Милютинские военные реформы: ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-70-Х ГГ • Большая российская энциклопедия

Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

Начатая военным министром Дмитрием Милютиным реформа должна была дать России одну из лучших армий в мире. И эта задача была выполнена, несмотря на экономические проблемы и отставание в развитии промышленности. Первым экзаменом для новых Вооруженных сил России стала Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

От мушкета к винтовке

Помимо реформ организации и системы военного обучения, правительство активно занималось модернизацией армии. Важной частью военных реформ стало перевооружение, идущее очень быстрыми темпами. К 1859 году вся армия получила нарезные ружья, а в 1860-м на вооружение была принята 4-фунтовая дульнозарядная нарезная пушка на железном лафете. К 1862 году как раз закончился второй мораторий на рекрутские призывы. Армия сократилась до 800 тысяч. Стрелковое оружие было вначале модернизировано дульнозарядной винтовкой уменьшенного калибра 6 линий. В 1856 году она поступила на вооружение под названием «6-линейная нарезная винтовка». Однако время требовало перехода к казнозарядным образцам, поэтому работа велась непрестанно. Уже в 1866 году была принята на вооружение казнозарядная капсюльная винтовка Терри-Нормана. А в 1867 году — игольчатая винтовка Карле. Система Карле переделывалась из дульнозарядной винтовки образца 1856 года, что позволило сэкономить большие средства на перевооружение.

В 1869 году пришлось снова перевооружать армию и флот, на этот раз винтовками системы Крнка и Баранова под патрон центрального воспламенения с капсюлем. Именно с винтовками Крнка русская армия воевала с турками в 1877-1878 годах. В 1868-м также на вооружение была принята винтовка Бердана №1, а в 1870-м в армию начала поступать скорострельная малокалиберная винтовка Бердана №2, модифицированная русскими конструкторами. Она оказалась очень удачной, ею в первую очередь вооружали гвардию, гренадерские полки и драгун. Эта винтовка использовалась в России, а затем и в СССР вплоть до 30-х годов ХХ века.

Фото: HIJMS Yamashiro

После Австро-прусской войны 1866 года, показавшей усиливающуюся роль пушек на поле боя, началась модернизация артиллерии. Сначала была принята «система 1867 года» — казнозарядные 4- и 9-фунтовые нарезные орудия. В следующем году ввели железные лафеты. Новые снаряды цилиндрической формы отличались лучшей баллистикой и обеспечивали лучшую обтюрацию, что существенно увеличило дальность стрельбы. Система 1867 года хорошо зарекомендовала себя в Русско-турецкой войне. В 1876-м были установлены три типа снарядов для артиллерии: фугас, шрапнель и картечь. В 1874-м армия была оснащена передовыми на то время скорострельными картечницами Гатлинга.

Новый набор

Дольше всего готовилась реформа комплектования армии. Новый «Устав о воинской повинности» был опубликован в 1874 году. Он начинался со слов, которые в той или иной форме повторялись во всех узаконениях о воинской службе вплоть до наших дней: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». Призыву подлежало все население империи мужского пола, без различия состояний. В отличие от многих других стран, было запрещено избегать службы, выставляя вместо себя другого человека, нанятого за деньги. Призывной возраст — 20 лет. Поскольку демографические ресурсы России были очень велики, ежегодно призывалось около 20 процентов потенциальных призывников, остальные зачислялись в ополчение и вставали в строй только в случае войны.

Вооруженные силы государства формировались из сухопутных войск и морских сил. Сухопутные войска подразделялись на регулярную армию и ополчение. У флота также были регулярные части и запас. Срок службы — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, для флота — 7 лет и 3 года (что было связано, с одной стороны, с необходимостью тратить больше времени на подготовку моряка, а с другой — было следствием более быстрого устаревания знаний и навыков, полученных на службе, в связи с быстрой модернизацией флота в последней четверти XIX века). Призывники, имеющие образование, служили меньше: с высшим — полгода, со средним — 1,5 года, с начальным — 4 года. Студенты высших учебных заведениях получали отсрочку от призыва до завершения образования. Слаборазвитые и кочевые народы национальных окраин, а также священнослужители, врачи и учителя в армию не призывались.

Воинская повинность позволила наконец сократить численность армии мирного времени и при этом получить хорошо подготовленные воинские резервы на случай развертывания армии во время войны. Большим успехом можно считать то, что уже через 3 года, в 1877-м, при численности армии мирного времени в 722 тысячи в запасе находились и могли быть призваны целых 752 тысячи человек. Такой возможности к быстрой мобилизации обученного запаса русская армия до этого не имела. Это было меньше необходимой, по мнению Милютина, численности в 1 миллион 170 тысяч, но надо помнить, с какой скоростью у России возник такой мобилизационный потенциал.

Тем не менее военный историк А. Керсновский жестко критиковал милютинскую реформу военного призыва: «…Не может не поразить огромный размер льгот по образованию. Введя эти льготы, Милютин преследовал цель содействовать народному образованию — цель, конечно, благую. Однако при этой системе наиболее ценный в интеллектуальном отношении элемент хуже всего был использован (. ..). Заимствовав от пруссаков форму идеи, Милютин не заимствовал ее духа. В Германии (а затем и во Франции) никто не имел права занимать казенной должности, и даже выборной, не имея чина или звания офицера или унтер-офицера запаса. (…) У нас поступили наоборот — никакого законодательства на этот счет не существовало, на связь армии с обществом не было обращено никакого внимания. (…) Милютинская децентрализация скоро стала сказываться отрицательным образом. Штабы округов, которым приходилось ведать зачастую 8 и 10 дивизиями пехоты и 2-4 — кавалерии, оказались перегруженными работой. Должность бригадного [командира] тоже оказалась далеко не такой лишней, как то думали вначале, в 1873 году ее пришлось восстановить, а в 1874 году восстановлен Гвардейский корпус».

Фото: Wesha / Wikipedia

Эту критику следует признать совершенно справедливой. Милютина многие современники небезосновательно считали «недостаточно военным», больше ученым, чем кадровым офицером. В Германии вся интеллектуальная часть общества служила в армии, где проникалась идеями прусского национализма, в России же после реформы Милютина значительная часть образованного сословия избегала службы и все сильнее увлекалась идеями нигилизма, революции и пренебрежения к своему отечеству. Около 48 процентов мужчин, годных к службе, получали освобождение в мирное время, и 24 процента — в военное время.

Новая форма

Важной частью реформ, хотя это больше заслуга императора Александра II, чем военного министра, было изменение военной формы. Внимание императора к деталям военной формы вызывало иронию у современников. Среди студентов тогда ходило стихотворение А. Шишкова, написанное еще в 1827 году, но переделанное на новый лад:

«Когда мятежные народы,
Наскуча властью роковой,
С кинжалом злобы и мольбой
Искали бедственной свободы,
Им царь сказал: «Мои сыны,
Законы будут вам даны,
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины».
И обновленная Россия
Надела красные штаны».

Действительно, по примеру французских войск — тогдашних законодателей моды в Европе, русские генералы получили красные рейтузы с золотыми лампасами, сделавшие форму очень яркой и красочной. В 1855-1856 годах была отменена устаревшая фрачная форма и введен новый покрой мундира — полукафтан. Офицеры обрели галунные погоны, носившиеся повседневно, а эполеты оставили для парадной формы. Офицерский пояс-шарф был упрощен.

В 1857 году заметно облегчили и уменьшили кивер. Генералам и офицерам полагалась двубортная шинель — легче, проще и дешевле, чем прежняя «александровская» шинель с пелериной. Сильно изменилась форма кавалерии: кирасирские полки переодели в новый мундир прусского образца, уланы сменили покрой куртки и вид своей традиционной четырехугольной шапки, у гусар вместо мундира, расшитого шнурами, был введен доломан, на котором число традиционных гусарских шнуров уменьшалось до пяти. В 1860 году армейские кирасиры были переформированы в драгуны.

Упростилось снаряжение нижних чинов, ширина ремней уменьшилась, нагрузка на солдат в походе тем самым облегчилась. Войскам Туркестанского военного округа дали новое обмундирование, более приспособленное к климату Центральной Азии. Офицеры получили холодное оружие — сабли нового образца. А для зимней формы предусмотрели очень удобный башлык — наверное, самая лучшая форма зимней шапки, удобнее даже, чем современные папахи и шапки-треухи.

В целом реформа обмундирования при Александре II преследовала несколько целей: упростить форму, сделав ее более удобной, сохранить военные традиции русской армии; сделать форму красивой, вызывающей желание служить в армии, повышающей престиж военной службы. Мундиры эпохи Александра II считались в России одними из наиболее удачных, неслучайно именно они были взяты за образец, когда после Русско-японской войны было решено отменить не пользовавшуюся популярностью в армии униформу времен Александра III.

Время испытаний

Уже в ходе реформ русской армии представилась возможность доказать свою боеспособность. В 1863-м начался польский мятеж. Поляки не имели собственной армии, как в 1830-1831 годах, поэтому с января 1863-го они формировали партизанские отряды, которые рассыпались по Польше и Литве, творя террор против русских войск и мирного населения. В Польшу были введены регулярные войска, и они действовали столь успешно, что уже к концу года почти все партизаны были ликвидированы.

Изображение: картина Василия Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут»

1860-е и 1870-е годы принесли русскому оружию большие успехи в Средней Азии. В 1864-м с взятия Чимкента началось активное продвижение границы на юг. В 1865-м генерал Черняев захватил Ташкент. В 1868-м генерал фон Кауфман взял Самарканд, в 1869-м русскими протекторатами стали Бухара и Коканд, в 1873-м был установлен протекторат над Хивой, а через 3 года у Коканда отобрали независимость, присоединив ханство к империи.

Константин Кауфман

Фото: wdl.org

К концу 1870-х годов Россия вплотную подошла к границе сферы влияния Британской империи в Азии, что вызвало большую обеспокоенность в Лондоне. Герои среднеазиатских завоеваний стали любимцами прессы и общества, из числа «ташкентцев» сложилась даже некоторая фронда по отношению к военному руководству в Санкт-Петербурге. Впрочем, не все военные оценивали среднеазиатскую школу положительно. Генерал М.И. Драгомиров полагал, что войны на окраинах империи поставляют в армию выскочек, карьеристов, чей боевой опыт испорчен мелкими операциями против заведомо слабого противника.

Следующим испытанием для армии стала Русско-турецкая война, в которую войска вступили уже полностью реформированными и полные желания сражаться, так как поддержка славянского сопротивления турецкому гнету была очень сильна в русском обществе. Война воспринималась как справедливая и была очень популярна. В 1875 году на Балканах началось сербское восстание. Турки стремились подавить его самыми жестокими мерами, это привело в следующем году к вступлению в войну с Турцией Сербии и Черногории. Стало ясно, что Россия не сможет оставаться в стороне, поэтому в 1876-м была проведена частичная мобилизация, которая заодно проверила, насколько эффективно может быть развернута новая армия военного времени.

Изображение: картина Василия Верещагина «После неудачи»

24 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией. На войну отправились около 530 тысяч человек, армия Турции насчитывала 450 тысяч. Военные действия России в этой войне считаются весьма удачными, хотя воевать пришлось в тяжелых географических и погодных условиях, на театре военных действий, отдаленном от русских границ. И главное — русская армия наступала, а турки оборонялись, то есть находились в заведомо более выгодных условиях.

Михаил Скобелев

Фото: Bibliothèque nationale de France

В ходе военных действий русская армия показала хорошую выучку как рядового, так и офицерского состава, способность к маневрированию, исключительно высокую стойкость. Турецкая армия на Балканах была разбита, фронт подошел к стенам Константинополя. На Кавказе русские войска продвинулись до Эрзерума и Карса. Русские потери — 15 тысяч убитых, менее 7 тысяч умерших от ран и всего 342 пленных. Обычные для советских историков и популярной литературы рассказы о тяжелых потерях никак не соответствуют действительности. Турки признают 30 тысяч убитых и 90 тысяч погибших от ран и болезней.

Так русская армия, прошедшая шестнадцатилетний процесс кардинальных реформ, доказала свое право считаться одной из лучших армий мира, а автор реформ Дмитрий Алексеевич Милютин вошел в историю как один из наиболее значительных русских военных реформаторов, чье имя стоит в одном ряду с Петром Великим и Павлом I.

Дмитрий Милютин: военный реформатор XIX века, соавтор армии-победительницы ХХ века

Судьба российских реформаторов нелегка: народ их не любит, коллеги критикуют, пресса относится с подозрением. В отставку или в мир иной они уходят, провожаемые бранью, и только через много лет потомки воздают им должное. Так было и с военным министром Российской Империи Дмитрием Алексеевичем Милютиным, которому 10 июля исполняется 200 лет.

В канун юбилея Дмитрия Алексеевича в Новодевичьем монастыре силами Российского военно-исторического общества с подачи «Российской газеты» и журнала «Родина» восстановили его надгробие, уничтоженное в 1930-е годы.

Идущее сегодня преобразование российской армии, обусловленное глобальными вызовами, невозможно без осмысления опыта прошлых реформ – в том числе и тех, что в течение 20 лет проводились под руководством Дмитрия Милютина (в числе других комплексных реформ Александра II).

Осознание необходимости

Все преобразователи делятся на две категории: одни, уже достигнув вершин власти, под давлением обстоятельств приходят к выводу, что «так жить нельзя». Другие же вынашивают свои убеждения с детства и планомерно идут к ним, до поры не открывая своих намерений. Милютин, без сомнения, принадлежит ко вторым.

Его мать была сестрой видного сановника николаевской эпохи Петра Дмитриевича Киселева, тоже слывшего реформатором. Отец, небогатый помещик, собрал большую библиотеку, и Дмитрий ещё в детстве прочёл множество книг, в том числе по русской истории. Он был старшим из пяти детей, которым родители изо всех сил старались дать не только образование, но и нравственное развитие.

Позже, рекомендуя Милютина на должность министра, фельдмаршал Барятинский писал о нём царю: «Человек честный, неуёмного рвения, усидчивости ни с чем не сравнимой… всегда осторожный, деловитый, благородно-нравственный, далёкий от всяких личных видов, совершенно бескорыстный и чуждый всякой зависти».

В 13 лет его вместе с братьями отдали в Благородный пансион при Московском университете. Там Дмитрий увлёкся математикой, издал – в 16 лет! – первую научную работу и завершил учёбу круглым отличником. Недолго послужив простым солдатом – правда, в столичной гвардейской части, – он был принят в военную академию и уже через год окончил её, тоже с отличными результатами.

После службы в штабе гвардии его отправили «понюхать пороху» на Кавказ, где он принял участие в осаде аула Ахульго, где скрывался Шамиль, и был ранен пулей в плечо. На Кавказе он пробыл шесть лет, продолжая между боями с горцами заниматься научной работой. По возвращении в Петербург Милютин стал профессором Военной академии и советником военного министра.

Его книга по истории Итальянского похода Суворова привлекла внимание самого Николая I – по его настоянию автора наградили почетной Демидовской премией. К тому времени Милютин был уже отцом семейства, женившись на генеральской дочери Наталье Понсет. У них родились четыре дочери и сын Алексей, которого все ругали за несхожесть с отцом: его, ставшего позже курским губернатором, интересовали только карты (отнюдь не штабные) и лошади.

Первая попытка

Дмитрий Алексеевич живо интересовался политикой и понимал, что Россия неизбежно и очень скоро столкнётся с европейскими державами. Понимал и то, что русская армия, занятая в основном парадами и сельскохозяйственными работами, не готова к будущей войне. Уже тогда он начал разрабатывать планы военных реформ, хотя ни министр Василий Долгоруков, ни сам царь не собирались прислушиваться к его советам.

Ситуация изменилась после проигранной Крымской войны и восшествия на престол нового императора. Александр II сразу же упразднил военные поселения и создал комиссию по разработке военных улучшений, в которую вошёл и Милютин.

В 1856 году он подал записку о необходимых реформах, смотря в корень: для улучшения боеспособности армии он рекомендовал отменить крепостное право и приблизиться в политическом устройстве к «передовым странам» – то есть ввести конституцию. Понятно, что это было слишком и для молодого царя, и для нового военного министра, старика Николая Сухозанета, который потребовал увольнения дерзкого советника. Милютина опять послали на Кавказ, где он в качестве начальника штаба Кавказской армии отомстил Шамилю: в 1859 году имам был взят в плен в ауле Гуниб.

Реформы в армии буксовали, и Дмитрия Алексеевича вернули в столицу, назначив товарищем (то есть заместителем) министра, а в 1861 году, после предсказанной им отмены крепостного права – министром, и эту должность он занимал в течение следующих двадцати лет. Немалую роль в этом сыграла тётка царя великая княгиня Елена Павловна, в кружке которой Милютин был частым гостем.

Получив от царя карт-бланш на самые решительные меры, он взялся за преобразование армии.

Идеология и практика военной реформы

Первой и главной его задачей стало создание массовой армии, небольшой в мирное время и быстро увеличивающейся во время войны. Это было возможно только при наличии обученного резерва, для чего требовалось радикальное сокращение срока службы в армии. Стараниями министра строк службы был сокращен с 25 лет до 15 – шесть (на флоте – семь) на действительной службе и девять в запасе. В 1874 году устаревшие и тяготившие общество рекрутские наборы были заменены всеобщей воинской обязанностью. Отныне призыву подлежали все мужчины, достигшие 21 года – правда, не поголовно, а по жребию.

Милютин считал, что солдаты, не говоря уже об офицерах, должны быть грамотными. До него 80% солдат не умели читать и писать, но благодаря его реформам эта доля сократилась до 40%. В частях были созданы школы и курсы, выпускались книги и журналы специально для солдатского чтения. Офицеров, тоже зачастую полуграмотных, стали готовить в военных гимназиях, а в 1864 году министр учредил юнкерские училища.

Создал он и военно-юридическую академию для борьбы с частыми в армии беззакониями. Для той же цели были отменены жестокие наказания солдат – розги, шпицрутены, кандалы, легендарный «прогон сквозь строй».

Не мог он обойти вниманием и военную медицину – по рекомендациям великого хирурга Н.И. Пирогова были реорганизованы больничное и санитарное дело в войсках, открылись первые курсы медсестёр.

Другим важным направлением реформы стала перестройка военной промышленности. Многие предлагали закупать новейшее вооружение за рубежом, но Милютин решительно возразил: нужно создавать собственное производство, чтобы в случае войны не зависеть от возможного противника. У США – едва ли не единственной после Крымской войны дружественной нам страны – был куплен патент на новую нарезную винтовку, которую стали производить на тульских заводах. В Москве и Петербурге начали делать первые стальные пушки, по числу которых Россия скоро догнала Францию.

Военные заводы, построенные на казённые средства, становились «локомотивами» для развития промышленности в целом: эту закономерность российской «оборонки» первым заметил и использовал именно Милютин. Он всячески поощрял строительство железных дорог, по которым среди прочего перевозились и военные грузы.

Укрепление армии он считал не самоцелью, а составной частью развития экономики и страны вообще. Истинный патриот, он мечтал видеть Россию не только могучей в военном отношении, но богатой и свободной, защищаемой своими гражданами не из страха, а из любви.

Милютин изменил и систему управления войсками – был создан Генеральный штаб, а место корпусов заняли 15 военных округов, обладавших определённой самостоятельностью.

Консерваторы в армии и при дворе не раз пытались оспорить его нововведения, но ради дела министр, обычно вежливый и мягкий, был готов на крутые меры. Морской министр Николай Краббе рассказывал, как проходило заседание Государственного совета по обсуждению нового закона о воинской повинности: «Сегодня Дмитрий Алексеевич был неузнаваем. Он не ожидал нападений, а сам бросался на противника, да так, что вчуже было жутко. Зубами в глотку и через хребет. Совсем лев. Наши старички разъехались перепуганными».

Реформы Милютина достойно прошли проверку во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Всего за четыре недели русская армия была полностью отмобилизована, а через 42 дня готова к дальнему походу. До конца 1877 года министр находился на фронте, давая военачальникам советы. «Вот он новый солдат, — с гордостью говорил он, — старый без офицеров умирал бы, а эти сами знают, куда им броситься. У этих почин!» Многое его не устраивало, но он утешал себя тем, что реформы пока далеки от завершения. После заключения мирного договора Александр II возвёл министра в графское достоинство и наградил орденом Святого Георгия.

Финал… и продолжение

Но после убийства царя народовольцами его преемник Александр III начал свёртывание военных и других реформ. На другой день после опубликования в апреле 1881 года царского манифеста «О незыблемости самодержавия» Милютин подал в отставку вместе с другими либеральными министрами. Вместе с женой он уехал в крымское имение Симеиз, откуда с тех пор почти не выезжал – даже когда его в 1898 году наградили званием генерал-фельдмаршала.

Не одобряя новую политику, он писал: «Мы оказались стадом баранов, которое бежит туда, куда бежит первый баран. Вот что грустно».

На пенсии Дмитрий Алексеевич работал так же напряжённо, как и прежде – из-под его пера вышли семь томов воспоминаний и пять томов дневников, ставших ценнейшим источником по истории второй половины XIX века.

Он умер в январе 1912 года, всего на два дня пережив любимую жену и немного не дожив до своего столетия. Незадолго до смерти он сокрушался на страницах дневника, что Россия идёт не туда, что, оттягивая неотложные реформы, власть невольно приближает революцию. Так и случилось всего через пять лет после его кончины; надолго позабыли и самого фельдмаршала. И даже надгробие в Новодевичьем мимоходом разрушили в 30-е годы.

А вот милютинскую идеологию военных реформ не забыли: её легко узнать в практике советского государственного и военного строительства – тех же 30-х годов. Именно тогда замыслы реформатора XIX века оказались востребованы, развиты и реализованы в полном объёме и совершенстве.

 

Читайте также:

Полина Яковлева. Раша и медведь, или «Мими-мишное» мягкое оружие России

Иван Зацарин. Так ковались перемоги. К 357-летию Конотопской битвы

Анатолий Вассерман. Кому нужен миф о том, что «нацизм и коммунизм – почти одно и то же»

Иван Зацарин. Завоевания демократии. К 170-летию аннексии Калифорнии

Дмитрий Михайличенко. Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Иван Зацарин. Первая победа русской контрреволюции. К 98-летию мятежа левых эсеров

Вадим Эрлихман. Академик Павлов: любимый антисоветчик Советской власти

Иван Зацарин. Он тоже любил селфи с хозяевами. К 75-летию ареста Степана Бандеры

Полина Яковлева. Чуваши. Часть 2: Верные союзники Руси от Ивана Грозного до наших дней

Иван Зацарин. Тевтонцев больше не будет. К 70-летию переименования Кёнигсберга

Милютин Дмитрий Алексеевич | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

(1816–1912), граф (1878), политический и военный деятель, военный историк, военный министр Российской империи (1861–1881).

Генерал-адъютант Милютин родился в Москве, в семье тверских дворян. Окончил гимназию при Московском университете (1832) и Николаевскую военную академию (1836). После непродолжительного пребывания в Гвардейском Главном штабе служил с 1839 г.по 1840 г. с Отдельным Кавказским корпусом. Выздоравливая от ран в 1840 и 1841 годах, он много путешествовал по Европе, где решил посвятить себя делу реформ в России. Будучи профессором Николаевской академии с 1845 по 1853 год, он основал дисциплину военной статистики и дал толчок к составлению военно-статистического описания Российской империи. В 1852 и 1853 годах он опубликовал отмеченную наградами пятитомную историю итальянского похода генералиссимуса А. В. Суворова 179 г.9. Как член Императорского Русского географического общества он общался с рядом будущих реформаторов, в том числе с Константином Кавелиным, П. П. Семеновым-Тян-Шанским, Николаем Бунге и своим братом Николаем Милютиным. Противник крепостного права, будущий военный министр освободил собственных крестьян и впоследствии (в 1856 г.) написал трактат, ратовавший за освобождение русских крепостных.

Будучи генерал-майором военного министерства во время Крымской войны, Милютин пришел к выводу, что армия нуждается в коренной реформе. Служа с 1856 по 1860 год начальником штаба Кавказского корпуса князя Александра Барятинского, Милютин оказал непосредственное влияние на успешный исход кампании против мятежного горца Шамиля. Став в ноябре 1861 г. военным министром, Милютин почти сразу представил царю Александру II доклад, в котором излагалась программа всесторонней военной реформы. Задачи заключались в модернизации армии, реорганизации военного управления в центре и создании территориальной системы военных округов для обеспечения армии в мирное время. Хотя эффективность оставалась важной целью, милютинское реформаторское законодательство выявило и гуманитарную сторону: отмену телесных наказаний, создание современной системы военной юстиции и полную перестройку военно-образовательной системы с упором на духовные ценности и благосостояние чина. и-файл. Эти и связанные с ними изменения поглощали энергию военного министра до тех пор, пока краеугольный закон 1874 г. не ввел в действие обязательство всеобщей военной службы. Часто перед лицом мощной оппозиции Милютин добивался грандиозных успехов, хотя общепризнанная цена заключалась в усилении бюрократического формализма и жесткости в военном министерстве.

В более широком имперском контексте Милютин последовательно продвигал российские геополитические интересы и цели. Выступал за подавление польского восстания 1863–1864 гг., поддерживал завоевание Средней Азии, выступал за активистскую политику на Балканах. Накануне русско-турецкой войны 1877–1878 годов он поддержал военное разрешение разногласий с Турцией, считая, что Восточный вопрос должен решать прежде всего Россия. Во время самой войны он сопровождал действующую армию на Балканы, где советовал упорствовать под Плевной, утверждая, что успешное разрешение битвы, перешедшей в осаду, послужит прелюдией к дальнейшим победам. После войны Милютин стал 9-м0015 де-факто арбитр российской внешней политики.

Внутри России после Берлинского конгресса 1878 г. Милютин настаивал на продолжении Великих реформ Александра II, поддерживая либеральную программу МВД Михаила Лорис-Меликова. Однако после воцарения Александра III и публикации в мае 1881 г. императорского манифеста, подтверждающего самодержавную власть, Милютин удалился в свое крымское имение. Он продолжал вести проницательный дневник и начал свои мемуары. Последняя разрослась, чтобы охватить почти всю историю России девятнадцатого века, с важными взглядами на Российскую империю и прилегающие земли, а также на ее отношения с Европой, Азией и Америкой.

См. также: военный, имперская эпоха; великие реформы; военный; суворов александр васильевич

Брукс Эдвин Уиллис. (1970). «Д. А. Милютин: Жизнь и деятельность до 1856 г.». Кандидат наук. дисс., Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния.

Меннинг, Брюс В. (1992, 2000). Штыки перед пулями: Императорская Российская армия, 1861–1914 гг. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Миллер, Форрестт А. (1968). Дмитрий Милютин и эпоха реформ в России. Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта.

Лариса Захарова

Энциклопедия истории России

Еще из encyclopedia.com

Антуан Анри Жомини , Антуан Анри Жомини Антуан Анри Жомини Барон Антуан Анри Жомини (1779-1869) опирался на свой опыт службы в армиях французского императора Наполеона Бона… Александр II , Александр II АЛЕКСАНДР II (1818–1881), царь и император России с 1855 по 1881 год. Александра Николаевича Романова во многом помнят по двум ев… Александр II (Шотландия) , Александр II Александр II (1818-1881) был императором России с 1855 по 1881 год. Его называют «царем-освободителем», потому что он освободил крепостных… Карагеоргиевич , АЛЕКСАНДР I (1777–1825), император России с 1801–1825 гг., сын императоров Павла I и Марии Федоровны, внук императрицы Екатерины Великой. ребенок… Александр (король Югославии) , Александр I АЛЕКСАНДР I детство и образование Когда Александру исполнилось несколько месяцев, Екатерина забрала его из-под опеки родителей и привела к нему Михаила Иларионовича Кутузова (1745–1813), генерала, прославившегося победами над Наполеоном.

В возрасте шестидесяти семи лет Михаил Кутузов привел русские войска к победе над Неаполем…

About this article

Updated About encyclopedia.com content Print Article

You Might Also Like
NEARBY TERMS

Milyukov, Pavel Nikolayevich

Milyukov, Pavel

Milyukov, Paul Nikolayevich

Milwaukie

Милуоки, Миннесота

Милуоки, Архиепископия

Инженерная школа Милуоки: табличные данные

Инженерная школа Милуоки: описательное описание

Инженерная школа Милуоки: программы дистанционного обучения

Инженерная школа Милуоки

Институт искусства и дизайна Милуоки: табличные данные

Институт искусства и дизайна Милуоки: описательное описание

Технический колледж пивоваров Милуоки

Район Милуоки

: Табличные данные

Технический колледж района Милуоки: Описательное описание

Милвард, Мария Г.

Милвард, Алан С. 1935-

Милвард, Алан С.

Милв.

Mildenen, (Jan) Ingmar (Georg)

Miltown

Miltonic

Miltonian

Miltone

Milton, PAT

MilyUtin, Dmitry Alexeevich

000 Milyin, Niklian, Alexeevich
Milyin, Milyin, Niklian, Alexeevich Milytin, Alexey. Мимамса

Мимамса-парибхаша

Мимамса-сутра

MIMarE

Мимароглу, Ильхан Кемаледдин

mimbar

MIMC

MIMD

MIMD processor ​​

Mime/Smime

MIMechE

mimeograph

mimer

mimetic

mimetic twins

Mimetidae

mimetite

MIMGTechE

MIMI

Mimi shehui

мимик

мимик 2

Обсуждение книги: Вся царская рать: Российский генеральный штаб и судьба империи, 1898-1914

Масштабная реформа Российской Императорской Армии на рубеже девятнадцатого века, хотя и проводившаяся с добрыми намерениями, в конечном итоге способствовала падению Российской империи. На мероприятии Института Кеннана 8 ноября 2010 г. Джон В. Стейнберг, профессор кафедры истории Южного университета Джорджии и бывший научный сотрудник Института Кеннана, получивший титул VIII, изложил историю институциональных реформ имперских вооруженных сил. его книга «Все царские люди: генеральный штаб России и судьба империи», 1898-1914.

Происхождение «Всех царских людей», объяснил Штейнберг, началось с его дипломного исследования предполагаемой попытки генерала Лавра Корнилова совершить государственный переворот против Временного правительства России в 1917 году. политическая подпитка большевиков для повышения их популярности среди населения; это побудило автора понять, почему офицеры Генерального штаба не предотвратили политический «левый дрейф» и не взяли под свой контроль революцию, установив военную диктатуру до тех пор, пока не будет избран демократический институт.

Штейнберг объяснил неудачу Императорской армии в предотвращении падения Российской империи инфраструктурными изменениями, осуществленными в рамках Великих реформ (1861-1881 гг. ), которые в конечном итоге ослабили вооруженные силы. Эти изменения, разработанные тогдашним военным министром Дмитрием Милютиным, были направлены на увеличение численности и численности армии за счет обязательной военной службы для всех мужчин — как дворян, так и не дворян — старше 20 лет. Далее, как отмечал Штейнберг, Реформы Милютина улучшили программу армейской подготовки, «стремясь привлечь больше мужчин в учебные заведения [Императорской армии]». Поскольку образовательные стандарты в России были очень низкими, новая учебная программа в военно-учебных заведениях должна была включать все, от специализированных курсов военной тактики и стратегии до более общих тем, таких как русский язык.

История воздействия реформ Милютина «медленно растет в имперской истории», сказал Штейнберг. Хотя изменения были внесены десятилетиями ранее, в 1898 году генерал Алексей Куропаткин стал первым военным министром, который был продуктом реформированной школы Милютина. Автор поясняет, что реформированная армия под руководством Куропаткина поначалу казалась многообещающим учреждением. Однако, несмотря на возросший размер и уровень образования, низкая боевая подготовка Имперской армии в конечном итоге способствовала краху Российской империи.

Стейнберг предположил, что дихотомия между глубоко укоренившимися имперскими военными традициями и реальностью того, что армия должна делать для достижения успеха, значительно подрывает силу и безопасность государства. Для обучения войска играли в «военные игры» — военно-стратегические учения — в присутствии царя. Автор объяснил, что эти игры были задуманы как эстетически приятные презентации, в которых царская сторона всегда должна была побеждать. Последующие отчеты об этих учениях обычно изображали армию в выдающемся состоянии, поэтому Стейнберг спросил: «Как [] армия, которая теряет все, может быть такой великой?» Акцент на тренировках для таких выступлений имел приоритет над подготовкой Имперской армии к реальному полю боя, что привело к созданию отточенных, но неподготовленных вооруженных сил.

Кроме того, военное лидерство генерала Куропаткина считается главной причиной поражения Российской империи в русско-японской войне 1905 года.

был не единственным. Столкновение культур, существовавшее между Куропаткиным и фракциями, близкими к Николаю II с точки зрения лидерства, привело к беспорядочной военной стратегии, ослабившей Императорскую армию. Автор отмечает, что офицеры, сражавшиеся в русско-японской войне, получали два комплекта орденов: один от генерала Куропаткина и один от офицеров, приближенных к царю. Войска должны были «действовать в пределах, установленных Николаем II», пояснил Штейнберг, но царь и приближенные к нему офицеры, «несмотря на их самые лучшие намерения, просто не понимали сложности современного поля боя». Из-за иерархической структуры имперского режима возникла путаница в том, следовать ли приказам царя (который не понимал условий на поле боя) или Куропаткина (который понимал оперативные задачи и условия, но оставался подчиненным царя) вынуждали офицеров на поле боя самостоятельно решать, как воевать. Противоречивые представления лидеров о реальности русско-японской войны в конечном итоге стоили царской империи победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *