Ученые обнаружили останки воинов времен монголо-татарского ига в заповеднике на Урале — Новости Урала
ЕКАТЕРИНБУРГ, 1 сентября. /ТАСС/. Археологи обнаружили останки всадников времен монголо-татарского ига во время раскопок в Ильменском государственном заповеднике в Челябинской области. Останки датируются XII-XV вв., сообщил в пятницу журналистам главный научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Александр Шорин.
«Для нас было полной неожиданностью найти в Ильменском заповеднике погребения второй четверти второго тысячелетия нашей эры. Радиоуглеродный анализ одной из костей показал, что останки датируются XII-XV вв. Это время монголо-татарского нашествия и время после. <…> Эти люди были всадниками, по результатам анализов костных останков выяснилось, что они с детства сидели на коне и не раз падали и получали определенные травмы, связанные с падением с лошади», — сказал Шорин.
По его словам, раскопки проводили в Ильменском заповеднике около Черноскутского могильника рядом с памятником археологии «Кордон Миассово 1».
Шорин отметил, что в обоих захоронениях также были найдены бронебойные наконечники стрел, конская упряжь, остатки лука. «Останки взрослого всадника, возможно, принадлежали одному из руководителей племени. Это был воин, может быть, один из руководителей общины, которая похоронила его с почестями», — сказал он.
Ученый добавил, что найденные останки принадлежат к группе угорских народов. «Еще в VIII веке они не отправились осваивать новые территории, а остались здесь и со временем трансформировались в современных манси, поволжских татар и башкир. <…> Данное племя было очень воинствующим», — сказал Шорин.
Ильменский заповедник — природная охраняемая государством заповедная территория, располагается в Челябинской области, недалеко от города Миасс.
Первый поход монголо-татар на Беларусь. Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации.
Первый поход монголо-татар на Беларусь
Волею судеб в 1238–1241 годах Беларусь миновала угроза монголотатарского нашествия. Почти все русские, а также украинские земли были опустошены и подчинены ханом Батыем. Тумены азиатских воинов проносились с востока и юга вблизи Беларуси, однако в ее пределы так и не ворвались. Почему? История не оставила ясного ответа на этот вопрос.
Известные письменные источники и материалы археологических раскопок пока только подтверждают сам фа войска Батыя в Беларуси не было.
По крайней мере дважды монголо-татары имели удобную возможность завоевать белорусские земли. В начале — время второго этапа нашествия, когда они опустошали Черниговщину. До Гомеля было совсем близко, а дальше юго-восточная Беларусь, и на пути тут особых природных препятствий не существовало. Затем такой же случай представился после захвата Киева, в конце 1240 — начале 1241 года, когда татары прошли по северу Украины и сосредоточились под Владимиром Волынским
Там стояло около 50 тысяч лучшего войска Батыя, отдыхавшего перед походом на Польшу, Венгрию и Чехию. Этой орде необходимо было питаться, издалека привозить продовольствие. Но даже тогда татары не решились пойти на север, в пределы соседней Беларуси. Во всяком случае никаких достоверных сведений о таких рейдах не существует.
Чем руководствовались ордынцы, обходя стороной близкие и совсем не бедные земли Беларуси? Историки объясняли это разными причинами. Чаще всего говорили, что монголо-татары не дошли до Беларуси, поскольку были ослаблены борьбой с русскими княжествами. Однако под Киевом Батый имел войско намного большее, нежели под Рязанью. Его тумены победно пронеслись по Европе, и если бы не смерть великого хана — неизвестно, чем бы все закончилось.
Также не вызывает доверия мнение, будто татары просто не хотели идти в белорусские леса после украинских просторов: не испугали же их чащи и болота Восточной Руси.
Таким образом, пока неизвестно, по каким причинам Беларусь осталась в стороне от Батыевых путей. Между тем это обстоятельство имело для исторических судеб белорусов особое значение.
Первое вторжение татарской орды в Беларусь произошло спустя двадцать лет после Батыя. Оно было вызвано активностью правителей Великого Княжества Литовского на востоке. Когда их дружины начали совершать походы на Смоленщину, орда встревожилась.
Зимой 1258/59 года на запад Беларуси двинулось большое татарское войско во главе с ханом Бурундаем. Последний повелел участвовать в походе галицко-волынскому князю Васильке, написав: «Иду на Литву, ежи еси мирен — пойди со мною», — и тот не отказался.
Вместе с ордой в Белорусское Понеманье вторглось галицко-волынское войско князя Васильки, а Данила Галицкий сам напал на Волковыск — видимо, чтобы не уступать в инициативе хану Бурундаю.
Согласно летописи, коалиция опустошила громадные территории на западе Беларуси.
Эти набеги на наши земли повторялись еще не раз. Азиатские захватчики вторглись в Беларусь в 1275 году — и с ними пошли их галицковолынские союзники, затем то же произошло в 1277 году, когда ногайская орда налетела на Городню и Новогородок.
Третий поход состоялся в 1287 году. Всякий раз татары «чинили великое лихо и много пакости», однако эти вторжения не угрожали Беларуси ордынским господством.
Куда исчезли монголо-татары — Рамблер/новости
Татаро-монголы создали самую большую в истории империю. Их государство простиралось от Тихого Океана до Чёрного моря. Куда же исчез народ, контролировавший четверть земной суши?
Монголо-татар не было
Монголо-татары или татаро-монголы? Никто из историков или лингвистов не ответит на этот вопрос с точностью. По той причине, что монголо-татар никогда не было.
В XIV веке монголы, завоевавшие земли кипчаков (половцев) и Русь, стали смешиваться с кипчаками, кочевым народом тюркского происхождения. Половцев было больше, чем чужаков-монголов, и несмотря на политическое главенствование, монголы растворились в культуре и языке завоеванного ими же народа.
«Все они стали похожи на кипчаков, словно принадлежали к тому же роду, ибо монголы, поселившись в земле кипчаков, вступали с ними в браки и оставались жить на их земле», — утверждает арабский историк.
На Руси и в Европе в XIII-XIV веках татарами называли всех кочевников-соседей Монгольской империи, в том числе и половцев.
После разрушительных походов монголов слово «татары» (на латыни – tartari) стало своего рода метафорой: чужеземные «татары», молниеносно атаковавшие врагов, были будто бы порождением ада – Тартара.
Монголов сначала отождествляли с «людьми из ада», затем – с кипчаками, которыми они были ассимилированы. В XIX веке российская историческая наука решила, что «татары» — это тюрки, воюевавшие на стороне монголов. Так получился курьёзный и тавтологичный термин, представляющий собой слияние двух названий одного и того же народа и дословно означающий «монголо-монголы».
Порядок слов был обусловлен политическими соображениями: после образования СССР было решено, что термин «татаро-монгольское иго» слишком радикализует отношения между русскими и татарами, и их решили «спрятать» за монголами, которые в СССР не входили.
Великая империя
Монгольский правитель Темучин сумел победить в междоусобных войнах. В 1206 году он принял имя Чингисхан и был провозглашен великим монгольским ханом, объединив разрозненные кланы. Он провёл ревизию армии, разделив солдат на десятки тысяч, тысячи, сотни и десятки, организовал элитные подразделения.
Знаменитая конница монголов могла перемещаться быстрее любого другого рода войск в мире – в сутки она проходила до 80 километров.
Монгольское войско на протяжении многих лет разоряло многие города и деревни, попадавшиеся им на пути. Вскоре в Монгольскую империю вошли Северный Китай и Индия, Средняя Азия, а затем и части территорий Северного Ирана, Кавказа, Руси. Империя простиралась от Тихого океана до Каспийского моря.
Развал самого большого государства мира
Завоевательные походы передовых отрядов доходили до Италии и Вены, но полномасштабного вторжения в Западную Европу так и не произошло. Внук Чингисхана Батый, узнав о смерти Великого хана, вернулся со всем войском назад, чтобы избрать нового главу империи.
Еще при жизни Чингисхан разделил свои колоссальные земли на улусы между своими сыновьями. После его смерти в 1227 году, величайшая империя мира, занимавшая четверть всей суши и составлявшая треть всего населения Земли, оставалась единой в течение сорока лет.
Однако вскоре она начала распадаться. Улусы отделялись друг от друга, появились уже независимые империя Юань, государство Хулагуидов, Синяя и Белая Орда. Монгольскую империю разрушили административные проблемы, внутренняя борьба за власть и неспособность контролировать громадное население государства (порядка 160 миллионов человек).
Еще одной проблемой, возможно, самой основной, стал пёстрый национальный состав империи. Дело в том, что монголы не доминировали в своем государстве ни в культурном, ни в численном планах. Продвинутые в военном плане, знаменитые всадники и мастера интриг, монголы не смогли удержать свою национальную идентичность в качестве главенствующей. Покоренные народы активно растворяли в себе завоевателей-монголов, а когда ассимиляция стала ощутимой, страна превратилась в раздробленные территории, на которых, как и прежде, проживали разные народы, так и не ставшие единой нацией.
Несмотря на то, что в начале XIV века империю попытались пересоздать как конгломерат независимых государств при главенстве великого хана, долго она не протянула. В 1368 году в Китае проходит восстание красных повязок, в результате которого империя исчезает. Только спустя век, в 1480 году, будет окончательно снято монголо-татарское иго на Руси.
Несмотря на то, что империя уже развалилась на несколько государств, каждое из них продолжило дробление. Особенно это затронуло Золотую Орду. За двадцать лет там сменилось больше двадцати пяти ханов. Некоторые улусы хотели получить независимость.
Русские князья воспользовались замешательством междоусобных войн Золотой Орды: Иван Калита расширил свои владения, а Дмитрий Донской разбил Мамая в Куликовской битве.
В XV веке Золотая Орда окончательно распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское и Сибирское ханства. Правопреемником Золотой Орды стала Великая или Большая Орда, которую также раздирали междоусобицы и войны с соседями. В 1502 году Крымское ханство захватило Поволжье, в результате чего Большая Орда прекратила своё существование. Остальные земли были поделены между другими осколками Золотой Орды.
Куда же делись монголы?
Есть несколько причин исчезновения «татаро-монголов». Монголы были культурно поглощены завоеванными народами, поскольку легкомысленно относились к культурной и религиозной политике.
Кроме того, монголы не являлись большинством в военном отношении. Американский историк Р. Пайпс пишет о численном составе армии Монгольской империи: «Покорившее Русь войско возглавлялось монголами, однако ряды его состояли в основном из людей тюркского происхождения, в обиходе известных под именем татар».
Очевидно, монголы были окончательно вытеснены другими этносами, а их остатки смешались с местным населением. Что же до татарской составляющей неверного термина «татаро-монголы» — многочисленные народы, жившие на землях Азии и до прихода монголов, называемые европейцами «татары», продолжили там жить и после развала империи.
Однако это не значит, что кочевые монгольские воины исчезли насовсем. После распада империи Чингисхана возникло новое монгольское государство – империя Юань. Ее столицы были в Пекине и Шанду, а во время войн империя подчинила себе территорию современной Монголии. Часть монголов была в дальнейшем изгнана из Китая на север, где и закрепилась на территориях современных Внутренней (входящем в состав Китая автономном районе) и Внешней Монголии.
татаро-Монголы в Дагестане | Dagpravda.ru
Монгольские завоевания и господство сопровождались неслыханными злодеяниями, убийствами десятков тысяч населения, систематическими грабежами, разорением цветущих городов и деревень, массовым угоном населения в рабство. Монгольская империя создавалась огнем и мечом, огнем и мечом поддерживалось господство орд в завоеванных землях. Одной из главных побудительных причин этих захватнических войн было стремление кочевой скотоводческой аристократии, а также и самого Чингисхана к добыче дани с культурных стран.
После опустошения западных областей государства хорезмшахов монгольский отряд под командованием Джебе и Субудея, направленный Чингисханом в 1220 г. для преследования хорезмшаха Мухаммеда, прошел Северный Иран, затем они вторглись на Кавказ.
Вступление монголо-татар в Закавказье сопровождалось неслыханными жестокостями. Как свидетельствует армянский историк Киракос Гандзакеци: «Монголо-татары предавали мечу все, что встречалось им на пути: людей, скот и даже собак». Монголо-татары предали города Азербайджана: Нахичевань, Ардебиль, Балакан, Гянджа и др., грабежу и разрушениям, население городов, оказавшее сопротивление завоевателям, беспощадно истреблялось, а оставшихся в живых обращали в рабство. При захвате этой обширной территории, пишет проф. А.А.Али-Заде, войска Чингисхана подвергли жестокому опустошению, разграблению большую часть городов и крепостей, расположенных на пути их следования. Из Азербайджана монголо-татары двинулись в Грузию, где встретили упорное сопротивление.
Опустошив и разорив часть Грузии, монголо-татары направились в Ширван и захватили Шемаху. Вот как описывает Ибн-ал-Асир взятие Шемахи: «Татары осадили… город Шемаху. Жители его бились с ними и упорно выносили осаду… Бой свирепствовал три дня, и близка была гибель их… и тогда жители сказали друг другу: «Нельзя уйти от меча: для нас первое дело стойкость, умрем почетно». Однако ослабевшие жители не выдержали натиска численно превосходящих сил монголо-татар. Город был взят приступом, затем опустошен и разграблен завоевателями, большое количество жителей было истреблено. После взятия Шемахи в 1222 г. монголо-татары отправились в сторону Дербента, через который они намеревались пройти на Северный Кавказ. Но через сильно укрепленный Дербент пройти им не удалось.
Об этом пишет Рашид-ад-дин: «Так как проход через Дербент был невозможен, то они — монголо-татары — послали к ширваншаху (сказать): Пришли несколько человек, чтобы нам заключить мирный договор.
Несколько иное описание дает Киракос Гандзакеци. «Из Грузии,—пишет он,—монголо-татары направились к Дербентским воротам с намерением возвратиться восвояси. Однако таджики, владевшие Дербентом, не пропустили их». Этими «таджиками», возможно, были 50 тысяч дружественных хорезмшахам кипчаков, захвативших Дербент и отрезавших монголам путь на север. С этим можно согласиться, поскольку кипчакские племена, как указывает арабский историк ан-Насави, были связаны с хорезмшахами «дружбой и любовью», что, видимо, послужило причиной враждебности монголо-татар к кипчакам, так как последние были, как отмечает тот же автор, и «корнем их (хорезмшахов) славы и основой многочисленности их войск».
Однако сообщение Киракоса Гандзакеци, на наш взгляд, еще не дает основания считать, что Дербент обороняли только кипчаки. Возможно, Киракос Гандзакеци под «таджиками» имел в виду самих жителей Дербента, которые мужественно обороняли город и не пропустили врага. Кроме того, если бы кипчаки обороняли Дербент, то такие осведомленные авторы, как Ибн-ал-Асир и Рашид-ад-дин, несомненно, сказали бы об этом.
Итак, когда монголо-татары убедились, что через Дербент пройти им не удастся, то, как свидетельствует Киракос Гандзакеци, «убийствами и угрозами узнав у заложников обходную дорогу, по неприступным местам перешли Кавказские горы, заваливая пропасти деревом, камнями, бросая туда свой багаж, даже лошадей и военное снаряжение, и таким образом прошли обратно на свою родину». Сведения Киракоса Гандзакеци подтверждаются другим армянским историком Себастаци, который пишет, что когда жители «Дербента не пропустили их – монголов, тогда они пересекли труднопроходимые места Кавказских гор и ушли». В создавшейся ситуации единственной дорогой, по которой монголы могли выйти на Северный Кавказ, была дорога через внутренний Дагестан по труднопроходимым горам, по которой, как мы уже ранее говорили, с большими трудностями, заваливая пропасти деревом, багажом своим, даже лошадьми и снаряжением, прошли завоеватели.
Здесь можно было бы допустить, что монголо-татары, обойдя Дербент, могли выйти на прибрежную часть Дагестана, но приведенные сведения Киракоса Гандзакеци и Себастаци дают нам основание говорить о том, что монголо-татары прошли именно через внутренний Дагестан. «Пройдя Дербенд-Ширван, — писал Ибн-ал-Асир, — татары вступили в области, в которых много народностей: аланов, лакзов и несколько тюркских племен (таифа), ограбили и убили много лакзов-мусульман и неверующих, произвели резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран и дошли до аланов, состоявших из многих народностей». Из этих строк можно сделать вывод о том, что народы Дагестана самоотверженно боролись против монголо-татар. Устраивали засады, решительно вступали в бой с превосходящими силами врага.
Из-за отсутствия достоверных сведений не представляется возможным установить точный маршрут продвижения монголо-татар через Нагорный Дагестан при первом походе в 1222 г. По мнению известного краеведа Б. Малачиханова, монголо-татары могли пройти на Северный Кавказ только через внутренний Дагестан по маршруту р. Самур—Курах—Кумух—Чох—Гидатль и Чечня». «Мы рассматриваем трассу,—подчеркивает он,—как чрезвычайно важный стратегический путь с Юга на Северный Кавказ в обход Дербента и всей приморской узкой полосы, и не могло ли случиться, что в первый свой приход на Кавказ в 1222 году монголы шли на север именно по этому пути через Кумух».
Некоторые исследователи-дагестановеды разделяют это мнение. Хотелось бы внести в эти суждения некоторые дополнения. Опираясь на собранный нами историко-этнографический материал, можно предположить, что монголо-татары, обойдя Дербент, прибыли в Касумкент, оттуда в Хив по ущелью «Магъу-дере» Агул, Кумух, Чох, Хунзах, Ботлих и через Андийский перевал в Чечню. Во-первых, для монголо-татар не было необходимости после неудачной попытки пройти через Дербент возвращаться обратно к Самуру и отсюда через Курах идти к Кумуху. К тому же предложенный нами маршрут намного короче и менее труден, чем тот, о котором писал Б. Малачиханов.
Конечный пункт, где побывали монголо-татары при первом походе через Дагестан, это Анди. В пользу данного предположения говорят и предания, которые сохранились в этих местах. В частности, в одном из них говорится, что путь монголам преградили андийцы, и вблизи селения произошло кровопролитное сражение. Горцы, несмотря на проявленное мужество, были разбиты. Монголы, уходя, оставили здесь своего ставленника по имени Елук, с которым местные жители связывают строительство в этих местах крепости и укрепленных населенных пунктов Рикваки и Ашали. Любопытно отметить, что ныне в сел. Гагатль сохранился род Елукилал, происхождение которого связывают с именем монгольского ставленника Елука. Не является ли эта легенда отголоском пребывания в этих краях монголо-татар при первом походе через Дагестан? Как видно из вышесказанного, при первом походе маршрут монголо-татар на Северный Кавказ лежал именно через внутренний Дагестан.
Выбравшись с большими трудностями и ценой значительных потерь из Дагестана, монголо-татары двинулись дальше на север и «прибыли к аланам» — народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них».
«татарин». В 1292 году монгольское войско вторглось на Яву… | by Средневековая Индонезия
В 1292 году монгольская армия вторглась на Яву. Это событие описано в китайских историях и в ряде исторических текстов на старояванском языке, в том числе kakawin Deśawarnana , написанном в 1365 году и сохранившемся в ряде рукописей, в основном девятнадцатого века, и Pararaton , народной истории Восточная Ява на поздне-старояванском (так называемом «среднеяванском»), составленном, вероятно, в шестнадцатом веке и также сохранившемся в более поздних рукописях (1) .
Одной из интересных особенностей этих текстов является то, что они оба используют слово татарский для обозначения монголов. Монгольский хан, который во время вторжения был Хубилай-ханом, также известным как «Хубилай-хан», упоминается в Параратон как рату татар или рату рин татар «царь татар». Солдаты, которые в обеих версиях на стороне Радена Виджая против узурпатора Джаякатвана, называются вон татар (или, в Дешаварнана [44. 4], wwaṅ татар ), что означает «татарский народ». Это то, что яванские тексты имеют общего со многими другими средневековыми афро-евразийскими источниками о монголах и их завоеваниях.
Татарин — один из великих странников Средневековья. Это имя, под которым монголы почти всегда были известны по всей Афро-Евразии, хотя на самом деле «татар» изначально был этнонимом одного из первых врагов монголов — противников в степи до огромной экспансии монгольского улуса . при Чингисхане.Это старое имя встречается в ряде древнетюркских надписей восьмого века нашей эры, древнейшей из которых является Кул-тегинская надпись.
Неизвестно, почему именно монголов стали называть татарами; монгольские источники чаще всего используют слово «монгол» (ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ), даже с древнейших времен. Например, в письме Хубилая к «царю Японии» в 1266 г., незадолго до основания династии Юань, мы находим термин 大蒙古國 «Великое монгольское государство» (предположительно эквивалентный монгольскому еке (их) монгольский улус ). ) (Фигура 1).蒙古 (пиньинь: ménggǔ ; произношение ‘Phags-pa: munggu ) — это просто китайская транслитерация Monggol , возможно, посредством чжурчжэньского (2) . В каменной надписи Чингисхана 1224–1225 гг. (Санкт-Петербург, Эрмитаж, инв. № БМ-728) также используется слово монгол в стандартном классическом монгольском написании (3). Таким образом, мы можем быть уверены, что «татарин» не было монгольским самоназванием, по крайней мере, среди элиты (4) .
Рис.1 — Копия письма Хубилай-хана 1268 года «королю Японии» 1268 года с выделенными иероглифами 蒙古 — Нара, Тодай-дзи.В любом случае запись от 1224 г. н.э. (6732 г. по византийскому календарю, за которым следует Русь) в древневосточнославянской Новгородской летописи является самым древним русским текстом, в котором упоминается имя «татар», и, возможно, самым древним таким упоминанием. в западной части Афро-Евразии. В переводе Сергея Зеньковского (1974:39):
‘6732 (1224) В том же году за грехи наши пришли неведомые племена. Никто не знал, кто они, каково их происхождение, вера или язык, и одни называли их татарами, другие — таурменами, третьи — печенегами». Русских (и других) как «татар», потому что «татары были […] монгольским племенем, из которого были взяты ударные отряды для наступающей монгольской армии». Это кажется распространенным объяснением, но мне интересно, насколько оно применимо к яванским свидетельствам.Возможно ли, что такие же «ударные отряды» использовались армией Субедэя в походах в Среднюю Азию в 1220– и годах в заморских экспедициях юаней в 1290-х годах?
Опять же, вполне возможно, что яванское имя произошло из западного афро-евразийского источника, возможно, персидского или арабского, а не из непосредственного опыта. «Татарский» встречается в обоих языках, по-видимому, пишется <تتار> — как, например, в энциклопедии египетского ученого ан-Нувайри начала XIV века « The Ultimate Ambition in the Arts of Erudition » (§5.2), где Чингисхан описывается как «царь татар» (в переводе Элиаса Муханны 2016 года).
Рис. 2 — «þe lond of Tartary» в начале рассказа Сквайра из « Кентерберийских рассказов» Чосера. Лондон, Британская библиотека, Harley 7334, f.149r, датированный 1410 годом.В латинско-христианской Европе к названию добавился дополнительный
— не татарский , а татарский (отсюда стейк тартар ). Говорят, что это произошло из-за влияния классического греческого Τάρταρος ( Tartaros ), адской тюрьмы титанов, подразумевая, что татары/монголы пришли из ада.Эта форма встречается в латинском стихотворном отчете о монгольском вторжении в Венгрию, Planctus destroyis regni Hungariae per Tartaros (1242), и к позднему Средневековью она стала стандартным названием не только для монголов, но и для Тартарии. или Тартария (см. рис. 2), для огромного участка земли во Внутренней Азии. Примечательно, что в греческом языке эта форма была принята , а не : например, в описании вторжения Тимура в Анатолию в «» Михаила Панарета «Об императорах Трапезунда» (конец четырнадцатого века) мы находим Τάταρ (в § 105 после издания Скотта Кеннеди 2019 года и английского перевода текста). Называя монголов wwaṅ татар , яванские композиторы kakawin Deśawarṇana и Pararaton , таким образом, следовали тенденции, обнаруженной во всем афро-евразийском полушарии — еще одно свидетельство, если таковое вообще было необходимо, что Ява была неотъемлемая часть средневекового мира.
Notes
(1)
(1) Вот я полагаю на феодор Pigaud’s 1960 издание De’awarnanaNa в объеме I его Java в 14 веке , старый яванский текст, по-видимому, надежно заслуживает доверия .Однако, как известно, это не так, и для интерпретации текста я использую намного лучший английский перевод 1995 года Стюарта Робсона для KITLV. Pararaton еще не опубликован в актуальном издании, но первая попытка транскрипции и английский перевод И. Густи Путу Пхалгунади вышла в 1996 г. ( The Pararaton: A Study of the Southeast Asian Chronicle , New Дели: Сандип Пракашан), и это текст, который я использую здесь.
(2) Это до сих пор название Монголии и монголов на китайском языке.Если я правильно помню, это довольно старое имя и может быть датировано до завоеваний, но я не хочу продолжать это глубокое погружение, поэтому я оставлю его там.
(3) Я сфотографировал этот камень в Эрмитаже в начале этого года, но комната, в которой он находится, откровенно говоря, довольно темная, и текст неразборчив, если не знать, на что именно смотришь. Вы можете найти изображения и транскрипцию в Интернете, если хорошо посмотрите (и фотографии реплики в Улан-Баторе тоже).
(4) Но посмотрите интересное видео по татаро-монгольскому вопросу, в котором есть ссылка на недавнюю работу Стивена Поу о взаимодействии двух имен.Поу утверждает, что «татар» было старым именем, а «монгол» — новым обозначением, созданным монгольской элитой (возможно, самим Чингисханом), которая постепенно заменила «татар» в течение тринадцатого века.
Дополнительное примечание : Среднее форматирование не допускает вертикального текста на классическом монгольском языке. Это позор, но на самом деле классический монгольско-уйгурский шрифт, написанный горизонтально, известен из некоторых рукописей эпохи Тимуридов, поэтому я полагаю, что могу с этим жить.
РЕКОМЕНДАЦИИ
аль-Нувайри, Шихаб аль-Дин.2016 г. (1314–1333 гг.). Высшее стремление в искусстве эрудиции. Муханна, Элиас (пер.). Нью-Йорк: Книги пингвинов.
Кеннеди, Скотт. 2019. Две работы по Трапезунду . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Пижо, Th. Г. Т. 1960. Ява в 14 веке . Том I. Гаага: Мартинус Нийхофф.
Робсон, Стюарт. 1995. Десаварнана . Лейден: KITLV Press.
Зеньковский Серж А. (ред.). 1974. Древнерусские былины, летописи и сказания .Нью-Йорк: Меридиан.
У меня есть учетная запись Ko-Fi, если вы хотите выразить свою признательность за эту и другие истории на Medium: https://ko-fi.com/P5P6HTBI
монголов в мировой истории | Азия для преподавателей
Ключевые фигуры монгольской истории
Марко Поло (1254-1324 гг.
)Венецианский купец и искатель приключений находился в Китае с 1275 по 1291 год и вернулся в Европу с необычными отчетами о своих путешествиях в Персию, Китай, Среднюю Азию, Армению и Юго-Восточную Азию среди других мест.
Карта путешествия Марко Поло
Прочтите следующие отрывки из рассказа Марко Поло о жизни при дворе Хубилай-хана. Текст взят из «Книга сира Марко Поло: Венецианец о королевствах и чудесах Востока», , том 1, переведенный и отредактированный полковником сэром Генри Юлом.
ЗАБРОНИРОВАТЬ ПЕРВУЮ
• Глава XLVI: О городе Каракороне [PDF]
Об основании города Каракорона (Хара Хорум), первой монгольской столицы, и собственной теории Марко Поло о возвышении татар (монголов)КНИГА ВТОРАЯ, ЧАСТЬ I
• Глава VIII: О личности Великого Каана [PDF]
Физическое описание Хубилай-хана и общее описание его семьи, его двора и наложниц• Глава IX: О сыновьях Великого Каана [PDF]
Описание двадцати двух сыновей Хубилай-хана• Глава X: О дворце Великого Каана [PDF]
Описание дворца Хубилая в Чамбалуке (Дайду/Пекин)• Глава XI: О городе Камбалюк [PDF]
Подробное описание плана города Камбалюк (Дайду/Пекин)• Глава XXII: О городе Камбалук, его большом движении и населении [PDF]
Подробное описание населения и жизни в городе Камбалук (Дайду/Пекин)• Глава XXIII: О притеснениях Ахмата Байло и о заговоре, составленном против него [PDF]
Отчет о заговоре против Ахмата, которому Хубилай-хан многое доверил, пока не узнал о его коррумпированных путях• Глава XXIV: Как Великий Каан заставляет кору деревьев, превращенную в нечто вроде бумаги, выдавать за деньги по всей его стране [PDF]
Описание бумажных денег, как они производились и обращались в монгольском Китае• Глава XXVI: Как каанские почтовые отправления и бегуны перемещаются по многим землям и провинциям [PDF]
Подробное описание почтовой системы в монгольском КитаеДля оценки произведений Марко Поло:
Азия Марко Поло, Леонардо Ольшки (Беркли: University of California Press, 1960).К вопросу о том, действительно ли Марко Поло добирался до Китая:
«Действительно ли Марко Поло добирался до Китая?» Моррис Россаби→ Вернуться на главную страницу МОНГОЛОВ
Чарльз Дж. гальперин. Татарское иго. Колумбус, Огайо: Славика. 1986. Стр. 231. 15,95 долл. США | Американское историческое обозрение
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.
Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Многие общества предлагают членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Институциональная администрация
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения.Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
История Центральной Азии — Келлер: Ресурсы: Монголы
Монгольское наследие в Центральной Азии
Абулгази Бахадур-хан (1603–1663). История монголов и татар. Петр I Демезон, барон, пер. Сент-Леонар, Франция: Ad Orientem, 1970.
. На английском языке: Общая история тюрков, моголов и татар, вульгарно называемых татарами: вместе с описанием стран, населяемых ими, в двух томах: I. Генеалогическая история татар, перевод с татарской рукописи, написанной в язык Моголов Абу’л Гази Бахадера, хана Хорезма; II. Отчет о современном состоянии Северной Азии, включая Великую Татарию.. . Лондон: напечатано для Дж. и Дж. Кнаптона, 1729–1730 гг. Интернет-версия доступна через Thomson Gale, 2003.
Или Шаджрат-уль-Атрак, или Генеалогическое древо турок и татар , Лондон, Западная Каролина Аллен и Ко. , 1838.Бартольд, Василий В. Четыре этюда по истории Средней Азии . Лейден, Э.Дж. Brill, 1956. Бартольд умер в 1930 г., но ученые до сих пор полагаются на его работу. Эти три небольших тома читаются плотно, но являются единственным англоязычным источником информации по некоторым темам.Сосредоточьтесь на монгольском улусе Чагатая и тимуридских правителях.
Бенсон, Линда и Ингвар Сванберг, Последние кочевники Китая: история и культура казахов Китая . Армонк, Нью-Йорк, 1998. Очень доступная книга о редко изучаемой группе.
Брегель, Юрий. Исторический атлас Средней Азии. Leiden: Brill, 2003. Это дорого, но лучшей коллекции карт и исторических текстов нет.
Дьюиз, Девин. Исламизация и исконная религия в Золотой Орде: Баба Туклес и обращение в ислам в историко-эпической традиции .Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1994. Глубокое научное исследование тюрко-монгольских культурных изменений.
Гейсс, Пол Георг. Доцарская и царская Средняя Азия: общинная приверженность и политический порядок в условиях перемен (Лондон: Routledge, 2003). Содержит полезные, хотя и вводящие в заблуждение аккуратные таблицы племенных конфедераций и составляющих их подплемен. Используйте в коротких отрывках или для продвинутых студентов; почерк плотный, а иногда английский запутан.
Манц, Беатрис Форбс. Восстание и правление Тамерлана. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Краткое и ясное объяснение того, что монголы дали евразийским культурам (политическая/административная преемственность) и взяли у них (языки и религии). Подробное обсуждение многих культурных потоков, которые питали империю Тамерлана.
Мэй, Тимоти. Монгольские завоевания в мировой истории . Лондон: Reaktion Books, 2012 г. Превосходное однотомное исследование; один из немногих, в состав которого входит Улус Чагатая.
Макчесни, Роберт Д. Центральная Азия: основы перемен . Принстон, Нью-Джерси: The Darwin Press, 1996. Глава четвертая, «Право, лидерство и легитимность» (стр. 117–148), представляет собой подробный и легко читаемый отчет о монгольском политическом наследии в Центральной Азии.
Что нужно знать египтянам о татарах во время визита их президента
Премьер-министр Египта Мостафа Мадбули и президент Татарии Рустам Минниханов в Каире.14, 2018 — Египет сегодня
КАИР – 14 октября 2018 г.: Премьер-министр Мостафа Мадбули встретился в воскресенье с президентом Татари Рустамом Миннихановым в преддверии встречи со своим коллегой Абдель Фатахом ас-Сиси для обсуждения способов развития совместных отношений.В понедельник Минниханов и сопровождающая его делегация примут участие в форуме «Египет-Татарстан: горизонты совместного сотрудничества становятся региональными», организованном Генеральной федерацией торговых палат. На форуме будут рассмотрены пути активизации торгового обмена и инвестиционных отношений Каира и Казани.
Президент Татарстана Рустам Минниханов с премьер-министром Мостафой Мадбули 14 октября 2018 г. — Egypt TodayНиже приведены факты, которые египтянам было бы интересно узнать о Татарстане:
1 – Татарстан, федерация России, простирается более чем на 70 000 квадратных километров. Население составляет четыре миллиона человек, в основном мусульмане и православные.
2 – Татарстан пересекает множество рек, но самые крупные из них – Волга, Кама, Белая, Ик и Вятка.
Общий вид показывает Казанский кремль в Казани, Россия, 11 июля 2015 года. REUTERS/Maxim Shemetov3 – Основным источником дохода является нефть, которую начали добывать в 17 веке. Татарстан добывает 32 тонны сырой нефти в год, а его нефтяная компания «Татнефть» занимает шестое место в России по добыче нефти.
4 – Запасы нефти оцениваются более чем в один миллиард тонн.
5 – Его жители говорят на татарском и русском языках.
6 – Исторически «татары» были племенами, населявшими великий регион Северной и Центральной Азии, из которых возникла Монгольская империя. Однако не все татары были монголами. Как правило, татары не совершали набегов на Ближний Восток с монгольским императором Чингисханом. В последующие годы многие татары приняли ислам.
Женщины идут по улице, на которой расположены мечети и магазины мусульманской литературы, Казань, 21 июля 2012. REUTERS/Roman Kruchinin7 — Этнические татары также существуют в Северной и Центральной Азии и Восточной Европе в качестве меньшинств.
Татары — Периферия РоссииРоссийская Периферия
[ Рэйчел Хикс ]
Термин «татары» относится ко многим различным этническим группам в Центральной Азии и Сибири. Однако, как видно из переписи 1979 г., в СССР и остальном мире не проводилось различия между крымскими татарами, поволжскими татарами и сибирскими татарами (Рорлих, xiv). Прослеживая этногенез татар, мы обнаруживаем одно общее пересечение для многих групп: монгольское завоевание. Именно монголы первыми принесли среднеазиатских татар на периферию России.Название «татар» происходит от «приказа Чингисхана 1260 г. о том, что все покоренные народы именуются татарами, где татар является синонимом покоренного» (Рорлих, 5). Таким образом, татар часто идентифицируют как монголов, но они не более монгольские, чем любая из многих других этнических групп, завоеванных монголами, несмотря на то, что они известны как монголо-татары.
Хотя истинное происхождение татар оспаривается, общепринятыми являются два тезиса: первый утверждает, что они являются потомками кыпчаков, а второй утверждает, что они действительно произошли от булгар (Рорлих, 6).После распада Монгольской империи татары оказались во множестве разных ханств. В 1450-х годах Московия начала претендовать на наследство Золотой Орды, завоевав ханства. Ногайские татары, кочевая группа всадников, после московского завоевания разделились на три орды. Одна орда присоединилась к казахам, «Малая орда» пересекла Волгу, чтобы присоединиться к крымскому хану, а «Великая орда» осталась в центре Волги (Каппелер, 42). Волжские ханства перешли к Московии, а внутренние распри и вмешательство Московии привели к упадку Большой Орды, переселившейся в 1630-х годах через Волгу в Крымское ханство (Каппелер, 43).
Мусульманские тюркоязычные крымские татары оставались непокоренными до XVIII века (Каппелер, 45). Они вели битву против московитов при крымском хане и их союзниках ногайских татарах. В 1571 году они разграбили и сожгли Москву. В результате насилия историки часто ссылаются на татарское или монгольское «иго» — термин, который передает идею о том, что оккупация татар была ужасной для России. Гальперин, однако, опровергает это представление и доказывает в своей книге, что религиозное разделение между москвичами-христианами и татарами-мусульманами развило язык ненависти и угнетения, который поносил татар до конца истории.С поражением их союзника Османской империи в русско-турецкой войне крымские татары были ослаблены, и Крым перешел к московитам. Екатерина II сватала дворянство татар привилегиями. Она позволила татарским крестьянам сохранить свои земли и вела политику терпимости по отношению к исламу. Несмотря на это, «многие тысячи татар проголосовали ногами и эмигрировали в Османскую империю. Этой волне эмиграции суждено было продолжиться в последующие десятилетия, достигнув апогея во время и после Крымской войны» (Каппелер, 48).Не имея политической власти, татары сохранили свою религиозную и культурную самобытность, переехав, когда русские обосновались в Крыму.
Как и многие другие меньшинства, татары приветствовали падение монархии в 1917 году, хотя при монархии во второй половине XIX века происходила ограниченная политическая мобилизация. Организован Казанский социалистический комитет, созвано Национальное собрание мусульман Внутренней России и Сибири (Рорлих, 132). Вопрос об автономии разделил делегатов.Первоначально была надежда на большое тюркское государство на Среднем Поволжье; однако, когда Центральные мусульманские комиссариаты организовались в качестве своего правительства, первыми шагами было предотвращение создания параллельного исламского правительства (Рорлих, 132). Вскоре регион охватила гражданская война, и к 1919 г. поволжские татары оказались под властью коммунистов в составе Башкирской АССР, а в 1920 г. — в составе Татарской АССР (Рорлих, 142). Во время Второй мировой войны татары были перемещены, как и многие другие меньшинства, в результате сталинских программ переселения.Крымские татары были переселены в Среднюю Азию, в основном в Узбекистан (Айдынгюн, 116).
Несмотря на то, что они подверглись политике коренизации, как и остальная часть региона, татары сохранили отчетливое чувство идентичности. Их идентичность была настолько сильной, что, когда в 1989 году Советский Союз начал распадаться, тысячи татар вернулись на родину в Крым (Уильямс, 1). Массовое движение свидетельствовало о том, что, несмотря на раздробленность и проблемы коренизации, татары по-прежнему обладают отчетливым чувством национализма и отечества (Рорлих, 175).
Если у российской периферии есть какая-то четкая закономерность, так это то, что идентичность выбрана, и татары решили остаться татарами, несмотря на нынешнее пренебрежение к ним. Сегодня татарский — это распространенное уничижительное сленговое замечание, применяемое независимо от фактической этнической принадлежности в России. Этот выбор может показаться нелогичным, но история преследований, кажется, была вплетена в повествование, которое татары использовали для создания своей идентичности.
_______________________________________________________________
Процитированные работы:
- Айдынгюн И., Айдынгюн А.Крымские татары возвращаются домой: идентичность и культурное возрождение. Journal Of Ethnic & Migration Studies [сериал онлайн]. январь 2007 г.; 33(1):113–128. Доступно в: Academic Search Complete, Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 3 марта 2012 г.
- Андреас Каппелер, Российская империя: многоэтническая история (Нью-Йорк: Longman, 2001).
- Брайан Г. Уильямс, Крымские татары: опыт Disporia и создание нации (Бостон: Брилл, 2001).
- Чарльз Дж.