Мурза чета: Мурза Чет | это… Что такое Мурза Чет?

Содержание

Происхождение рода Годуновых. Годуновы. Исчезнувший род

Происхождение рода Годуновых

Род Годуновых, согласно старинным преданиям, происходит от татарского мурзы Чета. В конце XIII в. он выехал из Орды на службу к русским князьям, правившим в Костроме. Вероятно, это были сыновья великого князя Дмитрия Александровича, Александр или Иван. Легенда гласит, что, уже подъезжая к Костроме, мурза тяжело заболел и потому вынужден был остановиться на отдых на берегу Волги, где ему во сне явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.

Под впечатлением от этого чудесного сновидения Чет крестился с именем Захарий и построил в этом месте каменный храм Святой Живоначальной Троицы, к которому стали относиться еще и приделы апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Таким образом, был основан монастырь, ныне известный как Свято-Троицкий Ипатьевский, навечно связанный в отечественной истории с другим известным родом – Романовыми. Впоследствии и сам Захарий, и все грядущие поколения его потомков нашли здесь свое последнее пристанище, и Ипатьевский монастырь стал фамильной усыпальницей Годуновых. Данным обстоятельством объясняются и более поздние вклады представителей рода Годуновых (например, Якова Афанасьевича в 1594 г., Ивана Ивановича в 1603 г.) в этот монастырь.

В русских летописях тех времен сведений о Чете не найдено, но под 1304 г. записано, что в Костроме было восстание против местных бояр, во время которого был убит боярин Александр Захарьевич по прозвищу Зерно. По родословной Годуновых он считается сыном Чета-Захария.

Официальные поколенные росписи нового времени ведут родословную бояр и дворян Годуновых от внука Захария Дмитрия Александровича по прозванию Зерно. После возвышения с 1328 г. Московского княжества при Иване Калите и переноса столицы Северо-Восточной Руси в Москву костромской боярин Дмитрий Зерно, сын Александра, со своими сыновьями, Иваном Красным, Константином по прозвищу Шея и Дмитрием, перебрался в столичный город.

В Москве все они получили боярские чины уже при тамошнем великокняжеском дворе. А Константин Шея стал настолько близок Василию I, что подписал его духовную грамоту. Правда, детей Константину бог не дал, и род пошел от сыновей Ивана Красного – Федора Сабура и Ивана Годуна. Первый стал родоначальником старшей ветви – Сабуровых, потомки второго от брака с некой Агриппиной (в иночестве Александра, похоронена в Ипатьевском монастыре) стали именоваться Годуновыми.

Однако не все историки считают, что Годуновы – потомки татарского мурзы. Известный исследователь С. Б. Веселовский опровергал легенду о Чете, полагая, что монахи Ипатьевского монастыря выдумали ее для того, чтобы доказать княжеское происхождение своих покровителей – Годуновых. В действительности же Захарий являлся одним из представителей боярства, появившегося в Костроме еще при великом князе Василии Ярославиче (правил в Костроме с 1247 по 1276 г.).

Веселовский отмечал хронологическую несообразность легенды о выезде и крещении Чета. Так, в некоторых родословцах выезд мурзы происходил при Иване Калите и митрополите Петре, в других – при митрополите Феогносте и с благословения Петра. При этом известно, что Петр скончался в 1325 г., а Феогност стал митрополитом в 1328 г. Вероятно, эти персоналии упоминались в летописи лишь с целью украсить ее страницы своими именами, но если даже не брать во внимание эти временные нестыковки, получается, что если Чет действительно существовал, то в 1330 г. его не было уже в живых.

В продолжение своих рассуждений Веселовский приводит хронологию жизни поколений рода Захария, начиная с его пра внука Константина Шеи. Когда в 1406 г. Константин подписывал духовную грамоту великого князя Василия Дмитриевича, он был уже в преклонном возрасте и вскоре после этого умер. Немного позже Константина Шеи жил его племянник боярин Федор Сабур, старший праправнук Захария, в 1380 г. упомянутый на Куликовом поле как храбрый воин в полку Ивана Квашни. Получается, что Дмитрий Александрович Зерно жил примерно во второй и третьей четвертях XIV в.

, а его дед Захарий (Чет) – во второй половине XIII в. Но такие ранние выезды из Орды на Русь малоправдоподобны, по мнению историков. Дело в том, что в Орде власть в конце века упрочилась, и в 1299–1313 гг. при хане Тохте, а с 1313 г. при его племяннике Узбеке наблюдался период полного расцвета Золотой Орды, а «великая замятня» началась только после смерти Узбека (1340). Таким образом, полагает Веселовский, легенда о выезде Чета не выдерживает самой снисходительной критики ни с хронологической, ни с генеалогической, ни с общеисторической точки зрения.

При этом Веселовский считает вполне возможным то, что Александр Зерно являлся сыном Захария (Чета) и отцом Дмитрия Зерна, с которого Государев родословец начинает род Сабуровых-Годуновых. Вот как он это аргументирует.

Бархатная книга начинает род Сабуровых-Годуновых с Дмитрия Зерна, без указания его отчества. Некоторые частные родословцы начинают род с Захария и говорят о наличии у него сына Александра и внука Дмитрия Зерна. О том, что Захарий и Александр существовали, свидетельствует также монастырские синодики. В синодике Ростовского Успенского собора род Годуновых записан так: Захарий, Александр, Дмитрий (Зерно), Иван, Константин (Шея), Дмитрий, Федор (Сабур), Данило (Подольский), Иван (Годун), Григорий (Иванович Годунов) и т. д.

Далее известно, что Дмитрий Иванович Годунов в третьей четверти XVI в. построил в Ипатьевом монастыре каменную усыпальницу, гробы в которой укрывались покровами с вышитыми надписями. В переписных книгах монастыря есть информация о почти четырех десятках покровов – от относящихся к Захарию и Александру и до тех, кто жил на протяжении трех последующих веков. Записи эти не вызывают никаких сомнений, ибо к таким вещам, как запись в синодики на вечное поминание, относились чрезвычайно серьезно, и о выдумывании несуществующих имен и речи быть не могло.

Выше уже приводились доказательства того, что жизнь Захария, Александра и Дмитрия можно по времени отнести приблизительно к середине XIII в. – третьей четверти XIV в. Это заставляет задуматься об одном моменте в летописях костромской жизни. В начале XIV в. в связи с борьбой князя Михаила Ярославича Тверского и князя Юрия Даниловича Московского за великое княжение во многих городах имели место столкновения сторонников и противников споривших в Орде князей. Князь Михаил послал в Великий Новгород своих наместников, но там их не приняли и заключили перемирие до возвращения князей из Орды и решения их спора ханом. В Нижнем Новгороде ситуация приняла критический оборот: вечники восстали против бояр покойного великого князя Андрея Александровича и перебили их, за что князь Михаил, возвратившись из Орды, отомстил мятежникам. Тверской боярин Акинф Великий с тверской ратью пытался занять Переяславль и захватить находившегося там князя Ивана Даниловича, но был убит в битве, а тверская рать бежала. Тогда же Кострому заняли бояре князя Михаила, и здесь против них восстали местные вечники.

Показания летописей о последнем происшествии довольно неясны, и текст повествования во многих списках исковеркан переписчиками. Правильное толкование дано в Симеоновской и Ермолинской лето писях. В Симеоновской сказано: «Того же лета бысть вечье на Костроме на бояр на Давида Явидовичя да на Жеребца и на иных. Тогда же и Зерня убили Александра». В Ермолинской летописи это же сообщение заканчивается словами: «…и убиша тогда Зерна Александра». В Никоновской, Воскресенской и Львовской летописях приведен испорченный текст: «…и убиша тогда Зерна и Александра». В Новгородской IV летописи присутствуют вставки, сделанные для прославления рода Квашниных. Под 1335 г. можно найти известие о том, что великий князь Иван Калита пошел ратью через Торжок на Литовскую землю и послал Родиона Нестеровича (отца Ивана Квашни) «и с ним Александра Зерна». Не столь важно, что эти сведения сомнительны, главное, что летописец вообще знал об Александре Зерне.

По мнению историка А. Е. Преснякова, Давид и Жеребец были великокняжескими боярами, но все же неясно, можно ли к ним причислить Александра Зерно. В списках всех летописей об убийстве Александра говорится как о событии хотя не отделимом от мятежа вечников против Давида и Жеребца, но особом: вечники восстали против Давида и иных бояр, и тогда же был убит Александр Зерно.

То есть летописец, несомненно, хотел отделить смерть Александра от участи других бояр.

Веселовский полагает, что исследование землевладения Сабуровых и Годуновых помогает уяснить разбираемые свидетельства летописей. Получается, что Александр Зерно, равно как и его потомки, относился к роду очень крупных костромских вотчинников. Мятеж вечников был направлен против великокняжеских бояр, перешедших на сторону тверского князя Михаила Ярославича. Непонятно только, за что был убит Александр Зерно – или он был сторонником князя Михаила, или пытался вести политику компромисса. При этом летописи не позволяют причислить его к сторонникам московского князя.

Вследствие всех этих выводов вполне возможным, по мнению Веселовского, представляется считать боярина из Костромы Александра Зерна, убитого в 1304 г. вечниками, сыном Захария и отцом Дмитрия Зерна. На это указывает, с одной стороны, неоспоримый факт существования лиц, от которых пошли фамилии Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых (Захарий, Александр, Дмитрий), владевших с XIV в.

, или даже раньше, большими вотчинами в Костроме, сохраненными ими частью даже в XVII в. С другой стороны, об этом же говорят одинаковые прозвища Александра и Дмитрия – Зерно. И наконец, это предположение, как считает Веселовский, более убедительно с хронологической точки зрения и представляется более естественным, нежели предположение о выезде из Орды татарского мурзы Чета в 1330 г.

Опровергая легенду о выезде Чета, Веселовский считает единственным достойным внимания сведением, которое из нее можно почерпнуть, – указание на время «выезда» Дмитрия Зерна. Известно, что в 1328 г. Иван Калита вернулся из Орды с ярлыком на половину великого княжения – Кострому и Великий Новгород. Другая половину княжения – Владимир и Поволжье – досталась князю Александру Васильевичу Суздальскому. Когда Суздальский в 1332 г. скончался, Калита стал обладателем всего великого княжения, и к этому времени (1328–1332) относится приезд в Москву на службу многих великокняжеских бояр.

Когда Иван Калита стал великим князем, местным боярам, и костромским в том числе, необходимо было определить свое отношение к нему. И доподлинно известно, что эти моменты присоединения княжеств к Москве протекали для местных землевладельцев отнюдь не безболезненно. Те, кто медлил с решением или отказывался поступать на службу к новому государю, мог даже лишиться вотчины. Когда к Москве была присоединена половина Ростова, это сопровождалось применением силы и разорением многих местных вотчинников. В более легкой форме то же было проделано и с ярославскими вотчинниками, когда в 1463 г. к Москве было присоединено Ярославское княжество. Однако, помимо возможного насильственного присоединения, сам факт утверждения за Иваном Калитой великокняжеской власти должен был, как всякий успех, привлекать к нему людей. Ведь годы спустя Калита лишил многих тверских князей возможности рассчитывать на великое княжение, и большое количество тверских бояр тогда выехало служить в Москву. Следовательно, разумно предположить, что и Дмитрий Зерно после 1328 г. стал задумываться о выезде в Москву и около 1330 г., как и гласит легенда, отправился служить к московскому великому князю.

Количество земель, которыми владели потомки Захария в Костроме позволяет говорить о том, что его род был исконным многовотчинным костромским родом, которому в лице Годуновых удалось сохранить часть своих вотчин на протяжении более 350 лет. Большинство владений находилось в лучших частях Костромского уезда, в станах, прилегающих к городу Костроме, и ниже по Волге, преимущественно на левом берегу.

Костромское происхождение рода Сабуровых-Годуновых, по мнению Веселовского, можно считать несомненным. Историк считает, что легенду о мурзе Чете могли выдумать сами Годуновы или Сабуровы. В те времена родовитые люди нередко приписывали себе в предки знатных иноземцев. Правда, не до конца ясно, зачем такая выдумка понадобилась и без того знатным и богатым Сабуровым и Годуновым.

Понятно, что наиболее небывалые и красочные легенды о выездах сочиняли не старые, всем и каждому известные роды, которым такие легенды в общем-то ничего не прибавляли к их признанной славе, а рядовые роды, особенно те, которым посчастливилось подняться в верхние слои служилого класса и приходилось сталкиваться с именитыми людьми, смотревшими на них свысока как на безродных. В подобном положении оказался в ряду старых монастырей Ипатьевский монастырь, стремительно разбогатевший в последней четверти XVI в. благодаря вкладам Годуновых, царицы Ирины и царя Федора. Тогда-то, считает Веселовский, и была сочинена легенда о знатном Чете, о его болезни, чудесном сновидении, о его исцелении, крещении и об основании в ознаменование этого чуда монастыря. Да, Чет не был ни почитаемым святым, ни русским князем, но в чем-то это было даже лучше и того и другого. Ведь мурза являлся родоначальником Годуновых, предком царя Бориса и царицы Ирины, которые своей щедростью создали самый крупный монастырь с добротнейшей крепостью.

С. Б. Веселовский полагал, что Ипатьевский монастырь поначалу был вотчинным. Исходя из того, что в нем были погребены Захарий и его сын Александр Зерно, который был убит в 1304 г., монастырь был основан в конце XIII в. (а не в 1330 г., как гласит легенда), вероятно, на вотчинной земле Захария. Ко времени обогащения монастыря благодаря вкладам Годуновых относится возникновение в монастырской среде легенды о знатном татарском выходце Чете. В связи с могуществом рода Годуновых и восшествием на престол Бориса эта легенда возмещала отсутствие привычного для истории всякого монастыря святого подвижника, основателя, и объясняла всем причины почитания таких малопопулярных святых, как Ипатий Гангрский и апостол Филипп.

Таким образом, Веселовский в противовес легенде о происхождении Годуновых от татарского мурзы Чета, выдвинул мнение, что род Годуновых был исконным костромским родом, перешедшим на службу в Москву в 30-х годах XIV в., во время правления Ивана Калиты. Сначала на службу в столице поступил Дмитрий Александрович Зерно, с которого пошел род Сабуровых-Годуновых. Он и его ближайшие потомки заняли в боярской среде очень высокое положение. Велика вероятность того, что и сам Дмитрий, и его сыновья, и двое из четырех внуков были боярами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Происхождение рода и фамилии Романовых

Происхождение рода и фамилии Романовых История рода Романовых документально воспроизводится с середины XTV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого – Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве,

Два рода в борьбе за власть.

Лотарь III[19] из рода Вельфов (1125–1137)

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III[19] из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже

Конец Годуновых

Конец Годуновых 13 октября 1604 г. Лжедмитрий I вступил с польской территории в пределы России. Его успеху, помимо всего прочего, способствовали экономические неурядицы, вызванные насаждавшимся Иваном Грозным и его преемниками восточным принципом «отнимем все

Происхождение рода

Происхождение рода Проблема происхождения рода является одной из самых трудных в науке о первобытном обществе и вызывает много споров и по сегодняшний день. Процесс перехода первобытной стадной общины в родовую реконструируется на основе научного анализа

Происхождение рода и фамилии Романовых

Происхождение рода и фамилии Романовых История рода Романовых документально воспроизводится с середины XIV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого — Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве,

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он

Возвышение Годуновых

Возвышение Годуновых Возвышение Годуновых, принадлежащих к далеко не самому знатному роду, не слишком понравилось остальным представителям знати. Некоторые из них стали предпринимать попытки оттеснить их от престола.Главными «заводчиками» мятежа стали одни из самых

Возвышение рода Годуновых

Возвышение рода Годуновых Возвышение всего рода Годуновых началось после того, как Соломония Сабурова, дочь Юрия Сабурова, стала женой великого князя Василия III. Это произошло в 1505 году. После этого Сабуровы, ближайшие родственники Соломонии, получили боярские чины, а

Мифы о Годуновых

Мифы о Годуновых По наблюдениям историков, существует определенная закономерность в жизни России рубежа XVI–XVII вв. и начала XX в. Ведь и перед Смутным временем, которое современники назвали «конечным разорением Московского государства», и перед Смутой, во время которой

Как возник род Годуновых?

Как возник род Годуновых? Далеко не все подробно изучавшие этот вопрос исследователи сходятся во мнении. К примеру, один из крупнейших национальных ученых С. Ф. Платонов писал о Годунове, что «его моральная реставрация есть… прямой долг исторической науки», еще один

Возвышение рода Годуновых

Возвышение рода Годуновых XVI век стал логичным завершением отношений двух родов – Василий III женился на Соломонии Сабуровой, которая впоследствии была канонизирована как преподобная София Суздальская, а его внук, царевич Иван, женился на Евдокии Сабуровой.

«Реабилитация» Годуновых

«Реабилитация» Годуновых Почти через полгода после канонизации царевича Дмитрия, 3 февраля 1607 года, царь Василий Шуйский послал патриарха Ермогена с митрополитом Пафнутием и архиепископом Арсением к «прежебывшему» патриарху Иову с прошением о том, чтобы тот разрешил

Род Годуновых

Род Годуновых По легенде, созданной в костромском Ипатьевском монастыре в XVI в. , родоначальником Годуновых, а также Сабуровых и Вельяминовых, был некий татарский мурза Чет. В конце XIII в. он выехал из Орды на службу к русским князьям, правившим в Костроме. Это могли быть

Возвышение Годуновых

Возвышение Годуновых Возвышение Годуновых, принадлежащих к далеко не самому знатному роду, не слишком понравилось остальным представителям знати. Некоторые из них стали предпринимать попытки оттеснить их от престола.Главными «заводчиками» мятежа стали одни из самых

Конец Годуновых

Конец Годуновых После смерти Бориса Годунова патриарх Иов объявил царем шестнадцатилетнего Федора, сына Бориса. Москва присягнула новому царю. Законному!Понимая, что править юноше будет сложно, его мать Мария и патриарх приказали князю Мстиславскому, князьям Василию и

Годуновы



Годуновы

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Годуновы

Годуновы — дворянский, боярский и царский род, ведший своё начало от легендарного татарского мурзы Чета, выехавшего якобы (около 1330) на Русь из Орды и обосновавшегося в Костромской земле. Крестился под именем Захария и построил позже в Костроме Ипатьевский монастырь, где и был похоронен. Фамилию «Г.» (в ярославском говоре «годун» — воспитанник, приёмыш) дал роду один из потомков мурзы в пятом поколении — Иван Иванович Годун. Вплоть до середины XVI в. Г. ничем особенным не выделялись и тихо сидели в своей вотчине. Когда при царе Иване IV Васильевиче Грозном были составлены списки 1000 лучших фамилий государства, Г. в него не попали. Это, возможно, и спасло их от опричного разгула: когда царь разделил страну (1565) на опричнину и земщину, большинство из той 1000 было репрессировано, а Г. даже попали в число опричников, что послужило трамплином для их возвышения. Один из них, Б. Ф. Годунов, благодаря родству с всесильным опричником Малютой Скуратовым, а затем и с самим царём, стал сначала полновластным правителем при слабом царе Фёдоре Ивановиче, а после смерти последнего «природного » царя из Рюриковичей был избран Земским собором на царство. После гибели (1605) сына Бориса, царя Фёдора, Г. утратили руководящие позиции в правящей верхушке.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: «Славянская энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.


Здесь читайте:

Годунов Борис Федорович (ок. 1552-1605), русский царь.

Годунов Дмитрий Иванович (?-1606), постельничий, окольничий, затем боярин и конюший.

Годунов Иван Васильевич (? — 1602), боярин и воевода.

Годунов Иван Иванович (?-1610), стольник (с 1588) и воевода, затем окольничий.

Годунов Матвей Михайлович (?-1639), стольник, окольничий, затем боярин и воевода.

Годунов Пётр Иванович (?-1670), стольник и воевода.

Годунов Семён Никитич — стольник, окольничий, затем аптечный боярин.

Годунов Степан Васильевич — окольничий и воевода, затем боярин.

Годунов Степан Степанович (?-1614), стольник (с 1588) и воевода, затем окольничий.

Годунов Федор Борисович (1589-1605), царь всея Руси в 1605 г.

Годунов Яков Михайлович (?-1607), окольничий и воевода.

Годунова Ирина Никитична (?-1633), жена окольничего И. И. Годунова, сестра патриарха Филарета.

Годунова Ксения Борисовна (1582-1622), царевна, дочь Бориса Годунова. 

Годунов-Чермный Иван Иванович — кравчий, затем боярин и воевода, старший из 4 сыновей И. Г. Годунова. В 1551 «с сретеньева дни» оставлен годовать в Смоленске третьим воеводой. В августе 1599 во время приёма швед. королевича Густава и пира, устроенного в его честь, стоял у стола. Оставил 3 сыновей: Фёдора, Василия и Дмитрия. (Славянская энциклопедия).

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Жена задержанного критика Кремля говорит

Жена заключенного критика Путина говорит CNN

04:26 — Источник: Си-Эн-Эн

Нью-Йорк Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_BBED5D2A-B1A7-E9FA-6AB0-58D931D04974@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Писатель Владимир Кара-Мурза является откровенным критиком Владимира Путина. Он неоднократно появлялся на телевидении, в том числе на CNN, осуждая «режим убийц» российского президента. Критика Кремля дорого обходится, и сразу после этого интервью в апреле Кара-Музра был арестован и до сих пор находится за решеткой.

Но задержание не заставило его молчать. Кара-Мурза, который также является обозревателем The Washington Post, опубликовал эссе на прошлой неделе после того, как его адвокат принес ему текст из тюрьмы.

В статье Кара-Мурза поблагодарил свою жену Евгению за поддержку.

В воскресенье в «Надежных источниках» Евгения сообщила, что ее муж был первоначально приговорен к 15 суткам тюремного заключения за неподчинение приказам полиции. Он должен был выйти на свободу 26 апреля, но 22 апреля против него были выдвинуты дополнительные обвинения на основании нового закона страны, который фактически криминализировал основанные на фактах репортажи о войне в Украине. Назвав этот конфликт войной, Владимиру теперь грозит 15-летний тюремный срок.

Супруги давно осознали риски публичности. Кара-Мурза был отравлен в 2015 году, в том же году, когда был убит Борис Немстов, откровенный критик Путина.

«С моей стороны было бы довольно лицемерно пытаться отговорить мужа от возвращения в Россию», — сказала Евгения. «Он верит в то, что делает».

Кара-Мурза за свою карьеру сменил много разных ролей — политика, писателя, историка и журналиста.

Евгения сказала, что хотя он всегда считал себя политиком, журналистика важна для него как средство говорить правду о том, что происходит.

«(Журналистика) — это способ предоставить людям объективную информацию о правде», — сказала Евгения.

У пары трое детей, двое из которых подростки.

«Мы никогда не пытались скрыть правду от детей», — сказала Евгения главному корреспонденту CNN Брайану Стелтеру. По ее словам, дети находятся в сети и в курсе того, что происходит в мире, даже если их родители решили скрыть это.

«Конечно, они очень переживают за безопасность отца и хотят, чтобы он вернулся домой», — сказала Евгения. «Он не политик. Он не журналист и не историк. Он их папа».

Евгения сказала, что не представляет, насколько тяжел и страшен арест для детей.

«Но я думаю, что в то же время они осознают, кто их отец, потому что знают о его работе», — сказала она. «И я думаю, что они гордятся им. Я очень надеюсь, что они гордятся им, потому что должны».

Арестовано

дважды отравлявших Путина критиков. Его жена высказывается | Видео | Amanpour & Company

CHRISTIANE AMANPOUR: Русские, протестующие против вторжения Путина, сталкиваются с суровыми последствиями, включая лидера оппозиции Владимира Кара-Мурзу, который был задержан полицией на прошлой неделе, когда он готовился дать интервью нашему собственному Уолтеру Айзексону. Теперь Уолтер говорит со своей женой Евгенией Кара-Мурзой о продолжающейся борьбе ее мужа с Путиным, даже находясь за решеткой.

(НАЧАЛО ВИДЕОЗАПИСИ)

УОЛТЕР ИЗААКСОН, КОРРЕСПОНДЕНТ: Спасибо, Кристиана. И, Евгения Кара-Мурза, добро пожаловать на шоу.

ЕВГЕНИЯ КАРА-МУРЗА, ЖЕНА ВЛАДИМИРА КАРА-МУРЗА: Большое спасибо за предоставленную мне возможность высказаться от имени моего мужа. И мой муж уже столько лет выступает от имени стольких угнетенных россиян. Поэтому для меня очень важно быть здесь, чтобы иметь возможность высказаться от его имени сейчас, когда он не может сделать это сам.

ISAACSON: Мы сидели здесь всего неделю назад, готовясь взять интервью у вашего мужа, великого лидера российской оппозиции. И вдруг нам сообщили, что он задержан. И мы просто сидели здесь и ждали начала шоу, а его арестовали. Скажи мне, что произошло.

КАРА-МУРЗА: Ну, он — был в Москве, да и сейчас, очевидно. Он только что уехал на своей машине домой в Москву. Он припарковал свою машину. И не успел он даже выбраться из нее, как увидел пятерых полицейских, бегущих к его машине. Они попросили его выйти из машины. В ответ он попросил их представиться. Они отказались это сделать. Они отказали ему в праве вызвать своего адвоката. Они отказали ему в просьбе позвонить его семье, чтобы сообщить нам, что с ним все в порядке. Его затащили в автозак, стоявший рядом, и отвезли в РОВД по Москве, в один из РОВД по Москве, через Хамовники. Его продержали там всю ночь без доступа к адвокату. Ему дали один телефонный звонок. Он позвонил мне и сообщил, по какой статье ему говорят. Обвинения против него были совершенно нелепыми. В официальном полицейском отчете говорилось, что он вел себя неадекватно, увидев полицейских, что он изменил траекторию своего движения, ускорил шаг и попытался (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПРОМЕЖУТОК) Ну, он не мог сделать ничего из этого, потому что он был сидит в своей машине. Он даже не был на ногах, чтобы сделать что-либо из этого. Но это статья, по которой можно сразу сесть в тюрьму на срок до 15 суток, что они и сделали. Они судили его на следующий день. К счастью, его адвокат присутствовал. Но, тем не менее, они пытались его. То судебное заседание длилось всего от получаса до 45 минут. Все было улажено и сделано. И его отправили в тюрьму на 15 суток.

ISAACSON: В то утро, когда его арестовали, или прямо перед арестом, он был на CNN. И назвал правительство Путина режимом убийц. Как вы думаете, это настоящая причина, по которой его арестовали?

КАРА-МУРЗА: Мой муж был очень откровенным, яростно откровенным против зверств этого режима, против преступлений этого режима в течение многих лет и лет, потому что в российском обществе Путин преследует и убивает, сажает в тюрьму своих противников за годы. Даже когда мы говорим об Украине, эта война на самом деле началась не два месяца назад. Это началось в 2014 году, когда Путин вторгся в Крым. Просто тогда он не получил какой-то сильной реакции Запада на свои действия, и он осмелел, и решил, что ж, я могу пойти дальше. Я могу просто захватить всю страну. Мой муж был очень откровенен. Он выступает за введение адресных санкций против убийц и воров в путинском режиме с 2010 года. Его близкий друг и коллега Борис Немцов получил высшую награду за его адвокатскую деятельность. Он был убит. Его расстреляли на Большом Москворецком мосту в Москве в 2015 году. Мой муж впервые отравился всего через два месяца после убийства Бориса Немцова. А в 2017 году его снова отравили. И благодаря этому удивительному независимому расследованию Bellingcat, «Инсайдера» и BBC мы теперь знаем имена людей из команды ФСБ, которые следили за ним, той самой команды ФСБ, которая следила за Алексеем Навальным. до его отравления. И мы знаем…

(CROSSTALK)

ISAACSON: Теперь вы говорите о российской тайной полиции.

КАРА-МУРЗА: Абсолютно.

АЙЗАКСОН: А вы уверены, что это они отравили вашего мужа?

КАРА-МУРЗА: Абсолютно. Теперь мы знаем имена тех людей, которые дважды пытались убить моего мужа. А когда встал, когда после второго отравления смог ходить, взял трость и опять пошел в Москву. И с самого начала войны мой муж яростно противостоял ей и яростно протестовал против нее, поднимая это абсолютное зверство войны против наших ближайших соседей на каждой площадке, до которой только мог дотянуться. И да, я верю, что в России сейчас можно сесть на срок до 15 лет за то, что назвали эту войну войной. Так что нет ничего удивительного в том, что моего мужа задержали.

ИЗААКСОН: Он должен быть в тюрьме всего 15 дней, а не 15 лет, а это значит, что он выйдет на следующей неделе. Вы надеетесь, что он выйдет на следующей неделе? Или вы думаете, что его и дальше будут держать?

КАРА-МУРЗА: При путинском режиме мы никогда не знаем, чего можно ожидать. И мы не можем быть уверены, что Владимира выпустят на следующей неделе. Мы должны помнить, что с начала путинских военных действий в Украине в России арестовано более 15 тысяч человек. Это люди, которые выходят на улицы протестовать против войны, несмотря ни на что и несмотря на эти ограничительные меры и эти законы, по которым можно сесть на срок до 15 лет. И истории, которые я получаю отовсюду, поражают своей нелепостью, они просто невообразимы. Молодую девушку арестовали за то, что она держала чистый лист бумаги. Другой — молодого российского художника из Санкт-Петербурга арестовали за подмену ценников в местном супермаркете антивоенными лозунгами. Два человека, один в Уфе и один в Москве, были арестованы за проведение на улицах молчаливых мирных акций с экземпляром «Войны и мира» Льва Толстого. В Хабаровске совсем недавно задержали мужчину. Он выступил со слоганом: «Я не боюсь». Несколько человек, собравшихся вокруг него, начали скандировать: «Мы не боимся. Мы не боимся». Все они были арестованы и доставлены в полицейские центры содержания под стражей. Сотни людей сейчас отбывают незаконные тюремные сроки по всей России за свое несогласие с этой войной.

ISAACSON: Ваш муж находится в тюрьме в Москве, и ему разрешается один телефонный звонок каждый день. Как его условия? Что он говорит, когда звонит?

КАРА-МУРЗА: Что ж, я очень благодарен за этот звонок от него каждый день. Я никогда не знаю, когда может прийти звонок. это может произойти в 4 утра, а может и в 9 утра. Он никогда не знает, когда ему разрешат сделать этот телефонный звонок. Мой муж очень оптимистичный человек. Он держится в хорошем настроении. Он никогда не теряет своей веры в то, что мы победим, даже если это будет труднее, чем мы могли себе представить. Он продолжает работать из тюрьмы, из-за решетки. «Вашингтон пост» совсем недавно опубликовала его статью, которую он написал в тюрьме и передал через своего адвоката.

ISAACSON: Самая последняя строчка этой статьи, если можно так выразиться, очень сильная. Он писал: «Я никогда не был так уверен, что Россия будет свободна». Почему он так в этом уверен? Почему ты в этом уверен?

КАРА-МУРЗА: Потому что мы знаем, что, несмотря ни на что, протесты продолжаются. Даже там — так, даже если есть одиночные, даже если гонения приобретают такой уж совсем массовый размах, они все равно продолжаются, и потому, что Владимир, в этой самой статье он сам написал, в соседней камере есть пара человек, которые был арестован за граффити, антивоенные граффити. Еще один человек был арестован за противодействие войне и отбывает тюремный срок в том же изоляторе. Так что — и это только один следственный изолятор в Москве, и это только те люди, с которыми довелось познакомиться моему мужу. Представьте, сколько СИЗО сейчас переполнено такими протестующими по всей стране. Вот почему мы надеемся, что каким-то образом победим. Добро должно победить зло, если нет другого пути. Очень многим россиянам пришлось покинуть Россию, спасаясь от преследований Владимира Путина, потому что они боялись за свою жизнь, за свою безопасность, за жизнь детей. И они продолжают противодействовать войне извне. Это обычные русские, которые помогают украинским беженцам в Польше, Венгрии, Германии. Есть важные российские инициативы, например, антивоенный комитет, в котором состоит мой муж, — этот Антивоенный комитет был основан группой видных деятелей российской оппозиции, таких как Михаил Ходорковский, таких как ведущие экономисты Сергей Гуриев, Сергей Алексашенко, известный русский писатель Виктор Шендерович, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.

ISAACSON: Ваш муж единственный из этой группы в России, который остается в России как можно дольше. Его дважды отравили, и все же он продолжает возвращаться. А ты возвращайся и навещай его, особенно после того, как его отравили. Что — почему он это делает? Почему он настаивает на том, чтобы остаться в Москве, когда другие люди уехали?

КАРА-МУРЗА: Потому что он считает, что это был бы самый большой подарок для российского режима, для российского правительства, если бы он просто сбежал, потому что он считает, что как российский политик он должен быть там, где его люди борется с этим злым режимом, и потому, я думаю, на самом деле хочет показать на своем примере, что люди не должны бояться. Это не тот момент, чтобы бояться, даже если это очень страшно. Мы должны как-то перебороть наши страхи, из-за зверств путинского режима в Украине, из-за зверств путинского режима против собственного народа, потому что нам нужно продолжать борьбу. Иначе все, что еще живо и дышит в России, будет раздавлено и уничтожено. И он не может — он не может этого допустить. Он любит свою страну. Он настоящий патриот.

ISAACSON: Вы рассказали нам об историях людей, которые сейчас протестуют. Ваш муж в тюрьме с людьми, которые протестовали. Тем не менее, мы также слышим, что, возможно, 80 процентов россиян поддерживают Путина и поддерживают вторжение. Это потому, что нам смешно оценивать опросы, проведенные при авторитарном режиме, или это потому, что он настолько контролирует пропаганду, что люди поддерживают его в России?

КАРА-МУРЗА: Довольно сложный вопрос. Во-первых, да, хочу сказать, не стоит доверять опросам общественного мнения, проводимым в абсолютно утилитарном государстве, потому что именно такой стала Россия за последние два месяца. Представьте себе ситуацию, когда вы живете в стране, где нет независимой системы правосудия, где нет независимых СМИ. Вы ничем не защищены, ваши права никак не защищены. И к вам подходит кто-то на улице, и этот человек спрашивает вас, вы поддерживаете режим Путина? Поддерживаете ли вы спецоперацию президента Путина в Украине? Что ты скажешь? Вы думаете, что у вас есть все родители, о которых нужно заботиться, у вас есть маленькие дети, которых нужно растить и кормить? Да, возможно, вы боитесь говорить. Некоторые люди просто проходят мимо, не отвечая на вопрос. Другие просто скажут, да, мы поддерживаем это, и снова пройдут мимо. И другие люди, которые говорят, да, мы поддерживаем спецоперацию в Украине, ну, многие из этих людей не очень понимают, что происходит. Путин начал эту пропагандистскую войну, когда пришел к власти, и ему понадобилось 22 года, чтобы выиграть эту войну. Сейчас у нас ничего не осталось в плане оппозиционных независимых объективных СМИ.

ISAACSON: Ваш муж и вы сами очень сильно поддерживаете санкции. Сейчас ввели довольно жесткие санкции. Насколько вы знаете, наносит ли это вред среднему россиянину и насколько, по вашему мнению, наносит ущерб российской экономике?

КАРА-МУРЗА: Мой муж ратует за адресные санкции против воров и убийц в путинском режиме с 2010 года. (НЕРАЗБОРЧИВО) был принят в 2012 году, затем стал Глобальным Миницкило (тел.), и это действительно эволюционно. Это важное законодательство. Но к сожалению —

ИЗААКСОН: А олигархов законодательство наложило, потому что —

КАРА-МУРЗА: Абсолютно.

ИЗААКСОН: — Билл Браудер и ваш муж сделали это в честь убитого адвоката, верно?

КАРА-МУРЗА: Абсолютно. А после убийства Бориса Немцова мой муж продолжал тесно сотрудничать с Уильямом Браудером, добиваясь введения дополнительных санкций. К сожалению, они начали санкции, большинство из них пришли только после того, как началась война, и это трагично, что остальному миру потребовалось более 22 лет и кровавая война в центре Европы, чтобы понять, что на самом деле несет этот режим. миру, что они не могут относиться к г-ну Путину как к партнеру, что они могут перезагрузить отношения с ним, что они должны фактически дать отпор и бороться с ним. И, ну, если бы эти адресные санкции были введены пять, семь, может быть, 10 лет назад, этой войны никогда бы не было. В этом я убежден. И сейчас нам нужно больше санкций, и эти санкции будут более масштабными. Они затрагивают всю российскую экономику. И, да, когда г-н Путин, наконец, окажется в тюрьме, когда он будет сидеть, когда он, наконец, предстанет перед судом за все военные преступления, которые он уже совершил на Украине и которые он совершает против собственного населения в России, когда его флот ваще посадили очень надолго, надеюсь Россия останется в руинах. Мы не можем забывать о том, что г-н Путин не стирает Украину — не только Украину с лица земли, он уничтожает и Россию. Страна будет в руинах и нам придется восстанавливать все с нуля. И я знаю, что мой муж будет одним из тех, кто будет активно участвовать в этой работе по восстановлению.

ISAACSON: Мы слышим сообщения о том, что люди фотографируют погибших русских солдат, их лица и отправляют их обратно в Россию, и они возвращаются к матерям этих солдат. Расскажите нам, какой силой, по вашему мнению, сейчас могут обладать матери в России?

КАРА-МУРЗА: Не могу представить боль. Я не могу представить страдания. Это абсолютно — даже эти мысли абсолютно (НЕРАЗБОРЧИВО), и так много людей умирают без всякой причины. Эта война никогда не должна была произойти. И как мать я думаю, что уже пытаюсь внести свой маленький вклад в то, чтобы высказаться против этой войны и остановить ее как можно скорее. Я не могу представить, какую боль должны чувствовать эти женщины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *