Было ли монголо-татарское иго
История, по определению, наука о прошлом. Как всякая наука, она непрерывно развивается. Появляются новые технологические возможности для более точного исследования материальных и письменных источников. Зачастую широко известные события трактуются по-разному. Примером этого является монголо-татарское иго.
Три основные версии трактовки
Авторы публикаций на эту тему можно придерживаются трех основных версий:
- Никакого монголо-татарского ига не было. Это было «прикрытие» и обоснованное оправдание насильственного обращение славянских народов в христианскую веру.
- Монголо-татарское нашествие – доказанный факт, подтвержденный результатами археологических раскопок санитарных захоронений, сохранившимися письменными источниками.
- Отношения между Ордой и русскими княжествами строились по принципу феодального вассалитета. Русь добровольно принудительно была скорее военным союзником, чем порабощенной колонией.
Александр Бушков о монголо-татарском нашествии
Первая версия аргументированно представлена российским писателем и публицистом Александром Бушковым. В своей книге «Россия, которой не было» он приводит интересные доводы:
- Монголы никак не могли дойти до России – слишком большое расстояние.
- Татары жили по соседству с русским, в Заволжье. Они поселились там за несколько десятков лет до начала нашествия. По свидетельству французского посла татары жили вперемешку с русскими, перенимая друг у друга обычаи и образ жизни.
- Нашествие монголо-татар – это гражданская война между русскими князьями за право единолично управлять объединенным русским государством. Захватчики Мамай и Ахмат – представители русско-татарских родов, а не иноземные захватчики.
- В сохранившихся летописях описывается славянский тип сражения: зимой, в лесистой местности или у реки. А участники битв – как светлоглазые, русоволосые воины.
Кому была выгодна общепринятая трактовка монголо-татарского нашествия? Прежде всего, тем, кто был заинтересован в обращении славяно-арийских племен в новую веру. Католичество имело большую власть, в том числе, в государственном управлении. Соседство с «дикой» ведической Русью внушало опасения.
Советский ученый, археолог и историк Лев Гумилев был приверженцем первой версии. Он считал союз Орды и Руси взаимовыгодным, определившим дальнейший путь России.
Мнение археологи. Находки и выводы
Сторонники второй версии обращают внимание на данные археологических раскопок. В частности, в местах массовых санитарных захоронений у разрушенных татарами русских городов. . В качестве примера археологи приводят полностью разрушенную во время нашествия Рязань. Жители города закапывали самое ценное имущество: богато украшенную одежду и доспехи, золотые украшения. Было найдено 13 таких тайников. В общем захоронении находились останки более 140 человек, часть из них принадлежала женщинам и детям. Причины смерти – сабельные удары, во многих черепах и конечностях обнаружены наконечники татарских стрел.
Были сожжены и уничтожены еще около 50 русских городов. Третья часть из них так и не смогли возродиться.
Большая часть современных ученых считают монголо-татарское иго историческим фактом, повлекшим за собой ряд отрицательных последствий:
- Русские княжества попали в полную политическую и экономическую зависимость от Орды.
- Развитие Руси замедлилось, практически прекратили свое существование традиционные русские ремесла: ювелирное дело, производство посуды и изделий из стекла.
- Развитие культуры и торговли отстало от европейского уровня на 250 лет.
- Усилилась раздробленность славянских государств, участились междоусобные войны.
Враги или союзники: плюсы и минусы
Своего рода компромиссом между первыми диаметрально противоположными версиями стала третья гипотеза. Русские княжества в 13 веке стали вассалами (данниками) Золотой Орды. Хан Батый выдавал письменные грамоты, ярлыки, на великое и удельное княжение. Великий князь собирал дань с других князей. Помимо этого княжества должны были поставлять рекрутов для ханского войска. Причем в бою их ставили перед войском. И именно они принимали на себя самый страшный, первый удар. Существовал даже специальный знак, подтверждающий власть князя – пайцза. Для получения ярлыка великие князья должны были явиться в столицу Орды Сарай и поклониться хану. Не всегда князьям удавалось вернуться назад. Поклон хану был настолько опасен, что, собираясь в путь, князья писали завещание. Многие брали в спутники священнослужителя.
Получив ярлык, русский князь получал и полную власть в своем княжестве. Сохраняла свои позиции и православная Церковь. Русский язык по-прежнему оставался государственным языком, князь имел свою дружину и право решать внешнеполитические вопросы. Церковное имущество и земли полностью освобождались от налогов, как ханских, так и княжеских. Простолюдины же оказались под двойным гнетом.
Древнерусские летописи о монголо-татарском бедствии
Среди древних письменных источников выделяют три основных:
- Ипатьевскую (южную) летопись
- Лаврентьевскую (центрально-русскую)
- Новгородскую (северную)
Для всех трех летописей общим является обособленность рассказа о нашествии Батыя. Это позволяет предположить наличие общего источника. Во всех трех летописях нашествие монголо-татар представлено как страшное бедствие, несущее смерть и разорение.
Заключение
Анализ современных статей и монографий, посвященных монголо-татарскому нашествию, позволяет сделать объективные выводы:
- 250-летнее господство Золотой Орды – событие огромной важности, которое не могло не повлиять на дальнейшую историю Руси.
- Значение события оценивается по-разному. По многим позициям существуют диаметрально противоположные точки зрения. Тем не менее, они во многом пересекаются.
- Главный итог: и из этого испытания Русь вышла объединенной страной с исторически сложившимся центром и государственностью.
Добавить комментарий
Монголо-татарское иго: почему в России о нём узнали только в XIX веке
18 сентября 2020
Кириллица
История, которую преподают в школах и ВУЗах, формирует представление о монголо-татарах как о низкорослых узкоглазых монголоидах со смуглой кожей, широким лицом и черными, как вороново крыло, волосами. Однако многие историки сейчас опровергают эту догму и ставят под сомнение само существование монголо-татарского ига. Некоторые интересные факты могут пролить свет на то, как же на самом деле выглядели эти степные захватчики.
Фото: КириллицаКириллица
По официально принятой версии, татаро-монгольское иго пришлось на XIII—XV столетия. С тех пор прошло много веков, что довольно плохо отразилось на исторической достоверности описаний тех событий. В сохранившихся до нашего времени документах обнаруживается масса ошибок и несуразностей.
Видео дня
Первая заключается в том, что сам термин «монголо-татарское иго» был искусственно создан и введен в оборот историком-картографом Христофором Крузе только в 1817 году. До этого времени ни о каких татаро-монголах никто не слышал. Крузе использовал этот термин в своем «Атласе истории европейских земель». На русский язык этот любопытный труд перевели лишь в 1845-ом.
За 20 лет до этого о монголо-татарах заговорил российский историк П. Н. Наумов. В школьных учебниках данное понятие появилось только в конце XIX века. В архивных документах более ранних периодов нет никаких описаний монголо-татар. Зато в дошедших до нас атласах средневековой Европы есть упоминание моголов (не монголов!). В переводе на русский это слово обозначает «великий».
Интересно, что «моголами» в XIII столетии арабы и китайцы называли нас, славян. Настоящие же кочевники, обитавшие в юго-восточных степях Евразии, именовали себя «ойратами» или «халху». «Монголами» их стали называть только в XX веке. Налицо подмена понятий, которая и внесла путаницу в некоторые исторические факты.
Не меньше вопросов вызывает и термин «татары». Изначально он произошел от названий земли «Великая Тартария» и народа «тартары». Исследователь древнеславянской истории Николай Левашов указывает, что к тюркским племенам они не имели никакого отношения. «Тартарией» иностранцы именовали раньше Русь. Это слово возникло от имен древних славянских богов: великого Тарха (Даждьбога, хранителя мудрости) и его сестры Тары (покровительницы живой природы).
Древние славяне называли себя «детьми Тары и Тарха». Иностранцы собрали эти слова воедино и стали именовать славянские земли Тартарией. Откуда же взялся термин «татаро-монгольское иго», если оба названия — «моголы» и «тартары» — указывают на славян? При этом никакого обобщенного народа или объединения «монголо-татары» не существовало. Нет летописей и документов того времени, где они бы упоминались хоть раз.
В связи с путаницей в терминологии возникает еще одна несуразность. Если названия «моголы» и «тартары» указывают на славян, то как же могли выглядеть орды захватчиков, обрушившиеся на Русь в XIII веке? Школьные учебники по истории указывают на то, что монголо-татары были типичными представителями монголоидной расы: широколицыми, узкоглазыми и смуглыми. Вдобавок еще и приземистыми из-за кочевого образа жизни.
Однако многие артефакты указывают на то, что вооруженные орды, орудовавшие в XIII—XV столетиях на значительной территории Руси, выглядели иначе. Один из наиболее известных вождей «татаро-монголов» — Чингисхан — совсем не походил на монголоида.
Во-первых, ЧингисХан — это не имя, а должность, титул предводителя войска. «Ханами» на Руси называли князей-военачальников, поэтому и ЧингисХан был не один. Людей с таким титулом было множество на протяжении длительного периода времени.
Во-вторых, известного персонажа, которого все мы привыкли именовать «Чингисханом», на самом деле звали Тимуром, а также Тэмуджином. Он принадлежал к роду Борджигинов, а это название дословно переводится как «синеокие». В Сборнике летописей Рашида ад Дина подтверждается тот факт, что великий предводитель моголов был голубоглазым и светловолосым, а никак не монголоидом.
Известные в наше время портреты Чингисхана, на которых он предстает типичным монголоидом, были созданы гораздо позднее и явно не на основе исторических фактов. Так, хранящийся в тайваньском музее Тайбэй портрет на шелке датируется XIX веком. Монгольский археолог Довбойн Баяр подчеркивает, что именно в это время происходил «глобальный процесс фальсификации» памятников древности.
Лев Гумилев, исследовавший множество древних летописей, в труде «Древняя Русь и Великая степь» указывает, что древние монголы были высокими статными мужчинами. Им были присущи открытые лица, голубые глаза (совсем как у Тэмуджина!) и окладистые бороды. Такие описания «кочевников» Гумилев нашел в летописях и фресках Маньчжурии.
Марко Поло тоже описывал Чингисхана как европейца, а не монголоида. Миниатюра «Смерть Чингисхана» из его книги представляет зрителю типичного славянина со светлыми волосами, густой бородой и открытым русским лицом. И таких свидетельств — множество.
Та же история с Ханом Батыем, который тоже был потомком «голубоглазых» Борджигинов. В Турции хранится бюст этого исторического персонажа. Он не передает оттенка глаз или волос, зато дает явное представление о строении лица и черепа. Хан Батый также предстает типичным славянином с присущими европейцам высоким лбом, точеными скулами, широко открытыми глазами.
Таким образом, все описания более или менее известных личностей, которых причисляют к монголо-татарам, сводятся к одному: военачальники ордынского войска выглядели как настоящие славяне. Никаких узких глаз и широких монгольских лиц у них в помине не было.
В 1517 году польский историк Матвей Меховский исследовал взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, которая якобы напала на своих соседей. Он указывает, что в 1246—1257 годах ордынцы провели первую перепись населения Руси. Информация собиралась для определения размера дани, которую должно было платить каждое русское княжество.
Другой исторический факт указывает на то, что русичи и ордынцы довольно тесно контактировали. В 1258—1287 годах они предприняли несколько совместных походов на польские, венгерские и литовские земли.
Русские дружинники на пару с ордынцами воевали не только с европейскими странами. В 1333-ем Московское княжество выступило против Новгородского, через год — Брянск пошел войной на Смоленск. Во всех этих междоусобицах русичам постоянно помогали войска Золотой Орды.
Получается, что самого по себе «татаро-монгольского ига» не было. Было лишь более или менее выгодное взаимодействие Руси с Золотой Ордой с далеко идущими политическими планами. Это подтверждают многие историки и путешественники Средневековья. В частности, араб Ибн Баттута, оставивший письменные свидетельства своих странствий.
В 1334-ом ему довелось побывать в столице Золотой орды. Путешественник удивлялся на страницах своего труда «Подарок созерцающим о диковинках», как много в Сарай-Берке было русичей. Одни из них там работали, другие служили в ордынском войске.
Это полностью согласуется с описаниями Чингисхана и других татаро-монгольских военачальников, являвшихся, по сути, славянами. Если одна часть ордынского войска представляла собой узкоглазых монголоидов ойратов/халху, то вторая, несомненно, — светловолосых и голубоглазых славян.
Другое,Жизнь после смерти,Николай Левашов,Лев Гумилев,Марко Поло,
экономические изменения принесенные монголами на руси
Во многих отношениях русская культура обрела свое значение во время монгольской оккупации. Традиционные историки обвиняли монголов как первых кочевых завоевателей, правивших Китаем, в нанесении ущерба и разрушении основанной на сельском хозяйстве китайской экономики в период Юань. Для поддержки переписей монголы ввели особую двойную систему регионального управления, возглавляемую военными губернаторами, тебаскаки (), и / или гражданскими губернаторами, тедаруги (). Китай и Вьетнам | История, империализм и влияние. Дмитришин Василий. История России всегда была относительно печальной и бурной, наполненной войнами, борьбой за власть и внезапными переменами. 9 апреля, 2022 . В течение 200 лет Москва доказывала ошибочность этого предположения, но видела логику в других действиях монголов. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1998. Состоящее из всех свободных граждан мужского пола, вече () было городским собранием, которое собиралось для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, а также приглашение или изгнание принцев в соответствующий город вече; все города Киевской Руси имели авече. Нью-Йорк: Longman Inc., 1983. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской (Донской). Кроме того, монголы познакомили русских с Шелком. Монголам нужно было ликвидировать систему вече, чтобы установить свой контроль над регионом.
Монголия Содержание Аалто, Пентти. «Волны монголо-бури вокруг Балтики». Acta Orientalia [Будапешт], 36, 1982, 5-15. Академия наук СССР. История монгольского народа Республика . Москва: Наука, Центральное отделение востоковедения. Литература, 1973. Аллен, Томас Д. «Время догоняет Монголию», National Географический , 167, № 2, февраль 1985, 242-69. Аллсен, Томас Т. Политика Великого Кан Мнгке в Китай, Россия и исламские земли, 1251-1259 . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1987. Басилов, Владимир Н. (ред.). Кочевники Евразии . (Пер. Мэри Флеминг Зирин.) Лос-Анджелес: Музей естественной истории Округ Лос-Анджелес, 1989 год. Боуден, Чарльз Р. История Монголии . Нью-Йорк: Прегер, 1968 год. ------. Современная история Монголии . Нью-Йорк: Кеган Пол Интернэшнл, 19 лет89. Бира Ш., Ишямц Н. Национально-освободительные движения в Монголия в конце 19-начале 20 вв. . (Документы монгольской делегации на XIV Международном конгрессе Исторические науки, Сан-Франциско, 22-29 августа 1975 г. ) Улан-Батор: 1975 г. Бойл, Джон А. Монгольская мировая империя, 1206-1370 . Лондон: Репринты Variorum, 1977. Брегель, Юрий. «Племенная традиция и династическая история: раннее Правители конгратов, согласно Мунису», Азии и Африканские исследования [Хайфа], 16, № 3, ноябрь 1982 г., 357-98. Браун, Уильям А. и Урганге Онон (пер. и аннот.). История Монгольской Народной Республики . (Гарвардские монографии Восточной Азии, 65.) Кембридж: Восточноазиатский Исследовательский центр Гарвардского университета, 1976 г. Бьюэлл, Пол Д. «Роль китайско-монгольской пограничной зоны в Восстание Чингис-Хана ». Страницы 63-76 в Генри Г. Шварце. (ред.), Исследования по Монголии: материалы первого Североамериканская конференция по монголоведению . Беллингем: Центр восточноазиатских исследований, Западный Вашингтонский университет, 1979 г. ------. «Китайско-киданьская администрация в монгольской Бухаре». Journal of Asian History [Висбаден], 13, № 2, 1979, 121-51. Кампи, Алисия Дж. «Монголия и Тибет в семнадцатом веке: Природа особых отношений.» Страницы 77-87 в Генри Г. Шварц (ред.), Исследования по Монголии: материалы Первая Североамериканская конференция по монгольскому языку Исследования . Беллингем: Центр восточноазиатских исследований, Университет Западного Вашингтона, 1979 г. Кэссиди, Роберт Б.-младший, «Монголия: конец плана», , Азия. Обзор , 11, № 1, январь 1971, 86-91. Чемберс, Джеймс. Всадники дьявола: монгольское нашествие Европа . Нью-Йорк: Атенеум, 1979. Чан, Хок-лан. Легитимация в Императорском Китае: Обсуждения при династии Чжурчжэнь-Цзинь (1115-1234) . (Публикации о Китае Школы Генри М. Джексона Международные исследования, Вашингтонский университет, 38.) Сиэтл: Университет Вашингтона Press, 1984. Чейни, Джордж А. Дореволюционная культура Внешнего Монголия . (Периодические газеты Монгольского общества, № 5.), Блумингтон, Индиана: Общество Монголии, 1968. Кливз, Фрэнсис Вудман (пер.). Тайная история монголы; Впервые сделано на английском языке из Оригинальный язык и экзегетика Комментарий , 1. (Пер., Гарвардский институт Йенчинга.) Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1982. Кукс, Элвин Д. Номонган: Япония против России, 1939 . Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 1985. Дардесс, Джон В. Завоеватели и конфуцианцы: аспекты Политические изменения в позднеянском Китае . Нью-Йорк: Колумбия Университетское издательство, 1973. ------. «От Монгольской империи к династии Ян: изменение форм Императорское правление в Монголии и Средней Азии», Monumenta Серика [Св. Августин, Западная Германия], 30, 1972-73, 117-65. Доусон, Кристофер (ред.). Монгольская миссия: Рассказы и Письма францисканских миссионеров в Монголии и Китае в тринадцатом и четырнадцатом веках . Нью-Йорк: АМС Пресс, 1980. Де Хартог, Лео. «Армия Чингисхана», Army Quarterly и Defense Journal [Тависток, Девон, Соединенное Королевство], 109, № 4, октябрь 1979 г., стр. 476–85. ------. Чингисхан: Завоеватель мира . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина, 1989. Дюпюи, Тревор Невитт. Военная жизнь Чингисхана, хана Ханс . Нью-Йорк: Франклин Уоттс, 1969. Дзевановский, М.К. История Советской России . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 19 лет.89. Эндикотт-Уэст, Элизабет. Монгольское правление в Китае: местное Администрация династии Юань . (Совет на Востоке Азиатские исследования, Гарвардский университет и Гарвард-Йенчинг Институт, 29.) Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1989. Юинг, Томас Э. Между молотом и наковальней? Китайский и политика России во Внешней Монголии, 1911-1921 . (Уральская и алтайская серия Университета Индианы, 138.) Блумингтон: Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии, Университет Индианы, 1980. ------. «Политика Цин во Внешней Монголии, 1900-1911 гг.», Современные азиатские исследования [Лондон], 14, Pt. 1 февраля 1980, 145-57. ------. «Революция на китайской границе: Внешняя Монголия в 1911", Journal of Asian History [Wiesbaden], 12, № 2, 1978, 101-19. Фэрбэнк, Джон К., Эдвин О. Рейшауэр и Альберт М. Крейг. Восточная Азия: традиции и трансформация . Бостон: Хоутон Миффлин, 1978 год. Фишер, Алан. Крымские татары . (Институт Гувера Публикация, 166.) Стэнфорд: Hoover Institution Press, Стэнфордский университет, 1978 год. Флетчер, Джозеф. «Монголы: экологические и социальные Перспективы», Гарвардский журнал азиатских исследований , 46, № 1, июнь 1986 г., 11–50. Горелик, Михаил В. и Марк Г. Крамаровский. «Монголо-татарский Государства тринадцатого и четырнадцатого веков». 67-86 в Владимире Н. Басилове (ред.) Кочевники Евразия . (Перевод Мэри Флеминг Зирин. ) Лос-Анджелес: Музей естественной истории округа Лос-Анджелес, 19.89. Грин, Элизабет Э. «Китай и Монголия: повторяющиеся тенденции и Перспективы перемен», Asian Survey , 26, № 12, декабрь 1986 г., стр. 1337–1363. Груссе, Рен. Завоеватель мира: Жизнь Чингиса Хан . (Перевод Мэриан МакКеллар и Дениса Синора.) Новое Йорк: Орион Пресс, 1966. ------. Империя степей: история Центральной Азия . (Перевод Наоми Уолфорд.) Нью-Брансуик: Рутгерс Университетское издательство, 1970. Гумилев, Лев Николаевич. Поиски воображаемого королевства: Легенда о Царстве пресвитера Иоанна . (Пер. Р.Э.Ф. Смит.) (Серия прошлых и настоящих публикаций.) Новое Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1987. ------. «Тайная история монголов в двенадцатом и Тринадцатые века: как они сами это написали». Страницы 193-208 в Д.А. Ольдерогге (ред.), Страны и Народы Востока: Избранные статьи . Москва: Наука, 1974. Хаггард, М.Т. «Монголия: новые советские шаги к укреплению правления Группа», Asian Survey , 6, № 1, январь 1966 г., 13-17. ------. «Монголия: первое коммунистическое государство в Азии». Страницы 82-113 в Роберте А. Скалапино (ред.), Коммунист Революция в Азии: тактика, цели и достижения . Энглвуд-Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1965. ------. «Монголия: беспокойный буфер», Asian Survey , 5, № 1, январь 1965 г., стр. 18–24. Хайдер, Мансура. «Монгольские традиции и их сохранение в Средняя Азия (XIV-XV вв.)" Среднеазиатский Журнал [Висбаден], 28, №№ 1-2, 1984, 57-79. Халкович, Стивен А., мл. Монголы Запада . (Уральская и алтайская серия Университета Индианы, 148.) Блумингтон: Индианский научно-исследовательский институт внутренней Азии. Исследования, Университет Индианы, 1985 г. Гальперин, Чарльз Дж. Россия и Золотая Орда: Монгол Влияние на средневековую русскую историю . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1985. ------. Татарское иго . Колумбус, Огайо: Славика, 1986. Хитон, Уильям Р. «Монголия в 1982 году: смотреть вперед, но также и Назад», Asian Survey , 23, № 1, январь 1983 г., 47-52. ------. «Монголия в 1983 году: смешанные сигналы», Asian Survey , 24, № 1, январь 1984 г., стр. 127–33. ------. «Монголия: с нетерпением жду пятидесятилетия», Asian Обзор , 12, № 1, январь 1972 г., 69-77. ------. «Монголия 1978: продолжение перехода», Asian Опрос , 19, №1, 19 января79, 58-64. ------. «Монголия, 1979 г.: уроки на основе передового опыта». Asian Survey , 20, № 1, январь 1980 г., стр. 77–83. ------. «Монголия: неисправный спутник», Asian Survey , 13, № 2, февраль 1973 г., стр. 246–51. ------. «Монголия — год социалистического соревнования», Asian Обзор , 14, № 1, январь 1974, 30-35. Хайсиг, Вальтер. Потерянная цивилизация: монголы Заново открыл . Лондон: Темза и Гудзон, 1966. Хенторн, Уильям Э. Корея: монгольские нашествия . Лейден: Э.Дж. Брилл, 1963 год. Хибберт, Р.А. «Монгольская Народная Республика в 1960-е годы». World Today , 23, № 3, март 1967 г., стр. 122–30. Ховорт, Генри Х. История монголов, с 9 по 19 в. 19 век . 4 тт. Лондон: NP, 1876-1927. (Берт Franklin Research and Source Work Series, 85.) Нью-Йорк: Берт Франклин, 1965 год. Халсью, A.F.P. Китай в Центральной Азии, ранний этап: 125 до нашей эры 23: Аннотированный перевод глав 61 и 96 истории бывшей династии Хань . Лейден: Э.Дж. Брилл, 1979 год. Хайер, Пол. «Японская оккупация Монголии (1931-1945)». Страницы 161-68 в Ch'en Chieh-hsiu (ред.), Труды Пятая Восточноазиатская альтаистическая конференция, 26 декабря 1979 г. 2 января 1980 г. . Тайбэй: Тайваньский национальный университет, 1980. ------. «Далай-ламы и монголы», Тибетский журнал [Дхармасала], 6, № 4, зима 1981 г. , 3–12. Исоно, Фудзико. «Советская Россия и Монгольская революция в 1921", Прошлое и настоящее [Оксфорд], 83, май 1979 г., 116-40. Джексон, П. «Распад Монгольской империи», Central Азиатский журнал [Висбаден], 22, №№ 3-4, 1978 г., 186-244. Джагчид, Сечин. Очерки монголоведения . (Монография Серия, Центр международных исследований Дэвида М. Кеннеди, 3.) Прово, Юта: Университет Бригама Янга, 1988. ------. «Провал движения за самоопределение: внутренний Монгольское дело.» Страницы 229-45 в Уильяме О. Маккегге-младшем, и Брайан Д. Сильвер (ред.), Советский Азиат Этнический Границы . Нью-Йорк: Пергамон Пресс, 1979. ------. «Китаны и их города», Среднеазиатский Журнал [Висбаден], 25, №№ 1-2, 1981, 70-88. ------. «Борьба китан против угнетения чжурчжэней: кочевничество Против китаизации», Zentralasiastische Studien . [Бонн], 16, 1982, 165-85. ------. «Монгольский национализм в ответ на великую державу Соперничество, 1900–1950 гг. », Plural Societies [Гаага], 4, № 1, Весна 1973, 43-57. Джагшид, Сечин и Пол Хайер. Культура Монголии и Общество . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1979. Кан, Пол. Тайная история монголов; Истоки Чингисхан: Адаптация Юань Чао Пи Ши, На основе английского перевода Фрэнсиса Вудман Кливз . Сан-Франциско: North Point Press, 1984. Кейтли, Дэвид Н. (ред.). Происхождение китайского языка Цивилизация . (Исследования Китая, 1.) Беркли: Калифорнийский университет Press, 1983. Кирхнер, Вальтер. История России . (6-е изд.) Новый Йорк: Барнс и Благородные книги, 1976. Коль, Филип (ред.). Центральная цивилизация бронзового века Азия: недавние советские открытия . Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1981 год. Квантен, Люк. Имперские кочевники: история Центральной Азии, 500-1500 . Филадельфия: Пенсильванский университет Пресс, 1979. Квантен, Люк и Сьюзан Хессе. Тангутский (Си Ся) Исследования: A Библиография . (Уральский и Алтайский университет Индианы) Series, 137.) Блумингтон: Научно-исследовательский институт внутренних Азиатские исследования, Университет Индианы, 1980. Лэмб, Гарольд. Чингисхан: император всех людей . Новый Йорк: Даблдэй, 1962. Ланглуа, Джон Д. младший (ред.). Китай под властью монголов . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1981. Латтимор, Оуэн. Внутренние азиатские границы Китая . Бостон: Бикон Пресс, 1962. ------. Монгольские путешествия . Нью-Йорк: Даблдей, Доран, 1941. ------. Национализм и революция в Монголии . Новый Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1955. Линь, Чан К. «Монголо-советские отношения», 1945-1975». Asian Forum , 8, Spring 1976, 15-24. Lister, RP Тайная история Чингисхана . Лондон: Питер Дэвис, 1969 год. Лоури, Гленн Д. и А. Хеллер. «Монгольская экспансия». Страницы 89-168 в Storm Across Asia . Нью-Йорк: HBJ Press, 1980. Макмиллан, Джеймс. «Монголия: экономика в 1968 году», Asian Обзор , 9, № 1, январь 1969, 23-28. Майкл, Франц Х. Происхождение маньчжурского правления в Китае . Балтимор: Johns Hopkins Press, 19 лет.42. Миякава, Джунко. «Халха-монголы в семнадцатом Века.» Страницы 178-81 в Чэнь Цзе-сю (ред.), Материалы Международного симпозиума Цинских архивов, 2 июля 1978 г. - 6 июля 1978 г. . Тайбэй: Национальный дворец Музей, 1982. Морган, Д.О. «Кто руководил Монгольской империей?» Журнал Королевское азиатское общество [Лондон], № 2, 1982, 124–36. Морган, Дэвид. Монголы . (Серия «Люди Европы».) Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1986. Моисей, Ларри В. Политическая роль монгольского буддизма . (Уральско-алтайская серия Университета Индианы, 133.) Блумингтон: Научно-исследовательский институт азиатских исследований, Университет Индианы, 1977 год. Мозес, Ларри В. и Стивен А. Халкович-младший Введение в История и культура Монголии . (Университет Индианы Уральская и Алтайская серии, 149.) Блумингтон: Исследования Институт внутренних азиатских исследований, Университет Индианы, 1985 г. Мерфи, Джордж Г.С. Советская Монголия: исследование древнейших Политический спутник . Беркли: Калифорнийский университет Пресса, 1966. Ольшки, Леонардо. Азия ди Марко Поло . (гражданский Veneziana Studi, 2.) Венеция и Рим: Istituto per la Культурное сотрудничество, 1978 г. ------. Гийом Буше: французский художник при дворе Ханс . Балтимор: Johns Hopkins Press, 1946. ------. Предшественники Марко Поло . Балтимор: Джонс Хопкинс Пресс, 1943. Онон, Ургунге (изд. И пер.). Монгольские герои Двадцатый век . Нью-Йорк: AMS Press, 1976. Онон, Ургунге и Деррик Притчатт. Первый модерн в Азии Революция: Монголия провозглашает свою независимость в 1911 . Лейден: Э.Дж. Брилл, 1989 год. Филлипс, Э.Д. Монголы . (Древние народы и места Серия.) Нью-Йорк: Прегер, 1969. Плано Карпини, Джон оф. Geschichte der Mongolen und Райзеберихт, 1245-1247 . (Пер. и изд., Фридрих Риш.) Лейпциг: Э. Пфайффер, 1930. Правдин, Майкл. (Псевдоним для М. Чарол.) Монгол Империя . Лондон: Аллен и Анвин, 1940. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства: А Изучение истории России в XIII-XV вв. Века . (Пер., AE Moorhouse.) Чикаго: Четырехугольник Книги, 1970. Ратчневский, Павел. Чингисхан: Sein Leben und Wirken . Висбаден: Франц Штайнер, 1983. Рокштейн, Эдвард. «Монгольские вторжения в Корею: 1231 г.» Бюллетень Монгольского общества , 11, № 2 (21), осень 1972, 41-54. Ронай, Габриэль. Англичанин татарского хана . Лондон: Кассел, 1978 год. Россаби, Моррис (ред.). Китай среди равных: Срединное царство и его соседи, 10-14 века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1983. ------. Чжурчжэни Юань и Мин . (Корнелл Документы Университета Восточной Азии, 27.) Итака: Китай-Япония. Программа, Корнельский университет, 1982 г. ------. Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1987. Рубрук, Уильям оф. Путешествие Вильгельма Рубрука в Восточные части света, 1253–1255 гг., как рассказывает он сам, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пьян-де- Карпин . (Пер. и ред., Уильям Вудвилл Рокхилл.) (2-я серия, № 4). Лондон: Общество Хаклюйт, 1900. Рупен, Роберт А. Как на самом деле управляется Монголия: политический История Монгольской Народной Республики, 1900-1978 гг. . Стэнфорд: издательство Hoover Institution Press, Стэнфордский университет, 1979. ------. Монгольская Народная Республика . Стэнфорд: Гуверовский институт войны, революции и мира, Стэнфорд Университет, 1966. ------. «Монгольская Народная Республика и советско-китайская Конкуренция.» Страницы 262-92 в А. Доак Барнетт (ред.), Коммунистические стратегии в Азии: сравнительный анализ правительства и партии . (Публикации Praeger в Российская история и мировой коммунизм, 132.) Нью-Йорк: Прегер, 1963 год. ------. Монголы двадцатого века . (Индиана Университетские издания, Уральско-Алтайская серия, 37, оч. 1-2.) Блумингтон: Университет Индианы, 1964. ------. «Внешняя Монголия с 1955 г.», Pacific Affairs . [Ванкувер], 30, № 4, декабрь 1957 г., стр. 342–57. ------. «Последние тенденции в Монгольской Народной Республике», Asian Survey , 4, № 4, апрель 1964 г., стр. 812–20. Солсбери, Харрисон Э. «Возвращение в Монголию», Монгольское общество. Бюллетень , 1, № 1, зима 1962, 17-22. Сандерс, Алан Дж.К. «Монголия: от Самбуу до Цеденбала». Asian Survey , 14, № 11, ноябрь 1974 г., стр. 971–84. ------. «Монголия в 1975 году: «Один экипаж в бою, одна бригада в бою». Труд с СССР», Азиатское обозрение , 16, № 1, Январь 1976 г., стр. 66–71. ------. «Монголия в 1984 году: от Цеденбала до Батмнха», Азиат. Обзор , 25, № 1, январь 1985 г., 122-30. ------. «Монголия 1976: Откровенно сближаясь с Советским Union», Asian Survey , 17, № 1, январь 1977 г., 27-33. ------. "Монголия 1977: Директива № 14, " Asian Survey ", 18, № 1, январь 1978 г., стр. 29–35. ------. Монголия: политика, экономика и общество . (Серия «Марксистские режимы».) Боулдер, Колорадо: Линн Риннер, 1987. Сандждорж, М. Маньчжурское китайское колониальное правление на севере Монголия . (Перевод Ургунге Онон.) Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс, 1980. Сондерс, Джон Джозеф. История монгола Завоевания . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл, 1971. Шамилоглу, Ули. «Племенная политика и социальная организация в Золотая Орда. » (Докторская диссертация.) Нью-Йорк: Колумбия Университетская, 1986. Шварц, Генри Г. Меньшинства Северного Китая: A Опрос . (Исследования Восточной Азии, 17.) Беллингем: Центр. по восточноазиатским исследованиям, Университет Западного Вашингтона, 1984 г. Себес, Джозеф С. «Раздробленность монголов во время Династия Мин и их постепенное завоевание маньчжурами и русские (Часть I)". Canada-Mongolia Review [Саскатун], 2, № 2, 1976, 127-49. ------. «Фрагментация монголов во время династии Мин и их постепенное завоевание маньчжурами и русскими (Часть II)». Canada-Mongolia Review [Саскатун], 3, № 1, май 1977 г., стр. 24-32. Серрюс, Генри. Монголы и минский Китай: обычай и История . (Ред. Франсуаза Обен.) Лондон: Variorum Репринты, 1987. Сикер, Мартин. Стратегия советского империализма: экспансия в Евразии . Нью-Йорк: Прегер, 1988. Синор, Денис. Внутренняя Азия и ее контакты со средневековьем Европа . Лондон: Репринты Variorum, 1977. ------. Внутренняя Азия: история, цивилизация, языки; А Программа . (2-е изд.) (Университет Индианы Публикации, Уральская и Алтайская серии, 96.) Блумингтон: Университет Индианы, 1971 год. ------. «Переводчики в средневековой Внутренней Азии». Азии и Африканские исследования [Хайфа], 16, № 3, ноябрь 1982 г., 293-320. ------. «Заметки по историографии Внутренней Азии, IV: Монголы в 13 век", Журнал азиатской истории [Висбаден], 23, № 1, 1989, 26-79. Синор, Денис (ред.). Кембриджская история раннего внутреннего Азия . Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1990. Смит, Джон Массон-младший «Айн Джалут: успех мамлюков или монгол Неудача?» Гарвардский журнал азиатских исследований , 44, № 2, декабрь 1984 г., стр. 307–45. Смит, Роберт А. «Монголия: в советском лагере», Asian Обзор , 10, № 1, январь 1970 г., 25-29. Шпулер, Бертольд. История монголов, основанная на восточных и Западные отчеты о тринадцатом и четырнадцатом Века . (Пер., Хельга Драммонд и Стюарт Драммонд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 19 лет.72. ------. Монголы в истории . (Перевод Джеффри Уилер.). Нью-Йорк: Прегер, 1971. Ссананг Ссетсен, Чунгтайдши. The Bejeweled Краткое изложение Происхождение ханов . (Пер., Джон Р. Крюгер.) Блумингтон, Индиана: Монгольское общество, 1964. Тамура, Джицуз. «Легенда о происхождении монголов и Проблема их миграции», Acta Asiatica [Токио], № 24, 1973, 1–19. Тан, Питер С.Х. Российская и советская политика в Маньчжурии и Внешняя Монголия, 1911-1931 . Дарем, Северная Каролина: герцог Университетское издательство, 1959. Тао, Цзин-шань. Чжурчжэни в Китае двенадцатого века: исследование китаизации . Сиэтл и Лондон: Университет Вашингтон Пресс, 1976. Туменжаргал, Э. (сост. и ред.). Русская революция 1917 года и Монголии: к 60-летию Великой Октябрьская Социалистическая Революция . Улан-Батор: Монсаме, 1977. Подземелье, Майкл. «Аспекты монгольской истории, 1901-1915 гг.», Zentralasiatische Studien [Бонн], 15, 1981, 151-240. ------. "Бандитизм и революционные движения в конце 19-го - Монголия начала 20 века», Монголоведение , 6, 1980, 109-16. Вэллиант, Роберт Б. «Причастность Японии к независимости монголов». Движения, 1912-1919 гг.», Бюллетень Монгольского общества , 11, № 2 (21), осень 1972 г., стр. 1–32. Ван дер Куйп, L.W.J. «Заметка о развитии буддизма в Монголия, Канада-Монголия Обзор [Саскатун], 1, № 1, 1975, 67-94. Вернадский, Георгий. Монголы и Русь . Новый рай: Издательство Йельского университета, 1953. Вайдлих, Мэри Фрэнсис. «Монголия в 1980 году: год корректировок и решает», Asian Survey , 21, № 1, январь 1981, 63-69. Винсек, Генри. «Чингисхан и монголы». Страницы 9-88 в Буря в Азии . Нью-Йорк: Пресса HBJ, 1980. Загория, Дональд С. Советско-китайский конфликт, 1956–1961 . |