Критика бедная лиза: Критика о повести «Бедная Лиза» Карамзина: отзывы о произведении

Критика о повести «Бедная Лиза» Карамзина: отзывы о произведении

Художник
М. Добужинский
Повесть «Бедная Лиза» — выдающееся произведение русской литературы эпохи сентиментализма.

В этой статье представлена критика о повести «Бедная Лиза» Карамзина: отзывы о произведении.

А. Бестужев-Марлинский о «Бедной Лизе»:

«Карамзин привез из-за границы полный запас сердечности, и его «Бедная Лиза», его чувствительное путешествие, в котором он так неудачно подражал Стерну, вскружили всем головы. Все завздыхали до обморока; все кинулись (…) топиться в луже.»

(А. Бестужев-Марлинский, статья «Клятва при гробе Господнем. Соч. Н. Полевого», 1833 г.)

Отзыв из книги «Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений»:


«Повесть „Бедная Лиза» является лучшим образцом нашей сентиментальной повести. <…> Действующие лица повести довольно правдоподобны, как типы общечеловеческие, но грешат, как типы национальные.

В этом отношении более всех не выдерживает критики Лиза. 

Автор влагает в ее уста речи, как по содержанию, так и по способу выражения совершенно не подходящие к лицу девушки-крестьянки. Это говорить скорей образованная сентиментальная барышня. В психологическом отношении все ее поступки вполне правдоподобны: молоденькая деревенская девушка полюбила красавца-барина и в отчаянии утопилась, когда он бросил ее.

Также психологически верен Эраст — легкомысленный молодой человек, привыкший, очевидно, к любовным похождениям. Он способен сильно увлечься чувством, но способен и выпроводить из дверей простодушный предмет своей любви, лишь только начинает чувствовать пресыщение, или материальные выгоды заставляют его жениться на богатой вдове.

Тип Эраста вполне возможен и правдоподобен, как тип современный; он мог вполне существовать среди современной молодежи. Мать Лизы неправдоподобна, в том же отношении, как и сама Лиза. Она страдает неестественостью чувств, неестественностью языка.

Все произведение проникнуто сентиментальным настроением автора. <…>

Особенно характерен конец повести, представляющий блестящий образчик стиля Карамзина. Недостаки… повести, не помешали ей, однако, стать вскоре любимицей современной публики. Это нужно приписать главным образом тем глубоко-гуманным, человеческим чувствам, которыми проникуто произведение, несложности и новизне сюжета, взятого из жизни низшего сословия и обработанного так просто и задушевно.

Появление повести положило начало целому ряду подражаний ей, из которых самым удачным нужно считать „Марьину рощу» Жуковскаго. Появились элегии „К праху бедной Лизы», окрестности Симонова монастыря сделались любимым местом для сентиментальных прогулок и т. д. — одним словом „Бедная Лиза» сильно выдвинула Карамзина и сделала его любимым писателем.»

(«Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений», сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков ; Под ред. и с предисл. Владимира Рябова, 1908 г.)


Г. А. Гуковский:

««Бедная Лиза»… произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбой ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она утопилась. <…>

Образцом… психологического эксперимента была повесть «Бедная Лиза», имевшая огромный успех, открывшая современникам целый мир эмоций.

Эта повесть построена на основе сюжета, распространенного в
европейских литературах второй половины XVIII в. — о любви дворянина и простой девушки. Писатели антифеодальной настроенности видели в этом сюжете возможность показать губительные последствия сословного неравенства, возможность потрясти читателя чувством обиды за попранные человеческие права. Ничего этого нет у Карамзина.

Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу «и крестьянки любить умеют» («Бедная Лиза»).

Если сентименталисты-демократы показывали сильные и глубокие
переживания людей из народа для того, чтобы снять с этих людей ярмо феодального гнета, то Карамзин проповедует другое; так как все люди могут чувствовать одинаково, и крестьянам, так же как помещикам, доступны сладостные переживания любви, семейных радостей, «добродетелей», чувство природы, то незачем волноваться и стремиться к изменению участи крестьян: они и в крепостничестве могут быть счастливы.

Бедная Лиза не столько настоящая крестьянка, сколько идеальная оперная героиня, и ее печальная история должна не возмущать, а лишь создавать лирическое настроение. В этом — главное. Читатели и читательницы проливали слезы о бедной Лизе, и эти слезы были приятны для них, и повесть открывала им в их собственной душе богатства, ранее скрытые. Общий колорит эмоции, вызываемой повестью, все же был человеколюбив, воспитывал гуманность. <…>

Лирическая манера повествования Карамзина с самого начала повести настраивала читателя. Самый пейзаж в начале ее был дан не как простое описание, а как увертюра, вводящая в соответствующий круг эмоций.

И вот — переход к самому повествованию: «Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» Перед этой лирической темой исчезают очертания самого сюжета, до крайности упрощенного; становится совсем неважно, что Лиза и Эраст люди неравных сословий; дело не в неравенстве, а в грусти, причем ведь, в сущности, неравенство сословий и не сыграло особой роли в судьбе Лизы.

<…>

…«Бедная Лиза», открывала новые горизонты читателям, привыкшим к произведениям четкого и рационального «внешнего» смысла и не знавшим до Карамзина, что можно словом не сообщать факты и мысли, а внушать «невыразимое».»

(Гуковский Г. А. Карамзин // История русской литературы: В 10 т., Т. V. Ч. 1., 1941 г.)


В. Н. Топоров о повести «Бедная Лиза»:

«В плане карамзинского творчества «Бедная Лиза» фактически открывает десятилетие его оригинальной художественной прозы и становится некоей мерой отсчета («славное начало», — говорят о ней, если и не забывая о предыдущей прозе Карамзина, то всё-таки несколько отодвигая ее в тень). 

Но «Бедная Лиза» стала точкой отсчета и в более широком плане — для всей русской прозы Нового времени, некиим прецедентом, отныне предполагающим — по мере усложнения, углубления и тем самым восхождения к новым высотам — творческое возвращение к нему, обеспечивающее продолжение традиции через открытие новых художественных пространств.

«Бедная Лиза» сформулировала новую и под новым знаком объединившуюся читательскую аудиторию. 

После своего появления в печати в 1792 году эта повесть была осмыслена широким по тому времени кругом читателей как событие — и не только литературное, но и отчасти выходящее за пределы литературы, меняющее нечто важное в самом восприятии литературы, в умонастроении читателя и даже в самой его жизни. <…>

…«Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой, после освоения уроков карамзинской повести (и, конечно, не только ее), будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего, собственно, и начинается непрерывная линия большой русской прозы. 

…«Бедная Лиза» — именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени. «

(Топоров В.Н. «Бедная Лиза Карамзина. Опыт прочтения», 1995 г.)

Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Критика о повести Бедная Лиза Карамзина

Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

Русский писатель, критик, прославившийся и как декабрист, Александр Бестужев-Марлинский отзывался о повести в отрицательном ключе. По его мнению, Карамзин написал произведение, подражающее западным аналогам. Попытка оказалась неудачной. Бестужев-Марлинский, по сути, обвинил Карамзина в нагнетании в повести дешевых аффектов.

В коллективном труде, вышедшем на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков «Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений», составленном Н. И. Дюнькиным и А. И. Новиковым «Бедная Лиза» как лучший образец сентиментального жанра.

Авторы отмечают достоверность изображенных в повести героев, но, при этом, их несоответствие социальным типам того времени. Крестьянки – Лиза и ее мать изображены совершенно неправдоподобно. Словарный запас главной героини совершенно не свойственны представительнице низшего сословия.

При этом критики отмечали сентиментальный настрой Карамзина и хвалили его за хороший стиль, гуманизм и несложность сюжета.

Русский и советский филолог, критик и литературовед первой половины двадцатого века Г. А. Гуковский также довольно критически отозвался об этом сочинении Карамзина. Он признавал, что повесть получила большой успех, в особенности в среде молодежи.

Однако  критик порицал Карамзина за отсутствие в повести критики социального неравенства. По его мнению, автор должен был больше внимания уделить осуждению социального неравенства и попранию человеческих прав, раз он повествует о любви дворянина и крестьянки.

Однако Гуковский отмечает, что не это интересует писателя. Карамзин, по его мнению, проповедует равенство всех людей, исходя из их одинаковой способности чувствовать и любить. Из этого, по мнению литературоведа, автор «Бедной Лизы» подводит читателя к выводу, что и без отмены крепостного права крестьяне могут быть счастливы.

Гуковский отмечал, что образ Лизы неестественен. Она говорит не как крестьянка, но в манере, свойственной барышне из высшего общества. Общий строй произведения также весьма отличается от реальной жизни, больше напоминая оперу. Сюжет он оценивал, как упрощенный до предела.

Однако, по мнению филолога, создавая лирическое настроения, повесть, хотя и не призывала к борьбе против социального неравенства, но воспитывала в читателях гуманные чувства.    

Впрочем, это не удивительно, учитывая, что такие оценки были высказаны в книге начала сороковых годов. 

Напротив, ближе к нашему времени, со сменой политического строя, появились более положительные оценки «Бедной Лизы» со стороны специалистов. В девяностых годах, видный лингвист и филолог академик В. Н. Топоров назвал «Бедную Лизу» одним из ключевых моментов в творчестве Карамзина, а также для русской литературы в целом.

По мнению литературоведа, повесть повлияла на читательскую аудиторию, вызвала настроения, способствовавшие появлению большой русской прозаической литературы. Топоров рассматривал произведение, в большей степени, не как отражение действительности, а как этап развития литературы.  

Другие сочинения:

← Образ и характеристика Морозка в романе Разгром↑ ДругиеАнализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина →

Критика о повести Бедная Лиза Карамзина

Несколько интересных сочинений

Анализ рассказа «Бедная Лиза» (Н. Карамзин). Все школьные сочинения по литературе Бедная Лиза Сказка о несчастной любви

Сочинение на тему «Почему не состоялось счастье Эраста и Лизы?»

Рассказ Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» пропитан сентиментальными чувствами и переживаниями юной и невероятно красивой девушки крестьянского происхождения. Когда-то ее семья была вполне зажиточной, но после смерти отца семейства их семья стала очень тяжелой и бедной. Лиза изо всех сил старалась зарабатывать деньги на выживание и часто не жалела ни о собственной красоте, ни о молодости.
В Москве она продавала цветы. Однажды к Лизе подошел красивый и благородный юноша и предложил купить цветы гораздо дороже, аргументируя это тем, что цветы сорваны красивой рукой и стоят дольше. Лиза отказала Лизе из-за природной скромности. Потом молодой человек, а имя его ЭРАСТ, сказал, что она будет покупать цветы каждый день. В тот самый момент, при их первой встрече, в душе Лизы появилось совершенно новое чувство, которого она до этого никогда не испытывала. Удивительное волнение и глубокая медитация поселились в ее душе. Она, несомненно, начала испытывать симпатию к востоку. И каково же было ее счастье, когда он вскоре лично посетил их дом и сказал, что будет навещать ее каждый вечер.
Так началась недолговечная, но невероятно трогательная и романтичная серия дат Лизы и Эраста. Каждый вечер они были вместе в тени зеленой листвы. Молодой человек восхитился природной красотой и невинностью девушки. Он чувствовал, что в Лизе была та чистота, искренность и нечистота, которых невозможно было встретить в избалованном обществе дворян. На востоке было ново и интересно проводить время с девушкой. Их отношения были невинными и высокими.
Но однажды Лиза пришла на свидание с явной неприятностью. Оказалось, что ее сын зажиточного крестьянина и ее мать собирались жениться на ней. Эраст тоже был поражен. Он сказал, что непременно заберет ее к себе и будет жить с ней до конца дней. Ведь главное для него невинная душа Лизы, а положение в обществе для него не важно. Так как девушка была крестьянского происхождения, а Эраст был дворянином. На этом их безукоризненные отношения закончились. Оба поддались искушению и случилось так, что измениться было невозможно. В этот день Лиза плакала, когда прощалась с Эрастом. Она боялась осознания содеянного.
После этого их свидания не закончились, но в Эрасте произошли непоправимые изменения. Теперь Лиза не представлялась ему чистой, невинной, непорочной девушкой. Этот ореол был безвозвратно разрушен. Юноша почувствовал, что его душа теперь переполнена теми же порочными чувствами, от которых он изрядно устал в Высшем дворянском обществе. Лиза перестала быть ему интересна, она была уже «прочитанной книгой», и Эраст потерял к ней интерес. На мой взгляд, именно потеря какого-либо интересного молодого человека привела Лизу к печальному концу.
Вскоре он сообщил девушке, что ему нужно уходить в армию и они должны надолго расстаться. Лиза очень волновалась, но верила, что он обязательно вернется и все будет как у них раньше. Но этому не суждено было сбыться. Через некоторое время девушка увидела Эраса рядом с его домом и сразу же бросилась его обнимать. Молодой человек тут же отвел ее в дом, запер в своем кабинете и объяснил ситуацию тем, что планы резко изменились и теперь он помолвлен с другой девушкой. Сердце Лизы было разбито, и она немедленно покинула поместье. Не выдержав предательства любимого человека, она в тот же день оставила руки. Итак, грустная, но невероятно красивая история бедной Лизы.

Немалым успехом у читателей начала прошлого века был использован рассказ Карамзина «Бедная Лиза», оказавший существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой истории очень прост: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраса. Центральный интерес повествования заключен в своеобразной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически показано состояние юного, целомудренного и наивного движения с радостной уверенностью в жизни, слившейся с красками яркого солнечного дня, цветущей природой. Затем тревожный период недоумения переплетается с новым, незнакомым чувством после встречи с Эрасте. Его заменяет трогательная картина чистой первой любви, окутанной раем и духовно. Но когда бедная Лиза отдается Эстресту, чистое восхищение девушки застывает сознанием чего-то волшебного, вмешавшегося в ее любовь. И на это новое духовное состояние отвечает природа Природы: «Между тем сверкнула молния, и грянул гром. Лиза вся затрепетала: «Эраст, ЭРАСТ! Она сказала. «Я боюсь! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступника!»

Тревога оказывается беспочвенной: усатый молодой дворянин начинает остывать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого человека сменяется надеждой вернуть утраченное счастье. Тогда Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где теряет в карты все свое состояние, а по возвращении решает полегче жениться на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд у Симонова монастыря — места ее счастливых свиданий с Эйрстом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По характеру Эраст добрый, но слабый и ветреный. Светская жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которые Эраст с удовольствием читает, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, беззаботно и дружно жили на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармоничной жизни вдали от общества, в естественной простоте нравов и нравов. Но пастушья идиллия скоро надоедает.

Мотивы повести, связанной с ЭРАСТом, прозвучат в нашей литературе в нашей литературе — в пушкинских «Цыганах», в поздней драме Л. Н. Толстого «Живой труп» и романе «Воскресение». И судьба Лизы откликнется в «Пушкинском вокзале» Пушкина, в «Бедняках» Достоевского. По существу, «патриотическая Лиза» тема «Маленького человека» открывает «бедную литературу».

Правда, социальная сторона в отношениях Лизы и Эраста приглушена: Карамзина больше всего волнует доказательство того, что «и мужики умеют любить». Но именно поэтому социальный колорит в образе Лизы у Карамзина отсутствует. Это, пожалуй, самое слабое место повести, потому что Лиза меньше похожа на крестьянку, а больше — на миловидную светскую барышню карамзинской эпохи, воспитанную на деликатных сентиментальных романах. Сейчас такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и непревзойденным. Но современники Карамзина, не читавшие еще ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но до слез восхищались художественной правдой. Пруд Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название «Лизин пруд». Сюда приезжали сентиментальные парочки, сюда приходили воспитывать и баловать «меланхоликов» людей с чувствительными и разбитыми сердцами. Так вот, одно из светских изданий написало об этом объявление:

«Ерастова Невеста ринулась сюда в воду, — Тви, девочки, в пруд скорее место!» И монахи прекратили эти паломничества просто: взяли ограду пруда и вывесили надпись, что этот пруд вовсе не называется лизиновым.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие далеких от нас людей. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться с тем, что «привязался» к крестьянке устаревшим литературным языком — история девственной любви от ее зарождения до катастрофы Карамзина передана с психологической точностью будущим Тургеневым, певцом «Первая любовь» и тонкий знаток девушки Сердца и Льва Толстого с проникновением в мысленный поток с его формами и законами. Самый узнаваемый изощренный психологизм русской художественной прозы – префуга, проявляется в, казалось бы, наивном и даже неумелом рассказе этого писателя.

История любви Эраста и Лизы – трагическая история, так как построена на грехе, обмане и предательстве. С самого начала мы видим молодую девушку, которая честна, открыта и добра. Он умеет работать и любить.

Но человек по имени Эраст, который все перевернул, перевернулся на ее сторону. Лиза влюбилась в него, не думая о последствиях. Она отдала его ему во всем, чем грешила. Страх охватил девушку, но Эраст не особенно волновался.

Получив желаемое, мужчина решил отправиться на фронт.

Через два месяца он вернулся. Они снова встретились случайно. Лиза была безумно счастлива, но была потрясена этой новостью. Эраст уже был помолвлен с женщиной. Для него это была прибыльная партия.

Девушка не нашла другого выхода. Она бросилась со скалы. В самом начале рассказа мы видим ее гроб в монастыре. В конце снова возвращаемся к нему. История этих людей показала нам, что нужно всегда внимательно следить за своими поступками, анализировать, а главное, обращаться за помощью и советом к старшим. Лиза не спрашивала Совета Родителей, и они могли сразу открыть ей глаза.

Обновлено: 15.08.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter. .
Таким образом, мы получим неоценимую пользу от проекта и других читателей.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение на тему «Главные проблемы любви» в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Немалым успехом у читателей начала прошлого века был использован рассказ Карамзина «Бедная Лиза», оказавший существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой истории очень прост: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраса. Центральный интерес повествования заключен в своеобразной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически показано состояние юного, целомудренного и наивного движения с радостной уверенностью в жизни, слившейся с красками яркого солнечного дня, цветущей природой. Затем тревожный период недоумения переплетается с новым, незнакомым чувством после встречи с Эрасте. Его заменяет трогательная картина чистой первой любви, окутанной раем и духовно. Но когда бедная Лиза отдается Эстресту, чистое восхищение девушки застывает сознанием чего-то волшебного, вмешавшегося в ее любовь. И на это новое состояние состояния природа откликается: «Между тем сверкала молния и гремела. Лиза вся трепетала: «ЭРАСТ, ЭРАСТ! Она сказала. «Я боюсь! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступника!»

Тревога оказывается беспочвенной: усатый молодой дворянин начинает остывать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого человека сменяется надеждой вернуть утраченное счастье. Тогда Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где теряет в карты все свое состояние, а по возвращении решает полегче жениться на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд у Симонова монастыря — места ее счастливых свиданий с Эйрстом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По характеру Эраст добрый, но слабый и ветреный. Светская жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которые Эраст с удовольствием читает, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, беззаботно и дружно жили на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармоничной жизни вдали от общества, в естественной простоте нравов и нравов. Но пастушья идиллия скоро надоедает.

Мотивы повести, связанной с ЭРАСТом, прозвучат в нашей литературе в нашей литературе — в пушкинских «Цыганах», в поздней драме Л. Н. Толстого «Живой труп» и романе «Воскресение». И судьба Лизы откликнется в «Пушкинском вокзале» Пушкина, в «Бедняках» Достоевского. По существу, «патриотическая Лиза» тема «Маленького человека» открывает «бедную литературу».

Правда, социальная сторона в отношениях Лизы и Эраста приглушена: Карамзина больше всего волнует доказательство того, что «и мужики умеют любить». Но именно поэтому социальный колорит в образе Лизы у Карамзина отсутствует. Это, пожалуй, самое слабое место повести, потому что Лиза меньше похожа на крестьянку, а больше — на миловидную светскую барышню карамзинской эпохи, воспитанную на деликатных сентиментальных романах. Сейчас такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и непревзойденным. Но современники Карамзина, не читавшие еще ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но до слез восхищались художественной правдой. Пруд Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название «Лизин пруд». Сюда приезжали сентиментальные парочки, сюда приходили воспитывать и баловать «меланхоликов» людей с чувствительными и разбитыми сердцами. Так вот, одно из светских изданий написало об этом объявление:

«Ерастова Невеста ринулась сюда в воду, — Тви, девочки, в пруд скорее место!» И монахи прекратили эти паломничества просто: взяли ограду пруда и вывесили надпись, что этот пруд вовсе не называется лизиновым.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие далеких от нас людей. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться с тем, что «привязался» к крестьянке устаревшим литературным языком — история девственной любви от ее зарождения до катастрофы Карамзина передана с психологической точностью будущим Тургеневым, певцом «Первая любовь» и тонкий знаток девушки Сердца и Льва Толстого с проникновением в мысленный поток с его формами и законами. Самый узнаваемый изощренный психологизм русской художественной прозы – префуга, проявляется в, казалось бы, наивном и даже неумелом рассказе этого писателя.

Н.М. Какаразин в повести «Бедная Лиза» рассказывает историю, сюжет которой во все времена давал пищу для фантазий писателей, — историю любви беспутной девицы из Простодушки и юного Трудного дворянина , который впоследствии бросает свою возлюбленную. Повесть о Карамзине написана в духе того литературного течения, которое причислили к сентиментализму. Для этого художественного направления характерен повышенный интерес к чувствам человека, к его способности глубоко переживать события и собственные поступки. Пейзаж в произведениях писателя-сентименталиста служит для усиления эмоционального воздействия. В повести «Бедная Лиза» таким примером является сцена соблазнения Лизы, когда вдруг грянул гром.

Характерно для сентиментальности и того, как Карамзин описывает жизнь простых крестьян. Он старательно избегает реалистических картин каторжных работ, не описывает подробно простых людей. Под его пером рождаются идиллические картины, которые, конечно, не отражают истинной крестьянской жизни. Однако автор и не ставил задачи реалистично изобразить повседневный труд сельчан. Его в первую очередь интересует, как развиваются человеческие чувства. Интересно, что есть упоминание о взаимной любви родителей главного героя. Автор как бы невольно противопоставляет счастливую любовь матери героини к отцу, любовь Лизы к дворянину, приведшему девушку на смерть. Родители Лизы принадлежали к одному сословию, между ними не было преград к обычному, предрассудку, воспитанию и выгоде; Они дружно прожили вместе много лет. Конечно, в крестьянской среде счастливый брак вовсе не был обязательным правилом жизни. Однако у любви и дружбы между равными людьми все же гораздо больше шансов на длительное продолжение.
Какая она, героиня повести Карамзина? Лиза очень любит свою маму, часто вспоминает покойного отца. Она старается всячески ее поддерживать, утешая, усердно заботится о том, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Лиза не привыкла с радостью что-либо брать у матери — и только по настоянию Эраста скрывает свою любовь.
Лиза без страха, не подозревая ничего дурного, встречается с молодым человеком, который уверяет ее в самых искренних чувствах. И девушка ему верит. Но именно это доверие к ней и разрушило. Чувства возлюбленного внезапно угасли, он был вынужден отправиться на войну. После трогательной сцены расставания Лизы, тоски и переживаний за жизнь возлюбленной.
И тут Лиза случайно знакомится с Эрасом в Москве, куда она приехала за покупками. Она узнает, что он женится. Бесконечное отчаяние отнимает у девушки все силы, и она забывает все на свете, даже то, что будет без нее ее пожилая мать. Умереть, избавиться от этих страданий — одна только мысль владеет умом Лизы, сотканным из горя. А Лиза бросается в пруд, возле которого он встретил свою неверную возлюбленную.

Мона Лиза, Леонардо да Винчи: анализ, интерпретация

Подробнее Анализ Мона Лиза

На портрете изображен сидящий человек прямо и боком в кресле, ее лицо и грудь слегка повернуты к зрителю: поза, происходящая от образа «пирамиды», используемого для изобразить сидящую Мадонну. Ее левая рука удобно лежит на подлокотнике стула и сжата рукой ее правой руки, которая пересекает ее фронт. Слегка защитное положение ее рук, а также подлокотник, создает ощущение дистанции между сидящим и зрителем.

Фоновый пейзаж за натурщиком был создан с использованием воздушной перспективы, с ее дымчато-голубым и неясным определенная точка схода. Это придает композиции значительную глубину, хотя его детали показывают явный дисбаланс между (более высоким) каменистым горизонтом вправо, по сравнению с (нижними) равнинами, простирающимися далеко на левый. Этот дисбаланс добавляет немного сюрреалистической атмосферы картине.

Еще одна слегка сюрреалистичная особенность Мона Лиза — это отсутствие у нее бровей и ресниц. Это не было преднамеренный поступок художницы, так как сканы свидетельствуют о том, что изначально она дали оба. Возможно, что цвет пигмент, используемый для этих черт лица, с тех пор выцвел или был непреднамеренно удаляются во время чистки.

Мона Лиза — пример вклада Леонардо к искусству масляной живописи, а именно его мастерство сфумато . Этот живописная техника предполагает плавный, почти незаметный переход от одного цвета к другому с помощью сверхтонких тональных градаций. На протяжении всей картины видно, что использование Леонардо сфумато особенно видно в мягком контуре лица Лизы Герардини вокруг глаз и рот. Это была техника масляной живописи, которую он уже демонстрировал с большим успехом в году Дева скал (1483-5).

Общее впечатление от Моны Портрет Лизы — это портрет великой безмятежности, обогащенный определенной атмосферой. тайны. Спокойствие исходит от приглушенной цветовой гаммы, успокаивающего сфумато тональность и гармония, созданная пирамидальной формой натурщика. поза и сдержанная драпировка. Загадка проистекает из ряда факторов: во-первых, ее загадочная полуулыбка; во-вторых, ее взгляд, направленный на право зрителя; ее руки, у которых какая-то нереальная, безжизненная качество — почти как если бы они принадлежали другому телу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *