Не будь на то господня воля: Не будь на то Господня воля, мы б не узнали алкоголя; …➤ MyBook

Содержание

Жерар Депардье: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы!»

Культура 5501

Поделиться

В понедельник вечером Жерар Депардье нанес неожиданный визит в Первопрестольную. Ради выступления в Кремле, которое было посвящено 200-летию Бородинской битвы, известный французский актер перенес съемки нового фильма в Голливуде.

Жерар Депардье Фото: Елена Минашкина

«С Пасхой вас. Христос Воскрес. Я люблю вас. И великую Россию» — такими словами начал свое выступление любимый в России французский артист.

Кажется, что Жерар недопонимал (впрочем, как и многие другие приглашенные), какая невидимая связь проходит между 200-летием Бородинской битвы и надписью на сцене — «Наше кино». А посему ему ничего не оставалось, как поблагодарить всех за приглашение, рассказать о новом фильме, где он играет Распутина, и прочитать стихотворение Лермонтова «Бородино». С таким выражением, надрывом в голосе и жестикуляцией, на полуфранцузском-полурусском языках «Бородино» еще не читал никто.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» — декламировал артист по-русски. Из уст французского подданного эти строки звучали как-то по-особенному прекрасно, и весь зал прочувствовал доселе подзабытую патриотичность.

Пользуясь тем, что стихотворение знали все зрители, Жерар каждую минуту обращался к залу и, удовлетворенный тем, что все всё поняли, несмотря на то что местами он переходил на французский, продолжал. «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!» — под бурные аплодисменты закончил он тоже по-русски.

В ответ Жерару преподнесли эксклюзивную книгу произведений Лермонтова на двух языках. Кстати, «Бородино» актер должен был читать с Никитой Михалковым, но Никита Сергеевич почему-то в последний момент, уже под конец концерта, убежал, и Депардье остался на сцене в одиночестве. Любопытно, что в этот день это же произведение прочитал и актер Сергей Никоненко. Чтобы наглядно расставить акценты в лермонтовском шедевре, Сергей надел гусарскую одежду того времени.

Но если на сцене актер выделялся, то за кулисами — терялся. В артистическом фойе гусарами в этот вечер были практически все. Доблестная армия тех времен, так называемая массовка, обступила артистов, желая с ними сфотографироваться. Приглашенная заморская звезда очень растерялась от приглашения постоять рядом с русской армией и ринулась прочь. Да так быстро, что актер нечаянно зашел не в ту дверь. А когда увидел на двери значок мужского туалета, шутя, приложил пальчик к губам и прошептал на русском языке «тихо!».

А вообще настроение у актеров в тот вечер было отнюдь не праздничное. Депардье буквально задыхался от духоты и постоянно обливался водой из бутылки, Людмила Чурсина была лаконична до такой степени, что закрывала свое лицо цветами и приговаривала, что все вокруг обознались, это не она. Наталья Фатеева топала ножкой и говорила, что она немного не в форме, а посему даже смотреть на нее не стоит. Ирина Мирошниченко бегала за кулисами в бигуди, Валентина Талызина оправдала звание «грозы кино»: фыркая на всех, кто к ней приближался, выдала плеяду не самых лучших слов. Правда, ее негодование иногда сменялось на улыбку, когда актриса обращала свой взор на молодого человека, с которым полвечера проходила за ручку.

Достаточно хмурого Эльдара Рязанова смог рассмешить лишь Алексей Петренко, рассказав остроумный анекдот. А Василий Семенович Лановой, пытаясь как-то развеселить своих коллег, подпрыгивал со словами: «Весна пришла!».

 

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В США увидели отвод Россией техники из северного Крыма

    30199

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В Рязани из трудового рабства спасли 25-летнюю девушку с грудным ребёнком

    Фото 25842

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • В Новосибирске ученики третьего класса устроили забастовку и не пришли в школу

    17089

    Новосибирск

    Елена Балуева

  • Глава ЧВК «Вагнер» пожаловался на Ярославскую область

    Фото 15074

    Ярославль
  • Важные запреты: что можно, а что нельзя делать на праздник Пасхи

    Фото 11252

    Псков
  • Аналитики предрекли трудную битву за Крым между Киевом и Россией

    10997

    Крым

    фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

М.

Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Текст полностью, анализ стихотворения, слушать

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Читает Валерий Баринов.

Какому событию посвящено это стихотворение? Как мы видим из названия, оно посвящено победе российских воинов в бою с французами, Бородинской битве. Произведение было написано в честь 25-летия битвы и призвано увековечить славу погибших воинов.

Стих представляет собой яркий образец лирической картины на военную тематику. Центральный образ – военная баталия на поле брани между русскими и французами. Причем ракурс изображения носил новаторский характер для того времени: впервые о славном бое повествует лирический герой, изображающий простого солдата – участника событий. Как правило, о боях писали со слов полководцев. Этим и характеризуется новаторский характер произведения.

Композиция

В поэме «Бородино» поэт утверждает роль народа как вершителя истории. Именно благодаря подаче рассказа из уст бывалого солдата создается впечатление личного присутствия читателя на поле брани. У Лермонтова народ — главное лицо в истории. Простой рассказ солдата наполнен благородством, величием души, способной на подвиг ради Родины.

Автор выбрал жанр баллады для рассказа о мощном историческом событии. Выбор не случаен, потому что одна из целей произведения — увековечить память и храбрость народных героев.

Стихотворение включает 14 строф. Первые две написаны в виде диалога. Именно в них содержится завязка произведения — вопрос молодого солдата бывалому о минувших сражениях и славных подвигах солдат. После чего следует подробный рассказ старого солдата. И ответ новобранцу, почему же была сдана Москва, какая цена этого стратегического военного хода.

Старый солдат с гордостью рассказывает о былых солдатах, называя их богатырями и ставя намного выше по человеческим и воинским качествам «нынешнего племени».

В последующих строфах монолог бывалого солдата продолжается: следует краткое описание хода Отечественной войны и описываются настроения русской армии во время отступления. Автор пропускает через себя боль солдат, вынужденных сдать позиции. Многие из них не вернулись из боя, но увековечили свою память подвигом во имя Родины.

В описании непосредственно бородинского сражения — кульминация стиха. И завершение событий — в рассказе об отступлении французов и подсчете потерь.

Произведение начинается и заканчивается восхищением силой народного духа и храбростью солдат.

Образы и тропы

Главный рассказчик — старый солдат, потому что он является участником описанных событий. Также изображен молодой воин. Но центральным образом баллады остается народ, который сражается за Родину. От его имени говорит рассказчик.

Чтобы передать народный дух бородинской битвы, поэт употребляет много просторечий: «мусью», «тут как тут». Тем не менее, они обогащают язык произведения, делают его красочнее.

Вместе с тем используются и слова высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Это возвеличивает храбрость и силу духа русских воинов, значение боя для истории.

Торжественности изложения придают повторяющиеся восклицания в начале стиха. Также задает ритм и анафора: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою».

Самой выразительной частью произведения является изображение гущи сражения, полное динамики и безудержной храбрости. Поэт использует яркие сравнения: «знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась — как наши груди».

Яркими моментами стих наполняют олицетворения: «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «утро осветило», «картечь визжала».

Часто автор употребляет выразительные эпитеты: «бой удалый», «спаленная пожаром», «дым летучий». Авто умело использует запоминающиеся метафоры: «постоим мы головою», «ночная пала тень».

«Бородино» М.Ю. Лермонтова является ярким примером лирического изображения военной баталии, в которой главный герой – народ.


Поделиться новостью в соцсетях