Монголо татар: «Великая Татария» Рафаэля Хакимова. Часть 6-я: татаро-монголы — Реальное время

«Великая Татария» Рафаэля Хакимова. Часть 6-я: татаро-монголы — Реальное время

Общество

15:00, 16.05.2020 Сюжет: «Великая Татария» Рафаэля Хакимова

«Великая Татария» казанского историка. Часть 6-я

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5).

В научной литературе всячески пытаются избежать объяснения фразы «татаро-монголы». Традиционно логика строится очень просто: Чингисхан построил Монгольскую империю, значит, он — монгол. Зададим два простых вопроса:

  1. почему Монгольскую империю называли Великой Татарией (Тартарией), а не Монголией?
  2. почему в Золотой Орде не было ни одного документа на монгольском языке?

С тем, чтобы не отвечать на столь каверзные вопросы, татар отождествляют с монголами, а происхождение нынешних татар выводят из булгар, якобы не имевших никакого отношения к татаро-монголам. Для вящей убедительности Чингисхана рисуют монголоидом с раскосыми глазами, хотя по источникам известно, что он был рыжим и голубоглазым — типичным европейцем.

Историографические традиции оказываются настолько стойкими, что мало кто из ученых решается нарушить их. Люди боятся оказаться изгоями научного сообщества. К тому же в дела историков часто вмешивается политика.

Чингизхан на соколиной охоте

Ярким примером ложной историографической традиции является вопрос о монгольском языке Золотой Орды. Известный источниковед А.П. Григорьев цитирует Плано Карпини: «…мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам …, и мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227—1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке».

Такой вывод сделан из произвольного отождествления татар с монголами, хотя ничто не мешает предположить, что Бату читал по-татарски, ведь у Карпини прямо сказано, что текст перевели на татарский. Остальные документы Григорьевым анализируются в том же стиле, после чего выносится вердикт: «Наш общий вывод сводится к следующему: официальным языком Золотой Орды в ХIII—XIV веках (до 1380 года) был монгольский, употреблявшийся в уйгурской письменной форме». Это утверждение стало основанием для остальных ученых, которые просто ссылаются на Григорьева, как авторитетного исследователя золотоордынских документов. Таким образом появилось общее мнение ученого сообщества, которое воспринимается как истина. При этом золотоордынских документов на монгольском языке не существует.

Примерно так же сложилось мнение о монгольском происхождении Чингисхана. Для начала подтвердим, исходя из источников, что Чингисхан действительно происходил из племени «монгол», принадлежавшего к так называемым «черным татарам». «Черные», значит, северные татары, занимались скотоводством в отличие от земледельцев «белых (южных) татар». Китайцы «монголов» Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингисхана к монгольскому этносу. Нынешние монголы в то время назывались халха, ойраты и т. д. Монголами они стали позже, взяв себе в качестве этнонима политоним «монгол».

Важно различать династию от этнонима и политонима. Тимучин, провозглашенный Великим ханом, присвоил своей династии имя «Монгол», или «Могол». Таким образом было узаконено правило, по которому у власти могли быть только потомки Чингисхана. Бартольд отмечал: «Имя монгол… только при Чингисхане стало употребляться в качестве названия государства и династии, позднее — и как название народа». Южносунский посол Сюй Тин, посетивший Монголию в 1235—1236 годах, сообщает: «[Татарский владетель] каждый раз называет татар «своей костью». Слово «кость» издревле служило у тюрок для обозначения патрилинейного родства. Имя «Монгол» в то время означало не этноним и не политоним, а династию, «кость», клан.

Термин «монголо-татары» («мэн-да») появился в китайских источниках именно в связи с восшествием на престол Чингисхана, объявившего о появлении монгольской династии, после чего к традиционному «та-та» / «да-да» («татар») добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии. Поэтому государство Чингисхана с 1211 года впервые получило официальное наименование «Да мэн-гу го», т. е. «Великое Монгольское государство».

Китайские чиновники очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и о династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ. Татар же научили подобной титулатуре чжурчжэньские перебежчики, хорошо знавшие традиции китайской канцелярии. Не исключено, что перебежчики были из тех татар, кого называли «дю» и в чьи обязанности входила охрана северных границ государства чжурчжэней.

Во второй половине ХII века имя «монгол» относилось «ко всем племенам, родоначальниками которых были потомки легендарной Алан-Гоа, — писал Н.Ц. Мункуев. — Поэтому в указанное время монголами были барулас, адаркины, уруты и мангуты, а также ответвившиеся позднее племена — тайчиуты, бесуты, хонхотан, арулад, генигес и др. … Как общее название слово «монгол», очевидно, можно было прилагать ко всем родам и племенам, ведущим свое происхождение от легендарных предков Чингисхана».

Тамги Бату и Берке

Итак, название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus не несет этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей. В то же время, когда речь заходит о татарах этого государства, то указывается на этноним. В хронике «Да Цзинь гочжи» (1234 год) поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары (дада) Монгольского государства». Записки о монголах Сюй Тина начинаются такими словами: «Государство черных татар <…> называется Великой Монголией». «Дом Чингисхана», как впоследствии «Дом Бату», предполагал родовую наследственность, и в то же время его можно было в политическом плане понимать расширительно. «Дом» — это некий клан, состоящий из близких родственников и влиятельных политических сил, как правило, становящихся через браки дальними родственниками. «Дом», независимо от того, совпадает он этнически с народом или нет, противостоит демосу (будун). Поэтому, когда мы говорим: «Монголы правили империей татар», то имеем в виду не этносы «монгол» и «татар», а правящий клан «Великих Монгол» и народ «татар».

Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о гражданах. Когда один из переписчиков в XIV веке уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо указал и правящую династию, и подвластный народ.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов

ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль Сибгатович

Электронный научный архив УрФУ: Монголо-татары – кто они

Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/87413

Title: Монголо-татары – кто они
Authors: Коротков, В. А.
Issue Date: 2020
Publisher: НТИ (филиал) УрФУ
Citation: Коротков В. А. Монголо-татары – кто они / В. А. Коротков. — Текст : электронный // Молодежь и наука : материалы международной научно-практической конференции старшеклассников, студентов и аспирантов 29 мая 2020 г. ; Министерство науки и высшего образования РФ, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», Нижнетагильский технологический институт филиал.
— Нижний Тагил : НТИ филиал УрФУ, 2020. — С. 516-520.
Abstract: Методика исследования состоит в рассмотрении, оставляемых обычно без внимания, событий и фактов, касающихся монголо-татар, и соотнесения их с логикой последующих событий. В работе показано, что в средние века монголо-татарами считались скифы – белый народ, от которого, по всей видимости, произошли русские. Отличались они справедливостью и, по мнению историка Лызлова, не только земля, но и небо должно было их любить. Из их среды вышел византийский царь Андроник и род русских князей Рюриковичей, которые в 12–13 веках в Европе и на Руси установили справедливое правление по принципу «каждому по труду», который сегодня называется «социалистическим». Русский народ приверженность ему сохранял на протяжении веков. Вероятно, поэтому, несмотря на принятие Россией в конце 20-го века несправедливого «права частной собственности», противного принципу «каждому по труду», Запад не признал Россию своей, а продолжил называть ее «главным врагом».
Тем не менее, принцип социалистической справедливости находит сторонников даже в среде капиталистов. Последнее следует из сообщения Е. Забродиной в Российской газете № 184 за 2019 г. В нем сказано, что 181 участник из 195 членов «Круглого стола бизнеса» (объединение топ-менеджеров крупнейших корпораций США) провозгласили отказ от прибыли акционеров, как главной цели развития, в пользу инвестирования в сотрудников и местные сообщества. Вполне в духе социализма.
Keywords: МОНГОЛО-ТАТАРЫ
ПРИНЦИП СОЦИАЛИЗМА
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
URI: http://hdl.handle.net/10995/87413
Conference name: Международная научно-практическая конференция старшеклассников, студентов и аспирантов «Молодежь и наука»
Conference date: 29.05.2020
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=43826930
ISBN: 978-5-9544-0106-6
Origin: Молодежь и наука. – Нижний Тагил, 2020
Appears in Collections:Конференции, семинары

Show full item record   Google Scholar


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. Монгол Татарин представитель монгольского народа Средней Азии, вторгшийся в Россию в 13 веке

  2. управляющий редактор редактор, отвечающий за всю редакционную деятельность газеты или журнала

  3. монокультура Действие или практика выращивания только одного типа сельскохозяйственных культур

  4. лестница-обезьяна легкая лестница на мостик-обезьяну на корабле

  5. дерево обезьяньего хлеба Африканское дерево с чрезвычайно толстым стволом и плодом, напоминающим тыкву, со съедобной мякотью, называемой обезьяньим хлебом

  6. Монголоидная раса азиатская раса

  7. Монголоидный (оскорбительный и устаревший), принадлежащий или относящийся к одному из традиционных расовых подразделений человечества, включая особенно народы Центральной и Восточной Азии, или характерный для них

  8. поверенный получатель мандата

  9. Рыбы-филе Monocanthidae

  10. дерево мангустина Восточно-индийское дерево с толстыми кожистыми листьями и съедобными плодами

  11. cunctator тот, кто откладывает работу

  12. дерево манго большое вечнозеленое тропическое дерево, культивируемое из-за его больших овальных плодов

  13. калека Лицо, которое калечит, уничтожает, уродует или калечит

  14. свекла мангольда с большим желтоватым корнем

  15. Монгольский представитель кочевых народов Монголии

  16. свекла мангель-вурцель с большим желтоватым корнем

  17. Монголия социалистическая республика в Центральной Азии, не имеющая выхода к морю

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. Монгол Татарин представитель монгольского народа Средней Азии, вторгшийся в Россию в 13 веке

  2. Монголоидная раса азиатская раса

  3. Монгольская раса азиатская раса

  4. монокультура Действие или практика выращивания только одного типа сельскохозяйственных культур

  5. мангольд-вурцель свекла с большим желтоватым корнем

  6. Монгольская династия императорская династия Китая с 1279 по 1368 год

  7. управление домом втроем на троих

  8. дерево обезьяньего хлеба Африканское дерево с чрезвычайно толстым стволом и плодом, напоминающим тыкву, со съедобной мякотью, называемой обезьяньим хлебом

  9. ring-around-the-rosy детская игра, в которой игроки танцуют по кругу и по сигналу приседают

  10. лестница-обезьяна легкая лестница на мостик-обезьяну на корабле

  11. поверенный получатель мандата

  12. Монголоидный (оскорбительный и устаревший), принадлежащий или относящийся к одному из традиционных расовых подразделений человечества, включая особенно народы Центральной и Восточной Азии, или характерный для них

  13. род Leptinotarsa ​​Колорадские жуки

  14. Навигация по записям

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *