Начало 1 мировой: Первая мировая война

Начало Первой мировой: хроника событий

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии в ответ на отклонение изначально невыполнимого ультиматума. В ответ Россия начала мобилизацию своих войск, после чего Австро-Венгрия обратилась к Германии, которая потребовала прекратить призыв в армию, угрожая войной. Николай II несколько раз предлагал Вильгельму II различные варианты мирного разрешения конфликта, начиная от специально созванной для предотвращения войны конференции в Гааге и заканчивая честным словом, что войска не произведут ни одного выстрела, пока ситуацию можно спасти мирным путем. Однако Вильгельм был непреклонен и выставил ультиматум: либо прекращение мобилизации, либо война. На ответ давалось всего несколько часов. У такого поведения Германии были свои причины: немецкий план войны, известный также как план Шлиффена, предусматривал стремительный блицкриг во Франции, пока Россия будет мобилизовать свои войска на востоке, поэтому призыв в армию в России рушил весь план.

1 августа немцы объявили войну России и на следующий день вышли к бельгийской границе, выдвинув бельгийцам ультиматум о пропуске немецких частей к французской границе. На ответ давалось 12 часов. На следующий день немецкие войска вторглись на территорию Бельгии и объявили войну Франции, после чего англичане объявили войну Германии. Так началась Первая мировая…

Объявление войны в каждой стране сопровождалось невероятной эйфорией. Никогда еще люди так радостно не встречали известий о начале боевых действий. Толпы людей выходили на площади, радостно размахивали шляпами и кидали в воздух чепчики. «Еще ни одна война не начиналась при таком массовом непонимании ее природы и трагичности», — писал британский историк Норман Стоун. Все политические партии, забыв прежние раздоры, объединялись вокруг главы своего государства в желании покарать обидчиков. Несговорчивых быстро устраняли.

Лидер французских социалистов Жан Жорес был известным антимилитаристом.

За связи с немцами во Франции ему дали прозвище «герр Жорес». Когда стало ясно, что войны не избежать, французский президент предложил социалисту забыть старые обиды и вместе работать на благо французской нации в час суровых испытаний. В ответ Жорес устроил сцену: «Я вам мобилизацию сорву, я вам всеобщую стачку трудящихся организую!» 31 июля, за два дня до вступления Франции в войну, Жорес был застрелен в парижском кафе. Убийцу сразу же поймали, а на послевоенном суде он был оправдан. Суд счел, что убийство «герра Жореса» было вкладом в итоговую победу Франции.

Жан Жорес. (wikipedia.org)

Немецкие социалисты сплотились вокруг кайзера, российская оппозиция в патриотическом порыве забыла о своей ненависти к монархии, даже буйные британские суфражистки агитировали женщин помогать стране в борьбе с немецким милитаризмом и идти на заводы вместо мужей, ушедших на фронт.

Николай II объявляет о начале войны с Германией. (wikipedia. org)

Различные мемуары оставили немало свидетельств того, как в разных странах реагировали на объявление войны. Французский посол в России Жорж Морис Палеолог так вспоминал этот день: «Сегодня в три часа дня я отправляюсь в Зимний дворец, откуда, согласно обычаю, император должен объявить манифест своему народу. Я — единственный иностранец, допущенный к этому торжеству, как представитель союзной державы. Зрелище великолепное. В громадном Георгиевском зале, который идет вдоль набережной Невы, собрано пять или шесть тысяч человек. Весь двор в торжественных одеждах, все офицеры гарнизона в походной форме. Посередине зала помещен престол и туда перенесли чудотворную икону Казанской Божьей Матери, которой на несколько часов лишен парадный храм на Невском проспекте. В 1812 году фельдмаршал князь Кутузов, отправляясь, чтобы нагнать армию в Смоленске, долго молился перед этой иконой.

После окончания молитв дворцовый священник читает манифест царя народу, — простое изложение событий, которые сделали войну неизбежной, красноречивый призыв к национальной энергии, прошение о помощи Всевышнего, и т. д. Затем император, приблизясь к престолу, поднимает правую руку над Евангелием, которое ему подносят. Он так серьезен и сосредоточен, как если бы собирался приобщиться Святых Тайн. Медленным голосом, подчеркивая каждое слово, он заявляет: «Офицеры моей гвардии, присутствующие здесь, я приветствую в вашем лице всю мою армию и благословляю ее. Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле». Громкое ура отвечает на это заявление, скопированное с клятвы, которую император Александр I произнес в 1812 году.

В течение приблизительно десяти минут во всем зале стоит неистовый шум, который вскоре усиливается криками толпы, собравшейся вдоль Невы. Внезапно, с обычной стремительностью, великий князь Николай, генералиссимус русских армий, бросается ко мне и целует, почти задавив меня. Тогда энтузиазм усиливается, раздаются крики: «Да здравствует Франция… Да здравствует Франция…»

Сквозь шум, приветствующий меня, я с трудом прокладываю себе путь позади монарха и пробираюсь к выходу. Наконец, я достигаю площади Зимнего Дворца, где теснится бесчисленная толпа с флагами, знаменами, иконами, портретами царя.

Император появляется на балконе. Мгновенно все опускаются на колени и поют русский гимн. В эту минуту, для этих тысяч людей, которые здесь повергнуты, царь действительно есть самодержец, отмеченный Богом, военный, политический и религиозный глава своего народа, неограниченный владыка душ и тел».

Жорж Морис Палеолог. (wikipedia.org)

Во Франции война также была встречена всеобщим ликованием. Толпы людей собирались на вокзалах проводить мобилизованных резервистов. Девушки отправлялись на фронт, чтобы стать сестрами милосердия. Вот зарисовка пехотного офицера, отправившегося воевать из Парижа: «В 6 часов утра, даже не огласив воздух гудком, поезд медленно отошел от перрона. Неожиданно, словно пламя, вырвавшееся из дотоле тлевших углей, грянула «Марсельеза», заглушив слова последних напутствий. Собравшаяся на перроне толпа хлынула за составом. Мы сгрудились у открытых окон, стараясь поймать последние обращенные на нас взгляды. Нас приветствовали на каждой станции, махали шляпами и платками из каждого придорожного домика. Женщины подбегали к самому поезду, забрасывая вагоны цветами и посылая воздушные поцелуи. Неслись возгласы: «Да здравствует Франция! Да здравствует армия!» Мы кричали в ответ: «До свидания! До скорой встречи!»»

В Британии речь министра иностранных дел Эдуарда Грея в парламенте, где он объяснял необходимость вступления в войну, была встречена неистовыми аплодисментами. Чтобы подать этот вопрос должным образом, министр, умышленно не надеясь на собственное красноречие, воспользовался цитатой из громоподобной речи Уильяма Гладстона, произнесенной в 1870 году: «Могла бы Англия стоять в стороне и спокойно наблюдать за совершением гнуснейшего преступления, навеки запятнавшего позором страницы истории, и превратиться, таким образом, в соучастника в грехе?» У Гладстона позаимствовал он и фразу, выражающую основную идею — Англия должна выступить «против чрезмерного расширения какой бы то ни было державы».

Своими словами Грей сказал следующее: «Я прошу палату общин подумать, чем, с точки зрения британских интересов, мы рискуем. Если Франция будет поставлена на колени… если Бельгия падет… а затем Голландия и Дания… если в этот критический час мы откажемся от обязательств чести и интересов, вытекающих из договора о бельгийском нейтралитете… Я не могу поверить ни на минуту, что в конце этой войны, даже если бы мы и не приняли в ней участия, нам удалось бы исправить случившееся и предотвратить падение всей Западной Европы под давлением единственной господствующей державы… Мы и тогда потеряем, как мне кажется, наше доброе имя, уважение и репутацию в глазах всего мира, кроме того, мы окажемся перед лицом серьезнейших и тяжелейших экономических затруднений». Парламент, слушавший его с «напряженнейшим вниманием» более полутора часов, разразился бурными аплодисментами, красноречиво говорившими об одобрении.

Эдуард Грей, 1914 год. (wikipedia.org)

В Германии эйфория была столь сильной, что даже получила в истории и литературе отдельное название — «Августовское воодушевление». Иногда этот период единения немцев еще называют «духом 1914 года». Сам кайзер Вильгельм, облаченный в армейскую полевую форму, выступал с балкона своей резиденции перед возбужденной толпой: «Для Германии настал грозный час испытаний. Окружающие нас враги заставляют нас защищаться. Да не притупится меч возмездия в наших руках… А теперь я призываю вас пойти в церковь, преклонить колени перед Богом, справедливым и всемогущим, и помолиться за победу нашей доблестной армии».

Военный эшелон, август 1914 года. (wikipedia.org)

Всеобщее ликование и единение завладело немцами. Газеты писали: «То, что пережила Германия в эти дни, — великое чудо самообновления, отбрасывания всего мелочного и чуждого, своего рода могущественное пробуждение национального характера. Об этой неделе августа будут говорить до тех пор, пока существует немецкий народ и звучит немецкая речь. Картины и голоса этой недели будут сопровождать жизнь всякого, кто был ее свидетелем.

Предрассудки пали, заблуждения были рассеяны, люди, между которыми, казалось, пролегают Гималаи, признали друг в друге соотечественников».

А вот какими словами описывал нахлынувшие на него чувства Адольф Гитлер, будущий глава Третьего рейха, оказавшийся 1 августа на Одеонсплаце в Мюнхене, где в этот день зачитывали указ о полной мобилизации: «Нисколько не стыдясь своих чувств, я упал на колени и всем сердцем благодарил Господа за оказанную мне милость жить в такое судьбоносное время».

Известный своими левыми и пацифистскими взглядами писатель Стефан Цвейг во «Вчерашнем мире» описывал притягательное чувство солидарности, охватившее немецкий народ, которому было сложно противостоять: «Как никогда, тысячи и сотни тысяч людей чувствовали то, что им надлежало бы чувствовать скорее в мирное время: что они составляют единое целое».

Немецкие солдаты покидают гарнизон, 1914 год. (wikipedia.org)

Во всех странах на призывные пункты валом повалили добровольцы. Почтеннейший немецкий социолог, автор «Протестантской этики и духа капитализма» Макс Вебер ужасно негодовал, что на призывном пункте его развернули из-за возраста. Раздававший пощечины общественному вкусу Владимир Маяковский прибежал на призывной пункт с просьбой отправить его на фронт. Но его сочли неблагонадежным для фронта и отрядили создавать пропагандистские карикатуры. Анархист Петр Кропоткин писал: «При данных условиях всякий, кто чувствует в себе силы что-нибудь делать, и кому дорого то, что было лучшего в европейской цивилизации, и то, за что боролся рабочий Интернационал, может делать только одно — помогать Европе раздавить врага самых дорогих нам заветов: немецкий милитаризм и немецкий империализм».

Патриотический подъем первых дней войны изумлял. Ведь никто не ожидал, что война продлится четыре с половиной года, — военные планы всех держав предусматривали разгром противника за месяц-полтора, и первые уезжавшие на фронт добровольцы искренне надеялись, что к осени вернутся домой. Никто и не мог предположить, что миллионы людей погибнут, сотни тысяч станут беженцами.


Сборник: Начало Первой мировой войны

Одному из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества предшествовал ряд дипломатических кризисов.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Начало Первой мировой: хроника событий

Начало Первой мировой: хроника событий

Николай II подписал в августе 1914 года Высочайший манифест о войне с Австро-Венгрией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы не было Сараевского убийства

Что, если бы не было Сараевского убийства

Убийство Франца Фердинанда стало поводом к началу войны небывалых прежде масштабов.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мундир Франца Фердинанда

Мундир Франца Фердинанда

Было кому ненавидеть эрцгерцога, было кому желать ему смерти, но прямое убийство не представ­лялось неизбежной реальностью.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Ответственность за бедствие падет не на меня»

«Ответственность за бедствие падет не на меня»

Что писали друг другу последний германский император Вильгельм II и последний российский император Николай II летом 1914 года?

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Первая мировая

Первая мировая

Какой была бы твоя роль в развязывании этого конфликта?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Начало Первой мировой: хроника событий

Николай II подписал в августе 1914 года Высочайший манифест о войне с Австро-Венгрией.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы не было Сараевского убийства

Убийство Франца Фердинанда стало поводом к началу войны небывалых прежде масштабов.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мундир Франца Фердинанда

Было кому ненавидеть эрцгерцога, было кому желать ему смерти, но прямое убийство не представ­лялось неизбежной реальностью.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Ответственность за бедствие падет не на меня»

Что писали друг другу последний германский император Вильгельм II и последний российский император Николай II летом 1914 года?

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Первая мировая

Какой была бы твоя роль в развязывании этого конфликта?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Великое ограбление поезда

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Маршал-людоед

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Сбежавшая из СССР

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 211916
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 141413
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132219
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96023
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 95711
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 93510
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 83409
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 59433
Великое ограбление поезда
  • 📚 Статьи
  • 👀 57086
Маршал-людоед
  • 📚 Статьи
  • 👀 49500
Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии
  • 📚 Статьи
  • 👀 226790
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 211916
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 162738
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 141413
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132219
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96023
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 95711
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 93510
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 83409
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 76612
Сбежавшая из СССР

Великая война.

К 105-й годовщине начала Первой мировой

28 июня 1914 года, девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, что и послужило поводом к началу войны 1914-1918 годов, которая разразилась ровно через месяц, 28 июля 1914 года, то есть 105 лет назад. Сейчас мы привычно называем её Первой мировой, 100-летие окончания которой весь мир отметил в 2018 году. Однако такое название возникло только после начала Второй мировой, в 1939 году. А прежде ее называли Великой — или Большой — войной, в Российской империи — Второй Отечественной или Великой Отечественной. В обиходе часто говорили просто: «германская война». А в СССР эту войну называли империалистической.

XIX век прошел без мировых войн, и в ХХ многие вступили с непоколебимой уверенностью в будущих успехах, с убежденностью в правильности существующего миропорядка со всеми его предрассудками, милитаризмом, имперскими притязаниями… Когда в Сараеве прогремел выстрел и военный пожар начал стремительно охватывать одну страну за другой, многие восприняли это с патриотическим подъемом, еще не осознавая, что Великая война навсегда разделит жизнь человечества на «до» и «после».

Сухие цифры: в эту войну было вовлечено 38 из 59 независимых государств, было мобилизовано более 70 млн человек, из них погибло порядка 10 млн, а жертвы среди мирного населения составили около 12 млн. Более 55 млн раненых, исчезновение четырех империй, несколько революций, в том числе Октябрьская в России, многочисленные преступления против человечности — вот плоды этого конфликта. Нам, детям XX и XXI веков, эта война известна гораздо меньше Второй мировой, хотя между ними прошло не так уж много времени, всего два десятилетия. Фактически Первая мировая оказалась «забытой войной» — но это одно их тех событий, о которых забывать нельзя.

Давайте вспомним ее отражения в романах, стихах и мемуарах — и задумаемся, как рассказывать о ней детям и подросткам, чтобы подлинная память об этой страшной «забытой войне» не исчезла.

Россия: гибель империи

Начало Великой войны подняло в России волну патриотизма. Столицу Санкт-Петербург, название которой звучало слишком по-немецки, переименовали в Петроград; люди закрашивали слово «немецкая» на колбасных лавках, в стране начались немецкие погромы, на фронт шел поток добровольцев. .. Никто еще не мог представить, что эта война для России сольется с двумя революциями.

Поэтому в отечественной литературе практически не найти книг только о Первой мировой — большинство из них говорит о переломе эпох, о крахе прежнего мира, о причинах политических потрясений и о том, как они отразились на человеческих судьбах.

Одна из немногих книг, посвященных только войне (точнее, ее первым годам), была написана прямо во время боевых действий: это «Записки кавалериста» Николая Гумилёва. Поэт пошел на фронт добровольцем; по состоянию здоровья он был навсегда освобожден от службы — но все-таки выхлопотал себе разрешение воевать и был определен во 2-й маршевый эскадрон Лейб-Гвардии Уланского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. Гумилёв писал свои «Записки кавалериста» на фронте и отсылал в «Биржевые ведомости», где их печатали по частям, с купюрами военной цензуры. За храбрость Гумилёв был награжден двумя солдатскими Георгиями и Орденом Святого Станислава.

Война увела Гумилёва за границу, откуда он в 1918 году вернулся в Россию и в 1921-м был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. При его жизни «Записки кавалериста» так и не вышли отдельной книгой, а после расстрела имя и все произведения поэта оказались под запретом, так что «Записки кавалериста» — книга, не слишком хорошо знакомая современному читателю. Ее примечательная особенность — нарочитая объективность, бесстрастность повествования, восприятие войны как работы. Впрочем, за этой объективностью видна душа поэта, и внимательный читатель может сравнить военную прозу Гумилёва с его стихами той поры, в которых тоже звучит военная тема, особенно заметная в сборнике «Колчан».

Знакомство с военной мемуаристикой, безусловно, непредставимо без книги «Путь русского офицера» А.И. Деникина — в отличие от «Записок кавалериста» она представляет читателю широкую историческую панораму, говоря не только о Первой мировой войне, но и о революции и о Гражданской войне.

На исторических переломах целые народы объединяет общая судьба, но судьбы отдельных людей всегда остаются уникальными, как и их воспоминания. Читателей, желающих взглянуть на ту эпоху глазами свидетелей и участников событий, ждет много жизней, к которым можно прикоснуться. «Очерки из моей жизни. Воспоминания» А.С. Лукомского, «6-я батарея 1914-1917. Повесть о времени великого служения Родине» Б.В. Веверна, женский взгляд на войну — «Записки сестры милосердия. Кавказский фронт 1914-1918 гг.» Х.Д. Семиной и многое, многое другое…

Слева: фрагмент фотографии «Первая мировая война. Атака русской пехоты». Октябрь, 1915. Справа: Николай Гумилев. 1915. Источник

Тем же, кому интересно художественное осмысление событий Великой войны, революции и Гражданской войны, стоит обратиться к романам.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова — эпическое полотно в четырех томах, посвященное жизни донского казачества в начале ХХ века, во время Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Премия была присуждена Нобелевским комитетом единогласно.

Эпопея Шолохова сегодня вызывает огромный интерес, ее переиздают и перечитывают, к ней обращаются кинорежиссеры. Это не случайно: несмотря на то, что Шолохов был убежденным коммунистом, в романе нет идеологической однозначности. Там одинаково правдиво показаны и белые, и красные, и главный герой Григорий Мелехов в финале так и не становится красным. Это вызвало в адрес Шолохова критику со стороны идеологизированных читателей — но сделало книгу предельно честной, превратив «Тихий Дон» в пронзительный рассказ о том, как колесо истории прокатилось по многим семьям. Такой взгляд позволяет в полной мере осознать масштаб и трагизм событий, пережитых тогда нашей страной.

Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» посвящена жизни русской интеллигенции на сломе эпох. Толстой начал писать эту трилогию в 1921 году в эмиграции, а закончил ее уже в СССР. Начало произведения — это очень интересный, отчасти иронический, отчасти ностальгический взгляд на жизнь Петербурга эпохи Серебряного века. Значительное место в романе уделено мировой войне, а когда действие доходит до революции и Гражданской войны, книга становится предельно советской. Впрочем, в ней один раз, мимоходом, упомянут Николай Гумилёв — презрительно, но все-таки упомянут! Пожалуй, этот факт говорит о нашей истории не меньше, чем вся трилогия. Имя Гумилёва, чья судьба стала символом произошедшего со страной, было тогда под строжайшим запретом — но память о нем жила.

И, наконец, самый сложный для читателя, неоднозначный и поэтичный отечественный роман о том времени — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». В СССР немедленно началась травля поэта, и он отказался от премии. Только в 1989 году сын Пастернака получил Нобелевский диплом и медаль.

Главный герой «Доктора Живаго» — врач и поэт, что уже само по себе создает многоплановую картину. Но к этим ипостасям героя прибавляются еще две, особые, необыкновенные: Гамлет и Христос, чьи образы возникают и в романе, и в поэтическом приложении к нему — сборнике «Стихотворения Юрия Живаго». Это не только роман о России и ее истории, о жизни интеллигенции в военные и революционные годы, — это книга-размышление о вере и христианстве, о любви и смерти, о человеческой природе. В ней с пронзительной точностью показана растерянность человека на войне и неестественность войны.

Многие считают роман Пастернака трудным для чтения. Это справедливо, только если подходить к «Доктору Живаго» как к обычной прозе. А если читать его как особого рода поэтический текст, все сразу встает на свои места.

Джон Сингер Сарджент. Отравленные газами. 1919 год. Источник

Запад: «потерянное поколение»

Молодость этих людей совпала с Великой войной. Они были призваны на фронт восемнадцатилетними, уходили туда с юношеской верой в собственное бессмертие и с надеждой на победу, а возвращались опустошенными, потерявшими прежний смысл жизни и не умеющими найти новый.

Американская писательница Гертруда Стайн однажды обронила в разговоре: «Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение». Этих людей еще называли «неучтенные жертвы войны». Некоторым повезло пройти войну без ран, без физических травм, но тяжелейшие душевные травмы она нанесла абсолютно всем своим участникам. Жестокости и зверства, боль и страдания, необходимость убивать — и невозможность вернуться, психологическая, а то и буквальная: ведь многие, придя домой с фронта, обнаруживали, что их дома уничтожены бомбежками, а их близкие и друзья погибли.

В романах писателей «потерянного поколения» война показана такой, как есть, — грязной, бесчеловечной, без малейшей романтизации. Это книги людей, которые чувствовали себя обманутыми, преданными, брошенными в пекло военного ада ради чужих амбиций, ложных принципов, жажды власти, пустой риторики…

Роман «потерянного поколения» о Великой войне, сразу ставший культовым, — «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя. Это история солдата, который влюбляется в медсестру, дезертирует из армии и вместе с любимой убегает в Швейцарию, надеясь таким образом навсегда распрощаться с бессмысленной войной и всеми ее ужасами. Многие эпизоды в этом романе автобиографичны. Хемингуэй долго искал финал, у него было 47 вариантов окончания романа. Развязка позволяет читателю почувствовать ту горечь, которая наполняла послевоенную жизнь «потерянного поколения».

Еще один культовый роман — «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка. Его название — обычная формулировка немецких военных сводок в периоды затишья. Роман показывает войну глазами молодого немецкого солдата Пауля Боймера, которого автор во многом списал с себя. После выхода романа Ремарку приходило множество писем — участники войны благодарили его за антивоенную книгу, за правду в изображении бойни. Ремарк ценил эти отзывы, но к собственной славе был совершенно равнодушен.

Его роман «На обратном пути» (в другом переводе — «Возвращение») посвящен одной из самых болезненных проблем «потерянного поколения» — психологической невозможности вернуться к мирной жизни после окончания войны. Об этом же говорит и знаменитый, любимый не одним поколением читателей роман «Три товарища». Конец 1920-х годов, война давно закончилась, но она постоянно возвращается в воспоминаниях, в особом, знакомом только солдатам чувстве смерти, ее постоянной близости, — и в нестерпимой жажде жизни.

«Потерянным поколением» было создано много мощных антивоенных книг: «Смерть героя» Ричарда Олдингтона, «Три солдата» Джона Дос Пассоса, «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, «Огонь» Анри Барбюса…

А одно из самых значительных произведений о Первой мировой до недавнего времени было неизвестно российскому читателю, так как не переводилось на русский язык: это тетралогия английского писателя Форда Мэдокса Форда «Конец парада» (том первый «Каждому свое»).

Слева: обложка первого издания романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Источник. Справа: окопы на Западном фронте

Взгляд потомков

Тема Первой мировой войны волновала не только ее свидетелей. Писатели второй половины XX и XXI века обращались и обращаются к этой теме. Это совсем другой взгляд, попытка осмыслить прошлое, настроиться на уже далекую эпоху.

Исторический «морской» роман Валентина Пикуля «Моонзунд» был написан в 1970-м. Он посвящен событиям 1915-1917 годов: назревает революция, среди матросов Балтийского флота — бунтарские настроения, в армии разложение, а германские силы атакуют Моонзундский архипелаг, чтобы прорвать российскую оборону и выйти в Рижский залив. Кульминация романа — героическая оборона батареи на мысе Церель, сражение за Моонзунд с намного превосходящими силами противника. В центре повествования — старший офицер Артеньев, человек чести, один из немногих, кто остался верен присяге, даже когда крах прежнего мира уже сделался очевиден.

Роман известного британца Кена Фоллетта «Гибель гигантов» — попытка создать масштабное антивоенное полотно, показав, как война отразилась на разных странах и на героях разных социальных классов. В ней заметно желание систематизировать, упростить события Первой мировой, чтобы донести их до современного читателя. Это превратило книгу в увлекательную беллетристику.

Еще один английский роман, вышедший в 1993 году и сразу завоевавший невероятную популярность, — «И пели птицы…» Себастьяна Фолкса. Он занял 13-е место в опросе «200 лучших книг по версии BBC». Этот роман наследует у «потерянного поколения» проблематику, художественные приемы и отдает ему дань памяти, но остается при этом исключительно современным.

Французский прозаик и сценарист Пьер Леметр написал один из самых ярких современных романов о Первой мировой — «До свидания там, наверху». Писатель получил за этот роман Гонкуровскую премию. Критики и читатели отмечают, что книга очень кинематографична.

Австралийский писатель Томас Кенилли, известный нам по роману «Список Шиндлера», в 2012 году написал роман «Дочери Марса», который недавно был впервые переведен на русский язык. Это история двух сестер, которые отправляются на фронт Великой войны сестрами милосердия.

Как школьникам узнать о «забытой войне»?

Первую мировую изучают на уроках истории, но все-таки школьники знают эту войну очень плохо, она непонятна им. Одной из причин этого стала нехватка доступных и качественных книг и пособий для юношества. My-shop.ru постарался восполнить этот пробел, создав к 100-летию окончания Первой мировой войны школьный словарик. Он очень доступно и при этом правдиво, ничего не упрощая и не приукрашивая, рассказывает о причинах, ходе и последствиях Первой мировой, а также о событиях, происходивших в это время в России. Словарик очень информативен, к тому же продается по символической цене, так как создан ради памяти — памяти о прежней России, о тех ее солдатах, чьи имена остались в истории, и о тех, чьих имен мы никогда не узнаем. Все они, офицеры и рядовые, — герои прогремевшей век назад Великой войны и наши предки.

Первая мировая война не только изменила мир, но и многие ее последствия до сих пор оказывают влияние на сегодняшнюю повседневность. В 2018 году, к 100-летию окончания Первой мировой войны, мы уже представляли вам тематическую подборку, в которую собрали архивные материалы, документальные свидетельства, исследования и рассуждения российских и зарубежных историков и ученых. В нее также включены воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны, интереснейшие документы из Государственного архива РФ, биографические очерки и переписки ключевых фигур.

Один из важнейших уроков Первой мировой, который необходимо усвоить нам всем, не только детям, — это умение принимать историю своей страны со всеми ее противоречиями, ошибками, с трагическими страницами, которых в ней немало. Иногда обращаться к прошлому настолько больно, что хочется отстраниться от него или придумать вместо него другое, красивое прошлое — но это невозможно: наша история создала нас, она влияет на нас, даже если кажется далекой. Ее не получится обмануть, а те, кто обращается к ней, стремясь узнать правду, получают ценнейший дар: умение понять самих себя.

    Читайте также:
  • «К 100-летию окончания Первой Мировой войны»

Волнение перед Первой мировой войной — ИСТОРИЧЕСКИЙ КРАНЧ

Первая мировая война примечательна ранним воодушевлением солдат, отправляющихся на войну. Когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, многие европейские города праздновали недавно объявленную войну, и многие молодые люди требовали возможности участвовать в сражениях Великой войны. Например, австрийский писатель Стефан Цвейг описал сцену в Вене, Австрия, во время объявления Первой мировой войны. Он писал: « На каждой станции вывешены плакаты о всеобщей мобилизации. Поезда наполнялись новобранцами, развевались знамена, звучала музыка, а в Вене я застал весь город в смятении… На улицах шли парады, повсюду шли знамена, ленты, музыка, маршировали молодые рекруты. торжествующе, их лица загораются от аплодисментов… »

Для многих это волнение перед войной было похоже на праздник или праздник. Города были украшены красочными флагами, а солдаты мобилизовались на центральных улицах, направляясь к поездам, которые должны были доставить их на фронт войны .

Одной из главных причин волнения перед войной было то, что у многих в Европе было романтическое отношение к войне. За годы, предшествовавшие объявлению войны в 1914 году, Европа наслаждалась длительным периодом покоя в своем в остальном жестоком прошлом. Наполеоновские войны закончились в начале 19 века, и единственные другие войны, которые произошли в последующем столетии, были меньшими региональными конфликтами. Поэтому молодые европейцы того времени знали о войне только то, что узнали в школе, прочитали в книгах или услышали от других. Многим из них война казалась чем-то славным и романтичным. Они читают рассказы о солдатах, храбро идущих в бой и героически погибающих на полях сражений за свои страны. Для многих из этих молодых солдат они рассматривали Великую войну как возможность сыграть свою роль в «военной славе» и пойти по пути более ранних солдат в более ранних европейских конфликтах. Для них война казалась авантюрой и демонстрацией храбрости, которую многие утверждали, что они «не хотели пропустить».

Кроме того, сильное чувство национализма было важной причиной того, что многие молодые люди в 1914 году были воодушевлены войной. В школе их учили быть готовыми ответить на призыв войны за свою страну в любое время и быть готовыми служить и умереть за свою страну, если это необходимо. Таким образом, патриотизм и чувство национальной гордости побудили многих присоединиться к вооруженным силам. Плакаты о вербовке заставляли молодых людей присоединиться к военным действиям и присоединиться к своим согражданам в окопах Первой мировой войны. Все это оказывало сильное давление на молодых людей, и многие присоединялись из чувства национального долга и ответственности.

Кроме того, в то время было широко распространено мнение, что война закончится относительно быстро. Поскольку боевые действия начались летом 1914 года, многие заявляли, что к декабрю того же года война обязательно закончится. Поэтому многие молодые люди считали, что отправляются в короткое приключение и представляют свою страну.

По мере развития войны и тупиковой ситуации в окопах Северной Франции конфликт затянулся до 1915 года, волнение, которое многие питали к войне, начало меняться. Реалии окопной войны были жестокими, а жизнь в окопах – несчастной, а образ войны больше не вызывал романтического или волнующего чувства.

Мнение США и начало Второй мировой войны

ВАШИНГТОН, округ Колумбия — 1 сентября 1939 года, после захвата Австрии и Чехословакии, нацистская Германия вторглась в соседнюю Польшу, в результате чего Великобритания и Франция объявили войну Германии и, таким образом, начало Второй мировой войны в Европе.

Поддержка США Польши до определенного предела

Пока все это происходило, в ходе опроса, проведенного 1-6 сентября 1939 года, Гэллап спросил американцев, в какой степени они поддерживают помощь Англии, Франции и Польше. Американцы поддержали оказание материальной помощи этим трем странам, но были категорически против отправки вооруженных сил для борьбы с Германией.

Поддержка американцев Англии, Франции и Польше

Как далеко мы должны зайти, помогая Англии, Франции и Польше.. .

Да
% %
Должны ли мы продавать им продукты питания? 74 27
Должны ли мы продавать самолеты и другую военную технику Англии и Франции? 58 42
Должны ли мы отправить нашу армию и флот за границу для борьбы с Германией? 16 84
Гэллап, 1-6 сентября 1939 г.

В отдельном вопросе того же опроса 1939 года американцев специально спрашивали, должны ли США объявить войну Германии в поддержку Англии, Франции и Польши и должны ли они направить войска для помощи этим странам. Американцы были категорически против, с 90% отвергают идею и 8% поддерживают.

Взгляд американцев на мир в обмен на Польшу в 1939 году

Менее чем через две недели после вторжения Германии в Польшу Гэллап спросил американцев о двух вариантах обмена независимости Польши на мир с Адольфом Гитлером. Американская общественность категорически отвергла оба варианта: 69% сказали «нет» обмену части Польши на мир и 76% не одобряли обмен всей страны на прекращение боевых действий.

Американцы отказались от обмена Польши на мир в 1939

Да Нет мнения
% % %
Если Гитлер предложит заключить мир в обмен на часть Польши, должны ли Англия и Франция согласиться? 20 69 11
Если Гитлер предложит заключить мир в обмен на всю Польшу, должны ли Англия и Франция согласиться? 13 76 11
Гэллап, 11 сентября 1939 г.

Помимо отказа от политики умиротворения, большинство американцев в сентябре 1939 г. воспринимали Германию как серьезную угрозу для США. это было бы. Менее четырех из 10, 35%, не верили, что Германия нападет на США «рано или поздно», если союзники потерпят поражение.

В 1940 году больше американцев выступали за мир за территорию

В феврале 1940 года, после падения Польши, Гэллап снова спросил американцев, что они думают о принятии немецких завоеваний в обмен на мир с нацистами. Более половины, 53%, выступили против того, чтобы позволить немцам сохранить Чехословакию в обмен на мир, и 63% сказали то же самое о Польше.

Взгляды американцев на торговлю территорией ради мира с Гитлером в 1940 году

Да Нет мнения
% % %
Если бы можно было достичь мира, позволив Германии сохранить Чехословакию, вы бы поддержали это? 32 53 15
Если бы можно было достичь мира, позволив Германии сохранить Польшу, вы бы поддержали это? 25 63 12
Гэллап, 20 февраля 1940 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *