Летопись об олеге: Летопись смерть олега от своего коня читать. Смерть вещего олега

Новгородская летопись о смерти Олега Вещего | Познавательный сайт Узнайка Ком

Нет у нас в стране человека, который со школьных лет бы не слышал о Вещем Олеге. Этот князь успешно воевал с хазарами и с Византией и даже гордо повесил на память на врата Константинополя свой боевой щит. С помощью ильменских словен он завоевал Киев и утвердил в Киеве столицу вновь образованного единого древнерусского государства. Но при этом, многие события, связанные с жизнью этого знаменитого князя, остаются неясными. Что он делал в последние годы жизни? Где и когда скончался?

Согласно наиболее популярной версии, содержащейся в знаменитом Киевском летописном своде начала XII столетия, Повести Временных Лет, Олег умер в 912 году от укуса змеи и похоронен в Киеве. Однако, как еще сто лет тому назад отмечал крупный российский летописевед Алексей Александрович Шахматов, вероятно, киевский летописец просто вставил сообщение о смерти князя в статью о смерти его антагониста, знаменитого в раннем средневековье византийского императора Льва VI, о дате смерти которого в XII веке были вполне точные сведения. В этой связи, весьма любопытны сообщения арабского источника о великом русском князе H-l-g-v, который еще в 940-х годах совершил неудачный военный поход на Византию, а затем пошел войной на Иран, где пал в битве. Нет сомнения, что H-l-g-v — это обозначение имени Олега. Только Олег Вещий был в первой половине X века великим киевским князем. Значит, он жил до 940-х гг? Интересные сведения об этом дает сообщение Новгородского Остромирова свода середины XI века, отраженное в младшем изводе Новгородской I летописи. Согласно нему, он жил еще в 922 году. В тот год он совершил удачный поход на Константинополь и тогда-то и повесил свой щит на его ворота. Восторженные жители Киева радостно его встретили и в восхищении прозвали Вещим. Сразу же после этого, под тем же годом, летописец вдруг приписал, что Олег отправился в Новгород, а затем далее и погиб не то за морем, не то в Ладоге от укуса змеи и похоронен в Ладоге. Однако, это сообщение никак не вяжется с общим связным повествованием и выглядит, как отдельная приписка к связному тексту о победном походе на Византию и радости соплеменников. Если бы это было логически связным и органичным продолжением этого рассказа, то летописец бы вставил типичный оборот «в то же лето». Но он этого не сделал, поскольку писал не продолжение повести, а вставлял отдельный кусок. Просто новгородский летописец просто не знал точной даты смерти Олега, поэтому и втиснул повесть о его смерти в рассказ о его последнем известном предприятии — походе на Византию. Хотя, это отнюдь не значит, что Олег умер в том же году. Значит, он мог жить и значительно дольше. И править Киевом. Но как описанное в восточном источнике его правление в 940-х годах вяжется с русскими известиями о том. что в те годы уже давно правил его преемник Игорь Рюрикович? Новгородская летопись и на это дает ответ. Еще за два года до вышеупомянутого победного похода Олега На Византию, в 920 году, Игорь сам, без участия Олега, посылает на Византию войска. Но поход окончился неудачей, и на другой год Олег и Игорь пристроили вернувшихся на Русь побежденных войнов — кривичей, киевских полян и новгородских словен. Значит, к тому времени Олег и Игорь были соправителями. А значит, в 940-х годах тоже могли править вместе, что-то брал на себя один, а что-то другой.

Таким образом, благодаря новгородскому летописцу, все становится на свои места. Олег живет по крайней мере, в 922 году (а возможно и дальше, ибо точной даты его смерти новгородский летописец не знает) и как минимум, с 920-х годов, Игорь начинает править вместе с Олегом. Это подтверждает достоверность сообщения восточного источника о правлении великого русского князя Олега в 940-х годах. Жизнь и смерть Вещего Олега таким образом, оказывается далекой от хрестоматийного легендарного образа, взятого из буквального прочтения Повести Временных лет. Но реальная жизнь этого князя становится не менее славной и интересной. И правил долго. И погиб не от павшего коня, а на войне, отстаивая Каспийскую торговлю Русского государства.

7 класс. Литература. Творчество А.С. Пушкина. — А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Комментарии преподавателя

Всем известно, что Пушкин хорошо знал историю нашего народа, интересовался трудами историков прошлого и часто перечитывал летопись, которая называется «Повесть временных лет».

Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, двинулся на юг.

Рис. 1. Иллюстрация (Источник)

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство  Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.

Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.

Рис. 2. Князь Олег (Источник)

Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».

Анализ «Песни о Вещем Олеге»

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника. Название, которое дал А. С. Пушкин своему произведению, «Песнь», указывает на связь ее с народным творчеством, с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

Словарная работа

Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности.

Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Первый серьезный внешний враг Киевской Руси.

Дружина – княжеское войско.

Тризна  часть языческого погребального обряда у восточных славян.

Композиция

Вступление. Князь Олег с дружиной.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Основная часть. Предсказание. Судьба князя Олега.

Предсказание:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда:

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан. 

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего».

Рис. 3. «Песнь о вещем Олеге».  Худ. В. Васнецов (Источник)

Олег властен, недоверчив. Кудесник спокоен, смел, горд.

Прощание  с конем:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте, кормите отборным зерном; Водой ключевою поите».

Олегу грустно, жаль своего умирающего товарища, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.

Концовка. Наследники князя Олега.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

О событии не только повествуется, но создается определенный образ, влияющий на читательское восприятие героя.

Вот, что писал сам А. С. Пушкин о том сюжете, который лег в основу его «Песни о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Вывод.   А. С. Пушкин не только осмыслил политический смысл предания старины глубокой, но и донес до нас историю жизни и смерти вещего князя Олега, создал яркий, запоминающийся образ и характер.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-s-pushkin-pesn-o-veschem-olege?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=3barFu3kVtE

Трата времени | Harper’s Magazine

Из «Хроник голодающего», , который готовится к публикации на Deep Vellum. Сенцов был арестован в 2014 году за протест против аннексии Россией его родного Крыма и провел пять лет в колонии строгого режима, где объявил голодовку, которая длилась 144 дня. В настоящее время он воюет в Территориальных войсках обороны Украины. Переведено с русского.

день четвертый

Меня посадили на постельный режим! Это реальная помощь во время голодовки: можно согреться и расслабиться, сберегая при этом энергию и тепло тела. Сегодня днем ​​я пролежал в постели несколько часов и в конце концов уснул.

Мне приснилось, что мой отец стоит рядом со своим красным Москвичем, а я в Пежо, который у меня был до моего последнего. У меня отказали тормоза, и я не мог припарковаться рядом с ним. Мой отец, казалось, не смотрел на меня, а вместо этого разговаривал с кем-то в придорожном киоске. Все это происходило в моем родном селе, на повороте, ведущем от гаража, где он работал, к детскому саду, где работала моя мама. В конце концов мне удалось припарковать машину немного выше по улице, рядом с другими, а не на том опасном повороте. Это было пределом моей мечты. Коротко, но ярко, как в реальности. Говорят, что общение с умершими есть признак скорби, но мы, кажется, не обменялись друг с другом ни словом; он даже не посмотрел на меня.

За моим окном снова шел снег. Мне, южанину, странно видеть снег в середине мая, так как к нам в Крым уже пришла бы жара и клубника уже созрела бы. Пришел один из тюремных надзирателей, начальник моего отряда: он капитан, хороший парень. Это он принес мне два письма от моей семьи в мою первую ночь здесь. Сегодня я отдала ему письмо для мамы, и он вручил мне бумажку, в которой говорилось, что в случае неотложной медицинской помощи меня будут кормить насильно. После этого он ушел. Я хотел сказать ему, что если бы все полицейские были такими, как он, преступников, наверное, было бы меньше, но у нас не было времени обсуждать такие вещи.

день пятый

Я пошел на дневной прием в медсанчасть. Это только в соседнем здании. Врач взвесил меня, затем измерил пульс, кровяное давление и еще один образец мочи. По его словам, у меня все показатели в норме, что касается голодовки.

Поскольку ко мне сейчас имеет доступ только охранник, который, по идее, отвечает за всю тюрьму, значит, моя ситуация приняла серьезный оборот. Руководство тюрьмы явно недовольно и нагнетает обстановку. Они начали транслировать ежедневную часовую лекцию о тюремных правилах и протоколе по радио. По крайней мере, Хранительница Чайника снабжает меня кипятком более-менее регулярно, не понимая, что я не столько хочу ее пить, сколько хочу ею согреться. Я пытаюсь ему это объяснить, но на этот раз он не торопится с разговором: чувствует, что надо мной сгущаются темные тучи, и быстро уходит, чтобы спрятаться в своем логове.

день шестой

Прошлой ночью я снова плохо спал: долго не мог уснуть и постоянно просыпался от холода. Мои ноги не согрелись даже утром. Тем не менее, мое общее состояние несколько стабилизировалось: голова уже не так сильно кружится, а звон в ушах уже не похож на рев далекого постоянно взлетающего самолета. Мой мозг посылает органам бодрые сообщения: держитесь, ребята, так и должно быть, все будет хорошо! Настроение у меня из-за этого более-менее спокойное. Мое подсознание начинает подшучивать надо мной, понимая, что его время придет, зная, что когда основной инстинкт, такой как голод, начнет править телом, он оттолкнет сознание в сторону. Но все это еще впереди; не скоро, надеюсь.

Сегодня утром снова испортилась погода: туман, мгла, сырость. Я решил побриться. Хранитель Клинков дал мне бритву и крем для бритья. После этого он держит все при себе, чтобы я не пошел и не перерезал себе вены. Когда я брился, я впервые за эту неделю увидел себя в зеркале. Ничего хорошего я не увидел: лучше бы вообще не смотреть. Я вспомнил отца друга из нашей деревни, у которого был цирроз печени. Вся его семья приехала к нам в гости на один праздник. Все разговаривали с ним и улыбались ему, как будто ничего не случилось, как будто не подозревая, что он ненадолго ушел. Он улыбался всем в ответ беззубой ухмылкой, и его глаза, казалось, вылезли из орбит. Я начал двигаться в этом направлении, судя по всему.

Олег Грабарь, Мухаммад Б. Мухаммад Б. Сасра, Уильям М. Бриннер и Мухаммад Б. Мухаммад Б. Сасра, Хроника Дамаска, 1389-1397

Дополнительные параметры загрузки

Олег Грабарь, Мухаммад Б. Мухаммад Б. Сасра, Уильям М. Бриннер и Мухаммад Б. Мухаммад Б. Сасра

Эта статья не имеет связанного реферата. (исправить)

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 79 898

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настроить пользовательский преобразователь — 1875 г. — Матба-и Сайид Аль-Матаби.

    Маджму Ах-И Мулла Джалал Ва Хашия-И Мир Захид Ва Аль-Та Лик Аль-Аджиб Ва Аль-Каул Аль-Мухит. , Мухаммад Мир Захид и Абд аль-Халим — 1894 — Матба-И Алави Мухаммад Али Бахш Хан.

    Аль-Ишарат Ва-Аль-Танбихат. Насир ад-дин Мухаммад ибн Мухаммад Авиценна, Кутб ад-дин Мухаммад ибн Мухаммад Туси и Рази — 1983 — Дафтар Нашр Аль-Китаб.

    Аль-Джаухар Аль-Надид Фи Шарх Мантик Аль-Таджрид. Аль-Хасан ибн Юсуф ибн Аль-Мутаххар Аль-Хилли, Насир ад-дин Мухаммад ибн Мухаммад Туси и Мухаммад ибн Ибрагим Садр ад-дин Ширази — 1984 — Бидар.

    Китаб Аль-Мадхал Ила Ма Рифат Китаб Аль-Иклиль Аль-Мусаннаф Лил-Амир Аль-Джалил Аби Али Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Ибрагим, Сахиб Аль-Джайш, Ва-Фихи Кайфийат Аль-Сахих Ва-Аль-Саким Ва-Аксами , Ва-Анва Аль-Джарх. Мухаммад ибн Абдаллах Хаким аль-Нисабури и Ахмад ибн Фарис Саллум — 2003 — Дар ибн Хазм.

    Хашият Абд аль-Хаким Ала Шарх Аль-Шамсия Аль-Шахир Би-Исмих Аль-Кутби Ва-Хашиятихи Аль-Мир. Абд Аль-Хаким Ибн Шамс Аль-Дин Сиялкути, Кутб аль-Дин Мухаммад ибн Мухаммад Рази и Мухаммад Садик Али Лакнави — 1878 г.

    — Наваль Кишавр.

    Шарх Аль-Гурра Фи Аль-Мантик. Хидр ибн Мухаммад Хабаларуди, Иса ибн Мухаммад Сафави, Альбир Насри Надир и Мухаммад ибн Али Джурджани — 1983 — Дар Аль-Машрик.

    Городская знать и арабский национализм. Политика Дамаска 1860-1920 гг. Мухаммад Муслих и Филип С. Хури — 1987 — Журнал Американского восточного общества 107 (1): 179.

    Шарх Муршидат Мухаммад ибн Тумарт. Мухаммад ибн Халил Сукуни, Юсуф Анана и Мухаммад ибн Тумарт — 1993 — Дар Аль-Гарб Аль-Ислами.

    Шарх Муршидат Мухаммад ибн Тумарт. Мухаммад ибн Халил Сакуни Аль-Ишбили, Юсуф Анана и Мухаммад ибн Тумарт — 1993 — Дар Аль-Гарб Аль-Ислами.

    Современная арабская биография Мухаммада: критическое исследование книги Мухаммада Хусейна Хайкала «Хаят Мухаммад» Современная арабская биография Мухаммеда: критическое исследование книги Мухаммада Хусейна Хайкала «Хаят Мухаммад». Роберт Б. Кэмпбелл С. Дж., Антони Весселс, Мухаммад и Мухаммад — 1975 —

    Журнал Американского восточного общества 95 (2): 303.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *