Гнедич николай: Николай Гнедич — стихи. Читать стихотворения Николая Гнедича

Содержание

Эллинист Николай Гнедич – в фонде Президентской библиотеки

13 февраля 2019 года исполняется 235 лет со дня рождения Николая Ивановича Гнедича (1784–1833) – поэта и прозаика, оставившего нам свой перевод «Илиады», достойный подлинника. Раритеты Президентской библиотеки рассказывают о творчестве Гнедича, его участии в литературном процессе своего времени, отношениях с собратьями по перу.

Родился Николай Иванович в Полтаве в семье небогатого помещика с казачьими корнями. Образование, полученное в Полтавской семинарии и в Харьковском коллегиуме, позволило ему в 1800 году поступить в Московский университет. Однокашники впоследствии вспоминали, что Николай Гнедич «был замечателен неутомимым своим прилежанием и терпением, любовью к древним языкам». Гнедича выделяли глубокий интерес к древней эллинской культуре и особый энтузиазм в изучении греческого языка – всё это подготовило его к работе над переводом «Илиады», которой было отдано более 20 лет жизни.

Не окончив университетского курса, Николай Иванович переехал в Петербург и поступил на службу в департамент народного просвещения на должность писца. Она позволяла ему заниматься параллельно собственным творчеством. В литературную среду столицы Гнедич вошёл как переводчик пьес Дюси и Шиллера. Драма Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» и более поздний перевод «Танкреда» Вольтера обогатили репертуар русских театров и принесли Гнедичу широкую известность.

В начале 1800-х годов появились первые его стихи в столичных журналах: «Общежитие» в «Северном вестнике» и «Перуанец к испанцу» в журнале «Цветник». Первое – политически заострённое переложение философской оды французского поэта Тома; второе – оригинальное произведение Гнедича, являющееся одним из наиболее ярких и вольнолюбивых произведений русской гражданской лирики начала XIX века. Белинский в своё время писал, что в этом произведении «некоторые стихи замечательны энергиею чувства и выражения».

В сборнике Гнедича «Плоды уединения» автор предстаёт сразу как поэт и как прозаик, демонстрируя свободное владение словом. Так, в главе «Весеннее утро» он передаёт всю палитру пробуждения мира: «Убегают чёрные тени ночи – румяная заря начинает блистать на краю небосклона, зыблющийся луч солнца пробуждает всю природу: восходит благотворное солнце, пламенное злато стелется по полям. Цветы раскрывают свои чашечки и кажут солнцу кристальныя перла прохладной утренней росы; ароматный пар роз оживляет зелёный атлас листочков».

Своё отношение к базовым ценностям он передаёт в главе «Добродетель», обращаясь к ней напрямую: «Добродетель! Если ты хочешь осчастливить землю, то будь душою тех, которые управляют ею, и тех, которые её просвещают: управляй волею Царей и Философов!».

Будучи дружен с поэтом пушкинской плеяды Батюшковым, он пишет в предисловии к его сборнику «Опыты в стихах и прозе», с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки: «В двух книжках помещены почти все произведения г. Батюшкова в стихах и прозе, рассеянные по разным периодическим изданиям. Говорить об них в предисловии я почитаю излишним. Скажу только, что случай, доставивший мне средства предпринять сие издание, я почитаю приятнейшим в жизни: ибо уверен, что удовлетворяю желание просвещённых любителей словесности».

В 1807 году Гнедич взялся за перевод «Илиады» Гомера, считавшейся образцом античной литературы. В письме к Батюшкову он писал: «Я прощаюсь с миром – Гомер для меня им будет». Однако, работая над «Илиадой», Гнедич оказался едва ли не в эпицентре литературной жизни и общественной борьбы своего времени. В речи «Рассуждение о причинах, замедляющих развитие нашей словесности», произнесённой им в 1812 году на торжественном открытии Императорской Публичной библиотеки, он говорил о «гордости быть россиянином», о необходимости глубже познать свой язык и при этом брать от других народов всё самое ценное, например эллинскую традицию воспитания молодёжи.

Он ждёт от русских поэтов героических образов и «святого пожертвования самим собою для блага людей». Мысль об общественном долге писателя, о том, что поэт – это воин, была высказана Гнедичем в «Речи о назначении поэта», произнесённой в 1821 году по случаю избрания его вице-президентом Вольного общества любителей российской словесности.

В качестве переводчика «Илиады» Гнедич был интересен Пушкину, с которым встречался в доме А. Н.  Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Бывал Пушкин и в доме самого Гнедича: в письмах с юга поэт упоминает его «эпикурейский кабинет».

Как-то Пушкин слушал на заседании «Зелёной лампы» отрывок из «Илиады» в исполнении переводчика, после чего написал и тут же тщательно зачеркнул эпиграмму на Гнедича. А месяц спустя автор эпиграммы создает панегирик тому же Гнедичу, напечатанный в альманахе «Альциона» за 1832 год:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущённой душой…

Николай Иванович Гнедич. Дон-Коррадо де Геррера

Николай Иванович Гнедич

1 600 ₽

Цена при покупке в издательстве

  • Купить в Москве
  • Купить в Петербурге
  • Купить в России
  • Где ещё купить

Формат: полиграфический 70×90/16, физический 17×22 см

Тип переплёта: твёрдый

Покрытие переплёта: бумвинил (нетканевый материал)

Объём: 456 страниц, обилие иллюстраций

Вес: 0,8 кг.

Полистать выборку

Поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич (1784 — 1833), знаменитый создатель русской «Илиады», близкий друг Ивана Андреевича Крылова и Александра Сергеевича Пушкина, начинал как прозаик и драматург. В его ранних, времён студенческой скамьи, сочинениях, вдохновлённых творчеством Шиллера, немецкими разбойничьими романами, первыми переводами английской «готики» и французскими переделками Шекспира, уже прослеживается, хотя и «сквозь тусклое стекло», нарождающийся гений русской словесности. Вершинное произведение этой поры, роман

«Дон-Коррадо де Геррера», относится к числу сочинений, стоявших у истоков отечественной беллетристики.

«Дон-Коррадо» написан насыщенным языком, с беспрестанными хлёсткими восклицаниями, гремящими проклятиями, надрывными поминаниями преисподней и князя тьмы; по обилию жестоких натуралистических сцен он не уступает «Монаху» М.-Г. Льюиса. Гнедич одним из первых вывел на русскую сцену героя-злодея, жестокосердного военачальника, «гробницу, пожирающую человечество». Герой романа — алжирский пират, беспринципный Дон-Коррадо, волею судеб сделавшийся испанским вельможей. В порывах неистовства он не ведает жалости ни к своей возлюбленной, ни к отцу, ни к родному брату. «Чёрная легенда» о старинной Испании восстаёт на страницах романа из тьмы веков во всём её безудержном, мрачном и притягательном великолепии: читатель уносится в пучину суеверий, фанатизма, безжалостной инквизиции, заговоров, убийств, насилия и бесчестия. Воображение автора не знает удержу в живописании казней, злодейств и жестокостей, вершимых его персонажами.

В раздел «Дополнения» вошли другие сочинения, важнейшие для русской френетической литературы. В повести Гнедича «Мориц, или Жертва мщения» сюжетная линия шиллеровских «Разбойников» (история о двух братьях, жестоком и праведном, и вставшей между ними возлюбленной) развивается «готическими» эпизодами (и прежде всего попыткой изнасилования в склепе, приводящей на память опять же «Монаха» Льюиса). В «разбойничьей» пьесе «Вольф, или Преступник от презрения» (не завершённом, но грандиозном начинании, планировавшемся как трагедия в пятнадцати действиях) преступный герой оказывается не инфернальным злодеем, но жертвой драматических перипетий и жестокого умысла.

Наконец, впервые публикуется известная ранее лишь нескольким историкам литературы пьеса «Мёртвый замок» Василия Трофимовича Нарежного (1780 — 1825) — студента Московского университета, а в будущем видного прозаика, одного из родоначальников русского реального романа. В этой кровавой драме на мотив «Удольфских тайн» Анны Радклиф и «Разбойников» Фридриха Шиллера изощрённые фантазии автора обогащают причудливыми коллизиями сюжеты гремевших на весь мир произведений: призраки, за́мки, темницы, сумрачные башни, подземелья и пленники бурной чередой проходят перед читателем, складываясь в пульсирующую и живую, необычайно сочную картину.

Глубже воспринять творчество автора позволит развёрнутая статья Е.О.  Ларионовой, а также обстоятельный комментарий.

Рекомендуется самому широкому кругу читателей.

Николай Иванович Гнедич (1784-1833) — Памятник «Найди могилу»

Мемориал успешно обновлен.

Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!
Вы приближаетесь к лимиту передачи мемориалов, управляемых Find a Grave. подробнее

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Успешная передача памяти

Как менеджер этого мемориала, вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Отправлено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Выберите проблему

Детали:

Какой мемориал вы считаете дубликатом Николая Гнедича (11236)?

Мы рассмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Недействительный мемориал

Пожалуйста, введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку «Оставить цветок» .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Похожие поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в том же городе, округе и т. д.

Поддержите этот мемориал

Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Редактировать или Предложить редактирование

Редактировать мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Оставить отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

1 фото выбрано…

2 фото выбрано…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии на этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успех

Ошибка

Это фото не было загружено, потому что в этом мемориале уже есть 20 фотографий

Это фото не было загружено, потому что у вас уже есть Загрузил 5 фотографий в этот мемориал

Недопустимый тип файла

Загружается 1 фото

Загружается 2 фото

1 Фото загружено

2 Фото загружено

Добавил(а)

ОТЛИЧНЫЕ НОВОСТИ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Недействительный мемориал

Повторяющаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Портрет Николая Гнедича, 1839 г. (холст, масло)

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Портрет Николая Гнедича, 1839 г. (холст, масло)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»XAB329156″,»item_brand»:» прочее»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»вишневицкий_михайл_прокопьевич_1801_1874″,»item_category5″:»balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»портрет_николая_гнедича_1839_oil_on_canvas»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложением текста могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Тип прав

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение число
XAB329156
Титул
Портрет Николая Гнедича, 1839 г. (холст, масло)
Художник
Вишневицкий, Михаил Прокопьевич (1801-1874) / Русский
Местоположение
Музей Пушкина, Москва, Россия
Средний
холст, масло
Дата
1839 г. н.э. (19 век н.э.)
Описание
Фото кредит
Бриджмен Изображения

Хотите загрузить это изображение сейчас?


Персональное использование £20.00

Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.

Презентация £25.00

Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.

Веб-сайт или социальные сети £30.00

Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования). Все языки. 5 лет. Нет рекламы.

Журналы и журналы £50.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *