На дне барон и настя: Настя в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Настя в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Настя является одной из героинь знаменитой пьесы Горького «На дне».

В этой статье представлена цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне»: образ, описание героини.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

— Все материалы по пьесе «На дне»

Настя является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

Возраст Насти – 24 года:

«Настя, девица, 24 года…»

Судя по всему, Настя зарабатывает себе на жизнь «непристойной работой» (сама себя она поэтому называет «таковской», а Барон называет ее ш**хой):

«Сатин, скажи ей… ш**хе…» (Барон о Насте) 
«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»
Настя в пьесе «На дне»
(актриса О. Л. Книппер)

Судя по всему, героиня состоит в любовной связи с Бароном, обедневшим дворянином, также живущим в ночлежке:

«А на него – не сердись, на сожителя‑то…» (Лука — Насте о Бароне)

По мнению Барона, Настя – добрая, но глупая девушка. Однако, судя по высказываниям героини, она не так уж глупа:

«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!» 
«Это – дура…» (Барон о Настей)

Она терпит пренебрежительное отношение со стороны Барона, но продолжает давать ему деньги на пьянство:

«Барон (Насте.) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мр*зь! 
Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!»
 
«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон) 
«Впрочем – я иду мириться с ней…» (Барон)

Настя любит читать романы о любви:

«. ..Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку.» 
«…(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)» 
«Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)»

Она впечатлительная девушка. Читая любовные романы, она плачет от жалости к героям:

«А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет! Право! Слезы текут… Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке… Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки…»

Настя – мечтательная девушка, фантазерка. Начитавшись романов, Настя сама себе сочиняет историю любви о молодом человеке, который не женился на ней из-за родителей. Судя по всему, Настя время от времени рассказывает свою историю обитателям ночлежки и при этом даже плачет:

««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»» 
«И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»  

Кажется, мечтательная Настя настолько принимает желаемое за действительное, что сама искренне верит в свою выдумку:

«Дедушка! Ей‑богу… было это! Всё было!.
. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!»

Жители ночлежки понимают, что она выдумывает, «врет». Кто-то из соседей сочувствует девушке, а кто-то смеется. Так например, Барон со смехом напоминает Насте, что вчера ее героя звали не Рауль, а Гастон:

«Погоди! Не любо – не слушай, а врать не мешай… Дальше!» (Барон) 
«Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!»  (Барон)
«Дедка! Ты думаешь – это правда? Это всё из книжки «Роковая любовь»…»  (Барон)
«Глупо, старик! Надоела она… Сегодня – Рауль, завтра – Гастон… а всегда одно и то же!»  (Барон)

Благодаря романам Насте кажется, что в ее собственной жизни тоже была настоящая любовь:

«Настя (вскакивая). Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»

Бубнов называет её «чертовой куклой» за ее любовь к фантазиям:

«Ах… чертова кукла! а?» (Бубнов)

Старик Лука поддерживает Настю и считает, что девушка имеет право верить в свои выдумки:

«Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!» (Лука) 
«Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей… пускай плачет‑забавляется… Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?» (Лука — Барону)

По словам Бубнова, Настя привыкла подкрашивать себе лицо, поэтому пытается подкрасить себе и душу своими фантазиями:

«Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит…»

Несчастная Настя признается, что ей противна и жизнь, и все люди вокруг:

«Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи… Ах, опротивело мне всё! Вся жизнь… все люди!.

Она надеется когда-нибудь покинуть грязную ночлежку и уйти на другую квартиру:

«Уйду я отсюда… на другую квартиру.» 
«Надоело мне… Лишняя я здесь…» 
«И чего… зачем я живу здесь… с вами? Уйду… пойду куда‑нибудь… на край света!» (Настя) 

Несмотря на свою мечтательность, она может показать характер и дать отпор, когда ее обижают. За это Барон и Татарин называют ее дерзкой:

«Барон. Вот я ей в ухо дам… за дерзости! 
Настя. Попробуй! Тронь!» 
«У‑у! Злой баба – русский баба! Дерзкий… вольна!» (Татарин о Насте) 

Критика об образе Насти

«…Настя живет в мире красивых романов и уверяет себя и других, именно с ней происходили вычитанные в книге изящные и благородные любовные приключения. А Лука поддерживает в ней эту «спасительную» от грязи, от неприглядности жизни ложь: дескать, лучше в воображении жить недоступной красавицей, чем в действительности сознавать, что ты ***…  …И вот Настя, «закрыв глаза и раскачивая головой», бредит наяву о настоящей любви»…»
  (из статьи Ю. Юзовского «Драматургия Горького»)

Это была цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне» Горького: образ, описание героини в цитатах.

Смотрите:

— Все материалы по пьесе «На дне»

— Все материалы по творчеству Горького

Барон в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Барон в пьесе «На дне»
(актер В. И. Качалов)

Барон является одним из ярких действиующих лиц знаменитой пьесы «На дне» Горького.

В этой статье представлен цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

— Все материалы по пьесе «На дне»

Барон в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

Барон является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

Возраст Барона — 33 года:

«Барон, 33 года…»

По происхождению Барон является дворянином, барином, из-за чего он и получил свое прозвище. Настоящее имя героя в пьесе не указано:

«Озорник! А еще – барин… » (Настя о Бароне)
«Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и всё такое…» (Пепел о Бароне)

По словам Барона, его предки были богатыми выходцами из Франции, а его дед занимал высокий пост во времена царствования Николая I:

«Это… напоминает наше семейство… Старая фамилия… времен Екатерины… дворяне… вояки!.
. выходцы из Франции… Служили, поднимались всё выше… При Николае Первом дед мой, Густав Дeбuль… занимал высокий пост… Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»
 
«Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты… кареты с гербами!» 
«Я говорю… десятки лакеев!..»

В прошлом Барон совершил много глупостей, которые привели его к нищете. Когда-то он служил чиновником в дворянской палате, неудачно женился и растратил весь капитал. Затем его поймали на растрате казенных денег, уволили и, судя по всему, отправили в тюрьму. В конце концов Барон оказался в ночлежке:

«Жили и лучше… да! Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да!» 
«Барон. <…> Учился – носил мундир дворянского института… а чему учился? Не помню… Женился – одел фрак, потом – халат… а жену взял скверную и – зачем? Не понимаю… Прожил всё, что было, – носил какой‑то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, – надели на меня арестантский халат… потом – одел вот это… И всё… как во сне… а? Это… смешно? 
Сатин. Не очень… Скорее – глупо… 
Барон. Да… и я думаю, что глупо…»

Барон является образованным человеком, по словам Сатина:

«Образованный человек, а карту передернуть не можете…»

Барон — неглупый человек, хотя и пьяница, по мнению Васьки Пепла:

«Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…» (Пепел о Сатине и Бароне)

По словам Насти, Барон — «пропащая душа» и «пустой человек»:

«Пропащая душа. Пустой человек! Где у тебя – душа?» 

По мнению Бубнова, Барон является неплохим человеком, несмотря на свои барские замашки:

«Он ничего все‑таки… Только так иногда брыкнется… вроде как насчет твоего паспорта…» (Бубнов)

Барон понимает, что «опустился» и стал чуть ли не хуже вора Васьки Пепла:

«Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя?» (Барон — Ваське)

Теперь у Барона даже нет документов (известно, что у него имеются «негодные» документы, то есть, вероятно, поддельные):

«Барон (сконфуженный). Ну, чего там? Я ведь… шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нет… 
Бубнов. Врешь! 
Барон. То есть… я имею бумаги… но – они никуда не годятся…»

Живя в ночлежке для бедняков, Барон не может привыкнуть к нищенской жизни и порой «показывает из себя барина»:

«Барин, это верно… Он и теперь – нет‑нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, еще. » (Бубнов)

Известно, что Барон помогает торговке Квашне в ее делах на базаре. Вероятно, за эту работу он получает какие-то деньги:

«Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.» 
«Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что‑то тяжело…»

Барон учится у своего приятеля, шулера Сатина, жульничать в карты, но это у него не очень получается и соперники замечают его уловки:

«Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?» (Сатин о себе и Бароне) 
«Сатин (Барону, смеясь). Вы, ваше вашество, опять торжественно сели в лужу! Образованный человек, а карту передернуть не можете… 
Барон (разводя руками). Чёрт знает, как она…»

Судя по всему, Барон состоит в любовной связи с 24-летней девушкой Настей, которая также живет в ночлежке (судя по всему, девушка зарабатывает на жизнь «непристойной работой»):

«А на него – не сердись, на сожителя‑то…» (Лука — Насте о Бароне)

При этом Барон смеется над тем, что Настя читает любовные романы и верит в принцев:

«…(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)» 
«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!»

Он грубо обращается с Настей, называет ее «дурой» и «дурехой»:

«Брось… дуреха!» (Барон — Насте) 
«Это – дура…» (Барон о Насте)

Барон пренебрежительно относится к Насте из-за ее простого происхождения и образа жизни:

«Барон (Насте. ) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мр*зь! 
Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!»

При этом он не стесняется брать деньги на пьянство у Насти. Это характеризует Барона как гордого, высокомерного и неблагодарного человека:

«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон) 
«Впрочем – я иду мириться с ней…» (Барон)

Вероятно, в глубине души Барон тепло относится к Насте, хотя и прикрывает свои чувства грубостью. Некоторые его фразы говорят о том, что он, судя по всему, испытывает привязанность к Насте:

«Эта… Настька!.. Убежала… куда? Пойду, посмотрю… где она? Все‑таки… она…» (Барон — Сатину)

По мнению Барона, у всех людей серые души, поэтому они «подрумянивают себя»:

«У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…» (Барон)

Барон не ждет от жизни ничего хорошего и считает, что все хорошее уже в прошлом:

«Нечего ждать… Я – ничего не жду! Всё уже… было! Прошло… кончено!. . Дальше!» (Барон о себе)

Ему неловко за то, что он всю жизнь как будто «переодевался», а не был собой:

«Мне… как‑то неловко… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю!» 

Барон признается, что всю жизнь у него в голове стоит туман и он никогда ничего не понимал:

«Знаешь… с той поры, как я помню себя… у меня в башке стоит какой‑то туман. Никогда и ничего не понимал я.» (Барон о себе)

По словам самого Барона, у него нет характера и он не умеет рассуждать:

«Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…» (Барон — Сатину) 
«Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце… У меня – нет этого… я – не умею!» (Барон — Сатину)

Таков цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:

— Все материалы по пьесе «На дне»

— Все материалы по творчеству Горького

Краткий обзор нижних глубин — eNotes.com

Подвал похож на пещеру, только с одним маленьким окошком, освещающим его сырые закоулки. В углу тонкие доски перегораживают комнату Васьки, молодого вора. На кухне живут Квашня, торговец мясными пирогами, дряхлый барон и бродяга Настя. По всей комнате стоят нары, занятые другими постояльцами.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

Настя, склонив голову, поглощена чтением романа под названием « Роковая любовь ». Барон, живущий в основном на заработки Насти, хватает книгу и вслух читает ее название. Затем он бьет ею Настю по голове и называет ее влюбленной дурой. От шума Сатин с трудом поднимается с койки. Его память смутна, но он знает, что прошлой ночью потерпел поражение, а другие говорят ему, что его поймали на мошенничестве в карты. Актер шевелится в своей постели на плите. Он предсказывает, что когда-нибудь Сатин будет забита до смерти.

Актер напоминает барону подмести пол. Хозяйка строгая, убирает каждый день. Барон громко объявляет, что ему нужно пройтись по магазинам; он и Квашня уходят за дневными покупками.

Актер слезает со своей койки и заявляет, что доктор сказал ему, что у него отравление организма алкоголем, и подметать пол вредно для его здоровья. Анна громко кашляет на своей койке. Она умирает от чахотки — для нее нет никакой надежды. Ее муж, Клещ, возится у своей лавки, где подгоняет старые ключи и замки. Анна садится и зовет Клеща, предлагая ему вареники, которые Квашня оставила ей в кастрюле. Клещ соглашается, что умирающую кормить бесполезно, и поэтому с чистой совестью ест пельмени.

Актер помогает Анне спуститься с высокой кровати и выйти в сквозняк. Больная женщина завернута в тряпки. Когда они проходят через дверь, входит хозяин дома Костылев, чуть не сбивая их с ног. Костылев осматривает грязный подвал и несколько раз поглядывает на Клеща, работающего за станком. Хозяин громко говорит, что слесарь занимает слишком много места за два рубля в месяц и что впредь квартплата будет два с половиной рубля. Тогда Костылев прокрадывается к Ваське и украдкой спрашивает, не была ли дома его жена. У Костилева есть все основания подозревать, что его жена, Василиса, спит с Васькой.

См. eNotes без рекламы

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Наконец Костылев набирается смелости окликнуть Ваську. Вор выходит из своей комнаты и доносит на хозяина за неуплату долгов, говоря, что Костелев все еще должен семь рублей за купленные им часы. Приказав Костилеву немедленно предъявить деньги, Васька грубо высылает его из комнаты.

Остальные восхищаются Васькой за его мужество и убеждают его убить Костилева и жениться на Василисе; тогда он мог бы быть помещиком. Васька некоторое время обдумывает эту идею, но решает, что он слишком мягкосердечен, чтобы быть помещиком. Кроме того, он думает отказаться от Василисы ради ее сестры Наташи. Сатина просит у Васьки двадцать копеек, которые вор рад дать; он боится, что Сатин в следующий раз потребует рубль.

Входит Наташа с бродягой Лукой. Она укладывает его спать на кухне, где уже есть трое. Лука, весельчак, начинает петь, но останавливается, когда все остальные возражают. Вся компания молчит, когда входит Василиса, видит грязный пол и приказывает немедленно подмести. Она просматривает новоприбывшего Луку и просит предъявить его паспорт. Поскольку у него их нет, другие с большей готовностью принимают его. Медведев, полицейский и дядя Василисы, входит в подвал, чтобы проверить квартиру. Он начинает расспрашивать Луку, но когда бродяга называет его сержантом, Медведев оставляет его в покое.

Той ночью Анна лежит на своей койке, пока идет шумная, сварливая карточная игра. Лука ласково разговаривает с чахоточной женщиной, и Клещ время от времени подходит посмотреть на нее. Лука замечает, что ее смерть будет тяжелой для мужа, но Анна обвиняет Клеща в ее смерти. Она говорит, что с нетерпением ждет покоя и покоя, которого никогда не знала. Лука уверяет ее, что после ее смерти она будет в покое.

Карточные игроки становятся громче, и Сатин обвиняют в жульничестве. Лука успокаивает бунтующих игроков; все они уважают его, даже если считают его лжецом. Он говорит Ваське, что сможет исправиться в Сибири, а Актера уверяет, что в санатории сможет излечиться от алкоголизма. Входит Василиса и, когда остальные уходят, предлагает Ваське триста рублей, если он убьет Костильева и освободит ее. Это дало бы Ваське возможность жениться на Наташе, которая сейчас оправляется от побоев, нанесенных ей ревнивой сестрой. Васька уже собирается отказаться, когда входит Костелев в поисках жены. Он крайне подозрительный, но Васька выталкивает его из подвала.

Шум на плите показывает, что Лука все подслушал. Он не сильно возмущается и предупреждает Ваську, чтобы он не имел ничего общего со злобной Василисой. Подойдя к койке Анны, Лука видит, что она мертва. Клеща находят в салуне, и он приходит посмотреть на тело умершей жены. Остальные говорят ему, что ему придется убрать тело, потому что со временем мертвецы пахнут. Клещ соглашается вынести тело Анны на улицу. Актер начинает прыгать от радости, возбужденно говоря. Он решил поехать в санаторий для своего здоровья. Лука сказал ему, что его можно вылечить даже за государственный счет.

Той ночью на заднем дворе, когда Наташа рассказывает толпе романтические истории, выходит Костылев и грубо приказывает ей работать. Войдя, Василиса выливает Наташе на ноги кипяток. Васька пытается ее спасти и сбивает Костилева с ног, и в завязавшейся драке Костилева убивают. Когда остальные ускользают, Василиса тут же обвиняет Ваську в убийстве. Наташа думает, что Васька убил Костилева ради Василисы. Наташа почти в бреду бродит, обвиняя Ваську в убийстве и призывая к мести.

В волнении Лука уходит, и больше его никто не видел. Васька избегает полицейского обыска. Наташа попадает в больницу. В общежитии все происходит так же, как и раньше. Сатин жульничает в карты, а барон пытается убедить остальных в своем былом достатке. Все они согласны с тем, что Лука был добрым стариком, но большим лжецом.

Во время ожесточенной ссоры с Настей Барон выходит во двор. Сатин и другие заводят похабную песню, но обрываются, когда Барон спешит вернуться, чтобы объявить, что Актер повесился. Сатин говорит, что, по его мнению, самоубийство было слишком плохим — оно разрушило песню.

Нижние глубины. Конечная остановка маршрута – Oskaro Koršunovo Teatras

«На дне» Оскараса Коршуноваса: постскриптум «Гамлета»

Группа актеров, толпящихся в замкнутом пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургический текст за короткий промежуток времени представил небольшому количеству зрителей событие, смыслы и аллюзии которого простираются в гораздо более широкие пространства и горизонты. Чтобы понять все изысканные ингредиенты, нужно быть знакомым как со спектаклем, так и с творчеством режиссера (по крайней мере, с его последней работой), поэтому термин «закрытый вечер» здесь можно трактовать достаточно буквально: неподготовленный зритель просто выиграл. не в состоянии увидеть все его достоинства. Литовский театр, еще недавно эпатировавший культурное пространство своей нарастающей кичливостью, теперь может по праву гордиться тем, что у него есть не просто театральная элита, а ее особо утонченная модель – новейшая театральная постановка ОКТ.

<…>

<…> перед зрителями вдоль стены длинный белый барьер, напоминающий стол. За ним мы видим тех же актеров, что и в «Гамлете», теперь сидящих, как какие-то звезды спорта или эстрады. Но, в отличие от другой пьесы, они не рассматривают свои лица в зеркалах, повернувшись спиной к зрителю, а, наоборот, смотрят ему прямо в глаза, выражение их лиц откровенно насмехается над ним. Вместо гамлетовского вопроса «Кто ты?» глаза актеров посылают следующее грозное сообщение: «Мы знаем, кто вы, и мы знаем, что вы ничто!»

На шлагбауме стоят несколько бутылок с питьевой водой; на тарелке – скудная закуска, состоящая из вафель, напоминающих хлебцы для причастия. Первое впечатление — сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Гавенонис — центральная фигура, «Мессия», а по обе стороны от него «ученики» — Дарюс Мешкаускас, Юлиус Жалакявичюс, Дарюс Гумаускас, Раса Самуолите, Гедрюс Савицкас, Йонас Версецкас и Томаш Жайбус. Справа от него, «рядом с водителем», сидят Неле Савиченко и Ритис Саладжюс. Сразу же мы видим, что это тот же актерский состав, что и в «Гамлете».

Все ждут, когда Гавенонис-Сатин скажет первые слова из «На дне». Делает он это молча, выразительно, с ироничной улыбкой, тыкая пальцем в лицо аудитории. Сначала актеры говорят, как какие-то суперзвезды на пресс-конференции, такие самодовольные. Звон бутылок, доносящийся из-под стола, выдает «теневую» сторону «пресс-конференции». «Мессия» вместе со своими непосредственными «апостолами» тайно занимается бутылочными манипуляциями, одновременно ведя на публику свои монологи и перебрасывая между собой фразами из горьковского текста. Они постепенно выходят на поверхность и раскрываются по мере увеличения напряжения и скорости. Герой Самуолите прерывает монолог Насти о любви, якобы полный пьяной страсти, Мешкаускас с циничной и самоироничной улыбкой, а якобы с алкогольной слезой на глазах излагает рассказ о своем необыкновенном прошлом, и мы слышим знаменитый словесный поединок Насти и барон. Вербальный конфликт перерастает в театр физических действий. Раздаются крики и драка, прямо над головой Мессии разбивается тарелка о стену, а причастные облатки рассыпаются по столу и среди зрителей… «Месса» окончена. Тьма…

В театральной режиссуре есть правило: чтобы что-то новое происходило, должны быть длительные периоды бездействия. Этот метод называется «долгой прогулкой». Застольная мизансцена эксплуатируется около получаса. Вечеринка за столом, напоминающая последний ужин, месса, пресс-конференция… Персонажи этого «застольного театра» произносят свои монологи, как тосты; они подкалывают друг друга, дерутся и даже плачут…

Театр ведет очень опасную игру со зрителем, нынче так избалованным театром кабаре, телевизионной феерией и монологами коммерческих клоунов… Но есть один факт, одно постоянное «преимущество». актерской игры, которая не позволяет зрителям и актерам погрузиться в это бессмысленное безумие. Преимуществом является ускорение сценического времени и пространства, закодированного в сценическом оформлении, и – самое главное! – постоянно демонстрируемое актерами умение развивать тему собственного персонажа на основе прекрасного текста Максима Горького.

Тут, о чудо, происходит чудо: те самые актеры, что играли в «Гамлете» (т.е. труппа бродячих актеров, сыгравших Гамлета, которого, в свою очередь, сыграли актеры ОКТ), со своими , центробежная сила актерского мастерства и посттрагический задор вырвались из шекспировского сюжета в финал пьесы Максима Горького о низах общества. Группа актеров, путешествующих во времени и пространстве, находит отпущение своих переживаний в «Гамлете» в последнем акте пьесы Горького (с некоторыми вставками из других актов).

Между прочим, четвертый акт пьесы был написан как эпилог. Все трагические события уже разыграны, а ее главные герои — Василиса, Васька Пепель и бродячий старик Лука — уже завершили свое присутствие в предыдущем сюжете. После пережитых потрясений остальные обитатели киповского дома делятся своими впечатлениями и соображениями. Уста пьяных преступников и бродяг, погрязших душой в бесчисленных взаимных унижениях, произносят слова гуманности, свободы и демократии, достойные самых почетных трибун государства и собраний самых прославленных мыслителей… Наверное, именно в этом заключалась шокирующая сила фантастически наводящей на размышления драмы, ошеломившей публику около ста лет назад.

<…>

Режиссеры всех ранее увиденных постановок «На дне» обычно задавались одним вопросом – чем занимаются обитатели ночлежки и что движет этими людьми? Это не простой вопрос. Как правило, одни выбирали собирательный вариант «В ожидании Годо», другие пускались на поиски символических или мистических смыслов. Было невероятно скучно смотреть на естественно скучающих бродяг на сцене…

На «На дне», созданном Оскарасом Коршуновасом и его командой, не бывает скучно ни на минуту. Герои убивают остатки своей человечности настолько вдохновенно, артистично и самоотверженно, что это перерастает в некий транс, в безумное коллективное буйство, когда вместо пения люди вопят и ревут…

<…>

В чем смысл этого эксперимента? Несомненно, это прощание. Кому? Будучи еще юным и относительно (по меркам зрелости театральных режиссеров) молодым, Коршуновас — художник ушедшего века, который по-прежнему обращается к зрителю своим творчеством и по-прежнему ожидает отклика не менее страстного, чем послание, закодированное в его представления. Он не может и не будет мириться с тем очевидным фактом, что наш театр отодвигается (или отталкивается) на обочину художественной панорамы и на периферию творческой мысли. В «На дне» режиссер выходит за зеркала своего «Гамлета» и показывает за ними царство, в котором даже такой несентиментальный художник, как Коршунов, по меньшей мере, кажется не чем иным, как наивным идеалистом, — мир, в котором он, как художник, вынужден принять на себя совершенно новое и гораздо более суровое нравственное и творческое противостояние. Режиссер, не раз создававший спектакли-манифесты (начиная с его первого «Здесь, чтобы быть там»), вновь обращается к публике со своим творческим прощальным манифестом, проводя резкую красную грань между прошлым и будущим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *