Микеланджело мадонна сикстинская: Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Содержание

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

История одного шедевра: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16 века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — её образ был виден в далёкой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, 14 век. (wikipedia.org)

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257-го по 258-й год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты жёлуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3 веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18 века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально, купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Август III. Источник: wikipedia.org

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Автопортрет Рафаэля. Источник: wikipedia.org

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

«Афинская школа» Рафаэля. (wikipedia.org)

Учеников у Рафаэля было немало, правда самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Рафаэль — Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна

1508г, масло на холсте, 265 x 196 cм

Дрезденская галерея, Германия

Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св.Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II).

Св.Сикст III и Св.Варвара были покровителями Делла Роверов.

Холст находился в женском монастыре Cв.Сикста в Пьяченце и был позже пожертвован монахами Августу III, королю Саксонии.

После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем — возвращена Дрездену.

Где-то около 1515 года Рафаэля посетили в Риме черные монахи, представители далекого монастыря из глухого городка Пьяченце. Они заказывают ему «Сикстинскую мадонну»…

И свершается чудо.

Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр. Апофеоз всего своего гигантского творчества.

Мать с младенцем. Величайшее творение мира «Сикстинскую мадонну».

И недаром ее название как бы отвечает на титульное обозначение росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Да, это был ответ Буонарроти. В этом полотне Рафаэль синтезировал как бы весь накал, мудрость и красоту Высокого Ренессанса. И не только непостижимая пластика этой композиции, где светотень и лепка формы достигают недосягаемой вершины, превзойдя по мощи выражения самого Леонардо, но трагизм и философская суть картины нисколько не уступают драматизму творений Микеланджело.

Да, Рафаэль нашел воплощенный ответ на вопрос, кто же он сам. Или лишь камерный создатель маленьких очаровательных мадонн, или творец грандиозных фресок, или великолепный портретист, удививший всех своей виртуозностью?

— Нет! — отвечает живописец в «Сикстинской мадонне».

Рафаэль — это Рафаэль. Великий мастер синтеза в искусстве. Непревзойденный и единственный. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». Это было поистине творение гения. Вдохновенный мастер, собрав воедино всю духовную и художническую силу, воспользовавшись, казалось, второстепенным заказом, вдруг творит бессмертный шедевр, навечно утвердив свое имя.

Еще более потрясает, что «Сикстинская мадонна» создана в дни безмерной славы Рафаэля, несмотря на то, что он уже был смертельно утомлен. И, однако, подобно гётевскому Фаусту, Рафаэль будто снова обретает вторую юность. Он снова пишет. Нет, не пишет, он словно «выпевает» из самых глубин сердца заветную тему.

Но это не экспромт. Он приходит к решению своей кардинальной картины уже со всем колоссальным опытом компоновки монументальных композиций. Уже сотворена «Афинская школа», ставшая эталоном классической гармонии во всем мировом искусстве. Уже испытано, пережито, глубоко прочувствовано чудотворное влияние глубочайшего мастера Леонардо да Винчи. Уже изучен до предела язык самого Микеланджело Буонарроти…

Но, повторяю, Рафаэль есть Рафаэль!

«Сикстинская мадонна» отражает не только ослепительную технику мастера кисти из Урбино; в это полотно вложена вся мудрость его мировидения. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. В холсте нет ни загадочного леонардовского сфумато, хотя лепка формы безупречна, в картине вы не найдете ошеломляющих микеланджеловских ракурсов. Все предельно просто.

Рафаэль оставляет завещание людям. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным.

Сикстинская мадонна», пожалуй, самая знаменитая картина мира. И хотя, как и на «Джоконду», на нее пролиты ушаты помоев и грязи досужими формотворцами, от этого две немеркнущие жемчужины нисколько не потускнели.

Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии? И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография. Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа «ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом)». Иные просто утверждают, что Рафаэль был вдохновлен ФОРНАРИНОЙ, своей последней и беззаветной привязанностью. Однако нельзя не удивиться слепоте многих, многих искусствоведов, не увидевших в Марии мечту Рафаэля. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Черты лица Марии — синтез, это символ Матери, обобщенный, наполненный состоянием человеческой любви и печали.

Начинать сравнивать разрез глаз, пересчитывать количество ресниц на женских портретах Рафаэля и у Марии в «Сикстинской мадонне», конечно, увлекательное занятие, может быть, близкое к науке, но очень далекое от понимания роли создания этого архиважного для живописца полотна. Рафаэль в «Сикстинской мадонне» написал всю свою судьбу. Он вспоминал Урбино и полустертые в памяти чарующие черты своей матери, перед его мысленным взором проходили сотни милых, добрых женщин, ласкавших своих младенцев. Наконец, и что самое главное, художник в своей мастерской был не один. Рядом с ним, вместе с ним, в каждой клеточке его плоти жило его время. Пора жестокая, непростая, напитанная до краев войнами, скорбью, борьбой света и тьмы. И эта магнетическая сила ощущения эпохи, желание что-то сказать людям, помочь им понять несуразность злобы, уродства, мрака, утвердить победность добра и света двигали кистью Рафаэля…

**********

Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. Он потрясен. Свидетельство его земного могущества — тиара — уже не венчает его лысоватую голову, а стоит скромно в углу. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Зеленая драпировка раздвинулась, и мы зрим, как к нам шагнула задумчивая, грустная женщина, прижимая к груди дитя.

Печальная, почти застывшая в своем горе…

Можно удивляться, как Рафаэль сумел сбросить с себя некоторую театральность монументальных росписей, исполнявшихся ранее, и пришел к этой суровой, почти скупой, но поэтому столь разящей простоте.

Но напрасно вы думаете, что мастер хоть на миг забыл весь опыт искусства, созданного до него. Он знал и умел все, поэтому мог писать без натуры любую фигуру, поэтому так волшебно использовал законы, открытые художниками Ренессанса. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. И недаром контрапосто так близко по смыслу и звучанию законам контрапункта.

«Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные ГЛАЗА МАРИИ.

Картина Рафаэля необычайно современна. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.

Едва ли кто из бывших в Дрездене забудет руины Фрауен-кирхе — единственные развалины, оставленные для напоминания потомкам об ужасах войны, о разбитом за одну ночь налетом англо-американских эскадрилий городе, о разбомбленном Цвингере, музее, где много лет жила «Сикстина». Она и сегодня там. Возвращенная и живая. И снова тысячи и тысячи людей толпятся у подножия полотна, неотрывно глядя в глаза Марии и думая о своих судьбах.

…Рафаэль и современность… Это далеко не риторическая фраза. Именно сегодня, когда столь обострены вопросы гуманности и спасения цивилизации, «Сикстинская мадонна», созданная давным-давно, ставит перед миллионами людей несравненную этическую задачу о войне и мире, о спасении самого человечества…

(И. ДОЛГОПОЛОВ «РАФАЭЛЬ»)

И.Долгополов «Сикстинская мадонна»

Рассказы о шедеврах

Рафаэль Санти

 

Сикстинская мадонна, 1513 — Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina) — картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 × 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).

В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для святого Сикста — сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары — его племянница Джулия Орсини. Сторонники теории о том, что полотно создавалось для папской гробницы, подчёркивают, что жёлуди на ризе Сикста II явно отсылают к этим двум папам из рода делла Ровере (rovere значит «дуб»).

В то же время на создание образа именно для церкви в Пьяченце указывает то, что её покровителями всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви в Пьяченце, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе — Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин.

В конце Второй мировой войны в январе 1945 г. «Сикстинская мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, были спрятаны в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г. В мае 1945 г. картины были обнаружены группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича.

После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике. На проводы «Сикстинской мадонны» В. С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

9 символов, зашифрованных в «Сикстинской мадонне»

1. Мадонна . Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. „Вокруг света“ )».

2. Младенец Христос . По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II . О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста . Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака . Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы . Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине — Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал Мадонну с реального персонажа — собственной любовницы.

***

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская Мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Одним из величайших художников, долгие годы считавшийся символом всего возвышенного, романтического, идеального в искусстве, был уроженец итальянского Урбино Рафаэль Санти (14831520). Он прожил очень короткую, но и очень яркую жизнь, был младшим современником равновеликих ему мастеров Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. Его кисти принадлежат гениальные картины, воспевающие материнское начало в женщине, и главной среди них признанно считается неподражаемая Сикстинская Мадонна.

Рафаэль Санти родился в семье скромного художника, который и обучил сына азам живописи. Были у Рафэля и другие учителя, больше же всех дал ему Перуджино, благодаря которому Рафаэль научился придавать фигурам своих героев естественность и плавность. Уже в восемнадцать лет он писал картины, которые поражали современников точностью передачи душевного переживания и непостижимой внутренней гармонией. В 1499 году он пишет «Мадонну Конестабиле», первую в ряду картин, изображающих Богоматерь с младенцем, и эта тема до конца дней будет волновать его воображение. 1505 годом датируется его «Мадонна в зелени» и «Мадонна со щеглёнком», 1507 — «Прекрасная садовница», картины, в которых Рафаэль показал себя уже вполне зрелым мастером со своим неповторимым почерком. Композиция этих картин остаётся неизменной, фигуры Марии, младенца и Крестителя, излучающие чистоту и спокойствие, мягкие сельские пейзажи… В 1508 году Папа Юлий II приглашает Рафаэля, уже прославленного мастера, в Рим и поручает ему расписать парадные комнаты Ватиканского дворца. Кстати, Микеланджело, ещё не втянувшийся в работу над Сикстинской капеллой, пытается передать Рафаэлю и этот заказ Юлия II, но безуспешно.

Работа над росписями дворцовых комнат, так называемыми стансами, продолжалась долгих 8 лет, с 1509 по 1517 год и образы, созданные Рафаэлем на стенах Ватиканского дворца вошли в историю искусства как образцовые. Но в эти же годы он пишет множество портретов: пап Юлия II и Льва X, кардиналов, частных лиц. Не дает Рафаэлю покоя и образ Мадонны, который становится у него всё более величавым, монументальным, как, например, в картине «Мадонна в кресле» (1516).

А в 1515 — 1519 годах Рафаэль пишет главную картину своей жизни — «Сикстинскую мадонну». Чтобы целиком отдаться этой работе, он поручает своим ученикам закончить начатые им в Ватиканском дворце стансы и уезжает в провинциальную Пьяченцу, в монастырь святого Сикста. Алтарные образы в то время писались почти исключительно на досках, но в Пьяченце Рафаэль впервые в жизни работает на растянутом холсте. Известно, что в последние годы жизни практически ни одна картина Рафаэля не была написана им без участия помощников. Сам мастер придумывал композицию, делал наброски, а после того, как ученик выполнял по его эскизам основную часть работы, он своей кистью гения клал последние мазки. Так вот, «Сикстинская мадонна» была написана Рафаэлем от начала и до конца, без какого-либо участия учеников. До наших дней не сохранилось ни одного наброска или эскиза к этой картине, а предание утверждает, что их никогда и не было, что «Сикстинская мадонна» была написана Рафаэлем в состоянии божественного «озарения», по наитию.

Тяжёлый зелёный занавес раздвинулся в стороны, и к нам медленно идёт Мария со своей драгоценной ношей — маленьким Иисусом. Мы не видим ни земли, ни неба, только густые молочные облака, на фоне которых немощный святой Сикст и прекрасная святая Варвара благоговейно застыли при виде Богоматери с младенцем. Мягким, неуверенным жестом святой Сикст указывает Марии дорогу к нам, к тем, кого спасти призван её маленький сын. Но Мария не смотрит на Сикста, она смотрит прямо на нас, она знает, куда идёт и знает, зачем идёт, что ждёт здесь её сына. Трогательно прижавшийся к матери маленький Иисус, чей тревожный, осмысленный взгляд так не соответствует возрасту, кажется, тоже знает о своей миссии и это самое сильное впечатление, которое остаётся от картины…

В 1754 году саксонский курфюрст купил картину для своей дрезденской резиденции. Долгие годы картина радует взоры в знаменитой Дрезденской галерее. Сейчас невозможно представить, но в 1945 году мы могли навсегда лишиться этого сокровища. Агонизирующий нацистский режим готов был уничтожить «Сикстинскую мадонну» вместе с другими произведениями искусства, лишь бы она не попала «в руки врагов рейха». Лишь чудом коллекция не погибла в сырых известковых шахтах, где была спрятана. Несколько лет «Сикстинская мадонна» провела в Москве, после чего была возвращена Дрезденской галерее, где хранится и поныне.

«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Что прячется за зеленым покрывалом, куда смотрит Папа, и в честь чего получила свое название самая известна картина Рафаэля Санти? Отвечает Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра апостола Фомы в Европе.

Как Рафаэль получил свое имя?

Всемирно признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного, будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском варианте получилось — Рафаэль.

Автопортрет, Рафаэль Санти

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело (Буонарро́ти), Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»: у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?

Несколько лет Рафаэль работал в мастерской Пьетро Перуджино, еще одного знаменитого мастера итальянского Возрождения. Мастерская была обширная, и великий Перуджино нередко отдавал своим ученикам дописывать работы, которые ему заказывали. Доводилось заниматься этим, наверное, и молодому Рафаэлю. Именно здесь, под руководством — и, наверное, не без влияния — Перуджино, он начал писать своих «Мадонн». Всего он напишет их за свою жизнь более трех десятков!

Мадонна с щеглом – одна из лучших работа Рафаэля во Флорентийском периоде

В двадцатилетнем возрасте отправился во Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого, и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским Юлием II и тот пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил Лев X.

В Риме он и создает самую знаменитую из своих «Мадонн» — «Сикстинскую».

Что побудило художника взяться за «Сикстинскую Мадонну»?

Считается, что это полотно появилось в 1513 году, хотя точная дата неизвестна. Зато известна предыстория появления этой картины — ее рассказал как-то сам Рафаэль своему другу. Однажды, еще когда он жил во Флоренции, он долго не мог уснуть, а когда наконец задремал, то увидел Саму Богородицу, явившуюся перед ним в неописуемо прекрасном свете. Со временем детали видения в его памяти потускнели, но на всю жизнь осталось ощущение дивной чистоты и сияния, как бы изнутри наполнявшего образ Пресвятой Девы. Все «Мадонны», которых писал с той поры Рафаэль, были последовательными попытками приблизиться к тому идеалу красоты и чистоты, к той несказанно прекрасной идее, которая была однажды ему открыта.

Сикстинская Мадонна

Почему эта Мадонна — Сикстинская?

«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».

Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце

Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.

Что означает жест папы Сикста на картине?

«Сикстинская Мадонна» располагалась в передней части алтаря, прямо за Распятием. На него-то и указывает рука папы Сикста, изображенного справа (для зрителей — слева) от Богородицы. Святой мученик, встретившийся со Христом в увековеченной Рафаэлем вечности, указывает на Крест — символ страдания, через которое только и может совершаться спасение человека.

Сегодня, когда полотно находится в Дрезденской галерее, смысл жеста папы Сикста не столь ясен. А для прихожан церкви в Пьяченце он был вполне очевиден.

А кто это слева от Мадонны?

С левой (для нас с вами — с правой) стороны от Девы Марии Рафаэль изобразил святую мученицу Варвару — покровительницу Пьяченцы, часть мощей которой покоилась здесь же в церкви. Характерно, что Богородица и Младенец Христос у Нее на руках оказываются у Рафаэля вписаны в «мученический» треугольник, что как бы предвозвещает и Их мученические судьбы.

На что в картине обратить главное внимание?

Первое, на что обращает внимание всякий зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца Иисуса, мгновенно приковывающие к себе наше внимание. Это глаза, полные грусти, глаза, знающие будущее наперед, но при этом нежные и любящие. Поражает не по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей — тех самых, которые прибьют Его к Кресту. Поражает и глубина взгляда совсем еще юной Девы, хорошо запомнившей пророчество Симеона Богоприимца: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:34–35).

Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?

Действительно, ходили разговоры, будто образ Девы Марии Рафаэль писал со своей возлюбленной, натурщицы Маргариты Лути (она была дочерью пекаря и потому называлась Форнариной — «булочницей»). Правда это или нет, сказать невозможно, тем более что не до конца ясно даже, в каких отношениях состояли художник и Форнарина. Вскоре после смерти Рафаэля эта женщина была пострижена в монахини «в память о Рафаэле» — вот, по большому счету, и все «доказательства». Версия о натурщице как прообразе Мадонны выглядит в целом не более правдоподобно, чем предположение, что в лике Сикстинской Мадонны художник воплотил свое представление об идеале женственности, отдал дань памяти своей рано ушедшей матери…

Почему ангелы на картине такие упитанные?

Невозможно не обратить внимание на двух упитанных ангелов на первом плане — за прошедшие столетия их пухлые фигурки сделались чуть ли не «торговой маркой» итальянского Возрождения. Часто обращают внимание и на Самого Младенца, тельце Которого выписано тщательно, вплоть до складочек на руках и ногах. Это и впрямь характерная черта искусства Возрождения — возвращение к античным формам, большее, чем прежде, внимание к телосложению, к «телесной» стороне. Но это ни в коем случае не возврат в язычество, как приходится иногда слышать от ревнителей «чистой» духовности. Античный художественный язык позволяет Рафаэлю подчеркнуть, что Христос, ни на мгновение не переставая быть Богом, пришел на землю как истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. А это уже важная богословская мысль.

К слову сказать, ангелы у ног Девы Марии — не единственные представители горнего мира на полотне Рафаэля. Если внимательнее присмотреться к облакам, на фоне которых шествует Богородица, становится ясно, что это ангельские лики. Невидимо присутствует на полотне и Сам Господь: колышущиеся как бы от ветра одежды Пресвятой Девы и плат на Ее голове — не что иное, как указание на действие Духа Святого.

Что за занавес изображен на полотне?

Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.

Сикстинская Мадонна, Рафаэль: анализ, интерпретация

Состав

Это божественное произведение эпохи Возрождения искусство отличается гармоничным уравновешенным дизайном, практикой иллюзионизма и церковная риторика. Наверху Мадонна держит Младенца Христа. Ниже влево святой Сикст смиренно смотрит на нее, указывая наружу к верному собранию правой рукой. В этом акте посредничества между небесной Мадонной и земным планом зрителя, к нему присоединяется святая Варвара, стоящая напротив (чьи мощи поклонялись в церкви Сан-Систо), который осматривает сцену с ее взгляд вниз.У подножия картины два живописных крылатых изображены херувимы, отдыхающие на локтях и рассеянно смотрящие у трех фигур над ними. Слева папская тиара бывшего Папа Сикст I покоится на раме картины, действуя как своего рода мост между реальным и живописным пространством.

Три главных фигуры — Богородица, Святая Сикст и Мадонна св. Варвары — обитают в воображаемом пространстве, обрамленном тяжелыми занавесками, которые были открыты, открывая небесную сцену.Расположенные в обычном треугольном расположении, они стоят на ложе облаков, глядя вниз на церковное собрание, которое собран ниже.

Помимо хитроумного иллюзионизма работа, это иллюстрирует несколько других аспектов уникального мастерства Рафаэля, как один из лучших High Художники эпохи Возрождения. Во-первых, расположение фигур исключительно сбалансированный. Объединенное жестами и позами трио наслаждается полностью гармоничным живописные отношения, при этом счастливо занимая свое индивидуальное пространство.Во-вторых, пропорции лица Богородицы, Младенца Христа, Святого Барбара и знаменитый путти , рассчитаны на создание эстетичного внешний вид: особенность, которая усиливается за счет умелой передачи Рафаэлем плоти тонов и использование светотени . В-третьих, обратите внимание на реалистичную перспективу или «глубину», которую он создает в картина, частично из-за вторжения путти в реальное пространство зрителя и частично за счет треугольного расположения фигур — и то, и другое позволяет разместить Мадонну в некотором расстояние до изображения, создавая иллюзию глубины на изображении самолет.В-четвертых, см. Также виртуозное изображение закрученной драпировки Рафаэлем. что помогает направить взгляд зрителя на композицию, улучшая общая реалистичность сцены. В-пятых, эпоха Возрождения Рафаэля цветовая палитра также помогает направить внимание зрителя, а также добавляет композиции тепла и богатства. В общем, шедевр из дизайн .

Сравните эту работу с Преображенский (1518-20).

Рафаэлло Санцио

Рафаэль был художником, который больше всего походил на Фидий (ок. 490-430 до н. Э.), Афинянин скульптор и художественный руководитель строительства Парфенона. В Греки говорили, что последние ничего не изобрели; скорее, он нес каждый вид искусства, изобретенный его предшественниками до такой степени совершенства что он достиг чистой и совершенной гармонии. Эти слова «чистые и совершенная гармония »точно выражают то, что Рафаэль привнес в эпоху Возрождения. в Риме, а также во Флоренции и Урбино.Его фрески в Рафаэле Комнаты — такие как Школа Афин (1509) — и его сочинения на традиционную тему Богородицы и Ребёнок казался современникам необычайно новым и только освященным веками. слава мешает нам сейчас ощутить их оригинальность. Возвышенное, который Микеланджело достигнутая его пылкостью и страстью, Рафаэль достиг суверенного баланс интеллекта и чувствительности. См. Также его портретную иллюстрацию. by Портрет Бальдассара Кастильоне (1514-15) и его реалистичный папа г. Лев X с кардиналами (1518).

Углубленный взгляд на Сикстинскую Мадонну Рафаэля

Правильное историко-художественное название картины — Мадонна, стоящая на облаках с СС. Сикст и Варвара . Это одно из тех названий, которые требуют сокращения, поэтому все называют его Sistine Madonna .

Картина была заказана в 1512 году папой Юлием II в честь его покойного дяди, папы Сикста IV. Его пунктом назначения была бенедиктинская базилика Сан-Систо в Пьяченце, церковь, с которой семья Ровере имела давние отношения.

Мадонна

У модели довольно предыстория. Предполагается, что это Маргарита Лути (итальянец, ок. 1495–?), Дочь римского пекаря по имени Франческо. Считается, что Маргарита была любовницей Рафаэля последние двенадцать лет его жизни, с какого-то момента в 1508 году до его смерти в 1520 году.

Имейте в виду, что между Рафаэлем и Маргаритой нет бумажного следа или соглашения о палимоне. Однако их отношения, похоже, были секретом полишинеля, и есть свидетельства того, что паре было очень комфортно друг с другом.Маргарита присутствовала как минимум на 10 картинах, шесть из которых были Мадоннами. Однако это последняя картина, La Fornarina (1520), на которой висит претензия «хозяйка». На нем она обнажена до пояса (за исключением шляпы) и носит ленту вокруг левого плеча, на которой написано имя Рафаэля.

Ла Форнарина подверглась реставрации в 2000 году, и, естественно, ей сделали серию рентгеновских снимков, прежде чем можно было рекомендовать курс действий. Эти рентгеновские снимки показали, что Маргарита изначально была изображена с большим квадратным рубиновым кольцом на ее левом безымянном пальце, а фон был заполнен ветвями мирта и айвы.Это две чрезвычайно важные детали. Кольцо необычно, потому что оно могло быть обручальным или обручальным кольцом невесты или будущей невесты очень богатого человека, а мирт и айва были священными для греческой богини Венеры; они символизировали любовь, эротическое желание, плодородие и верность. Эти детали были скрыты почти 500 лет и наспех закрашены после смерти Рафаэля (или вскоре после нее).

Была ли Маргарита любовницей, женихом или тайной женой Рафаэля или нет, она была бесспорно красивой и вдохновляла нежным обращением со своим подобием на каждой картине, для которой она позировала.

Самые узнаваемые фигуры

Два херувима внизу часто копировались одни, без остальной части Сикстинской Мадонны , с начала 19 века. Они были напечатаны на всем: от образцов для вышивки до консервных банок, зонтиков и туалетной бумаги. Вероятно, есть сотни тысяч людей, которые узнают их, но не знают о большей картине, с которой они произошли.

Где это увидеть

Сикстинская Мадонна висит в Gemäldegalerie Alte Meister (Галерея старых мастеров) Государственного художественного собрания Дрездена («Государственные собрания произведений искусства Дрездена»).Картина находится там с 1752/54 года, за исключением 1945-55 годов, когда она находилась во владении Советского Союза. К счастью для Дрездена, Советы довольно быстро репатриировали его в качестве жеста доброй воли.

Источники

  • Дасслер, Леопольд. Рафаэль: критический каталог его картин,
    настенных картин и гобеленов
    .
    Лондон и Нью-Йорк: Phaidon, 1971.
  • Хименес, Джилл Берк, изд. Словарь моделей художников .
    Лондон и Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, 2001.
  • МакМахон, Барбара. «Искусствовед раскрывает разгадку тайного брака Рафаэля».
    Хранитель. По состоянию на 19 июля 2012 г.
  • Руланд, Карл. Работы Рафаэля Санти да Урбино .
    Виндзорский замок: Королевская библиотека, 1876 г.
  • Скотт, МакДугалл. Рафаэль .
    Лондон: Джордж Белл и сыновья, 1902 г.

Что особенного в Сикстинской Мадонне? — Мворганизация.org

Что особенного в Сикстинской Мадонне?

Картина: «Сикстинская Мадонна» — один из самых известных в мире шедевров эпохи Возрождения. На нем изображено видение, являющееся святым на облаках. Этим двум святым поклонялись у главного алтаря монастырской церкви Сан-Систо в Пьяченце, поэтому художник включил их в картину.

Находится ли Сикстинская Мадонна в Сикстинской капелле?

Сикстинская Мадонна. Два святых, изображенных на картине, Святой Сикст и Святая Варвара, являются святыми покровителями бенедиктинской церкви Сан-Систо, поэтому они включены в великолепный шедевр Рафаэля.

Что такое медиум Сикстинской Мадонны?

Живопись

Как Сикстинская Мадонна проявляет гуманизм?

Сикстинская Мадонна также олицетворяет гуманизм, существовавший в то время. Гуманисты верили в развитие интеллекта людей, а также в красоту человеческого тела. Художники-гуманисты старались рисовать людей как можно точнее, показывая естественную красоту человеческого тела.

Написал ли Перуджино Сикстинскую Мадонну?

Сикстинская капелла В 1475 году нашей эры Перуджино было поручено расписать фрески внутри Палаццо Коммунале в Перудже.Успешно зарекомендовав себя как выдающийся художник, его репутация распространилась за пределы Умбрии и Тосканы. Около 1478 г. н.э., Папа Сикст IV (годы правления

г.

Является ли Сикстинская Мадонна гуманизмом или маньеризмом?

Сикстинская Мадонна «Сикстинская Мадонна» (1512/1513), наряду с фресками Ватикана, считается главным произведением Рафаэля.

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы?

Микеланджело

Микеланджело гуманист?

Да, Микеланджело был гуманистом.Это можно увидеть в его работах, в которых люди находятся в центре внимания. Его гуманизм отчетливо проявляется в его…

Какой вид картины у Сикстинской Мадонны?

Кто такие люди в Сикстинской Мадонне?

Три главные фигуры — Богородица, Святой Сикст и Мадонна Святой Варвары — обитают в воображаемом пространстве, обрамленном тяжелыми занавесками, которые открываются, открывая небесную сцену.

Из чего сделана Сикстинская Мадонна?

Картина маслом

Сколько стоит Сикстинская капелла?

Базилика Петра и Сикстинская капелла стоили почти миллиард долларов.

Почему Микеланджело согласился расписать Сикстинскую капеллу?

МИКЕЛАНЖЕЛО СОГЛАСИЛИСЬ НАКРАСИТЬ СИСТИНСКУЮ ЧАСОВНУ, ПОТОМУ ЧТО НУЖДАЛИСЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ПОКУПКИ МРАМОРОВ.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Одной из последних Мадонн, написанных Рафаэлем, была Сикстинская Мадонна около 1514 года.

Сикстинская Мадонна была заказана Папой Юлием II в 1512 году для Сан-Систо Пьяченца, римско-католической церкви в Пьяченце, Италия.Он много лет занимал свое место в качестве запрестольного образа в церкви, прежде чем в 1754 году был продан бенедиктинцами тогдашнему польскому королю Августу III за двенадцать тысяч цеккини или около 110 тысяч франков, что было значительной суммой.

Картина была доставлена ​​в Дрезден, Германия, где ее известность резко возросла. Очевидно, король Август III сдвинул свой трон, чтобы лучше рассмотреть картину, поскольку она считалась чрезвычайно религиозной.Спустя годы стало популярной легендой о том, что сама картина может вызывать у зрителей религиозный экстаз.

Некоторые даже считали, что Рафаэль получил божественное послание или видение, в котором ему велели написать этот шедевр, что сделало его важной картиной во время немецкого Возрождения в 1800-х годах (см. Картины Альбрехта Дюрера). Сикстинская Мадонна оказала влияние даже на таких значительных фигур, как Достоевский, Нейтше, Гете и Вагнер.

Эта картина маслом на холсте огромных размеров — 265 см на 196 см.Рафаэль изображает фигуру Мадонны, держащую Младенца Христа, женскую фигуру — святую Варвару, а мужчину — святого Сикста.

На заднем плане среди облаков много нечетких лиц херувимов, а внизу видны два херувима. Эти херувимы на самом деле довольно известны, поскольку их часто изображают сами по себе. Очевидно, вдохновленные детьми, которых знал Рафаэль, их можно найти на оберточной бумаге, открытках и марках. К счастью, картину спасли во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны.

После этого он пробыл в Москве, но после смерти Иосифа Сталина его вернули в Германию. Приобретение картины Советским Союзом было предметом разногласий между двумя странами, поэтому картина была возвращена, чтобы ослабить эту борьбу. Сегодня «Сикстинская Мадонна» Рафаэля является частью коллекции Gemaldegalerie Alte Meister в Дрездене. Она считается одной из самых известных картин в коллекции и достопримечательностью, которую стоит увидеть.

Рафаэль был известным итальянским художником и архитектором, а также одним из лидеров итальянского Высокого Возрождения. Находясь под сильным влиянием Леонардо да Винчи, Микеланджело и фра Бартоломео, Рафаэль смог создать свой собственный художественный стиль.

Он скончался в молодом возрасте тридцати семи лет, но, тем не менее, сделал успешную карьеру и оставил значительное наследие. Хотя он, возможно, наиболее известен своими работами, выполненными для Ватикана, серии Мадонн, которые он нарисовал, также очень примечательны.

Сикстинская Мадонна | artble.com

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Сикстинская Мадонна II

    , Сикстинская Мадонна — одна из самых узнаваемых картин в мире.Захватывающие воображение публики с момента его создания, два херувима в нижней части алтаря, которые сидят в качестве наблюдателей, смотрят вверх на Мадонну и младенца Христа, спускающихся с небес.

    Помимо двух херувимов, на большом алтаре Рафаэля изображены еще четыре небесных существа. Слева от зрителя — мученик Папа Сикст II. Он смотрит вверх на Святую Мать и Младенца и указывает невидимой аудитории, как бы говоря: «посмотрите на тех, кто пришел поклониться вам и Святому Младенцу» , его рука выглядит почти вытянутой из рама картины.

    Если внимательно присмотреться к правой руке папы, можно увидеть, что у него пять пальцев и большой палец. Причина этого явления остается неизвестной, а существование (запланированное или незапланированное) является предметом оспаривания. Папа Сикст Митра покоится внизу рядом с тем местом, где сидят херувимы — вероятно, он был удален, чтобы отдать дань уважения Святой Матери.

    Справа от Мадонны с младенцем Иисусом — покровительница артиллерийских артиллеристов, стрелков и всех тех, кто рискует жизнью в работе — Святая Варвара.В отличие от херувимов и Папы Сикста II, она смотрит не на Святую Мать, а на херувимов. На протяжении веков ученым-искусствоведам было трудно постичь этот загадочный вид; он состоит из общего тона грусти, но с намеком на улыбку. На заднем плане за занавеской возле Святой Варвары скрывается башня, которая представляет собой ее заточение (в башне), поскольку она была заперта за свою веру в христианство в противовес своему отцу.

    Считается, что эта картина была написана для Крещения, которое обычно включает трех царей Востока, но вместо этого мы видим Марию и Христа, парящих на облаках.В своем традиционном красно-синем платье Мария держит младенца Христа, глядя на невидимую публику, на которую указывает Папа Сикст II. Головы матери и ребенка соприкасаются, когда они смотрят на эту толпу с Марией, держащей Христа, прижатой к ней и закутанной вуалью своего многослойного платья. На их лицах отсутствует выражение (или, по крайней мере, какое-либо различимое выражение), когда они смотрят и смотрят в глаза зрителю. Святая Мать, Младенец Христос, Папа Сикст II и Святая Варвара имеют ореолы над головами, но они едва видны из-за многих лет увядания.

    Сикстинская Мадонна написана с иллюзией нахождения на сцене. Эта стадия кажется видимой с доски, на которой покоятся херувимы, а также с занавески и прута, обрамляющих картину. Занавески открыты для показа Пресвятой Богородицы и Младенца Христа для публики, поскольку Папа Сикст II представляет Мадонну всем, кто пришел увидеть ее.

    Самые знаменитые дети-звезды искусства отмечают 500-летие | арт

    500 лет, а в душе все еще ребенок. Рафаэлло Санцио Рафаэль, Два херувима (деталь Сикстинской Мадонны), (ок.1512-1514), Масло на панели. 265 х 196 см. Gemäldegalerie, Германия

    Почитание знаменитых херувимов Рафаэля на предстоящей выставке

    Слышал о любимой Мадонне, уложенной парой херувимов? Речь идет о Сикстинской Мадонне Рафаэля, которая отмечает свое 500-летие в 2012 году.

    На протяжении веков она считалась величайшей «Матерью с младенцем» величайшим художником «Мать с младенцем». Все от Гете до королевы Виктории приветствовали ее.Для немецкого историка искусства XIX века Вильгельма Любке она была «вершиной религиозного искусства».

    Примечательно и в высшей степени иронично то, что, хотя на картине все еще есть пара мгновенно узнаваемых фигур, это уже не Мадонна и Младенец Христос. В последнее время пара пухлых херувимов Рафаэля, которые можно найти внизу сцены, причудливо смотрящие вверх, полностью вытеснила их.

    Ангелы стали настолько известными сами по себе, украшая все, от коробок шоколада до пакетов с презервативами, и настолько оторваны от своего первоначального контекста, что немногие поклонники сегодня понимают, что они на самом деле всего лишь деталь шедевра Высокого Возрождения.

    Сикстинская Мадонна, запрестольный образ, заказанный Папой Юлием в 1512 году для монастыря Сан-Систо в Пьяченце, изображает очаровательную Мадонну с младенцем, парящую в облаках. По обе стороны от них стоит пара святых, стоящих на коленях — Сикст и Варвара — с двумя херувимами, завершающими сцену внизу, опираясь на балюстраду и глядя на божественные события наверху.

    Рафаэлло Санцио Рафаэль, Сикстинская Мадонна (c.1512-1514), масло на панели. 265 х 196 см. Gemäldegalerie, Германия

    Легкие мазки, которыми их изобразил Рафаэль, наводят на мысль, что дуэт был добавлен поздно, возможно, даже как запоздалый образ, чтобы заполнить пространство облаков под ногами Мадонны.Согласно одной апокрифической истории, они были основаны на сыновьях Рафаэля по образцу Марии, которые устали целый день слоняться с мамой, чтобы закончить работу, и очень хотели отправиться домой на ужин.

    В 1754 году Сикстинская Мадонна была продана Августу III, курфюрсту Саксонии. С тех пор он почти всегда оставался в Дрездене — за исключением короткого пребывания в Москве — и в настоящее время находится в городской Gemäldegalerie. В 2012 году он будет отмечен собственной выставкой, которая будет проходить с 26 мая по 26 августа.

    Возможно, теперь наконец-то будет объяснено скучающее выражение на лицах херувимов.Им не хватает того благоговения, которое присуще алтарю. Особенно от такого мастера сияния и приличия, как Рафаэль. Традиционно ангелы были плаксивыми маленькими вещами (при Распятии) или веселыми малышами (при Рождестве), но сикстинская пара кажется своеобразной, граничащей с иконоборчеством.

    Возможно, именно этим объясняется их долголетие. В этот светский век херувимы, оторванные от своего христианского происхождения, теперь регистрируются так, как не регистрируются Мадонны, Младенцы Христа и откровенно религиозные деятели.В каком-то смысле они стали символами апатии и скуки конца двадцатого века. Задуманные Рафаэлем в качестве высокочеловеческой фольги для его божественной сцены, приведенной выше, они предлагают нам, вкратце, и стильную облицовку эпохи Возрождения, и совершенно современную чувственность.

    Херувимы приобрели совершенно новый набор культурных коннотаций. Связь с амурами классической традиции, как одаренных мальчиков, была достаточно логичной: отсюда их появление на открытках ко Дню святого Валентина и, соответственно, на упаковках презервативов.В 1995 году пара также украсила американские почтовые марки накануне Дня святого Валентина.

    В наши дни херувимы украшают магниты на холодильник, меню в ресторанах, сиденья унитазов — почти все, на самом деле. Погруженные в свои мысли, без заботы о мире, маленькие херувимы с ностальгией возвращают нас к нашей собственной детской невинности: неизменно популярное место назначения.

    Как и Мона Лиза, они стали иконами поп-культуры. И так же, как Дюшан добавил усы к Ла Джаконде, так и херувимы теперь обычно появляются — на карточках, футболках и т. Д. — в игриво измененной форме, например, попыхивая марихуаной.Рафаэль, по-видимому, оценил бы непочтительность.

    Херувимы из Сикстинской Мадонны Рафаэля, также известные как Херувимы из Мадонны Сан-Систо

    .
    Автор: Санцио Рафаэль
    Создано: 1513-14
    Размеры (см): 270,0 x 201.0
    Формат: Холст, масло
    Расположение: Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден, Германия

    Херувимы из Сикстинской Мадонны

    Произведение «Херувимы из Сикстинской Мадонны» изначально было частью знаменитой картины «Сикстинская Мадонна», более известной как «Мадонна Сан-Систо».Шедевр был создан Рафаэлем (Санцио) между 1513 и 1514 годами. Два симпатичных херувима на этой картине, возможно, являются самыми известными ангелами / херувимами, когда-либо изображенными в истории искусства.

    История

    Оригинал «Мадонны Сан-Систо» был заказан Папой Юлием II, который изображен на картине как Святой Сикст. Папа Юлий II, происходящий из благородной итальянской семьи Делла Ровере, возможно, попросил картину для своей гробницы, поскольку покровителем его семьи был Святой Сикст.Фигуры на картине состоят из Девы Марии с младенцем Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, смотрящей на маленьких херувимов, выражение лица которых, кажется, подразумевает скуку и беспокойство. Похоже, они хотят закончить свои священные обязанности и получить возможность свободно играть. Независимо от их намерений, они добавляют интригу в сцену, красиво контрастируя с лишенным юмора видом фигур над ними.

    Картина была продана в Германию монахами бенедиктинского монастыря, где первоначально была выставлена ​​на алтаре церкви Сан-Систо в Пьяченце.

    Анализ и обзор

    «Одна из самых обсуждаемых и любимых картин эпохи Возрождения — это так называемая Сикстинская Мадонна Рафаэля. Для многих она остается высшим образцом западной живописи, и ее популярность практически не уступает популярности Моны Лизы. Все, кто писал об этой картине, признали странные и сбивающие с толку выражения, которые носили Мария и младенец Иисус, хотя попытки расшифровать их значение часто были уклончивыми — «визионерская живописная композиция» была одной из интерпретаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *