Автобиография фонвизина кратко: Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Фонвизин – краткая биография — Русская историческая библиотека

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина, одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир. Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

 

Д. И. Фонвизин. Краткая биография. Видеоверсия этой статьи

 

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание, полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова. Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер, а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль, построена лучше. Но Недоросль, хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану, которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.

Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Фонвизин, Денис Иванович – биография и творчество

Фонвизин – краткая биография: самое главное из жизни, творчества и интересные факты о писателе

Родился Фонвизин Денис Иванович 3 апреля 1745 года. Примечательно, что фамилия писателя происходит от древнего лифляндского рода. Во времена правления Иоанна грозного, Петр Фон Висин решил покинуть родину, перебрался в Россию, и с тех пор его фамилия изменилась. Более того, ее начали писать слитно Фонвизин.

Содержание

Детство и юность

В семье у Дениса Ивановича, помимо него самого, было семь братьев и сестер. Несмотря на то, что детей было много, отец будущего писателя самостоятельно занимался их воспитанием, не прибегая к помощи посторонних.

Он не только прививал им манеры и учил правильно вести себя в обществе, но и обучал грамоте. Так продолжалось вплоть до того времени, когда в Москве, где родился будущий писатель,. открылось учебное заведение для детей дворянского рода.

Закончив обучение в дворянской школе, Денис Иванович поступает в гимназию, которая располагалась в Петербурге. Обучение ему давалось достаточно легко. Он вскоре стал одним из лучших гимназистов и удостоился чести быть представленным королеве Елизавете.

Это интересно! Поскольку на приеме присутствовали и другие влиятельные личности, юноше удалось завести множество полезных знакомств. Среди его новых знакомых был и известный меценат одного из Московских институтов – Иван Шувалов.

Денис Иванович Фонвизин был частым гостем во дворце, он также часто посещал лучшие спектакли и представления. Впечатление, которое на молодого юнца произвел величественный город, было неизгладимым. Юноша был попросту им очарован. Это вдохновило его на публичные выступления. Причем выступал он перед публикой совершенно без страха. Доклады читал как на русском, так и на немецком языке.

Университетские годы

В 1759 году Денис Иванович окончил гимназию и поступил в Московский институт. Важной особенностью этого учебного заведения было наличие 3 факультетов. Студенты на выбор могли изучать право, медицину или философию.

Помимо этого, при институте находилась и гимназия, которая состояла из двух отделений. На первом могли проходить обучение исключительно дети, имеющие дворянское происхождение, на втором обучались разночинцы.

Это интересно! Антон Чехов Вишневый сад: читаем краткое содержание по действиям

И хотя в те годы институт, как говорит Википедия, только начинал развиваться, студенту удалось получить массу полезных знаний. Денис овладел несколькими иностранными языками, занялся переводами известных произведений. Поскольку в те годы в институте активно издавался журнал «Полезное Увеселение», многие студенты оказались увлечены литературой.

Фонвизин был в числе этих студентов. Отчасти, именно поэтому молодой человек и начал заниматься переводами. Спустя три года институт был окончен. Тогда молодому автору еще не исполнилось и 18 лет.

Карьера

Краткая биография писателя содержит мало подробностей о карьерном росте. Сразу после института молодой человек поступил на военную службу. Однако нельзя сказать, что должность военного его радовала.

Со временем он подыскал для себя новое место, занял должность переводчика в коллегии иностранных дел и вскоре перебрался в Петербург, где за короткий срок сделал головокружительную карьеру.

Хотя молодой человек был занят на государственной службе, но продолжал вести активную литературную деятельность. Из-под пера Дениса Ивановича вышло множество интересных произведений. А некоторые были написаны под влиянием от прочтения работ философов-атеистов из Франции.

Важно! Читая философские труды, молодой человек на время отказался от веры. Однако со временем пересмотрел свои взгляды и понял, что не согласен с большинством утверждений французских философов. После этого вновь стал глубоко верующим человеком.

Чем больше произведений писал автор, тем больше менялся. С возрастом у него развилось не только острословие, но и умение иронизировать. Ему удавалось не только подмечать все недостатки общества, но и высмеивать. Не случайно его врагом стал Владимир Лукин. В то время этот джентльмен занимал должность секретаря министра. Хотя Лукин не отрицал того, что у Фонвизина имеется определенный талант, вражда между ними продолжалась долгое время.

Семья

В 1774 г. Фонвизин связал себя узами брака. Его избранницей стала Екатерина Роговикова (Хлопкова). Супруги прожили долгую и счастливую жизнь во взаимном уважении и доверии. И поскольку семья Фонвизина жила дружно, складывалось впечатление, что муж был влюблен в свою супругу по-настоящему.

Однако друзья писателя прекрасно знали о том, что единственной женщиной, которую тот действительно любил, была Анна Приклонская. С ней Денис Иванович познакомился в возрасте 23-х лет. Девушка поразила молодого человека отнюдь не внешней красотой, поскольку ею даже не обладала, зато была умна и образованна.

Именно с ней писатель мечтал связать свою жизнь. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку девушка уже была замужем.

Это интересно! Со своей будущей супругой Фонвизин познакомился на судебном процессе. Так случилось, что ему пришлось разбираться в запутанном деле по распоряжению самой императрицы. Предстояло отстаивать права вдовы Екатерины Хлопковой на наследство.

Во время судебного разбирательства стало известно о том, что девушка влюблена в защитника. Адвокат противоположной стороны решил воспользоваться этим и предпринял попытку очернить женщину, заявив, что Фонвизин защищает вдову, поскольку та является его любовницей. Чтобы спасти честь дамы, Денис Иванович соглашается жениться.

Это интересно! Михаил Шолохов Судьба человека: читаем краткое содержание по главам

Болезнь

В 1782 году Денис Фонвизин выходит на пенсию. Императрица пожаловала ему пожизненную пенсию и надеялась, что ее верный подчиненный отдохнет от дел государственной важности. Но в 1783 году писатель начинает путешествовать по Европе. Поездка оказывается весьма изнуряющей, так что через два года после начала путешествия, у Фонвизина случается апоплексический удар. Из-за этого в 1787 году писатель вновь возвращается на родину.

Вскоре его поразила серьезная болезнь – паралич. Но это не помешало продолжить заниматься литературой. Даже запрет императрицы оказался не в силах помешать Денису Ивановичу создать несколько хороших произведений.

Он написал такие шедевры как «Выбор гувернера», «Разговор у княгини Халдиной», занялся написанием автобиографии. Планировал изложить некоторые факты из жизни, о которых до этого умалчивал, но закончить ее не успел.

1 декабря 1792 года писателя не стало. Похоронили его тело на Лазаревском кладбище на отдаленном участке. Спустя какое-то время было принято решение назвать этот участок Фонвизинской дорожкой.

Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

Интересные факты

Приведем вашему вниманию интересные факты о Фонвизине, о которых большинство даже не догадывается, ведь этот мужчина всегда был весьма скрытным.

Несколько интересных фактов, которые хранит биография:

  1. В 1760 году писатель впервые посетил театральное выступление. Увиденное произвело на него большое впечатление. Позже Фонвизин признался, что именно та первая увиденная им постановка стала причиной безмерной любви к театру. Это была постановка пьесы «Генрих и Пернилл». Автором произведения был Хольберг.
  2. Состоявшаяся премьера спектакля «Недоросль», который был поставлен по одноименному произведению, вышедшему из-под кисти Фонвизина, имела ошеломительный успех. В те годы было принято забрасывать сцену не цветами, а деньгами. В день премьеры вся сцена была напрочь завалена кошельками, что указывало на безоговорочный успех.
  3. Фонвизин считался настоящим франтом, не только любил красиво одеваться, но и считал, что одежду необходимо в обязательном порядке украшать живыми цветами.
  4. Любимым сюртуком писателя считался только тот, который был изготовлен из шубки соболя.

Полезное видео

Подведем итоги

Некоторые обвиняли Фонвизина в том, что он женился по расчету. Хотя обстоятельства свадьбы были хорошо известны и многие считали, что Денис Иванович согласился на брак только ради защиты чести девушки, о которой злые языки распускали сплетни. Ведь Екатерина Роговикова была из зажиточной семьи. Ее отец был известным богачом, занимался торговлей и слыл мудрым купцом. Именно благосостояние супруги и дало повод для сплетен. Сообщение о том, что Фонвизин обычный охотник за богатством, быстро облетело Петербург. Писатель не стал оправдываться, потому что считал, что не должен объяснять окружающим мотивы своей женитьбы.

Денис Иванович Фонвизин Биография — eNotes.com

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье среднего дворянина. Его отец, уволившись с военной службы майором, имел в Москве скромное гражданское положение; Мать Фонвизина была из более старшего дворянского рода. Семейство Фонвизиных прибыло в Россию из Германии в середине шестнадцатого века и было вполне русским ко времени Екатерины, когда жил Денис; ему пришлось учить немецкий в школе. В отличие от многих русских дворян, он выучил французский только в молодости.

В десять лет Фонвизин был одним из первых принятых в только что открывшийся Московский университет, по-видимому, на подготовительный уровень, необходимый для подготовки студентов, готовых к университетскому обучению. Его образование дало ему вкус к литературе и подготовило его к государственной службе, на которую он должен был поступить, когда нашел покровителя. Ранняя поездка в Петербург (1760) привела его в императорский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Хольберга. Этот опыт пробудил в нем непреходящий интерес к драме; в 1761 г. он опубликовал перевод подборки нравоучительных басен Гольберга. Дидактический элемент был в творчестве Фонвизина с самого начала. Писатель совершенствовал свой русский литературный стиль и владение французским и немецким языками, выполняя различные переводческие проекты для университетских журналов.

В семнадцать лет, обычный возраст для поступления на службу дворянских сыновей, Фонвизин устроился на свою первую работу на госслужбу только что коронованной императрицы Екатерины переводчиком в Министерстве иностранных дел. Екатерининский двор находился в то время недолго в Москве, но когда он вернулся в Петербург в 1763 году, Фонвизин последовал за ним. Обеспеченный впервые личными слугами, он прочитал произведение сатирика Антиоха Кантемира, произведение которого, хотя и было написано раньше, но было опубликовано только в 1762 году. Под этим влиянием Фонвизин решил написать трем своим слугам шутливое письмо. «Послание к слугам моим Шумилову, Ванке и Петрушке» (1763-1764; послание моим слугам Шумилову, Ванке и Петрушке) явилось результатом и получило широкое распространение среди вольнодумцев в Петербурге. В ней содержались одни из первых реалистических и сатирических наблюдений над обыденной действительностью, появившиеся позднее в крупных пьесах драматурга.

В октябре 1763 года Фонвизин получил покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины, человека с литературными и театральными интересами. На службе у Елагина Фонвизин оказался в конкуренции с немалым талантом драматурга Владимира Лукина. Лукин настаивал на совершенно национальной драме; он ставил на сцене несколько реалистических русских персонажей — ростовщика, например, — но так и не добился для них реалистичной речи.

Между двумя писателями не пропадала любовь, а между тем молодой Фонвизин заводил друзей среди актеров и актрис, особенно знаменитого Ивана Дмитревского, сыгравшего в трагедиях Александра Сумарокова. Обязанности Фонвизина у Елагина позволили ему в 1760-х годах экспериментировать с поэзией и дальнейшими литературными переводами. Он попробовал стихотворный перевод 9 Вольтера.0009 Alzire (pr., pb. 1736; английский перевод, 1763), но не опубликовал его, обнаружив, что, хотя он и хотел писать трагедии, его природный талант заключался в остроумии и сатире.

Юноша видел в это время постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, видел многочисленные постановки легковесных французских комедий в переводе молодых столичных дворян. Фонвизин также перевел такую ​​пьесу « Сидней » Жана-Батиста Грессе; он назвал свою русскую версию

Корион . Хотя персонажи были перенесены в русский сеттинг, они сохранили свои французские имена. Пьеса была поставлена ​​в ноябре 1764 года в придворном театре без особого успеха. Короткая сцена между лакеем Андреем и посыльным-крестьянином дышала правдой, но в остальном она была еще в сумароковском стиле.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном в то время Петербурге дала ему наблюдательный мир, который со временем нашел отражение в его пьесах. Его собственное воспитание заставило Фонвизина не любить притворство, и он не любил франкоязычных петербургских пижонов с их слепым преклонением перед французским языком и модой и с их презрением ко всему русскому. Фонвизин, напротив, находил в русской жизни много восхищения, например, интеллигенцию М. В. Ламоносова и В. Н. Титищева. Влияние отца дало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего начальника Елагина, он решил высмеять этих щеголей в комедии. К нему добавлялись фигуры, еще не появлявшиеся ни на одной русской сцене, грубое и мелкое дворянство, жившее в городках и в своих имениях, люди малообразованные, бездумно служившие в жестко дисциплинированной армии, пока не вышли в отставку, быть может, с чином бригадира.

Под стать им были их жены, малограмотные, не умеющие ничего, кроме ведения хозяйства. Фонвизин добавил бы к сатире судебных взяточников, о которых он многое знал по опыту своего отца, честного судьи среди нечестных. Комедия Результатом стал Бригадир . Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которой пьеса понравилась. Двадцатичетырехлетний Фонвизин поразил всех аутентичностью своих русских на сцене.

Именно в Петергофе Фонвизин познакомился с графом Никитой Ивановичем Паниным, главой министерства иностранных дел Екатерины и человеком, которому было поручено воспитание Павла, сына Екатерины, наследника престола. Панин отнесся к этой работе с глубокой серьезностью, надеясь слепить из следующего царя просвещенного самодержца. Он видел связь образования с хорошим управлением, и Фонвизин в своей работе с Паниным добавил к своим и без того восторженным взглядам на значение образования. Панин выбрал Фонвизина секретарем, и молодой человек быстро стал близким и ценным соратником.

Один из самых влиятельных людей при екатерининском дворе, Панин, однако, уже миновал время своего наибольшего могущества, когда к нему присоединился Фонвизин. Взгляды Панина на правительство совпали и развили те, которые формулировал молодой Фонвизин, и отношения с Паниным окрашивают впоследствии все политические взгляды Фонвизина. Панин считал, например, что власть самодержавного правителя должна быть ограничена законом и советом знатнейших придворных. Фонвизин прослужил у Панина четырнадцать лет.

С началом войны с Турцией в 1768 году политика Панина оказалась под сомнением. В результате Фонвизину, начав работать с Паниным, было не до литературы. В начале 70-х гг. 19 в. шли мирные переговоры с Турцией и раздел Польши. Павел, будущий царь, заболел в 1772 году; о его выздоровлении Фонвизин написал речь о его выздоровлении, утверждая, что вся Россия радовалась. В 1773 году, в год пугачевского бунта, столь безжалостно подавленного Екатериной, Панин лишился должности воспитателя Павла, теперь совершеннолетнего и женатого. Екатерина в качестве выходных почестей одаривала Панина многими подарками, и Панин делился ее щедростью со своими помощниками. Фонвизин получил имение в Белоруссии с 1180 крепостными, что сделало его финансово обеспеченным на долгие годы. Однако он, по-видимому, так и не стал идеальным владельцем имения, и имением для Фонвизина как отсутствующего помещика управляли прискорбно неумело. Пугачевский бунт, тем не менее, оказал большое влияние на более позднее творчество Фонвизина, повлияв на его самую мрачную сатиру на жестокость помещиков по отношению к крестьянам.

В 1774 году Фонвизин женился на Екатерине Ивановне Хлоповой, бывшей соседке Фонвизиных в Москве. Супруги хорошо жили в Петербурге, начали коллекционировать искусство, ездили за границу (1777-1778) по состоянию здоровья. Они ездили в Германию и Францию, угощаясь в русских посольствах, но прилагая большие усилия для соблюдения местных обычаев. В письмах домой Фонвизин живо рассказывал о своих впечатлениях. В письмах с настоящей литературной ценностью изложены его взгляды на Европу.

Он не был слепым поклонником; он видел там страдание и глупость, как дома. Его патриотизм проявляется даже тогда, когда он больше всего впечатлен культурными достижениями Запада.

Под влиянием Панина другие произведения Фонвизина этого периода были больше ориентированы на политику, чем на литературу. Похвальное слово Марку (хвалебная речь Марка Аврелия) 1777 года, например, его перевод произведения Антуана Тома о том, как должен править правитель, предвосхищает идеи, которые Правдин использует в Незначительном .

Осенью 1778 года Фонвизин, побывав ненадолго в Москве, начал писать Незначительный . Русский театр получил богатое развитие за годы, прошедшие с тех пор, как писатель увидел свою первую пьесу; теперь было два театра в Петербурге и постоянный театр с русской труппой в Москве. Становились популярными сентиментальные драмы, и они требовали более естественной актерской манеры, чем та, которая применялась в декламационном творчестве времен Сумарокова.

Комические оперы, легкие музыкальные пьесы с танцами, как у Михаила Матинского, привлекали внимание придворной публики сатирическими образами купцов и других в быту, но не изображениями дворянства. Крестьян на сцене обычно идеализировали; грубости и жестокости провинциальных помещиков еще никто не показал.

Ценности, выработанные Фонвизиным на службе у Панина, дали ему больше идей и характеристик для его пьесы. В 1779 году драматург перевел Та-Гио Та-Сюэ: Или, что великое знание, которое включает в себя высшую китайскую философию », 1966), классику китайского конфуцианства. (Фонвизин использовал перевод на французский как основу для своей работы.) Та-Сюэ утверждает, что добродетель есть корень всех благ и что нет никакой разницы между государем и самым смиренным из его подданных в стремлении к благу. достоинство. Тема та, что обнародована Стародумом в пьесе, которую Фонвизин закончил в 1782 году, уйдя в отставку с государственной службы. Он читал пьесу вслух в петербургских дворянских домах, а Дмитревский, давний актерский друг драматурга, поставил ее и исполнил роль Стародумы.

Спектакль проходил в частном театре и имел большой успех у публики; тем не менее постановка в Москве была отложена московской цензурой до мая 1783 года.

Панин умер в 1783 году. Его бывший ученик Павел, вступив на престол, показался настоящим деспотом, игнорирующим просвещенное наставление Панина. Перед смертью Панин с помощью Фонвизина написал, но не закончил заявление об изменениях, которые, по его мнению, необходимо было произвести в России. Фонвизин спрятал рукопись, и это рассуждений (рассуждение) или завещаний (завещание) много лет переходило из рук в руки и было напечатано только после революции 1905 года. Фонвизин вышел в отставку весной 1783 года, через три недели после Панина. смерть.

Готовый снова обратиться к литературе, Фонвизин стал способствовать литературному феномену сатирических литературных журналов, которые в это время стали выходить в Москве. Одну спонсировала сама Кэтрин; другой, Н. И. Новикова, подвергся цензуре уже в 1770 г. Появился новый журнал: «Собеседник любителей российского слова » («Собеседник любителей русского слова»). Фонвизин писал для него остроумные этюды о русских синонимах с сатирическими подтекстами. Кэтрин внесла свой вклад в этот журнал анонимно. Зная об имперском участии, Фонвизину пришла в голову мысль задать анонимному обозревателю ряд смелых вопросов. Екатерина, как просвещенная деспотия, не цензурировала вопросы, а отвечала на них так, чтобы исключить такие вопросы в будущем. Фонвизин написал в этот период и другие сатирические литературно-лингвистические сочинения, в том числе острую сатиру на лесть при дворе «Всеобщая придворная грамматика» (1783–1784; «Всеобщая придворная грамматика», 19).47). Им же написано благодарственное Сокращенное описание жизни графа Н. И. Панина (1784; краткое описание жизни графа Н. И. Панина). Восхваление его павшего героя было опубликовано анонимно, сначала на французском языке в Лондоне, а два года спустя на русском языке.

Фонвизины предприняли вторую поездку за границу, на этот раз в Италию, надеясь поправить его здоровье; он долгое время страдал от сильных головных болей. Ему нужны были деньги, и он планировал купить картины и продать их по возвращении. Этот план не сработал, и эти годы были полны финансовых и других неприятностей. В его письмах домой снова содержалось пристальное внимание как к красотам, так и к недостаткам Европы. В Риме он перенес тяжелую болезнь, достаточно выздоровел, чтобы вернуться, но в Москве у него случился инсульт, парализовавший руку и ногу и нарушивший речь. Он так и не выздоровел полностью. Он совершил еще две поездки за границу по состоянию здоровья (1786-1787 и 1789 гг.).). Он попытался начать новый журнал в 1788 году, но полиция запретила его публикацию, и он так и не появился. Он попытался собрать коллекцию своих произведений, но это тоже так и не было реализовано. Выбор репетитора , еще одна недоделанная комедия, потеряла мало прежней силы. Сознавая, что умирает, он начал откровенное воспоминание « Чистосердечное признание в делах моих и помыслах » (1790-1792; откровенное признание моих поступков и мыслей), но по мере того, как он писал, произведение стало простым и ярким изложением события и люди, которые много значили для него в юности. Рукопись осталась незавершенной, и Фонвизин умер, всего сорока семи лет, в доме поэта Г. Р. Державина 1 декабря 179 г.2.

Материалы Президентской библиотеки рассказывают о судьбе Дениса Фонвизина

14 апреля 1745 г. В Москве родился Денис Иванович Фонвизин, будущий классик русской литературы XVIII века, создатель жанра русской бытовой комедии. В электронных коллекциях Президентской библиотеки представлено как «Полное собрание оригинальных произведений» писателя-сатирика, изданное в 1902 году, так и исследования его жизни и творчества.

В той же книге Дениса Ивановича Фонвизина рассказывается, что род Фонвизиных ведет свое начало от барона Петра фон Визена, попавшего в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном и поселившегося в России, и что его внук, при царе Алексее Михайловиче , стал православным. Как и многие их соотечественники, фон Визен стал настоящим русским человеком. Даже фамилию свою стали писать не по-немецки, то есть отдельно фон и отдельно Wiesen, а русским твердым словом: Фонвизин». «К тому же Фонвизины были для своего времени образованны, отличались большой честностью и добрыми семейными нравами», — продолжает автор рассказ о семье драматурга.

В книге отмечаются и ранние способности будущего писателя: «Четырехлетний мальчик умел читать, и отец следил за тем, чтобы смысл прочитанного был всегда понятен ребенку: останавливал его словами, которые казались ему непонятные маленькому мальчику и объяснили их значение. Воспитание Дениса Ивановича, как видим, поначалу давалось правильно и толково, — подчеркивает автор вышеупомянутой работы.

После окончания полного курса университета Фонвизин был призван на военную службу, но вскоре его пригласили в Иностранное училище. С этого момента и началась его жизнь в Петербурге, где он входит в литературные круги, где расцветает его талант.

Образованный, легкий в общении молодой человек был любим в обществе; всегда находились влиятельные меценаты, готовые продвинуть его по служебной лестнице, создать условия для литературной деятельности. Сначала это был кабинет-министр Елагин, страстный театрал, при его протекции Фонвизин успел написать комедию «Бригадир», о которой вскоре заговорила вся столица. В фондах Президентской библиотеки хранится оцифрованная книга «Фон-Визин: его жизнь и литературная деятельность» (1892).

Императрица Екатерина II сама пожелала услышать новую русскую комедию. «Фонвизин читал «Бригадира» императрице в Эрмитаже, и читал он превосходно», — говорится в предисловии к изданию «Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание подлинных сочинений» (1902 г.), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки – и тогда все дворяне возжелали увидеть автора и услышать пьесу».

Благоприятное положение Никиты Панина, бывшего воспитателем царевича Павла Петровича и заведовавшего иностранными делами, также способствовало тому, что молодой писатель развернул бурную деятельность, «полностью раскрыв свои таланты». Когда Панин получил от императрицы награду за воспитание цесаревича — поместье с девятью тысячами крестьянских душ, — он раздал своим лучшим коллегам царский подарок. На долю Дениса Ивановича пришлось около тысячи двухсот душ крепостных. Он стал богатым человеком. Словом, Фонвизину не пришлось роптать на всю жизнь.

Основные черты своего таланта — «наблюдательность, живой ум и сатирический талант» драматург развил в комедии «Недоросль», укрупняя характеры и подчеркивая главные пороки русского общества, которые можно обнаружить и сегодня.

По другой версии, которая приводится в кратком биографическом очерке к «Сочинениям Д. И. Фонвизина: Полное собрание подлинных произведений», 1902 г., электронная копия которого размещена в открытом доступе на портале Президентской библиотеки, после При просмотре спектакля подобные слова сказал Фонвизину князь Григорий Потемкин. Они были: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши»…  

Но, несмотря ни на что, по воспоминаниям современников «Фонвизин везде был желанным гостем».

Денис Иванович оставался веселым и легким нравом, даже когда в 1785 году произошла трагедия — случился инсульт и паралич, обездвижившие всю левую сторону его тела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *