Миф о сизифе греческий: Сизиф миф древней греции — древнегреческий миф читать онлайн

Содержание

Миф о Сизифе

Наверное, многим известно крылатое выражение «Сизифов труд», и многие сами употребляют его в своей речи, говоря о бесцельной, бесполезной работе, которая никогда не заканчивается. Но кто же такой этот несчастный Сизиф, получивший столь тяжкого наказание? И всем ли известна легенда о нем?

Некогда бог ветров Эол влюбился в смертную женщину, чтобы было в порядке вещей в Древней Греции, и прижил с ней сына, названного Сизифом. Он рос хитрым и лукавым мальчиком, но став мужчиной сумел благодаря этим качествам стать успешным и богатым. Благодаря своим несметным сокровищам он построил город, названный Эфирой (позже его переименовали в Коринф) и жил припеваючи в  роскошных палатах, поражающих воображение великолепием.

Конечно, у него было много завистников, но многие восхищались его ловкостью и изворотливостью. Когда его земное время подошло к концу и явился за его душой бледный Танат – посланник  смерти, владыка Коринфа сумел и его обвести вокруг пальца и заковать ангела в оковы в своем подземелье.

И в тот же миг перестали покидать этот солнечный мир люди, не было больше пышных похоронных процессий, не курились жертвенники, не получали олимпийцы своих даров. Встревожился Зевс и послал на землю к людям  посланца – жестокого своего сына – бога войны Ареса.

Кровавый Арес сумел обнаружить Таната и вызволить его, а тот, конечно, в то же мгновение забрал душу хитроумного Сизифа и увлек ее в мрачное царство мертвых, откуда нет возврата простым смертным.

Но ловкий Сизиф и тут успел шепнуть своей верной супруге, чтобы не хоронила его  и не приносила в храмы жертв, а ожидала его знака. Послушная женщина сделала все, как велел ее царственный супруг.

И мрачный Аид, и прелестная Персефона, и верховный владыка Зевс долго ожидали даров и жертв из Коринфа, но ничего им не приносили. Тогда ловкий Сизиф обратился к самому Аиду, брату Громовержца, владыке умерших душ и сказал:

«Дай мне возможность, великий Аид, только на денек вернуться на землю в Эфиру к моей жене, я прикажу ей похоронить меня с великими почестями и принести самые богатые жертвы и дары всем богам, а особенно тебе, ведь именно ты – величайший из всех олимпийцев, хотя и не поднимаешься на вершины Олимпа. Я велю своей покорной жене принести такие жертвы, что все побледнеют от зависти и злобы, видя, как смертные поклоняются перед царем мертвых».

Эти льстивые речи не смогли не тронуть сердце Аида, который всегда соперничал со своим братом Зевсом и он отпустил Сизифа, единственного из всех смертных, обратно на землю.

Вернувшись в свой блистающий роскошью дворец, Сизиф и не подумал о том, чтобы поскорее вернуться обратно в мрачный Аид. Он стал жить, как жил раньше в веселье и праздности, не думая о смерти, но чрезвычайно гордясь тем, что сумел обмануть даже бога.

Долго ожидал Аид подарков и жертв, но так ничего и не дождался. Обратился он тогда к Зевсу за помощью. Вновь был послан Танат, что так ненавистен всем живущим на Земле и даже богам, за душой лукавого Сизифа. Прилетел ангел смерти в Эфиру и увидел веселого обманщика возлежащим за пиршественным столом в обществе друзей и красивых женщин. Выхватил Танат  его душу и низверг в подземный мир теней, теперь уже навечно.

Долго думали и совещались боги, как наказать единственного смертного, сумевшего обвести вокруг пальца и ангела, и бога, и наконец, придумали страшную кару. Должен Сизиф день за днем, год за годом, век за веком, вкатывать на высочайшую гору громадный камень. Когда камень окажется на вершине скалы, наказание его будет окончено, и сможет он успокоиться.

И катит несчастный, изнемогая от непосильной ноши, огромный обломок скалы, надеясь на скорое избавление от тяжких трудов, но когда цель уже близка и остается лишь два-три шага до вершины, скатывается камень вниз и вновь приходится Сизифу спускаться за своей ношей и вновь катить ее на вершину. И бесконечен его путь, и бесцельна его работа, и некого больше обманывать ему, чтобы облегчить свою долю.

Может быть, и теплится в сердце несчастного надежда, но знает он теперь, что месть богов жестока и беспощадна, и нет ему прощения, и нет избавления от ноши, и нет результата его трудов. Так и будет вечно Сизиф катить свой камень, так и каждый из нас несет свою ношу, тяжелую и скорбную, если она не радует душу, но легкую и приятную, если мы видим в ней не долг, а призвание.

Отрывок из книги «Автобиография» Шломо Горен

Греческий миф о Сизифе рассказывает о хитрейшем из смертных, который был наказан за свою гордость и неповиновение. Боги приговорили Сизифа толкать тяжелый камень вверх по горному склону, а за- тем наблюдать, как он опять катится вниз, — и так бесконечно.

Говоря языком психологов, перфекционист подобен Сизифу. Но в то время как наказание на Сизифа наложили боги, свое наказание перфекционист накладывает на себя сам. Ему ничего не достаточно для удовлетворения: ни успеха, ни победы, ни торжества, ни достигнутой цели. Взбираясь на вершину одной горы за другой, достигая успеха, он не испытывает ни восторга, ни наслаждения — в памяти откладывается только очередное бессмысленное путешествие на пути к цели, которая его неизбежно разочаровывает.

Альтернативой образу Сизифа выступает Одиссей, царь Итаки, который, согласно Гомеру, сражался в войне греков с троянцами. После победного окончания войны он захотел вернуться домой, к своей семье и к своему народу, но его возвращению мешал бог моря, Посейдон.

Одиссей сражался с одноглазым циклопом, едва ускользнул от великанов-каннибалов — листригонов и спасся от пения коварных сирен. Он гостил у волшебницы Кирки и провел семь лет в заложниках у прекрасной нимфы Калипсо. В конце своего долгого путешествия, полного отчаяния и восторга, уныния и торжества, он добрался до дома и воссоединился со своей любимой женой Пенелопой.

Если выражаться категориями психологии, то Одиссей — оптималист. Жизнь переполнена сражениями, трудностями и разочарованиями, но оптималист в состоянии найти удовольствие в путешествии, не упуская из виду своей цели. Он развивается и учится на ошибках, наслаждается своими приключениями. А получая награду за свою борьбу, оптималист испытывает удовлетворение и благодарность — он не воспринимает свой успех как должное, не отвергает свое достижение как незначительное.

В своем эссе «Миф о Сизифе» Альбер Камю пытается избавить Сизифа — и вместе с ним всех тех, кто воспринимает свою жизнь как напрасный и безнадежный труд, — от его участи. Камю изображает Сизифа измученным, страстным и абсурдным героем. Но тем не менее он заканчивает свое эссе на оптимистической и отчасти романтической ноте:

«Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».

Можно ли представить Сизифа действительно счастливым? Мог ли кто-либо — в литературной или иной форме — когда-нибудь рассматривать участь Сизифа как романтическую и притягательную? Сомневаюсь. Сизиф — несчастный человек. Скорее я предположил бы, что сочинение Камю описывает другого греческого героя — Одиссея, которого можно представить себе счастливым.

На протяжении всего своего пути Сизиф страдает от непомерной боли. Одиссей тоже испытывает боль, но наряду с ней — и мгновения радости. Достигая вершины, Сизиф сталкивается с проклятием своего существования; Одиссея в конце странствий встречает любящая жена.

Аласдер Клэр, успешный оксфордский ученый, покончивший с собой в возрасте сорока восьми лет, был законченным перфекционистом. Хотя большинство людей воспринимали его как поразительно успешного человека, он относился к себе как к неудачнику. Перфекционист, подобный Клэру, отрицает успех, изгоняет его из своей жизни — или ставит крайне высокие стандарты перед достижением успеха, или отказывается его принять после. Иными словами, перфекционист или препятствует достижению успеха в самом начале, закатывая камень вверх по слишком крутому склону, или отказывается от успеха сразу по его достижении, сбрасывая камень вниз. Наоборот, оптималист вносит успех в свою жизнь, во-первых, придерживаясь хоть и претенциозных, но все же обоснованных стандартов успеха (крутой и трудный, но преодолимый подъем), и, во-вторых, он высоко ценит достигнутый успех (торжествует и радуется покоренной вершине).

Этими двумя аспектами — обоснованием успеха и его принятием — различаются способы прожить жизнь в виде сизифовой борьбы или захватывающей одиссеи.

Сизиф в греческой мифологии — Греческие легенды и мифы

Сизиф был легендарным царем Древней Греции, стоявшим рядом с ложью Иксиона и Тантала как греческих царей. Однако у Сизифа также было бы что-то общее с Иксионом и Танталом, поскольку Сизиф провел бы вечность, будучи наказанным Тартаром.

Сизиф Сын Эола

Сизиф назван сыном Эола и Энареты ; Эол был царем Фессалии и царем в греческой мифологии, давшим свое имя эолийскому народу. У Сизифа было много братьев и сестер, но среди самых выдающихся было Салмоней .

Сизиф, царь Коринфа

Достигнув совершеннолетия, Сизиф покинет Фессалию и построит себе новый город, назвав его Эфира в честь обнаруженного там источника воды Океанид. Эфира стала известна под другим именем, поскольку Эфира была первоначальным названием Коринфа.

В качестве альтернативы Сизиф стал царем Эфиры после того, как город уже был основан.
 
В любом случае Эфира будет процветать под властью Сизифа, ибо Сизиф был чрезвычайно умен, и через Грецию были проложены торговые пути. В равной степени, однако, Сизиф и безжалостный и жестокий, ибо многие гости в его дворце погибли от его руки.


Кража скота Сизифа

Хитрость и жестокость Сизифа проявились в его отношениях с Автоликом, легендарным вором. Автолик был соседом Сизифа, а также угонщиком скота.
 

Отец Автолика, Гермес, дал своему сыну способность изменять цвет вещей, поэтому он мог менять вещи с черного на белый и другие цвета. Таким образом, Автолик похищал скот из стада Сизифа, но затем менял их окраску, делая невозможным с уверенностью идентифицировать скот Сизифа.
 
Сизиф, конечно, подозрительно относился к тому, что размер его собственного стада уменьшался, в то время как стадо Автолика росло.
 
Тогда Сизиф воспользовался своим умом, ибо вырезал на копытах своего скота опознавательный знак, и поэтому в следующий раз, когда этот скот исчез, Сизиф со своим войском ворвался на землю Автолика. Несмотря на то, что скот изменил свою окраску, по копытам Сизиф смог опознать свой скот.
 
Говорят, что в отместку за кражу Сизиф похитил и изнасиловал Антиклию, дочь Автолика, хотя некоторые говорят, что Антиклия станет женой Сизифа.

Родословная Сизифа

Сизиф был тесно связан с тремя женщинами, которых когда-то называли его женами.
 
Антиклия была одной из таких женщин, но если она вышла замуж за Сизифа, то ее пребывание в Коринфе должно было быть недолгим, ибо вскоре она оказалась в компании Лаэрта, а позже родила Одиссея, но время рождения Одиссея дало начало к предположению, что именно Сизиф был отцом Одиссея, а не Лаэрт. Время также делает более вероятным, что вместо того, чтобы жениться на Антиклии, Сизиф просто похитил ее, чтобы добиться от нее своего.
 
Говорят также, что Сизиф женился на Тиро дочери Салмонея и, следовательно, на племяннице Сизифа. Однако этот брак, как говорили, произошел из-за ненависти Сизифа к Салмонею, и Сизифу было сказано пророчество о том, что если у него будут дети от его племянницы, то один из них убьет его брата.
 
Тиро действительно должен был родить Сизифу двух сыновей, но Тиро также узнал о пророчестве и поэтому убил сыновей Сизифа, прежде чем они смогли причинить вред ее отцу. Действия Сизифа и Тирона были опровергнуты тем фактом, что Салмоней был поражен Зевсом за его нечестие.
 
Третьей женщиной, связанной с Сизифом, была Плеяда Меропа, дочь титана Атласа. Сизиф станет отцом четырех детей от Меропы, Альма, Главка, Оринфона и Терсандра. Главк прославился как отец героя Беллерофонта, хотя именно Оринтион сменил Сизифа на посту царя Коринфа.
 
Легенда гласит, что Меропа поздно почувствует стыд за то, что вышла замуж за смертного, или стыдится преступлений своего мужа, поэтому звезда Меропа, как часть Плеяды , была самой тусклой из Семи Сестер.

Неосмотрительность Сизифа

Преступления Сизифа будут расти, но именно его собственное чувство ума впервые привлекло к нему внимание богов, и в частности Зевса.
 
Сизиф был склонен использовать свой интеллект, чтобы отслеживать движения и действия богов, и Сизиф узнал, что Зевс похитил нимфу-наяду Эгину и увез ее на остров Эноне. Когда Асоп, потамой, отец Эгины, пришел искать свою дочь, Сизиф рассказал ему, что именно произошло.
 
Зевс, конечно, будет стоять за любого смертного, вмешивающегося в его дела, и поэтому Зевс дал понять, что жизнь Сизифа теперь конфискована.

Сизиф и Танатос

Танатос, греческий бог Смерти, был послан Зевсом, чтобы отвести Сизифа в Подземный мир; теперь Сизиф был предрасположен покинуть мир смертных, и поэтому царь Коринфа применит свою хитрость и хитрость.
 
Танатос принес с собой цепи, чтобы сковать Сизифа, но прежде чем греческий бог смог заковать Сизифа в наручники, царь попросил Танатос как их следует носить.

Танатос показал ему, надев их на себя, и, конечно же, теперь Танатос был закован в цепи, предназначенные для Сизифа, и Сизиф не собирался освобождать бога. Итак, Сизиф вернулся в свой дворец свободным человеком.

Арес приходит за Сизифом

Цепь Танатоса имела свои последствия, ведь без бога никто не умирал.
 
Некоторые рассказывают о том, как это сильно разозлило Ареса, греческого бога войны, ибо, если никто не погиб в бою, тогда не было смысла сражаться, и поэтому эти источники рассказывают о прибытии Ареса в Коринф, чтобы освободить Танатоса и поместить Сизифа еще раз сделать короля пленником Танатоса.
 
Однако в греческой мифологии Танатос был, строго говоря, богом мирной смерти, и поэтому вместо Ареса, пришедшего в Коринф, пришел Аид , поскольку Аид был обеспокоен отсутствием душ, добравшихся до Подземного мира.

Сизиф покидает подземный мир

Однако Сизиф был достаточно умен, чтобы понять, что заковывание Танатоса в цепи приведет других богов в Коринф, поэтому он задумал второй способ обмана смерти.
 
Сизиф сказал своей жене, какой жене не совсем ясно, но предположительно Меропе, что, когда он умрет, его не будут хоронить, и погребальные обряды не будут совершаться.
 
Танатос отвезет Сизифа в царство Аида, переправится через Ахерон без необходимости платить перевозчику Харону, и во дворце Аида Сизиф будет ожидать суда. Однако Сизиф не стал ждать, пока Судьи Мертвых примут свое решение, потому что Сизиф сразу же перешел к Персефона , и сказал богине, что ему должно быть позволено вернуться в Коринф, чтобы он мог отругать свою жену за отсутствие надлежащих похорон.
 
Персефона согласилась бы позволить Сизифу вернуться в Коринф, чтобы можно было провести надлежащие похороны, но когда тело и душа снова воссоединились, Сизиф не собирался ни организовывать собственные похороны, ни добровольно возвращаться в Подземный мир.

Вечное наказание Сизифа

Действия Сизифа только разозлили Зевса больше, чем он был вначале, и поэтому верховный бог послал своего любимого сына Гермеса, чтобы убедиться, что Сизиф снова вернулся в Подземный мир, и чтобы Сизиф остался там.


 
Гермес был психопомпом, как и Танатос, поэтому Сизиф снова оказался в Подземном мире, а Зевс придумал вечное наказание для царя Коринфа.
 
В наказание Сизифу бывший царь каждый день катил по крутому холму большой валун.

Сизиф — Тициан (1488-1576) — PD-art-100

Цель состояла в том, чтобы достичь вершины, ибо, достигнув вершины, наказание Сизифа закончилось, но каждый день, как только вершина холма была достигнута, валун выскальзывал из рук Сизифа. Валун катился прямо к основанию холма, и Сизифу пришлось снова приступить к своей работе на следующий день.

Сизиф — Антонио Занчи (1631-1722) — PD-art-100

Дополнительная литература

Содержание

Кто был тем смертным, что сковал смерть?

 

Стремление к вечной жизни всегда занимало мысли человечества. Стремление достичь этого было настолько сильным, что многие традиции, саги и мифологии были сосредоточены вокруг него. Примечательно, что одно из самых ранних литературных произведений, «Эпос о Гильгамеше», также основано на том же стремлении и надежде. Гильгамеш, предприимчивый герой, отправился в беспокойное путешествие, чтобы найти ключ к вечной жизни, в конце концов осознав, что его поиски неизбежно приведут к разочарованию. Но в греческой мифологии смертному по имени Сизиф удается обмануть смерть не раз, а дважды. Миф о Сизифе также нашел особое место в экзистенциалистской философии Альбера Камю.

 

Грехи Сизифа и наказание
Две крылатые фигуры (Гипнос и Танатос), поднимающие мертвое тело (Сарпедон), ок. 510–500 гг. до н. э., Британский музей, Лондон,

 

Сизиф был основателем и первым царем Коринфа, которого Гомер назвал «хитрейшим из людей» ( Илиада 6.153). Когда Танатос, греческий бог смерти, пришел за Сизифом, Сизиф попросил бога показать, как работают его наручники. Во время демонстрации смертный Сизиф смог заковать Танатоса в цепи и спасти человечество от гибели. Зевс, разгневанный тем, что смертные теперь перестали умирать, послал Ареса на землю, чтобы освободить Танатоса. Арес, как греческий бог войны и олицетворение ужасных аспектов жестокости и непредумышленного убийства, отлично подходил для выполнения этой обязанности.

 

Однако Сизиф не стал бы так легко отчаиваться. Зная, что смерть вернется, чтобы снова поймать его в ловушку, он дал своей жене Меропе подробные инструкции оставить его тело непогребенным после его смерти и запретил ей совершать какие-либо погребальные ритуалы. Когда он умер, он немедленно отправился к Аиду, богу подземного мира, и пожаловался, что его не похоронили должным образом. Аид даровал ему право вернуться на землю, чтобы наказать жену и устроить похороны. Вернувшись в Коринф, Сизиф воссоединился со своей женой, нарушил данное Аиду слово и снова прожил полную жизнь, прежде чем умереть во второй раз.

 

Сизиф в Одиссея
Сизиф в подземном мире, 510–500 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

 

В великой греческой эпической поэме « Одиссея » Гомер пишет о прославленном герое Одиссее, царе Итаки. Не имея возможности вернуться домой, Одиссей отправляется в подземный мир, чтобы посоветоваться со слепым поэтом по имени Тиресий, у которого хватило мудрости вернуть его домой. В преисподней Одиссей встретил грешника Сизифа. Возмущенный его обманом, Зевс наложил на Сизифа вечную кару. Он был приговорен столкнуть огромный валун на вершину холма в подземном мире. Как только валун достиг вершины, он покатился вниз. Сизифу пришлось начать свой долг заново, зная, что он на неопределенный срок связан с этой бесплодной задачей. Гомер ( Odyssey 595-600) очень подробно описывает страдания Сизифа:

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

«Я видел Сизифа в жестоких муках, стремящегося поднять обеими руками чудовищный камень.
Воистину, он упирался руками и ногами и швырял камень к гребню холма, но всякий раз, когда он собирался перебросить его через вершину, вес отбрасывал его обратно, а затем снова опускал на равнину. Приходите катить безжалостный камень. Но он снова напрягался и откидывал назад, и пот стекал с его членов, и пыль поднималась с головы».

 

Альбер Камю, Миф о Сизифе и абсурдизм
Альбер Камю, 1954 г., через Музей изящных искусств, Бостон

 

Образ Сизифа, катящего холм и скалу, нашел признание в массовой культуре и часто используется для описания непрекращающейся и навязчивой работы, известной как сизифова задача. Такие изображения уже давно обсуждаются и инициируют интерпретации от Гомера до Камю. Одно из лучших философских произведений Камю, «Миф о Сизифе» демонстрирует ярко выраженный оптимизм в отношении этой загадки и представляет собой значительный вклад в мир философии.

 

Один из существенных философских вопросов, несомненно, таков: в чем смысл нашего существования? Этот вопрос волновал Камю во многих его произведениях. По его словам, любые попытки ответить на него бесплодны. Человеческое существование характеризуется возможными страданиями и верной смертью. Тем не менее люди отказываются принимать свою судьбу и продолжают искать смысл. Камю обнаружил, что в этом поиске есть что-то удивительно абсурдное, и он уместно назвал это абсурдизмом. Мы ищем порядка и счастья в жизни, но вселенная отказывается их предоставить. Вытекающее из этого напряжение порождает Абсурдизм.

 

Ответ Сизифа на абсурд
Сизиф , сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс, ок. 1870 г., через Тейт, Лондон

 

Страдания Сизифа в Аиде вечны, а возложенный на него долг тщетен. Но его сила воли побуждает его беспрестанно сталкивать камень с холма, хотя он и признает бессмысленность своей работы. Камю понял, что абсурд может возникнуть только из этого признания, и поставил фундаментальный вопрос: как только мы сталкиваемся с реальностью того, что мир не рационален, что нам делать? Неужели мы все обречены, как Сизиф, продолжать спрашивать о смысле жизни только для того, чтобы обнаружить, что все наши возможные ответы неизбежно рушатся?

 

На самом деле ответ Сизифа на абсурд важнее для Камю, чем его вечное наказание. В Мифе о Сизифе он отмечает:

 

«Вижу того человека, тяжелого, но размеренного шага отступающего вниз к мучениям, которым он никогда не узнает конца. Этот час подобен передышке, которая возвращается так же неизбежно, как и его страдание, это час сознания. В каждый из тех моментов, когда он покидает высоты и постепенно опускается к логовам богов, он превосходит свою судьбу. Он сильнее своей скалы».

 

Сизиф как герой абсурда
Труды человека , Джордж Х. Сноуден, ок. 1935-1945, через Нью-Йоркскую публичную библиотеку

 

В романе Камю « Незнакомец» , главный герой признает абсурдность жизни своей знаменитой фразой: «Сегодня умерла мать. А может быть, это было вчера, я не знаю». Ответ не в отчаянии или смерти, а в ясном осознании абсурда. Это признание, утверждает Камю, может освободить нас. Мужество и ясность ума никогда не примут самообмана и иллюзий. Удовольствие заключается исключительно в уникальности существования.

 

Sisyphus , Антонио Занчи, c.1660-1665, через Маурицхёйс, Нидерланды

 

Сизиф полностью осознает суровость этого наказания и свою мучительную участь, спускаясь с холма за камнем. Иногда его сопровождает горе, а иногда и радость. Когда он толкает камень в гору, он настолько поглощен силой и концентрацией, которые необходимы, чтобы сдвинуть камень, что не может сосредоточиться на своей неудаче. Камю заявляет, что Сизиф — абсурдный герой, которым следует восхищаться за его упрямство и за то, что он не поддается отчаянию.

 

 «Он столько же своими страстями, сколько и своими мучениями. Его презрение к богам, его ненависть к смерти и его страсть к жизни принесли ему невыразимое наказание, в котором все существо устремлено к тому, чтобы ничего не достичь. Это цена, которую нужно заплатить за земные страсти».

 

Является ли счастье окончательным ответом на равнодушную вселенную и смерть?
XIII Быдгощский оперный фестиваль , автор Виктор Садовский, 2006 г. , через Google Arts & Culture

 

Жизнь может быть неприятна, несправедлива и коротка, и наслаждение ею при любой возможности может быть общепринятой реакцией по умолчанию. Но должно ли это быть нашим окончательным и самым знаменитым ответом?

 

Термин angst уже давно обсуждается наряду с концепцией абсурда. Angst, в своей пессимистической природе представляет собой крайнюю бессмысленность жизни. Это острое чувство философской тревоги о мире. Как и Камю, французский философ Жан-Поль Сартр считал, что страх следует не презирать, а принимать. Это единственная естественная реакция человека на безразличную вселенную. Осознание того, что испытал Сизиф, заслуживает похвалы. Angst напоминает о том, что нужно быть заземленным, а не лихорадочно гоняться за отвлечениями и потворствами, чтобы избежать встречи с реальностью, то есть с бессмысленностью жизни. Краткое определение Сартра относится к делу: мы просто существуем . Наше существование произошло по нашей воле. Мы просто оказались рожденными в этом мире, что делает angst неизбежным. Тем не менее, он пришел к выводу, что люди все еще в некоторой степени контролируют ситуацию и обладают свободой воли, которая возлагает на них ответственность за свой выбор. Нам не был дарован смысл жизни. Он зарабатывается нашими действиями, требующими большой ответственности.

 

Сизиф, Фридрих Ницше и абсурд 
Портрет Фридриха Ницше, 1882 г., Wikimedia Commons

 

Ответ Ницше на жизнь был подобен заявлениям Камю: жизнь лишена смысла; это иллюзия. Но в отличие от Камю, он считал, что люди могут придать этому смысл, приняв иллюзию. Камю цитирует Ницше: «Искусство и ничего, кроме искусства, у нас есть искусство, чтобы не умереть от правды». Искусство создает мечту и нереальность, но может ли оно дать нам приют? «Несмотря на высокую интенсивность, с которой эти реальности сновидений существуют для нас, — говорит Ницше, — у нас все еще остается остаточное ощущение, что они иллюзорны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *