Название первой каменной церкви в москве построенной при иване калите: ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Древняя Москва. XII-XV вв.

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Древняя Москва. XII-XV вв.

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ

При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве митрополичьего стола и личным желанием митрополита Петра. Собор строился целый год и был освящен 15 августа 1327 г. (т. е. на Успеньев день). Наименование собора Успенским говорит о стремлении великого князя и митрополита иметь соборный храм по образцу Успенского собора во Владимире. Дело в том, что наименование церквей в Древней Руси было явлением далеко не случайным и подчинялось определенным правилам. Так в XI-XII вв. соборные храмы больших городов, являвшихся одновременно резиденциями епископов, наименовались по византийскому образцу в честь св. Софии (премудрости божией). Это, так сказать, древнейший слой церковных воименований, отразившийся в появлении Софийских соборов в главнейших центрах Руси XI в.

— в Киеве, Полоцке и Новгороде. В XII в. вместо Софийских появляются Успенские соборы (Смоленск, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Суздаль, Ростов, Галич). Однако уже с XI в. существует другая традиция, по которой соборные церкви называются в честь Спаса. Традиция таких воименований начинается с черниговского собора Спаса Преображения, построенного в первой половине XI в. Она находит отражение на севере в XII-XIII вв., когда появляются соборы во имя Спаса в городах: Тверь, Переславль-Залесский, Нижний Новгород, Галич-Мерский, Торжок, Ярославль. Как видим, определенные церковные традиции связывались с теми или иными политическими центрами.

Между тем имеются определенные указания на то, что до построения церкви Успения московским собором была церковь Спаса, как и в Твери. Иными словами, и по названию своей крепости – «кремник», – и по воименованию соборного храма в честь Спаса Москва имела сходство с соседней Тверью. Трудно только сказать, чем объясняется это сходство – сознательным ли подражанием московских князей тверским порядкам, или общностью традиций Москвы и Твери.

Построение Успенского собора обозначало резкий разрыв с прежней традицией и показывало претензию московских князей на особое положение Москвы среди русских городов, возвращение к традициям старых стольных городов Северо-Восточной Руси – Владимира, Суздаля, Ростова. Строительство каменных храмов продолжалось при Калите в быстрых по тому времени темпах. В 1329 г. выстроили вторую каменную московскую церковь Иоанна Лествичника, оконченную в три месяца. Осенью того же года в течение двух месяцев воздвигли третью каменную церковь – Поклонения веригам Петра. И. Е. Забелин связывает построение этих церквей с политическими событиями того времени, считая, что обе церкви были обетными, построенными в память удачного окончания похода против Твери в 1327 г. и Пскова в 1329 г. Такая возможность, конечно, не исключена, но построение церквей может быть объяснено и по-иному. Иоанн Лествичник был святым самого Калиты, на печатях которого изображен святой в рубище с книгой в руках, что соответствует Иоанну Лествичнику как автору Лествицы, а вовсе не Иоанну Предтече, изображение которого не имеет книги.
Кроме того, старший сын Калиты (Иван) родился 30 марта на память Иоанна Лествичника. Вериги Петра напоминают нам о Петре-митрополите. Следовательно, перед нами обычное стремление строить храмы в честь одноименных князей и митрополитов, весьма распространенное на Руси.

Каменное строительство не прекратилось после создания трех вышеназванных храмов. Новая каменная церковь Спаса (Спас на Бору) была построена в 1330 г., пятая каменная церковь Михайла Архангела – в 1333 г. Последняя заменила собой деревянный храм, служивший и ранее княжеской усыпальницей. Что касается церкви Спаса, то она также имела специальное назначение княжеского монастыря. Значение его как одного из центров московской образованности почему-то осталось незамеченным историками Москвы, хотя летопись особо отмечает заботы Ивана Калиты о процветании Спасской обители, снабженной иконами, книгами и сосудами за счет княжеской казны. Обращает на себя внимание замечание летописи, что Спасский монастырь получил от Калиты «…льготу многу и заборонь велику творяше им, и еже не обидимым быти никим же».

В этих словах скрывается прямое указание на пожалование Спасскому монастырю иммунитетных прав, по образцу которых впоследствии получали льготы и другие московские монастыри.

Каменное строительство при Калите развернулось в сравнительно короткий промежуток времени, на протяжении девяти лет (1326 – 1333), после чего наступает длительный перерыв. Это обстоятельство, по-видимому, указывает на то, что строителями московских церквей были пришлые мастера и что собственная московская архитектурная школа возникла значительно позднее, во второй половине XIV в., иначе трудно объяснить своеобразную «сезонность» каменного строительства в Москве при Иване Калите. Такая особенность каменного строительства должна быть учтена исследователями русского искусства при их суждении о характере ранней московской архитектуры. Сделаны были попытки реконструкции плана и внешнего вида Успенского собора, но их нельзя считать удачными. Наиболее ценно сближение архитектуры собора Калиты с некоторыми псковскими памятниками, так как участие псковских мастеров в московском каменном строительстве весьма вероятно, если только строителями московских храмов не были тверичи или новгородцы.

Во всяком случае, храмы Калиты представляли собой постройки довольно небольшие и не очень прочные. Через 150 лет, в конце XV в., все они были перестроены или сломаны. В 1472 г. своды Успенского собора из-за опасности их падения приходилось подпирать толстыми бревнами. О размерах первого Успенского собора можно судить по летописному свидетельству, что новый собор, заложенный до приезда Аристотеля Фиоравенти, строился «круг тое церкви», т. е. вокруг стен прежнего собора Калиты. Быстро обветшал и Архангельский собор, разобранный в начале XVI в. за ветхостью. Судя по одному летописному известию, он имел большие размеры, чем Успенский собор.

При всей неказистости и непрочности первых московских сооружений из камня появление их должно считаться крупной вехой в истории Москвы, которая сразу украсилась пятью каменными зданиями. Каменное строительство в Москве знаменовало возрождение искусства русского народа в его центральной территории. До того лишь Тверь имела каменные постройки, не говоря о Псковской и Новгородской землях, где архитектурная традиция не знала столь долгого и насильственного перерыва.

Возобновление каменного строительства в Москве тесно связано с возрождением искусства монументальных росписей в Северо-Восточной Руси. В 1344 г. оба московских собора (Успенский и Архангельский) были расписаны греческими и русскими мастерами. Летописец рассказывает, что Успенский собор расписывали греки, митрополичьи писцы: «…да которого лета начали расписывать, того же лета и кончили. А святого Михаила подписывали русские писцы, князя великого Семена Ивановича. Старейшинами и начальниками у них были Захарий, Иосиф, Николай и прочая дружина их». Русские писцы за одно лето не могли расписать и половины этой церкви из-за ее величины. На следующий год была расписана церковь Спаса на Бору, «…а мастер старейшина иконником Гойтан». Эта церковь расписывалась на средства первой жены Симеона Гордого, литовской княжны Айгусты, которую в Москве крестили с именем Анастасии. Расписана была фресками и церковь Иоанна Лествичника, а все работы по росписи трех церквей (собора Михаила Архангела, Спаса на Бору и Иоанна Лествичника) закончились к 1346 г.

Роспись московских церквей, как мы видим, тоже носила своеобразный характер, как и постройка каменных зданий. Четыре московских храма расписывались в течение трех лет, по крайней мере, тремя дружинами мастеров. Здесь мы опять наблюдаем ту особенность московского искусства времен Калиты и его ближайших преемников, которая отмечалась нами выше, – его «сезонность» или чрезвычайность. Греческие и русские мастера были одинаково пришлыми в Москве, видимо еще не создавшей своей художественной школы. Однако в кратких летописных заметках о росписи московских церквей уже чувствуется рука современника и его горячее участие к делу украшения родного города. Летописец тщательно отмечает имена русских живописцев и лишь в общих чертах говорит о греческих художниках. В этом замалчивании греческих имен нет ничего враждебного по отношению к грекам, только известное равнодушие к ним. Зато заметно повышенное внимание к русским художникам, неприкрытая радость при виде своих отечественных мастеров, столь понятная для русского человека, жившего в эпоху опустошительных татарских набегов.

Почти все церкви, построенные при Калите, группировались в одном месте – на площади посреди Кремля,- создавая определенный архитектурный ансамбль. Одна церковь Спаса на Бору стояла несколько в отдалении. В непосредственной близости от соборов располагались постройки княжеского дворца, занимавшие, надо предполагать, в основном ту же площадь, но несколько меньшую, чем позднее. После сооружения Успенского собора должен был передвинуться поближе к новой кафедральной церкви и митрополичий двор, на то место, где его находим позже. Нет никакого сомнения, что Кремль Калиты был густо застроен жилыми постройками, хотя и остается неясным, входил ли уже Подол в кремлевскую территорию или нет.

16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы»)

16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы») Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их

Первые известия о городе Москве

Первые известия о городе Москве Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Любопытно, что городок этот впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и

25.1. Здания без души

25.1. Здания без души «Раз за разом убирали новые жильцы все то, что прежде отличало здание: замечательный овальный читальный зал, бывший общедоступным центром и символическим сердцем библиотеки, «расчистили» и тем самым разрушили; от совершенно-функциональной и вместе с

Здания Сената и Синода

Здания Сената и Синода Каждому, кто уже успел познакомиться с архитектурными шедеврами XIX века в Петербурге, эти два здания у Сенатской площади, соединенные аркой покажутся знакомыми. И это не случайно. Ведь многие шедевры архитектуры эпохи ампира были созданы в

Восстановление и завершение имперского здания

Восстановление и завершение имперского здания Генрих II, возвращение к реальности (1002–1024) Ситуация в 1002 г. оказалась еще опаснее, чем в 983 г., место правителя оказалось свободным. У холостого Оттона III не было законного наследника. Удача, которая в течение трех четвертей

Маргарита Лобовская ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРЕЙСКОЙ МОСКВЕ[1] Евреи в Москве: исторический очерк

Маргарита Лобовская ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРЕЙСКОЙ МОСКВЕ[1] Евреи в Москве: исторический очерк Пролог В канун субботы встретился им старичок, спешивший куда-то с двумя букетами из миртовых веток в руке. Спрашивают они: — Для чего, дедушка, собрал ты эти ветки? — В честь

2.

4. Углы здания смотрят на стороны света

2.4. Углы здания смотрят на стороны света Второе условие Первой Каабы звучало так.(2) Ее углы были ориентированы со сторонам света.Это требование тоже идеально выполнено для Билярской Каабы. Мы специально взяли с собой компас, чтобы выяснить ориентацию этого квадратного

6. Каменные изваяния на старых русских курганах «Половецкие каменные бабы»

6. Каменные изваяния на старых русских курганах «Половецкие каменные бабы» Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много.

Первые славянские поселения на Москве-реке

Первые славянские поселения на Москве-реке В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь

Крестово-купольный тип культового здания

Крестово-купольный тип культового здания Особенно большое значение для средневизантийской архитектуры X–XII веков имеет крестово-купольный тип храма, происхождение которого выяснено еще далеко не достаточно, но который уже в V–VI веках в основном сложился в восточной

Планы статей «Кровавые дни в Москве» и «Политическая стачка и уличная борьба в Москве»[124]

Планы статей «Кровавые дни в Москве» и «Политическая стачка и уличная борьба в Москве»[124] 1 События в Москвепятница – суббота – воскресенье – понедельник – вторник 6–7–8–9–10. X. 1905 н. ст. (27. IX.).Стачка наборщиков + булочников + начало всеобщей стачки.+ Студенчество. 154 Речь

Сад у нового здания Лицея

Сад у нового здания Лицея В XVIII веке Петербургская сторона фактически считалась дачным пригородом. Вдоль Каменноостровского проспекта вплоть до аристократических островов тянулись окруженные садами и огородами дачи богатых купцов и промышленников. Так на углу Большой

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV — XVI вв.)

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV — XVI вв.)



          Это рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. Хронологически рассказ закончится на патриархе Никоне, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и времени, когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.

          Первые церкви в Москве появились, вероятно, в XII веке, когда это была ещё вотчина боярина Кучки, и когда это был небольшой приграничный пункт Суздальского княжества. Известно, что Москва появилась на месте сел, расположенных вдоль Москвы-реки. В этих поселениях были и боярские хоромы Кучковичей, и церкви, но не было еще самой Москвы, поэтому отсчет первых московских церквей будем брать с момента, когда Юрий Долгорукий в 1147 году положил начало будущей столице России.
          Известный строительством храмов в других городах, Юрий Долгорукий и в Москве построил церковь Спаса на Бору и храм Иоанна Предтечи под Бором – древнейшие московские храмы. Первые церкви в Москве, были деревянными, которые были недолговечны. Лишь спустя два века, в 1330 году в Москве появились каменные церкви, хотя эти сведения могут не отвечать исторической действительности, так как речь идет о каменных храмах, известных из документальных источников.
          В Москве в XVI веке было 400 действующих церквей. Учитывая достаточно скромные размеры города, это число было достаточно внушительным.
          Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили его по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: он обрушился незавершенным в 1474 году. Следующий каменный храм тоже не сохранился, но есть его фотографии, потому что разрушили его уже в ХХ веке.

Собор Преображения Господня, что на Бору
Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю (также разрушенному). Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Есть легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку, никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли. Позднее на месте «кремлевского патриарха» построили флигель с туалетами, буфетами и курилками.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения в Кремле
Построена в 1393-94 годах на месте деревянной Лазаревской церкви, как церковь Рождества Богородицы (с сохранением Лазаревского придела). Заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской, предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Древнейшее сохранившееся сооружение Москвы. Находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле
Вероятно, первая деревянная церковь построена в конце XIII — начале XIV в. Каменный храм второй половины XIV века заменен более обширным в 1416 году. Ныне существующее девятиглавое здание построено в 1484-1489 годах, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора. Благовещенский Собор с древних времен домовый храм великих князей и царей. Закрыт в 1918 г. С 1955 года доступен вновь как музей. Новообрядческие богослужения на престольный праздник проводятся с 1995 года.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре
В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым.
Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века. Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле
Первый каменный храм датируется концом XIII в. Следующий, возведенный Иваном Калитой в 1326-1327 годах, просуществовал до 1472 г. Строившийся с этого времени новый собор обрушился незавершенным в 1474 г. Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на Владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений. На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. С 1990 г. новообрядческие богослужения в праздники.

Церковь Трифона Мученика, что в Напрудной слободе
Село Напрудное известно с XIV века — в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, был большой пруд, где князья охотились с соколами на водоплавающую птицу. С церковью Трифона Мученика связана легенда об охоте Ивана Грозного и о том, как один из ее участников, боярин Патрикеев, чудом избежал царского гнева. Боярин упустил на охоте любимого царского сокола, но при помощи святого Трифона нашел его на том месте, где после этого и поставил церковь. На самом деле церковь, судя по всему, была построена здесь до Ивана Грозного, вероятно, при его отце. Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе значится как каменная в описании 1646г., но при натурных исследованиях было установлено, что она была построена значительно раньше – в первой половине XVI века или даже в конце XV-го. Это стало ясно при обнаружении фрагмента надгробной надписи, сделанной из точно такого же камня, что и вся церковь. Небольшая церковка была выстроена из белого камня (своды и подкупольный барабан – из кирпича), с одной главой и одной большой апсидой. Изначально ее покрытие было позакомарным, как у всех древних каменных храмов, но, как и большинство их, она была перестроена и покрыта гораздо менее красивой, но более практичной четырехскатной кровлей. На этом изменения внешнего вида церкви не прекратились. В XIX веке к ней была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860г. ее, по возмущенному выражению А.К.Толстого, «облепили отвратительными пристройками» – приделами. В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки: и трапезная, и приделы, и обе колокольни. Осталась только маленькая древняя церковка, которую каким-то чудом удалось отстоять. После Великой Отечественной войны церковь еще почти 50 лет пустовала, несмотря на то, что в конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством Л.А.Давида.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле
Построена в 1484-86 годах на месте одноименной сгоревшей деревянной церкви 1451 г. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху тому самому Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца. Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. Закрыта в 1918 г. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Раз в году, на престол, РПЦ проводит службы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыре
Каменный собор возведен в 1501-05 гг. на месте более ранней белокаменной постройки во время восстановления монастыря после пожара, бывшего в 1500 году. Южный Никольский придел пристроен, вероятно, после пожара 1547 (позже, в 1792 году, престол перенесен в Златоустовскую церковь). К концу XVIII века фасады собора были закрыты пристройками. Приделы: Сошествия Святого Духа (1814, перенесен из домовой церкви А. Ф. Салтыковой) и Димитрия Ростовского (1820). Западная часть собора в духе XVII в. выстроена арх. Ф. О. Шехтелем в нач. XX в. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Частичная реставрация проведена в 1960-65 гг. Богослужения РПЦ возобновились в 1989 году.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Собор Михаила Архангела в Кремле
Остатки первой каменной постройки датируются кон. XII — XIII в. Следующий храм возведен Иваном Калитой в 1333 г., а ныне существующий — выстроен повелением Ивана III в 1505-1508 Алевизом Новым. Великокняжеская и царская усыпальница. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы, Уара мученика, Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт в 1918; с 1955 — общедоступный музей. Богослужения РПЦ редки. С 1929 года в подземных палатах собора находятся саркофаги с останками Великих княгинь, цариц и др. женщин царского рода, перенесенные сюда из разрушенного собора Вознесенского монастыря в Кремле.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове
Существующая церковь построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509 — 1510 гг., сменив деревянную церковь, сооруженную при основании Симонова монастыря в 1370 г. После Куликовской битвы в 1380 г., в нем были похоронены герои битвы — монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В 1379 г., когда монастырь перенесли на 500 м. севернее, церковь была обращена в приходскую. В 1785 — 1787 гг. с западной стороны церкви возвели трапезную и колокольню, которые были полностью перестроены в 1849 — 1855 гг. Церковь закрывалась с 1928 по 1989 гг., реставрировалась в 1980 — 1988 гг. Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

Церковь Владимира равноапостольного, что в Старых Садех
Построена в 1514-16 году зодчим Алевизом Новым на месте одноименного старого храма. В середине XVII в. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Квадратный в плане, пятиглавый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения РПЦ возобновлены в 1991 года.

Собор Петра, митрополита Московского, в Высокопетровском монастыре
Древнейший храм обители. Возведен Алевизом Новым в 1514-17 гг. на месте прежнего деревянного. Перестроен при обновлении монастыря в кон. XVII века и освящен 8 мая 1690 г. Восстановлен в древнем виде при реставрации в начале 1980-х. Архитектурные формы не имеют в настоящее время аналогов. Восьмигранная башня со шлемовидной главой, возвышающаяся над 8-лепестковым нижним ярусом. Передан РПЦ в сер. 1990-х годов, освящен 3 янв. 1998 г.

Церковь Илии Пророка в Теплых рядах
Построена в 1518-1520 гг., вероятно как главный храм Ильинского монастыря. С XVII века — при Новгородском подворье. В середине XIX века встроена в здание Теплых рядов. Одноглавый трехапсидный храм на подклете с подвалом. Сохранились три яруса поздней колокольни. Закрыт в 1923 г., службы РПЦ возобновлены в 1995 году.

Собор Иконы Божией Матери Смоленская в Новодевичьем монастыре
Смоленский Собор – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. в царствование великого князя Василия III в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Строительство собора приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора). Собор велик. Высота его от уровня пола (т.е. не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Собор известен тем, что именно в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. В соборе пребывает чтимая икона Смоленской Божией Матери (список середины XV века). Собор до сих пор находится в ведении музея ГИМ.

Церковь Анны праведной Зачатия, что в Углу
Впервые упоминается под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать — постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга. В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню. После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик. В начале XVI века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня). Колокольня середины XVIII века разобрана при реставрации в 1955-58 гг. Закрыта не ранее 1929 г. Вновь освящена РПЦ в 1994 году.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Храм — один из шедевров зодчества мирового значения. С 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь, такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (по преимущество крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому, в последствии запрещённому Никоном во время церковных реформ второй половины XVII века. Есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола, будущего Ивана IV Грозного. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково
Храм сооружен в 1547 г. по указу царя Ивана Грозного в связи с венчанием его на царство, а также как моление о даровании наследника. Многие древние рукописи указывают, что зодчими были Барма и Постник, создатели уникального храма Василия Блаженного на Красной площади.
Дьяковская церковь в некоторых своих чертах предвосхищает собор Василия Блаженного и по убеждению историков зодчие смотрели на нее как на идею, которую они развили и усложнили в своем будущем проекте.

Церковь Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе
Древний каменный одноглавый бесстолпный кубический храм с редкой двухапсидной алтарной частью. Значительно искажен позднейшими пристройками. Южный, Никольский, приделы конца XVII в. (перестроены в 1739-1741 годах), под ним престол мц. Екатерины. Двухъярусная колокольня и северный придел Рождества Предтечи – 1798 года. Храм закрыт в 1929 г., реставрировался в 1970-е. Богослужения РПЦ возобновлены.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)
Выдающийся памятник русского зодчества. Построен царем Иваном Грозным в 1555-1561 гг. в память покорения Казани (1552) на месте временной деревянной церкви. Верхние престолы: Покрова Богородицы (центр), Св. Троицы (восток), Входа в Иерусалим (запад), Григория Армянского (северо-запад), Александра Свирского (юго-восток), Варлаама Хутынского (юго-запад), Иоанна Милостивого (бывшие Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток), Николая Чудотворца Великорецкого (южный), Адриана и Наталии (бывшие Киприана и Иустины) (север). Внизу — церковь Василия Блаженного (1588) с приделом Иоанна Блаженного (бывшем Риз Положения, затем Рождества Богородицы, нынешнее имя с 1916 г.). Собор закрыт в 1929 году. Филиал Исторического музея. Редкие богослужения РПЦ с 1990 г.

Церковь Космы и Дамиана Римских, что в Старых Панех
Храм выстроен на месте сгоревшей в 1564 г. одноименной деревянной церкви. В 1640 году с севера пристроена Успенская церковь, интересная шатровым завершением. Был также придел Иоанна Златоуста, упразднённый в 1878 году. Трапезная и колокольня, возведённые в 1803-м, разобраны при реставрации 1926-1927 годов. Храм закрыт в 1929 г., сильно перестроен, богослужения возобновлены в 1995-м, освящён во имя Космы и Дамиана Римских, хотя до революции, вероятнее, был посвящён Ассийским свв. братьям. К настоящему времени полностью отреставрирован северный придел.

Церковь Амвросия, епископа Медиоланского, в Новодевичьем монастыре
Церковь из белого камня была сооружена предположительно в 1560-х гг. и первоначально была посвящена Иоанну Предтече. Храм, примыкающий к Ирининым палатам, был домовой церковью. Расположенное рядом с церковью двухэтажное здание служило трапезной до постройки новой с Успенской церковью. Третье здание, входящее в ансамбль церкви, предположительно сооружено в конце XVI в. и скорее всего, использовалось царицей Ириной Годуновой. За годы своего существования церковь неоднократно перестраивалась, в частности в XVII в. были переделаны своды. Позже в конце XVIII века церковь была переосвящена в честь Амвросия Медиоланского. После событий 1917 года, монастырь был упразднен. Церковь закрыта в конце 20-х годов прошлого столетия. Помещение храма использовалась, как жилое и как хранилище Государственного Исторического музея. С 1994 года здание церкви находилось в совместном пользовании РПЦ и ГИМом. 22 марта 2010 Новодевичий монастрь возвращен РПЦ. В церкви Святого Амвросия епископа Медиоланского (Миланского) проводятся богослужения.

Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (старый)
Располагающийся посреди южной части территории Донского монастыря, ныне именуемый Малым или старым собором, Собор Иконы Божией Матери Донская был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим – Борис Годунов. Так или иначе, Годунов в своей вотчине Хорошево вскоре строит Троицкий храм по образцу Донского. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. На такое название повлияло и то, что на месте этого собора в 1591 году, во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея находилась походная церковь преподобного Сергия в главном стане русских. Из-за этого, сразу после основания, монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма. В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников.

Церковь Николая Чудотворца в Сабурово
Церковь Николая Чудотворца, расположенная в селе Сабурово на реке Москве в приселке села Коломенского, была построена в 1595г. Село это принадлежало небезызвестному боярскому роду, давшему название местности у Москвы-реки. В начале XVIII века село было пожаловано Нарышкиным и принадлежало им около ста лет, после чего еще дважды сменило владельцев. О строительстве в селе каменной маленькой церкви сохранилось очень мало свидетельств: собственно дата постройки и то, что при ней не было трапезной и колокольни. Сильная перестройка храма была в 1693-1695 гг., в XIX веке была пристроена широкая новая трапезная и трехъярусная шатровая колокольня. Церковь, уцелевшая во время войны 1812 года, действовала до 1939 г. Советские власти ее закрыли и устроили в ней гараж. Во время войны была разрушена колокольня. В 1960-х гг. в храме была открыта механическая мастерская, для чего к нему пристроили подсобные помещения, окончательно обезобразившие маленькое здание. В 1980-х гг. в районе Москворечье-Сабурово собрались строить новый большой микрорайон, и заодно было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины. Церковь возвратили верующим в 1990 г., а с 1991 г. она уже была открыта для богослужений.

Церковь Троицы Живоначальной в Хорошево
Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598 г. (по другим источникам — в 1596 г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593 гг.) собор Донского монастыря, о котором рассказано выше. Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову. Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964 гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

ТУТ ПРОДОЛЖЕНИЕ – Московские храмы XVII века

Предыдущие мои рассказы о Московских и Подмосковных храмах:
Часть 1. Старообрядчество: Москва — Рогожская слобода
Часть 2. Старообрядчество: Московские храмы (белокриницкие)
Часть 3. Старообрядчество: Московские храмы (Преображенка и другие)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2)
Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы

Tags: РПЦ, москва, православие, раскол, рпсц, старовер, старообрядчество

россия — москва | Успенский собор (Кремль, …

Успенский собор (Кремль, Москва, Россия) местопребывание храма было перенесено сюда из Владимира в 1326 г. Массивные известняковые стены и идеально пропорциональные пять золоченых глав придают собору некую суровую безмятежность и задают тон величественному ансамблю Соборной площади Кремля.Сегодня собор стоит на месте Первая в Москве каменная церковь, построенная в XIV веке Иваном Калитой по совету митрополита Петра, напоминающая Успенский собор XII века в древнем городе Владимире, заменила еще более старые постройки, в том числе деревянную церковь, датируемую 12 века и каменное здание 13 века.Через год после постройки собора Москва стала столицей л Владимиро-Суздальского княжества, а позднее столица всей Руси. К концу 15 века собор пришел в упадок, и Иван III приказал построить величественную замену, чтобы почтить вновь обретенную силу и могущество Москвы. В 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин начали работу над новым собором, но два года спустя, незадолго до его окончания, столицу Руси потрясло редкое землетрясение, и здание рухнуло. Знаменитый итальянский архитектор Альберти Фиораванти был приглашен в Москву в 1475 году для проектирования и строительства замены, и он сразу же приступил к изучению образцов традиционной русской архитектуры в древнерусских городах Владимире, Суздале и Новгороде. Замыслы итальянца прекрасно соответствовали русским церковным традициям, и фундамент нового собора был заложен в 1475 году и закончен всего через четыре года, когда здание было освящено митрополитом Геронтием. Последующая история собора ясно отражает его роль центрального храма России на протяжении более 400 лет. Это было место коронации первого русского царя, Ивана Грозного, в 1547 году, и именно здесь короновались все императоры, начиная с 1721 года, а также инаугурировались и хоронились митрополиты и патриархи Русской православной церкви. Собор страдал во времена смут так же, как и население Москвы; в 1812 г. там ставила лошадей наполеоновская кавалерия, а в 1917 августа попал под артиллерийский обстрел во время боев между большевиками и белыми войсками. После перехода большевистского правительства в Москву последняя пасхальная служба в соборе была проведена в 1918 году с специального разрешения Ленина, и собор был закрыт, а службы запрещены в течение следующих семи десятилетий. Легенда гласит, что зимой 1941 года, когда немецко-фашистские войска уже подошли к окраинам охваченной боями Москвы, Сталин тайно распорядился провести в Успенском соборе молебны о спасении страны. Единственная другая месса, разрешенная в соборе, была в 19 г.89, в ознаменование 300-летия Русской Патриархии. Наконец, в 1990 году церковь была вновь открыта для публики, и в ее истории был создан музей. Несмотря на высокий статус собора как дома Русской православной церкви, его внешний вид столь же удивительно прост, как и Владимирский собор, которому Фиораванти было приказано подражать. Его фасады из светлого известняка украшены только кирпичными сводами, порталами с трех сторон и серией фресок, защищенных фронтонами, которые были добавлены с восточной и западной сторон в 1660-х годах. Интерьер Успенского собора просторный и светлый и сплошь покрыт светящимися фресками, которые первоначально были созданы знаменитым иконописцем Дионисием и его командой художников, но позже отреставрированы в 1640-х годах и еще раз в советское время. По традиции в православных церквях, на западной стене собора изображен Апокалипсис, изображающий Христа в окружении святого воинства и грешников, доставленных в сатанинские глубины ада внизу. Верхние ярусы северной и южной стен иллюстрируют жизнь Богородицы, а колонны собора украшены картинами с изображением святых и мучеников. Пять куполов собора символизируют Иисуса в окружении четырех евангелистов и украшены изображениями Христа. На западной стене изображен Судный день, напоминающий религиозным посетителям церкви о грядущих испытаниях. Центральная часть собора отделена от алтаря традиционным для русского православия пятиярусным иконостасом, высота которого в данном случае составляет 16 метров. Иконостас датируется в основном 1652 годом, но в него включены несколько более старых икон, в том числе две, приписываемые самому мастеру Дионисию, и одна, датируемая XII веком. Эта коллекция икон, насчитывающая около шести столетий, имеет огромную историческую и художественную ценность. Русский православный иконостас состоит из ярусов или рядов икон с изображением разных святых и праздников, относящихся к отдельному храму. В первом и нижнем ряду представлены местные иконы, в том числе икона, которой посвящена церковь. В Успенском соборе местный чин был символом единства нового Российского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. Второй чин называется «деисусный», от древнегреческого слова «деисус», означающее заступничество, а третий чин является праздничным чином и содержит иконы, изображающие главные праздники Православной Церкви. Четвертый ярус изображает пророков, а последний пятый ярус украшен изображениями праотцов церкви. Стены собора украшают и другие иконы, в том числе копия почитаемой Владимирской иконы Божией Матери (ныне находится в Третьяковской галерее), которая, как считается, была написана самим святителем Лукой и спасла Москву от гибели. армия Тимерлейна. Следует также отметить икону Спаса Огненного Ока XIV века, считающуюся одним из лучших образцов тонкого мастерства Владимиро-Суздальской школы. В соборе также представлены замечательные произведения русского прикладного искусства. К ним относятся богато украшенные металлические гробы гробниц митрополитов и патриархов Православной церкви и каменное Патриаршее место XVI века, встроенное в один из столпов собора и место, где сидел глава церкви, когда не совершал богослужения. Посетители также должны обратить внимание на внушительный Трон Мономаха, увенчанный шатровым пологом и искусно вырезанный из дерева для Ивана Грозного в 1551 году. Название Мономах происходит от легендарных походов великого князя Владимира, которые изображены на его резьбе. Героический вождь якобы получил от византийского императора Константина IX знаменитую Корону Мономаха, тем самым подтвердив притязания Москвы на «Третий Рим» и наследника Византии. Собор освещают двенадцать люстр из позолоченной бронзы и несколько многоярусных канделябров, датируемых в основном XVII веком. Наиболее впечатляющим является Люстра Урожая с 46 ветвями, сделанная из 5330 кг серебра, украденного из собора в 1812 году Наполеоном и его французскими войсками и подаренная казаками, которые вернули украденную добычу.

 

 

 

Dormition Cathedral

  1. Home
  2. Russia
  3. Moscow
  4. Kremlin
  5. Kremlin Cathedrals
  6. Dormition Cathedral
источник: mosguides. ru

Успенский собор расположен в центре Соборной площади, ориентируя вокруг себя все остальные памятники. Этот монументальный храм считается главным храмом земли русской. На протяжении веков он был связан с важными событиями в жизни страны. Именно здесь короновались русские цари (в 1547 г. — царь Иван Грозный, в 1721 г. — Петр I) и избирались главы Русской церкви, оглашались правительственные указы и молились перед военными походами. Митрополиты нашли здесь и свое последнее пристанище. Но прежде чем Успенский собор стал таким важным, он прошел через немало испытаний.

История Успенского собора началась в XII–XIII веках, когда по приказу московского князя Даниила Александровича на месте старой деревянной церкви был построен первый Успенский собор. Он просуществовал около четверти века.

В 14 веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, чтобы сделать его самым величественным и пышным на Руси. На то была веская причина. В связи с переездом митрополита Владимира в Москву столица нуждалась в новом храме, который по красоте и величию мог бы затмить собор во Владимире. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Сначала строительством собора руководили русские зодчие, но во время возведения сводов храм обрушился. Монарх пригласил новых мастеров — известного архитектора из Италии Аристотеля Фиораванти и его учеников. Фиораванти закончил строительство к 1477 г. В 1479 г.состоялось торжественное освящение Успенского собора. В новом Успенском соборе нашли отражение лучшие достижения древнерусского зодчества и итальянской школы. Украшенный пятью золотыми куполами, собор поражал современников своей красотой, строгостью и величием, хотя и совсем небольшим. Парадный храм до сих пор поражает гармонией и пропорциональностью всех архитектурных форм. Успенский собор в Кремле открыл новую главу в истории русской архитектуры. Он затмил собой все ранее существовавшие русские храмы вплоть до конца XVII века и послужил образцом для подражания, открыв тем самым совершенно новую эпоху в архитектуре. В соборе три часовни. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Вход в здание охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. На арках изображены фигуры святых. Над ними изображение Богородицы с младенцем. Эти разноцветные фрески были написаны неизвестными русскими художниками XVII века.

Архитектура и фрески храма создают образ космоса. Арки собора символизируют небо, поддерживаемое колоннами собора. Интерьер собора создавался лучшими художниками того времени. Внутри собора находится большой парадный зал. Уникальная настенная живопись, иконы и разнообразная церковная утварь считаются бесценными произведениями мирового искусства. В Успенском соборе находится традиционный для русских церквей великолепный пятиярусный иконостас. Каждая эпоха оставила в Успенском соборе свои памятные следы. В 1551 году, при Иване Грозном, резчики по дереву изготовили и установили в храме так называемое «Мономахово место» или «Мономахов трон». Ножки трона представляют собой четыре резных деревянных зверя, а стены трона покрыты барельефами, изображающими коронацию Владимира Мономаха в Константинополе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *