нравится в (Некрасове) сейчас, так это то, что он мог писать что угодно, и особенно водевили. Он был бы хорош в РОСТА 1 ».

Владение Некрасовым различными жанрами было тем качеством, которое особенно нравилось ему Маяковскому, который сам отличался такой богатой многогранностью как автор трагедий, мистерий, фантастических комедий, драм, агиток (агитационных пьес), плакатов РОСТА, повествовательных поэм, торговых реклама, сценарии фильмов, марши, детские стихи и т. д.

Так или иначе, «Некрасов и Маяковский» — чрезвычайно плодотворная, актуальная и широкая тема. Несмотря на всю громадную разницу между эпохами, породившими этих двух поэтов, их родство очевидно.

Перевод Энн Ричардс

1 РОСТА — Российское телеграфное агентство (Российское телеграфное агентство), в котором Маяковский работал художником и поэтом, сочинял политические плакаты — Тр.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПЕРСОНА

Корней Чуковский [1992-1969]. Писатель, детский поэт, критик, литературовед, переводчик и редактор. Карьеру начал в качестве иностранного корреспондента в Лондоне, затем в качестве писателя символистского журнала Vesy . В 1905 году он редактировал недолговечный сатирический журнал под названием Signal . В 1906 году по приглашению Горького редактировал детский отдел издательства Парус 9.0101, а в 1918 году стал заведующим англо-американским отделом издательства «Всемирная литература ». Он написал несколько этюдов о поэте Н. А. Некрасове, в том числе «Мастерство Некрасова» (1952), издал 12-томное полное собрание сочинений Некрасова. Он переводил произведения Уолта Уитмена, Марка Твена, Г.К. Честертон, Оскар Уайльд, Филдинг, Артур Конан-Дойл, О.Генри, Киплинг и другие. Его многочисленные сказки в стихах для детей, такие как Муха-мукха цекатука и Крокодил, проглотивший солнце — остаются популярными в 21 веке.

Николай Некрасов [1821-1878]. Поэт, писатель и издатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *