«Невский проспект» краткое содержание — Н. В. Гоголь
Меню статьи:
- Публика на Невском проспекте
- Два приятеля
- Художник по имени Пискарев
- Сны о прекрасной музе
- Трагическая кончина Пискарева
- Поручик Пирогов
- Философские размышления автора
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» – такими словами начинает свой рассказ «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь.
Автор утверждает, что именно здесь можно встретить приятеля, которого не видел до этого несколько лет, при чём даже не назначая эту встречу предварительно.
Далее следует весьма ироничное описание публики, которую можно повстречать на Невском проспекте в разное время дня. Это и рабочий народ, который за словом в карман не лезет, и чопорные гувернантки со своими подопечными, и служащие контор, для которых нет большего развлечения, чем побродить по Невскому проспекту, заглядываясь на пёстрые витрины магазинов.
Два приятеля
Именно в это вечернее время пред взором читателя предстают два приятеля – два холостых молодых человека. Один из них бойкий и шумный поручик Пирогов, который подбивает второго робкого молодого человека во фраке и плаще приударить за дамами, куда-то спешащими в сей поздний час. Снедаемый сомнениями и неуверенностью в себе, скромный парень всё же отваживается отправиться вслед за прекрасной черноволосой незнакомкой в алом плаще. Второй молодой человек преследует миловидную блондинку, идущую в другую сторону.
Художник по имени Пискарев
В это время автор сосредотачивается на личности скромного молодого человека и знакомит читателя с ним поближе. Оказывается, он – бедный художник, по фамилии Пискарев. Далее мы узнаем, что питерский художник – это абсолютно особый вид деятеля искусства, который разительно отличается от своих коллег из Италии или каких-то других стран. Писатель характеризует Пискарева такими словами:
«…застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».
Романтичный художник с замиранием сердца следует за волшебной нимфой, очаровавшей его на проспекте. Он не смеет даже поднять глаз на неё и просто хочет увидеть, в какой знатный особняк упорхнёт столь прекрасное благородное существо. Каково же удивление героя, когда прекрасная дама жестом просит его следовать за собой. Художник с абсолютно чистыми помыслами буквально взлетает по ступеням на четвёртый этаж самого что ни на есть непримечательного дома.
Единственное, что приходит в голову юноши в тот момент, это то, что прекрасной даме необходима какая-то помощь, которую он с готовностью ей предоставит. Но то, что он видит за дверью, просто разбивает ему сердце. Он оказывается в квартире, где обитают продажные женщины всех мастей. Наш герой с ужасом осознаёт, что одной из этих женщин является его муза. Да, она все так же прекрасна внешне, но абсолютно теряет очарование в глазах Пискарева, когда начинает говорить с ним в развязной наглой манере. Бедный художник не в силах вынести такое разочарование. Он со всех ног бросается к двери и убегает из этой гадкой грязной квартиры.
Спустя какое-то время Пискарев уже сидит в своей скромной комнатушке, охваченный всеобъемлющей жалостью к особе столь прекрасной снаружи, но выбравшей себе такой удел. И вот когда глаза его уже готовы закрыться от усталости, в комнату с громким стуком входит богато одетый лакей. Он сообщает, что прибыл по поручению своей госпожи, которую Пискарев сегодня проводил до дому, и та просит его явиться к ней. Спустя какое-то время наш герой, недоумевая, оказывается на роскошном балу. Там его новая знакомая предстаёт в абсолютно новом виде, приковывая взгляды всех собравшихся своим благородством и грацией. Она находит его в толпе, силится объясниться, но им все время мешают. Внезапно Пискарев вздрагивает и понимает, что просто видел прекрасный сон, а он по-прежнему один, в своей бедной комнатушке.
Сны о прекрасной музе
Контраст между действительностью и увиденным во сне столь разителен, что молодой человек больше всего на свете желает снова уснуть, чтобы увидеть сны о ней, о своей прекрасной музе. Лишь во снах он может видеть её такой, какой желает видеть – честной, скромной и благородной. Постепенно желание видеть сны становится таким острым, что Пискарев абсолютно выпадает из объективной реальности. Он грезит наяву и бодрствует во сне. А между тем это так расстраивает его нервы, что он вовсе теряет сон. В голову художника приходит идея раздобыть опиум, который помогает от бессонницы. И ему это удаётся. Торговец даёт ему пузырёк с сонными каплями в обмен на обещание, что Пискарёв нарисует ему портрет красавицы.
Так и живёт он некоторое время в плену своих грёз. Во снах распутница, разбившая чуткое сердце юноши, предстаёт не только в образе знатной дамы, но и просто честной работящей женщины или селянки. В какой бы роли она не являлась к нему во сне, все они были преисполнены добродетели. И ничего больше не желает наш герой, кроме как видеть её в реальности именно такой. И вот однажды ему в голову приходит мысль, что он должен спасти ту прекрасную девушку, женившись на ней. Он не может смириться с тем, что столь божественная красота потеряна для мира в пучинах порока.
Трагическая кончина Пискарева
Пискарев, содрогаясь, направляется в нужный ему дом, стучит в дверь и снова оказывается лицом к лицу с девушкой, всё ещё прекрасной, но на которую образ жизни уже наложил определённый отпечаток.
Он начинает увещевать её одуматься, предлагает стать его женой, честно признаётся, что он беден, но готов трудиться и вести рядом с ней скромную честную жизнь.
Но пошлая девка лишь высмеивает художника. Она возмущённо заявляет молодому человеку: «Как можно! Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою!» Не в силах смириться с душевной болью, Пискарев покидает этот грязный дом, бесцельно блуждает по улице целые сутки, и наконец вернувшись домой, перерезает себе горло в своей одинокой комнате. Тело его обнаруживают лишь спустя неделю. На скромных похоронах несчастного не соблюдается даже христианский обряд, и плачет по покойнику лишь пьяный солдат-сторож.
Поручик Пирогов
После столь трагичных событий, взгляд автора устремляется на приятеля усопшего – поручика Пирогова, который не пришёл на похороны, так как был занят неким чрезвычайным происшествием. Писатель возвращается во времени вспять, чтобы вернуться к моменту, когда молодой офицер отправился следом за блондинкой по Невскому проспекту. В этот момент мы получаем небольшую справку о русских офицерах и собственно личности Пирогова. Он предстаёт перед нами, как человек, который вращается в высших кругах общества, умеет удачно пошутить или с чувством продекламировать стихотворение, а также чрезвычайно гордится своим воинским званием.
И так, мы следуем за Пироговым, который в свою очередь преследует белокурую даму. Она явно не выказывает симпатию поручику и буквально переходит на бег, чтоб скрыться от него. Но, как известно, русский офицер не отступает, он упорно движется вслед за блондинкой и, к своему удивлению, оказывается в квартире известного жестянщика Шиллера. Именно в это время пьяный Шиллер упрашивает своего приятеля сапожника Гофмана отрезать ему нос. Причиной тому является нежелание жестянщика тратить деньги на нюхательный табак. Попытка Пирогова заговорить с приятелями проваливается, они выставляют его за дверь, но нос Шиллера, к счастью, остаётся на своём месте.
Оскорбленный офицер всё же решает простить пьяным немцам такое оскорбление и возвращается в дом жестянщика на следующее утро, чтобы вновь поговорить с блондинкой. Там его снова ждёт весьма холодный приём. Выясняется, что блондинка – жена Шиллера, глупая, но честная особа.
Её неприступность разжигает в поручике серьезный интерес. Чтобы видеть объект своих желаний Пирогов заказывает у Шиллера шпоры по неимоверно завышенной цене, а после ещё и оправу для кинжала.
При этом, в каждый свой визит к жестянщику, офицер выказывает его жене весьма откровенные знает внимания, а однажды даже целует не прямёхонько в губы. Это его действие вызывает у педантичного немца нечто похожее на ревность, и он всерьёз озадачивается тем, как ему избавиться от такого клиента.
Предлагаем прочитать комическую повесть Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, где в лице Хлестакова обличаются пороки общества.
В очередном лирическом отступлении автор весьма остроумно, на примере жестянщика, описывает педантичность немцев, их приверженность собственным традициям и выбранному жизненному укладу.
Между тем Пирогов распускает слухи в своих офицерских кругах об интрижке с хорошенькой немкой. Желая воплотить свои мечты в реальность, поручик решается на рискованный шаг – является к немке в воскресенье, когда Шиллера нет дома. Он предлагает ей потанцевать, а потом набрасывается на женщину с поцелуями. В это время в квартиру возвращается пьяный Шиллер с друзьями и грубо выкидывает бравого офицера вон. Поручик в ярости решает жаловаться генералу, в мыслях уже видя Шиллера в сибирской ссылке. Но по дороге его гнев проходит. А после двух сладких пирожков в кафетерии настроение его и вовсе становится хорошим. Наш герой отправляется на танцевальный вечер в дом одного правителя, где так лихо танцует мазурку, что вызывает восторг не только у дам, но и у кавалеров.
Философские размышления автора
Заканчивается произведение философскими размышлениями автора: «Как странно, как непостижимо играет с нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Всё происходит наоборот». Далее следует совет пересекать Невский проспект как можно быстрее, не останавливаясь даже у фонарных столбов, не вглядываться в яркие витрины магазинов и кондитерских, не заглядывать под шляпки проходящих мимо красавиц, не вслушиваться в речи людей. Потому что всё, что вы увидите и услышите там, насквозь пропитано ложью и фальшью.
Автор: Виктория Давыдова
о чем написана повесть и какова характеристика проспекта
Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.
Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.
Оглавление
- История создания
- Краткое содержание
- Краткий анализ
- Полезное видео
- Подведем итоги
История создания
Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.
Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.
Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.
Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.
Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.
Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.
Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.
Это интересно! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание
Краткое содержание
Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.
Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.
Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.
Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.
В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.
«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.
Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание
Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.
Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.
Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».
Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».
Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.
Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.
Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.
Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.
Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.
Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.
Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.
Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.
Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.
Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…
Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»
Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.
Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.
Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.
Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.
Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.
Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.
Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.
Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.
Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.
Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.
Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.
Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам
Краткий анализ
В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.
Вот основные идеи этого произведения:
- Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
- Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
- Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
- «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
- Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
- История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.
Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.
Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.
В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле.
В реальном мире все извращено, находится во власти зла.
Красота обречена на гибель сама и губит других:
- в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
- в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
- в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.
В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.
Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.
Полезное видео
Подведем итоги
Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.
В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.
Гоголь «Портрет» очень краткое содержание
Гоголь «Портрет» очень краткое содержание«Портрет» — рассказ Николая Васильевича Гоголя
Молодой художник, бедствующий, Чартков, несмотря на то, что ему нечем платить за аренду квартиры, в магазине на Щукинском дворе покупает на двуручный портрет неизвестного человека — старика в азиатке одежды, который привлек его внимание тем, что глаза изображенного человека выглядят совершенно живыми. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него; по ночам Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов из кадра выходит старик с мешком, полным денег, и художнику удается выхватить один сверток с надписью «1000 золотых». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартала, требуя от Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же пакет, какой художник видел в своем кошмаре.
Чартков переехал в роскошную квартиру на Невском проспекте, дал объявление в газете, и вскоре у него появилось много клиентов. Чартков становится модным художником, пишет много портретов. Он удовлетворяет потребности заказчиков, но многие из его бывших друзей замечают, что его талант, ранее проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и человеконенавистником. Увидев на выставке картину одного из своих бывших знакомых, он понимает, что его собственные работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков заперся в своей мастерской и пытался создать нечто подобное, но не преуспел; затем он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их.
Через некоторое время на некий аукцион среди прочих предметов искусства выставляется портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда в процессе торгов цена значительно повышается, появляется художник Б. и заявляет, что у него есть особые права на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает ростовщика, когда-то жившего в петербургской Коломне, который был известен тем, что давал в долг любую сумму на, казалось бы, выгодных условиях, но всегда оказывалось в результате, что на самом деле на него сыпались огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила несчастья его клиентам.
Отец Б., тоже художник, живший неподалеку, получил заказ на портрет от ненавистного ростовщика, подлого и одинокого человека. Так как он давно подумывал изобразить духа тьмы в облике своего соседа, то принял заказ. Однако во время работы над портретом (у которого особенно страшны глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и, в конце концов, бросает работу и убегает из дома заказчика.
Уже на следующий день ростовщик умирает, а служанка приносит художнику незаконченный портрет. Со временем артист начинает чувствовать в себе странные изменения. Он хочет сжечь портрет, но друг отговаривает его и забирает себе; затем он сам продает его своему племяннику. Каждого обладателя портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что часть души старика прижилась в портрете, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время строгой жизни и самоотверженности пишет «Рождество Христово». Христа, и его дело оказывается исполненным святости. Сын навещает его в монастыре, и отец дает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает найти портрет и уничтожить его.Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашел картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачиваются к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.
Места — Медный Всадник и Невский проспект, Музей Пушкина, Достоевского и Иосифа-Бродского, Санкт-Петербург, Россия
Адрес
Медный Всадник на площади Декабристов, у реки Невы
Невский проспект, главный бульвар, Санкт-Петербург
Музей Пушкина, Набережная реки Мойки, 12, Санкт-Петербург
Мемориальный музей Достоевского, Кузнечный переулок, 5/2, Санкт-Петербург
Музей Иосифа Бродского, Литейный проспект, 24/27, кв. . 28, вход со стороны Пестеля, Санкт-Петербург
Содержание
Санкт-Петербург — тема Андрея Белого в его авангардном романе Петербург , опубликованном в 1922 году, где Белый развивает мысль о том, что Петербург есть не что иное, как фантом и его важность заключается только в том, что это резиденция пограничной страны между Востоком и Западом.
Стихотворение Пушкина Медный всадник , написанное в начале XIX века, содержит знаменитые строки, которые так часто цитируют об окне в Европу. Поэт говорит о Петербурге, о северной Венеции, поднимающейся из болот.
Тот факт, что Россия получила выход к Балтийскому морю, был восторженно встречен монархом, его народом, а позже и поэтами. Стихотворение Пушкина посвящено человеку, «чье слово, как сила судьбы, основало город под морем».
Петербург был построен как русский форпост на Балтийском море. Однако средоточием городской жизни было не побережье. Зажиточные петербуржцы не строили дома на берегу. В начале XIX века своеобразной достопримечательностью стала Стрелка, точка Васильевского острова, с биржей, увенчанной фигурой Посейдона, греческого бога моря, и ростральными колоннами, служащими маяками. Это была международная гавань, оснащенная всеми атрибутами и символами, соответствующими ее статусу. Здесь пришвартовался первый торговый корабль из Голландии. Причалы были завалены товарами. Но гавань находилась в центре столицы, а не на берегу моря.
В сегодняшнем Петербурге Медный всадник (статуя Петра Великого на коне) стоит как памятник Пушкину в центре города, недалеко от Невского проспекта, главного бульвара, что было главной темой Николая Гоголя Петербургские повести .
На Невском проспекте, за Немецкой церковью, есть переход в немецкую Петри-Шуле, где в 19 лет училась шведоязычная петербургская поэтесса Эдит Сёдергран (1892 – 1923).02-1908.
Петербург — город, в котором Достоевский провел большую часть своей жизни и в котором он написал большую часть своих произведений. За 28 лет он арендовал более 20 квартир. Многие дома в Петербурге своеобразно связаны с Достоевским: он «поселил» в них своих персонажей. Таким образом, собственная жизнь писателя переплелась с жизнью героев его романов. В романах Достоевского главное внимание уделяется стихии Петербурга — воде. Нева с ее каналами играет важную роль в его произведениях, и мы часто встречаем его героев, зачарованно смотрящих в черные глубины. Петербург возник далеко от истоков русского национального менталитета, и Достоевский называл его «самым выдуманным городом в мире». Место действия каждого романа Достоевского обычно разворачивается в окрестностях квартиры, которую в то время снимал писатель.
Иосиф Бродский (1940 — 1996) был поэтом, публицистом и последним русским литератором, удостоенным Нобелевской премии. В 1972 году он был вынужден эмигрировать в США, где стал профессором литературы, а также членом Американской академии художеств. Для Бродского Балтийское море играло центральную роль в его поэтических видениях. Последнее стихотворение, которое он написал перед отъездом из Советского Союза, он написал в Паланге, Литва: Литовский дивертисмент , глядя на Балтийское море, для него это казалось концом света, без веры в то, что он сможет идти по воде.
В его родном городе, на улице Пестеля, на втором этаже знаменитого дома Мурузи, до сих пор существует большая коммунальная квартира, в «полуторной комнате» которой поэт провел семнадцать лет своей недолгой жизни.