Гроза в кратком: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

12 мин.

Александр Островский

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 51591.

Обновлено 29 Декабря, 2021

О произведении

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, которое представлено ниже.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Действие пьесы происходит в середине XIX века в вымышленном российском городе Калинове на Волге.

Главные герои

  • Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
  • Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
  • Кабаниха – Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
  • Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Другие персонажи

  • Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было.
  • Кудряш – возлюбленный Варвары.
  • Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
  • Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
  • Барыня – полусумасшедшая.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – служанка Кабановых.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Действие 1

Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками.

Они начинают сплетничать о Савеле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника Бориса и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савелом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.

«Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.»

Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.

Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калинов, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом.

Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпетум-мобиле (вечный двигатель). Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».

Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье:«загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.

На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны.

Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.

«Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.

Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла:«я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.

На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу:

«Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

Действие 2

Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой:

«скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела, …чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене (он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает). Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.

«Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!
Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!..»

Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги.

Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»

Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь:

«я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.

Действие 3

Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город.

Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.

Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.

Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.

Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.

«Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!
Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня1 Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.»

Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день.

Действие 4

(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.)

Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.

Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.

Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.

Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.

Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу, и свекрови. Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»

Действие 5

Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.

«Кабанов. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,– молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.
Кулигин. Хороший он человек, сударь.»

Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски Катерины.

Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого.

«Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!..»

После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.

«Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… . Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»

Люди кричат, что какая-то девушка бросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

И что в итоге?

Кабаниха — после признания Катерины и побега Варвары считает себя правой и всю свою энергию направляет на Тихона, но тот после самоубийства жены в её смерти открыто винит мать.

Дикой — продолжает жить в Калинове и заниматься коммерческой деятельностью.

Борис — после разоблачения любовной связи с Катериной по воле дяди отправляется по делам на три года в Сибирь, в Тяхту.

Катерина — не в силах справиться с личной драмой, кончает жизнь самоубийством, спрыгнув в Волгу с обрыва.

Тихон — после смерти жены удручён и винит мать в случившемся.

Варвара — покидает отчий дом: сбегает со своим возлюбленным Кудряшом.

Ваня Кудряш — сбегает из Калинова вместе со своей возлюбленной Варварой.

Кулигин — оставляет попытки помочь жителям города, но не бросает надежды изобрести вечный двигатель.

Заключение

Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого наследия писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.

Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

Тест по пьесе «Гроза»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Ниценко

    19/19

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

Рейтинг пересказа

4. 7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 51591.


А какую оценку поставите вы?

Александр Островский ★ Гроза читать книгу онлайн бесплатно

1234567…26

dramaturgy Александр Николаевич Островский Гроза

А.Н.Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно – просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.

1859 ru glassy FB Tools 2006-03-21 812DA6EB-DB13-415D-9E1B-58083B92C31F 1.0 А.Н.Островский. Собрание сочинений в 10-и томах. Том 2 Государственное издательство Художественной литературы 1959

Александр Николаевич Островский

Гроза

Лица

Савел Прокофьевич Дик’ой, купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулиги, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски. (Прим. А.Н.Островского.)

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней.

Действие первое

Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин(поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание.

Кулигин(показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Читать дальше

1234567…26

Гроза Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Научный

Показывает уровень сложности слова.

[ thuhn-der-stawrm ]

/ ˈθʌn dərˌstɔrm /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова «гроза» на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

кратковременная гроза с молнией и громом, обычно с дождем и порывистым ветром, иногда с градом или снегом, вызванная кучево-дождевыми облаками.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Также называется электрическим штормом.

Происхождение грозы

Впервые зафиксировано в 1645–1655 гг.; гром + буря

Слова поблизости гроза

грозовой лист, грозовой ливень, грозовой шквал, грозовая палка, грозовой камень, гроза, удар грома, удар молнии, пораженный громом, грозовой, Thunen

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, относящиеся к слову гроза

потоп, ливень, изморось, наводнение, град, дождь, ливень, мокрый снег, буря, ливень

Как использовать слово «гроза» в предложении

  • Мы видели, как она дрожала на грязной строительной площадке, посреди грозы, напуганная до глупости.

    Джин Вайнгартен: Признания сострадательного наемного убийцы|Джин Вайнгартен|25 февраля 2021 г.|Washington Post

  • Ученые десятилетиями знали, что грозы часто бывают сильнее там, где высокая концентрация аэрозолей — частиц в воздухе, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом.

    Сила шторма|Кэти Маклин|24 февраля 2021 г.|MIT Technology Review

  • Прогноз на четверг обещает грозы и проливные дожди с более постоянными осадками утром и кратковременными штормами во второй половине дня.

    Мастерс прогнозирует, что рано будет мокро, что может создать проблемы позже в выходные|Мэтт Боунстил|11 ноября 2020 г.|Washington Post

  • Скорее всего, во время ваших приключений на открытом воздухе вы хотя бы раз столкнетесь с грозой.

    Как выжить 5 сценариев экстремальных погодных условий|Грэм Аверилл|15 октября 2020 г.|Внешний Интернет

  • бушующую реку глубиной в фут менее чем за час, если гроза задержится над районом в течение длительного периода времени.

    Как выжить в 5 сценариях экстремальной погоды|Грэм Аверилл|15 октября 2020 г.|Вне сети

  • Сильные порывы прошедшей грозы сорвали с ветвей почти все цветы.

    Как мертвецы возвращаются домой из Афганистана|Ник Уиллард|9 мая 2014 г.|DAILY BEAST

  • Это было сочетание двух испанских слов: tronada, что означает гроза, и tornar, поворачивать, поворачивать, возвращаться. .

    Бенджамин Франклин, первый в Америке охотник за штормами|Ли Сэндлин|14 апреля 2013 г.|DAILY BEAST

  • В тот день, когда я вышел из салона без зонта, на Манхэттен обрушилась гроза.

    Джули Клаузнер: Фасоль Буша сказала «нет»|Джули Клаузнер|6 августа 2012|DAILY BEAST

  • С 1980 года средние потери от гроз увеличились в пять раз.

    Год погоды на миллиард долларов|Хайди Каллен1 сентября| , 2011|DAILY BEAST

  • Нам известно, что рейс 447 столкнулся с сильной турбулентностью, связанной с грозой, прежде чем потерял сигнал.

    7 Теории крушения рейса 447|The Daily Beast|2 июня 2009 г.|DAILY BEAST

  • Страшная гроза или воющий пыльный смерч в любой момент могут выявить ее переменчивое настроение.

    Красный год|Луи Трейси

  • Той ночью он пересек Дунай под прикрытием ужасной грозы, которая скрыла наступление французов от австрийцев.

    Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон

  • «Я только надеюсь, что у нас не будет грозы», — сказала себе Джесс, закрывая усталые глаза.

    Детский товарный вагон|Гертруда Чендлер Уорнер

  • Когда мы проехали еще милю, вокруг начали сыпаться брызги «оверов», как первые тяжелые капли грозы.

    Дневник Галлиполи, том 2|Иэн Гамильтон

  • После последней сильной грозы он подошел к двери, где я сидел, и явно был чем-то очень расстроен.

    Рыжая корова и ее друзья|Питер Макартур

Определения грозы в Британском словаре

гроза

/ (ˈθʌndəˌstɔːm) /


существительное

буря, вызванная сильными восходящими воздушными потоками и характеризующаяся громом и молнией, а также обычно сильным дождем или градом

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Научные определения грозы

гроза

[thŭn′dər-storm′]


Проливной дождь, сопровождающийся молнией, громом, ветром, иногда градом. Грозы возникают, когда влажный воздух у земли нагревается, особенно летом, и поднимается вверх, образуя кучево-дождевые облака, дающие осадки. Электрические заряды накапливаются у основания облаков до тех пор, пока не разразится молния. Воздух на пути молнии расширяется в результате нагрева, вызывая гром. Грозы также могут быть вызваны изменениями температуры, вызванными извержениями вулканов и лесными пожарами, и они гораздо чаще случаются в экваториальных регионах, чем в полярных.

Научный словарь American Heritage® Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Гроза

Грозы
ГРОЗЫ

Существует три типа гроз:

  • однокамерные (или воздушные массы)
  • многосотовый кластер
  • мультисотовый (или линия шквала)
  • суперселл

Фотографии одиночной ячейки, многоячеечного кластера и многоячеистой линии шквала были взяты NSSL
Фотография Supercell была сделана Хоуи Блюстейном.
Фотографии взяты из справочника наблюдателей за штормом на Веб-страница Daily Planet Университета Иллинойса.

Хотя природная среда не делится на три отдельные категории, мы разбиваем их, чтобы помочь проиллюстрировать важные различия. Различия возникают из-за различных атмосферных профили, особенно связанные с вертикальным сдвигом, определенные как изменение скорости ветра (скорости или направления) с высотой, или.

Гроза воздушной массы — обычное и, как правило, нетяжелое явление. который формируется вдали от фронтальных систем или других возмущений синоптического масштаба. Они образуются там, где в атмосфере существуют влажные и нестабильные условия. Воздушные массовые грозы обычно возникают в районах с очень небольшой вертикальный сдвиг. В результате угроза тяжелого течения маленький. Когда они достигают серьезных пределов, грозы могут вызвать кратковременный сильный ветер или град, которые развиваются из-за высокой нестабильность. Эти бури известны как пульс тяжелая бури. Хотя могут развиваться несколько грозовых ячеек, каждая отдельная клетки длится около 30-60 минут и имеет три стадии.

Стадия кучевых облаков: график, изображение

  • Запускается с теплым шлейфом восходящего воздуха.
  • Скорость восходящего потока увеличивается с высотой.
  • Унос втягивает наружный воздух в облако.
  • Капли переохлажденной воды переносятся намного выше точки замерзания уровень.

Зрелая стадия: график, изображение

  • Проливные дожди.
  • Нисходящий поток инициируется трением дождевых капель.
  • Испарительное охлаждение приводит к отрицательной плавучести.
  • Верхняя часть облака приближается к тропопаузе и образует наковальню вершина.

Стадия рассеивания: график, изображение

  • Нисходящий поток охватывает все облако.
  • Шторм лишает себя перенасыщенного восходящего потока воздуха.
  • Количество осадков уменьшается.
  • Облако испаряется.

(Фото и графики Стива Дэвиса, WSFO, Милуоки/Салливан)

Поскольку сдвиг ветра организует конвекцию, образуются новые грозы. в результате схождения материнских грозовых истечений с теплыми, влажный приток, создающий новые восходящие потоки. Могут формироваться многоячеечные бури в линии, известной как линия шквала , где непрерывные восходящие потоки формируются вдоль передней кромки истечения или фронта порыва. Мультисотовый кластеры указывают на то, что новые восходящие потоки формируются там, где низкий уровень конвергенция самая сильная, обычно справа или справа сзади фланг существующих ячеек.

Грозы, которые организуются в ответ на воздействие синоптического масштаба обычно нужно:

— теплый влажный воздух на нижних уровнях
— прохладный сухой воздух на верхних уровнях
— дивергенция верхнего уровня (выше 500 мб)
— возмущение синоптического масштаба

В этих условиях возможно формирование грозы. Синоптический масштабные вертикальные движения, как правило, создают благоприятные условия для грозы, но возникновение грозы обычно является результатом мезомасштабного воздействия. Все более благоприятные вертикальные профили ветра может привести к большей вероятности развития суперклеток, а не чем многоклеточные бури. Развитие линий шквала и более обычно грозовые скопления, когда грозы действительно развиваются, практически гарантируется в связи с воздействием синоптического масштаба.

Многоклеточные бури состоят из ряда эволюционирующих клеток. В низкие уровни, более холодный воздух, расходящийся от нисходящего потока, пересекается втекающий воздух вдоль фронта порывов, создавая область сильного конвергенция на низком уровне благоприятна для новых восходящих потоков. Это наличие вертикального сдвига ветра, приводящего к «наклону» восходящего и нисходящего потоков. Из-за наклона, чем меньше плавучий нисходящий поток воздуха не разрушит восходящий поток и, следовательно, лишит себя перенасыщенным восходящим потоком воздуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *