Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничестваГлавной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничестваСвоей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничестваНародничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народниковВ 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничестваНародничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничестваГлавной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничестваСвоей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничестваНародничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народниковВ 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничестваНародничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
История русского народничества дает важные уроки для сегодняшнего дня
«Когда народ бьют палкой, он не намного счастливее, если это называется народной палкой».
Популизм витает в воздухе: это злободневная тема, которую все хотят обсуждать, оспаривать, восхвалять или ненавидеть и осуждать. Журналисты и ученые по понятным причинам сосредотачиваются на американских и европейских делах (Трамп, Ле Пен, Хофер и все такое), однако многое о популизме можно узнать из других источников и путем тщательного изучения его истории.
Русский популизм — важный тому пример. Зародившийся в 1860-х годах популизм в этой стране остается интересным и важным по нескольким причинам. Он подчеркивает, что популизм является разновидностью политического гипноза, когда разговоры о «народе» превращают реальных, дышащих и мигающих людей в фантомы. Российский случай также показывает, почему популизм тесно связан с насилием и почему интеллектуалы, которые должны знать лучше, часто склонны развивать эстетическую привлекательность предмета и сути популизма.
Российский случай также напоминает нам о том, что идеология популизма соблазнительна, поскольку обладает «демократическими» качествами. Российский популизм XIX века, известный в местном масштабе как народничество , был местной заменой представительной демократии в американском, британском и французском стиле. Русское народничество, защищаемое интеллигенцией, считавшей себя единственным свободным существом в политическом строе рабов, призывало к русскому единству и управлению через русский народ, в противовес объединенной власти и авторитету царя, церкви и дворянства-землевладельца.
. Народничество порождено не просто плохой местной реакцией на революционные идеалы «представительной демократии», которые войска Наполеона пытались (и не смогли) силой навязать русским землям. Русский популизм зафиксировал и впитал эти идеалы, признав, что с простолюдинами больше нельзя обращаться как с отбросами. Он хвалил их и постоянно говорил о narod («народ», «народ») и «народная воля».Глубоко в политике популизма повсюду зарыто простодушие, тревожное стремление иметь дело со сложностью мира с помощью преднамеренно упрощенных формул. Российский случай был одним из первых примеров. Он процветал на метафизическом, почти апокалиптическом предположении: чистый революционный разрыв с прошлым необходим и возможен, а народные волнения приведут к упразднению дегуманизирующих властных структур. За этим переворотом последует очищение, прояснение истинной природы вещей, что приведет, наконец, к полному освобождению человека.
Народники подчеркивали деревенские, земные качества людей. Русские народники вообще не любили индустриализацию. Они не были друзьями технического прогресса и отвергали как ложную всю современную идею освобождения человечества через господство над природой, движимое рынком и наукой. Народники не видели нужды в представительских механизмах, ибо мыслили себя носителями неизменной сущности русского народа. Вот почему государственно-организованный капитализм, руководимый парламентской демократией, был для них жалкой химерой, неработающей фантазией, которая на практике должна была породить заблуждение и несчастье, основанное на рабстве.
Петр Ткачев (1844-1886)Какой тогда была политическая альтернатива? Русские популисты часто вгрызались себе в горло; общепринятого видения не возникло. Хотя они доминировали в оппозиции царизму во второй половине девятнадцатого века, особенно с 1870-х годов, народники никогда не создавали организованной политической партии и отказывались от последовательной доктрины. Это было движение, включавшее различные организации и фракции, в том числе анархистов, нигилистов и эсеров. В их ряды входили цареубийцы, антикапиталисты и эксцентричные деятели, такие как Петр Ткачев (1844-1886), который, как сообщается, призывал к возрождению России, уничтожая всех людей старше 25 лет. Народники часто терпели политические неудачи, как, например, летом 1874 года, когда крестьяне не смогли принять отведенную им роль «народа» и сдали в руки царской полиции студентов-народников-агитаторов, одетых в крестьянские одежды. Тем не менее суровые реалии царизма поддерживали их, иногда объединяя прежде всего в решительном неприятии монархии и «буржуазной» представительной демократии.
Российские популисты обычно называли себя «аполитичными», имея в виду, что они не имеют ничего общего с плутократией, мелкобуржуазной или буржуазной избирательной политикой и соответствующей ей фантазией о том, чтобы занять места в парламенте. Народники возлагали надежды на новый революционный субъект — крестьян и мелких производителей — и были убеждены, что Россия может перешагнуть через век промышленного капитализма и представительного правления. Типичным народником был Янус, В.И. Ленин писал: «Одним лицом в прошлое, другим в будущее». Большинство народников восприняли вариант альтернативного — изначально средневекового — взгляда Александра Герцена на естественную гармонию XIX века.0005 мир
, свободная ассоциация крестьян, уполномоченная периодически перераспределять пахотные земли и своими решениями предоставляющая каждому крестьянину равное право голоса в определении того, как жить своей жизнью на равных. Народничество выступало за защиту народа в мир мир . Она представляла себе новую Россию как децентрализованную конфедерацию самоуправляющихся единиц, как постдемократию нового типа, освобожденную от пороков крепостничества, индустриализма, капитализма и насилия территориального государства. Сергей Коровин, Мирский сход (1893)Суть в том, чтобы изменить мир, перевернув старую Россию. Десятки тысяч молодых народников вняли призыву (впервые прозвучавшему в 1868 г.
Первые две их попытки одним сильным ударом убить царя и царский строй — заговор с целью взорвать поезд императора и взрыв в Зимнем дворце, подготовленный Степаном Халтуриным (1857 — 1882), — потерпели неудачу.
Степан Халтурин (1857 — 1882)Это был третий удачный удар. 1 марта 1881 года бомба, брошенная обрусевшим поляком Игнатием Гриневецким (1856–1881), членом подпольной партии «Народная воля», поразила и убила Александра II. Многие популисты были вне себя от радости; но вскоре их настроение упало. Режим Александра III арестовал и казнил пятерых сообщников (Гриневицкий был убит собственной бомбой), категорически отверг призывы к свободно избранному Национальному собранию, затем закрутил гайки репрессий. Популистское насилие подпитывало деспотизм, за ним последовала революция, а затем еще больше деспотизма. Россияне были вынуждены ждать в очереди на конституционную представительную демократию — там, где они ждут до сих пор, два поколения спустя.
Серия «История современной России Блумсбери» Кристофер Эли Блумсбери Академик
Вы должны войти, чтобы добавить этот предмет в список желаний. Пожалуйста, войдите или создайте учетную запись
Автор
Кристофер Эли
Кристофер Эли — профессор истории в Уил…
Отзывы
Д-р Эли написал доступную для студентов книгу о народническом движении среди образованных русских после отмены крепостного права в 1861 году. общество, и их надежды на прогрессивное будущее России. Книга варьируется от терроризма до популистской литературы, искусства и музыки. Прослеживая происхождение движения до 1861 года, исследуя его теорию и практику, его наследие в 19Революций 05 и 1917 года, а также метко сравнивая с американским народничеством, автор вдыхает в тему новую жизнь.
Дэвид Мун, заслуженный профессор Йоркского университета, Великобритания
Российский популизм давно нуждается в пересмотре, и Кристофер Эли привносит в эту задачу новые исследования и свежие идеи. Выходя за рамки традиционного определения популизма исключительно как формы революционной идеологии, Эли подходит к нему как к культурному феномену, охватывающему весь политический спектр и проявляющемуся во всех формах творческого самовыражения. Его отчет представляет собой богатую, но краткую интеллектуальную и культурную историю, в которой рассматриваются важные вопросы, вызывающие интеллектуальные дебаты и политическую борьбу в позднеимперской России. Благодаря ясному и доступному стилю книга представляет собой ценный синтез для студентов, а также предлагает ученым убедительный взгляд на тему, которая часто оказывалась неуловимой.
Натаниэль Найт, профессор истории, Университет Сетон Холл, США
ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ
Коллекции Bloomsbury
Эта книга доступна в коллекциях Bloomsbury, к которым есть доступ в вашей библиотеке.