Внутренняя и внешняя политика россии во второй четверти xix в: 22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в. История России

Содержание

22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в. История России

22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в. История России

ВикиЧтение

История России
Иванушкина В В

Содержание

22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в

Была введена новая форма управления, получившая название военно-бюрократической. В 1826 г. по указу Николая I были образованы отделения императорской канцелярии. I отделение выполняло канцелярское обслуживание канцелярии. II отделение занялось законодательством империи. Составление законодательного кодекса было вверено М. М. Сперанскому. Было выпущено два издания: «Полное собрание законов Российской империи» (1832 г.) и «Свод законов Российской империи» (1833 г).

Главной задачей III отделения, которое возглавил боевой генерал А. Х. Бенкендорф, была борьба с инакомыслием.

Новый устав ликвидировал университетскую самостоятельность.

Сельское хозяйство развивалось, как и прежде, по экстенсивному пути. Промышленность тоже нельзя было назвать успешной, хотя и произошел массовый переход к машинному производству. Финансовая система государства находилась в сложном положении. Война 1812 г. породила огромный дефицит бюджета.

На протяжении правления Николая I было создано 9 секретных комитетов, пытавшихся решить крестьянский вопрос. В 1835 г. был создан комитет по вопросу об отмене крепостного права.

Все Российское общество разделилось на аппозиции.

Либерально-оппозиционное движение представляли славянофилы. Славянофильство было идейно-политическим учением об исключительности и самобытности исторического пути развития России. Славянофилы предлагали отменить крепостное право и ограничить деспотизм царя.

В оппозиции к славянофильству стояло западничество – учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту.

Для осуществления данной цели необходимо отменить крепостное право, ввести конституционную монархию, гарантировать права и свободы личности.

Революционное движение представляли революционеры-демократы, которые делились на умеренных и радикалов. Радикалы взяли за основу теорию русского социализма.

В культуре Росии происходила смена ценностей. Так на смену классицизму пришёл сентементализм. Основателем которого стал Карамзин. Растущий интерес к личности человека привёл к формированию романтизма. Это время ознаменовано именами Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Айвазовского, Глинки, Грибоедова, Гоголя и пр.

Сильное развитие получает критика (Белинский).

Возникает реализм.

6.9. Внешняя политика во второй четверти XIX в

6.9. Внешняя политика во второй четверти XIX в В 30-е-50-е гг. XIX в. Россия имела дипломатические отношения со всеми странами Европы, США, рядом государств Востока и Латинской Америки.

Основными направлениями внешнеполитической деятельности были европейское и

2. Государственное управление в России во второй четверти XVIII в.

2. Государственное управление в России во второй четверти XVIII в. Во второй четверти XVIII в. в государственной системе страны произошел ряд изменений. На протяжении всего этого периода длилась борьба за трон. Этот период русской истории назван «эпохой дворцовых

Общественное движение в России во второй четверти XIX в.

Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевской реакции, несмотря на правительственный террор, революционный ныи процесс не был остановлен. Русская

23. Внешняя политика России во второй четверти XIX в

23.  Внешняя политика России во второй четверти XIX в Во внешней политике Николай I придерживался принципа мирного сосуществования с соседними государствами. Поскольку Россия была членом Священного союза, она принимала непосредственное участие в ряде военных кампаний

§ 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.

§ 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво

Внутренняя политика России

Внутренняя политика России Угроза крепостной зависимости заставила некоторых крестьян спасаться бегством на окраины страны — на берега рек Дон, Днепр, Яик (Урал). Они становились составной частью казаков{115} — вольных людей, которые появились приблизительно в XIV в. Чаще

7. Наука в России второй четверти — середины XVIII в.

7. Наука в России второй четверти — середины XVIII в. Новый этап в развитии науки в России наступает с основанием по инициативе Петра Великого Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1724, открыта в 1725 г.). В отличие от западноевропейских аналогов, она изначально

20 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ХVII В

20 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ХVII В После Смутного времени возрождались разоренные войной поселения в центральной части страны. Продолжалось освоение Поволжья, Приуралья, Западной Сибири.В России в XVII в. продолжали господствовать феодально-крепостнические

36 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В

36 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В Вступивший в 1825 г. на русский престол новый император – Николай I правил Россией в течение 30 лет.Xара?ктерной чертой николаевского режима стали централизация и милитаризация системы управления.После вступления на престол

38 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В

38 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В Во второй четверти XIX в. приоритетным направлением внешней политики России стало восточное.На этом направлении у России осложнились отношения с Турцией и Ираном. В 1826–1828 гг. Россия вела боевые действия против Ирана, в

Тема 22 Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 22 Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. ПЛАН1. Основные направления внешней политики.2. Северная война (1700–1721).2.1. Предпосылки войны.2.2. Начало военных действий: Поражение под Нарвой. – Причины неудачи.  – Военные реформы. – Первые победы.2.3. Второй этап

Тема 31 Внутренняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 31 Внутренняя политика России первой четверти XIX в. ПЛАН1. Факторы внутренней политики.1.1. Разложение и кризис крепостнической системы.1.2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада.1.3. Активная внешняя политика.1.4. Политизация

Тема 32 Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 32 Внешняя политика России первой четверти XIX в. ПЛАН1. Основные задачи внешней политики.1.1. Отражение внешней агрессии против России.1.2. Усиление влияния России в Европе.1.3. Усиление влияния России на Ближнем Востоке.1.4. Расширение доступа России к мировому рынку.1.5.

Тема 34 Внутренняя политика России второй четверти XIX в.

Тема 34 Внутренняя политика России второй четверти XIX в. ПЛАН1. Факторы внутренней политики.1.1. Стремление власти укрепить социально-экономическое положение страны, ускорить развитие промышленности.1.2. Необходимость усиления самодержавия.1.3. Осознание частью правящих

1. Внутренняя политика в середине и второй половине XVI века

1. Внутренняя политика в середине и второй половине XVI века После смерти Василия III в 1533 г. московский престол унаследовал его трехлетний сын Иван IV. Еще при жизни Василия III при малолетнем наследнике был создан опекунский совет из близких и верных бояр. Однако мать

3. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война

3. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война Во внешней политике Россия в начале XVIII в. продолжала решать задачи, доставшиеся ей от предыдущего столетия. На южном направлении продолжалась борьба с Крымским ханством и Турцией. Ее целью было

Внутренняя и внешняя политика России 19 века в таблице

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 908.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 908.

XIX век для России стал веком зарождения либерального и революционного движения, великих побед и тяжелых поражений во внешней политике, периодом реформ и введением жесткого тотального контроля. Рассмотрим, какие события происходили во внутренней и внешней политике России 19 века.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века

Начало XIX века ознаменовалось попытками Александра I провести в России либеральные реформы.

Отмена распоряжений Павла I

Реформа государственного управления

Решение крестьянского вопроса

Реформирование народного образования

Восстановление жалованной грамоты дворянству и городам

Создание Негласного комитета (1801)

Указ о праве покупки земли купцами, мещанами и государственным крестьянам (1801)

Новое положение об устройстве учебных заведений (1803)

Упразднение Тайной экспедиции 1801 г.

Учреждение министерств (1802)

Указ «о вольных хлебопашцах» (1803)

Открытие университетов в Дерпте, Вильно, Харькове и Казани (1802-1804)

Указ о возвращении репрессированных Павлом I

Создание комитета Министров (1802)

Указ о запрете ссылки крестьян в Сибирь (1809)

Создание привилегированных Демидовского и Царскосельского лицеев (1805,1811)

Отмена ограничений в гражданской одежде

Указ о расширении прав Сената (1802)

Отмена крепостного права в Прибалтике (1804-1805)

Учреждение законосовещательного Государственного Совета (1810)

Рис. 1. Портрет Александра I.

Внешняя политика России при Александре I была связана преимущественно с Наполеоновскими войнами. Ознакомимся с ними, используя таблицу «Внешняя политика России в начале 19 века»

С кем воевали

Война

Годы

Итоги

Франция

III Антифранцузская коалиция

1805

Поражение коалиции

IV Антифранцузская коалиция

1806

Тильзитский мир и присоединение к Континентальной блокаде Англии

Отечественная война

1812

Победа и изгнание Наполеона из России

Заграничный поход

1813-1814

Присоединение герцогства Варшавского, свержение Наполеона

Швеция

Русско-шведская война

1808-1809

Присоединение Финляндии

Турция

Русско-турецкая война

1806-1812

Присоединение Бессарабии

Иран

Русско-иранская война

1804-1813

Присоединение Северного Азербайджана и Дагестана к России

С приходом к власти Николая I наблюдалось усиление консервативных взглядов и усиления роли государства в жизни общества. В таблице «Внешняя политика России в 19 веке» рассмотрим ее результаты с другими странами.

Война

Годы

Итог

Русско-иранская

1826-1828

Армения отходит к России, Иран не может держать флот на Каспии

Русско-турецкая

1828-1829

Россия получила устье Дуная, восточное побережье Черного моря и денежную контрибуцию

Крымская

1853-1856

Россия не может иметь военный флот на Черном море и теряет контроль над дельтой Дуная

В таблице “Внутренняя политика” Николая I проанализируем его действия в стране.

Политическая сфера

Социально-экономическая сфера

Издание «Полного собрания законов Российской империи»

Запрет продажи крестьян поодиночке и без земли, ограничение в праве ссылать крестьян в Сибирь, предоставление крестьянам личной свободы и право пользование землей

Создание III отделения Тайной Канцелярии

Денежная реформа (1839-1843)

Укрепление бюрократического аппарата

Реформа управления государственными крестьянами (1837-1841)

Учреждение секретного комитета

Введение инвентарей в помещичьих имениях на западе страны

Будучи жестким консерватором и сторонником абсолютной монархии, Николай I за поддержку монарших устоев в Европе путем вооруженного подавления восстаний получил прозвище «Жандарма Европы».

Рис. 2. Портрет Николая I.

Во второй половине XIX века наблюдается новый рост либеральных настроений, наступает пора Великих реформ. Рассмотрим деятельность императоров Александра II и Александра III.

Таблица “Внутренняя и внешняя политика России конца XIX века”

Император

Деятельность

Дата

Итоги

Александр II

Отмена крепостного права

1861

Крестьянская община получила свободу от помещиков

Военная реформа

1861

Модернизация армии, введение всеобщей воинской повинности

Судебная реформа

1864

Суды стали гласными,состязательными, работает презумпция невиновности

Городская реформа

1864

Города сами управляют своим хозяйством

Реформа народного образования

1863-1864

Разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие

Земская реформа

1864

Предоставление самоуправления земствам

Отказ России от условий Парижского мира

1870-1871

Начало строительства Черноморского флота

Создание «Союза Трех императоров»

1873-1878

Союз между Россией, Германией и Австро-Венгрией

Русско-турецкая война

1877-1878

Возвращение дельты Дуная, независимость Румынии, Болгарии и Албании

Александр III

Обострение отношений с Болгарией

1886

Разрыв дипломатических отношений

Продвижение в Среднюю Азию

1881-1882

Покорение туркменов

Пересмотр крестьянской реформы

1880-е

Контрреформа, сохранение патриархального строя на селе

Университетский устав

1884

Контрреформа, лишение университетов автономии, рост цены на обрзование

Договор с Англией по разделу Средней Азии

1885-1895

Установлена граница России по Афганистану

Пересмотр судебной системы

1889

Контрреформа, сокращение полномочий суда присяжных, мировой суд заменялся произволом чиновников

Начало Таможенной войны с Германией

1890

Борьба с германской торговлей

Ограничение земского управления

1890

Контрреформа,ограничение избирательных прав среди ремесленников и местных торговцев по имущественному цензу

Рис. 3. Портрет Александра II.

В 1867 году император Александр II принял решение продать Аляску США ввиду невыгодности содержания заморской колонии. Буквально сразу после продажи американцы нашли там золото и началась «золотая лихорадка».

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали о внешней и внутренней политике, которую проводила Россия в 19 веке, проследили ход событий, который превратил страну в ведущую континентальную державу.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Петя Ильин

    5/5

  • Светлана Проказина

    4/5

  • Елена Кетросан

    5/5

  • Анна Петровская

    4/5

  • Оля Кунавина

    4/5

  • Жанна Чалая

    5/5

  • Татьяна Бирюкова

    5/5

  • Александр Черников

    5/5

  • Арман Саргсян

    4/5

Оценка доклада

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 908.


А какая ваша оценка?

Давно пора деколонизировать западную Россию Исследования

Как факт истории и проблема современной геополитики, природа России как имперской державы неоспорима. После Первой мировой войны Российская империя избежала постоянного расчленения, которое выпало на долю других многоэтнических сухопутных империй, таких как Османская империя и Австро-Венгрия. Советский Союз не только отвоевал большую часть нерусских земель, провозгласивших независимость от Москвы после большевистской революции 1917 года (включая Украину, Белоруссию, Грузию, Армению и Азербайджан), но даже расширил империю в ходе Вторая мировая война, аннексия Молдовы, западной части Украины и других земель. Советский Союз также не участвовал в эпохе деколонизации. Даже когда Французская и Британская империи распадались, Советский Союз расширял свои колониальные владения, усиливая свою хватку вглубь Восточной и Центральной Европы кровавыми репрессиями и военными действиями.

Как факт истории и проблема современной геополитики, природа России как имперской державы неоспорима. После Первой мировой войны Российская империя избежала постоянного расчленения, которое выпало на долю других многоэтнических сухопутных империй, таких как Османская империя и Австро-Венгрия. Советский Союз не только отвоевал большую часть нерусских земель, провозгласивших независимость от Москвы после большевистской революции 1917 года (включая Украину, Белоруссию, Грузию, Армению и Азербайджан), но даже расширил империю в ходе Вторая мировая война, аннексия Молдовы, западной части Украины и других земель. Советский Союз также не участвовал в эпохе деколонизации. Даже когда Французская и Британская империи распадались, Советский Союз расширял свои колониальные владения, усиливая свою хватку вглубь Восточной и Центральной Европы кровавыми репрессиями и военными действиями.

Вскоре после распада Советского Союза на составные республики в 1991 году Россия приступила к восстановлению своей империи, шаг за шагом. Эти усилия включали спровоцированные Россией сепаратистские движения в соседних странах, военные вторжения, незаконные аннексии, развертывание наемников, кибератаки, манипулирование выборами, отравление политиков и массовые кампании по дезинформации. Внутри России, которая остается гобеленом земель и народов, завоеванных и колонизированных при царях и коммунистах, эти усилия включали войны и массовые зверства, как в Чечне.

Так почему же этот фундаментальный, основополагающий факт о России так долго игнорировался на Западе, в том числе среди тех, кто изучает и анализирует регион? Почему большинству западных экспертов по России потребовалась жестокая захватническая война, чтобы начать рассматривать природу России как обширного колониального предприятия? Многие продолжают смотреть на Украину и другие бывшие советские страны сквозь призму имперского строительства Москвы, несмотря на очевидный характер российской агрессии с 1990-х годов и задолго до этого.

Давно пора деколонизировать российские, восточноевропейские и евразийские исследования и перестать смотреть на регион через имперские линзы Москвы.


Во время холодной войны западные университеты, научно-исследовательские институты и политические аналитические центры открыли многочисленные центры и программы для советских, российских и евразийских исследований, стремясь лучше понять Советский Союз и его наследие. Однако у этих усилий был стратегический недостаток: родившись в эпоху, когда контроль Москвы простирался далеко за пределы сегодняшних российских границ, эти программы неизбежно рассматривали регион через линзу, ориентированную на Москву. Сегодня, несмотря на то, что слово «советский» было убрано из названия, большинство этих программ унаследовали старую москвоцентристскую структуру, эффективно объединяющую Россию с Советским Союзом и преуменьшающую значение богатой истории, разнообразия культур и уникальной национальной идентичности Восточной Европы. Прибалтика, Кавказ и Средняя Азия, не говоря уже о многих завоеванных и колонизированных нерусских народах, населяющих обширные территории Российской Федерации.

Имеет значение преемственность краеведения советских времен. Например, Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета Джорджа Вашингтона объединяет все 15 бывших советских республик. Программа Chatham House по России и Евразии изучает те же страны за исключением стран Балтии и Молдовы, а исследования России и Евразии Лейденского университета охватывают Россию и ее бывшие колонии. Даже если эти более крупные институты иногда создавали новые подразделения, такие как программы Университета Джорджа Вашингтона по Центральной Азии и Украине, эффект изучения этих стран и регионов наряду с Россией выделяет последнюю как главную страну, которую следует изучать и уважать. Это невольно создает парадигму, в соответствии с которой бывшие российские колонии воспринимаются как оставшиеся в орбите России еще долгое время после распада Российской империи и Советского Союза. Представьте себе, что Алжир смешивают с исследованиями Франции или создают современную программу Великобритании и Индии — это подчеркнет одни отношения над другими, сохранит старые колониальные рамки и предложит, чтобы одна страна была логическим придатком другой в качестве предмета изучения.

Возьмем Украину. Лишь горстка университетов США даже предлагает курс украинской истории, несмотря на то, что Украина, страна с населением более 40 миллионов человек, имеет культуру, язык и национальные традиции, которые на протяжении сотен лет развивались иначе, чем в России. Особенно после того, как в 1991 году Украина восстановила свою независимость, Украина представляет последовательный набор геополитических выборов, сигнализирующих миру о том, что она является независимым государством с европейской идентичностью и ориентацией. Тем не менее западная академия продолжает втискивать страну в российское пространство.

Рожденные в эпоху, когда контроль Москвы простирался далеко за пределы сегодняшних российских границ, эти программы неизбежно рассматривали регион через линзу, ориентированную на Москву.

Что еще хуже, ярлык «Евразия», используемый сегодня многими университетами и аналитическими центрами, перекликается с центральным принципом русского национализма — что России суждено доминировать в Евразии от Португалии до Берингова пролива. Есть целая идеология евразийства, главным защитником которой является Александр Дугин, один из самых рьяных фашистских идеологов России. Дугин и его последователи способствуют созданию евразийского государства путем повторного завоевания бывших российских колоний, установления славянского и православного господства и маргинализации других народов. Фантастическое видение российской истории и судьбы российским президентом Владимиром Путиным также все больше перекликается с евразийскими идеями. Когда Украина, Грузия, Молдова или Беларусь помещаются под ярлык «Евразия», имплицитно подразумевается, что это бывшие российские колонии, оставшиеся в сфере влияния России. Для украинцев, борющихся за существование своей нации и культуры против геноцидной агрессии России, этот ярлык просто оскорбителен.

Во многих случаях западные академические программы требуют, чтобы учащиеся изучали русский язык, часто включая курсы в Москве или Санкт-Петербурге, прежде чем у них будет возможность изучать любой из других языков региона, если они к этому склонны и если эти языки даже предложил. Аналогичная проблема затрагивает и культурные исследования, в том числе литературу и искусство, где редко затрагиваются многие способы, которыми русские произведения, в том числе классические произведения, прочитанные бесчисленным количеством старшеклассников и студентов, передают имперскую идеологию Москвы. Это лишь увековечивает привычку смотреть на бывшее советское и оккупированное Россией пространство через призму последней в мире нереконструированной имперской культуры. Невольно сегодняшние исследования России на Западе по-прежнему копируют мировоззрение государства-угнетателя, которое никогда не изучало свою историю и даже близко не ведет дебатов о своей имперской природе — даже среди русских интеллектуалов или так называемых либералов, с которыми Запад студенты, ученые и аналитики обычно взаимодействуют и сотрудничают.

Наконец, западная академия также представляет Россию как монолит, практически не уделяя внимания коренным народам страны. К настоящему времени многие из тех, кто изучает российскую историю, хотя бы смутно знакомы со сталинским геноцидом крымских татар и их вытеснением на полуострове русскими поселенцами. Но почему бы не пролить больше света на завоевание и покорение Сибири русскими, один из самых ужасных эпизодов европейского колониализма? Или массовое убийство черкесов в России в 19 веке, первый современный геноцид в Европе? Что мы узнали о недолговечном Идель-Уральском государстве, конфедерации шести автономных финно-угорских и тюркских республик, разгромленных большевиками в 1918? Почему бы не выделить Татарстан, провозгласивший независимость от России в 1990 году? Были предприняты зарождающиеся усилия по предоставлению коренным народам России права голоса, в том числе Форум «Свободные народы России», который в последний раз собирался в Швеции в декабре 2022 года, но они почти не зарегистрированы в западных академических кругах. Интересы и отношения западных ученых не только ориентированы на Россию; внутри России эти отношения и контакты москвоцентричны. Как будто в России не существовало самых разных регионов.


Что нужно сделать на практике для деколонизации западных исследований России и региона?

Во-первых, университеты и аналитические центры по обе стороны Атлантики должны вычеркнуть «Евразию» из названий своих программ, не в последнюю очередь потому, что это геополитическое понятие, прямо взятое из российского крайне правого национализма. Нет недостатка в более подходящих терминах для обозначения изучаемых стран. Например, можно легко использовать такие географические термины, как Восточная Европа, Прибалтика, Южный Кавказ и Центральная Азия.

Во-вторых, существующие центры русистики должны переориентировать свое внимание на отражение истории и современного опыта коренных народов, проживающих в современной Российской Федерации. В академическом мире, который повсюду занимается вопросами разнообразия, представительства и уважения, это давно назрело и морально правильно. Это позволило бы миру увидеть Россию такой, какая она есть на самом деле: империя, состоящая из множества народов, жаждущих голоса, свободы действий, возможностей и свободы.

В-третьих, необходимо создать и укрепить институты, изучающие бывшие российские колонии. Сюда входят украиноведение и крымскотатароведение, белорусоведение, грузиноведение, молдоведение и так далее. Это позволит академическим кругам и более широкой аудитории получить лучшее представление о регионе и бросить вызов российской пропаганде об «исторически русских землях», поскольку реальная история этих народов, государств и национальных идентичностей, наконец, выходит на свет на Западе. Прекрасным примером такого подхода является программа украиноведения Кембриджского университета.

Эти усилия необходимы, но они могут стать лишь началом удаления российских имперских нарративов из западной академии и ментального пространства. Они являются хорошим началом для уважения разнообразия, соблюдения норм мирного сосуществования, изучения истории и, в конечном итоге, избавления от ориентированных на Россию региональных исследований в том виде, в каком мы их знаем. Поскольку язык — это зеркало мысли, нам нужно начать исправлять парадигмы, затуманивающие наше представление о том, чем на самом деле являются Россия и ее соседи.

Эта статья опубликована в печатном выпуске журнала Foreign Policy за весну 2023 года. Подпишитесь сейчас , чтобы поддержать нашу журналистику.

Русская литература полна имперской идеологии

Анализ

Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо.

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Александра Пушкина. Художественная библиотека Бриджмена

Понимание конфликта год спустя.

Подробнее по этой теме

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — Мцыри или « Послушник », написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом в плен русским офицером в детстве. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: Гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В Уланша , раннее непристойное стихотворение Лермонтова, он повествует о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. Другое стихотворение, Кавказец Кавказец »), намекает на то, что настоящие кавказцы — не коренные жители, а русские солдаты, завоевавшие этот регион в начале 19 века, точно так же, как советские солдаты, посланные для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».

Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониальную российскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьми Полтава , стихотворение Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточил контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). ). Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века о сохранении автономии казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «прольет кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, как предлагает стихотворение, как «друзей старых и кровавых времен».

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях.

То же самое сообщение вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь — украинец по происхождению — сменил свою идентичность на русскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на то, чтобы доказать, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными.

Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части отжившего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся — поборете («Сражайся, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения Кавказ («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против России. имперская власть. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от людских страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это образ 9.0039 покрытка — по-украински «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма Мария («Мария») проводит параллель между украинкой покровкой , которая вынашивает внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокими, страдающими матерями. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на лермонтовскую поэтизацию изнасилования, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри , это сопереживание есть романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и подчинении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.

Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая линия. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.

Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы XIX века как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе Бесы, Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.

Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.

Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1990-х годах, спровоцировала искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х, вторглась в Грузию в 2008 году и вторглась на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих классиках русской литературы и взглядах их авторов. к колониям и завоеваниям империи. Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.версия XX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию XIX века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.

Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой. война имперского завоевания, как я пишу.

Итак, если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтова, и Достоевский.

Владимир Ермоленко — философ, главный редактор UkraineWorld, директор по аналитике «Интерньюс Украина», ведущий подкаста «Объясняя Украину ». Твиттер: @yermolenko_v

Метки: Культура, Россия, Украина, Война

Еще из Foreign Policy

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин произносят тост во время приема по итогам переговоров в Кремле в Москве 21 марта.

Сможет ли Россия привыкнуть быть младшим братом Китая?

Динамика сил между Пекином и Москвой резко изменилась.

Си и Путин обмениваются рукопожатием, неся красные папки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *