Было ли монголо-татарское иго
История, по определению, наука о прошлом. Как всякая наука, она непрерывно развивается. Появляются новые технологические возможности для более точного исследования материальных и письменных источников. Зачастую широко известные события трактуются по-разному. Примером этого является монголо-татарское иго.
Три основные версии трактовки
Авторы публикаций на эту тему можно придерживаются трех основных версий:
- Никакого монголо-татарского ига не было. Это было «прикрытие» и обоснованное оправдание насильственного обращение славянских народов в христианскую веру.
- Монголо-татарское нашествие – доказанный факт, подтвержденный результатами археологических раскопок санитарных захоронений, сохранившимися письменными источниками.
- Отношения между Ордой и русскими княжествами строились по принципу феодального вассалитета. Русь добровольно принудительно была скорее военным союзником, чем порабощенной колонией.
Александр Бушков о монголо-татарском нашествии
Первая версия аргументированно представлена российским писателем и публицистом Александром Бушковым. В своей книге «Россия, которой не было» он приводит интересные доводы:
- Монголы никак не могли дойти до России – слишком большое расстояние.
- Татары жили по соседству с русским, в Заволжье. Они поселились там за несколько десятков лет до начала нашествия. По свидетельству французского посла татары жили вперемешку с русскими, перенимая друг у друга обычаи и образ жизни.
- Нашествие монголо-татар – это гражданская война между русскими князьями за право единолично управлять объединенным русским государством. Захватчики Мамай и Ахмат – представители русско-татарских родов, а не иноземные захватчики.
- В сохранившихся летописях описывается славянский тип сражения: зимой, в лесистой местности или у реки. А участники битв – как светлоглазые, русоволосые воины.
Кому была выгодна общепринятая трактовка монголо-татарского нашествия? Прежде всего, тем, кто был заинтересован в обращении славяно-арийских племен в новую веру. Католичество имело большую власть, в том числе, в государственном управлении. Соседство с «дикой» ведической Русью внушало опасения.
Советский ученый, археолог и историк Лев Гумилев был приверженцем первой версии. Он считал союз Орды и Руси взаимовыгодным, определившим дальнейший путь России.
Мнение археологи. Находки и выводы
Сторонники второй версии обращают внимание на данные археологических раскопок. В частности, в местах массовых санитарных захоронений у разрушенных татарами русских городов. . В качестве примера археологи приводят полностью разрушенную во время нашествия Рязань. Жители города закапывали самое ценное имущество: богато украшенную одежду и доспехи, золотые украшения. Было найдено 13 таких тайников. В общем захоронении находились останки более 140 человек, часть из них принадлежала женщинам и детям. Причины смерти – сабельные удары, во многих черепах и конечностях обнаружены наконечники татарских стрел.
Были сожжены и уничтожены еще около 50 русских городов. Третья часть из них так и не смогли возродиться.
Большая часть современных ученых считают монголо-татарское иго историческим фактом, повлекшим за собой ряд отрицательных последствий:
- Русские княжества попали в полную политическую и экономическую зависимость от Орды.
- Развитие Руси замедлилось, практически прекратили свое существование традиционные русские ремесла: ювелирное дело, производство посуды и изделий из стекла.
- Развитие культуры и торговли отстало от европейского уровня на 250 лет.
- Усилилась раздробленность славянских государств, участились междоусобные войны.
Враги или союзники: плюсы и минусы
Своего рода компромиссом между первыми диаметрально противоположными версиями стала третья гипотеза. Русские княжества в 13 веке стали вассалами (данниками) Золотой Орды. Хан Батый выдавал письменные грамоты, ярлыки, на великое и удельное княжение. Великий князь собирал дань с других князей. Помимо этого княжества должны были поставлять рекрутов для ханского войска. Причем в бою их ставили перед войском. И именно они принимали на себя самый страшный, первый удар. Существовал даже специальный знак, подтверждающий власть князя – пайцза. Для получения ярлыка великие князья должны были явиться в столицу Орды Сарай и поклониться хану. Не всегда князьям удавалось вернуться назад. Поклон хану был настолько опасен, что, собираясь в путь, князья писали завещание. Многие брали в спутники священнослужителя.
Получив ярлык, русский князь получал и полную власть в своем княжестве. Сохраняла свои позиции и православная Церковь. Русский язык по-прежнему оставался государственным языком, князь имел свою дружину и право решать внешнеполитические вопросы. Церковное имущество и земли полностью освобождались от налогов, как ханских, так и княжеских. Простолюдины же оказались под двойным гнетом.
Древнерусские летописи о монголо-татарском бедствии
Среди древних письменных источников выделяют три основных:
- Ипатьевскую (южную) летопись
- Лаврентьевскую (центрально-русскую)
- Новгородскую (северную)
Для всех трех летописей общим является обособленность рассказа о нашествии Батыя. Это позволяет предположить наличие общего источника. Во всех трех летописях нашествие монголо-татар представлено как страшное бедствие, несущее смерть и разорение.
Заключение
Анализ современных статей и монографий, посвященных монголо-татарскому нашествию, позволяет сделать объективные выводы:
- 250-летнее господство Золотой Орды – событие огромной важности, которое не могло не повлиять на дальнейшую историю Руси.
- Значение события оценивается по-разному. По многим позициям существуют диаметрально противоположные точки зрения. Тем не менее, они во многом пересекаются.
- Главный итог: и из этого испытания Русь вышла объединенной страной с исторически сложившимся центром и государственностью.
Добавить комментарий
Монголо-татарское иго: почему в России о нём узнали только в XIX веке
18 сентября 2020
Кириллица
История, которую преподают в школах и ВУЗах, формирует представление о монголо-татарах как о низкорослых узкоглазых монголоидах со смуглой кожей, широким лицом и черными, как вороново крыло, волосами. Однако многие историки сейчас опровергают эту догму и ставят под сомнение само существование монголо-татарского ига. Некоторые интересные факты могут пролить свет на то, как же на самом деле выглядели эти степные захватчики.
Фото: КириллицаКириллица
По официально принятой версии, татаро-монгольское иго пришлось на XIII—XV столетия. С тех пор прошло много веков, что довольно плохо отразилось на исторической достоверности описаний тех событий. В сохранившихся до нашего времени документах обнаруживается масса ошибок и несуразностей.
Видео дня
Первая заключается в том, что сам термин «монголо-татарское иго» был искусственно создан и введен в оборот историком-картографом Христофором Крузе только в 1817 году. До этого времени ни о каких татаро-монголах никто не слышал. Крузе использовал этот термин в своем «Атласе истории европейских земель». На русский язык этот любопытный труд перевели лишь в 1845-ом.
За 20 лет до этого о монголо-татарах заговорил российский историк П. Н. Наумов. В школьных учебниках данное понятие появилось только в конце XIX века. В архивных документах более ранних периодов нет никаких описаний монголо-татар. Зато в дошедших до нас атласах средневековой Европы есть упоминание моголов (не монголов!). В переводе на русский это слово обозначает «великий».
Интересно, что «моголами» в XIII столетии арабы и китайцы называли нас, славян. Настоящие же кочевники, обитавшие в юго-восточных степях Евразии, именовали себя «ойратами» или «халху». «Монголами» их стали называть только в XX веке. Налицо подмена понятий, которая и внесла путаницу в некоторые исторические факты.
Не меньше вопросов вызывает и термин «татары». Изначально он произошел от названий земли «Великая Тартария» и народа «тартары». Исследователь древнеславянской истории Николай Левашов указывает, что к тюркским племенам они не имели никакого отношения. «Тартарией» иностранцы именовали раньше Русь. Это слово возникло от имен древних славянских богов: великого Тарха (Даждьбога, хранителя мудрости) и его сестры Тары (покровительницы живой природы).
Древние славяне называли себя «детьми Тары и Тарха». Иностранцы собрали эти слова воедино и стали именовать славянские земли Тартарией. Откуда же взялся термин «татаро-монгольское иго», если оба названия — «моголы» и «тартары» — указывают на славян? При этом никакого обобщенного народа или объединения «монголо-татары» не существовало. Нет летописей и документов того времени, где они бы упоминались хоть раз.
В связи с путаницей в терминологии возникает еще одна несуразность. Если названия «моголы» и «тартары» указывают на славян, то как же могли выглядеть орды захватчиков, обрушившиеся на Русь в XIII веке? Школьные учебники по истории указывают на то, что монголо-татары были типичными представителями монголоидной расы: широколицыми, узкоглазыми и смуглыми. Вдобавок еще и приземистыми из-за кочевого образа жизни.
Однако многие артефакты указывают на то, что вооруженные орды, орудовавшие в XIII—XV столетиях на значительной территории Руси, выглядели иначе. Один из наиболее известных вождей «татаро-монголов» — Чингисхан — совсем не походил на монголоида.
Во-первых, ЧингисХан — это не имя, а должность, титул предводителя войска. «Ханами» на Руси называли князей-военачальников, поэтому и ЧингисХан был не один. Людей с таким титулом было множество на протяжении длительного периода времени.
Во-вторых, известного персонажа, которого все мы привыкли именовать «Чингисханом», на самом деле звали Тимуром, а также Тэмуджином. Он принадлежал к роду Борджигинов, а это название дословно переводится как «синеокие». В Сборнике летописей Рашида ад Дина подтверждается тот факт, что великий предводитель моголов был голубоглазым и светловолосым, а никак не монголоидом.
Известные в наше время портреты Чингисхана, на которых он предстает типичным монголоидом, были созданы гораздо позднее и явно не на основе исторических фактов. Так, хранящийся в тайваньском музее Тайбэй портрет на шелке датируется XIX веком. Монгольский археолог Довбойн Баяр подчеркивает, что именно в это время происходил «глобальный процесс фальсификации» памятников древности.
Лев Гумилев, исследовавший множество древних летописей, в труде «Древняя Русь и Великая степь» указывает, что древние монголы были высокими статными мужчинами. Им были присущи открытые лица, голубые глаза (совсем как у Тэмуджина!) и окладистые бороды. Такие описания «кочевников» Гумилев нашел в летописях и фресках Маньчжурии.
Марко Поло тоже описывал Чингисхана как европейца, а не монголоида. Миниатюра «Смерть Чингисхана» из его книги представляет зрителю типичного славянина со светлыми волосами, густой бородой и открытым русским лицом. И таких свидетельств — множество.
Та же история с Ханом Батыем, который тоже был потомком «голубоглазых» Борджигинов. В Турции хранится бюст этого исторического персонажа. Он не передает оттенка глаз или волос, зато дает явное представление о строении лица и черепа. Хан Батый также предстает типичным славянином с присущими европейцам высоким лбом, точеными скулами, широко открытыми глазами.
Таким образом, все описания более или менее известных личностей, которых причисляют к монголо-татарам, сводятся к одному: военачальники ордынского войска выглядели как настоящие славяне. Никаких узких глаз и широких монгольских лиц у них в помине не было.
В 1517 году польский историк Матвей Меховский исследовал взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, которая якобы напала на своих соседей. Он указывает, что в 1246—1257 годах ордынцы провели первую перепись населения Руси. Информация собиралась для определения размера дани, которую должно было платить каждое русское княжество.
Другой исторический факт указывает на то, что русичи и ордынцы довольно тесно контактировали. В 1258—1287 годах они предприняли несколько совместных походов на польские, венгерские и литовские земли.
Русские дружинники на пару с ордынцами воевали не только с европейскими странами. В 1333-ем Московское княжество выступило против Новгородского, через год — Брянск пошел войной на Смоленск. Во всех этих междоусобицах русичам постоянно помогали войска Золотой Орды.
Получается, что самого по себе «татаро-монгольского ига» не было. Было лишь более или менее выгодное взаимодействие Руси с Золотой Ордой с далеко идущими политическими планами. Это подтверждают многие историки и путешественники Средневековья. В частности, араб Ибн Баттута, оставивший письменные свидетельства своих странствий.
В 1334-ом ему довелось побывать в столице Золотой орды. Путешественник удивлялся на страницах своего труда «Подарок созерцающим о диковинках», как много в Сарай-Берке было русичей. Одни из них там работали, другие служили в ордынском войске.
Это полностью согласуется с описаниями Чингисхана и других татаро-монгольских военачальников, являвшихся, по сути, славянами. Если одна часть ордынского войска представляла собой узкоглазых монголоидов ойратов/халху, то вторая, несомненно, — светловолосых и голубоглазых славян.
Другое,Жизнь после смерти,Николай Левашов,Лев Гумилев,Марко Поло,
экономические изменения принесенные монголами на руси
Во многих отношениях русская культура обрела свое значение во время монгольской оккупации. Традиционные историки обвиняли монголов как первых кочевых завоевателей, правивших Китаем, в нанесении ущерба и разрушении основанной на сельском хозяйстве китайской экономики в период Юань. Для поддержки переписей монголы ввели особую двойную систему регионального управления, возглавляемую военными губернаторами, тебаскаки (), и / или гражданскими губернаторами, тедаруги (). Китай и Вьетнам | История, империализм и влияние. Дмитришин Василий. История России всегда была относительно печальной и бурной, наполненной войнами, борьбой за власть и внезапными переменами. 9 апреля, 2022 . В течение 200 лет Москва доказывала ошибочность этого предположения, но видела логику в других действиях монголов. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1998. Состоящее из всех свободных граждан мужского пола, вече () было городским собранием, которое собиралось для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, а также приглашение или изгнание принцев в соответствующий город вече; все города Киевской Руси имели авече. Нью-Йорк: Longman Inc., 1983. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской (Донской). Кроме того, монголы познакомили русских с Шелком. Монголам нужно было ликвидировать систему вече, чтобы установить свой контроль над регионом.






















Монголия Содержание Аалто, Пентти. |