Мифы, боги, герои древней Греции
Независимо от того, собираетесь вы в Семейный тур в Грецию, или почему-то до сих пор не решили, было бы неплохо подтянуть мат. часть. Здесь вы найдете не только раскидистое генеалогическое древо богов и героев древнегреческой мифологии (ниже представлены его увеличенные фрагменты), но и ответы на такие заковыристые вопросы, как:
— кто такой Радаманф,
— кто такая Амфитрита,
— кто такие Данаиды,
— чего ради Геракл совершил свои двенадцать подвигов, и какие именно,
— на чем специализировалась каждая из муз, и сколько их было,
— из-за чего началась Троянская война
— и многие другие.
Ну а сам маршрут тура в Грецию в Метеоры и на гору Олимп описан здесь.
Основные боги древних греков и их «специальности»:
Зевс (у римлян Юпитер) – гром и молнии (самый главный)
Далее в алфавитном порядке…
Аид (рим. Плутон) – загробный мир (брат Зевса)
Аполлон – свет, просвещение, искусства (сын Зевса)
Арес (рим. Марс) – война (нелюбимый сын Зевса, дочь Зевса)
Артемида (рим. Диана) – охота, леса (сестра-близняшка Аполлона)
Афина Паллада (рим. Минерва) – мудрая политика, оборона городов, защита героев (дочь Зевса)
Афродита (рим. Венера) – любовь и красота (родилась из пены морской)
Геката – чудовища и привидения
Гелиос – Солнце
Гера (рим. Юнона) – брак и семейный очаг (одна из жен Зевса)
Гермес – бизнес, крылатые сандалии (сын Зевса)
Гефест – огонь и кузнечное дело (сын Зевса)
Гея – Земля, всеобщая праматерь
Гименей – брак (женитьба)
Деймос – страх (сын Ареса, внук Зевса)
Деметра (рим. Церера) – плодородие
Дионис (рим. Вакх)– вино, виноделие
Крон (Хронос) – всепоглощающее время (отец Зевса)
Посейдон (рим. Нептун) – море, волны, колебание земли (брат Зевса)
Фаэтон – сын Гелиоса, упросивший его дать порулить солнечной колесницей
Фемида – законодательство
Фобос – ужас (сын Ареса, внук Зевса)
Эрот – стреляет без промаха стрелами любви (сын Ареса, внук Зевса)
Герои, чем они известны в первую очередь:
Антей – убит Гераклом, будучи оторван от земли.
Ахиллес – сражался против троянцев, убит прямым попаданием стрелы в пятку.
Геракл (у римлян Геркулес, у вавилонян Гильгамеш) – самый великий герой, удостоившийся бессмертия и взошедший к богам на Олимп (сын Зевса и земной женщины Алкмены).
Дедал – сделал крылья для побега из плена.
Икар (его сын) – поднялся слишком близко к солнцу на крыльях Дедала, они расплавились, и он упал.
Одиссей – герой «Одиссеи» Гомера, придумал «Троянского коня».
Орфей – великий певец, спустившийся в царство Аида за нимфой Эвридикой.
Парис – похитил Елену, из-за чего началась Троянская война.
Персей – победил Медузу Горгону, освободил Андромеду.
Прометей – дал людям огонь, знания и умения (титан, сын Земли и Неба).
Тесей – победил Минотавра.
Ясон – командир аргонавтов, ходивших по морям в Колхиду за Золотым Руном.
Герои иного толка:
Авгий – богач, владелец самых больших и грязных в мире конюшен
Адонис – возлюбленный Афродиты
Нарцисс – пал жертвой самовлюбленности
Пигмалион – создал скульптуру, которая ожила
Сизиф – наказан вечным бессмысленным трудом
Основные женские персонажи и чем они прославились:
Ариадна – дала Тесею спасительную нить.
Даная – к ней Зевс пришел в виде золотого дождя.
Европа – ее Зевс похитил, превратившись в быка.
Елена – стала причиной Троянской войны (дочь Зевса царицы Спарты Леды).
Ипполита – царица амазонок.
Кассандра – прорицательница, которой никто не верил, но все сбывалось.
Калипсо – нимфа, не отпускавшая Одиссея семь лет.
Медея – волшебница, влюбилась в Ясона.
Пенелопа – жена Одиссея, воплощение верности.
Чудовища:
Гидра – имела тело змеи и девять голов дракона.
Ехидна – имела много голов.
Медуза Горгона – парализовывала взглядом.
Минотавр – пожирал людей в лабиринте.
Кербер (у римлян Цербер) – трехголовый пёс, сторож царства мертвых.
Геракл спросил Аполлона, что ждет его в будущем. Тот предрек ему бессмертие, если он прослужит 12 лет царю Эврисфею на родине предков и выполнит по его повелению двенадцать великих подвигов. Вот их список:
1. Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Стимфалийские птицы
4. Керинейская лань
5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами
6. Скотный двор царя Авгия
7. Критский бык
8. Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Коровы Гериона
11. Укрощение Цербера
12. Яблоки Гесперид
Девять муз, дочери Зевса и Геры – богини наук и искусств.
Каллиопа – поэзия
Клио – история
Мельпомена – трагедия
Полигимния – гимны
Талия – комедия
Терпсихора – танец
Урания – астрономия
Эвтерпа – лирика
Эрато – любовные песни
Мифы и легенды Древней Греции
- Главная
- Новости
- Карта сайта
- Литература
- Поиск по сайту
- Мифология
- Боги и титаны
- Герои
- Аргонавты
- Троянский цикл
- Одиссея
- Агамемнон и сын его Орест
- Фиванский цикл
- Глоссарий
- История
- Палеолит и неолит
- Крито-микенский период
- Полисный период
- Эллинистический период
- Искусство
- Барельефы, мозаики
- Чеканка
- Роспись
- Скульптура
- Археология
- Звёзды
- Северное полушарие
- Южное полушарие
- Созвездия
© khorsa.ru
2009 — 2019
- Пять веков
- Девкалион и Пирра (потоп)
- Прометей
- Пандора
- Эак
- Данаиды
- Рождение Персея
- Персей убивает горгону Медузу
- Персей и Атлас
- Персей спасает Андромеду
- Свадьба Персея
- Возвращение Персея на Сериф
- Персей в Аргосе
- Сизиф
- Беллерофонт
- Тантал
- Пелопс
- Европа
- Кадм
- Зет и Амфион
- Ниоба
- Геракл, рождение и воспитание
- Геракл в Фивах
- Немейский лев (первый подвиг)
- Лернейская гидра (второй подвиг)
- Стимфалийские птицы (третий подвиг)
- Керинейская лань (четвертый подвиг)
- Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)
- Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг)
- Критский бык (седьмой подвиг)
- Кони Диомеда (восьмой подвиг)
- Геракл у Адмета
- Пояс Ипполиты (девятый подвиг)
- Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта
- Коровы Гериона (десятый подвиг)
- Кербер (одиннадцатый подвиг)
- Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг)
- Геракл и Эврит
- Геракл и Деянира
- Геракл и Омфала
- Геракл берет Трою
- Геракл сражается с богами против гигантов (Гигантомахия)
- Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских богов
- Гераклиды
- Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей
- Кефал и Прокрида
- Прокна и Филомела
- Борей и Орифия
- Дедал и Икар
- Рождение и воспитание Тесея
- Подвиги Тесея на пути в Афины
- Тесей в Афинах
- Путешествие Тесея на Крит
- Тесей и амазонки
- Тесей и Пейрифой
- Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея
- Мелеагр
- Кипарис
- Орфей и Эвридика. Орфей в подземном царстве.
- Смерть Орфея
- Гиацинт
- Полифем, Акид и Галатея
- Диоскуры — Кастор и Полидевк
- Атрей и Фиест
- Эсак и Гесперия
- Орион
Монстры vs Герои: Мифы Ктулху
Встречайте персонажей шедевров Говарда Лавкрафта! У подножия Хребтов безумия вас ждут Йети и Пингвины-альбиносы, а Жители Иннсмута подготовят вас к встрече с Ужасом из бездны.
«Монстры vs. Герои» – серия быстрых захватывающих карточных игр для 2-8 участников. Присоединяйтесь к героям или монстрам и соберите свой отряд, получая и разыгрывая карты персонажей. В игру входят две тематические колоды: «Тени над Иннсмутом» и «Хребты безумия». Каждая колода включает в себя персонажей одноимённых книг Говарда Лавкрафта: вы встретите Роберта Олмстеда, Элайзу Орн и Зэдока Аллена, Уильяма Дайера и Дэнфорта, содрогнётесь, увидев ужасных Глубоководных и страшных существ, населяющих Антарктику.
Если в игре принимают участие не больше четырёх игроков, используется только одна любая колода. Объединив две колоды, можно увеличить число игроков до 8. Вы можете совмещать эти две колоды с колодами из первой части игры: «Лондон после полуночи» и «Шерлок в аду»! Игроки получают тайную роль, и в соответствии с ней стараются набрать свою команду персонажей. Если игроку досталась карта героев, его задача – собрать карты с белыми символами, если же он играет за монстров, то победные очки принесут карты с чёрными символами. Каждая карточка в игре – персонаж со своими особыми способностями. В свой ход игрок может или добрать одну карту из колоды, или выложить одну карту из руки на стол. Выкладывая карту в свою команду, игрок активирует свойства персонажа. Иногда это бывает совершенно некстати! Чтобы сохранить в тайне свою принадлежность к фракции, игроки блефуют и запутывают соперников нестандартными ходами. Игра немедленно заканчивается, как только из колоды взята последняя карта персонажа. Игроки раскрывают свои карты фракций, теперь всем известно, кто играл за Монстров, а кто за Героев!
Кому подойдёт эта игра?
- Для компании;
- Для подростков;
- Поклонникам творчества Говарда Лавкрафта;
- Любителям мафии и игр со скрытыми ролями.
Топ 10 героев мифов Древней Греции
Древняя Греция – это один из богатейших источников мифов о богах, простых людях и
смертных героев, которые защищали их. На протяжении многих веков эти истории создавались
поэтами, историками и просто «очевидцами» легендарных подвигов неустрашимых героев,
имеющими силы полубогов.
1 Геракл
Особым почетом среди героев славился Геракл, сын Зевса и смертной женщины
Алкмены. Самым известным мифов из всех можно считать цикл о 12 подвигах,
в небесном созвездии можно увидеть созвездие Геркулес.
2 Ахилл
Ахилл это один из самых храбрых греческих героев, предпринявших поход против
Трои под предводительством Агамемнона. Истории о нем всегда полны смелости и
отваги. Не зря он является одной из ключевых фигур в писаниях «Илиады», где ему
отведено больше почести, чем любому другому воину.
3 Одиссей
Его описывали не только как умного и храброго царя, но еще и как
великолепного оратора. Он был главной ключевой фигуре в рассказе «Одиссея».
Его приключения и возвращение к жене Пенелопе нашли отголосок в сердцах
многих людей.
4 Персей
Персей являлся не менее ключевой фигурой в древнегреческой мифологии. Он
описывается как победитель чудовища горгоны Медузы, и спаситель прекрасной
царевны Андромеды.
Тесея можно назвать самым известным персонажем всей греческой мифологии. Он
чаще всех появляется не только в «Илиаде» но и в «Одиссее».
6 Ясон
Ясон – предводитель аргонавтов отправившихся на поиск золотого руна в Колхиду.
Это задание было дано ему братом его отца Пелийем, чтобы погубить его, но оно
принесло ему вечную славу.
7 Гектор
Гектор в древнегреческой мифологии предстает перед нами не только царевичем
Трои, но и великим полководцем, погибшим от рук Ахилла. Его ставят наравне со
многими героями того времени.
8 Эргин
Эргин – сын Посейдона, и один из аргонавтов, отправившихся за Золотым Руном.
9 Талай
Талай – еще один из аргонавтов. Честным, справедливым, умным и надежным –
таким его описывал Гомер в своей «Одиссеи».
10 Орфей
Орфей был не столько героем, сколько певцом и музыкантом. Однако, его
Легенды и мифы древней Греции: герои : Klasikler : En iyi Sesli Kitaplar
Аудиокнига.Николай Альбертович Кун (1877 — 1940) — Inny język историк, писатель, педагог; автор популярной книги ‘Легенды и мифы Древней Греции’ (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.
Содержание:
01. Пять веков
02. Девкалион и Пирра
03. Прометей
04. Пандора
05. Эак
06. Данаиды
07. Персей. Рождение Персея
08. Персей убивает горгону Медузу
09. Персей и Атлас
10. Персей спасает Андромеду
11. Свадьба Персея
12. Возвращение Персея на Сериф
13. Персей в Аргосе
14. Сизиф
15. Беллерофонт
16. Тантал
17. Пелопс
18. Европа
19. Кадм
20. Зет и Амфион
21. Ниоба
22. Аэдона
23. Геракл. Рождение и воспитание Геракла
24. Геракл в фивах
25. Подвиги Геракла. Немейский лев
26. Подвиги Геракла. Лорнейская гидра
28. Подвиги Геракла. Керинейская лань
29. Подвиги Геракла. Эриманфский кабан
30. Подвиги Геракла. Скотный двор царя Авгия
31. Подвиги Геракла. Критский бык
32. Подвиги Геракла. Кони Диомеда
33. Подвиги Геракла. Геракл у Адмета
34. Подвиги Геракла. Коровы Гериона
35. Подвиги Геракла. Кербер
36. Подвиги Геракла. Яблоки Гесперид
37. Геракл и Эврит
38. Геракл и Деянира
39. Геракл у Омфалы
40. Геракл берёт Трою
41. Геракл сражается с гигантами
42. Смерть Геракла
43. Гераклиды
44. Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей
45. Кефал и Прокрида
46. Прокна и Филомела
47. Борей и Орифия
48. Ион
49. Дедал и Икар
50. Тесей. Рождение и воспитание Тесея
51. Подвиги Тесея на пути в Афины
52. Тесей в Афинах
53. Путешествие Тесея на Крит
54. Тесей и амазонки
55. Тесей и Пейрифой
56. Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея
57. Мелеагр
58. Кипарис
59. Орфей и Эвридика. Орфей в подземном царстве
60. Смерть Орфея
61. Гиацинт
62. Полифем, Акид и Галатея
63. Диоскуры. Кастор и Полидевк
64. Эсак и Гесперия
65. Латона и ликийские крестьяне
66. Филимон и Бавкида
Развенчивая мифы: сколько лет литературным героям на самом деле
Одна из самых обсуждаемых и вечных тем в соцсетях и на различных онлайн-платформах — возраст классических литературных героев. Причем здесь так много домыслов и откровенного вранья, что преподаватели русской литературы хватаются за голову. Мы попросили доцента кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ к.ф.н. Марианну Юрьеву развенчать некоторые мифы по этому вопросу.
Ларины: дитя и старушка?
«Как быть? Татьяна не дитя, — старушка молвила кряхтя. — Ведь Оленька ее моложе. Пристроить девушку, ей-ей, пора; а что мне делать с ней?» Так говорит о старшей дочери мать Татьяны Лариной, сокрушаясь о ее судьбе. Девушка наотрез отказывается выходить за кого бы то ни было замуж, но впоследствии, сдавшись мольбам и слезам матери, все-таки соглашается стать женой князя N.,
Много копий было сломано по поводу возраста Татьяны: одни исследователи утверждают, что девушке на момент встречи с Онегиным 13 лет, кто-то — что именины, о которых идет речь в романе, — устроены по случаю ее 18-летия.
— Советский и российский литературовед Юрий Лотман в своих исследованиях говорит о том, что действие романа начинается в конце 1819 года, и предполагает, что год рождения Татьяны — 1803-й. Это подтверждает сам Пушкин в письме к Вяземскому, где, говоря о своем новом романе, замечает: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»
Если говорить о матери героини, Прасковье Лариной, то автор часто называет ее старушкой в романе.
— Но это, мне кажется, не о возрасте, а о жизненном опыте, —
продолжает кандидат филологических наук. — Потому что мать Татьяны, скорее всего, выдали замуж лет в 16-17, и на момент действия романа ей лет 35-38.
В те времена обращения типа «отец родной», «матушка» могли быть адресованы лицам любого возраста: как 60-летним, так и 16-летним людям. Точно так же слова «ребенок» и «дитя» входили в бытовой и поэтический любовный лексикон начала XIX века. «Это следует иметь в виду, читая строки вроде: «Кокетка, ветреный ребенок», предупреждает Юрий Лотман в «Очерке дворянского быта онегинской поры». Также он отмечает, что в брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики и нормальным возрастом для брака сделались 17-19 лет.
— Пушкин в своем романе в стихах поднимает важную тему женской доли на Руси — что крестьянки, что дворянки. Они не принадлежали сами себе — родители решали, за кого их выдать замуж. Так, няню Татьяны, Филиппьевну, сосватали ребенком по современным меркам: «…Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет». Потому что участь «однокоски» (незамужние девицы могли носить только одну косу) была печальной. Она могла быть только приживалкой в доме родственников, нянькой их детям. Почему мать Татьяны и заклинает дочь со слезами выйти замуж за князя.
Муж Татьяны вовсе не пожилой
Еще один персонаж из «Евгения Онегина», вокруг возраста которого до сих пор не утихают споры — что в классных комнатах на уроках литературы, что в литературоведческих кругах. Считается, что раз князь N. — генерал, то он обязательно старик. Этому убеждению способствовало еще и то, что прототипом Татьяны во времена Пушкина было принято считать Анну Павловну Керн, которая вышла замуж за уже пожилого мужчину. Однако Лотман в комментарии к роману совершенно с этим не согласен, указывая, что в образе главной героини нашли воплощение черты не одной, а многих современниц автора.
Кроме того, литературовед буквально по дням разложил действие всех восьми глав романа. Опорной точкой является указание Пушкина в предисловии к отдельному изданию первой главы на то, что начало событий романа совпадает с концом 1819 года, а завершается оно в марте 1825-го. Сопоставляя с этой датой ряд указаний в тексте, литературовед приходит к заключению, что Онегин родился в 1795 году, то есть он старше Татьяны на 7-8 лет. В начале восьмой главы говорится, что, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», Онегин уезжает в Петербург, а затем в Крым. Возвращается он и встречает Татьяну вновь осенью 1824 года. То есть ей 21 год,
а ему — 29.
Между тем из романа мы знаем, что Татьяна знакомится с будущим мужем примерно через год после дуэли Онегина и Ленского на балу в Петербурге, и он уже генерал: «…Забыт и свет, и шумный бал, а глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал». В восьмой главе говорится, что он Онегину «родня и друг», они на «ты», и с Онегиным он вспоминает «проказы, шутки прежних лет». Стало быть, они если не ровесники, то сверстники, и разница в возрасте у них может составлять всего 2-3 года.
Откуда тогда генеральский чин? Действие романа в стихах разворачивается в 1820-х годах, в эпоху так называемых молодых генералов, получивших высокий армейский чин за доблесть против наполеоновских войск на полях сражений Оте-чественной войны 1812 года и позже. Так, Алексей Щербатов стал генералом в 24 года, граф Павел Шувалов — в 25. Следовательно, муж старше Татьяны на 8-12 лет, вряд ли больше, иначе они бы с Онегиным в детстве вместе не шалили.
— Это очень похоже на правду, — говорит Марианна Юрьева. — Во времена Пушкина было нормально жениться на девушке вдвое моложе. Грибоедову было 33, когда он женился на 15-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе, причем девушка вышла за поэта и дипломата по любви, будущий супруг увидел ее впервые еще ребенком. В 1778 году 35-летний Державин женился на 16-летней Екатерине Бастидон, образ которой сохранился в стихах разных лет под именем Плениры. И эти примеры можно продолжать.
«Девица была немолода, ей шел 20-й год»
Но не только роман в стихах полон домыслов по поводу возраста его героев. «Девица была немолода, ей шел 20-й год» — так якобы описана Марья Гавриловна в «Метели» Пушкина. Но это не соответствует действительности. Говоря о главной героине повести, писатель ни разу не упоминает о ее молодости или не молодости.
Читаем в первоисточнике: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. (…) соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу».
Тема закрыта.
А была ли «старуха лет сорока»?
Один из самых распространенных в интернете пассажей, которые приписывают перу Николая Васильевича Гоголя, звучит так: «Дверь нам открыла старуха лет сорока». Из какого произведения вырвана эта фраза, мы найти не смогли. Марианна Юрьева предположила, что речь может идти о «Мертвых душах», конкретно — о Коробочке. Однако, перечитав третью главу, в которой происходит встреча Чичикова с Настасьей Петровной, мы такого предложения не нашли.
Из текста: «Селифан принялся стучать, и скоро, отворив калитку, высунулась какая-то фигура, покрытая армяком, и барин со слугою услышали хриплый бабий голос… «Вишь ты, какой востроногий, — сказала старуха, — приехал в какое время! Здесь тебе не постоялый двор: помещица живет». Далее: «На крыльцо вышла опять какая-то женщина, помоложе прежней, но очень на нее похожая».
Сама коллежская секретарша описана так: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»
Глеб — и муж, и мальчик
Литературоведы знают и прямо противоположные примеры, когда герои — уже зрелые мужи и жены — предстают юными или молодыми людьми,
— продолжает кандидат филологических наук.
Марианна Владимировна читает курс древнерусской литературы и всегда рассказывает студентам о житии и погублении святых страстотерпцев Бориса и Глеба, младших сыновей князя Владимира, крестителя Руси, описанных летописцем Нестором. Это были первые канонизированные князья-мученики. И если Борис предстает перед читателем мудрым мужчиной, смиренным христианином, добровольно и осознанно принимающим свою участь быть убитым старшим братом Святополком, то Глеб кажется ребенком. Во всех текстах и народных легендах он изображен юношей, мальчиком: чистым, наивным, светлым, и когда от Святополка приходят слуги, которые хотят его убить, он сначала радостно их приветствует и осознает свою участь лишь в самый последний момент.
Однако из летописи мы знаем, что дети князя Владимира были рождены еще до принятия христианства, и даже если, в крайнем случае, его младший сын Глеб родился в 988 году, получается, что на момент описываемых событий ему минимум 27 лет. Для средневековья это уже возраст зрелого мужа. Так что автор намеренно, путем художественных приемов, делает его как бы моложе, уподобляя агнцу, которого приносят на заклание.
Процентщице скинули пару десятков лет
Еще одно заблуждение, гуляющее по Сети, — возраст старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Достоевского. Утверждается, что ей было 42 года. Но это заявление легко опровергается самим автором: «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая».
Скорее всего, путаница произошла из-за упоминания в романе возраста матери Раскольникова — ей шел 43-й год. И Достоевский, говоря про нее, писал: «…лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости…»
Княгиня Ольга — 70-летняя красавица
А вот еще пример из древнерусской литературы. Княгиня Ольга, бабка князя Владимира, — одна из важнейших фигур в «Повести временных лет». Из произведения мы знаем, что она, уроженка Псковского княжества, стала женой киевского князя Игоря, а после его смерти оставалась правительницей Руси еще в течение 15 лет, пока Святослав не вышел из возраста детскости. Все знают, что она совершила путешествие в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул) в 955 году, это событие подробно описывается. Так вот, увидев ее, царь Константин, пораженный ее красотой, предлагает вступить с ним в брак.
Между тем Анатолий Сергеевич Демин, один из самых известных современных исследователей древнерусской литературы, отмечает, что, судя по датам летописи, после замужества Ольги прошло 52 года. Ученый ссылается на Карамзина, который предполагает, что год рождения княгини 893-й (есть и другие версии). А всего она прожила около 80 лет. То есть она попадает в Царьград в возрасте примерно около 70 лет. Когда говорится о ее красоте, вряд ли подразумевается внешность. Скорее всего, говорится о воспитанности, тактичности, опыте, приятности, обходительности, которые и поразили царя Константина. Кстати, вскоре он восхитится еще и ее умом, ведь Ольга в первый раз отклонила предложение царя, потому что она язычница, а во второй — уже после того, как ее крестили и Константин стал ее крестным, — что она не может стать женой крестного отца.
Из зарубежной классики
Домыслы о возрасте не обошли стороной и литературных героев зарубежных классиков.
Молодой кардинал
Так, Ришелье считается стариком, хотя на момент описанной в «Трех мушкетерах» осады крепости Ла-Рошель это был еще не старый мужчина даже по меркам тех лет. Вот как Дюма впервые описывает кардинала в 14-й главе «Незнакомец из Менга»: «У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина».
Бальзаковский возраст — это о характере
Выражение «женщина бальзаковского возраста» стало популярным после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» (1842г.) Оноре де Бальзака. Героиня этого романа виконтесса д’Эглемон отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню романа. Позже это значение термина забылось.
Сейчас женщиной бальзаковского возраста называют дам от 30 до 40 лет, и коннотация этого термина уже иная, чем прежде, она носит уничижительный, в лучшем случае — уничижительно-шутливый характер, что изначально неверно.
Марианна Юрьева, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ к.ф.н.:
На мой взгляд, возраст литературных героев не так важен, как их жизненный опыт, духовная зрелость, характер, мотивы поступков. Это знание нам может пригодиться только для того, чтобы понимать, соответствуют ли их действия возрасту: герой недалек умом или мудрый не по годам, простодушный или циничный, инфантильный или ответственный и т.д. Меняется время и наши представления о браке, семье, рождении детей. Что было нормой в XVIII веке, то недопустимо сейчас. Все это нужно брать в расчет, когда читаете произведения позапрошлых веков. Вообще, литература — это вид искусства, а в искусстве всегда присутствует художественная условность, которая помогает понять и познать жизнь. Если речь идет об историческом произведении, отдаленном во времени, то эта условность помогает нам считывать приметы того времени. Поэтому возраст героя — это не главный показатель, который может дать о нем целостную характеристику.
Чем моложе жена — тем больше шансов, что род продолжится
Сергей Исаенко, главный гериатр Краснодарского края, начальник Краевого клинического госпиталя для ветеранов войн им. проф. В.К. Красовитова, рассказал, почему еще 100-200 лет назад было нормальным выдавать дочек замуж в ранней юности.
— Это с высоты нашего века, медицины, образования, уровня жизни и морально-этических соображений кажется, что создавать семьи в 14-15 лет — это недопустимо. Но не нужно забывать, что столетие или два назад человек в среднем жил 40-50 лет, а сейчас средний официальный возраст дожития в России — 73 года, но многие доживают до 90-100 лет.
Кроме того, медицина даже еще сто лет назад находилась на примитивном уровне, если оценивать ее по современным меркам. Детская же медицина вообще не была развита: детская смертность была колоссальной, как и материнская. Инфекции и другие болезни уносили жизни детей, а если они доживали до взрослого возраста, — могли погибнуть на войне.
Вот поэтому женщины и рожали по 10-15 детей, чтобы хоть кто-то выжил и продолжил род. И поэтому их отдавали замуж в юном возрасте. Моя бабушка, например, родилась в 1889 году, она была одной из 14 детей, которым дала жизнь ее мама. Но большинство из них умерли от болезней или несчастных случаев в младенчестве или детстве, выжили только четверо —
две девочки и два мальчика. Но оба ее брата, казаки, погибли на фронтах Первой мировой войны.
Если сравнить фото 30-летней женщины начала прошлого века с фото нашей современницы того же возраста, мы получим огромную разницу: первая нам будет казаться чуть ли не бабушкой второй. Однако и условия жизни у них совершенно разные. Бабушка рассказывала, что в детстве она с весны по осень ходила босая, в длинной рубахе на голое тело. Четырехлетняя, уже помогала матери по хозяйству, ходила в поле к отцу. Не было ни электричества, ни водопровода, ни кухонной плиты, ни стиральной машины.
Я уж не говорю о медицине. Нормальные антибиотики у нас в стране появились в 1950-60-е годы, исследования типа рентгена или ЭКГ — в начале 1990-х. А сейчас пересадка сердца или почки — рутинная хирургическая процедура.
Блага цивилизации и развитая медицина позволили нам особо не переживать за продолжение рода: семьи сегодня зачастую создаются после 30 лет, а детей рожают и после сорока. Этим уже никого не удивишь.
Дэдпул — новый Одиссей: чем герои комиксов похожи на персонажей древних мифов
Супергерои правят поп-культурой — и началось это не сегодня и не вчера. «Афиша Daily» разбирается в их родословной, идущей прямиком от богов и мифологических архетипов.
Хозяева артефактов
В мифологии
© Мортен Эскиль Винге
Тесей, находящий выход из лабиринта Минотавра благодаря золотой нити; Персей, справляющийся с Медузой Горгоной с помощью зеркального щита; громовержец Тор с его молотом и перчатками (в текстах «Старшей Эдды» указывается, что сам он не смог бы поднять свое оружие — Мъельнир — без помощи волшебных перчаток, а идея существа, достойного молота, — изобретение компании Marvel), бесчисленные герои сказок, в которых фигурирует меч-кладенец, шапка-невидимка или ковер-самолет, — все это воплощения владельцев артефактов. Предмет, без которого не было бы нарратива или разрешения конфликта, — это обычно украшение, но чаще оружие, что неудивительно: на территории Европы к началу Средних веков культ оружия был одним из наиболее распространенных благодаря германскому влиянию. Но в принципе, артефактом может оказаться все что угодно.
В комиксах
Доктор Судьба
© DC Comics
Примеров героев — владельцев артефактов в комиксах довольно много. Один из самых известных — это корпус Зеленых Фонарей, межгалатической полиции. Свои силы (полет, телекинез, управление различными типами энергии) они черпают из особых колец Силы. Магическое кольцо — мифологема, встречающаяся в легендах практически всех народов мира. Это и волшебные кольца скандинавских карликов (в том числе и кольца нибелунгов), кольцо Соломона, которым он обуздывал демонов. Также профессор Толкин описал не одно зачарованное кольцо в самом известном своем произведении. Кстати, помимо кольца все Зеленые Фонари используют специальный светильник в качестве заряжающего устройства. Эта идея также возникла неспроста. Первого Фонаря должны были звать Алан Лэдд — это анаграмма имени Алладин, отсылка к еще одному известному обладателю чудесных артефактов.
Другой пример — Доктор Судьба (в оригинале Doctor Fate), который имеет незначительные сверхспособности, но все же мало на что способен без своей магической экипировки. Этот персонаж, с 40-х годов регулярно появляющийся в «Лиге справедливости», обладает зачарованными шлемом, амулетом, плащом и поясом. Первый из перечисленных — шлем Набу — один из самых сильных предметов во вселенной DC. А амулет Анубиса, как можно догадаться, — это ни много ни мало творение самого древнеегипетского бога мертвых.
Можно еще вспомнить Доктора Оккульта, нуарного детектива, разгребавшего проблемы Готэма еще в далеком 1935 году (за 4 года до создания Бэтмена), делал это не без помощи сверхъестественного амулета — символа Семи.
Создатели артефактов
В мифах и легендах
© Помпео Джироламо Батони
Если есть те, кто пользуется всеми артефактами, должны быть и те, кто их творит. Иногда эти две функции совмещаются. С древнейших времен кузнец и демиург ассоциировались друг с другом, а в некоторых культурах кузнец прямо воспринимался как создатель мира. В славянской и германской мифологии бог-кузнец нередко был вторым по важности богом, а кузнецы в русских совмещали роль ворожей или жрецов (конечно, до того, как православие стало основной религией). Представители этой профессии выделяются в культуре в качестве отдельного архетипа. Так как божественной монополии на ремесло не существовало, множество героев легенд, своими руками создававших нечто особенное, имели человеческое происхождение. Самым известным из персонажей, пытавшихся с помощью разума поравняться с богами, можно считать, конечно, Дедала — ученика Афины, создателя лабиринта на Крите и отца Икара. Крылья, подаренные последнему, стали одним из главных символов вызова, брошенного богам. Метафора изобретения косого паруса оказалась куда более ценным сюжетом.
В комиксах
Железный человек
© Marvel
Среди супергероев немало таких героев-творцов. Например, Железный человек без своего костюма — только лишь плейбой, миллионер и филантроп. У DC есть свой герой без сверхъестественных сил — Бэтмен. Говоря о темном рыцаре Готэма, часто забывают, что в более ранних версиях комиксов и мультфильмов он сам создавал себе снаряжение, весьма и весьма разнообразное. Но, например, в трилогии Нолана технический гений проявлял герой Моргана Фримена Люциус Фокс, сидя в подвале здания корпорации Брюса Вейна.
Технической одаренностью может похвастаться и другой ночной герой DC — Ночной Филин из «Хранителей», на чем, впрочем, не кончаются его сходства с Бэтменом. Среди людей X есть даже отдельный мастер по снаряжению, которого зовут Кузнец.
Воплощения стихий
В мифологии
Хапи — бог Нила и покровитель урожая
Задолго до изобретения плуга и наковальни люди персонифицировали то, что их окружало. На принципе очеловечивания природы построен шаманизм, тотемизм и все древнейшие языческие религии. Желание человечества обуздать стихии воплотилось сначала в древнейшей мифологии, затем в техническом прогрессе, позднее в комиксах про супергероев. Громовержцы Зевс, Тор и Перун, владыка моря Поссейдон и бог Нила Хапи, огненные боги вроде Вулкана — перечислять этих божеств можно практически бесконечно. То же самое происходит, если попытаться вспомнить персонажей-супергероев, управляющих одной или несколькими стихиями.
В комиксах
Человек-факел из «Фантастической четверки», Шторм, Айсмен, Пиро, Солнечный Огонь — из команды профессора Ксавьера можно собрать целый пантеон. «Лига справедливости» может похвастаться владыкой Атлантиды Акваменом, а в Готэме встречались суперзлодеи, связанные со стихиями исключительно благодаря собственной изобретательности, например мистер Фриз. Реже управления огнем или водой встречаются более экзотические варианты — вроде Электро, одного из главных врагов Человека-паука, от чьих способностей Никола Тесла пришел бы в полный восторг. К оригинальным вариантам можно еще отнести Атомную Ив, воздействующую своей силой непосредственно на атомную структуру, или Полярис, управляющую магнитным полем Земли. Ну и конечно же, ее отца — Магнето.
Существа нестандартного роста и размера
В мифологии
© Cornelis Cornelisz van Haarlem
Давид с головой Галиафа
© Michelangelo Merisi da Caravaggio
Эта способность широко распространена среди супергероев, но если искать историю о всемогущем персонаже, который решил бы стать больше или меньше, то придется сильно постараться. Большинство мифологических героев успешно решают свои задачи другими методами. Из известных мифов об изменении размера можно вспомнить только легенду о прокрустовом ложе, но она совсем о другом. Зато фантазия людей без конца выдумывала существ, во всем похожих на людей (или богов), но очень больших или очень маленьких. Мир скандинавов был создан из тела мертвого великана, и конец этого мира — Рагнарёк — тоже не мог произойти без участия огненных великанов Нильфхейма. Титаны, второе поколение античных богов, были великанами, как и их враги — Гекатонхейры и циклопы. Древнерусские богатыри, герои былинного эпоса, также отличались огромными размерами. В конце концов, филистимлянин Голиаф, чью смерть от пращи Давида прекрасно изобразил Караваджо, был гигантом. Обратных примеров не меньше: скандинавские альвы (от названия которых и произошло слово эльф) и цверги, подземные гномы. Волшебный народец пикси в английском фольклоре, мифологические народы Ши, правившие Ирландией.
В комиксах
Человек-муравей
© Marvel
Идея самостоятельного изменения роста крепко обжилась в человеческих головах гораздо позже возникновения всех этих сказаний и лучшей нишей оказались супергеройские комиксы. Самый известный из способных на это персонажей — Человек-муравей, созданный Marvel в 1962 году. Его костюм примеряли на себя 4 разных человека в марвеловской вселенной, а звали его в разное время еще и Великаном, и Голиафом, и даже Желтым Жакетом. Все эти имена, естественно, носили и другие люди, обладавшие теми же умениями, так что не стоит думать, что все ограничивается одним Человеком-муравьем, таков уж запутанный мир Marvel. Кстати, жена первого Человека-муравья носила псевдоним ему под стать — Оса — и также умела уменьшаться в размерах. Кстати, эта парочка была одними из основателей знаменитых Мстителей. Кроме изменения размеров Хэнк Пим (имя первого Муравья) еще знаменит тем, что именно он создал Альтрона, регулярно до сих пор выступающего главным антагонистом Мстителей. Ну и не стоит забывать про Атома, способного только уменьшаться, а также Гарганту, способную только увеличиваться. А вот мистер Фантастика, например, находится на грани между этой и следующей категорией.
Метаморфы и оборотни
В мифологии
Собакоголовые монстры — популярные персонажи сказаний Восточной Европы
Как было сказано выше, многие боги в древних мифологиях напрямую ассоциировались с силами природы, поэтому превращение Зевса в облако или дождь было вполне естественным для мифологического сознания. Но идея превращения антропоморфного существа в нечто принципиально иное также существовала в человеческой культуре издревле. Долгое время подобные изменения могли произойти только по воле богов, в пример можно привести миф о Нарциссе, ставшим цветком по воле Немесиды, или о Галатее, которая благодаря Афродите из статуи превратилась в девушку. Параллельно с подобными персонажами в легендах по всему миру существовал целый пласт полиморфных существ: грифоны, гиппокампы, кентавры, Минотавр у древних греков, собакоголовые монстры в Восточной Европе, демонические создания в христианской космогонии также обладали смешанными чертами людей и животных.
Эти две идеи — полиморфии и способности к метаморфии — объединились к началу Средних веков, когда в сознании появился новый тип мифологического страха — оборотень. В первую очередь это были, конечно же, ликантропы, существующие во всем мировом фольклоре. Образ человека, способного превращаться в зверя, снова стал особенно популярным уже к началу XX века благодаря кинематографу и бульварной литературе и с тех пор практически не менялся.
В комиксах
Мистер Фантастик
© Marvel
После всех этих преобразований мир персонажей в плащах и масках приобрел новый вид героя-перевертыша. Например, Метаморф — его способности к превращению во все подряд более чем широки: он способен и, как Зевс, превращаться в облако и принять форму, например, танка или автомобиля. А все благодаря чудодейственной радиации. Естественно, герой представлен и в женской версии — Уранией Блэкуэлл. Более скромные способности — у Йети из отряда Альфа, он умел превращаться в монстра или зверя из людей -X, тот и вовсе типичный античный полиморф, хозяин звериных и человеческих черт одновременно. Не забудем и шпионку Мистик, перевоплощавшуюся в других людей. Упомянутого мистера Фантастика тоже можно отнести сюда, ведь он также изменяет свое тело, пусть и более нетрадиционным образом. Колосс помимо замечательного для русского уха имени Петр Распутин может похвастаться умением трансформировать свою плоть в сталь. И конечно же, Локи, предстающий то в облике лисы, то волка, хотя это, пожалуй, не самая главная его черта.
Трикстеры и лучники
В мифологии
Широчайший по сравнению с большинством других из этого списка архетип. Трикстер — это герой, находящийся где-то между героем и его антагонистом, игрок, плут, существо, не соблюдающее закон, но не из потребности творить некое зло, а исключительно из чувства безответственности перед законом. С героями, избравшими лук своим оружием, этот тип объединен не случайно. Можно сказать, что лук — один из возможных признаков трикстера, но будем последовательны.
Самые известные трикстеры (в том числе и с легкой руки Marvel) — это скандинавские Локи (между прочим, великан — в отличие от остальных богов Асгарда) и Один. Они, кстати, довольно сильно отличаются от своей супергеройской вариации. Первый — бог огня, хтоническое существо, существовавшее по некоторым преданиям еще до Одина и других богов, второй — помимо привычных функций главы пантеона — был еще и богом мудрости и хитрости. Из известных людей-трикстеров можно вспомнить античного Одиссея — великолепного оратора, обманщика и стрелка из лука и средневекового Робин Гуда, и вы, наверное, уже чувствуете, что их объединяет. До Столетней войны лук в Европе был презираем воинами. Это было оружие охотника, хитреца, зачастую разбойника, который больше полагается на собственную ловкость и изобретательность, нежели на грубую силу.
В комиксах
Женщина кошка
© DC Comics
Среди супергероев есть два ярчайших примера Одиссеев и Робин Гудов — это Зеленая Стрела и его марвеловский близнец — Соколиный Глаз. Они оба не обладают никакими суперспособностями и вынуждены полагаться исключительно на свою ловкость, смекалку и скорость. Нельзя назвать их откровенными трикстерами, потому что они оба персонажи довольно положительные, но без образа Одиссея они вряд ли смогли бы возникнуть.
Прекрасный пример персонажа-трикстера с моральной точки зрения — это Женщина-кошка, преследующая свои интересы, не воспринимающая закон в принципе и постоянно оказывающаяся то врагом, то союзником Бэтмена. Но звание самого безответственного и обаятельного шута в мире комиксов принадлежит, безусловно, Дедпулу. Этот уничтожитель четвертой стены прекрасно понимает, что он персонаж комикса.
Маги и мудрецы
В мифологии
Фауст и Вагнер на прогулке
© Ф. Г. Шлик.
В античном мире маг — будь это скрывающийся в лесу колдун, племенной шаман или гаруспик, гадающий по внутренностям животных, — в первую очередь служитель божества и жрец. Естественно, ни о какой героике (или супергероике) в подобном случае не может идти и речи. Для того чтобы понять, откуда в комиксах взялся образ волшебника (а в супергеройской культуре магии довольно много) и мудреца, нужно заглянуть в Средние века. Христианская мораль не поощряет колдовство, а магические исследования (как и любые другие, что важно) табуированы. Сами маги становятся противоположностью самим себе — практически деклассированными элементами. Образ мага — это антипод священника; оккультизм, позже и алхимия — это несколько извращенное стремление к прогрессу, в сущности — предтеча науки. Образ мага, сидящего в своей высокой башне, окруженного фолиантами и странными устройствами, оказывается прямо противопоставлен христианскому консерватизму. Кроме того, маг может выступать еще и в роли наставника. Самый знаменитый рыцарский эпос — «Легенды о рыцарях Круглого стола» в качестве материала использовал легенды раннехристианской и дохристианской Британии. Именно поэтому не божественное провидение помогает Артуру стать королем, а советы мудрого Мерлина. Этот персонаж воплотил собой архетип мага, мудреца, наставника и во многом ученого. Алхимия, магия и наука окончательно смешаются в человеческом представлении, яркий пример тому — фаустиана. Подобные герои — Мерлин или Фауст — решают свои задачи при помощи разума. Сумасшедший ученый, популярный в XX веке архетип, сформированный во многом благодаря Виктору Франкенштейну, — изнанка того же образа мага.
В комиксах
В мире комиксов есть множество чародеев: почти всемогущий доктор Фейт, о котором мы уже упоминали, одетая как фокусница Затанна, но наиболее полно соединил в себе все эти черты Чарлз Ксавьер. Могучий телепат, обладатель совершенного разума, духовный лидер людей Икс, преподаватель и, к слову, еще и генетик. Самый настоящий Мерлин в мире комиксов. Близок к идеальному воплощению архетипа и доктор Стрэнж, который пусть и не имеет постоянных учеников или воспитанников, зато обладает другой важнейшей чертой. Стрэндж, верховный маг Земли и главный ее защитник от мистических угроз, в первую очередь врач нейрохирург. Звучит немного дико, но по сути это естественный виток развития подобного персонажа.
Предатели и перебежчики
В мифологии
Если верить Данте Алигьери, предатели — это те, кто попадает в ледяное озеро на самом последнем кругу ада. Но тема предательства и смена стороны — это древнейший сюжетный ход, причем достаточно яркий (стереотипный неожиданный поворот), поэтому и персонаж должен ему соответствовать. За примерами далеко ходить не надо. Гомеровский Аякс, оскорбленный тем, что Одиссею, а не ему достается слава, становится врагом для своих бывших союзников, — идея личной обделенности служит для него сильнейшей мотивацией. Но предательство также может иметь куда более замысловатое значение. К примеру, гностическая теория об Иуде Искариоте как о лучшем ученике Иисуса Христа: он якобы единственный, кто понял замысел Христа и обратился против своего учителя, чтобы превратить его в мученика и тот мог воскреснуть и осуществить божественный замысел. В любом случае предательство — важнейший компонент формирования личности персонажа.
В комиксах
Магнето — предатель. Разойдясь во взглядах на будущее мутантов с профессором Икс, он покидает его. И это один из главных аспектов их конфликта, тем более что откровенным злодеем его назвать не поворачивается язык. Во вселенной DC меняет свою сторону Харви Дент, Двуликий, который мыслит себя обделенным, лишенным справедливой награды за свои труды и от этого уходит на темную сторону, решив вершить свою личную месть и справедливость. Его история во многом пересекается с историей упомянутого выше Аякса. Из других предателей-супергероев можно вспомнить Наташу Романову, Черную вдову, предавшую Щ.И.Т. и погибнувшую от рук Соколиного Глаза. Естественно, этим списком не ограничивается количество супергеройских предательств, но в нем предательство — важная часть становления персонажа, а сюжетные перипетии комикс-миров неисповедимы.
Умирающие, а затем воскресающие боги
В мифологии
Адонис и Афродита
© Pieter Paul Rubens
Погибающее и восстающее из мертвых божество — древнейший образ великого цикла природы и жизни, смены времен года, чередования дня и ночи. Неудивительно, что впервые он встречается в древнеегипетской мифологии, в культуре цивилизации, почти полностью зависевшей от цикличного разлива Нила. Осирис, бог загробного мира и цикличности, научивший людей земледелию, был убит своим братом Сетом и воскрешен своим сыном Гором, которого он зачал, будучи мумией. Схожим образом умирают и воскресают Адонис и Бальдр — древнегреческий и древнескандинавский боги весны. Правда, Один умирает и воскресает ради мудрости и магической силы, и его сложно приписать к этой компании, а христианское толкование возрождения Иисуса и вовсе совершенно другая история. Важно, что смерть и затем воскрешение одного из богов — это, как правило, часть космогонического (Осирис) или апокалиптического (Бальдр воскресает после конца света, Рагнарёка) мифа.
В комиксах
Этот прием не могла не использовать комикс-культура с ее страстью к перезапускам перегруженных вселенных. Классический сюжет об умирающем и воскресшем боге можно разглядеть в истории первого глобального перезапуска вселенной DC — «Кризисе на Бесконечных Землях», когда впервые умирает Флэш — Барри Аллен — для того, чтобы потом воскреснуть. Впрочем, смерть и воскрешение главных героев вообще стандартная ситуация для перезапусков супергероических франшиз. Нельзя забывать и об одном из классических персонажей «Людей Икс» — Джин Грей, барышни с говорящим псевдонимом Феникс, способной вообще много на что, но в том числе и на самовоскрешение. Даже без конца света в качестве необходимого фактора.
Полубоги
В мифологии
Героя в мифологии всегда было необходимо отделить и от человека, и от бога. Поэтому его происхождение и природа всегда полубожественна, он находится на грани между двух миров, пока не исполнит свою функцию и не войдет в пантеон. Типичный случай — Геракл, сын Зевса, совершивший 12 подвигов, после чего он оказывается достойным взойти на Олимп. Ахилл, Аякс, Одиссей, Персей — все они так или иначе потомки высших существ. В античном мире одним из главных способов подтвердить свою власть для знати была связь с кем-нибудь из богов через родственные узы. Таким образом, многие знатные семейства во всех культурах возводили свой род к полубожественным предкам. Постепенно идея полубога пройдет множество трансформаций, в том числе, например, и ницшеанскую идею сверхчеловека.
В комиксах
Капитан Америка
© Marvel
Необходимость отделить героя от всего остального человеческого рода остается неизменной. Супермен — пришелец с другой планеты — типичный полубог, архетипичный Геракл, постепенно становящийся богом. Одна из главных тем его истории — это рефлексия Кларка Кента на тему собственного всемогущества. Грядущий «Бэтмен против Супермена» обещает раскрыть эту тему. Удар молнии, вмешательство высших сил, инопланетное происхождение, радиационное облучение, особая сыворотка — все это способы возведения обычного человека в ранг полубога. Причем большинство этих сюжетных методов напрямую или косвенно связаны с технологическим развитием. Население Криптона находилось на совершенно другой стадии развития, нежели человечество, как и народ с родины Серебряного Серфера. Питеру Паркеру помогает стать тем, кем он должен стать, облученный паук, происхождение Капитана Америка напрямую сопряжено с поиском оружия против нацизма. Но главный вывод не в том, что большую часть супергероев легко можно охарактеризовать как полубогов. Важнее то, что функцию божественных сил в комиксах обычно выполняют технология (если только речь не идет о чистой магии) и наука. Это выразительнейшим образом показывает, насколько глубоко идея техногенности проникла в человеческую культуру и как близки к истине те, кто утверждает, что наука — это религия современности.
Напоследок стоит сказать, что всех, абсолютно всех супергероев стоит сравнить с Сизифом из известного мифа. Поскольку, сколько бы стараний они не вкладывали в борьбу с мировым злом и вселенской несправедливостью, все равно все придется начинать сначала. Такова уж судьба супергероя.
Интернет-учебник классической мифологии
Мифы из многих стран иллюстрируют архетипический образец героя, в котором жизнь героя следует предсказуемой схеме типов событий. К ним относятся необычное рождение, ранние испытания, героический квест (с героическими испытаниями), а также возвращение и награда. Этот образец взят из работы сравнительного мифолога Джозефа Кэмпбелла. Кэмпбелл обнаружил, что история типичного героя следует предсказуемой схеме в мифологиях многих различных культур.
История Кэмпбелла «Образец героя» в некоторой степени применим к греческому герою, но греческие герои различаются в одном решающем аспекте: последняя стадия. Греческие герои, в отличие от героев из других культур, обычно имеют несчастную более позднюю жизнь и насильственную или несчастную смерть.
Излагая наш собственный сюжетный паттерн греческого героя , мы сосредоточимся особенно на несчастных последующих жизнях героев (после того, как они завершили свои героические странствия) и их несчастной смерти, потому что это то, что отличает греческие мифы от мифы большинства других культур.
Сюжетный узор
Греческого герояI. Необычное рождение — обычно один божественный родитель и один смертный родитель.
- иногда бог (если Зевс) меняет свой облик
- иногда и божественный, и человеческий отец (оба спали с матерью в одну ночь)
II. Ранние испытания — должны доказать героический характер в молодости
III. Героическое путешествие — благородное дело
- часто б / к его семья была лишена законной власти
- часто навязывается злым королем
- часто включает спуск в Аид и возвращение
- в психологическом плане = столкновение с собственной смертью
IV.Героические испытания
- должен пройти серию сложных испытаний; часто часть героического путешествия
- включает в себя выполнение сложных и опасных действий, которые приносят большую пользу его людям
- иногда навязывается злым королем
- иногда включает убийство монстра или дракона
- часто побеждает принцессу невесту в награду
V. Несчастная более поздняя жизнь и насильственная или несчастная смерть
- этот аспект является исключительно греческим
- отличается от героев других культур, т.е.грамм. наш собственный
Примечание: важны отклонения
- большинство героев не полностью следуют шаблону
- интересно отметить, что каждый греческий герой уникален, и не все они вписываются во все аспекты этого общего паттерна.
- , но все греческие герои (кроме, возможно, Персея) пережили несчастную более позднюю жизнь и насильственную или несчастную смерть
- Геракл, пожалуй, лучший пример этого узора.
Страница не найдена | LACMA
«Метрополис II» Криса Бёрдена — это мощная кинетическая скульптура, созданная по образцу фа…
Каулин Смит — междисциплинарная художница из Лос-Анджелеса, чьи работы отражают…
View From Here: Recent Acquisitions представляет подборку из 16 недавно приобретенных работ…
Ёситомо Нара — один из самых любимых японских художников своего поколения.Его…
Пожалуй, самый доминирующий вид искусства за последние 100 лет, фильм имеет важное значение…
Утренники вторника
Наслаждайтесь концертами ведущих международных и местных ансамблей в программах…
Искусство и музыка, Джаз в LACMA, Latin Sounds, Sunday Live
Живопись, эстамп, коллаж и многое другое — не выходя из дома!…
Rain Room от Random International (2012) — это захватывающая среда вечного…
Rain Room
«150 портретных тонов» Марка Брэдфорда, композиция размером с фреску, содержащая элементы…
Работы художника Роберта Ирвина за последние пять десятилетий исследовали восприятие…
«Без названия» Барбары Крюгер (Shafted) демонстрирует своеобразное использование рекламы…
Band (2006) может квалифицироваться как magnum opus Ричарда Серры, представляя самый полный…
Коллекция современного искусства LACMA, в которой представлены преимущественно европейские и американские произведения искусства…
Группа закупок и члены Художественного совета LACMA разделяют глубокую близость к…
Художественные советы, Группы по приобретению, Искусство Ближнего Востока: СОВРЕМЕННОЕ, Азиатский совет по искусству, Совет по костюмам, Совет по декоративному искусству и дизайну, LENS: Совет по фотографии, Совет по современному и современному искусству, Совет по гравюрам и рисункам
Добро пожаловать на страницу вакансий в Художественном музее округа Лос-Анджелес.Чтобы увидеть…
Работа, карьера, стажировка, волонтер
Присоединяйтесь к музейным педагогам, художникам, кураторам и экспертам для бесед с художниками, виртуальных…
Создавать + сотрудничать
В «Золотом часе» более 70 художников и три фото-коллектива предлагают эстетику…
Основанный в 1967 году Центр консервации в LACMA поддерживает связь музея…
консервация живописи, консервация бумаги, консервация объектов, консервация текстиля, консервация науки, консервация изображений
Барбара Крюгер: Думаю о тебе.Я имею в виду себя. Я имею ввиду тебя. это крупная выставка де…
С участием Ай Вэйвэя, Хуан Юн Пина, Ван Гуаньи, Сюй Бина, Юэ Миньцзюня и других…
Помимо конкретных материалов, чернил и бумаги, существует неосязаемый дух…
В дополнение к презентации портретов Обамы Кехинде Уайли и Эми С.
С момента их открытия в Национальной портретной галерее Смитсоновского института…
Аудиокнига недоступна | Слышно.com
-
Evvie Drake: более
- Роман
- К: Линда Холмс
- Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
-
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19
Миф о герое | Encyclopedia.com
Концепция героя созвучна концепции мифа : они развивались вместе на протяжении веков.Мифы рассказывают о подвигах человека, чаще всего сына бога и смертного или богини и смертного, наделенного необычайной ценностью и предназначенного для выполнения славных подвигов, особенно акта защиты или спасения. С психоаналитической точки зрения, героический миф уходит своими корнями в фантазию о семейном романе. Он выражает и поддерживает идентификацию эго с идеализированным имаго, особенно в подростковом возрасте. Это важный аспект обучения групп и учреждений.
Трудно определить дату возникновения мифа. Некоторые авторы считают эпос о Гильгамеше одним из первых его выражений. Структура мифа о герое постепенно выводится из анализа классических произведений (ассирийские эпические поэмы, библейские сказки, греческая и латинская мифология), и она может быть подтверждена в chansons de geste и эпическом театре, а также современный роман. Несмотря на разнообразие форм, в конечном итоге он остается антропологически инвариантным.
Несколько дисциплин внесли свой вклад в определение структуры, содержания и функций мифа о герое: литературная критика, история религии, мифология, а также важная работа Отто Ранка ( Миф о рождении героя). , 1909/2004), психоанализ. Ранк подчеркивал семейный роман как организационную схему мифа о герое и героической идентификации. Структура, общая для представлений о мифе, устанавливает характерные элементы развития героя:
- зачатие от выдающихся родителей, либо божественных, либо представителей божественного; удивительные дела, оракулы, чудеса или пророчества, которые обычно угрожают отцу до рождения ребенка;
- рождение героя: угрожающие пророчества оправдывают оставление и разоблачение ребенка-героя во время его рождения во враждебной вселенной после того, как была установлена тайна его происхождения;
- безвестность: герой ведет тайную жизнь и должен будет претерпеть очевидную смерть, от которой он будет спасен, прежде чем столкнется с ужасными испытаниями;
- испытание и прозрение героя: критические столкновения (чудовищные) заставляют героя противостоять преследованиям и депрессивным тревогам и превращают его в узнаваемого героя;
- признание его триумфа, его славы и блеска (солнечности): его апофеоз бессмертия изменяет его.Затем его могут использовать как образец для подражания простым смертным.
Рене Каас
См. Также: Рождение; Групповая психология и анализ эго ; Героическая идентификация; Героическая личность; Моисей и единобожие ; Миф о рождении героя, ; Отцеубийство; Психология бессознательного, ; Обращение к противоположному.
Библиография
Альбуи, Пьер. (1969). Mythes et Mythologies dans la littérature française .Париж: Арман Колин.
Бодуэн, Шарль. (1952). Внушение и самовнушение, психологическое и педагогическое исследование, основанное на исследованиях, проведенных школой Нью-Нэнси . Эдем и Кедр Павел, Пер. Лондон: Дж. Аллен и Анвин.
Дюмезиль, Жорж. (1968). Mythe etÉpopée, I . Париж: Галлимар.
Ранг, Отто. (2004). Миф о рождении героя: психологическая интерпретация мифологии (Грегори К. Рихтер и Э.Джеймс Либерман, пер.) Балтимор, М .: Издательство Университета Джона Хопкинса. (Первоначально работа опубликована в 1909 г.)
Селье, Филипп. (1970). Le Mythe du héros . Париж: Борда.
Герои и легенды: просмотр мифов и определение героев
Часть I: Введение и Персей
Шаг 1: Начните этот урок с обсуждения героизма. Спросите каждого ученика, кто их герой или героиня и почему они выбрали этого человека. Кого бы вы считали нашими современными героями / героинями? Спросите учащихся, какие характеристики отображает их герой / героиня.Напомните им, что мифы давным-давно были основной формой образования для греков и что они несут значение для человечества. Люди со временем подражали другим людям или «героям».
Шаг 2: Сообщите учащимся, что в течение следующих нескольких дней они будут проводить исследование персонажей мифических героев давних времен. Раздайте распечатанную таблицу мифологических героев и поделитесь со студентами, что они будут заполнять эту таблицу в рамках изучения своего персонажа. Просмотрите инструкции и примеры, которые они будут выполнять.
Шаг 3: Представьте первого героя, о котором узнают учащиеся: Персея. Дайте краткий обзор фильма Битва титанов , непечатной версии мифа «Персей и Медуза».
Шаг 4: Покажите фильм и попросите учащихся заполнить колонку Персея. Это займет почти два учебных часа, в зависимости от того, какую часть фильма вы показываете.
Шаг 5: Когда вы закончите просмотр фильма, попросите учащихся сохранить свои мифологические таблицы героев, чтобы использовать их позже.
Часть II: Геркулес
Шаг 1: Сообщите учащимся, что сегодняшнее исследование персонажей будет посвящено знакомому герою: Гераклу. Активируйте предыдущие знания, спросив учащихся, что они уже знают о Геракле.
Шаг 2: Объясните: студенты будут использовать Интернет, чтобы прочитать историю о Геракле и его двенадцати подвигах. Напомните учащимся, что им нужно найти конкретные примеры из Таблицы мифологических героев, чтобы заполнить столбец для Геркулеса.Это должно занять весь учебный период.
Примечание: Если вы будете читать миф, позвольте учащимся работать самостоятельно или в парах, чтобы изучить любую дополнительную информацию, которая им нужна.
Шаг 3: Напомните учащимся сохранить свои мифологические таблицы героев, чтобы использовать их позже.
Часть III: Ясон и аргонавты
Шаг 1: Сообщите ученикам, что третий герой, о котором они узнают, — это Джейсон. Дайте краткий обзор фильма Ясон и аргонавты .
Шаг 2: Покажите фильм и попросите учащихся заполнить столбец для Джейсона в таблице мифологических героев. Это займет почти два учебных часа, в зависимости от того, какую часть фильма вы показываете.
Шаг 3: Когда вы закончите просмотр фильма, попросите учащихся сохранить свои мифологические карты героев, чтобы использовать их позже.
Часть IV: Определение героя
Шаг 1: Разделите учащихся на группы по пять человек. Попросите каждого ученика принести группе свою мифологическую карту героев.
Шаг 2: Попросите группы выполнить следующие задачи:
- Разрешите каждому члену группы поделиться тем, что он написал в каждой области Мифологической Таблицы героев для всех трех героев. Члены группы могут добавлять в свои диаграммы в это время, если необходимо.
- Создайте общее определение мифологического героя, основанное на всех трех мифах.
- Поручите одному студенту записать определение на листе диаграммы.
- Поручите одному ученику поделиться с классом определением группы.
Шаг 3: Дайте группам время для работы над задачами. Когда студенты получат полное определение, раздайте каждой группе лист диаграммной бумаги и попросите записывающее устройство аккуратно записать определение.
Шаг 4: Когда учащиеся закончат задания и напишут свои определения, пусть репортеры групп представят свои определения классу. Разместите определения в классе.
Шаг 5: Завершите урок обсуждением определения каждой группы и вместе сформулируйте окончательное определение героя, используя все пять примеров.Завершите урок кратким обсуждением того, стремится ли какой-либо ученик развить характеристики или черты героя.
В поисках нового героя
Попросите учащихся написать эссе или дневниковую запись, в которой популярный персонаж книги или фильма, например Гарри Поттер, назван героем. Все доказательства в эссе должны основываться на окончательном определении и чертах характера, выявленных в ходе обсуждения в классе.
В некоторых случаях вы можете предложить студентам использовать другой графический органайзер или раскадровку для объяснения своих рассуждений, а не сочинение.
Предложите студентам посмотреть программу по телевизору и обсудить с его / ее родителями «героя» серии. Студенты должны обсудить, обязательно ли главный герой шоу является «героем», как это было описано во время обсуждения в классе.
Оцените, предоставили ли непечатные источники достаточно информации для изучения персонажа героя.
Вы можете поставить оценку любой письменной работе: печатной версии «Таблицы мифологических героев» или эссе / дневниковой записи для продолжения урока.
Учебный план Богов, Героев и Монстров (Обучение в Гетти)
Термин «миф» относится к истории, которая пытается в более или менее символической форме объяснить тайну происхождения космоса, земли и человечества; тема жизни и смерти; и причины и значение природных явлений. Все это с древних времен сбивало с толку человечество. Человечество использует миф как попытку выразить свое отношение к природе.
Первоначально эти истории передавались устно из поколения в поколение и за несколько столетий претерпели множество изменений.Древний мир приписал Гомеру «Илиаду » и «Одиссею » — два эпоса, которые считаются самыми ранними и величайшими произведениями греческой литературы. Считается, что Гомер был первым поэтом, записавшим эти мифы примерно в восьмом веке до нашей эры, таким образом сохранив их для будущих поколений.
Многие поколения и народы после Гомера продолжали смотреть на эти истории, потому что они касаются общих для человечества проблем. Эти сказки рассказывались, чтобы объяснить окружающий мир, человеческое поведение и проблемы, общие для всех обществ.Помимо объяснения естественного и религиозного происхождения, мифы также предоставляют людям историю своего народа и своих соседей. Для греков мифы проливают свет на аспекты их жизни и на то, как они стали тем, кем были.
Материалы этой учебной программы посвящены греко-римской мифологии в древности и ее значению для позднего западного искусства и культуры. В эти два периода было фундаментальное различие в отношении к мифологии. Если в древности мифология была неразрывно связана с религией и повседневной жизнью, то в постантичность мифология в первую очередь стала источником вдохновения для множества тем в искусстве и литературе.Разнообразие и универсальность этих тем в сочетании с неисчерпаемыми метафорическими возможностями древних мифов обеспечивают сохранение мифологии в западном искусстве до наших дней.
Герои
Идея героя была доведена до совершенства в Древней Греции. Для греков герои существовали на космологическом уровне между людьми и богами. По словам поэта Гесиода, герои были богоподобной расой людей, жившей в предыдущую эпоху. Хотя сами они были смертными, герои привлекали внимание бессмертных, а часто и их покровительство.Согласно другой традиции, герои появились, когда боги и люди еще жили вместе как поколение детей полусмертных-полубожественных родителей.
По своей силе, страстям и достижениям герои намного превосходили обычных людей. Тем не менее все герои смертны и со временем противостоят своей смертности. Но даже в смерти герой может превзойти обычных людей, ибо славные дела, приведшие его к смерти, также могут принести ему вечную славу. Некоторые, например великий герой Геракл (которого римляне называли Геркулесом), действительно стали богами после смерти.В Древней Греции с героями были связаны религиозные культы, и они могли вмешиваться в дела людей, обладая статусом, подобным статусу святых в христианстве. С течением веков определение героя расширилось и включило любого человека, проявившего большую силу и храбрость.
Боги
Боги и богини Древней Греции и Рима стали предметом большей части западного искусства. У греков было 12 главных божеств (все связаны друг с другом), которые жили на горе Олимп, где они наблюдали за прогрессом смертных.Помимо этих главных богов, вселенная была заполнена бесчисленным множеством второстепенных божеств. Римляне, в свою очередь, объединили многих своих местных богов с богами греков.
Со времен античности продолжали изображаться рассказы о древних богах и богинях, таких как Зевс, Афродита и ее сын Эрос, даже когда они утратили свое религиозное значение. В эпоху Возрождения от всех образованных джентльменов требовалось классическое образование; знание Греции и Рима демонстрировало свои знания, вкус и статус.Возродился универсальный язык образов, но часто с новым аллегорическим и интеллектуальным смыслом.
Мифы и герои — ACOBAS.net
Миф можно определить как историю о богах или героях, это может быть народное верование, традиция или ложное представление. Герой может быть мифологической фигурой, человеком, которым восхищаются за его или ее достижения, супергероем или, возможно, образцом для подражания или иконой.
Примеры могут быть:
— патриотический или национальный герой (спортсмен, политик, правозащитник…..)
— вымышленный герой (супергерой или кинозвезда)
— икона или образец для подражания (мода, телевидение, музыка)
— защитник общих ценностей
— политик / король / королева, добившийся международного признания
Мифы — это истории, основанные на традициях. Некоторые из них могут иметь фактическое происхождение, в то время как другие полностью вымышлены, но мифы так же важны для нас сегодня, как и в древних культурах, потому что они помогают объяснить мир и человеческий опыт.Они помогают ответить на вопросы, успокаивают, а иногда даже вселяют надежду. Сюжеты мифов обычно основаны на таких темах, как рождение, смерть, происхождение человека, добро и зло и природа самого человека.
Мифы не всегда оптимистичны — они также могут быть формой предупреждения. Таким образом, мы можем считать их поучительными и своего рода руководством по социальным нормам. Они говорят нам, как мы должны и не должны себя вести. Их можно использовать для оправдания выбора в тяжелые времена.
Как и в мифах, герои могут быть реальными или полностью вымышленными.Герой может быть мифологической фигурой, человеком, которым восхищаются за его или ее достижения, супергероем или, возможно, образцом для подражания или иконой. Герои — это люди, на которых мы можем равняться, люди, которых мы хотели бы воссоздать, будь то спортивные или политические деятели. Герой — это не обязательно кто-то известный, это может быть член нашей семьи или круга друзей. Кого-то, кем мы просто восхищаемся.
Герои руководят, вдохновляют и развлекают массы. Вот почему герои со всеми их ошибками и недостатками жизненно важны для человечества.Героические стереотипы можно считать нереалистичными и устаревшими, но герои показывают, насколько они важны для общества, когда они вдохновляют молодое поколение на великие дела и когда герои влияют на движения, направленные на улучшение человечества.
Вот лишь несколько примеров, которые можно использовать, чтобы проиллюстрировать это понятие:
- Истории из грязи в богатство: Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Опра Уинфри и другие здесь
- Основополагающие мифы Соединенных Штатов (Отцы-пилигримы, Конституция, День Благодарения)
- the American Dream — истории о тех, кто преуспел, но также есть основания полагать, что это просто миф: американская мечта мертва
- Герои или павшие герои войны во Вьетнаме, изображенные в американских фильмах («Взвод», «Рожденные 4 июля», «Апокалипсис сегодня», «Цельнометаллическая оболочка»)
- Национальные лидеры или фигуры, которых можно считать героями: королева Елизавета II, Обама, Мандела, Роза Паркс, Мартин Лютер Кинг, Малала Юсафзи…..
- Звезды эстрады или спортивные герои (и павшие кумиры)
- американских фильмов: супергерои, такие как Супермен или Капитан Америка, и их роль в обществе: почему американцы любят супергероев?
- Известные британские киногерои: Шерлок Холмс, Джеймс Бонд
- Британские герои или героини: Черчилль, Флоренс Найтингейл, Стивен Хокинг… ..
- Британские мифы и легенды: Робин Гуд, король Артур, Лох-несское чудовище
Полезные и вероятные вопросы:
1.Какие мифы вам известны?
2. Почему мифы и герои важны для нашего общества?
3. Считаете ли вы, что мифы и герои могут преподать нам урок? Можете привести примеры?
4. Является ли «европейская мечта» новым мифом, заменяющим «американскую мечту»?
5. Какие типы героев вы знаете?
6. Есть ли у тебя личный герой? Кто? Почему вы им восхищаетесь?
7. Спортсмен, актер, артист, звезда эстрады, член вашей семьи, обычный герой, например,
пожарный? Почему этого человека считают образцом для подражания?
8.Каковы его качества?
9. Вы можете придумать антигероя? Вы можете рассказать о его / ее поведении?
10. Хотели бы вы стать героем? Какой тип? Почему?
11. В чем разница между героем и супергероем?
12. Считаете ли вы МЛК героем? Почему? А что насчет Малалы или Манделы?
13. Могли бы вы назвать человека, который, по вашему мнению, лучше всего демонстрирует смелость / мудрость /
верность / самоотверженность / честность?
14.Важны ли мифы и герои для нашего общества?
15. Можно ли жить без героев?
16. Если герой делает что-то не так, остается ли он героем? (Бывший Мандела и незаконные действия)
17.