Как устроена греческая комедия • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалыСодержание первой лекции из курса Николая Гринцера «Театр Древней Греции»
Смех в европейской литературе и культуре — как и практически все, что есть в европейской литературе и культуре, — начинается с античности. И пожалуй, первой формой организованного смеха стала античная комедия. Конечно, греки, как и все нормальные люди, смеялись, по всей видимости, всегда, но в V веке до нашей эры мы впервые сталкиваемся с тем, что смех становится сознательной частью культуры, причем даже большей, чем литература. Именно этот феномен и называется древней аттической Аттика — область в Греции. Центр — город Афины. комедией.
Древняя аттическая комедия — это удивительное явление в истории культуры, даже с современной точки зрения, потому что она является не только жанром литературы, но и частью жизни по крайней мере одного города — Афин.
Откуда взялась комедия? Это отдельный и сложный вопрос, которым сейчас даже не принято особенно заниматься. Относительно него есть примерно то же решение, что в свое время Французская академия наук приняла относительно вечного двигателя: новые версии впредь не рассматривать.
Тем не менее ясно, что у комедии есть мифологические, фольклорные, религиозные истоки, но какие конкретно — мы не знаем. У нас есть много древних рассказов о том, что раньше люди ходили по деревням и пели всякие, как мы бы сейчас сказали, ругательные или поносные песни в адрес своих сограждан, — и вроде бы из этих песен и родилась комедия. Действительно, такие праздники существуют в разных культурах — и у нас они даже до сих пор сохранились в виде каких-нибудь колядок.
Но так или иначе, комедия произошла из очень глубинного мифологического представления о том, что ругать человека — хорошо, потому что это некоторым образом уравновешивает состояние мира: если ты человека ругаешь, то дальше у него все будет неплохо, а если хвалишь, то могут быть всякие неприятности. Это представление сохранилось во многих приметах и ритуалах, например в том, что новорожденного ребенка нельзя хвалить. Примерно то же самое было и в Греции.
Замечательно, что эта ругань становится составляющей важнейшего действа в истории и жизни весьма развитого культурного центра Греции — Афин V века до нашей эры.
Комедия представлялась в театре. Театр Древних Афин — это совершенно не то, что мы под театром понимаем сейчас. Афинский театр не дошел до нас в своем первозданном виде, но по разным подсчетам в него помещалось от 10 до 20 тысяч зрителей. Это означает, что на представления трагедий и комедий приходила значительная часть взрослого населения города.
Кроме того, в театре присутствовали приезжие, поскольку эти праздники одновременно являлись местом, где собирались афинские союзники. Иными словами, это представление было адресовано и городу, и миру. И это в случае комедии особенно интересно, потому что тем самым комедийная ругань становилась предметом внимания не только всего города, но и пришлых людей.
Первая составляющая смеха античной комедии, понять которую, может быть, сложнее всего, — это сиюминутный смех, смех над тем, что происходит сейчас.
Многие имена различных деятелей афинской культуры V века мы знаем только благодаря комедии: если бы их не обругали (а в комедии редко о ком говорят хорошо), мы бы просто ничего о них не знали. Естественно, иногда нам очень трудно угадать, что имелось в виду под какими-то аллюзиями, намеками и шутками — как если люди спустя две тысячи лет будут смотреть современные фильмы или представления, они не поймут каких-то современных аллюзий.
Но эти политические сиюминутные аллюзии и намеки играли чрезвычайно существенную роль: в комедии нужно было смеяться прежде всего над теми, кто живет сейчас. Причем чем важнее человек, тем больше над ним надо смеяться.
Второе, над чем смеялась комедия, — это повседневная жизнь города, в том числе религиозная, поскольку комедия составляла часть религиозного праздника. И это для нас тоже чрезвычайно непривычно и интересно.
Комедия в конечном счете стала еще и первым жанром, который понимал себя как литературный жанр. Будучи событием повседневной жизни города, она одновременно говорила и об интеллектуальной жизни, о литературе, и прежде всего о своем партнере — трагедии. То есть античная комедия — это рефлексивный жанр: она говорит о современном состоянии мысли и литературы.
Комедия была важной частью жизни города еще и потому, что изначально ставилась на городские деньги.
Город отвечал за то, что комедия, как и трагедия, должна быть представлена на празднике. Позже город стал отдавать право постановки комедии и трагедии видным и богатым людям, которые соревновались за то, чтобы дать денег на эту постановку. Это тоже важно: ставить комедию было чрезвычайно престижно. В основном деятельность такого человека заключалось в том, что он нанимал хор, который составлял основную часть комедии. Покупались костюмы, членов хора тренировали, кормили, и за все это платил тот, кого теперь мы бы назвали продюсером.
Кроме того, в комедии, как и во всяком театральном представлении, очень важную роль играла чисто внешняя составляющая, и об этом тоже не следует забывать, когда мы читаем тексты античной комедии. Комедия была смешной еще и потому, что она была смешной зримо. Мы не до конца можем оценить сценографию, но иногда можем по крайней мере ее себе представить.
Например, была комедия, которая называлась «Тишина», или «Мир».
Ее главный герой в какой-то момент должен был отправиться на Олимп на большом навозном жуке. Во-первых, это было само по себе страшно смешно, потому что это просто смешно. Во-вторых, это было чрезвычайно смешно, потому что было, как всегда в комедии, шуткой с двойным, если не тройным дном: это пародировало знаменитый миф о герое Беллерофонте, который взлетал на своем крылатом коне Пегасе на Олимп, чтобы соревноваться с богами. Беллерофонт, кстати, плохо кончил, а комедийный герой кончает хорошо. И одна из самых волнующих проблем для современных исследователей комедии заключается в том, как этот жук был представлен — и был ли он вообще представлен. Судя по всему, был: его каким-то образом надували, и это, конечно, тоже чрезвычайно веселило зрителей.
Так что в комедии, по всей видимости, использовалась довольно сложная машинерия, и жук — один из примеров этого.
Смехотворен был также вид членов хора.![]()
В комедии были традиционные сцены, которые всегда вызывали смех.
Всегда кого-то должны были бить, нужно было танцевать непристойный танец, желательно было бегать по сцене с криками «Пожар! Пожар!» или что-нибудь в этом роде. Все это чрезвычайно занимало публику. Замечательно, что Аристофан, единственный комедиограф V века, от которого до нас дошел определенный набор сочинений в более или менее законченном виде (от остальных — только фрагменты, хотя комедиографов было очень много), в одной из своих комедий утверждает, что его комедия очень высокая, чрезвычайно изысканная, в ней важны только слова и у него никто не бегает с криками «Пожар! Пожар!», никто не танцует похабные танцы и молодой человек не бьет отца. Но это вранье: у Аристофана есть все это, и что-то — прямо в той комедии, в которой говорится, что этого нет. Потому что это должно быть. По всей видимости, такие вещи были чрезвычайно привлекательными, хотя и не самыми главными.
Комедия — это тот жанр, в котором публика принимает активное участие. Во-первых, публика судит, кто лучше, а кто хуже; и в трагедии, и в комедии жюри выбиралось из обычных граждан, а не из литературных критиков.
Во-вторых, к публике постоянно апеллируют, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле. Когда герой говорит: «Да, мало тут знающих людей», он при этом делает жест в сторону зала — и, соответственно, афиняне понимают, что они не очень знающие. При этом в той же комедии этот герой может сказать: «Какие замечательные люди вокруг нас» — и тоже сделать жест в адрес публики. В комедии даже был специальный раздел, так называемая парабаса, когда хор, танцуя некоторый танец, прямо обращался к зрителям, призывая их поддержать автора или высказывая некоторые важные идеи, которые автор считал необходимым донести, как мы бы сейчас сказали, до широких масс.
Таким образом, оказывается, что комедия — это, с одной стороны, очень зрелищный жанр, с другой — очень древний, с глубокими фольклорными и религиозными корнями, а с третьей — это жанр литературный, который обыгрывал мысли, идеи, образы и мотивы, существовавшие в современной ему или предшествовавшей ему авторитетной высокой литературе.
Все это вместе и создает этот многомерный смех античной комедии, который нам не до конца понятен — в частности, потому, что какие-то его составляющие, вроде реалий того времени, труднопостижимы, но который важен именно своей многомерностью. С одной стороны, это смех ради самого смеха, а с другой — смех, в котором есть сразу несколько измерений. Эти измерения можно вытащить из дошедших до нас текстов и понять, почему над комедией смеялись одновременно 15–20 тысяч человек и почему это было так важно. И наверное, это самое интересное, что есть в античной комедии.
Радио Arzamas«Я специалист по микрооткрытиям»
«Ученый совет» в «Радио Arzamas»: филолог, переводчик и поэт Михаил Мейлах — об архивах Хармса и Введенского, кочегарке и архивной пыли, Шуберте и Антонии Сурожском, языке и нашем вечном безобразии
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
15 минут
1/6
Как устроена греческая комедия
Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии
Читает Николай Гринцер
Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии
17 минут
2/6
Над кем смеется греческая комедия
Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом
Читает Николай Гринцер
Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом
16 минут
3/6
Что смешного в «Лягушках» Аристофана
Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена
Читает Николай Гринцер
Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена
16 минут
4/6
Как устроена греческая трагедия
Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел
Читает Николай Гринцер
Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел
17 минут
5/6
Почему на трагедии не надо плакать
Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии
Читает Николай Гринцер
Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии
16 минут
6/6
Главная греческая трагедия
Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам
Читает Николай Гринцер
Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам
Материалы
Древняя Греция за 18 минут
Раскладываем всё по полочкам в одном коротком видео
Словарь древнегреческой культуры
58 важных слов, которые помогут понять древних греков
Хорошо ли вы знаете греческую мифологию?
Что происходило с древнегреческими богами, героями и чудовищами
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
7 мифов об античности
Ящик Пандоры, 300 спартанцев, белый Парфенон и другие заблуждения
5 книг о древних греках
Что читать, чтобы понять античного человека
Николай Гринцер: «Если латынь — это игра в шахматы, то греческий — игра в карты»
Как найти античность в Москве
Экскурсия историка Античности Сергея Карпюка
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023.
Все права защищены
Древнегреческая комедия | это… Что такое Древнегреческая комедия?
Терракотовая маска комического актёра рубежа IV и III вв. до н.э.
Греческая комедия — древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V—III вв. до н. э. (главным образом в Аттике).
Содержание
|
Определение
См. также: Античная драма
В отличие от той части «Поэтики» Аристотеля, где разбирается понятие трагедии, сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени. Его поиски составляют содержание знаменитого романа «Имя розы», а содержание удаётся в общих чертах удаётся восстановить благодаря т. н. коаленовскому пересказу. По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств, связанных с культом плодородия, в том числе из фаллических процессий.
Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:
- герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
- предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
- трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.
Древняя комедия
Основная статья: Древняя комедия
От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана, хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов[1]. Наиболее ранняя из сохранившихся комедий — «Ахарняне» — была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана — цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами, зачастую обсценного свойства.
Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством[2].
Непристойные насмешки, которыми славились комедии V—IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.
Средняя комедия
Терракотовая статуэтка персонажа новоаттической комедии
Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу — т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность[3]. Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи — гетеры, философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.
В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии.
Новоаттическая комедия
Основная статья: Новая комедия
Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма, последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму[4]. В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.)[4].
О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы — Менандр, Филемон, Дефил — написали более сотни пьес каждый.
Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).
Примечания
- ↑ Ярхо В. Н. Древняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 370—372.
- ↑ Old Comedy (Greek theatre) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Ярхо В. Н. Средняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 377.
- ↑ 1 2 Борухович В. Г. Новоаттическая комедия // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.
Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 316.
Древнегреческая комедия – роль и учение комедии
Одним из фундаментальных вкладов Древней Греции в западную культуру является рождение театра. Между трагедией и комедией древнегреческий театр выражает полноту человеческого опыта, позволяя зрителям опосредованно переживать эмоции драматической глубины, а также осветлять душу весельем. Это было дополнение к жизни, которое общалось с психикой.
Начиная с самого названия, комедия связана с радостью. Этимологически корни слова находятся в словах, означающих «веселье» — κῶμος (kômos) и «песня» ᾠδή (ōidḗ) или «певец»/«бард» — ἀοιδός (aoidós).
Согласно Аристотелю и сохранившемуся до наших дней древнегреческому воззрению, комедия отражает социальную природу людей — не их сокровенные психологические глубины, а их слабости и пороки — короче говоря, развлекательную сторону людей. Таким образом, роль комедии можно рассматривать как поучительную, поскольку она отражает менее благородные аспекты нас самих.
Перефразируя краткое определение Аристотеля, в то время как трагедия и драма сосредотачиваются на персонажах, которые лучше и добродетельнее, чем средний пример человечества, комедия фокусируется на тех персонажах, которые несколько хуже.
В то время как трагедия впервые покорила афинскую публику (в конце 500 г. до н.э., на дионисийских праздниках, комедия быстро последовала, всего десять лет спустя.
Комедия и обществонемногие были в безопасности от его колкостей. Драматурги регулярно высмеивают как государственные учреждения, так и, в шутку, даже отдельных лиц. И в самом деле, даже боги не были полностью защищены. По крайней мере, некоторые из них; Зевс и другие высшие боги были по крайней мере запрещены.
Старая греческая маска, используемая в театре, Корфу, Греция Высмеивая, комедия обнажает работу греческого общества и политических структур, мало чем отличаясь от современных сатирических комиксов.
Один писатель преуспел в этом жанре и подарил нам произведения, доставляющие непреходящее удовольствие. Комедии Аристофана отличаются прежде всего остроумием и скрытой глубиной. Они, конечно, забавны, но есть чему поучиться, а главное — вечная истина, с которой можно примириться. В своих лучших проявлениях Аристофан мог быть одновременно беззаботным и глубоким. Он был проницательным наблюдателем за состоянием человека, политикой и обществом древних Афин.
Вот некоторые из самых известных его работ.
Осы Здесь мы видим драматурга, высмеивающего государственного подлого и демагога Клеона, а также суды, которые были необходимы для его власти. Одного из главных героев, «чудовища», отца хозяина афинского дома, на самом деле зовут Филоклеон — буквально «друг или поклонник Клеона» — и его особый порок — не пьянство и не азартные игры. Филоклеон на самом деле любитель испытаний — «филелиаст».
«Осы» из названия — это хор, в данном случае сами присяжные, роящиеся вокруг места заточения Филоклеона, из которого он стремится сбежать, ловко появляясь, как дым из трубы.
Кажется, неудивительно, что с энтузиазмом оценивающий старик плохо выдерживает суд сам, как показывают его различные проступки — не в последнюю очередь то, как он получает выгоду от участия в качестве присяжного заседателя.
Птицы«Птицы» Аристофана — яркий пример его работ, освещающих события дня — здесь Сицилийская экспедиция. Возглавлял экспедицию легендарный Алкивиад, а сама экспедиция была омрачена порчей гермаев — плохое предзнаменование. Что еще хуже, под подозрением оказался энергичный Алисивиад. Метафора экспедиции — действительно злополучной — это погоня за «землей-кукушкой» Нефелококкигия (Νεφελοκοκκυγία) — мечта главных героев Пистетеруса и Евельпида (Надежный друг и Доброй Надежды).
Лисистрата Вероятно, самая известная из древнегреческих комедий, непристойный и веселый сюжет «Лисистраты», кажется, действительно очень хорошо устарел.
В этой знаменитой антивоенной комедии афинянкам во главе с мудрой женщиной Лисистратой надоели Пелопоннесские войны. Они прибегают к простому, но очень эффективному приему, чтобы оказать давление на своих мужей, чтобы они нашли дипломатическое решение.
Лисистрата объединяется с женщинами других греческих городов-государств, включая, что немаловажно, Лампито из Спарты. Они соглашаются воздержаться от секса, пока мужчины не найдут решение. После долгого веселья снова царит мир.
Греческая комедия и параллели с сегодняшним днем Аристофан и его современники, возможно, отражали конкретные события дня, но основные темы универсальны и вечны. Лицемерие чрезмерно осуждающего, которое мы видим в «Осах», и стремление к власти и головные боли, которые приносит власть, мы видим в «Птицах», имеют свои забавные параллели в нашем мире — мало что изменилось в некоторых существенных моментах. И отношения между полами, которые исследует Лисистрата, действительно лежат в основе как комедии, так и, иногда, современной жизни.
Вы когда-нибудь видели древнегреческую комедию? Знаете ли вы, что древнегреческие комедии можно увидеть в исторических античных театрах? Спектакль может стать прекрасным событием, вокруг которого можно построить обогащающий и действительно интересный греческий праздник.
Древнегреческая комедия — Энциклопедия Нового Света
Раб в короткой тунике, флякс-актер. Фрагмент стороны А кремнийской краснофигурной чашечки-кратера, ок. 350 г. до н. э. –340 г. до н.э.
Комедия, наряду с трагедией, была одной из двух основных драматических форм древнегреческого театра. Афинская комедия условно делится на три периода: Старая комедия , Средняя комедия и Новая комедия . Старая комедия сохранилась до наших дней в основном в виде одиннадцати сохранившихся пьес Аристофана, в то время как Новая комедия известна прежде всего по существенным фрагментам папируса Менандра. Средняя комедия в значительной степени утеряна, т.
Е. Сохранилась только в относительно коротких фрагментах у таких авторов, как Афиней из Навкратиса.
Старая комедия, датируемая временем установления демократии Клисфеном, около 510 г. до н.э. , возникло из непристойных шуток дионисийских гуляк, состоящих из яростной брани и личных поношений. Сатира и оскорбления были направлены против какого-то объекта народной неприязни. В комедии использовались приемы трагедии, ее хоровые танцы, ее актеры в масках, ее метры, ее декорации и сценический механизм и, прежде всего, элегантность аттического языка, но они использовались в целях сатиры и насмешки. В «Средней комедии» хор опущен, а насмешки с одного персонажа перенесены на человеческие слабости в целом. Переход в комедии от старого к среднему представлял собой важный шаг вперед в художественной природе комедийной драмы, от чистой насмешки к решению более широкого вопроса о слабостях человеческой натуры.
В Афинах комедии стали официальной частью праздника в 486 году до н.
э. , а за лучшие постановки были вручены призы. Как и в случае с трагиками, от великих комедийных писателей осталось немного произведений. Из произведений более ранних писателей существуют только некоторые пьесы Аристофана. Эти пьесы представляют собой важный шаг вперед в комическом представлении. Он высмеивал всех и каждое заведение. Аристофан является родоначальником большей части более позднего комического театра. По смелости фантазии, по беспощадному оскорблению, по безоговорочной непристойности, по возмутительной и свободной политической критике не с чем сравнить комедии Аристофана.
Содержание
- 1 Происхождение
- 2 периода древнегреческой комедии
- 2.1 Старая комедия (archàia)
- 2.2 Аристофан
- 2.2.1 Лисистрата
- 2.2.2 Лягушки
- 2.3 Влияние
- 2.4 Средняя комедия (месе)
- 2.5 Новая комедия (неа)
- 3 См.
также - 4 Список комических драматургов
- 4.1 Старая комедия
- 4.2 Средняя комедия
- 4.3 Новая комедия
- 5 Примечания
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
В течение четвертого века г. до н.э. , там развилось то, что было названо Новой Комедией. Менандр считается лучшим из его писателей. Однако от его конкурентов ничего не осталось, поэтому сравнивать сложно. Пьесы Менандра, из которых ныне существует только «Дискол» (Мизантроп), не касались великих общественных тем, о которых писал Аристофан. Вместо этого он сосредоточился на вымышленных персонажах из повседневной жизни: суровых отцах, молодых любовниках, интригующих рабах и других. Несмотря на его более узкую направленность, пьесы Менандра оказали влияние на последующие поколения. Их свободно адаптировали римские поэты Плавт и Теренций в третьем и втором веках9.0065 г. до н. э. Комедии французского драматурга Мольера напоминают комедии Менандра.
Происхождение
Театральная маска Первого раба в греческой комедии, второй век г. до н.э. , Национальный археологический музей Афин
Точных сведений о происхождении и раннем развитии древнегреческой комедии немного. Согласно Аристотелю, писавшему полтора века спустя, она впервые оформилась в Мегарах и Сикионе; Предполагается, что Сусарион, самый ранний афинский комический поэт, сам был выходцем из Мегары. Аристотель также связывает происхождение комедии с популярными фаллическими процессиями и утверждает, что она получила официальное признание (и, следовательно, государственную поддержку) в Афинах несколько позже , чем трагедия. Суда, дополненная некоторыми письменными свидетельствами, предполагает, что самые ранние драматические состязания в Афинах имели место на празднике города Дионисия в начале 480-х годов г. до н.э. , и что второй конкурс был добавлен на Ленейском фестивале около 450 г.
Но какие-то комедии, написанные Эпихармом, исполнялись уже в 490-х гг. в греческом городе Сиракузы на Сицилии, и происхождение жанра на самом деле определить невозможно. с любой точностью. Само название, по-видимому, происходит от греческих слов komos, что означает веселящийся оркестр , и глагол айдо , петь .
Комедии были представлены в Афинах на официальных конкурсах на двух крупных фестивалях в честь Диониса, бога вина и веселья, теперь связанного с театром. На каждом фестивале, по-видимому, участвовало пять поэтов-комиков, каждый из которых ставил по одной пьесе, хотя возможно, что программы были сокращены до трех поэтов на какое-то время из-за финансового давления во время Пелопоннесской войны. Поэты обращались к архонту, руководившему соответствующим праздником, за правом участия в нем. Если их выбирали, они награждались хорегосом, то есть богатым человеком, который финансировал представление в качестве формы налогообложения.
В Древней Греции комедия, по-видимому, возникла из похабных и непристойных песен или декламаций по поводу праздников плодородия или собраний, а также из высмеивания других людей или стереотипов.
Аристотель в своей «Поэтике» утверждает, что комедия возникла из фаллических песен и легкого обращения с низменным и уродливым. Он также добавляет, что происхождение комедии неясно, потому что с самого начала к ней не относились серьезно. [1]
Периоды древнегреческой комедии
Александрийские грамматики, по-видимому, были первыми, кто разделил греческую комедию на три периода, которые стали каноническими: [2] Старая комедия (archàia) , Средняя комедия (mese) и Новая комедия (nea) . Эти деления кажутся в значительной степени произвольными, и древняя комедия почти наверняка постоянно развивалась на протяжении многих лет.
Старая комедия
(archàia)Самая ранняя афинская комедия, 480–440-е гг. г. до н. э. , почти полностью утерян.
Чтобы произвести впечатление на утонченную и культурную общественность Афин эпохи Перикла, драматурги Старой комедии заимствовали из трагедии все ее самые привлекательные черты: хоровые танцы, актеров в масках, поэтические размеры, декорации и сценические механизмы, драматическая форма аттического греч.
Таким образом, комедия стала признанной отраслью драмы, представляя блестящие диалоги и поэтическую красоту в хоровых партиях, сравнимую с трагедиями того же периода.
Аристофан
Важнейшим драматургом Старой комедии был Аристофан. Его произведения определяют наследие старой комедии с их острой политической сатирой и обилием сексуальных и копрологических намеков. Аристофан высмеивал наиболее важных личностей и институты своего времени, что можно увидеть в его шутовском изображении Сократа в Облаках и в его антивоенном фарсе Лисистрата . В The Birds он выставил на посмешище афинскую демократию. Сохранилось всего 11 его пьес.
Лисистрата
Во главе с главной героиней, Лисистратой, женские персонажи истории баррикадируют здания государственных фондов и отказывают в сексе своим мужьям, чтобы положить конец Пелопоннесской войне и обеспечить мир. При этом Лисистрата заручается поддержкой женщин из Спарты, Беотии и Коринфа. Все остальные женщины первыми выступают против предложения Лисистраты воздержаться от секса.
Наконец, они соглашаются принести присягу на верность, выпив вино из фаллической фляги, поскольку традиционный инструмент (перевернутый щит) был бы символом действий, противоречащих целям женщин. Этот поступок ироничен и поэтому комичен, потому что греческие мужчины считали, что у женщин нет сдержанности, недостаток, проявляющийся в их предполагаемой любви к вину, а также к сексу.
Лягушки
Лягушки имели более серьезный тон, чем некоторые другие комедии Аристофана. Тем не менее, The Frogs уникален по своей структуре, потому что он сочетает в себе две формы комических мотивов, мотив путешествия и мотив соревнования или мотив агона , причем каждому мотиву придается равное значение в пьесе.
Влияние
Старая комедия впоследствии повлияла на более поздних европейских писателей, таких как Рабле, Сервантес, Свифт и Вольтер. В частности, они копировали прием маскировки политической атаки под шутовство.
Наследие старой комедии можно увидеть в наше время в политической сатире, такой как Доктор Стрейнджлав , и в телевизионных шутовских постановках Монти Пайтона и Субботним вечером в прямом эфире .
Средняя комедия
(mese)Граница между старой и средней комедией не очень четко обозначена, Аристофан и другие позднейшие авторы старой комедии становятся первыми авторами средней комедии. Средняя комедия была ответвлением старой комедии, но отличалась от нее тремя существенными особенностями: в средней комедии не было хора, общественные персонажи не олицетворялись и персонифицировались на сцене, а объекты осмеяния были скорее общими, чем личными, скорее литературными. чем политическая. Там, где Старая комедия была карикатурой и пасквилем, Средняя комедия была критикой и рецензией.
Период Средней комедии простирался от окончания Пелопоннесской войны до порабощения Афин Филиппом Македонским; то есть с последних лет пятого века г. до н. э. почти до середины четвертого века до н. э. Он был чрезвычайно плодовит на пьесы, но не особенно на гениальность. Излюбленными темами были литературные и социальные особенности того времени, которые вместе с выдающимися философскими системами трактовались с легкой, а не злобной насмешкой.
Средняя комедия свободно пародировала величайшие трагедии Эсхила и Софокла, благороднейшие пассажи Гомера и прекраснейшие стихи Пиндара и Симонида. Точно так же трактовались сюжеты, взятые непосредственно из античной мифологии. Имея дело с обществом, нападали скорее на классы, чем на отдельных людей, как на куртизанок, тунеядцев, гуляк и особенно на самодовольного повара, который с его парадом кулинарной науки всегда был излюбленной мишенью для стрел средней комедии.
Новая комедия
(nea)Лепная терракотовая фигурка актера в маске лысого белого человека из Новой комедии, II век, г. до н. э. , из Канино, Италия.
Новая комедия длилась на протяжении всего правления македонских правителей, закончившегося примерно в 260 году до н. э.
Из текста Новой комедии сохранилось очень мало. До нас дошло несколько греческих фрагментов. В ХХ веке полный текст Дисколос , пьеса Менандра, ведущего писателя Новой комедии, была заново открыта.
Это единственный полностью сохранившийся образец Новой комедии. Сохранились также несколько длинных фрагментов Менандра из таких пьес, как «Арбитраж», «Девушка с Самоса», «Стриженая девушка», «Герой»). Большая часть нашей информации о Новой комедии получена из латинских адаптаций Плавта и Теренция.
Впервые главным элементом драмы стала любовь. Новая комедия опиралась на стандартных персонажей, таких как senex iratus, или «сердитый старик», властный родитель, которого слишком часто вводят в пороки и безрассудства, за которые он порицал своего сына, и хвастливый солдат или солдат-наемник, недавно вернулся с войны с шумным языком, полным кошельком и пустой головой. За этими исключениями персонажи были почти такими же, как и в средней комедии. Новая комедия представляла афинское общество и социальную мораль того периода; но он не пытался его улучшить, представив только в привлекательных цветах.
Новая комедия оказала влияние на большую часть западноевропейской литературы, в частности на комическую драму Шекспира и Бена Джонсона, Конгрева и Уичерли.
[3]
Большая часть современной романтической и ситуационной комедии восходит к чувствительности Новой комедии, в частности комедий поколений, таких как Все в семье и Знакомство с родителями .
См. также
- Агон в Дионисии (смешанная аудитория) и Ленея (только местная афинская аудитория)
- Фаллические шествия
- Театр Диониса
- Культ Диониса
Список комических драматургов
Некоторые драматурги пересекаются более чем в один период.
Старая комедия
- Сусарион из Мегары (~580 до н.э. )
- Эпихарм с Коса (~540-450 г. до н.э. г.)
- Кратин (~520-420 г. до н.э. г.)
- Хиониды 486 г. до н. э.
- Магнес 472 г. до н. э.
- Евник V в. г. до н.э.
- Евполис (~ 446-411 г. до н. э. г.)
- Гегемон Тасоса Пятый век г.
до н. э. - Телеклид Пятый век, год до н. э.
- Ферекрат Пятый век г. до н. э.
- Ящики (комический поэт) ок. 450 век г. до н. э.
- Гермипп 435 г. до н. э.
- Фриних (~429 г. до н.э. г.)
- Кантар 422 г. до н. э.
- Страттис (~ 412-390 г. до н. э. г.)
- Кефисодор 402 г. до н. э.
- Платон (комический поэт) конец V века г. до н.э.
- Никофонт Пятый век г. до н. э.
- Никохар (ум. ~345 до н. э. )
- Каллиас Шенион
- Саннирион
- Диокл из Флия
- Аристофан (~ 456–386 г. до н.э. )
- Его сыновья Арарос, Филипп и Никострат также были комическими поэтами.
- Антифан (~408-334 до н.э. )
Средняя комедия
- Евбул начало четвертого века до н.
э. - Эпикрат из Амбракии Четвертый век г. до н.э.
- Анаксандрид Четвертый век г. до н. э.
- Алексис (~ 375 г. до н. э. — 275 г. до н. э. )
- Менандр (~342–291 г. до н. э. )
Новая комедия
- Филиппиды
- Филемон из Соли или Сиракуз (~ 362–262 г. до н.э. г.)
- Аполлодор из Кариста (~ 300–260 г. до н. э. г.)
- Дифил Синопский (~340-290 г. до н.э. г.)
- Махон из Коринфа/Александрии Третий век г. до н.э.
- Посейдипп из Кассандрии (~ 316–250 г. до н. э. г.)
- Laines или Laenes 185 г. до н.э.
- Филимону 183 г. до н. э.
- Председатель или Херион 154 г. до н. э.
Примечания
- ↑ Аристотель, Поэтика, строки, начинающиеся с 1449а.
Проверено 20 августа 2008 г. - ↑ Мастромарко (1994), 12.
- ↑ Альфред Бейтс (ред.), Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию , том. 1. (Лондон: Историческое издательство, 1906 г.), 30–31.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Аристотель. Поэтика , строки начинаются с 1449Проверено 18 августа 2008 г. .
- Бейтс, Альфред. Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию , том 1. Лондон: Историческое издательство, 1906. OCLC 3711069
- Бакхэм, П.В. Театр греков . Кембридж, Англия: Напечатано Дж. Смитом, 1827 г. OCLC 4234970 .
- Корнфорд, Ф. М. Происхождение аттической комедии . 1934. OCLC 431202
- Мастромарко, Джузеппе. 1994. Знакомство с Аристофаном . Sesta edizione: Roma-Bari 2004. ISBN 8842044482
- Риу, Ксавье. Дионисизм и комедия 1999. Проверено 18 августа 2008.
- Old Comedy Проверено 18 августа 2008 г.

Внешние ссылки
Все ссылки получены 19 июня 2021 г.
- Статья о происхождении комедии
- «Аристотель о комедии» Малкольма Хита, Университет Лидса.
- Комедия в древнегреческом театре Программа BBC Radio 4 «В наше время» о древнегреческой комедии, четверг, 13 июля 2006 г.
Авторы
Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 316.
также
до н. э.
э.
Проверено 20 августа 2008 г.