Правление Владимира Мономаха, дойстойнейшего киевского князя
Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князб отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.
князь Владимир МономахПравление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед.
Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства.
Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междуусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.
Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.
Владимир Мономах и его правлениеИсточники и дополнительный материал по теме:
- «Владимир Мономах, князь-мифотворец» — Боровков Д.А. Москва, 2015
- «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
- «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011
Владимир Мономах. Краткая биография и его правление.
Княжение Владимира Мономаха, пришлось на трудное время. Русь в XII веке представляла собой сложную политическую структуру. Она была разделена на несколько княжеств, которые враждовали между собой. Иногда князья объединяли свои дружины для отражения набегов внешних врагов. Но часто княжеские отряды нападали на своих соседей с целью усилить своё могущество, захватить земли и имущество более слабого воеводы.
Важно: Раздираемая противоречиями Русь не способна была противодействовать хитрым и агрессивным половецким ордам и другому неприятелю, поэтому на Киевском престоле нужен был сильный, авторитетный и умный правитель.
Родители и происхождение
Будущий Киевский князь являлся потомком двух благородных и древних родов. Его отец Всеволод I был сыном легендарного Ярослава Мудрого. Корни этого рода восходят к Рюрику, основателю династии, которая несколько столетий правила Российским государством.
Мужская линия от Рюрика до Владимира Мономаха и годы правления.
- Рюрик – 862-879
- Игорь – 912-945
- Святослав – 957-972
- Владимир I – 980-1015
- Ярослав Мудрый – 1019-1054
- Всеволод I – 1078-1093
- Владимир Мономах – 1113-1125
Имя его матери точно не установлено, также нет точных данных о её происхождении. По одной версии она была внебрачной дочерью византийского императора Константина IX Мономаха, а по другой – его племянницей, но то, что она царского рода это доказанный факт. Внук Ярослава Мудрого был крещён именем Василий, которое употреблялось в узком кругу самых близких людей. Имя Владимир стало официальным именем будущего князя.
Детство и юность
Владимир родился в Киеве ещё при жизни своего великого деда Ярослава Мудрого. Отец Владимира Всеволод I был самым любимым сыном Ярослава, который пророчил своему внуку большое будущее, и, который скончался, когда внуку исполнился год. Вотчиной сына Ярослава Мудрого Всеволода I был город Переяславль, где и прошли детские годы Владимира.
Переяславское княжество находилось на южной границе Руси и при нападении степных кочевых племён принимало на себя главный удар и защищало русские земли. Как и положено княжескому отпрыску, юный Владимир получил хорошее образование. Воинское обучение было самым главным, поэтому верховой езде мальчиков начинали обучать с 3-4 лет.
Важно: Верховая езда и военное дело было важнейшими навыками, так как княжичи становились воеводами и во главе конной дружины должны были защищать свои земли от вражьих набегов.
Обучение юного князя
Мальчики из знатных и простых семей с ранних лет обучались ратному искусству. Нетяжелое копьё, меч, лук и стрелы были самыми нужными игрушками. Когда Владимир достиг семилетнего возраста, его стали обучать более сложным дисциплинам. Будущий князь должен был обязательно знать два-три языка и уметь не только общаться на них, но и читать книги. По византийским корням знание греческого языка было обязательным.
Так же нужно было знать половецкий язык, чтобы свободно участвовать в переговорах с исконными врагами Русской земли. Кроме грамоты княжичу преподавали Закон Божий, арифметику и историю. Юный Владимир не мог на равных участвовать в княжеских пирах, но ему дозволялось присутствовать, чтобы послушать рассказы бывалых воинов. В свободное от занятий время сын князя Всеволода и ближняя дружина отправлялись на охоту. По сохранившимся записям современников Владимир был отважным и удачливым охотником.
Первый поход Владимира
Когда Владимиру исполнилось 13 лет, его детство закончилось. Отец Всеволод I поставил его на княжение в северо-восточные земли, которые далеко отстояли от стольного града Киева. Главными городами и центрами торговли там были Ростов Великий и Суздаль.
Путь в эти земли лежал через глухие Муромские леса, где ещё сохранилась дохристианская языческая вера. Там же были земли вятичей, которые не признавали власть Киевских князей. Молодому князю Владимиру очень понравились Ростовско-Суздальские земли. Политическое чутьё позволило ему увидеть огромный потенциал этих земель.
Приняв княжение, Владимир стал активно обустраивать свои городки. Прежде всего, он занялся строительством оборонительных укреплений. Князь заложил новый город Владимир на реке Клязьме, которому суждено сыграть важную роль в становлении Русского государства, он строит сёла и заселяет их землепашцами, кузнецами и оружейниками.
Важно: Если раньше изготовлением оружия занимались городские слободы, то теперь каждое большое село могло, в случае нападения или войны, выставить хорошо вооружённый отряд.
Уникальным памятником древнерусского зодчества является выстроенный по приказу князя, каменный собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Суздале.
Княжение Владимира в других городах
Находясь в Ростовско-Суздальских землях, князь Владимир постоянно поддерживал связь со своим отцом Всеволодом I, с помощью конных гонцов. Грамотные решения и успехи сына позволили отцу отдать молодому князю Смоленский престол. Владимиру тогда исполнилось 20 лет.
Правление смоленскими землями продолжалось пять лет. Дружина князя участвовала в разных военных походах, оказывала помощь дружественным воеводам при набегах половцев.
Считается, что именно тогда князя Владимира стали величать Мономах, что означает «единоборец». Так же называли его деда по материнской линии, византийского императора Константина IX. В 1078 году Всеволод Ярославич принимает княжеский престол города Киева.
Тогда же он направляет своего сына, князя Владимира Мономаха на княжение в Чернигов. Этот богатый удел часто подвергался грабительским набегам половцев и других кочевников. Княжеское войско не только успешно отражало нападения, но и било врагов на их территории.
Молодой князь Владимир был самым надёжным и храбрым сподвижником своего отца. Он возглавлял великокняжескую дружину и жёстко наказывал непокорных князей, укрепляя центральную власть, но никогда не принимал поспешных решений и каждый его политический ход тщательно обдумывался. После смерти князя Всеволода I в 1093 году, его сын, Владимир Мономах мог претендовать на Киевское княжение.
Важно: Чтобы избежать семейных распрей и исполняя волю своего деда Ярослава Мудрого о престолонаследии, князь Владимир отказывается от Киевского престола и право на него переходит к старшему из рода Рюриковичей.
Это двоюродный брат князя Владимира, Святополк. Сам князь Владимир отправляется в Чернигов, а затем в вотчину своего отца город Переяславль.
Годы княжения Владимира Мономаха:
- Князь Ростовский – 1066-1073
- Князь Смоленский – 1073-1078
- Князь Черниговский – 1078-1094
- Князь Переяславский – 1094-1113
- Великий князь Киевский – 1113-1125
Правление Владимира Мономаха
Годы правления Владимира Мономаха были самыми плодотворными и полезными для Русского государства. Хотя разрозненные княжества в полном смысле слова, государством не являлись, но основы его становления были заложены при правлении внука Ярослава Мудрого. Сын князя Всеволода, заняв Переяславский престол своего отца, проводил мудрую политику добрососедских отношений с другими князьями и добился в этом больших успехов.
Если раньше, при нападении внешнего врага, князья не всегда готовы были помочь соседу, а старались извлечь из этого личную выгоду, то при правлении Владимира Мономаха соседи предоставляли свои дружины под руку одного воеводы, которым чаще всего избирали Переяславского князя.
Вероломство удельных князей
В стольном граде Киеве политическая ситуация была очень напряжённой. Святополк Изяславич оказался вероломным жадным и беспринципным правителем. Когда половецкие послы прибыли в Киев для заключения мира он захватил посольство и стал требовать принятия своих условий. Сильное войско степняков объявило войну. Несмотря на военную помощь Владимира Мономаха, победа осталась за половцами.
Князь Святополк собрал новое войско и попытался напасть на врага, но был разбит и отступил в Киев. В это тяжёлое время смоленский князь Давыд со своей дружиной напал на Новгород, где княжил сын Владимира Мономаха Мстислав и выбил его из города. Отец поспешил на помощь сыну, несмотря на то, что его дружина была сильно ослаблена в боях с половцами.
Тогда же Олег Святославич со своей дружиной окружает Чернигов с требованием отдать город ему. Черниговская знать предаёт Владимира Мономаха и отказывается оборонять город. Князь с небольшой дружиной и семьёй покидает пределы Черниговского княжества и отправляется в Переяславль. Узнав об этом, Киев покидают многие знатные люди, простые горожане и воины. Все, недовольные властью Святополка, идут в Переяславль.
Владимир Мономах объединитель Руси
Укрепив свою власть, и пополнив дружину воинами, Владимир Мономах отправляет гонцов в Киев к Святополку. Он призывает, пока половецкое войско ослаблено, собрать большую дружину и нанести сильный удар по врагам Русской земли. Братья Святославичи так же согласились присоединиться к военному походу со своими дружинами, но обманули и войска не привели.
Сильный и неожиданный удар по половцам нанесли дружины Киева и Переяславля. Большинство кочевьев степняков были разгромлены. Поход Владимира Мономаха против половцев высоко поднял престиж князя. Данные события подробно описаны в статье «Поход Владимира Мономаха против половцев».
По его инициативе, в Киеве, был организован княжеский съезд вместе с боярами и духовенством, где были решены многие спорные вопросы о престолонаследии и выработаны общие меры для защиты Руси от врагов. Это были очень важные решения, но до единства отдельных княжеств было далеко. Не все князья участвовали в съезде и многие приняли его требования лишь формально. Богатые города Новгород и Чернигов продолжали переходить из рук в руки. То же самое было в Муроме и Смоленске.
Личная жизнь Владимира Мономаха
Князь Владимир Мономах за свою жизнь был трижды женат. Первой его супругой была Гита Уэссекская, английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда (Харальда) II. От этого брака у князя родилось пятеро детей:
- Мстислав
- Изяслав
- Святослав
- Ярополк
- Вячеслав
Принцесса Уэссекская Гита жена Мономаха
Трое из них, после смерти отца, возглавляли великокняжеский Киевский престол. Изяслав недолго княжил в Курске, так как рано умер, а Святослав был князем Смоленским и Переяславским.
Интересно: будучи женой князя Владимира Мономаха, Гита Уэссекская участвовала в первом крестовом походе в Палестину, где скончалась и была погребена.
Это было в 1098 году, так как уже в 1099 князь Владимир женился вторично.
Второй женой Владимира Мономаха стала Ефимия. О её происхождении ничего не известно, но скорее всего она была гречанкой, так как все её дети носили греческие имена. Ефимия родила шестерых детей:
- Марица
- Ефимия
- Агафья
- Юрий
- Роман
- Андрей
Самый известный сын Владимира Мономаха Юрий, по прозвищу Долгорукий. Он активно укреплял Ростовско-Суздальское княжество, совершал походы против волжских булгар и считается основателем Москвы.
После смерти Ефимии в 1107 году Владимир Мономах заключает династический брак с юной половчанкой из знатного рода. Это позволило укрепить мирный союз со степными кочевниками. Брак был бездетным, и в истории не сохранилось даже имени этой женщины.
Последние годы жизни и смерть
Последние годы Владимира Мономаха прошли на киевском престоле. Великий князь Киевский, несмотря на ухудшение здоровья, продолжал вести напряжённый образ жизни воина и политика. Владимир Мономах принял великое княжение в 1113 году и был у власти до своей кончины в мае 1125 года. После вступления на престол Владимиру пришлось отменить многие непопулярные у горожан законы. Он начал последовательно бороться за улучшение жизни простого народа.
Это был трудный шаг, так как против этого активно выступала знать, но князь настоял на своём. В результате реформ появился «Устав Владимира Мономаха». Это был уникальный документ древнерусского права. Это подробно описано в статье «Устав Владимира Мономаха». Ещё один интересный документ той эпохи, это «Поучение Владимира Мономаха». Там излагаются правила поведения и общения в светской жизни.
Годы Владимира Мономаха стали важнейшим периодом укрепления Руси, как единого государства. Он держал под контролем большую часть территории, как лично, так и с помощью своих сыновей. Князь вел активную политику заключения брачных союзов между всеми потомками Рюриковичей. Это позволяло ослабить напряжённость между отдельными родами и устранить причины военных конфликтов и столкновений.
Мудрое правление Владимира Мономаха
Владимир Мономах, как ни один правитель, пользовался высоким доверием и авторитетом у всех слоёв населения. Чтобы показать мощь русского государства великий князь Владимир Мономах пошёл войной на Византию. Реальной победы не удалось достичь ни русским, ни византийцам, но это позволило заключить мирный договор на весьма выгодных условиях.
За время своего правления Князь Владимир совершил более 80 военных походов. Это была борьба с внешними и внутренними врагами. Он был не только «единоборец», но и «миротворец», стараясь не доводить дело до военного конфликта и улаживать споры мирным путём. Заключив мирные договоры с половцами и Византией, Великий Князь Владимир Мономах дал Руси несколько лет передышки, что позволило укрепить военную мощь отдельных княжеств и восстановить экономические и торговые связи с другими странами.
Великий Князь Владимир Мономах скончался, в возрасте 72 лет, 19 мая 1125 года. Это произошло в его родовом поместье недалеко от города Переяславля. Прах Великого Князя захоронен в кафедральном Софийском соборе города Киева, рядом с прахом его отца Всеволода I.
Литература:
- Карпов А.Ю. Великий Князь Владимир Мономах
- Чернявский С.Н. Владимир Мономах
- Назаренко А.В. Владимир Всеволодович Мономах
Уламулиро Владимира Мономаха. Зоцатира за уламулиро ва Владимир Мономах
Владимир Мономах Правление чимачитица зака 1112-1125. Па укулу Киев анахала панси, памене мвамуна 60 вазака, лофунзира нди ванзеру. Mwina ndicho chifukwa zaka za ulamuliro wake amaonedwa yabwino kwa Старый бома русский. 1053 Мвамсанга Киев Всеволод анапаца мпандовачифуму кути ие. Кома ине ндимадана ндеву Владимир кузисия ва акуламулира Великий мсувени Святополк II Изяславич монга тате ва Мономах Киевский, Всеволод анатэнга мпандо памбуйо па атамангицидве ва м’бале ваке Изяслав. Анту а Киев сахала амаконда Святополк нди катунду вэйк, макамака убвензи нди половцы нди чакути памене вэйк нгонголе-акула вафика куфанана нди капуста лонсе.
Anzeru ndi otchuka
Nthawi yomweyo pambuyo pa imfa ya mkulu wa Kiev Monomakh anatumizidwa kuyamba ulamuliro waukulu, koma modekha ku likulu chifukwa sindikufuna kuti akuphwanya kulowezana kwa mpando wachifumu, chifukwa iye ankaganiza kuti Svyatopolk ulamuliro Ayenera Oleg Seversky kapena David Chernigov kapena Jaroslav Murom — отозвался Святослав. акучедва ваке анапиндула антху в Киеве, акудвала купондерезедва квамбири в ростовщиках Аюда, ндипо анам’галукира, лимодзи нди погромы. Качивири, ийе анатума мтенга Мономах. Изи Нтави Саназенгерезе. Па Владимира (дзина озеро ачипембедзо — Василия) нди исанафике кухаламо ла мпандо вачифуму Киев анали мбири я кухазикитса мтендере, вопамбана половецкая нди (анавачитица 19мтендере мапангано) нди объединитель м’майко русский (ана аке анали м’мизинда икулуикулу — Новгород, Смоленск нди Ростов, нди м’бале ваке Ростислав аналамульира Переяславль).
wanzeru chiyambi
Владимир Мономах ulamuliro mu mzinda uliwonse — Смоленск 1073-1078, 1078-1094 Чернигов, Переяславль 1094-1113 — анали ванзеру бвино. Опандука Киев чофуника куламулира еха Владимир, побвера купандука атафвера. Кома Мономах кумветса зимаямбица, пофуна купева зиполове м’цоголо ндипо квамбири кудула митенго ва вобверекетсайо (осати чопоса 20% в год) купоса мое мосавута макаласи м’мунси. «Хаяла ва резах» Аналаредва патапита нтхави яитали куфунса анту а осанхика а. Pambuyo sanachite chidwi kuti katapira pamapeto pake kuwononga osati Россия, komanso okha, anaganiza kutulutsa onse Ayuda ndalama obwereketsa kunja kwa dziko. Izo analamula kuti onse m’banja chuma «zachuma» akhoza kutenga nawo, koma ayenera sabwereranso ku Russia. Mwachibadwa, Ayuda ambiri analandira Православие.
Зинахитика ячивири Владимир Йофиира Вс
Зака за уламулиро князя Владимира Мономаха анаямба читунда лотириза ла Киевского Лазаря. Mwayi ambiri, wandale wabwino, munthu amene anaphunzira ndi wolemba aluso amene anasiya ntchito zolembalemba, iye anapereka Russia pa moyo chete — печенеги anathamangitsidwa, ndi куманы akhagopa kulanda русский дзико, чифуква му йокопа нди иво, kalonga анадалика, iraos asilikalicen. Ие анали вотчука квамбири пакати па антху, кути мбали зонсе фано эпос Владимир Йофиира Сун (зинахитика поямба анали агого аке Владимира, Аббатиста я Россия). Зочита за Или Муромца кугва па уламулиро ва Владимира Мономаха
Квамбири купамбана милунгу ячилендо ндондомеко
Мфундо ячилендо я великий князь анафика пачимаке памене мвана ва вомвалирайо ва византийский мфуму Алексиос Ине Иоанн II, амене упредил асиликали лаликулу русское чамцоголо Константинополь. Pofuna mtendere нди Киевский Лазарь, Agiriki mwaufulu anapita ku zokambirana lingamutsatire — Мономах куперека mutu ва mfumu, па kufunik ofanana basileus ва Византии. Ие анапацидва зовала зачифуму, ндодо, орб нди корона, вотчука нди лодзивика бвино «Мономах». Союз вахала ататана уквати династический — мвана ва Йохане, волова Алексей, анакватира мдзукулу ва мкулу ва киев. Чончо, уламулиро Владимира Мономаха зинали зодзаза нди кухазикицидва ква вампхамву Византийский союз офанана.
ндондомеко кусинта
Комабе, анаваченджеза антху кути аналанда Константинополь анаперека па нджира я майко Дунай, кома Мономах нтави зонсе чифуква ча дзико ангахозе чиначаке чоти тичите. Choncho, mayiko amenewa ndiwo византийцы. Памбуйо акулимбана нди минский князь Глеб нди адани аке а майко аменева анали анзаке киев — изо аназиндикира мвайоха. Ubwino несомненный monga chakuti kumpanda pa nthawi ya ulamuliro Vladimira Monomaha atatu m’mayiko onse Russian anali anaikira mu manja ake. Нди ананси аке онсе, ломве нди пангано, нди кумене — усиликали, акхала анамализа падзико лонсе. Чончо, купандука анали кулецедва му Волынская, куламулидва нди мвана Святополк амабвера мпонгози Владимир, Ярослав. Ие анатембенука бвало лейк му ланханза Киев обисаламо. Ngoziyo kamodzi wobwereketsayo Ayuda, ndi mitundu yonse ya adani wosatha wa Russia. А хаму лаликулу ла чехи, венгры, польша купит ку киев. Амуна анатулука кукакумана найе Мстислав Владимирович. Ярослав анали кале анафа асиликали русский па кузинга Волынь. Kuthandiza wakufayo anali n’kosathandiza Adani anabwerera.
Kukula kwa mphamvu ya Russia
Ngakhale Volga Bulgars, amene zombo anagonjetsedwa ndi asilikali русский, kapena anthu в странах Балтии ndi Финляндия, nthawi zonse amalipira msonkho, osati kukathira nkhondo m’dziko русский Владимир Мономахулиро ва. Zonsezi zathandiza kuchita wamakono wa boma. Sikumanga mipingo, kuwonjezera malonda, анаямба лопанга ндалама, анамасулира мабуку нди чинэнеро византийский, анаямба кутсегула сукулу, имене ана анапатсидва мапхунзиро па мабанджа абвино. Кухала мунту вопхунзира ндипонсо волемба мфацо, Владимир куманзере ква мбадва нтчито закэ — «Малангизо» нди «Куенда». Комансо, Нестор, вансембе ва Киево-Печерской Лавры амаленьга «нтано я мадзана зака» (1117 г.). Владимир Мономах му Правление Киев кусандулиза мудзи му мало аакулу малонда нди чихалидве. Ие анасия кукумбукира ква зака замбири, нди читсанзо ча бома, зомве зимачитица дзико лотукука. За изо куланхула бвино сикути лалембедва му зака за уламулиро вэйк, «нтано я мамедзана зака», кома му Ипатьевская летопись му «нтано за кусаказа ва дзико рус.». Ндипо памбуйо па имфа яке, эна мва ана аке анавекедва мфуму «капу Мономах».
Чиямби ча уламулиро Владимира Мономаха анали па 20 апреля 11:13 ндипо инатха 19 мая 11:25, цику ла имфа яке. Панси Владимир Мономах Мабанджа Амбири династическая. Amukwatire kuchokera ana ake ambiri ndi pafupifupi onse mitu korona wa Europe. Мауквати нди ана ханов.
Zotsatira za Board
mphamvu kwambiri, kuti kuwonedwa ndi anansi anasiya Владимир Мономах, zotsatira za sipangakhalenso mwachidule motere ulamuliro. Купамбана чачикулу чинали кутхэтса кукира половцы имавононгека дзико. Уламулиро ва Россия chawonjezeka amazipanga, pambuyo akugonjetsa iwo. Komanso kukula akhale ndi mfundo moyenera ena ndi mabanja династический. Централизация Мономаха итакула мфамву, ндипо мотеро ахоза кусунга куламулира м’мизинда йонсе нди замалонда ла Россия. Chifukwa ча kutha nkhondo yapachiweniweni ndi isanayambike mtendere chinayamba m’magulu onse a zachuma, mabuku ndi luso, komanso kwambiri adakula mphamvu ya dziko — nkhondo ndi zachuma.
200 лет Музеям Московского Кремля
История старейшего музея России, ныне именуемого Историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», имеет долгую историю. Его многочисленные коллекции возникли в XIV-начале XV веков, в период правления первых великих князей Московских – Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Василия I. В своих завещаниях они завещали своим потомкам золотые шапки, сабли, столовую посуду и драгоценные пояса. -ремни, которые вскоре стали рассматриваться современниками как реликвии предков, «защищавшие семью» и символизирующие ее политическую власть.
Шапка Владимира Мономаха. Восток, конец XIII – начало XIV вв.
На рубеже конца XV – начала XVI вв. в Москве, столице мощного централизованного Русского государства, выросшего из разрозненных княжеств на северо-востоке Руси, произошел всплеск строительства. . Русские и итальянские зодчие строили крепкие валы и башни Московского Кремля, возводили соборы и великолепные дворцы, величественная красота которых поражает и сегодня. Именно в это время встречаются первые упоминания о сокровищницах нового «царского двора» — Фиск (или, Общественная казна), Оружейной палате, Конюшенной казне, Государевой личной казне и других. Кремль был хранилищем главных сокровищ страны: фиска, официальных регалий великих князей, а затем и царей, драгоценной посуды, роскошных одежд, оружия и парадной конской упряжи. Все те предметы, которые так поражали публику во время величественных церемоний, использовались повседневно и, самое главное, представляли в глазах общественности образ России и ее правителей.
В начале 18 века деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских пошла на убыль, так как сотни лучших мастеров, включая художников, резчиков по дереву, ювелиров и оружейников, были переселены в новую столицу, Санкт-Петербург. Административные офисы также часто реструктурировались. В 1727 г. все они были объединены в единое учреждение — Мастерскую и Оружейную палату под надзором Сената. Палата стала хранилищем исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении 18-19 вв.го века регулярно выставлялись на самых важных официальных церемониях.
В истории старинных московских сокровищ началась новая эпоха, когда они стали частью знаменитого музейного собрания. Этому периоду посвящена основная юбилейная выставка Музеев Московского Кремля «Императоры российские и Оружейная палата». Выставка охватывает огромный период, с начала 18 века до начала 20 века, рассказывая историю создания правителями России первого музея русской национальной истории и культуры.
Выставка состоит из двух разделов, размещенных в двух залах музея. Первая часть находится в Одностолпной палате Патриаршего дворца и посвящена XVIII веку.
Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва перестала быть главным политическим центром Российского государства. Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус — старой столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Москва была выбрана великим реформатором местом проведения ключевой церемонии нации — коронации императора. Новую традицию ввел Петр I, короновав себя и свою супругу Екатерину 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля, «по обычаям, принятым во всех христианских народах».
Новый титул российских правителей Император потребовал изменения всего набора символов власти, а именно государственных регалий. При первой коронации в России к скипетру и глобусу были добавлены корона и плащ, которые были непременными атрибутами при интронизации в России еще с XVI-XVII веков. В указе, изданном Комиссией по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 г., наряду с короной, скипетром, глобусом и плащом упоминались меч и народное знамя. Меч был выбран из Оружейной палаты — лучший из «хранящихся там». Знамя с изображением государственного герба с «печатями» (символами) всех земель, принадлежащих империи, было изготовлено из желтого атласа и украшено бахромой с золотым шитьем и кистями. Интересно, что честь нести первое в России государственное знамя во главе шествия удостоилась «генерал-повар», кавалер ордена Святого Александра Невского и «директор» Мастерской и Оружейной палаты Михаил Волков. . В отличие от других императорских регалий, государственное знамя и меч хранились в Мастерской и Оружейной палате, а не в Санкт-Петербурге. В 18 и 19го века Палата была местом, где после завершения официальных церемоний размещались различные королевские коронационные одежды, одежда и аксессуары.
Перестраивая деятельность кремлевских мастерских и казначейств, русские правители стремились не только сохранить, но и приумножить накопленные за многие века коллекции. В 1709 году по приказу Петра I в Московский Кремль были отправлены военные трофеи с полей Лесной и Полтавской битв, где русские сражались со шведами. Еще раньше, в 1705 году, из Спасо-Преображенского дворца в хранилище Кремля было отправлено одеяние самого монарха. В марте 1723 года Кремль получил маскарадный костюм, который Елизавета I надела на празднество в Москве, посвященное годовщине Ништадтского мирного договора. Царским указом, изданным Анной Иоанновной 20 декабря 1737 г., предписывалось присылать в Палату сабли украшенные драгоценностями и злато- и серебряно-окаймленные, ружья, конскую сбрую, украшения «из алмаза и других камней», потому что «палате подобает храните любопытные предметы».
Еще в 18 веке были предприняты первые попытки сделать некоторые коллекции доступными для всеобщего обозрения. В 1718 году по указу царя Петра I кремлевские древности (короны, украшенные драгоценностями шейные украшения, украшенные религиозными изображениями, глобусы, скипетры, украшения, бывшие в употреблении царские парадные одежды) впервые были выставлены на обозрение в Мастерская Fisc в витринах, позволяющая уважаемой публике увидеть их «такими, какие они есть». Работы по демонстрации сокровищ и украшению интерьера продолжались и в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Екатерина II повелела изготовить новые шкафы из ольхи для коронационных платьев и футляры для хранения старинных государственных регалий, которые должны были разместиться в Мастерской и Оружейной палатах. Кроме того, были изготовлены деревянные муляжи для демонстрации древних доспехов. Манекены были сделаны «в пропорции человека», в разных позах и высотой не менее 2,25 аршина (63 дюйма), потому что «карлики не носят корсетов». В старых документах есть многочисленные упоминания о дворянах, совершающих экскурсию по сокровищницам.
Однако, несмотря на усилия по охране и отслеживанию сокровищ, многие проблемы продолжали сталкиваться с руководителями Мастерской и Оружейной палаты. Помещения находились в неудовлетворительном состоянии, в результате чего хранящиеся предметы были повреждены. Пожар, случившийся 29 мая 1737 г., нанес кремлевской коллекции большие потери. Часть древностей будет изъята, отправлена в Петербург и даже передана в личное пользование как правителям, так и их фаворитам.
Такая ситуация не могла не ударить по совести россиян, прекрасно осознававших огромное национальное, историческое и художественное значение предметов, хранящихся в Мастерской и Оружейной палате.
Первым, кто попытался изменить ситуацию, был А.М. Аргамакова, будущего декана Московского университета и коллежского советника, — он направил в Сенат рапорт о «ненадлежащем содержании сокровищ и архива». Он предложил научную систематизацию фондов, издание иллюстрированного каталога (в том числе на русском и других языках) и устройство в Кремле специальной галереи для коллекций древностей, куда посетителей допускали бы не реже одного раза в год. неделя. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы создать в Московском Кремле настоящий музей. По проекту известного русского архитектора Д.В. Ухтомского, строительство галереи началось в конце 1756 года у Благовещенского собора. Однако едва построенное здание было снесено в 1768 году из-за планов построить новый грандиозный дворец по проекту Василия Баженова. Только в начале 19ХХ века были предприняты последние шаги по охране коллекций кремлевских древностей и превращению их в музей.
Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, расположенный в Успенской звоннице.
В 1801 году энергичный администратор П.С. Валуев был назначен начальником Строительного управления Кремля, в состав которого в 1805 году вошли Мастерская и Оружейная палата. указ от 10 марта 1806 г. «О правилах управления и содержания в порядке и сохранности древностей, хранимых в Мастерской и Оружейной палате». В том же году на участке у Троицкой башни по проекту архитектора И. В. Еготова началось строительство здания Палаты, которое должно было быть закончено в 1810 г. Уставом 1806 г. предписывалось начать реставрационный проект «без малейшего промедления». План состоял в том, чтобы сделать новую инвентаризацию владений и составить «исторический каталог», который будет финансироваться Императорским кабинетом. Эта задача была возложена на А. Ф. Малиновского, почетного члена Оружейной палаты и хранителя архива Форин-офиса. В 1810 году Валуев представил «описание комнат» будущего музея императору Александру I, который ознакомился со всеми предложениями, одобрил и утвердил их.
Вторжение армии Наполеона сорвало планы музея. За день до Бородинского сражения все палатные коллекции были оперативно упакованы в ящики и отправлены автомобильным транспортом в Коломну, откуда водным путем проследовали в Нижний Новгород, перед окончательным вывозом во Владимир. В 1813 году коллекция была возвращена в Москву.
Устройство первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, а также ремонт повреждений, нанесенных французами Кремлю, производились под руководством графа Николая Юсупова, который в 1814 году был назначен Начальник Строительного управления Кремля и Мастерской и Оружейной палаты. Именно при нем были заложены традиции организации музейной работы, выставочной деятельности и приема посетителей.
Любая экскурсия по музею, начиная с октября 1814 г., обычно начинается с Тронного зала, где экспозиция регалий предков подтверждает идею о том, что царская власть дается Богом и прослеживается в политическом и духовном отношении до византийских императоров. Также на выставке был представлен оригинал Кодекса Собора 1649 года. За показом регалий последовала выставка «венцов покоренных царств», на которой прослеживалась история роста и расширения России. Положение России в мире стало темой следующего зала, где были представлены посольские дары, сгруппированные по дарителям и получателям. Раздел «Вооружение» музея был посвящен военной мощи страны, демонстрируя главные военные регалии России – меч, щит и государственные знамёна. Отдельно были выставлены военные трофеи самых известных побед. Так, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX в.ХХ века стал первым в России национальным историческим музеем, каждый экспонат которого отражал идею «вечной славы и могущества» Отечества.
В 1831 г. императорским указом были введены новые правила, по которым музей отныне именовался Оружейной палатой, и введена должность директора музея, который должен был иметь если не специальное образование, то хотя бы «общение» с наука история. В 1840-1880-е годы директорские посты занимал ряд выдающихся личностей в русской науке и культуре — писатели М.Н. Загоскин и А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 г. собрание документов Палаты по судебным управлениям начал разбирать И.Е. Забелина, ставшего впоследствии одним из виднейших исследователей русской дворцовой жизни и основателем Исторического музея.
В 1851 году архитектор Константин Тон построил новое здание музея на юго-западном углу Кремля, у Боровицких ворот, где музей находится и по сей день. Здание является частью Большого Кремлевского дворца; Высокие пересекающиеся своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями и огромные двухэтажные окна придают интерьеру музея торжественный и величественный вид. Когда в середине XIX века в Оружейной палате была создана новая экспозиция, она была выполнена в соответствии с традицией прошлого. Было организовано девять тематических залов. На втором этаже располагались Доспеховый, Оружейный, Добычный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже — Молитвенный, Портретный, Каретный и Хозяйственный залы (последний также назывался Иконным залом). Концептуальным центром выставки стал Коронный зал, представивший синтезированный образ Российской монархии, где образы русских правителей, государей и императоров соседствовали с «древними атрибутами наследственного царствования и священной интронизации Государей Российских». Современные исследователи считают, что пространство зала, жестко организованное и насыщенное символами, выполняло функцию сакрального места русской истории. Не случайно с 1855 года этот зал служил парадным залом, где за день до коронации на царя освящалось государственное знамя России.
Во второй половине XIX века музей стал одним из важнейших научно-методических центров России. В состав группы исследователей входили видный археолог и искусствовед Г. Д. Филимонов, специалист по вооружению Л. П. Яковлев, археограф А. Е. Викторов. В начале ХХ века музей возглавляли два хранителя, известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. В 1860–1880-х годах музейщики осуществили беспрецедентный для того времени проект — составление и издание Описи Московской Оружейной палаты, которая и по сей день остается авторитетным источником.
Москвичи и туристы проявили живой интерес к музею. Посетители допускались три раза в неделю в будние дни и одно воскресенье каждого месяца на два часа. Музей посещали учащиеся Строгановского художественного училища; когда он был закрыт для посетителей, в нем работали художники. Многие экспонаты музея послужили моделями для картин Константина Маковского, Василия Сурикова, Виктора Васнецова и Ильи Репина, скульптур Михаила Антокольского. В книге почетных гостей Оружейной палаты есть автографы великих русских писателей Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Льва Толстого.
С наступлением 20 века начался период мировых войн и революционных смут, в которых Кремлевскому музею предстояло сыграть заметную роль. В годы Первой мировой войны Оружейная палата, носитель древней традиции присмотра за дворцовыми сокровищами, приняла на хранение многие тысячи уникальных предметов и коллекций, эвакуированных из царских дворцов и музеев Санкт-Петербурга. В первую очередь туда были перемещены государственные регалии и коронные регалии российской царской семьи. После Октябрьской революции в музей поступили также реликвии и артефакты русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля и Патриарших ризариев, ценные предметы из закрытых или снесенных церквей и монастырей. Когда нация страдала от голода и разрухи, молодая Советская республика нуждалась в деньгах. Предметы искусства были конфискованы в пользу Фонда помощи голодающим, а драгоценности короны и другие ценности были переданы в распоряжение Наркомата финансов, который приказал их переделать или продать с аукциона. Был реальный шанс, что многие уникальные архитектурные памятники Московского Кремля будут снесены. В те смутные годы сотрудники музея оказались настоящим достоянием Кремля. Небольшая команда под руководством первых директоров Михаила Сергеева и Дмитрия Иванова сделала все возможное для защиты вверенных им объектов. В 1920 Оружейная палата более чем усердно работала над возвращением в Эрмитаж и Русский музей коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно трудной была задача сортировки коронных драгоценностей, в состав которых входили государственные регалии, украшения, драгоценные камни, имеющие историческое значение, и украшения. Последний раздел выставки посвящен подвигам сотрудников музея по спасению регалий императорской короны.
В музее началась новая эпоха. При советской власти Оружейная палата уже не могла существовать как музей, ориентированный на историю государственной власти Российской империи, и вся ее концепция была изменена. С тех пор функция музея заключалась в том, чтобы представлять историю русского и зарубежного изобразительного и прикладного искусства, подчеркивая их мастерство, а не историческую значимость.
При советской власти Музеи Московского Кремля претерпели множество изменений. Было время, когда они были практически закрыты для посетителей, но с 1960-х по 1990-е годы в них наблюдался всплеск всех видов деятельности. Сегодня тысячи москвичей и гостей города приезжают сюда, чтобы увидеть лучшие образцы русской и мировой культуры. Переходя из одного зала в другой, от одной витрины к другой, они лакомятся уникальными по своей красоте предметами, которых нельзя найти нигде, кроме Московского Кремля, предметами, тесно связанными с историей России, ревностно оберегаемыми нашими предками через самые трудные годы истории.
Иллюстрации
Национальные цвета России. Россия, 1896 год
Сабля в ножнах
Подарок императрицы Екатерины II великому князю Александру Павловичу. Россия, Санкт-Петербург, конец 18 века
Шлем царя Михаила Федоровича. Оружейная палата Кремля, 1621
Никита Давыдов
Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Готлиб Вильгельм Дункель (?)
Бармас (украшенные драгоценностями шейные украшения с религиозными изображениями) из клада, найденного близ г. Рязани. Конец XII–XIII вв.
Хранится в Оружейной палате по приказу императора Николая I
Жезл Карла (Карла) XII с вензелем Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII века
«Филофеевская ставротека» (Реликвия «Честный и Животворящий Крест от Патриарха Филофея Коккина»)
Константинополь, 12 век
Пантера – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Россия, 1724
Дмитрий СТРУКОВ. Витрина в Коронном зале Оружейной палаты. Акварель. Вторая половина 19 века
Табакерка . Париж, 1773–1774
Из личного кабинета императора Николая II
Тарелка «Коронование Екатерины I». Москва, 1724–1727
Петр ГЕРАСИМОВ.