Наталья фонвизина: Наталья Дмитриевна Фонвизина

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Именно так, во множественном числе — «декабристов». Ибо Наталья Дмитриевна Фонвизина, яркая и весьма неординарная женщина, сначала связала свою судьбу с Михаилом Фонвизиным, а после его смерти — с лицейским другом А. С. Пушкина — Иваном Пущиным.

В 1803 (по другим данным — в 1805) году в семье помещика Апухтина, предводителя костромского дворянства, родился долгожданный ребенок — дочь Наталья. Семья ее была достаточно известной: дед по отцовской линии участвовал в суде над Емельяном Пугачевым, дед по материнской — руководил Московским университетом. Его звали П.И. Фонвизин. Знаменитому драматургу он приходился старшим братом.

Наталья Фонвизина росла избалованным ребенком. Ей предсказывали, что «жизненный путь ее будет усыпан цветами».

Действительно, девочка была весьма неординарной личностью. Унаследовав набожность матери, она с увлечением читала жития святых. Потом ей захотелось аскезы, и она начала носить вываренный в соли жесткий пояс, загорать часами — чтобы испортить кожу на лице. А в 14 лет она вообще вздумала, переодевшись юношей и взяв себе имя Назарий, сбежать в монастырь. Ее догнали и вернули домой. В 16 лет отказала всем претендентам на руку и сердце и вышла замуж за… двоюродного дядю, М. А. Фонвизина, который был на 17 лет ее старше.

История этого замужества несколько загадочна. С одной стороны, известно, что ее отец задолжал огромную сумму денег родственникам своей жены, и этот брак, дескать, позволял аннулировать долг. С другой — говорят, что Наталья Фонвизина была влюблена в некоего ухажера Рунсброка, но тот сбежал, узнав о финансовых проблемах семьи. Но, возможно, романтическая история — лишь плод фантазии самой Натальи. Например, некоторые исследователи пишут, что брак девушки был давно согласован, а человека по фамилии Рунсброк вообще не существовало. Так в семье было принято называть Михаила Александровича Фонвизина.

То, что Фонвизин состоял в тайных обществах — «Союзе спасения», «Союзе благоденствия», а после его роспуска — в «Северном обществе декабристов», и участвовал в подготовке восстания декабристов, разумеется, никто не подозревал. Даже когда его приехали арестовывать, он уговорил не делать это на глазах его беременной жены — Наталья в тот момент ждала второго ребенка.

Но тайное вскоре стало явным, и Наталья Фонвизина, оправившись от родов, приехала в Петербург, а затем решила оставить детей на попечение своих родителей и последовала за супругом в Сибирь. Там у них родились еще двое детей, но малыши не выжили.

Позже Фонвизины отправились на поселение в Енисейск. Там неугомонная Наталья Дмитриевна активно занималась благотворительностью, много переводила, первой в городе увлеклась цветоводством, вела активную переписку. Так, среди ее респондентов были Ф. М. Достоевский и М. В. Петрашевский, священники.

Духовным лицам она каялась в своих пылких страстях, ассоциируя себя то с Назарием, то… с пушкинской Татьяной Лариной. Дело в том, что ей как-то сказали, будто она похожа на эту литературную героиню, и Фонвизина настолько в это уверовала, что стала называть себя прототипом Татьяны, «вспоминая» различные эпизоды из своей жизни, которые, якобы, нашли отражение в романе в стихах.

Петрашевцам Наталья Дмитриевна Фонвизина всячески сочувствовала и помогала, особенно после того как узнала, что один из ее сыновей сам принадлежит к этому кружку.

Там же, в ссылке, Н.Д. Фонвизина близко сошлась с друзьями мужа, в том числе П.С. Бобрищевым-Пушкиным и И. И. Пущиным, лицейским другом Пушкина. А еще в семье Фонвизиных воспитывались дети знакомых местных жителей.

Когда в 1853 году Фонвизину разрешили вернуться из ссылки, он поселился в имении своего брата — в селе Марьино Бронницкого уезда, под строжайшим надзором полиции, без разрешения выезжать в Москву или Петербург. Правда, в Бронницах супруги прожили всего год — весной 1854-го Фонвизин скончался.

Похоронив мужа у стен Архангельского собора, Фонвизина некоторое время жила у друзей в Москве, а потом решила ехать в Сибирь, к давно влюбленному в нее И. И. Пущину. Вскоре после той поездки Пущина амнистировали, он приехал в Петербург и через несколько месяцев обвенчался с Натальей Дмитриевной. Но здоровье декабриста уже было существенно подорвано, друзья говорили, что он «походил на отжившего старика». Вместе Пущин и Фонвизина прожили около двух лет.

Наталья Дмитриевна пережила своего второго мужа на 10 лет, хотя последние годы тяжело болела. Она похоронена на кладбище Покровского монастыря в Москве.

Личности России.


Фонвизина, Наталья Дмитриевна | это… Что такое Фонвизина, Наталья Дмитриевна?

Наталья Дмитриевна Фонвизина (урождённая Апухтина) (1 апреля 1803 (1805) — 10 октября 1869 года) — жена декабриста Михаила Фонвизина, затем декабриста Ивана Пущина.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Дети
  • 3 Литературный прототип
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Биография

Родилась в дворянской семье. Отец — Дмитрий Акимович Апухтин (1768 год — 1838 год), помещик, предводитель костромского дворянства. Мать — Марья Павловна Фонвизина (1779 год — 1842 год). Дед — Апухтин Иоаким Иванович губернатор Симбирского и Уфимского наместничества в 1783 — 1784 годах, член суда над Е.  И. Пугачевым.

С детства была балованным ребёнком. В альбоме её матери какой-то поэт предсказывал, что «жизненный путь её будет усыпан цветами», а 5 августа 1811 года там же оставил своё стихотворение Жуковский:

Тебе вменяют в преступленье, что ты милее всех детей!
Ужасный грех! И вот моё определенье:
Пройдёт 5 лет и 10 дней! Не будешь ты тогда милее всех детей!
Ты будешь страх сердец и взоров восхищенье!

Мать её была женщина сентиментальная и набожная, её религиозная экзальтированность передалась и дочери. Наталья с детства зачитывалась житиями святых, в 14 лет жаждала аскетических подвигов для чего носила жёсткий пояс, вываренный в соли, часами стояла на солнце, чтобы испортить кожу лица. Однажды ночью, переодевшись мальчиком с именем Назарий, бежала в монастырь, но с дороги была возвращена. В 16 лет отказывала всем женихам, а в сентябре 1822 года вышла замуж за своего двоюродного дядю М. А. Фонвизина, хотя и была влюблена в другого, так как этой свадьбой покрывался долг её отца.

Современники отмечали некоторое сходство её судьбы с судьбой героини романа Пушкина «Евгений Онегин» Татьяной Лариной, так что она уверилась, что поэт писал героиню с неё, и позднее она сама себя порой называла Таней.

После ареста мужа по делу декабристов приезжает в Санкт-Петербург. Тайно переписывается с мужем. Через некоторое время уезжает в Москву, где 4 февраля 1826 года у неё родился второй сын. В апреле 1826 года Наталия Дмитриевна ещё раз приезжает в Санкт-Петербург. Оставив сыновей на попечение матери, последовала за мужем в Сибирь. Прибыла в Читу в марте 1828 года. В Чите болела. «Бессонницы её сопровождались видениями, она кричала по ночам, на неё находили порывы непреодолимого страха, при нервных припадках ей угрожала немедленная смерть». Многим казалось, что она лишилась рассудка. Вслед за мужем переехала в Петровский завод в 1830 году. В Петровском заводе родила двоих детей, которые умерли в раннем возрасте.

По указу от 8 ноября 1832 года М. А. Фонвизин был отправлен на поселение в Енисейск.

Сначала местом их поселения был назначен Нерчинск. Родственники Фонвизиных выхлопотали им разрешение на Енисейск. Фонвизины прибыли в Енисейск 20 марта 1834 года. Только после теперь здоровье её несколько поправилось. В Енисейске занималась благотворительностью, переводами, шитьем, первой в городе начала выращивать цветы. Подружилась с друзьями мужа, из которых особенно сошлась с П. С. Бобрищевым-Пушкиным и И. И. Пущиным.

Много времени проводила в беседах и переписке с духовными лицами. В письмах помимо отвлечённых религиозных вопросов и аскетических мыслей она подробно каялась в пылких страстях, в чувственных поступках. «Назарий» и «Таня» постоянно переплетались в её письмах. «Я вся соткана из крайностей и противоположностей: всё или ничего — был девиз мой с младенчества».

3 марта 1835 года Фонвизиным было разрешено переехать в Красноярск. Выехали из Енисейска не ранее декабря 1835 года. Разрешено переехать в Тобольск 30 октября 1837 года, прибыли в Тобольск 6 августа 1838 года.

В семье Фонвизиных воспитывались дети жителей Тобольска (Мария Францева, Николай Знаменский и др.).

В 1850 году в Тобольске добилась свидания в тюрьме с Ф. М. Достоевским, М. В. Петрашевским и другими петрашевцами. От Петрашевского узнала, что её сын Дмитрий также принадлежал к кружку петрашевцев. Оказывала петрашевцам помощь.

В возрасте 45 лет отказалась от внешнего благочестия, увлеклась танцами и стала «притчей во языцах, благодаря своему поведению, несогласному с жизнью в духе».

13 февраля 1853 года Фонвизину было разрешено вернуться на родину, и жить в имении брата Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург.

Выехали из Тобольска 15 апреля 1853 года. Прибыли в Москву 11 мая 1853 года, а уже 12 мая 1853 года отправлены в Марьино. Фонвизин умер 30 апреля 1854 года в Марьине, похоронен в Бронницы у городского собора.

Некоторое время вдова декабриста Михаила Фонвизина Наталья Дмитриевна жила в доме Грушецких, майора Павла Васильевича Грушецкого, в Москве, ул. Мещанской, дом № 14.[1] Грушецкие были в родстве с Фонвизиными, через И. А. Фонвизина, отца известного драматурга. Ещё Павел Васильевич был братом Е. В. Грушецкой, матери декабриста Михаила Бестужева-Рюмина, к тому же он был в близком родстве с братьями-декабристами Муравьёвыми-Апостолами.

В переписке Наталья Дмитривна признавалась И. Пущину, что «Михаил был ангел, но не подходил к её буйному темпераменту». В возрасте пятидесяти лет она писала ему:

Не хочу я твоей тёплой дружбы, дай мне любви горячей, огненной, юношеской, и Таня не останется у тебя в долгу: она заискрится, засверкает, засветится этим радужным светом.

В 1856 году Наталия Дмитриевна ездила в Тобольск. Вероятно, посещала Ялуторовск, где жил И. И. Пущин. В августе 1856 года по манифесту Александра II И. И. Пущин был амнистирован. В декабре 1856 года Пущин приехал из Сибири в Санкт-Петербург. В мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина, Эрастово состоялся брак Пущина с Наталией Дмитриевной. Однако Пущин не нашёл счастья в этом позднем браке и под венцом «походил на отжившего старика», хотя Наталья Дмитриевна и находила его «молодцом».

3 апреля 1859 года Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла 10 октября 1869 года. Похоронена в бывшем Покровском монастыре. Могила не сохранилась.

О внешности Натальи Дмитриевны княгиня М. Н. Волконская писала так: «У неё было совершенно русское лицо, белое, свежее, с выпуклыми глазами; она была маленькая, полненькая». А Лорер находил её «одной из прелестнейших женщин своего времени; особенно хороши были её голубые, светлые глаза»

Дети

  • Дмитрий (26 августа 1824 года — 30 октября 1850 года), студент Петербургского университета, петрашевец, умер от чахотки в Одессе в семье П. Н. Поливанова;
  • Михаил (4 февраля 1826 года — 26 ноября 1851 года), отставной подпоручик Преображенского лейб-гвардии полка, умер в Одессе;
  • родившиеся и умершие в Петровском заводе — Богдан (1832 год), Иван (1834 год).

Литературный прототип

Наталья Дмитриевна называется одним из прототипов Татьяны Лариной романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

В 1856 году Л. Н. Толстой хотел написать роман «Декабристы». Толстой встречался с декабристами, читал их воспоминания, включая «Исповедь» Н. Д. Фонвизиной. Вероятно, главной героиней романа «Декабристы» Л. Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну.

Литература

  • В. Колесникова «Усладительная болезнь моего сердца…» Журнал «Наука и религия», № 10, 1991
  • Русские портреты XVIII—XIX столетий. Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. II вып III. № 78.

Ссылки

Биография Н. Д. Фонвизиной

Примечания

  1. Владимир Муравьев Святая дорога. — ПРОСПЕКТ МИРА. ЧЕТНАЯ СТОРОНА.

Портрет Натальи Дмитриевны Фонвизиной (1803-1869). Анонимный, Фотография, картинка и права на изображение. Рис. FAI-15834

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас.

..

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-15834 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3453 х 4724 пикселей — 29.

2 х 40 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Гендерный опыт | Полезно для души: история исповеди в Российской империи

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДобро для душ: история вероисповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг.)45) Оксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Оксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Кизенко, Надежда, «Гендерный опыт», «Хорошо для душ: история исповеди в Российской империи» (

Oxford , 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 23 сентября 2021 г. ), https://doi. org/10.1093/oso/9780192896797.003.0005, по состоянию на 23 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Оксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Оксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Глава 4 исследует исповедь в первой половине девятнадцатого века через гендерную призму. Поскольку мужчины часто служили в армии или занимали государственные должности, их с большей вероятностью подозревали в заговоре или государственной измене, и они сталкивались с признанием в качестве средства дисциплины и наблюдения. В результате их изображения исповеди показали ее внешнюю, социальную и политическую сторону. Напротив, женщины стали подходить к исповеди как к автобиографическому повествованию и форме частного литературного производства, стремясь к более тесным отношениям со своими отцами-исповедниками. Сакраментальная исповедь стала частью текстового процесса русского женского чтения, благочестия и жизнеописания. Как из-за того, что женщины ходили на исповедь в большем количестве, так и из-за их стремления к более осмысленной исповеди исповедь становилась все более женским явлением.

Ключевые слова: Император России Александр I, Степан Жихарев, Федор Тютчев, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Николай Огарев, пол, митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Игнатий (Брянчанов), Восстание декабристов, Николай Гоголь, Иосиф Виельгорский, Екатерина Новосиль цева, Наталья Фонвизина, Алексей Корзухин

Предмет

Европейская историяНовая история (с 1700 по 1945)

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *