«Великая Татария» Рафаэля Хакимова. Часть 6-я: татаро-монголы — Реальное время
Общество
15:00, 16.05.2020 Сюжет: «Великая Татария» Рафаэля Хакимова
«Великая Татария» казанского историка. Часть 6-я
Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5).
В научной литературе всячески пытаются избежать объяснения фразы «татаро-монголы». Традиционно логика строится очень просто: Чингисхан построил Монгольскую империю, значит, он — монгол. Зададим два простых вопроса:
- почему Монгольскую империю называли Великой Татарией (Тартарией), а не Монголией?
- почему в Золотой Орде не было ни одного документа на монгольском языке?
С тем, чтобы не отвечать на столь каверзные вопросы, татар отождествляют с монголами, а происхождение нынешних татар выводят из булгар, якобы не имевших никакого отношения к татаро-монголам.
Для вящей убедительности Чингисхана рисуют монголоидом с раскосыми глазами, хотя по источникам известно, что он был рыжим и голубоглазым — типичным европейцем.
Историографические традиции оказываются настолько стойкими, что мало кто из ученых решается нарушить их. Люди боятся оказаться изгоями научного сообщества. К тому же в дела историков часто вмешивается политика.
Чингизхан на соколиной охотеЯрким примером ложной историографической традиции является вопрос о монгольском языке Золотой Орды. Известный источниковед А.П. Григорьев цитирует Плано Карпини: «…мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам …, и мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227—1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке».
Примерно так же сложилось мнение о монгольском происхождении Чингисхана. Для начала подтвердим, исходя из источников, что Чингисхан действительно происходил из племени «монгол», принадлежавшего к так называемым «черным татарам».
«Черные», значит, северные татары, занимались скотоводством в отличие от земледельцев «белых (южных) татар». Китайцы «монголов» Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингисхана к монгольскому этносу. Нынешние монголы в то время назывались халха, ойраты и т. д. Монголами они стали позже, взяв себе в качестве этнонима политоним «монгол».
Важно различать династию от этнонима и политонима. Тимучин, провозглашенный Великим ханом, присвоил своей династии имя «Монгол», или «Могол». Таким образом было узаконено правило, по которому у власти могли быть только потомки Чингисхана. Бартольд отмечал: «Имя монгол… только при Чингисхане стало употребляться в качестве названия государства и династии, позднее — и как название народа». Южносунский посол Сюй Тин, посетивший Монголию в 1235—1236 годах, сообщает: «[Татарский владетель] каждый раз называет татар «своей костью».
Слово «кость» издревле служило у тюрок для обозначения патрилинейного родства. Имя «Монгол» в то время означало не этноним и не политоним, а династию, «кость», клан.
Термин «монголо-татары» («мэн-да») появился в китайских источниках именно в связи с восшествием на престол Чингисхана, объявившего о появлении монгольской династии, после чего к традиционному «та-та» / «да-да» («татар») добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии. Поэтому государство Чингисхана с 1211 года впервые получило официальное наименование «Да мэн-гу го», т. е. «Великое Монгольское государство».
Китайские чиновники очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и о династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ. Татар же научили подобной титулатуре чжурчжэньские перебежчики, хорошо знавшие традиции китайской канцелярии.
Не исключено, что перебежчики были из тех татар, кого называли «дю» и в чьи обязанности входила охрана северных границ государства чжурчжэней.
Во второй половине ХII века имя «монгол» относилось «ко всем племенам, родоначальниками которых были потомки легендарной Алан-Гоа, — писал Н.Ц. Мункуев. — Поэтому в указанное время монголами были барулас, адаркины, уруты и мангуты, а также ответвившиеся позднее племена — тайчиуты, бесуты, хонхотан, арулад, генигес и др. … Как общее название слово «монгол», очевидно, можно было прилагать ко всем родам и племенам, ведущим свое происхождение от легендарных предков Чингисхана».
Тамги Бату и БеркеИтак, название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus не несет этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей. В то же время, когда речь заходит о татарах этого государства, то указывается на этноним. В хронике «Да Цзинь гочжи» (1234 год) поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары (дада) Монгольского государства».
Записки о монголах Сюй Тина начинаются такими словами: «Государство черных татар <…> называется Великой Монголией». «Дом Чингисхана», как впоследствии «Дом Бату», предполагал родовую наследственность, и в то же время его можно было в политическом плане понимать расширительно. «Дом» — это некий клан, состоящий из близких родственников и влиятельных политических сил, как правило, становящихся через браки дальними родственниками. «Дом», независимо от того, совпадает он этнически с народом или нет, противостоит демосу (будун). Поэтому, когда мы говорим: «Монголы правили империей татар», то имеем в виду не этносы «монгол» и «татар», а правящий клан «Великих Монгол» и народ «татар».
Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о гражданах. Когда один из переписчиков в XIV веке уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо указал и правящую династию, и подвластный народ.
Продолжение следует
Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль СибгатовичЭлектронный научный архив УрФУ: Монголо-татары – кто они
Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/87413
| Title: | Монголо-татары – кто они |
| Authors: | Коротков, В. А. |
| Issue Date: | 2020 |
| Publisher: | НТИ (филиал) УрФУ |
| Citation: | Коротков В. А. Монголо-татары – кто они / В. А. Коротков. — Текст : электронный // Молодежь и наука : материалы международной научно-практической конференции старшеклассников, студентов и аспирантов 29 мая 2020 г. ; Министерство науки и высшего образования РФ, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», Нижнетагильский технологический институт филиал.![]() |
| Abstract: | Методика исследования состоит в рассмотрении, оставляемых обычно без внимания, событий и фактов, касающихся монголо-татар, и соотнесения их с логикой последующих событий. В работе показано, что в средние века монголо-татарами считались скифы – белый народ, от которого, по всей видимости, произошли русские. Отличались они справедливостью и, по мнению историка Лызлова, не только земля, но и небо должно было их любить. Из их среды вышел византийский царь Андроник и род русских князей Рюриковичей, которые в 12–13 веках в Европе и на Руси установили справедливое правление по принципу «каждому по труду», который сегодня называется «социалистическим». Русский народ приверженность ему сохранял на протяжении веков. Вероятно, поэтому, несмотря на принятие Россией в конце 20-го века несправедливого «права частной собственности», противного принципу «каждому по труду», Запад не признал Россию своей, а продолжил называть ее «главным врагом». Тем не менее, принцип социалистической справедливости находит сторонников даже в среде капиталистов. Последнее следует из сообщения Е. Забродиной в Российской газете № 184 за 2019 г. В нем сказано, что 181 участник из 195 членов «Круглого стола бизнеса» (объединение топ-менеджеров крупнейших корпораций США) провозгласили отказ от прибыли акционеров, как главной цели развития, в пользу инвестирования в сотрудников и местные сообщества. Вполне в духе социализма. |
| Keywords: | МОНГОЛО-ТАТАРЫ ПРИНЦИП СОЦИАЛИЗМА ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ |
| URI: | http://hdl.handle.net/10995/87413 |
| Conference name: | Международная научно-практическая конференция старшеклассников, студентов и аспирантов «Молодежь и наука» |
| Conference date: | 29.05.2020 |
| RSCI ID: | https://elibrary.ru/item.asp?id=43826930 |
| ISBN: | 978-5-9544-0106-6 |
| Origin: | Молодежь и наука. – Нижний Тагил, 2020 |
| Appears in Collections: | Конференции, семинары |
Show full item record Google Scholar
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Монгол Татарин представитель монгольского народа Средней Азии, вторгшийся в Россию в 13 веке
управляющий редактор редактор, отвечающий за всю редакционную деятельность газеты или журнала
монокультура Действие или практика выращивания только одного типа сельскохозяйственных культур
03″>лестница-обезьяна легкая лестница на мостик-обезьяну на корабле
дерево обезьяньего хлеба Африканское дерево с чрезвычайно толстым стволом и плодом, напоминающим тыкву, со съедобной мякотью, называемой обезьяньим хлебом
Монголоидная раса азиатская раса
Монголоидный (оскорбительный и устаревший), принадлежащий или относящийся к одному из традиционных расовых подразделений человечества, включая особенно народы Центральной и Восточной Азии, или характерный для них
поверенный получатель мандата
Рыбы-филе Monocanthidae
25″>дерево мангустина Восточно-индийское дерево с толстыми кожистыми листьями и съедобными плодами
cunctator тот, кто откладывает работу
дерево манго большое вечнозеленое тропическое дерево, культивируемое из-за его больших овальных плодов
калека Лицо, которое калечит, уничтожает, уродует или калечит
свекла мангольда с большим желтоватым корнем
Монгольский представитель кочевых народов Монголии
64″>свекла мангель-вурцель с большим желтоватым корнем
Монголия социалистическая республика в Центральной Азии, не имеющая выхода к морю
номенклатура система слов, используемая для обозначения вещей в дисциплине
Монгольская династия императорская династия Китая с 1279 по 1368 год
номенклатура система патроната в коммунистических странах
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Монгол Татарин представитель монгольского народа Средней Азии, вторгшийся в Россию в 13 веке
Монголоидная раса азиатская раса
Монгольская раса азиатская раса
03″>монокультура Действие или практика выращивания только одного типа сельскохозяйственных культур
мангольд-вурцель свекла с большим желтоватым корнем
Монгольская династия императорская династия Китая с 1279 по 1368 год
управление домом втроем на троих
дерево обезьяньего хлеба Африканское дерево с чрезвычайно толстым стволом и плодом, напоминающим тыкву, со съедобной мякотью, называемой обезьяньим хлебом
41″>ring-around-the-rosy детская игра, в которой игроки танцуют по кругу и по сигналу приседают
лестница-обезьяна легкая лестница на мостик-обезьяну на корабле
поверенный получатель мандата
Монголоидный (оскорбительный и устаревший), принадлежащий или относящийся к одному из традиционных расовых подразделений человечества, включая особенно народы Центральной и Восточной Азии, или характерный для них
род Leptinotarsa Колорадские жуки
номенклатура система слов, используемая для обозначения вещей в дисциплине
управляющий редактор редактор, отвечающий за всю редакционную деятельность газеты или журнала


Тем не менее, принцип социалистической справедливости находит сторонников даже в среде капиталистов. Последнее следует из сообщения Е. Забродиной в Российской газете № 184 за 2019 г. В нем сказано, что 181 участник из 195 членов «Круглого стола бизнеса» (объединение топ-менеджеров крупнейших корпораций США) провозгласили отказ от прибыли акционеров, как главной цели развития, в пользу инвестирования в сотрудников и местные сообщества. Вполне в духе социализма.
– Нижний Тагил, 2020