Милетская школа натурфилософии: 4 Натурфилософия милетской школы.Фалес ,Анаксимандр,Анаксимен

4 Натурфилософия милетской школы.Фалес ,Анаксимандр,Анаксимен

Досократовский период. Самая первая философская школа появилась в крупном торговом и культурном центре VIII-V вв. до н.э. — городе Милет, что находился на востоке Эгейского моря. Представителями милетской школы были ученые-естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которых интересовали и глубоко мировоззренческие вопросы. Они были озадачены поисками единого основания и начала сущего: «Из чего все?». Фалес усматривал его в воде, Анаксимандр — в апейроне, Анаксимен — в воздухе Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. — 4-е изд., теор. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 416 с..

Что же философского в этих рассуждениях, по сути, еще не отпочковавшихся от мифологических взглядов? Дело в том, что названные природные стихии рассматривались не столько в их собственном физическом смысле, сколько — как то, что объединяло мир и выступало его первоосновой.

Основателем философской школы в Милете считается Фалес. О Фалесе-мудреце выше уже упоминалось. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он — первый математик и физик в Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета. Более правдоподобна версия о финикийских предках Фалеса. Фалес жил в самом конце 7 — первой половине 6 в. до н.э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения, которое, как определила современная астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н.э. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н.э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как это будет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезу перейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.

Фалес дожил до глубокой старости. В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как ученом и философе, искавшем начала мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Поздняя античная традиция единодушна в том, что Фалес все свои первоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т.е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса и Диосполиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже стариком. В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными.

Фалес просто опирался на ту периодичность, которую нашли в затмениях жрецы Аккада, Шумера, Египта.

Фалесу приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали так, как это было принято в Египте.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

мифологический натурфилософский космология диалектика

Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие. Нo то, что верно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил разливается в результате летнего таяния снегов и летних дождей в его верховьях.

О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется… Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает ее водою».

Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами.

Вода — философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю — в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги — действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Дногена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».

Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них — Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пос. /Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. -464 с..

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон — материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб.

Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”.

Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила — Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии.

Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Так милетские мудрецы, еще отягощенные мифологическими взглядами, пытались выйти за пределы непосредственной видимости и дать естественное объяснение мира. А поскольку началом всего, по словам Аристотеля, считали «одни лишь материальные начала», то они оказались у истоков философско-материалистического мировоззрения.

Эту линию греческой философии продолжает Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н.э.). Он также пытается за множеством явлений, постоянно изменяющихся и исчезающих, вычленить основу сущего и считает таковым огонь — вещественную и более всего изменяющуюся из природных стихий

Натурфилософия милетской школы .

История философии

Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в наиболее развитых в промышленном и торговом отношении ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Именно поэтому за первыми философскими воззрениями древних греков закрепилось название «ионикэ философия» – ионийская философия. Ионийская философия представлена в основном милетской школой (по названию города Милет) и философом-одиночкой Гераклитом.

Фалес Милетский жил на рубеже VII–VI вв. до н. э., предположительно с 624 по 547 г. Фалеса считают родоначальником европейской науки и философии. Предполагают, что его философия была первой системой теоретического знания не только в Европе, но и во всем мире.

Однако вопрос о родоначальнике древнегреческой философии не такой простой, как об этом обычно принято говорить. Все дело в том, что переход от практических навыков и отдельных сведений, знаний о тех или иных сторонах действительности, накопленных древнегреческой цивилизацией ко времени Фалеса, к теоретическому познанию мира – процесс чрезвычайно сложный и длительный. Ведь чтобы стать наукой, отдельные навыки и знания должны быть сведены в единую систему, упорядочены, выражены в понятийной форме, обоснованы и доказаны. Все это вряд ли под силу одному мыслителю. Поэтому, говоря о Фалесе как об основателе древнегреческой философии и науки, мы всегда должны иметь в виду, что у него было множество неизвестных или малоизвестных предшественников. Конечно, философия (теоретическое знание вообще) как социальное явление действительно возникла во времена Фалеса: люди именно его запомнили как первого философа. Все более поздние греческие философы в поисках своих предшественников также указывают на Фалеса как на первого из людей, занявшегося философией. Но сама идея рационального познания мира (а именно с этой идеей связано рождение древнегреческой философии и науки) несомненно была взята им у предшественников[52]. «Гениальное начинание Фалеса, – подчеркивает Д.В. Панченко, – имело поколение безымянных соавторов»[53]. Впрочем, это касается начала не только философии как теоретической формы познания действительности, но и любого другого сложного и социально значимого явления, – первоавторство здесь всегда устанавливается с большим трудом.

Фалес был на редкость образованным человеком для своего времени, с широким диапазоном деятельности. Он был известен современникам как геометр, астроном, инженер, торговец, путешественник. Кстати, немало знаний (прежде всего математических и астрономических) он почерпнул во время своих путешествий по странам Востока.

Уровень рациональности у Фалеса был таков, что на основе систематического изучения небесных явлений ему удалось предсказать, к всеобщему изумлению сограждан, полное солнечное затмение (видимо, то, которое имело место в 585 г. до н. э.). Сохранились свидетельства древних, характеризующие деятельность Фалеса и с практической, житейской стороны. Так, Аристотель в своей «Политике» пишет, что когда Фалеса попрекнули бедностью, утверждая, будто занятия философией никакой выгоды не приносят, он, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы раздал в задаток имеющуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и на Хиосе, проавансировав их работу по весьма умеренным расценкам, так как никто на тот момент с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок и сразу многим одновременно потребовались маслобойни, он, отдавая маслобойни на откуп на выгодных ему условиях и собрав много денег, доказал, что философам при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений. Неудивительно поэтому, что Фалес завоевал себе славу первого из семи знаменитых мудрецов древности.

Основная проблема, интересующая Фалеса, – это проблема первоначала всего сущего, Космоса. Фалес впервые в философии и в науке стал доказывать естественное происхождение Космоса без какого-либо вмешательства богов. Он занят поисками некоей субстанции, лежащей в основе всего многообразия окружающих человека вещей, т. е. проблемой, каким образом единое порождает многое, как нечто неизменное порождает изменчивый мир. Опираясь на сравнительно простые наблюдения, что все живое вырастает из влажных семян, питается влажной пищей, не может жить без воды и, умерев, высыхает, Фалес делает вывод, что именно окружающая нас вода является единой универсальной основой бытия, включая и жизнь. «Все есть вода, из воды возникает и в воду обращается!» – таково основное положение философского учения Фалеса.

Тезис Фалеса о воде как первооснове мира нельзя понимать упрощенно. Этот тезис объяснял и плавление (металлов, например), и рост зелени после дождя, и оплодотворение, и многое другое. Видимо, под влагой Фалес имел в виду не просто воду, но вообще текучее начало, любую жидкость.

Своим учением о воде как первовеществе, первоматерии Фалес поставил вопрос о начале мира. Правда, сама постановка вопроса о начале мира не была новой для античного сознания. Проблема начала мира впервые была осознана еще в рамках мифологического мировоззрения. Но способ ее постановки и формулировки у Фалеса уже принципиально иной. Если в мифе эта проблема выражалась в вопросе, кто сотворил мир, то у Фалеса – каким было начальное, исходное состояние мира. Причем это его исходное состояние выступало для Фалеса и как конечное, поскольку после всех видоизменений мир должен вернуться к своему началу.

В области науки Фалесу принадлежат – установление, что солнечный год составляет 365 дней; угол, вписанный в полуокружность, всегда является прямым.

Анаксимандр (ок. 610–546 гг. до н. э.) – ученик и последователь Фалеса, автор первого в Древней Греции философского сочинения «О природе». Ему приписывается изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты, систематизация геометрических утверждений. Анаксимандр употребляет слово «начало» (архэ) уже как специальное философское понятие. Он убежден, что то, что было в начале, не перестает существовать, но вечно сохраняется, меняя лишь формы своего бытия. Поэтому для него начало – это не то, что было, а потом перестало быть, но то, что было, продолжает быть и всегда будет как единая универсальная основа многообразных частных форм бытия. Иначе говоря, термин «архэ» выступает у Анаксимандра для обозначения того, что является одновременно началом и основой бытия.

В поисках всеобщего мирового начала Анаксимандр поднимается на более высокий уровень абстракции, чем Фалес. Он считает, что то, из чего возникают частные формы бытия, не может быть сведено к одной из этих форм. Согласно ему, начало и основу мира составляет не вода, огонь или какое-нибудь другое конкретное вещество, а нечто неопределенное, беспредельное, безграничное, бесконечное – апейрон (греч. apeiron). Как нечто количественно и качественно неограниченное апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все сущее; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем. Таким образом, множество разнообразных вещей, составляющих мир, возникает из безграничного резервуара неопределенного первоначала – апейрона.

Апейрон все сам из себя порождает, сам из себя выделяет «производящее начало». Производящее начало рождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, из которых в свою очередь возникают все вещи. Причиной данного процесса является вечное движение, присущее самой реальности, неотделимое от нее. Сам же этот процесс (вращательное движение апейрона) подчинен определенному порядку и необходимости. Вначале происходит разделение тепла и холода, в результате которого возникают сгущения различной степени: земля, воздух, огонь. Потом в центре собирается самое тяжелое – земля, окруженная водой, воздушной и огненной сферами. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля частично выступает из водной поверхности. Так появляется суша.

Анаксимандр, вероятно, первый из греков высказал глубокую догадку о происхождении животных и человека. Согласно ему, первые животные зародились во влажной среде (море) и были покрыты колючей чешуей. По достижении известного возраста они вышли на сушу и превратились в сухопутных животных. От них и произошел человек.

Анаксимен (умер ок. 528 г. до н. э.) пытался сохранить основные понятия и способ рассуждения Анаксимандра. Однако, не удержавшись на высоте абстрактного мышления своего учителя, Анаксимен вернулся к более простой концепции Фалеса и в качестве первоначала всего сущего определил воздух, т. е., подобно Фалесу, свел начала и основу мира к одной из частных форм бытия. По-видимому, здесь сказались те трудности, которые были связаны с неразвитостью абстрактного мышления в то время, что делало весьма затруднительным доступное и ясное толкование такого сложного понятия, как «апейрон» Анаксимандра.

Согласно Анаксимену, все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, сгущаясь же – ветром, туманом, землей, камнями. А из этого возникает все прочее. Причем для Анаксимена воздух выступает как такое начало, которое является одновременно и материальной основой, и оживляющей силой, т. е. образует не только массу, но и животворящую силу Вселенной. «Совсем как наша душа, – говорил он, – воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают весь космос».

Таким образом, поиски основы мира – архэ становятся целью философского анализа первых древнегреческих философов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Истоки греческой философии – Философия в гуманитарных науках

Досократики

Видео

Видео-обзор  — «Ионические истоки греческой философии» Даниэля Рианьо  (11)

Около 600 г. до н.э. греческие города Ионии были интеллектуальными и культурными лидерами Греции и крупнейшими морскими торговцами Средиземноморья. Милет, самый южный ионийский город, был богатейшим из греческих городов и главным центром «ионийского пробуждения» — название начальной фазы классической греческой цивилизации, совпавшей с зарождением греческой философии.

Первая группа греческих философов представляет собой триаду милетских мыслителей: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их главный вклад заключался в разработке и применении теории, основанной исключительно на эмпирическом наблюдении за природными явлениями. Казалось, все они согласны с тем, что все вещи происходят из одного «первоначала или субстанции». Фалес считал, что это вода; Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех известных субстанций, «бесконечная, вечная и нестареющая». а Анаксимен утверждал, что это был воздух.

Наблюдательность была важна в милетской школе. Фалес предсказал затмение, которое произошло в 585 г. до н. э., и, похоже, ему удалось вычислить расстояние корабля в море по наблюдениям, сделанным в двух точках. Анаксимандр, основываясь на том факте, что человеческие младенцы беспомощны при рождении, утверждал, что если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенчестве, он бы не выжил: следовательно, люди произошли от других животных, потомство которых более приспособлено. Наука у милетцев была сильнее их философии и несколько рудиментарна, но она поощряла наблюдательность у многих последующих мыслителей, а также служила хорошим стимулом для рационального подхода ко многим традиционным вопросам, ответы на которые раньше решались с помощью мифа, тем самым открывая гносеологический и метафизический мир позднейших философов. (3)

Аристотель, Метафизика

Чтение Аристотеля, Метафизика

Книга первая: разделы 1.983b–1.990a.

Большинство первых философов считали, что в основе всех вещей лежат только материальные принципы. То, из чего состоят все вещи, из чего они впервые возникают и во что в конце концов растворяются при своем разрушении, сущность чего сохраняется, хотя и видоизменяется под воздействием своих аффективных состояний, — это, говорят они, есть элемент и начало существующих вещей. Следовательно, они верят, что ничего не создается и не уничтожается, поскольку такого рода первичная сущность всегда сохраняется. Точно так же мы не говорим, что Сократ рождается абсолютно  , когда он становится красивым или культурным, или что он разрушается, когда теряет эти качества; потому что субстрат, сам Сократ, сохраняется. Точно так же ничто другое не создается и не уничтожается; ибо есть какая-то одна сущность (или несколько), которая всегда сохраняется и из которой порождаются все остальные вещи. Однако не все согласны относительно количества и характера этих принципов. (12)

Милетцы, Фалес и Анаксимандр

Фалес, основатель этой философской школы, говорит, что постоянной сущностью является вода (именно поэтому он также предположил, что земля плавает на воде). Предположительно, он вывел это предположение из того, что увидел, что пища всего влажная и что само тепло производится из влаги и зависит от нее в своем существовании (а то, из чего возникает вещь, всегда является ее первоначалом). Отсюда он вывел свое предположение; а также из того, что семена всего имеют влажную природу, тогда как вода есть первый принцип природы влажных вещей. (12)

АНАКСИМАНДР (ок. 610–ок. 546 до н. э.) из Милета был учеником Фалеса, и недавние исследования утверждают, что его, а не Фалеса, следует считать первым западным философом из-за того, что у нас есть прямая и бесспорная цитата из Анаксимандр, в то время как у нас ничего не написано Фалесом. Анаксимандр изобрел идею моделей, нарисовал первую карту мира в Греции и, как говорят, был первым, кто написал книгу прозы. Он много путешествовал и был высоко оценен современниками. Среди его основных вкладов в философскую мысль было его заявление о том, что «основным веществом» вселенной является апейрон, бесконечное и безграничное, философское и теологическое утверждение, которое до сих пор обсуждается среди ученых и которое, как утверждают некоторые, дало Платону основу его космологии.

Симплиций пишет,

О тех, кто говорит, что оно едино, движется и бесконечно, Анаксимандр, сын Праксиада, милезианин, преемник и ученик Фалеса, сказал, что начало и элемент существующих вещей есть апейрон [неопределенный или бесконечный], являющийся впервые ввел это название материального начала. Он говорит, что это не вода и не какой-либо другой из так называемых элементов, а некая другая апейронная природа, из которой возникают все небеса и миры в них. И источник возникновения для существующих вещей есть то, в чем происходит и разрушение «по необходимости»; ибо они платят наказание и возмездие друг другу за свою несправедливость в соответствии с оценкой времени », как он описывает это в этих довольно поэтических выражениях. Ясно, что он, видя превращение четырех элементов друг в друга, счел правильным не делать субстратом ни один из них, а нечто другое, кроме этих; и он производит возникновение не через изменение элемента, а через отделение противоположностей посредством вечного движения. (  Физика , 24)

Это высказывание Анаксимандра о том, что элементы платят друг другу штраф в соответствии с оценкой времени, считается старейшим из известных письменных произведений западной философии.

Фалес утверждал, что Первопричиной всех вещей была вода, но Анаксимандр, признавая, что вода была еще одним из земных элементов, полагал, что Первопричина должна исходить от чего-то за пределами такого элемента. Его ответом на вопрос «Откуда все взялось?» был apeiron, безграничное, но что именно он имел в виду под «безграничным», породило многовековые споры. Относится ли «безграничное» к пространственному или временному качеству или оно относится к чему-то неисчерпаемому и неопределенному?

В то время как невозможно с уверенностью сказать, что имел в виду Анаксимандр, лучшее понимание можно получить с помощью его аргумента «давным-давно», который Аристотель формулирует таким образом в своей Физике .

Некоторые делают эту Первопричину (а именно то, что является дополнительным к элементам) Беспредельным, но не воздух или воду, чтобы другие не были уничтожены одним из них, будучи безграничными; ибо они противоположны друг другу (например, воздух холоден, вода влажна, а огонь горяч). Если бы какое-либо из них было безграничным, оно давно бы уничтожило другие; но теперь есть, говорят они, нечто иное, из чего они все порождены. (204b25–29)

Другими словами, ни один из наблюдаемых элементов не мог быть Первопричиной, потому что все наблюдаемые элементы изменчивы и, будь один из них сильнее других, он давно бы их уничтожил. Однако, как замечено, элементы земли, по-видимому, находятся в равновесии друг с другом, ни один из них не имеет превосходства, и, следовательно, следует искать какой-то другой источник в качестве первопричины. Делая это заявление, Анаксимандр становится первым известным философом, работавшим в области абстрактной, а не естественной философии и первый метафизик еще до того, как был придуман термин «метафизика».

Он составил карту небес, много путешествовал, был первым, кто заявил, что Земля парит в космосе, и первым, кто постулировал ненаблюдаемую Первопричину (которая, вне зависимости от того, повлияла ли она на Платона, безусловно, имеет сходство с Аристотелевским Перводвигателем). Диоген Лаэртский пишет: «Аполлодор в своих « Хрониках» сообщает, что во второй год пятьдесят восьмой Олимпиады [Анаксимандру] было шестьдесят четыре года. И вскоре после этого он умер, процветая примерно в то же время, что и самосский тиран Поликрат». В Милете была воздвигнута статуя в честь Анаксимандра. (13)

Элеаты Парменид и Зенон Элейский

Парменид (ок. 485 г. до н. э.) из Элеи был греческим философом из колонии Элея на юге Италии. Он известен как основатель элейской школы философии, проповедовавшей строго монистический взгляд на реальность. Философский монизм — это вера в то, что весь чувственный мир состоит из одной основной субстанции и бытия, несотворенного и неразрушимого.

Парменид был младшим современником Гераклита, утверждавшего, что все вещи постоянно находятся в движении и изменении (что основной «веществом» жизни является само изменение). Мысль Парменида не могла быть далее удалена от идеи Гераклита в том, что Парменид утверждал, что ничто не движется, изменение невозможно и что для постижения Истины нельзя полагаться на человеческое чувственное восприятие.

Философ неизменного бытия

Согласно Пармениду, «Есть путь, который есть, и путь, которого нет» (путь факта, или истины, и способ мнения о вещах), и нужно прийти к пониманию пути, «который есть». понять природу жизни. Известный как Философ Неизменного Бытия, Парменид настаивал на вечной, единственной Истине и его отказ от релятивизма и изменчивости оказал большое влияние на молодого философа Платона, а через него и на Аристотеля (хотя последний интерпретировал Истину Парменида совершенно иначе, чем его мастер сделал). Платон посвятил этому человеку, Пармениду, диалог, в котором Парменид и его ученик Зенон приезжают в Афины и обучают молодого Сократа философской мудрости. Это дань уважения мысли Парменида в том, что в большинстве диалогов Платон представляет Сократа как мудрого вопрошающего, который не нуждается ни в чьих инструкциях. Хотя Парменид был старшим современником Сократа, сомнительно, чтобы эти двое мужчин когда-либо встречались.

Зенон Элейский

Зенон Элейский был самым известным учеником Парменида и написал сорок парадоксов в защиту утверждения Парменида о том, что изменение и даже движение — это иллюзии, которыми нужно пренебречь, чтобы познать природу себя и вселенной. Работа Зенона была предназначена для разъяснения и защиты утверждений Парменида, таких как… реальность едина. Ничто не способно существенно измениться по своей сути, потому что сама сущность реальности неизменна, а «ничто» не может быть постигнуто.

Ничто не может возникнуть из ничего

Тем не менее, кажется, что сами идеи Парменида были трудны для понимания его слушателями, что потребовало математических парадоксов Зенона. Однако главная мысль Парменида заключалась просто в том, что ничто не могло произойти из ничего и что «бытие» должно было существовать всегда.

Быть и не быть

Проще говоря, его аргумент состоит в том, что, поскольку «что-то» не может произойти из «ничего», то «что-то» всегда должно было существовать, чтобы произвести чувственный мир. Таким образом, этот мир, который мы воспринимаем, состоит из одной субстанции — той самой субстанции, из которой он произошел, — и мы, населяющие его, причастны к тому же единству субстанции. Следовательно, если окажется, что человек рождается «из ниоткуда» или что он умирает и уходит куда-то еще, оба эти восприятия должны быть неправильными, поскольку то, что есть сейчас, никогда не могло быть «не» и никогда не может «не быть». ‘. В этом Парменид, возможно, развивает идеи более раннего философа Пифагора (ок. 571–49).7 г. до н.э.), который утверждал, что душа бессмертна и неоднократно возвращается в чувственный мир через реинкарнацию. Однако если это так, то Парменид очень радикально отошел от пифагорейской мысли, которая допускает, что в нашей реальности присутствует множественность. Для Парменида и его последователей элейской школы такое утверждение было бы свидетельством веры в чувства, которым, как они настаивали, никогда нельзя доверять, чтобы они открыли истину. Элейский принцип, согласно которому все едино и неизменно, оказал значительное влияние на более поздних философов и философские школы. Помимо Платона (который, помимо диалога, Парменид также обращался к элейским понятиям в своих диалогах о Софисте и Государственном деятеле), знаменитый софист Горгий использовал элейские рассуждения и принципы в своей работе, как и Аристотель позже, главным образом в своей Метафизике. (14)

Плюралисты и атомисты

Эмпедокл , из древнегреческого города Акрагас (Agrigentum на латыни), современный Агридженто на Сицилии, по-видимому, частично соглашался с элейской школой, частично противостоял ей. С одной стороны, он утверждал неизменную природу субстанции; с другой стороны, он предполагает множество таких субстанций, т. е. четыре классических элемента: землю, воду, воздух и огонь. Из них мир строится при посредстве двух идеальных движущих сил — любви как причины соединения и раздора как причины разлуки.

Первую явно материалистическую систему сформировали Левкипп (5  вв. до н. э.) и его ученик  Демокрит  из Абдеры (460–370 до н. э.) из Фракии. Это было учение об атомах — малых первичных телах, бесконечных в числе, неделимых и нетленных, качественно сходных, но отличающихся своей формой. Вечно двигаясь сквозь бесконечную пустоту, они сталкиваются и соединяются, порождая таким образом объекты, различающиеся в соответствии с разнообразием, числом, размером, формой и расположением составляющих их атомов. (15)

Другой взгляд: Творение в философии Древней Индии: Ригведа

К философскому вопросу космогенеза в Греции подходили по-разному, как мы видели в начале этого Модуля; вот пример ответа на вопрос с другой точки зрения. (1)

«Тогда не было ни несуществующего, ни существующего: не было царства воздуха, неба за ним. Что замазано и где? А что дало приют? Была ли там вода, неизмеримая глубина воды?

ЕДИНСТВЕННЫЙ дышал без воздуха по собственному импульсу; через жар тапаса (желание) было проявлено (1) Кто истинно знает и кто может здесь объявить это, откуда оно родилось и откуда происходит это творение? Боги более поздние, чем производство этого мира. Кто знает тогда, откуда оно впервые появилось? Тот, первоначало этого творения, сотворил он все это или не сотворил, чей глаз контролирует этот мир на высочайшем небе, он воистину знает это, а может быть, и не знает».

(Ригведа 10.129.1-7)

Существует еще один рассказ о том, как зародилась Вселенная, который не имеет эквивалента ни в одной другой традиции. Вселенная на самом деле является сном бога, который после 100 лет Брахмы растворяется в сне без сновидений, и вселенная растворяется вместе с ним. Еще через 100 лет Брахмы он пересобирает себя и снова начинает видеть великий космический сон. Между тем, в других местах существует бесконечное множество других вселенных, каждая из которых является сном своего собственного бога. (16)

К какому выводу могла бы прийти каждая из этих интерпретаций, если бы их аргументы продолжали развиваться? (Вопрос риторический. Вам не нужно считать это заданием, а лучше иметь его в виду, когда мы переходим к следующему модулю.)  (1)

Милетцы – Retrospect Journal

Хотя греки известны в основном своим развитием сложной философии под руководством Платона и Аристотеля, менее известно то, что эти мыслители, наряду со многими другими, были вовлечены в раннюю космологию. В это время граница между искусством и наукой отсутствовала, что, по сути, создавало возможность сочетания рассудка с поэзией. Философия и наука, таким образом, были взаимосвязаны и позволяли объяснять явления природы таким образом, который никогда не могли бы проиллюстрировать грубые факты.

Истоки современной космологии, несомненно, восходят к Милету V века, городу-государству на побережье Эгейского моря. Как один из самых могущественных ионийских городов Малой Азии, он процветал во многих аспектах, особенно в торговле и колонизации. Однако больше всего город отличался своими научными, философскими и литературными деятелями, объединенными в милетской школе. Именно здесь произошла революция в мышлении, которую возглавил ряд лиц, рассматривавших физику как всеобъемлющий предмет, способный использовать как поэтические, так и математические средства восприятия.

Действительно, милетцы в первую очередь понимали, что с помощью наблюдения и рассуждений можно исправить свое мировоззрение. Это было известно как эмпирический метод и заменило более раннюю традицию рассказывания историй для объяснения основ мира. Это не значит, что воображение исчезло — в этом новом развитии физики действительно процветала поэзия. Некоторые члены Милетской школы разработали еще больше подходов к наблюдению, выходящих за рамки эмпирических, выбрав авангардный подход через создание аксиом. Воплощением этого был физик Фалес.

Фалес Милетский был одним из семи греческих мудрецов, титул, данный семи «мудрецам» в классической греческой традиции. Он был политиком, философом и физиком, родившимся во время 35-й -й Олимпиады, который проложил путь для будущей милетской мысли. Хотя ни одно из его сочинений не сохранилось, многие историки древности описывают его как экстраординарного. Истории описывают, как он советовал мореплавателям ориентироваться в созвездии Малой Медведицы, а не Большой, и также говорят, что он измерил пирамиды Египта, используя свои собственные знания геометрии, по словам поэта Каллимаха. Это близко совпадает с идеей о том, что на него сильно повлияла египетская наука — есть свидетельства о том, что он посещал египетских священников, чтобы узнать об их математических знаниях, что впоследствии позволило ему разработать несколько геометрических теорем, которые используются до сих пор. Он сделал это с помощью доказательства дедукцией, которое включало создание набора аксиом, как упоминалось выше. Это утверждения, которые до сих пор считаются истинными и с тех пор используются математиками.

Несомненно, Фалес наиболее известен своими достижениями в космологии, изучением происхождения мира и, что более важно, своим вниманием к воде. Он предположил, что элемент воды был строительным блоком для формирования мира, используя образ земли как корабля, покоящегося в океане. Для него океан был бесконечен и объяснял все природные явления, такие как землетрясения, и хотя его наблюдение было далеко, он был первым, кто попытался объяснить вещи без включения сверхъестественных средств. Насколько нам известно, его аргументация в пользу важности воды неясна, хотя Аристотель предположил, что это могло быть связано с тем, что вода является источником питания всех вещей, и поэтому сам мир нуждался в душе — в конце концов, Фалес был философом.

Анаксимандр был учеником, преемником и знакомым Фалеса, который продолжил наследие своего учителя, но также обосновал различные новые идеи. Он установил образ мышления, который признавал несоответствия между искусством и наукой, но также принимал их. Известный своим воображением и использованием антропоморфного языка, его записи были показными и артистичными. В то время как Фалес утверждал, что основой земли является вода, Анаксимандр создал новую космологическую теорию равновесия; сама земля уравновешивалась не бесконечным океаном, а симметрией, которая позволяла солнцу, луне и звездам окружать ее на заданных расстояниях.

Анаксимандр также продемонстрировал свой отход от принципов Фалеса своей верой в первичную субстанцию ​​апейрон, «бесконечность», из которой, по его мнению, состоит все. До того, как появилась Теория Большого Взрыва, появилась его идея о том, что Земля была продуктом вечного движения, которое вращалось во вращательном движении и разделяло противоположности, такие как тьма и свет. В свою очередь, они взаимодействовали с апейроном, чтобы породить все живое. Это божественное космологическое объяснение, безусловно, демонстрирует признаки философской мысли, поскольку Анаксимандр считал, что апейрон также может уничтожить мир, чтобы отомстить за потерю времени. Примечательно, что самое близкое, что сейчас напоминает апейронное вещество, — это ковариантное квантовое поле; это поля, которые сами по себе способны генерировать пространство-время и являются проявлением единой формы единицы, используемой в современной теории квантовой гравитации.

Анаксимандр был не единственным милетцем, бросившим вызов своему предшественнику. Его собственный ученик, Анаксимен, повторил его прежние действия и еще раз преобразовал космологическую мысль. Он был греческим философом, который, очевидно, черпал большую часть своих мыслей из мистических верований, которые отличали его от других членов милетской школы. Следуя предположению, что над — это то, из чего состоит Земля из , , он намекнул, что различные плотности воздуха связаны с различными типами материи, которая существует вечно в движении. Он распространил это на духовный уровень, изобразив aer как качество, которое обладало жизнью и следовало по траектории хаоса. Бесспорно, его сюрреалистические космические теории бурным образом сочетали миф и естественные процессы.

Тем не менее, помимо мистических компонентов, в творчестве Анаксимена были и некоторые полезные истины. Он также заявил, что природные явления произошли из-за того, что aer могли сжиматься и разжиматься. Предполагая это, он смог показать, что элементы мира не гранулированы, а образуют непрерывный спектр: 9Например, 0025 aer станет водой при конденсации, но огнем при разрежении. Этот процесс потенциально можно интерпретировать как объяснение того, как сами частицы раздвигаются и сближаются, поэтому это означает, что Анаксимен был проатомистом, изображающим первое элементарное предположение того времени.

Эти три милетских мыслителя были инженерами-космологами, в конечном счете объединившими философскую мысль досократовских времен и научную теорию. Была ли это вода, «беспредельность» или воздух, которые заложили основу материи, ничтожно мало по сравнению с тем, чего коллективно достигли эти великие мыслители: новая система мысли, начатая в космосе.

Автор Kat Jivkova

Библиография

Черри, Джованни. «Концепция« Материи »в архаической Греции, 1: Хаос / Аэр в Теогонии Гесиода». Пейто Том 8 (2018): 53-80.

Эванс, Джеймс. (2020) «Анаксимандра». [В сети]. [По состоянию на 20 сентября 2020 г.].

www.britannica.com/biography/Anaximander#ref65003

Керр, Энн и Райт, Эдмунд. Словарь всемирной истории (3-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *