Московские главы романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Основное действие романа «Мастер и Маргарита» происходит в Москве 20-30-х годов. Ко второй сюжетной линии относятся только Ершалаимские главы в которых рассказывается о Понтии Пилате и последних днях и Иешуа.
Ершалаимские главы:
- Глава 2 «Понтий Пилат»
- Глава 16 «Казнь»
- Глава 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа»
- Глава 26 «Погребение»
Все остальные 28 глав и эпилог относятся к московским.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- Глава 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»
Литераторы Берлиоз и Бездомный встречают на Патриарших Воланда, которого принимают за незнакомца. - Глава 3 «Седьмое доказательство»
В качестве 7-го доказательства существования бога, Воланд предсказывает Берлиозу скорую смерть, и тот попадает под трамвай - Глава 4 «Погоня»
Бездомный решает, что в гибели Берлиоза виновен Воланд и пускается в безуспешную погоню за ним - Глава 5 «Было дело в Грибоедове»
Бездомный добирается до ресторана литераторов в «доме Грибоедова» и коллеги решают, что у него белая горячка.
- Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»
Бездомного доставляют в психологическую лечебницу - Глава 7 «Нехорошая квартирка»
Воланд и его свита селятся в квартире покойного Берлиоза, отправив его соседа, директора театра, в Ялту. - Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Доктор Стравинский убеждает Бездомного добровольно остаться в клинике - Глава 9 «Коровьевские штуки»
Председатель жилтоварищества за взятку сдает Воланду квартиру, но деньги превращаются в доллары и его арестовывают за хранение валюты. - Глава 10 «Вести из Ялты»
Пропавший директор шлет телеграммы из Ялты, и администратор театра идет в милицию, но по пути на него нападают помощники Воланда.
- Глава 11 «Раздвоение Ивана»
Внутри Ивана Бездомного спорят беседуют двое — один считает, что Воланд должен поплатиться за содеянное, а второго заинтересовал человек лично знакомы с Понтием Пилатом.
- Глава 12 «Черная магия и ее разоблачение»
Чтобы ближе познакомиться с москвичами Воланд устраивает сеанс черной магии в ходе которого с потолка сыпятся червонцы, а женщин одевают в новую одежду. - Глава 13 «Явление героя»
Мастер является в палату к Бездомному и рассказывает ему свою историю - Глава 14 «Слава петуху!»
К финдиректору театра является пропавший администратор, но оказывается, что он превратился в вампира. Финдиректору удается спастись благодаря крику петуха, и он бежит из города. - Глава 15 «Сон Никанора Ивановича»
В Милиции допрашивают арестованного председателя жилтоварищества, и признав его сумасшедшим отправляют в лечебницу. - Глава 17 «Беспокойный день»
Бухгалтер театра едет в управление чтобы сдать выручку и становится свидетелем странных событий — председатель исчез, а вместо него за столом сидит живой костюм, а сотрудники филиала поют и не могут остановиться.
В конце-концов он сдает деньги в кассу, и они превращаются в валюту. Бухгалтера арестовывают. - Глава 18 «Неудачливые визитеры»
В квартиру покойного Берлиоза прибывают двое посетителей — дядя покойного желающий получить наследство, и театральный буфетчик с жалобой на магические червонцы превратившиеся в бумагу.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
- Глава 19 «Маргарита»
Маргарита идет на прогулку и знакомится с Азазелло, который приглашает ее к Воланду и дает волшебный крем.
- Глава 20 «Крем Азазелло»
Намазавшись кремом Маргарита превращается в летающую ведьму. - Глава 21 «Полет»
Маргарита летит купаться на реку где ее чествуют как королеву. - Глава 22 «При свечах»
Маргарита знакомится с Воландом. - Глава 23 «Великий бал у сатаны»
Маргарита исполняет роль королевы ежегодного бала Воланда. - Глава 24 «Извлечение мастера»
В благодарность за услуги Воланд возвращает Маргарите ее возлюбленного — Мастера.
- Глава 27 «Конец квартиры № 50»
В квартиру Берлиоза наведывается полиция и, после перестрелки с котом, Воланд и его свита покидают квартиру. - Глава 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота»
Коровьев и кот Бегемот устраивают беспорядки и сжигают валютный магазин и «дом Грибоедова». - Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»
К Воланду является Левий Матвей и просит дать Мастеру и Маргарите заслуженный покой. - Глава 30 «Пора! Пора!»
Азазелло приглашает Мастера и Маргариту на встречу к Воланде и угощает их отравленным вином. - Глава 31 «На Воробьевых горах»
Прощание с Москвой - Глава 32 «Прощение и вечный приют»
Воланд и его свита покидают земной мир оставив Мастера и Маргариту в их «вечном доме». - Эпилог
Автор рассказывает о событиях произошедших после исчезновения Воланда.
Московские главы в романе «Мастер и Маргарита»: описание, реалии, стилистические приёмы
Булгаков
12.
11.21
9 мин.
События самого знаменитого произведения Михаила Булгакова разворачиваются в двух местах — древнем Ершалаиме, где проповедует свои идеи бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и Москве 30-х годов, куда является с гастролями Воланд. Быт советских людей, их проблемы, стремления и предрассудки как нельзя лучше отражены в московских главах романа «Мастер и Маргарита».
Оглавление:
- Столица как место действия
- Представители культуры и власти
- Стилистические приёмы
Столица как место действия
Начинается действие на закате майского дня — раскалённый, неестественно жаркий воздух тревожит персонажей, доставляет им дискомфорт и заставляет терзаться нехорошими предчувствиями, которые в самом скором времени оправдываются. Встрече же Мастера с Маргаритой сопутствует описание мрачного проулка с грязной жёлтой стеной и тысяч людей, равнодушно проходящих мимо главных героев.
Булгаковскую Москву населяют закоренелые скептики и атеисты, не признающие авторитетов, помимо советской власти, и отмахивающиеся от всего, что нельзя объяснить с точки зрения разума.
Их умы занимает погоня за материальными благами — престижными дачами, походами в изысканные рестораны и, конечно же, деньгами. Московский мир в романе «Мастер и Маргарита» пуст и бездуховен — квартирный вопрос испортил людей и занимает их гораздо больше, чем забота о духовном развитии.
Воланд грозой проносится над столицей, жестоко наказывая алчность, подлость и несправедливость. В то же время он наблюдает за городом, как пытливый исследователь, проверяя, насколько преобразились граждане за прошедшие годы. На сеансе чёрной магии, который проводят ассистенты Князя тьмы, москвичей проверяют деньгами, и каждый из них охотно поддаётся искушению, подтверждая предположение о том, что в мире ничего не меняется.
Представители культуры и власти
Презентация читателю московских реалий не обходится и без подробных описаний проживающих в городе людей, в особенности представителей власти и культуры.
Казалось бы, этим гражданам полагается быть как минимум моральными, но на деле они представляют собой шайку подлецов, озабоченных лишь собственными интересами.
Многочисленные герои второго плана лживы, порочны, лицемерны и фальшивы, за что в итоге и несут заслуженную кару:
- Самое жестокое наказание выпадает на долю председателя МАССОЛИТа Берлиоза, который, будучи очень эрудированным и грамотным человеком, абсолютно лишён человечности и духовности. Он приучает молодых авторов мыслить штампами и пытается подогнать их творчество под шаблоны, одновременно внушая собственное атеистическое мнение.

Берлиоз попадает под трамвай и лишается головы, как и предсказал таинственный незнакомец на Патриарших прудах. - Степан Лиходеев — чиновник, паразитирующий на руководящей должности, охочий до выпивки и женщин — отправляется в Ялту прямо из квартиры. Когда Степан Богданович возвращается в Москву и проходит лечение в психиатрической клинике, его взгляды на жизнь кардинально меняются — директор Варьете становится замкнут и осторожен с алкоголем, особенно в обществе посторонних. Вместе с ним наказание постигает финдиректора Римского и администратора Варенуху.
- Алчного председателя жилтоварищества Никанора Босого обвиняют в незаконном хранении валюты, в которую превратились деньги, взятые им у Коровьева. В итоге председатель лишается рассудка и отправляется в сумасшедший дом.
- Известному литературному критику Латунскому, написавшему разгромную статью о романе Мастера, удаётся отделаться малой кровью, поскольку его карает не Воланд, а Маргарита — она с наслаждением громит квартиру человека, погубившего её возлюбленного.

Стилистические приёмы
В московских главах «Мастера и Маргариты» прослеживается чёткое сравнение с ершалаимскими — и в первом, и во втором случае общество строится не на моральных устоях, а на внушаемых властью идеологических установках. Для изображения жизненных устоев граждан Булгаков использует приёмы философской, социальной и политической сатиры, продолжая традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
- Эпанафора. Именно с помощью этого приёма московские главы соединяются с ершалаимскими. Наглядной иллюстрацией может служить цитата, завершающая первую главу и одновременно открывающая вторую: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…».
- Гротеск. Работники, вынужденные против собственной воли участвовать в хоре, надрываются, исполняя «Священный Байкал», лжец Варенуха превращается в вампира, а трусливый сосед Маргариты Николай Иванович становится боровом.

- Фантастика. Среди примеров можно упомянуть оторванную голову конферансье Бенгальского и огромного кота, пытающегося передать деньги за проезд в трамвае.
- Градация. Постепенное нагнетание событий можно наблюдать в главе номер девять, в которой Никанор Босой рассматривает заявления людей, претендующих на освободившуюся жилплощадь.
- Сарказм. Язвительные насмешки в произведении наблюдаются чаще всего — с их помощью писатель разоблачает какие-либо пороки персонажей и противопоставляет положительных героев отрицательным.
Кроме того, важнейшую роль в сюжетной и идейной композиции романа играют массовые сатирические сцены, демонстрирующие читателю образ толпы.
Таких эпизодов немного, однако именно они формируют картину современного общества, позволяя взглянуть на него с позиции общечеловеческих ценностей.
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияКонтактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.
* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Мастер и Маргарита Глава 29. Решается судьба Мастера и Маргариты Сводка и анализ
Мастер и Маргарита Глава 29. Решается судьба Мастера и Маргариты Сводка и анализ | ЛитЧартс Сейчас закат — Азазелло и Воланд сидят на каменной террасе с видом на Москву. Воланд спросит «такой интересный город, не правда ли?» Азазелло отвечает, что предпочитает Рим. Они замечают внизу горящий Грибоедов, предполагая, что это дело рук Бегемота и Коровьева.
Дискуссия Азазелло и Воланда подчеркивает универсальность сил последнего.
Активный Темы
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Неожиданно появляется Левий Матвей и говорит, что пришел к Воланду. Воланд говорит Леви, что он должен пожелать ему доброго вечера, но Матфей отвечает, что не желает ему «ничего хорошего». Воланд говорит Леви, что он абсурден, потому что не признает ни «теней, ни зла». Добро и зло зависят друг от друга, продолжает Воланд.
Это ключевой обмен в общем аргументе романа о том, что зло нельзя просто игнорировать. Наоборот, это часть континуума с «хорошим», который придает морали смысл, отражая сложность самой жизни. Леви, в своей непоколебимой преданности Иешуа, хочет жить в невозможном мире, который является только «хорошим».
Этот момент представляет собой первую надлежащую точку пересечения двух разных повествований и показывает, что Матфей Левий был вознагражден за свою преданность возможностью вечно служить Иешуа.
Активный Темы
Мужество и трусость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Котировки
Левий Матвей сообщает Воланду, что Иешуа Га-Ноцри прочитал роман мастера и просит Воланда наградить мастера миром. «Тяжело ли это для тебя, дух зла?» — спрашивает Мэтью Леви. Воланд спрашивает, почему мастера не берут «на свет»; Леви отвечает, что «он не заслуживает света, он заслуживает мира.
Воланд соглашается сделать это и просит Леви уйти.
Этот обмен интересен тем, что предполагает, что Воланд и Иешуа не враги, стоящие на противоположных полюсах морали. Воланд вроде бы уважает Иешуа, даже подчиняется ему как некоему авторитету. Читатель знает из комментариев Иешуа о Леви из главы 2, что последний человек горячо предан, что, возможно, объясняет его упрощенную ненависть к Воланду. Наставление Иешуа относительно судьбы мастера вызывает много споров. Можно было бы истолковать, что мастер не заслуживает «света», потому что он больше не хочет заниматься своим искусством; с другой стороны, «мир» кажется именно тем, чего хочет хозяин, так что, возможно, это достаточная награда сама по себе.
Активный Темы
Мужество и трусость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Искусство и подлинность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Левий Матфей добавляет, что просьба Иешуа распространяется и на Маргариту; Воланд соглашается и с этим.
Когда Матвей Левий исчезает, Воланд поручает Азазелло «прилететь к ним и все устроить».
И Иешуа, и Воланд уважают любовь между мастером и Маргаритой и те жертвы, которые последняя принесла ради нее.
Активный Темы
Мужество и трусость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Любовь и надежда
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Прибывают Бегемот и Коровьев и сообщают Воланду, что Грибоедов «превратился в пепел».
Бегемот держит в одной руке картину, украденную из одной из комнат, а в другой — лосося.
Бегемот – оппортунист и ловкач – и с его кошачьей натурой не может устоять перед полноценной рыбой от Грибоедова на память о своем приезде.
Активный Темы
Искусство и подлинность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Опасность и абсурдность советского общества h4><дел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Бегемот и Коровьев говорят, что ждут приказаний Воланда, но он говорит им, что их нет: «Вы выполнили все, что могли, и на данный момент я больше не нуждаюсь в ваших услугах.
Вы можете отдохнуть. Сейчас надвигается буря, последняя буря, она завершит все, что нужно, и мы отправимся в путь. Бегемот и Коровьев исчезают, когда на горизонте собирается сильная буря.
Подобно мастеру и Маргарите, Бегемот и Коровьев получают «отдых», подразумевая, что их услуги Воланду были не просто добровольными помощниками, а своего рода епитимьей перед его авторитетом. Идея «все, что нужно сделать, будет сделано» повторяется в последних главах, предвещая конец книги.
Активный Темы
Неоднозначность добра и зла
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита и Правда в СССР.
Михаил Булгаков написал «Мастера и Маргариту» между 1928 и 1940 годами, в самые суровые годы советской цензуры. В этот период писателям и поэтам — людям, наиболее способным преодолеть пропаганду и распознать недостатки общества — было запрещено делать это под угрозой смерти или тюремного заключения.
Однако, в то время как прямая критика была невозможна, косвенная — нет. Такие авторы, как Булгаков, нашли способы передать жгучий политический комментарий через аллегорию, хитрость и миф.
Наполняя «Мастера и Маргариту» сатирой и тонкими шутками, Булгаков использует комедию и креативность как средство, чтобы передать глубоко серьезную мораль о роли личной трусости в советской коррупции. В романе Булгаков постоянно подтверждает, что люди несут ответственность за свой собственный выбор, даже если они живут в несправедливом обществе. Он утверждает, что если бы граждане руководствовались храбростью и искренностью, а не самосохранением, то советское общество не смогло бы так деградировать, как это произошло. Булгаков пишет одного из главных героев, Мастера, в качестве тематической сути романа. Олицетворяя истину в эпоху цензуры и обмана, его характер пронизан всей значимостью булгаковского послания.
Появляющийся только в одиннадцати из тридцати двух глав, Мастер является главным героем, но редко присутствует в романе.
Выполняя несколько действий и произнося нечастые диалоги, его наиболее заметные и определяющие характер моменты передаются в предыстории, а не в рамках какой-либо из двух временных шкал, которые разворачиваются в романе. Таким образом, Мастера лучше всего анализировать через его отношения с другими персонажами. Кумир Маргариты, наставник Ивана Бездомного и бог Пилата, Мастер оказывает значительное влияние на жизнь других людей.
Маргарита — молодая, красивая и богатая — обладает всеми материальными благами. Однако до встречи с Мастером она живет жизнью, лишенной смысла. Близкая к самоубийству Маргарита, по-видимому, нуждается в божественном вмешательстве, чтобы спасти свою жизнь. Затем входит Мастер. Булгаков изображает встречу Маргариты с Мастером как роковое, даже предопределенное событие; после их первоначального общения Маргарита «настаивала, что… [они], конечно, любили друг друга очень-очень давно, не зная друг друга» (138). Окрашивая их отношения этим глубоким, почти духовным оттенком, Булгаков делает Учителя Христоподобным спасителем.
Более очевидно, что настойчивость Маргариты называть свою любовь «Учителем» соответствует его характеристике как духовного лидера, а ее — как его ученице.
Иван Бездомный начинает свою историю как орудие государства. Молодой Иван, получив задание написать антирелигиозное стихотворение, беспрекословно набрасывает его. Тем не менее, его невежество мешает ему преуспеть даже в этом незначительном предприятии. Хотя он гордо заявляет о своей атеистической позиции, отсутствие у Ивана богословских знаний делает его неспособным убедительно осудить Христа. Не подпитываемые страстью или образованной мыслью, стихи Ивана представляют собой переупаковку государственной пропаганды. Но благодаря своей связи с Мастером Иван претерпевает большой рост. В тринадцатой главе один короткий разговор с Мастером приводит Ивана к тому, что он признает неудачи своей поэзии, называет ее «ужасной» и обещает больше не писать (131). Иван сознает себя «невежественным человеком» и проникается стремлением к знаниям (133).
В конце беседы Ивана с Учителем он умоляет: «Расскажи мне, что было потом с Иешуа и Пилатом», завершая свое превращение из бездумного подхалима в увлеченного и любопытного искателя истины (147).
Понтий Пилат, «жестокий пятый прокуратор Иудеи», переживает еще более резкую перемену взглядов, чем Иван Бездомный. (396). Гордый и безразличный человек, он хвастается своей репутацией «свирепого чудовища» и без вины жестоко избивает (16). Однако его общение с безгрешным Иешуа заставляет Пилата противостоять собственной совести. После приговора невиновного человека к смерти его преследуют его беззакония. Тем не менее, несмотря на силу Иешуа сломить ожесточенное сердце Пилата, даже он не может искупить эгоистичного бюрократа. Мастер, как автор истории Пилата, обладает исключительной властью освободить его от вины. В главе тридцать второй Мастер меняет судьбу Пилата и спасает его от вечных страданий одним лишь звуком своего голоса, просто провозглашая: «Ты свободен!» (382).
Судя по огромному влиянию, которое он оказывает на других персонажей, можно подумать, что Мастер — святое, бесстрашное и могущественное существо.
Наоборот, Мастер — побежденный трус. После того, как его роман встретил критику и незаслуженную неприязнь, Мастер не смог смотреть в лицо жизни. Подавленный суровой реальностью несправедливой системы, он отправился в психиатрическую больницу, чтобы молча переждать остаток своих дней в бегах. Не он, а его любовь Маргарита была верным борцом за правду. В отличие от Мастера, она отказывалась оставить то, что считала истинным, подлинным искусством. Точно так же не он, а Иван Бездомный, некогда марионетка Массолита, всю оставшуюся жизнь посвятил поискам знаний — стал профессором истории и философии. И не он, а Пилат, когда-то ведущий член коррумпированной системы, стал одержим идеей, что невинных нельзя наказывать, а трусость не взращивать.
Мастеру предоставлены такие важные роли, как спаситель Маргариты, учитель Ивана и искупитель Пилата из-за его символической роли Истины. Как автор диссидентской работы, Мастер представляет подлинное искусство в неприемлемом мире. Хотя он не может преодолеть жестокость коррупции и цензуры, у него все еще есть цель и влияние.
Как настоящие советские авторы, которые были вынуждены сообщать свои идеи через самиздат (самоиздание), так и Мастер имеет смысл не через мирское признание или признание, а через тех, кого он вдохновляет.
Опубликовано: 6 февраля 2023 г.
Михаил Булгаков написал «Мастера и Маргариту» между 1928 и 1940 годами, в самые суровые годы советской цензуры. В этот период писателям и поэтам — людям, наиболее способным преодолеть пропаганду и распознать недостатки общества — было запрещено делать это под угрозой смерти или тюремного заключения. Однако если прямая критика была невозможна, то косвенная […]
Опубликовано: 18 января 2021 г.
Научная фантастика/фэнтези, часто сокращаемая до SFF, представляет собой жанр средств массовой информации, посвященный сверхъестественному, фантастическому или другим элементам, выходящим за рамки наших текущих технологических возможностей. Несмотря на то, что его корни уходят глубоко, заимствуя вдохновение и элементы, присутствующие в «Одиссее» или «20 000 лье под водой», SFF действительно обрел свое собственное после промышленной революции.

В конце-концов он сдает деньги в кассу, и они превращаются в валюту. Бухгалтера арестовывают.


