Характеристика митрофана и скотинина: Характеристика Митрофана, Скотинина, Мирона, Софьи, Простаковых (обоих) из комедии «Недоросль»

Содержание

внешность, характер, поступки / Справочник :: Бингоскул


Описание Митрофана из комедии «Недоросль»

Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению.

Внешность юноши неуклюжа и неприятна.

Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:

  • «а я почти и вовсе не ужинал <�…> солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;
  • «квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.

Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика.

Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается.

Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

Воспитание Митрофанушки

Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.

Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать».

Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться

:
«я опять нажалуюсь матушке».
Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.

Митрофан – настоящий маменькин сыночек.

Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей.

Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Образование

Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов.

Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.

Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана

Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.

Скотинин – брат Простаковой

, как и его сестра — не образован. Его умственные способности не развиты совсем. Расчетливый и корыстный, думает лишь о материальной выгоде. Таким же растет Митрофан. Подобен своему дяде: мечтает вкусно поесть и поскорее жениться.

Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.

Простаков – отец Митрофана

, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».

Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Учителя Митрофана

Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.

Цыфиркин обучает арифметике. После двух лет занятий его ученик едва может сосчитать до трех: «дал мне Бог ученичка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Сам по себе человек хороший, трудолюбивый и бескорыстный: «праздно жить не люблю».

Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.

Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.

Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.

Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»

Новым этапом в творческой жизни писателя Д. И. Фонвизина стало комедийное произведение «Недоросль». Недорослью было принято называть дворянских юношей, не допущенных к государственной службе из-за незаконченного образования. Перед тем как стать офицером, необходимо было сдать экзамен, но на деле это становилось всего лишь формальностью. Поэтому основная часть армии состояла из избалованных и бестолковых офицеров. Именно таких ленивых и невежественных молодых людей, бесполезно проживающих свои годы, выставляет на всеобщее обозрение автор.

  • Пьеса была представлена обществу в 1782 году и получила потрясающий успех. Комедия имеет социально-политического характер. Основные проблемы, затронутые в произведении – это необразованность и отсутствие воспитания, конфликт старшего и младшего поколения, супружеские отношения, несправедливое отношение с крепостными. Автор выстраивает различные ситуации взаимодействия дворян и крепостных крестьян, в которых всячески высмеивает бесчеловечные и безнравственные поступки общества.


Образ от Фонвизина

  • Для своих персонажей автор подбирает имена, которые сразу же дают представление о человеке, разделяя их на отрицательных и положительных героев. Их образы Фонвизин подчеркивает при помощи разных разговорных стилей, противопоставляя их друг другу. Отрицательными героями выступают представители дворянства – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Положительные герои, являющиеся представителями новой эпохи просвещения, имеют более приятные имена – Софья, Правдин, Милон и Стародум.
  • Действие комедии происходит в зажиточной дворянской семье, в которой главным героем выступает необразованный хамоватый маменькин сынок Митрофан. Избалованный вниманием юноша является воплощением эгоизма, грубости и заносчивости. Образ Митрофана полностью передает деградацию молодого наследия России.

Кто страшнее — Простакова или Митрофан

Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери.

Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.

Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.

Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.

Значение характера в литературе

Митрофан Терентьевич осознаёт, что он глуп, но для него это вовсе не повод для расстройства. Например, 3 года изучается грамота, но Простаков-младший всё ещё научился читать только по слогам. Если обратить внимание, какие качества Митрофана проявляются в данном фрагменте, так это необразованность, которая равноценна неразвитости и отсутствию культуры, что неприятно и опасно для будущего страны.

Обозначение невежества Фонвизиным

Недоросль посредственен и бездарен, таких в Российском государстве сотни тысяч. Юноша к своим пятнадцати годам совершенно развился, такой личностью с грубым поведением он останется на оставшуюся жизнь. Парень давно желает не учиться, а жениться.

Помещица Простакова со слепой страстностью любит единственного сына. Так обожать может лишь невежда, поэтому её забота приносит вред, а не пользу. Недоросля воспитали таким образом, что он не признаёт авторитетов, в нём нет уважения, он не питает сердечных привязанностей, в нём нет нравственных ориентиров. Родители выполняют каждую прихоть сыночка, тот безмерно эгоистичен, глуп и бессовестен.

Недоросль стало нарицательным словом, сегодня так определяют дураков и недоучек. Через образ Митрофана Простакова Фонвизин демонстрирует деградацию русского дворянского общества. От родителей к детям растут необразованность и неразвитость, а грубые чувства доходят до животных инстинктов. Причиной является неправильное воспитание, из-за него любые поступки и мотивы недоросля в комедии — «злонравия достойные плоды».

Характер Митрофана:

  • жестокость;
  • ограниченность;
  • пустоголовость;
  • леность;
  • бессердечие.

Простаков-младший не боится ничего, но он чрезвычайно труслив. То есть его пугает всё вокруг, и он зовёт на помощь матушку или няню, но вместе с тем ведёт себя по отношению к другим людям нагло и по-хамски.

Смешон ли Митрофан

Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.

Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна:

грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет.

Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.

описание Митрофана Простакова. Характеристика и образ митрофана в комедии недоросль фонвизина сочинение Характеристика митрофана из комедии д и фонвизина

Характеристика Митрофана Простакова («Недоросль» Фонвизина) 3.60 /5 (72.00%) 10 votes

Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, ещё пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу. Поэтому Простакова и наняла учителей сыну Митрофанушке. Но ничего доброго из этого не получилось. Во-первых, его учителями были недоучившийся семинарист и отставной солдат. Во-вторых, сам Митрофан не хотел учиться, да и госпожа Простакова не очень настаивала на учёбе.

Большая роль в лени и инфантильности конечно сыграла семья. Раз мать не считала образование важным, откуда трепетное отношению к обучению могло появиться у самого Митрофанушки.

Главными чертами характера Митрофана являются лень и эгоизм. Ему совершенно не хочется ничего делать. Митрофан не хочет учиться и совершенно не понимает надобности знаний: «Ну, давай доску, гарнизонная крыса!». Он с самого детства находился под опекой матери и Еремеевны, так что не удивительно, что Митрофан вырос таким разгильдяем.

Эгоизм же, с которым Митрофан относится к окружающим, просто поражает. Авторитетом для него является лишь его мать Простакова, да и та выполняет все его прихоти. Он ужасно относится к Еремеевне: «Ну, ещё слово молви, старая хрычовка, уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке; так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но в минуту опасности всегда зовёт её на помощь:
«Скотинин (бросаясь на Митрофана) Ах ты чушка проклятая…
Митрофан. Матушка! Заслони меня».

Недоросль совершенно не думал о своём будущем, не заботился о своей судьбе. Он жил одним днём, каждый день он был сыт, и ему не приходилось ничего делать. Если бы хорошая жизнь закончилась, то он не смог бы ничего сделать, никак приспособиться к жизни.

Он конечно смешон, но становится грустно, когда задумаешься, что с ним будет дальше. Ведь такие Митрофанушки есть и в наше время. Мы читаем книги, для того чтобы не попасть в беды, описанные в них. Прочитав «Недоросль» Фонвизина мы, возможно, сможем помощь таким лентяям ставших ленивыми из-за неправильного воспитания. Вот что значит сила слова, сила книги. И даже сейчас, когда мир изменился «Недоросль» очень полезно прочитать. И конечно без образа Митрофана не было бы этой комедии обличающей несправедливость.

Грубый неуч Митрофанушка не только наглядный результат неправильного воспитания, но само его воспитание это картина бытового уклада у эгоистичных помещиков Простаковых-Скотининых.

Образы обоих Простаковых, Скотинина и собственно Митрофанушки преувеличены. Они смешны, но в тоже время страшны, если представить, что такие помещики могли быть в то время, и как тяжело приходилось их крепостным.

А как придётся простому народу с Митрофаном, и представить нельзя. Он будет ещё аморальнее своего дяди Скотинина, который хотел жениться из-за свиней. Но больше волнует то, как будет жить в общества такой эгоист-разгильдяй, который ничего не знает и не умеет. Он будет не только губить свою жизнь, но и своим неуважением и бесчеловечностью портить жизнь другим людям. Но нельзя сказать, что Митрофан виноват, ведь он не выбирал родителей, и Простаковы воспитывали его, так как считали нужным. Ведь их тоже воспитывали такие же эгоистичные помещики. Можно сказать, что виновата была система, власть, которая делала людей неравными. Привилегированное положение, не заслуженное ничем кроме происхождения, родовитости, долгие годы погружало дворянство в расхлябанное состояние. Конечно петровская эпоха положила начало равенству возможностей, полезной, мотивирующей конкуренции. Но дворянство, имевшее тогда огромное влияние, приводившее к власти одного за другим монархов, смогло обезопасить комфорт своей жизни и жизни своих детей. При Екатерине II дворянство получило немыслимые права и возможности, но барский образ жизни не стимулировал элиту общества работать даже интеллектуально.

Фонвизин завуалировал мысли о причинах пороков дворянства, бичевание лени, образа жизни сотен таких же простаковых по всей России занимает центральное место среди идей произведения. Отсутствие критики разбаловало дворянство, сделало их самодурами. Можно же было стать гуманней, Простаковых не заставляли скверно относится с крепостными и воспитывать своего сына так. Самые страшные люди это не те, кто признаёт свою безнравственность, а те, кто считает своё поведение правильным, так как последним не вернуть мораль.

Митрофанушка – сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных героев комедии «Недоросль». Будучи несовершеннолетним подростком, он является ярким представителем дворянской молодежи и одним из многочисленных «недорослей», населявших Россию в 18 веке. По натуре он груб и жесток, не желает учиться или служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею как пожелает. Его отличают тупость, невежество и лень, что указывает на его схожесть с матерью.

Он открыто издевается над крепостными и учителями. С одной стороны он кажется тираном, с другой стороны автор показывает и его рабское поведение, привитое ему всем семейством Простаковых-Скотининых и крепостной нянькой Еремеевной .

Когда все планы Простаковой женить его на богатой воспитаннице Софье рушатся и ему приходится готовиться к службе в армии, он безропотно просит прощения и принимает свой приговор. На примере этого персонажа автор пьесы пытается показать невежество дворян того времени, а также социальную деградацию в стране. Благодаря образу Митрофанушки слово «недоросль» стало нарицательным. Впоследствии так стали называть людей глупых и невежественных.

(Одним из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.

Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сынотражение самой Простаковой.

Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.

Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.

«Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: «Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…» На что его мать отвечала: « Поди, порезвись, Митрофанушка».

Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: « Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» А госпожа Простакова всегда вторила ему: « Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!» Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.

Также он необычайно ленив.

Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: « Он уже и так, матушка, пять булочек съел». На что Простакова отвечала: « Так тебе жаль шестой, бестия». Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.

Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: « Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов» Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!» «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали». «Уморил! Уморил Бог с тобой!»: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами.

А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ». А в ответ слышит бессердечное: « Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». « Ночь всю така дрянь в глаза лезла». « Какая же дрянь Митрофанушка?». « Да то ты, матушка, то батюшка».

Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын», и добавлял, глядя на жену: « При твоих глазах мои ничего не видят».

Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: « Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» А Митрофан к своему дяде обращался: « что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай».

Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: «издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю». Старалась сделать из него порядочного человека: « Да поучи хоть немножко». « Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: « Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите». А Митрофан огрызался: «Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады». « Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся». Мал и беден словарь Митрофана. « Пострел их побери и с Еремеевной»: так он отзывался о своих учителях и няне.

Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.

Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.

К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л. Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права: Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль» Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном.

У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не трудолюбивым, а был очень ленив. Он никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка Митрофани превращается в жестокого человека, предателя. Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили.

Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех.

А мать, которой он постоянно жаловался на няню и своих учителей, всегда ругалась и не платила ей, думая, что няня и так обязана ей за то, что ее кормят и она живет с ними. К своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением.

Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает.

Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях.

Я считаю что, такие люди, как Митрофанушка, не знают, что такое счастье, так как они об этом даже не задумываются, поэтому они не могут быть счастливы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Митрофанушка
МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

«Не хочу учиться, а хочу жениться» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе . На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии — лучшие авторские характеристики . В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет — уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожи Простаковой. Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н.И. Калиты. 1958

Иллюстрация комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

История недорослей в России . Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены . За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь .

Автор, он же режиссер . Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» — Иван Дмитриевский. Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики. Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом. По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии — лестный отзыв принадлежит Державину . «Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».

«Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин. «Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Смехом казнить пороки . Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна. «Слишком верные списки с натуры», — говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», — вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы. «Единственный памятник народной сатиры», — называл произведение «русского Мольера» Пушкин .

От бытовой комедии к сатирическому журналу . В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» — по имени самого рассудительного героя комедии. Журнал запретила императрица Екатерина II.

«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров . История о Митрофанушке — в репертуаре самого северного театра в мире — Норильского заполярного , а также Рязанского и Нижегородского тюзов. С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга. А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом — с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре . Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года. Сыграно более 700 спектаклей. «Надоело ужасно, — вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, — но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»

 

 

Отношения Митрофана с матерью.

Сын, достойный своей матери (По комедии Д

Митрофан.

В дословном переводе с греческого имя Митрофан означает «открывающий мать», т. е. похожий на мать. Это яркий тип избалованного «неженка», выросший и развившийся в невежественной среде феодально-помещичьего дворянства. Крепостное право, домашний убранство и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. По натуре он не лишен хитрости и изобретательности.

Он прекрасно видит, что мать — полновластная хозяйка дома, и он подстраивается под нее, притворяется ее нежно любящим сыном (рассказ о сне) или пугает ее угрозой утопиться, если не утонут спасти его от кулаков его дяди и мучить его, читая часовую книгу.

Умственное развитие Митрофана крайне низкое, так как у него непреодолимое отвращение к труду, к учебе. Сцены его занятий у учителя и экзамена «ясно и полно показывают его душевную бедность, невежество в науках, нежелание что-либо понимать, узнавать новое. Голубятня, очаговые пироги, сладкий сон и праздная жизнь барчука — это ему гораздо дороже умственных занятий. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — к отцу, матери и няне.

С учителями не разговаривает, а «лает», по словам Цыфиркина; он называет преданную ему Еремеевну «старой сволочью», грозит ей свирепыми расправами: «Я их побью!» Когда похищение Софьи не удалось, он гневно кричит: «Начнем с людей! Потеряв и власть, и имущество, мать, бросившуюся к нему в отчаянии, он грубо отталкивает: «Да избавься, мать, как было навязано. Речь Митрофана полностью отражает его характер и его отличительные качества. Душевная убогость и недоразвитость Митрофана отражаются в том, что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается одним словом: Наверное, брат. «Какая дверь? Все к черту!» В его языке много просторечий, слов и словосочетаний, заимствованных с дворов: Для меня там, где их рассказывают. Да и смотри, что от дяди задачи», «Я сейчас нырну, так что запомни, как тебя звали!

Основной тон его речи — капризный, пренебрежительный, грубый гон избалованного «маменькиного сынка», барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он разговаривает более чем развязно, а иногда и дерзок с ней.

Образ Митрофана раскрывается широко и разносторонне: его отношение к родителям, к дяде, к учителям, к Еремеевне, занятиям, времяпрепровождению, условиям, сформировавшим его характер, причины его отношения к матери в начале и конец комедии показаны. Отношение автора к нему резко отрицательное.

Образ Митрофана – это образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушка стало нарицательным. Само слово «недоросль», которое раньше Фонвизин обозначало дворянского подростка до 16 лет, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и знать ничего не желающего.

Один из главных героев комедии Д.И. В «Недорослях» Фонвизина появляется Простаков Митрофан, молодой дворянин, низкорослый. В переводе имя Митрофан означает «открывающий мать». И молодой человек успешно подтверждает свое имя.

Митрофан с юных лет научился грубости и неуважению к людям. Как и Простаков, он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу — ругает его, иногда поднимает на него руку, так Митрофан относится к своим родителям — даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. И в трудную для матери минуту (в конце пьесы) он напрочь отказывает ей.

Влияние Простаковой на формирование личности недоростка

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала это только для отвода глаз — руководствуясь государственным указом о необходимости поступления науки на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются ему донести, он не способен воспринять. Возможно, здесь сказывается и влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не слишком слушать слова учителей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей только Вральман хвалит недоростка, желая завоевать благосклонность Простаковой. Но имя Адама Адамыча говорит само за себя.

Прислушиваясь к советам матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.

Отношение к родственникам

Несмотря на заботу матери, Митрофан не уважает ни ее, ни отца. Здесь тоже показателен пример матери — она ​​никого вокруг не уважает, и сын ведет себя так же. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ею, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Его отец еще менее важен для него. Скорее всего потому, что Простаков, опасаясь гнева жены, постоянно хвалит свое детище, совершенно без повода. Дядя Митрофан всегда был груб и боялся его гнева. Иными словами, никто из семьи подлеска не удостоился его любви. Думаю, он просто не умел любить и не знал, что такое чувство вообще существует.

Заключение

В конце комедии каждый получает по заслугам: Простаков отрекается от собственного сына, Митрофан идет служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.

Современная молодежь тоже должна задуматься о проблеме Митрофана. Неслучайно произведение не утратило своей актуальности и в наше время — сегодняшние недоростки порой совершают те же злодеяния, что и Митрофанушка почти три века назад.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана в конце XVIII века. Сегодня век XXI, и многие его проблемы актуальны, образы живы до сих пор. размышление писателя о наследстве, которое готовят для России Простаковы и Скотинины До Фонвизина слово «низкорослые» имело предосудительное значение.Недорослыми называли детей дворян до 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления у Фонвизина оно получило насмешливое, ироническое значение.0005

Воспитание детей — государственная задача. Но решает ее не только система воспитания, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети были только «недорослыми». Они в изобилии едят пироги, гоняют голубей, частые гости у «девочек». Они ни о чем не беспокоятся, им все равно.

Но детство проходит быстро, дети должны вырасти, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Это значит, что их нужно готовить к взрослой жизни, а родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему. Митрофан — единственный сын провинциальных родителей.

Дворянин, будущий крепостной или государственный служащий. «Как мама»… Это уже о многом говорит.

Госпожа Простакова — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать обучает сына наукам, но она набрала учителей «по более дешевой цене» и даже мешает этому. Каковы ее советы сыну: «…

мой друг, хотя бы для вида научись работать, чтобы до его ушей дошло!» Когда найдешь деньги, не делись ими с любой. Бери все себе. глупый, жадный, ленивый.

В порыве ярости кричит на тяжелобольную дворовую девушку Палашку. Она не считает достоинства тех, кто живет рядом с ней: она давно задавила мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещика, безграмотного, жестокого и необузданного.

Мы не видим в ней женщину, в ней нет ни ума, ни милосердия. В некоторых отношениях Митрофан пошел дальше своей матери.

Вспомним, как он жалеет свою мать, уставшую от побоев отца. Он прекрасно понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безоглядно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности.

Узнав, что София — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и хочет во что бы то ни стало женить сына. Простакова думает, что своим умом Митрофан «далеко улетит», забыв народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видимо, она не знала мудрости народа, потому что народ для нее хуже скотины. Еремеевна, всю жизнь посвятившая служению в семье Простаковых, ничего, кроме тыканья, не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Расстрелять их!

Митрофан называет Цыфиркина, который хочет его хоть чему-то научить, «гарнизонной крысой», а после того, как ему не удалось похитить Софью, он с матерью намерен «браться за людей», то есть выпороть прислугу. Итак, Простакова воспитывала сына так, как умела и как хотела. Что случилось? В самый критический момент своей жизни, оказавшись «ни с чем», Простакова бросается к сыну с восклицанием: «Ты один у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» как навязано!

«Злобный сын есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Митрофан слабоумный прежде всего потому, что он полный профан, не знающий ни арифметики, ни географии, не умеющий отличить прилагательное от существительного .Но он незрел и в нравственном плане, потому что не умеет уважать достоинство других людей.

Низкорослый и в гражданском смысле, так как не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Естественно, что Скотинину-Простакову чуждо гражданское чувство, в эти головы не может прийти мысль «быть полезным своим согражданам». Митрофан не рвется ни к учению, ни к служению и предпочитает положение «недоросля». Настроение Митрофана полностью разделяет его мать. «До сих пор Митрофанушка еще в подлеске, — рассуждает она, — пока его не избалуют, а там, через десяток лет, он, не дай бог, поступит в услужение, все вытерпит». 0005

Много ли таких митрофанов? Вральман сказал по этому поводу: «Не верти, матушка, не крути: какой у тебя лучший сын — их миллионы на планете». «Мы видим, — говорит Стародум, — все печальные последствия дурного воспитания». Сейчас другое время, другие люди.

А он нам говорит: прежде всего семья воспитывает. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и образ жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана в конце 18 века. Сегодня 21 век, и многие его проблемы актуальны, образы живы. Одной из главных проблем, поднятых в пьесе, является размышление писателя о наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осуждения. Подростками называли дворянских детей до 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливое, ироническое значение.

Воспитание детей — государственная задача. Но решает ее не только система воспитания, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети были только «недорослыми». Они в изобилии едят пироги, гоняют голубей, частые гости у «девочек». Они ни о чем не беспокоятся, им все равно. Но детство проходит быстро, дети должны вырасти, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Это значит, что их нужно готовить к взрослой жизни, а родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостной или государственный служащий. «Как мама»… Это уже о многом говорит. Мать, госпожа Простакова, женщина жестокая и властная, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать обучает сына наукам, но она набрала учителей «по более дешевой цене» и даже мешает этому. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, хотя бы для вида научись, чтоб до его ушей дошло, как ты работаешь!» «Когда найдешь деньги, ни с кем не делись. Бери все себе, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В порыве ярости она кричит на тяжелобольную дворовую девушку Палашку. Она не считает достоинства тех, кто живет рядом с ней: она давно задавила мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещика, безграмотного, жестокого и необузданного. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ни ума, ни милосердия.

Слепо и безоглядно любя своего сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и хочет во что бы то ни стало женить сына.

Простакова думает, что своим умом Митрофан «далеко улетит», забыв народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видимо, она не знала мудрости народа, потому что народ для нее хуже скотины. Еремеевна, всю жизнь посвятившая служению в семье Простаковых, ничего, кроме тыканья, не заслужила.

К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Расстрелять их!» Митрофан называет Цыфиркина, который хочет научить его хоть чему-то, «гарнизонной крысой», а после того, как ему не удалось похитить Софью, они с матерью намерены «браться за людей», то есть выпороть прислугу.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что случилось? В самый критический момент своей жизни, оказавшись «ни с чем», Простакова бросается к сыну с восклицанием: «Ты один у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и натыкается на черствый, грубый ответ сына: «Да избавься от него, мама, как ты его навязала!» «Злоба» сына — прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан низкорослый прежде всего потому, что он полный профан, не знающий ни арифметики, ни географии, не умеющий отличить прилагательное от существительного. Но он низкорослый и морально, потому что не умеет уважать достоинство других людей. Низкорослый он и в гражданском смысле, так как не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотинину-Простакову чуждо гражданское чувство, в эти головы не может прийти мысль «быть полезным своим согражданам».

Митрофан не рвется ни к обучению, ни к службе и предпочитает положение «подростка». Настроение Митрофана полностью разделяет его мать. «Пока Митрофанушка еще в подлеске, — рассуждает она, — пока его не побалуют, а там, через десяток лет, когда он выйдет, не дай бог, все вытерпит».

Много ли таких митрофанов? По этому поводу Вральман сказал: «Не верти, матушка, не крути: какой у тебя лучший сын — их миллионы на планете». «Мы видим, — говорит Стародум, — все печальные последствия дурного воспитания».

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: в первую очередь воспитывает семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и образ жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

На вопрос Подрост — это отношения между матерью и сыном? дано автором Невролог лучший ответ Сын, достойный своей матери (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Воспитание детей – государственная задача. Но решает ее не только система воспитания, но и каждая семья в отдельности.
До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети были только «недорослыми». Они в изобилии едят пироги, гоняют голубей, частые гости у «девочек». Они ни о чем не беспокоятся, им все равно. Но детство проходит быстро, дети должны вырасти, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Это значит, что их нужно готовить к взрослой жизни, а родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостной или государственный служащий. «Как мама»… Это уже о многом говорит. Мать, госпожа Простакова, женщина жестокая и властная, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать обучает сына наукам, но она набрала учителей «по более дешевой цене» и даже мешает этому. Чего стоят ее советы сыну: «…батенька, хоть учись ради того, чтобы до его ушей дошло, как ты работаешь!» наука!»
Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В порыве ярости она кричит на тяжелобольную дворовую девушку Палашку. Она не считает достоинства тех, кто живет рядом с ней: она давно задавила мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещика, безграмотного, жестокого и необузданного. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ни ума, ни милосердия.
В некоторых отношениях Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет свою мать, уставшую от побоев отца. Он прекрасно понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.
Слепо и безоглядно любя своего сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и хочет во что бы то ни стало женить сына.
Простакова думает, что своим умом Митрофан «далеко улетит», забыв народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видимо, она не знала мудрости народа, потому что народ для нее хуже скотины. Еремеевна, всю жизнь посвятившая служению в семье Простаковых, ничего, кроме тыканья, не заслужила.
К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Стреляйте!» для народа», то есть выпороть прислугу.
Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же произошло? В самый критический момент ее жизни, когда она оказалась «ни с чем» , Простакова бросается к сыну с восклицанием: «Ты один у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и натыкается на черствый, грубый ответ сына: «Да избавься от него, мама, как она себя навязала!» «Злоба» сына — прямое следствие дурных качеств его родителей.

Анализ Митрофана. Почему Митрофанушка стал карликом

Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В то время в России действовал указ Петра I, предписывавший, что юношам до 21 года без образования запрещалось поступать на военную и государственную службу, а также вступать в брак. Молодежь до этого возраста в этом документе именовалась «невеждами» — это определение легло в основу названия пьесы. В произведении главный герой – Митрофанушка-неуч. Фонвизин изобразил его глупым, жестоким, жадным и ленивым юношей 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не хочет учиться и капризничает. Митрофан — отрицательный персонаж и самый смешной герой комедии — его нелепые утверждения о глупости и невежестве вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейной концепции пьесы, поэтому образ Митрофана Невежественного требует детального анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как на самом деле именно неправильное воспитание стало причиной злобности юноши и всех его негативных черт. Его мать, госпожа Простакова, необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у своих родителей — представителей старой знати, таких же необразованных и невежественных помещиков, как и она сама. Ценности и взгляды, которые она получила благодаря воспитанию, передались Простаковой и Митрофану — юноша в спектакле изображен как «маменькин сынок» — он ничего не может сделать сам, за него все делают прислуга или мать . Получив от Простаковой жестокость по отношению к прислуге, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял и неуважение к близким, готовность обмануть или предать их ради лучшего предложения. Вспомним, как Простакова уговорила Скотинина жениться на Софье, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта».

А известие о большом наследстве девушки сделало ее «заботливой учительницей», якобы любящей Софию и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, а потому и отказала Скотинину, ведь если бы девушка и Митрофан, во всем слушающий мать, женились на деньгах Софьи, деньги Софьи достались бы ей.

Молодой человек так же корыстен, как и Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, перенимая ее «лучшие» черты, чем и объясняется заключительная сцена комедии, когда Митрофан бросает потерявшего все Простакова, уходя служить новому хозяину села Правдину. Для него старания и любовь матери были ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на отца и дядю Митрофана

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль», нельзя не упомянуть фигуру отца и его влияние на личность юноши. Простаков предстает перед читателем безвольной тенью своей жены. Именно пассивность и стремление передать инициативу кому-то более сильному Митрофан перенял от отца. Парадоксально, что Правдин говорит о Простакове как о глупом человеке, но в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, действительно ли он так глуп. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан уходит от матери в конце произведения, не указывает на него как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и другие, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, тем самым снова показывая сыну пример слабости и безынициативности — ему все равно, как было все-таки, пока Простакова била его мужиков и распорядилась своим имуществом по-своему.

Вторым человеком, повлиявшим на воспитание Митрофана, является его дядя. Скотинин, по сути, личность, которой в будущем мог бы стать молодой человек. Их даже сближает общая любовь к свиньям, общество которых им гораздо приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями — борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые Фонвизин освещает в комедии. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и дурное образование. Когда Простакова нанимала учителей для Митрофана, она выбирала не образованных толковых учителей, а таких, которые брали бы поменьше. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман — никто из них не смог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать уроку. Вспомним, как женщина не дала сыну даже подумать о решении арифметической задачи, предложив «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана является сцена разговора со Стародумом, когда юноша начинает придумывать свои правила грамматики и не знает, что изучает географию. В то же время неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если над ее глупостью учителя не могли посмеяться, то образованный Стародум открыто высмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены учения Митрофана и обличая его невежество, поднимает острые социальные проблемы образования в России той эпохи. Детей знати обучали не авторитетные образованные личности, а знающие грамоту холопы, нуждавшиеся в гроши. Митрофан — одна из жертв такого старого помещичьего, отжившего и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан центральный персонаж?

Как становится понятно из названия произведения, юноша – центральный образ комедии «Недоросль». В системе персонажей ему противостоит положительная героиня Софья, которая предстает перед читателем интеллигентной, образованной девушкой, уважающей родителей и старших. Казалось бы, почему ключевой фигурой пьесы автор сделал безвольного, глупого, с совершенно отрицательной характеристикой невежды? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых русских дворян. Автора беспокоила умственная и нравственная деградация общества, в частности, молодежи, перенявшей от родителей устаревшие ценности.

Кроме того, в «Недоросле» характеристика Митрофана представляет собой композиционный образ отрицательных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, невежество, подхалимство, неуважение к другим, жадность, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в выдающихся помещиках, но и в придворных чиновниках, также забывших о гуманизме и высокой нравственности. Для современного читателя образ Митрофана — это, прежде всего, напоминание о том, каким становится человек, когда перестает развиваться, познавать новое и забывает о вечных человеческих ценностях — уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке реферата или реферата на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Несовершеннолетний»

Тест изделия

Денис Фонвизин комедия «Недоросль» в 18 в. В то время в России действовал указ Петра I, предписывавший, что юношам до 21 года без образования запрещалось поступать на военную и государственную службу, а также жениться Молодежь до этого возраста в этом документе именовалась «невеждами» — это определение легло в основу названия пьесы. В произведении главный герой Митрофанушка-неуч. Фонвизин изобразил его глупым, жестоким, жадным и ленивый юноша 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не хочет учиться и капризничает.Митрофан — отрицательный персонаж и самый смешной герой комедии — его нелепые утверждения о глупости и невежестве вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и среди других героев спектакля. Персонаж играет важную роль в идейной концепции пьесы, поэтому образ Митрофана Невежественного требует детального анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как на самом деле именно неправильное воспитание стало причиной злобности юноши и всех его негативных черт. Его мать, госпожа Простакова, необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у своих родителей — представителей старой знати, таких же необразованных и невежественных помещиков, как и она сама. Ценности и взгляды, которые она получила благодаря воспитанию, передались Простаковой и Митрофану — юноша в спектакле изображен как «маменькин сынок» — он ничего не может сделать сам, за него все делают прислуга или мать . Получив от Простаковой жестокость по отношению к прислуге, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял и неуважение к близким, готовность обмануть или предать их ради лучшего предложения. Вспомним, как Простакова уговорила Скотинина жениться на Софье, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта».

А известие о большом наследстве девушки сделало ее «заботливой учительницей», якобы любящей Софию и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, а потому и отказала Скотинину, ведь если бы девушка и Митрофан, во всем слушающий мать, женились на деньгах Софьи, деньги Софьи достались бы ей.

Молодой человек так же корыстен, как и Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, перенимая ее «лучшие» черты, чем и объясняется заключительная сцена комедии, когда Митрофан бросает потерявшего все Простакова, уходя служить новому хозяину села Правдину. Для него старания и любовь матери были ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на отца и дядю Митрофана

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль», нельзя не упомянуть фигуру отца и его влияние на личность юноши. Простаков предстает перед читателем безвольной тенью своей жены. Именно пассивность и стремление передать инициативу кому-то более сильному Митрофан перенял от отца. Парадоксально, что Правдин говорит о Простакове как о глупом человеке, но в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, действительно ли он так глуп. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан уходит от матери в конце произведения, не указывает на него как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и другие, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, тем самым снова показывая сыну пример слабости и безынициативности — ему все равно, как было все-таки, пока Простакова била его мужиков и распорядилась своим имуществом по-своему.

Вторым человеком, повлиявшим на воспитание Митрофана, является его дядя. Скотинин, по сути, личность, которой в будущем мог бы стать молодой человек. Их даже сближает общая любовь к свиньям, общество которых им гораздо приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями — борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые Фонвизин освещает в комедии. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и дурное образование. Когда Простакова нанимала учителей для Митрофана, она выбирала не образованных толковых учителей, а таких, которые брали бы поменьше. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман — никто из них не смог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать уроку. Вспомним, как женщина не дала сыну даже подумать о решении арифметической задачи, предложив «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана является сцена разговора со Стародумом, когда юноша начинает придумывать свои правила грамматики и не знает, что изучает географию. В то же время неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если над ее глупостью учителя не могли посмеяться, то образованный Стародум открыто высмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены учения Митрофана и обличая его невежество, поднимает острые социальные проблемы образования в России той эпохи. Детей знати обучали не авторитетные образованные личности, а знающие грамоту холопы, нуждавшиеся в гроши. Митрофан — одна из жертв такого старого помещичьего, отжившего и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан центральный персонаж?

Как становится понятно из названия произведения, юноша – центральный образ комедии «Недоросль». В системе персонажей ему противостоит положительная героиня Софья, которая предстает перед читателем интеллигентной, образованной девушкой, уважающей родителей и старших. Казалось бы, почему ключевой фигурой пьесы автор сделал безвольного, глупого, с совершенно отрицательной характеристикой невежды? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых русских дворян. Автора беспокоила умственная и нравственная деградация общества, в частности, молодежи, перенявшей от родителей устаревшие ценности.

Кроме того, в «Недоросле» характеристика Митрофана представляет собой композиционный образ отрицательных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, невежество, подхалимство, неуважение к другим, жадность, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в выдающихся помещиках, но и в придворных чиновниках, также забывших о гуманизме и высокой нравственности. Для современного читателя образ Митрофана — это, прежде всего, напоминание о том, каким становится человек, когда перестает развиваться, познавать новое и забывает о вечных человеческих ценностях — уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке реферата или реферата на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Несовершеннолетний»

Тест изделия

Митрофан Простаков один из главных героев комедии Фонвизина «Недоросль».Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который очень неуважительно ко всем относился.

Он всегда был окружен заботой матери, которая баловала его. Митрофанушка усыновил худшие черты характера от своих близких: лень, грубость в обращении со всеми людьми, жадность, жадность.

В конце этого произведения Стародум сказал: «Вот злые достойные плоды», и это очень точно характеризует ситуацию в семье.

Митрофанушка не проявляет никакого желания и интереса к учебе, а только хочет порезвиться и погонять голубей. В любой сложной ситуации он прячется за спину матери, но даже в последней сцене шокирует ее своим хамским поведением.

Мне кажется, что Фонвизин создал Митрофана Простакова для того, чтобы акцентировать внимание на проблеме безграмотности молодого дворянства и межсословных отношениях в крепостном праве Российской империи.

Обновлено: 17.09.2013

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина — комедия о низкорослом Митрофанушке (от греч. «как его мать»), о пороках его воспитания, превращающего юношу в избалованное и глупое существо. Раньше в этом слове не было ничего плохого, и только со временем оно стало нарицательным. В те времена подростков в возрасте до пятнадцати лет, обязательных для поступления на службу, называли низкорослыми.

Указ о вольности дворянства, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но почему-то обучение стало обязательным. Госпожа Простакова пытается следовать закону, но сына хочет держать «при себе» еще лет десять: «Пока Митрофан еще в чахлом росте, пока он и женится; а там через десяток лет, как только он поступает, не дай Бог, на службу, терпите все».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич с шестнадцати лет живет с родителями, не зная забот. Властная мать решает за него все: на ком жениться, кого поцеловать в руку.

Характеристика героя

( Иллюстрация к комедии. Художница Т.Н. Кастерина, 1981 )

Наш главный герой избалованный маменькин сынок, который ведет себя как ему вздумается. Однако безраздельная любовь матери превратила его не только в эгоиста, но и в искусного манипулятора. Он совершенно не признает своего отца и не ценит отца, потому что не потакает его капризам. Митрофан не любит родного дядю и всячески хамит.

На протяжении всего действия пьесы простаки наслаждаются домашним уютом и праздностью, а не служением. Ничего его не смущает, ну разве что вкусная и обильная еда и веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких устремлений. Нет у него и желания учиться, которому он «отдал» целых четыре года, но так и не смог научиться ни грамоте, ни арифметике. Это и понятно, ведь Простаков никогда не жил своим умом, и заботливая мать не хотела «мучить ребенка учебой», нанимая учителей только потому, что так было принято в дворянских семьях.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некоторая самокритичность: он осознает, что он ленив и глуп. Однако этот факт его ничуть не расстраивает.

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой, ведь он был самовлюбленным и заносчивым, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего. Няня юноши, Еремеевна, много от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину, и ей перестали платить жалованье.

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сироте Софье, которая (внезапно!) оказывается богатой наследницей. Следуя материальным указаниям, герой в конце концов предает ее: «Да слезай, матушка, как ты навязала».

Образ героя в произведении

Для своей семьи Митрофан Простаков еще маленький ребенок — даже в его присутствии о нем так говорят, называя его то ребенком, то ребенком — и Митрофанушка беззастенчиво пользуется этим на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных персонажей, автор показывает деградацию дворянства того времени. Невежество и хамство, глупость и апатия — это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Маменькин сыночек, жизнь которого отягощена сословными пороками, вызывает сквозь слезы смех: «Хоть ему и 16 лет, но он уже достиг последней степени своего совершенства и далеко не уйдет». Он раб своей матери, он ее тиран. Его сердце не знает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, невежественных и глупых людей в наше время называют «невежественными».

Митрофанушка — сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных персонажей комедии «Недоросль». Будучи несовершеннолетним подростком, он является видным представителем дворянской молодежи и одним из многих «неучей», населявших Россию в XVIII веке. По натуре он груб и жесток, не хочет ни учиться, ни служить, не дорожит отцом и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею по своему желанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *