Моцарт и сальери краткий пересказ: «Моцарт и Сальери» краткое содержание трагедии Пушкина – читать пересказ онлайн

краткий пересказ по сценам (главам)

«Моцарт и Сальери».
Иллюстрация М. Врубеля

Произведение «Моцарт и Сальери» входит в состав знаменитого цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина.

«Моцарт и Сальери» — это небольная пьеса в двух сценах. В ее основе лежит миф о том, что композитор Сальери якобы отравил великого Моцарта из зависти к его таланту.

В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.

Смотрите:

— Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»

— Все материалы по творчеству Пушкина


Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкина: краткий пересказ по сценам (главам)

Сцена I

Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, «безумец» и «гуляка» Моцарт не заслуживает своей гениальности. 


В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег. 

Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену. 

Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.

Сцена II

Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение «Реквием (Requiem)» — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце. 

В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу. Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.

Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство — убийство Моцарта. 


Конец.

Таково краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина: краткий пересказ по сценам (главам), произведение в сокращении для читательского дневника.

Смотрите:

— Все материалы по трагедии «Моцарт и Сальери»

— Все материалы по творчеству Пушкина

Моцарт и Сальери краткое содержание пьесы Пушкина А.С., пересказ


Очень краткое содержание для читательского дневника

Композитор Сальери произносит монолог о том, что он изучил музыку как ремесло, «поверил алгеброй гармонию». Но многими своими произведениями он был недоволен и стал завидовать Моцарту, который был гениален от природы, а не вследствие упорного труда.

К Сальери пришёл Моцарт, попросил его высказать мнение о музыке, сочинённой им ночью, и сыграл своё сочинение. Сальери был потрясён божественной красотой этой музыки. Он пригласил приятеля обедать в трактире Золотого Льва и там отравил его, бросив яд в бокал вина. Отравитель был уверен, что сделал благое дело. По его мнению, гений Моцарта погубил бы творчество других композиторов, а наследника своего гениального дара он бы не оставил.

Популярные сегодня пересказы

  • Мальчик в белой рубахе — краткое содержание рассказа Астафьева
    Произведение представляет собой короткий рассказ, повествующий о событиях периода тридцатых годов прошлого столетия во время сильнейшей засухи.
  • Как жаль — краткое содержание рассказа Солженицына
    Анна Модестовна хочет взять справку в одной организации. Но там перерыв на обед, и ей придётся ждать. Женщина вышла на улицу. Погода осенняя, дождливая, грязная, но сейчас дождя не
  • Анализ произведения Жизнь Клима Самгина Горького
    Жанровая направленность произведения представляет в виде романа-эпопеи, являющегося самым крупным, итоговым творением писателя, создававшимся на протяжении более десяти лет.
  • Лесной царь — краткое содержание баллады Жуковский
    Красивое и грустное стихотворение о безвременной гибели маленького мальчика. Оно пронизано сказочными образами, украшено богатой речевой структурой. Несмотря на то, что стихотворение небольшое по содержанию

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Действие происходит в комнате.

Сальери произносит большой монолог. Композитор говорит о том, что с детства любит музыку. «Праздные забавы» и чуждые музыке науки его не прельщают. Он решил изучить музыку, как ремесло, и для этого умертвил звуки, разъял музыку и «поверил алгеброй гармонию».

После этого он стал творить, но часто был недоволен своими произведениями и жёг ноты. Раньше он никому не завидовал, а ныне стал завистником. Сальери досадует, что «бессмертный гений» дан не ему в награду за самоотверженный труд и усердие, а «гуляке праздному» Моцарту.

Входит Моцарт и говорит, что привёл скрипача, который в трактире играл арию из его оперы «Свадьба Фигаро». Композитору показалась эта игра забавной, и он предлагает Сальери её послушать.

Он приглашает войти старого слепого скрипача и просит сыграть что-нибудь из Моцарта. Тот стал играть арию из оперы «Дон-Жуан», и композитор захохотал. Но Сальери не была смешна интерпретация старика, и он прогоняет его. Моцарт даёт скрипачу за игру деньги, и тот уходит.

Моцарт говорит, что придёт к приятелю в другое время, так как тот сейчас не в духе. Сальери интересуется, что он принёс, и Моцарт отвечает, что ночью сочинил музыку и хочет услышать о ней мнение друга. Тот просит его сыграть, и композитор играет на фортепьяно своё сочинение. Потрясённый Сальери говорит: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Тот шутливо говорит, что «божество моё проголодалось». Сальери приглашает его обедать в трактир Золотого Льва. Моцарт соглашается и идёт предупредить жену, что обедать будет не дома.

Сальери убеждает себя, что он избран, чтобы «остановить» Моцарта, иначе творчество других композиторов, и его в том числе, погибнет. По его мнению, чем скорее гениальный композитор оставит этот мир, тем лучше для искусства, так как он не может передать свой дар никому. «Остановить» Моцарта Сальери хочет с помощью яда — последнего дара Изоры, своей возлюбленной, который он носит с собой 18 лет.

Сцена 2

В трактире Золотого Льва друзья обедают в особой комнате. Моцарт признаётся, что его тревожит Реквием, который ему заказал сочинить человек в чёрной одежде. С той поры он не появлялся, но композитору кажется, что он гонится за ним, как тень, и даже теперь сидит с ними за столом.

Сальери пытается развлечь Моцарта и вспоминает своего приятеля Бомарше, но Моцарта тревожит мрачное предчувствие, и он спрашивает о том, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Но тут же говорит:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. Не правда ль?

В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьёт за их «искренний союз», затем играет свой Реквием. Сальери слушает и плачет.

Моцарт говорит, что нынче он нездоров, и уходит, решив заснуть.

Отравитель, оставшись один, говорит, что Моцарт заснёт надолго. Вспомнив слова о том, что гений и злодейство несовместны, Сальери стал сомневаться в своей гениальности.

Короткий пересказ «Моцарта и Сальери» Пушкина

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.

Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными.

Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным».

Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить».

Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет.

Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта. Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось.

Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду. Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падет опять, как только он исчезнет.

Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не дает покоя мысль об этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате. Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро».

Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem.

Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

Это интересно: Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в, так называемую, «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Скупой рыцарь» по сценам. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом.

Главные герои произведения

В произведении «Моцарт и Сальери» всего два главных персонажа. Они абсолютно противоположны друг другу по характеру, образу мысли и взгляду на жизнь. Автор противопоставляет их один другому, как черный гений гению добра.

Моцарт — молодой талантливый композитор. Он доброжелателен, открыт, верит людям и относится к ним с чистым сердцем. Это жизнелюбивый человек, который легко идет по жизни. Моцарт создает талантливую музыку, которая вызывает восхищение у всего его окружения.

Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.

Помимо главных героев в произведении встречаются и второстепенные персонажи — человек в черном, старик со скрипкой. Они несут в своем образе скрытый смысл, который становится понятен читателю после более подробного знакомства с пьесой.

История Моцарта и Сальери Краткое изложение Пример эссе

Главные актеры и их персонажи, которых они сыграли: Вольфганг Амадей Моцарт Том ХалсЖена Моцарта Елизавета БерриддИмператор Иосиф II Джеффри Джонс Фильм «Амадей» был основан на двух композиторах, Моцарте и Сальери. В начале фильма Сальери пытается покончить жизнь самоубийством. К Сальери приходит священник и спрашивает, есть ли у него в чем исповедоваться. Затем Сальери начинает распутывать историю совместной жизни Моцарта и Сальери. Моцарт стал великим композитором с четырехлетнего возраста. Сальери, с другой стороны, не так хорош и никогда не будет так хорош, как Моцарт. В фильме видно, как Сальери ревнует Моцарта. Отец Сальери был против того, чтобы он музицировал, а отец Моцарта, с другой стороны, хвалил и настаивал на этом. Сальери больше всего на свете хотел заниматься музыкой.

Однажды, находясь в церкви, Сальери просит Бога позволить ему стать великим композитором, а взамен он даст ему свое целомудрие и будет писать для Бога. На следующий день умер отец Сальери, и это было чудом в глазах Сальери. Его семье пришлось отправиться в Вену, где Сальери и был обнаружен. Сальери дослужился до двора и был императорским композитором. Моцарт должен был выступать перед императором, и когда Сальери узнал об этом, ему захотелось встретиться с великим композитором. Он хотел увидеть, как выглядит этот чудесный композитор со всем своим талантом. Затем продолжается история о Моцарте, сочиняющем оперы и пьесы для императора. Сальери все больше и больше ненавидел Моцарта, потому что он был не так хорош, и понимал, что никогда им не станет. В середине фильма Моцарт узнает, что его отец умер.

Это медленно убивает Моцарта, он не может писать, пьет все больше и больше, и его отношения с женой страдают. Сальери видит, как влияет на него смерть отца Моцарта, и использует ее в своих интересах. Сальери покупает маску, точно такую ​​же, как у отца Моцарта на вечеринке с масками. Сальери идет в дом Моцарта под маской и говорит ему написать оперу о смерти. Моцарт начинает писать произведение, и ему становится очень плохо. Моцарт не понимает, что произведение медленно убивает его. Когда Моцарт дирижирует оперой, он теряет сознание. Сальери отвозит его к себе домой, чтобы он отдохнул. Сальери говорит ему, что опера была превосходной, в дверь стучат. Моцарт думает, что это человек в маске. Моцарт велит Сальери сказать человеку, что он еще не закончил. Сальери подходит к двери, это люди из оперы. Они хотят знать, в порядке ли Моцарт, и отдать ему свою долю денег.

Сальери идет к Моцарту и говорит ему, что человек в маске говорит, что придет еще сотня, если он закончит произведение до завтрашнего вечера. Моцарт сначала счастлив из-за денег, но затем из-за болезни понимает, что никогда не сможет закончить произведение. Сальери спрашивает Моцарта, не нужна ли ему помощь в завершении пьесы. Они не спят всю ночь; они почти закончены, когда Моцарту нужно сделать перерыв. Они оба засыпают, и их будит жена Моцарта. Жена Моцарта возвращается, потому что скучает по Моцарту, она велит Сальери уйти.

Он говорит ей, что не может, потому что Моцарту нужно закончить произведение. Жена Моцарта говорит ему, что он больше не может над ней работать, потому что она его убивает. Пока Сальери и жена Моцарта ссорятся, Моцарт умирает. Сальери в старости говорит священнику, что Бог убил его собственное чудо и желает, чтобы он сам мог это сделать.

Отношения Моцарта и Сальери неловкие. В глазах Моцарта он думает, что Сальери его терпеть не может и что он плохой композитор. Моцарт считает Сальери хорошим композитором, но однажды высмеял его. Сальери, с другой стороны, в некотором роде ненавидит Моцарта. Он придумал, как убить его и прославиться. Он чувствует, что Бог поместил его на эту землю, чтобы разрушить его собственную жизнь. У Сальери серьезные проблемы с психикой. У Моцарта и его отца отношения любви и ненависти. Моцарт любит своего отца больше всего на свете и обязан ему всей своей карьерой. Хотя Моцарт любит своего отца, он ослушался его, женившись на его жене и не дожидаясь, пока отец приедет в Вену.

Отец Моцарта любит своего сына больше всего на свете, но ненавидит тот факт, что Моцарт слишком много пьет и не зарабатывает достаточно денег. Его отец хочет, чтобы он вернулся в свой дом с отцом, но Моцарт отказывается, потому что слишком любит Вену.

У Моцарта и его жены любящие и честные отношения. Моцарт очень любит свою жену и временами испытывает стресс, потому что не всегда может ее обеспечить. Он верен ей после того, как они поженились, и заступается за нее, когда она ссорится с отцом Моцарта. Жена Моцарта — любящая, понимающая и поддерживающая жена. Она готова на все ради своего мужа, но все время беспокоится о нем. Она обеспокоена его пьянством и тем, что ему не платят за его прекрасную работу. Она очень заботится о деньгах, потому что Моцарт очень быстро сгорает, а денег для нее всегда не хватает. Моцарт любит расставаться и тратить на это деньги.

Моцарт и император не очень близки. Моцарт думает, что Император старомоден, но Моцарт все еще уважает его как Императора. Ему также нравится император, потому что он позволил ему жениться на своей жене и остаться в Вене, где он хотел остаться. Императору нравится талант Моцарта, но он считает его немного возмутительным и безответственным. Император разрешил Моцарту поставить пьесу, которую он объявил вне закона, и разрешил балет в пьесе, даже несмотря на то, что это противоречило правилам Императора. Моцарт смог убедить императора во многих вещах, которые не нравились остальному двору.

У Сальери и жены Моцарта нет особых отношений. Они только вступают в контакт друг с другом в двух случаях. Она пришла к Сальери, чтобы показать ему работу своего мужа, чтобы убедиться, что она достаточно хороша. Поскольку Сальери был так поражен прочитанным, он бросил ноты на пол и ушел от нее. Она не была счастлива из-за того, насколько грубым он был в тот день. В следующий раз она заговорила с ним, когда пришла домой и была там с Моцартом. Она попросила его немедленно уйти и не хотела, чтобы Моцарт сделал что-то, от чего ему стало бы еще хуже.

Сальери не проявляет особого интереса к жене Моцарта. Он действительно не показывает симпатию или антипатию к ней. В начале, когда она приносит ему музыку, он мил и добр к ней, но после этого дня он не говорит о ней и не конфликтует с ней. У отца Моцарта и жены Моцарта большой конфликт. Отец Моцарта считает, что она плохая хозяйка, не умеет убираться и готовить, и что она неряха. Он не понимает, почему Моцарт и его жена отказываются от подарков, не зная, от кого они.

Жена Моцарта думает, что его отец будет вмешиваться в их жизнь. Она говорит, что они не могут сделать достаточно, чтобы доставить ему удовольствие. Она не хочет, чтобы он больше жил в их доме, и поэтому он уходит. Их отношения представляют собой серьезный конфликт. Мне фильм понравился, он не только поучительный, но и развлекательный. То, как была представлена ​​история, было отличным поводом показать историю глазами одного человека, которым был Сальери. То, как Сальери рассказывал эту историю, было его глазами, и только его глазами, так что вы не поняли всех сторон истории. Мне понравилось, как они сделали персонажей реальными. Они не сделали их скучными, обычно, когда смотришь фильм того времени, он скучный. Они сделали персонажей правдоподобными. Фильм был долгим, но я думаю, что это было необходимо. Я подумал, что фильм хороший, и я бы порекомендовал его кому-нибудь. Я хотел, чтобы все вещи в фильме были правдой, он потерял мой интерес после того, как я узнал, что это не все правда. Библиография:

Это сочинение написал однокурсник. Вы можете использовать его в качестве руководства или образца для написать свою собственную статью, но не забудьте цитируй правильно. Не отправьте его как свой собственный, так как это будет считаться плагиатом.

Нужен образец индивидуального эссе, написанного специально для удовлетворения ваших требования?

Выберите квалифицированного эксперта по своей теме и получите оригинальную работу без плагиата отчет

Заказ нестандартная бумага Без предоплаты

Моцарт и Сальери

Удивительно, но голливудские фильмы не делают всех нас экспертами по истории, и Сальери не убивал Моцарта.

Скептоид Подкаст #213
6 июля 2010 г.
Стенограмма подкаста | Подписывайся
Также доступен на китайском языке.

Легенда впервые вошла в общественное сознание значительным образом в фильме 1984 года « Амадей». В нем Вольфганг Моцарт был убит своим ревнивым соперником, придворным композитором Антонио Сальери. Сальери ловко воспользовался пристрастием Моцарта к выпивке, его финансовым кризисом и его навязчивой идеей доставить удовольствие своему покойному отцу, и обманом заставил Моцарта работать до смерти. Он сделал это, анонимно заказав заупокойную мессу в невозможный срок, предположительно по собственному отцу, пока несчастный Моцарт просто не рухнул под всевозможными давлениями. Затем Сальери взял рукопись и опубликовал ее как собственное произведение, а тело Моцарта бросили в могилу нищего. Фильм получил восемь премий «Оскар», в том числе «Лучший фильм», и множество других наград по всему миру; и если вы спросите обычного человека на улице, как умер Моцарт, он, вероятно, расскажет историю из фильма.

Но насколько это правда? Интересно, что хотя это полностью вымышлено, на самом деле может быть крупица факта, которая больше, чем вы думаете.

Фильм основан на пьесе Питера Шаффера 1979 года « Амадей». Как и в фильме, история рассказывается в воспоминаниях, когда Сальери исповедуется священнику после неудачной попытки самоубийства, вызванной чувством вины. По мере того, как его собственная музыка уходит в безвестность, а музыка Моцарта становится все более и более популярной даже после его смерти, Сальери делает последнюю попытку заявить о себе в глазах публики. Он оставляет ложное признание, что отравил Моцарта мышьяком. Но по иронии судьбы, никто не верит его признанию, оставляя Сальери еще более маргинализованным, чем когда-либо.

Пьеса Шаффера, в свою очередь, была вдохновлена ​​великим русским поэтом и писателем Александром Пушкиным, написавшим короткую драму « Моцарт и Сальери » в 1830 году, всего через пять лет после смерти Сальери. В 1898 году произведение Пушкина почти дословно было использовано и в качестве либретто одноименной одноактной оперы Николая Римского-Корсакова. В этой более мрачной и гораздо более простой сказке Сальери, завидуя мастерству Моцарта как композитора и обиженный на его низкий характер, приглашает Моцарта на ужин. Они играют почти в кошки-мышки, пока Сальери, наконец, не получает шанс подлить яд в напиток Моцарта. Праздничная песня Сальери намекает на впадение в безумие.

К сожалению, настоящего преступника разоблачить сегодня не удастся. Причина смерти Моцарта в 1791 году сегодня обсуждается так же много, как и тогда; и если яд действительно был орудием, нет единого мнения о том, кто мог быть убийцей.

История не скрывает, что Моцарт и Сальери были профессиональными соперниками. За годы совместной жизни в Вене Сальери пользовался большим профессиональным уважением. Он очень нравился императору Иосифу II, и Сальери последовательно исполнял роли придворного композитора, постановщика итальянской оперы и придворного дирижера. Моцарт и их общие друзья часто открыто говорили об усилиях Сальери повлиять на доступность театров и исполнителей, чтобы отдавать предпочтение своим собственным спектаклям за счет моцартовских. Сальери принадлежала итальянская опера в Вене, и набеги Моцарта на этот жанр были явным шагом Сальери на пятки. У других композиторов других жанров не было таких проблем с Сальери, как и у Моцарта, когда он избегал итальянской оперы. Сальери не нужно было убивать Моцарта, чтобы убрать его с дороги; Положение Сальери в отрасли давало ему всю необходимую власть.

В основе вопроса о виновности Сальери лежит устойчивая легенда о том, что он дал покаяние на смертном одре. В 1823 году, примерно через 32 года после смерти Моцарта, Сальери действительно предпринял неудачную попытку самоубийства, перерезав себе горло. Быстро распространились слухи о том, что он сознался в убийстве Моцарта, и эти слухи стали настолько распространенными и настойчивыми, что на венском исполнении Девятой симфонии Бетховена была распространена листовка, изображающая Сальери, стоящего над Моцартом с чашей с ядом. К тому времени музыка Моцарта была широко любима, и, поскольку его предполагаемый убийца все еще был жив, общественное возбуждение по поводу убийства достигло апогея. Но ненависть Сальери не была единодушной. Сформировалось два лагеря: те, кто знал Сальери и защищал его от слухов, и гораздо более крупный Суд общественного мнения, состоявший в основном из людей, которые не знали ни того, ни другого и мало что знали из первых рук.

Нет надежных доказательств того, что Сальери когда-либо делал такое признание. Лучшее, что кто-либо придумал, описано в брошюре, опубликованной в Москве в 1953 году, в которой автор Игорь Боэлза утверждает, что другой человек (к тому времени уже умерший) сказал ему, что он когда-то видел отчет об исповеди, написанный священником Сальери. Он также утверждал, что покойный показывал отчет нескольким ученым, имена которых он не назвал. Известно, что такой отчет не существует — что было бы огромным открытием для любого ученого, который действительно видел его, — так что судите сами о достоверности брошюры Боэлзы. Что действительно существует, так это письменное заявление двух мужчин, которые круглосуточно ухаживали за Сальери в течение последних двух лет его жизни, в которых говорится, что они никогда не слышали, чтобы он делал подобные признания.

Существует также анекдот о том, что Сальери однажды взял очень молодого композитора Россини на встречу с Бетховеном в его доме в Вене. Бетховен якобы отверг Россини и крикнул: «Как ты смеешь приходить ко мне домой с отравителем Моцарта?» Хотя эта история часто повторяется, она несовместима с тем, что было известно о Бетховене и Сальери. Сальери обучал Бетховена, и они всегда были друзьями. Бетховен так высоко ценил своего наставника, что даже после смерти Моцарта посвятил Сальери свои скрипичные сонаты Opus 12 и написал ряд вариаций на тему из оперы Сальери 9.0038 Фальстаф. Так что даже этот анекдот кажется недостоверным.

Защищали Сальери от слухов об убийстве все основные биографы Моцарта, а также другие ученики Сальери, в том числе ближайший доверенное лицо Моцарта, его собственный ученик Зюссмайр, завершивший Реквием Моцарта после его смерти. Зюссмайр был с Моцартом почти каждый день в течение последних месяцев его жизни, и, зная причины болезни Моцарта, как никто другой, он без колебаний продолжил обучение у Сальери. Примечательно и то, что Сальери никогда не находился под официальным подозрением в преступной деятельности. Действительно, его профессиональная карьера продолжала процветать, несмотря на слухи. У него продолжали учиться многие великие композиторы, в том числе молодые Франц Лист и Франц Шуберт.

Хотя именно Сальери принял на себя обвинение в предполагаемом убийстве Моцарта, он был не единственным подозреваемым. В отличие от популярной легенды, Сальери даже не был тем, кто заказал Реквием, над которым Моцарт заставлял себя так усердно работать даже до дня своей смерти; этим покровителем был граф Франц фон Вальзегг, который хотел, чтобы Реквием был посвящен его покойной жене.

Ряд авторов выдвинули гипотезу о том, что Моцарт, который был масоном, был убит в результате масонского заговора. Зачем масонам убивать своих? Наиболее часто упоминаемая причина заключается в том, что опера Моцарта Волшебная флейта каким-то образом нарушила масонские правила. Одно утверждение состоит в том, что эта история скрывает аллегорию предполагаемого заговора с целью свержения масонства; другой заключается в том, что он содержал неправильное использование масонских символов. Автор Георг Фридрих Даумер был самым ярым сторонником этих теорий, которые он впервые опубликовал в 1861 году. Однако его убеждение в том, что масоны отравили Моцарта, следует рассматривать в контексте других его утверждений: он также считал, что заговоры масонов убили многих глав государств. и лидеры в религии и философии.

Но даже сама мысль о том, что кто-то несет ответственность за смерть Моцарта, не является общепринятой среди современных историков. Наиболее подробные отчеты о четырех месяцах болезни Моцарта исходят от его жены Констанции и из более коротких отчетов от друзей и соратников, которые часто навещали его, включая ее сестру Софи. Никто не думал, что его отравили. Несколько раз Моцарт говорил Констанце, что, по его мнению, его отравили широко известным зельем на основе мышьяка под названием 9.0038 aqua tofana, , однако он сам отбросил эту идею во время периода, когда его здоровье, казалось, на время вернулось. Его основным симптомом был отек, особенно конечностей, который причинял ему сильную боль, когда он был в наибольшей степени. При наложении холодного компресса на лоб 5 декабря 1791 г. от шока он потерял сознание, от чего так и не очнулся и через два часа умер. Собственные врачи Моцарта обвинили его смерть в «высокой милиарной лихорадке», но это был донаучный диагноз и не соответствует каким-либо конкретным заболеваниям, известным в настоящее время.

После его смерти первая биография Моцарта была написана Францем Нимечеком на основе интервью с Констанце и Софи и многочисленных документов, предоставленных ими. Его вторую биографию написал второй муж Констанце, Георг Николаус фон Ниссен. Ни одна из книг не предполагает, что Моцарт умер по какой-либо причине, кроме болезни. Вместе эти две работы составляют наиболее подробные отчеты о физическом состоянии Моцарта, и именно по этим книгам современные врачи пытаются предположить, какое у него могло быть заболевание.

Преобладающая теория — хроническое заболевание почек. Моцарт в любом случае, вероятно, подвергался высокому риску; в детстве он болел тем, что сейчас считается скарлатиной и ревматизмом, оба из которых могут вызвать повреждение почек. Этот диагноз согласуется с сообщениями о состоянии Моцарта. Почечная недостаточность вызвала бы тип отека или припухлости, о котором сообщалось, и уремическое отравление в конечном итоге убило бы его. Но некоторые отмечают, что люди, страдающие таким недугом, часто вообще не могут работать или даже впадают в кому, в то время как Моцарт делал одни из лучших своих произведений в последние месяцы своей жизни.

Самодиагностика Моцарта отравления мышьяком из aqua tofana кажется маловероятной. Хотя этот яд было легко достать (на самом деле он был в коммерческом производстве и продавался как орудие убийства), отравление мышьяком не вызывает никаких симптомов, которые поразили Моцарта.

Некоторые врачи также предполагают, что он мог умереть от отравления ртутью, которую Моцарту мог дать или не дать кто-то другой. Моцарт, возможно, даже лечил себя ртутью в качестве лекарства от сифилиса — лечение, которое продвигали некоторые врачи того времени. Маловероятно, что истинная причина смерти Моцарта когда-либо станет известна. Никогда не было возможности эксгумировать тело Моцарта для тестирования, потому что он, как показано в фильме, был похоронен в братской безымянной могиле.

Это была небольшая служба холодным утром. Моцарт и Констанца выразили свое неприятие помпезности и церемонии похорон, поэтому они выбрали способ погребения, который фактически был законом при Иосифе II, пока он не был отменен всего за несколько лет до смерти Моцарта. с гробами и роскошными услугами в пользу простых погребений с телом, зашитым в матерчатый мешок. Сама Констанца была слишком скорбела и предпочла не присутствовать, поэтому лишь очень немногие близкие друзья и семья шли с телом. Они остановились у ворот кладбища и простились в последний раз. Моцарта отвели одного к месту последнего упокоения, и провожающие отвернулись. Среди этой небольшой группы, одетой в черное, в этом тесном кругу тех, кто был с ним последним, был Антонио Сальери.

Исправление: более ранняя версия неправильно давала второе имя Моцарта как Амадей, как это принято считать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *