Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции : Адонис
56
АДОНИС
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса 1. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось
1 Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит «господин».
Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у которых был миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, — умирающем и каждую весну воскресающем боге.57
с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.
Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.
Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы всегда сохранялась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты, Адонис.
Подготовлено по изданию:
Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.
Миф об Адонисе — SAVUZ
Содержание
Мифы, легенды растения Адонис весенний (Горицвет)
Как и большинство лекарственных растений Адонис (Горицвет) весенний имеет свою историю о которой мы постараемся рассказать Вам на наших страницах.
Все мифы и легенды обычно связаны с названиями растения, внешним видом, порой года когда он зацветает или с местами обитания.
По этой причине рекомендуем вам сперва ознакомиться с разделами Описание и Фото Адониса, из которых можно взять достаточно информации и визуального представления о растении для более полного понятия истории, мифов и легенд.
История Адониса (Горицвета).Что касается истории растения, можно сказать, что это лекарственное растение было известно с древних времен, так как существуют (приведены ниже) мифы и легенды о нём.
На Руси Адонис упоминается уже в XVI-XVII веках, правда больше как народное лекарственное средство.
В те времена применялись настои и отвары из корней и травы Адониса (Горицвета), при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях почек, так же как успокаивающее при нервных срывах.
Научная медицина занялась изучением Горицвета весеннего во второй половине XIX века. Тогда появляются первые статьи о применении растения в народной медицине с описанием эффективности действия травы растения при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.
Так к концу XIX века уже были проведены серьёзные научные исследования, появились первые препараты на его основе, которые применяются до сих пор при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Как и предполагалось Адонис способен усиливать сокращение сердечной мышцы и замедлять её ритм, а так же оказывать успокаивающее действие на центральную нервную систему.
Один из мифов появления растения связан с финикийским богом солнца “Адонисом”. Финикийское божество связано с лекарственным растением благодаря своему раннему появлению, так как согласно мифу, бог солнца “Адонис” каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Легенды о Адонисе (Горицвете).Пожалуй самая известная легенда пришла к нам из Древней Греции, где по этой легенде создавались скульптурные и живописные произведения. Согласно легенды, богиня любви Афродита за не почитание её женой кипрского царя Кинира, внушила её дочери Мирре влечение к собственному отцу.
Спустя время, не подозревая сам того, что имеет дело с собственной дочерью, царь Кинир вступает в запретную связь, после чего узнаёт правду и в гневе проклинает дочь. Боги проявив сочувствие к дочери царя и превратили её в мирровое дерево, с вечно сочащимся из трещин коры ствола ароматным соком.
Через какое то время из трещины дерева родился ребенок неописуемой красоты, которого назвали Адонисом. Узнав о появлении младенца Афродита укладывает его в ларец и отправляет на воспитание жене бога подземного царства Аида – Персефоне, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернётся к ней. Когда Адонис вырос, по красоте ему не было равных ни среди смертных ни среди богов.
Вырастив Адониса, царица подземного царства не захотела с ним расставаться, в то время как Афродита настойчиво хотела вернуть его себе. По легенде этот спор решает Зевс, который определяет, что одну половину года Адонис проводит в царстве мертвых у Персифоны, вторую половину года у Афродиты. Проводя все своё время с Афродитой юный Адонис становится её спутником и возлюбленным.
Счастливая Афродита с Адонисом постоянно охотились на разных мелких зверей в лесах и горах Кипра, избегая крупных животных. Богиня охоты Артемида так же влюбилась в Адониса, но видя что ей предпочли Афродиту наслала на него свирепого кабана. В отсутствии Афродиты собаки Адониса почуяли след крупного кабана и он с радостью пустился за добычей.
Загнав добычу в угол Адонис был готов пронзить кабана копьём, но тот резко кинувшись на Адониса смертельно ранив юношу своими клыками. От страшной раны юный Адонис погибает (По другим легендам роль свирепого вепря отводится ревнивому мужу Афродиты – Аресу).
Узнав о своей страшной потере Афродита отправилась на поиски своего возлюбленного. Бродя по лесам и горам она не замечала как острые камни и колючки ранили её нежные ноги, из ран которых капали капли крови Афродиты. На месте капель крови Афродиты на земле вырастали нежные алые розы.
По легенде, найдя своего возлюбленного богиня любви его долго оплакивала, вся окружающая природа оплакивала потерю вместе с неё. В память о своём возлюбленном Афродита вырастила из его крови прелестный цветок, который распускался каждую весну, в то время когда Адонис возвращался к ней из подземного царства.
Видя страдания богини Афродиты Зевс пожалел её и велел Аиду отпускать на пол года Адониса из царства мертвых на землю. С тех пор, с приходом Адониса на землю к солнцу, вся природа оживает и первым на опушках и склонах появляется ярко-желтый цветок, названный в его честь.
Легенда об Адонисе наиболее полно изложена в «Метаморфозах» Овидия.
Дополнительная информация о растении Адонисстраница ozonit.
ru;
Энциклопедия лекарственных растений;
Информация о растении Адонис;
История, мифы, легенды о рстении Адонис;
Описание растения Адонис весенний;
Сбор, сушка и хранение растения Адонис;
Свойства растения Адонис;
Состав растения Адонис;
Применение растения Адонис;
Противопоказания растения Адонис;
Выращивание растения Адонис
Фотографии растения Адониса.
Поделитесь с друзьями статьёй! |
Источник: https://ozonit.ru/elr/adonis/adonis_istoriya.php
Адонис и афродита
Охота Адониса. — Смерть Адониса. — Праздники в честь Адониса. — Богини Хариты — три Грации.
Охота Адониса
Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.
Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.
Гибель Адониса на охоте от удара вепря. Рисунок по барельефу на древнеримском саркофаге. Изображены различные эпизоды мифа об Адонисе. |
Смерть Адониса
Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.
Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.
Венера и Адонис. Петер Пауль Рубенс. Холст, масло, 1630-е гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. |
Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.
Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.
Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.
Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.
Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.
Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.
Букет анемонов. Одилон Редон, фрагмент картины. |
В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.
Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.
Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.
Миф об Адонисе, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.
Праздники в честь Адониса
Смерть Адониса. Джузеппе Маццуоли, мрамор, 1709 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.{ (Creative Commons license): basykes} |
Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.
В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.
В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.
Богини Хариты — три Грации
На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии — Грации) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.
«Напрасно доискивался я, — говорит древнегреческий автор Павсаний, — какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».
Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.
На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.
Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.
Три Грации (богини Хариты), пляшущие в хороводе. Римская статуя с греческого оригинала, II в. от Р.Х., Лувр.{ (Creative Commons license): celesteh |
Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.
Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.
Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.
Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.
Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.
Имена богинь Харит обыкновенно — Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).
Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.
© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.
Источник: https://zaumnik.ru/mifologija/adonis-afrodita.html
Бог Адонис в древнегреческой мифологии. Адонис и Афродита
С древнейших времен люди почитали вечно возрождающееся после зимних холодов божество. Первым примером может служить бог шумеров, Таммуз.
После того, как их место в Междуречье заняли аккадцы, то они присвоили себе все религиозные представления шумеров. Они также с плачем и стенаниями встречали смерть пастуха Таммуза, который был женихом и возлюбленным богини Инанны, а позже – Астарты.
Затем культ плодородия попал в мифологию египтян и через Крит – к эллинам. Они заменили Астарту на Афродиту.
Рождение Адониса
Появление на свет прелестного младенца было связано со скандальной историей. Кипром правил мудрый и справедливый царь Кинир. Его жена хвастливо заявляла, что их дочь прекрасней Афродиты. Девушка Мирра не хотела почитать Афродиту. Богиня придумала, как злобно можно отомстить негоднице: она внушила ей страсть к собственному отцу. Ночью кормилица ввела Мирру в царские покои.
Под покровом темноты царь Кинир, напоённый вином, не узнал дочь, и она зачала от него сына. Утром, увидев, с кем он провёл ночь, полную страсти, царь разгневался и, прокляв, решил её убить. Но боги в этот раз были милосердны. Афродита раскаялась и дала возможность Мирре убежать. Она превратили деву в мирровое дерево. В нем под кроной в стволе вырос младенец.
Отец в ярости рассек ствол мечом, и из него выпал младенец. Так появился на свет Адонис. С самого младенчества он был прекрасен. Афродита положила его в ларец и передала хозяйке подземного царства – Персефоне. Вот тут и возникает вопрос: Адонис – бог или не бог? Судя по его происхождению, он был просто человеком. Персефона вырастила и воспитала мальчика.
Прекрасный юноша стал её тайным возлюбленным.
Миф об Адонисе эллины заимствовали у финикийцев и египтян. Его имя переводится как «владыка» или «господин». В малой Азии и Египте Адонис – бог умирающей и воскрешающейся природы. В Элладе в честь прекрасного юноши, который не был богом, три дня летом проводились праздники. Погибнув и потом ожив, он воскрешал природу.
Для эллинов расцвет всего живого на земле был большим торжеством, и для них Адонис – бог наступившей лучшей поры года. Культ полубога особенно пышно отмечался в Афинах и Александрии. В Библе в первый день в траурных одеждах все оплакивали его гибель и смерть всех растений. Затем гимнами и радостными песнями встречали его возвращение на землю.
В Афинах и Александрии порядок бы прямо противоположный: в первый день справлялась свадьба Адониса и Афродиты – символ расцвета жизни. Следующий день был траурным. Повсюду выставлялись горшочки и плошки с заранее выращенными пшеницей, латуком, анисом, и их бросали в воду, где они гибли. В Египте, в Александрии торжества происходили наиболее пышно.
Статуи Афродиты и Адониса укладывали на пурпурные ложа и окружали их «садами Адониса», беседками, увитыми зеленью, плодами, амфорами с мёдом и маслом, пирожками, изображениями животных. Певцы и певицы пели гимны, в которых просили вернуть Адониса в будущем году. На другой день женщины, распустив от горя волосы, оплакивали потерю и надеялись на его возвращение.
Так были соединены горе и надежда, а судьба Адониса стала символом бессмертия души. Таков был Адонис в древнегреческой мифологии.
030. Миф об Адонисе. (диктор Алипов Ерлан)» src=»https://www.youtube.com/embed/cNqPB2loDrs?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Прекраснейшая из прекрасных богинь родилась около острова Кифера из капли крови Урана, которая образовала снежно-белую пену. Из неё вышла Афродита, и ветром её занесло на Кипр. На нем она появилась из голубых волн моря, и ее встретили Оры – богини времён года. Красавица стала женой Гефеста.
Мастер на все руки сделал для супруги магический пояс. Муж заключил в него всевозможные обольщения: желание, любовь, слова искушения и соблазна, ослепление и самообман. В нее влюблялись боги и простые смертные. С Гефестом, которому Афродита изменяла направо и налево, её развели боги, и она стала женой Ареса.
Но это не помешало пылкой страсти, которую Афродита испытала к прекрасному юноше.
Возвращение юноши на поверхность земли
Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис – бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала.
Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами.
Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть – Афродите и последняя часть – самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение.
Жизнь Адониса на земле
Нежная, вечно юная, синеглазая, с длинными волнистыми золотыми волосами и венком из благовонных цветов, с кожей, отливающей перламутром, окруженная Орами и Харитами – такова была богиня неба, моря, любви, красоты и плодородия. Все свое время она проводила на Олимпе, изредка спускаясь на землю. Там её сопровождали прелестные певчие птицы, а дикие звери ласкались к ней, и после каждого её шага вырастали диковинные цветы.
Чтобы крепче привязать к себе юношу, который был прекрасней многих богов, небожительница никогда не забывала надевать свой пояс. Адонис и Афродита проводили всё время на земле вместе.
Нежная девушка, забыв о палящем солнце, участвовала в охоте, которой пламенно любил развлекаться молодой красавец. Возлюбленная бога Адониса умоляла его не охотиться на огромных диких вепрей, медведей и львов, которые могут убить человека, а забавляться добычей уток, зайцев, косуль.
В цветущих кущах на земле Персефона была забыта. Существовала только Афродита – вот кого любил бог Адонис.
Смерть юноши
Боги, которые домогались Афродиты, но были отвергнуты ею, с завистью смотрели на эту любовь и обо всём рассказали мужу Аресу. Он пришёл в ярость решил отомстить. Однажды Адонис выехал на охоту один. Его собаки подняли из логова огромного мощного кабана, который весил примерно 200 кг.
Возможно, сам Арес превратился в грозного вепря или забытая всеми Персефона, или разгневанная владычица всех зверей Диана. Именно такие версии предлагают мифы.
А сам Адонис, слыша яростный заливистый лай своры собак, был полон азарта и забыл наставления своей возлюбленной. Псы вцепились в толстую шкуру вепря и удерживали его изо всех сил. Юноша прицелился копьём, но промедлил. Кабан сбросил себя собак и ринулся на охотника. Клыком он пробил артерию на бедре. Упав с коня на землю, несчастный моментально истёк кровью и погиб.
Поиски Афродиты
Когда богиня узнала о гибели возлюбленного, то она по горам, рощам и кустам, обливаясь слезами, бросилась на поиски Адониса. Каждая ранка на её ножке кровоточила. Там, где падала её кровь, сразу вырастала алая роза – символ немеркнущей любви. Она нашла его в зарослях дикого лука – латука.
С той поры он всегда вызывает слезы у тех, кто к нему прикоснулся. Из крови своего любимого при помощи нектара Афродита вырастила анемон с нежнейшими лепестками. Ветер срывает их так же легко, как оборвалась жизнь Адониса. На острове Крит богиня посадила гранат, цветы которого нежны, а сок плодов похож на кровь.
Она хотела лишить себя ненужной теперь жизни и бросилась со скалы в море. Но боги бессмертны. Афродита осталась жива. Видя безутешное горе Афродиты, Зевс повелел Аиду и Персефоне отпускать каждую весну до осени Адониса на землю.
Когда он возвращается из царства теней, то природа начинает оживать и ликовать: все бурно растет, цветёт и плодоносит.
Сын Адониса и Афродиты
По одной из версий мифа, у влюбленных родился сын – Эрот. Это бог любви. Он умеет принести счастье или горе, как захочет. Никто не может избежать его метких стрел. Шаловливый малыш развлекается, пуская их в цель, и радостно смеётся.
Его стрелы несут счастливую или несчастную безответную любовь, с муками и страданиями. Зевс знал об этом и хотел, чтобы внука лишили жизни сразу, как только он родился. Но Афродита спрятала малыша в дебри леса. Там его вскормили молоком две грозные львицы.
Эрот вырос, и есть теперь любовь на земле, то горькая и отчаянная, то полная счастья.
Память об Адонисе
Женщины по всей земле увлекаются выращиванием цветов в горшках. Многие теперь даже не знают, что поклоняются при этом любви прекрасной божественной пары.
Так Адонис, бог Древней Греции, жив на наших окошках в самые холодные и лютые зимы.
Цветы дома радуют нас с осени до весны, а потом их часто переносят на балконы или на дачи, где они буйно цветут, напоминая о вечной любви Адониса и бессмертной богини Афродиты.
Источник: https://FB.ru/article/355586/bog-adonis-v-drevnegrecheskoy-mifologii-adonis-i-afrodita
Adonis – Mythopedia
Греческий смертныйАви КапахПоследнее обновление: 11 марта 2023 г.
Адонис Софи Руд (19 век).
Wikimedia CommonsPublic DomainОбзор
Адонис, сын восточного царя Кинираса и его дочери Мирры, был исключительно красивым молодым человеком. На самом деле он был так красив, что богини Афродита и Персефона соперничали за его любовь. Хотя в конечном итоге они были вынуждены разделить молодого человека, Адонис благоволил к Афродите и был известен как ее любовник.
Адонис также был опытным охотником. Однажды во время охоты он был убит вепрем (иногда говорят, что это был переодетый бог Арес, еще один любовник Афродиты и, следовательно, соперник Адониса). Афродита очень оплакивала смерть Адониса; она почтила его память, создав анемона из его крови и устроив щедрые фестивали в его честь.
Этимология
Имя «Адонис» (греч. Ἄδωνις, транслит. Adōnis ) происходит от семитского слова ʼadōn , что означает «господин». [1] Эта этимология отражает мифическую связь Адониса с Ближним Востоком.
Произношение
Атрибуты и иконография
Адонис был наиболее известен своей физической красотой. На самом деле он был так красив, что завоевал любовь Афродиты, богини любви и секса.
Адонис также был связан с плодородием и растительностью, и, несмотря на его смертное происхождение, древние греки широко почитали его как бога. Поскольку его мать Мирра была оригинальным мирровым деревом, Адонис тесно ассоциировался с миррой, а также с анемоном, миртом и розой.
Адонис работы Бертеля Торвальдсена (19 век). Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания.
Stefano BologniniCC BY-SA 3.0В древнем искусстве Адонис изображался красивым юношей, часто в компании Афродиты или других женских фигур. [2]
Семья
Согласно общепринятой традиции, Адонис был продуктом кровосмесительной связи между Кинирасом, восточным царем, и его дочерью по имени Мирра или Смирна. [3] Но в других традициях родителей Адониса по-разному называют Фениксом и Альфезибоеной, [4] Феей и Смирной, [5] или Кинирасом и Метарме. [6]
Генеалогическое древо
Мифология
Происхождение
По мнению большинства авторитетных источников, миф об Адонисе возник, когда принцесса Мирра (иногда называемая Смирной) оскорбила богиню Афродиту. Чтобы наказать девушку, Афродита заставила ее влюбиться в собственного отца, царя Кинира.
Мирра с помощью рабыни смогла пробраться в постель своего отца и переспать с ним так, что он не понял, кто она такая. Но когда Кинира узнал, что сделала его дочь, он был в такой ярости, что намеревался убить ее. Мирра бежала. Опасаясь, что ее поймают, она умоляла богов сделать ее невидимой, и они согласились, превратив ее в дерево — первое мирровое дерево.
Но Мирра забеременела от своего отца. Прошло девять месяцев, и у Мирры — теперь уже дерева — начались роды:
Ребенок, рожденный виной, рос, пока дерево
росло, и теперь пытался найти
способ безопасного рождения. Ствол дерева набухал
и стягивался к Мирре, которая, не в силах
выразить свою муку, не могла призвать
Люсину обычными словами мук.
Но тогда, как женщина в великой боли,
дерево наклоняется и, стонет,
орошает себя падающими слезами. Люсина стояла
из сострадания возле стонущих ветвей возложила на них
руки и произнесла заклинания, чтобы помочь
затрудненному рождению. Тогда дерево треснуло,
кора разорвалась на части, и оно дало
свой живой вес, плачущего младенца.
Наяды положили его на мягкие листья, и
помазали его слезами его собственной матери.
Так родился Адонис. [16]
Рождение Адониса , приписывается Марко Антонио Франческини (1677–1678). Музеи Нарбонны, Нарбонна, Франция.
Wikimedia CommonsPublic DomainНоворожденный вскоре был обнаружен Афродитой, которая передала его на хранение Персефоне. Но когда Персефона увидела, как прекрасен Адонис, она отказалась вернуть его. В конце концов богини попросили Зевса рассудить их дело; он постановил, что Адонис будет проводить часть года с Афродитой, а другую часть с Персефоной (в зависимости от версии, Адонис проводил либо полгода с каждой богиней, либо одну треть года с каждой богиней, а еще треть — как он порадовал). [17]
Смерть
Адонис превратился в красивого молодого человека — настолько красивого, что Афродита влюбилась в него (как и Персефона в некоторых традициях). Какое-то время Адонис наслаждался обществом своего божественного возлюбленного в совершенном блаженстве. Но однажды во время охоты Адониса забодал и убил вепрь.
Венера и Адонис Тициана (1550-е гг.).
Метрополитен-музей Public DomainНекоторые источники утверждают, что вепрь, убивший Адониса, был послан богом, хотя точная личность этого бога различается: в некоторых традициях вепрь на самом деле был Аресом, другим любовником Афродиты, который был ревнив Адониса; [18] по другим данным, вепрь был Аполлоном, пожелавшим наказать Афродиту за то, что она ослепила своего сына Эриманта; [19] в третьей версии вепрь был подослан Артемидой, пожелавшей убить любовника Афродиты в отместку за роль Афродиты в убийстве ее возлюбленного Ипполита. [20]
Афродита была опустошена, когда нашла Адониса раненым и истекающим кровью. Сцена была запечатлена Бионом Смирнским, поэтом первого века до н. э.:
Прекрасный Адонис лежит низко в горах, его бедро пронзено бивнем, белое с белым, и Сиприда очень досадует на тихое дыхание его; ибо красная кровь стекает по его белоснежной плоти, а глаза под бровями тускнеют; роза отрывается от его губ, и поцелуй, которого Киприда больше никогда не повторит, умирает на нем и исчезает. Киприда достаточно довольна поцелуем мертвых; но Адонис, он не знает, что она поцеловала его. [21]
Когда Афродита оплакивала своего умершего возлюбленного, она создала анемона из его крови. Она также почтила его праздником в память о его смерти.
Смерть Адониса Жан-Батист Натье (1718).
Wikimedia CommonsPublic DomainВ некоторых традициях, однако, Афродита смогла еще раз заключить сделку с Персефоной, королевой Подземного мира и ее давней соперницей Адониса. На этот раз Адонис будет проводить часть каждого года среди других мертвых в Подземном мире, а другую часть с Афродитой в мире живых. [22]
Другие мифы, другие любовники
Часто говорят, что у красавца Адониса, кроме Афродиты, были и другие любовники, большинство из которых божественные. Одни говорили, что он был гомосексуальным любовником бога Аполлона и героя Геракла, а другие говорили, что его увел Дионис.
В другой, довольно своеобразной версии мифа об Адонисе, сохранившейся в комментарии Сервия к Эклогам Вергилия , смерть Адониса наступила из-за его невольной связи с девственной Эриномой. Непоколебимое целомудрие Эриномы принесло ей любовь богинь-девственниц Афины и Артемиды и ненависть чувственной Афродиты. Афродита надеялась соблазнить Эриному и разрушить ее целомудрие, и поэтому она заставила сначала Зевса, а затем Адониса влюбиться в нее.
Однако ни одному из этих знаменитых соблазнителей не удалось завоевать расположение девушки. В конце концов, расстроенный Адонис изнасиловал Эриному. Артемида пожалела девушку и превратила ее в курицу. Тем временем Зевс обнаружил, что Адонис нарушил его любовный интерес и убил его молнией.
В этот момент никто не был счастлив: Афина и Артемида сожалели о своей роли в том, что случилось с Эриномой, Зевс чувствовал себя рогоносцем, а Афродита оплакивала Адониса. В конце концов, было достигнуто полуудовлетворительное (хотя и порочное) решение: Адонис был возвращен к жизни, Эринома была возвращена в свою человеческую форму, и им было позволено жить вместе как мужу и жене. В конце концов у них родился ребенок по имени Талеус. [23]
Поклонение
Праздники и/или праздники
Праздники Адониса, обычно называемые «Адония», были обычным явлением во всем греческом мире. Во многих городах, включая Афины, Аргос и Александрию, праздновали Адонию. ежегодно. Самым отличительным аспектом фестиваля стала посадка «Садов Адониса». Женщины сажали различные семена зерна и овощей в корзины или горшки; затем они поставили эти корзины на палящее солнце, чтобы они проросли, засохли и умерли. Как только семена умерли, женщины бросили свои Сады Адониса в водоем, все время оплакивая смерть Адониса. [26]
Некоторые праздники Адониса предположительно были более диковинными. В том, что могло быть или не быть сатирическим произведением, Лукиан описал Адонию, праздновавшуюся в финикийском городе Библос, утверждая, что она включала в себя странные таинственные обряды, бритье головы и ритуальную проституцию. [27]
Храмы
Было несколько храмов, святилищ и святилищ, посвященных Адонису (или Адонису и Афродите). Павсаний, писатель-путешественник II века н. э., описывает такие храмы в Аргосе 9.0023 [28] и кипрский город Аматус. [29] Современные археологи также раскопали храмы Адониса в Сирии и Ливане.
Поп-культура
Адонис не фигурирует в современных адаптациях греческой мифологии. Но его имя (а точнее, его знаменитая внешность) до сих пор иногда упоминается в современной поп-культуре. Например, «Пояс Адониса» относится к V-образной мышце, идущей от тазовых костей к тазу: наличие видимого Пояса Адониса широко упоминается как признак пикового физического совершенства, особенно у мужчин.
Красивый Адонис также имеет долгую историю в изобразительном искусстве и получил новую жизнь от таких художников, как Тициан, Питер Пауль Рубенс и Роберт Грант.
Ссылки
Примечания
См. Walter Burkert, Greek Religion (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985), 176–77; Мартин Л. Уэст, Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах (Оксфорд: Clarendon Press, 1997), 57; Robert S.P. Beekes, Этимологический словарь греческого языка (Leiden: Brill, 2009), 23. 1: 222–29.
↩Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Плутарх, Параллельные истории 22; Hyginus, Fabulae 58, 271; Фульгентиус, Мифологии 3.8; Сервий к эклогам Вергилия 10.18; Сервий на Вергилия Энеида 5.72; схолия на Феокрита Идиллия 1.107; др.
↩Гесиод, Каталог Женщин фраг. 139 М-Вт.
↩Панясис, Ионика фраг. 25; Антонин Либералис, Метаморфозы 34.
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.3. В этой генеалогии нет инцеста; Аполлодор пишет, что Метарме была дочерью не Киниры, а Пигмалиона.
↩Овидий, Метаморфозы 10.298ff; Аполлодор, Библиотека 3.14.3; Сервий к эклогам Вергилия 10.18; др.
↩Паньясис, Ионика фраг. 25; Hyginus, Fabulae 58, 271; и т.д.
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.3.
↩Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Птолемея Гефестиона Новая история .
↩Фанокл, фраг. 3 Пауэлл.
↩Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Птолемея Гефестиона Новая история .
↩Схолия Аполлония Родосского Аргонавтика 1.9, 32.
↩Схолия Феокрита Идиллия 15.100.
↩Nonnus, Dionysiaca 42.1ff.
↩Овидий, Метаморфозы 10. 503–14, пер. Брукс Мор.
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.4; Гигинус, Астрономика 2.7.
↩Сервий к Вергилию Эклоги 10.18; Nonnus, Dionysiaca 42.1ff.
↩Фотий, Библиотека 190 (со ссылкой на Птолемея Гефестиона).
↩Аполлодор, Библиотека 3.14.4.
↩Бион Смирнский, Плач по Адонису 8–15, пер. Дж. М. Эдмондс.
↩Орфический гимн 55.
↩Сервий к Вергилию Эклоги 10.18.
↩См. Walter Burkert, Structure and Religion in Greek Mythology and Ritual (Berkeley: University of California Press, 1979), 105–11; Уолтер Беркерт, Греческая религия (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1985), 176–77; Мартин Л. Уэст, Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах (Оксфорд: Clarendon Press, 1997), 57; и т. д.
↩Таким образом, Адонис является одним из прототипов «умирающего и воскресающего бога», наиболее широко обсуждаемого в книге Джеймса Дж. Фрейзера «Золотая ветвь: исследование магии и религии» (Лондон: Macmillan , 1890).
↩Аристофан, Лисистрата 387ff; Менандр, Самия 45; Платон, Федр 276b; Феокрит, Идиллия 15.113ff; Плутарх, Жизнь Алкивиада 18.2–3, Жизнь Никия 13,7; и т.д.
↩укиан, О сирийской богине 6.
↩Павсаний, Описание Греции 2.20.6.
↩Павсаний, Описание Греции 9.41.2.
↩
Первоисточники
Греческий
Сапфо: самое раннее упоминание об Адонисе происходит из фрагментарного стихотворения Сапфо седьмого/шестого века до н. оплакивать Адониса на его ежегодном фестивале.
Феокрит: Идиллия 15 (третий век до н. э.) происходит на фестивале Адония в Александрии.
Орфические гимны : Орфические гимны 55 (с третьего века до н. э. по второй век н. э.) посвящен Адонису.
Бион Смирнский: Плач по Адонису — это поэма I века до н. э., описывающая страстный траур Афродиты по умершему Адонису.
Плутарх: Миф о рождении Адониса изложен в одном из Параллельные истории (первый век н.э.).
Аполлодор: Миф об Адонисе (и некоторые его варианты) кратко изложен в Библиотеке , мифологическом справочнике первого века до нашей эры или первых нескольких веков нашей эры.
Лукан: В одном из диалогов богов (второй век н.э.) Афродита и Селена обсуждают свои дела с Адонисом и Эндимионом соответственно.
Антонин Либералис: Миф об Адонисе кратко изложен в Метаморфозы (второй или третий век н.э.).
Ноннус: упоминания об Адонисе и обстоятельствах его смерти есть в Книге 42 огромного эпоса Dionysiaca (пятый век н. э.).
Роман
Овидий: Вероятно, наиболее подробный древний пересказ мифа об Адонисе можно найти в Книге 10 Метаморфоз (ок. 8 г. н.э.).
Гигинус: в 9-й главе есть упоминания об Адонисе.0005 Astronomica и Fabulae (первый или второй век н.э.).
Фульгентиус: Миф об Адонисе кратко изложен в Mythologies , мифологическом справочнике пятого или шестого века нашей эры.
Вторичные источники
Боди, Герхард. «Адонис». В New Pauly Brill под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx.doi.org/10.1163/1574-9.347_bnp_e103780.
Беркерт, Уолтер. Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1985.
Беркерт, Уолтер. Структура и религия в греческой мифологии и ритуалах . Беркли: University of California Press, 1979.
Детьен, Марсель. Сады Адониса: специи в греческой мифологии . Перевод Джанет Ллойд. Sussex: Harvester Press, 1977.
Фрейзер, Джеймс Г. Золотая ветвь: изучение магии и религии . Лондон: Macmillan, 1890.
Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Лондон: Penguin, 1955.
Кереньи, Кароли. Греческие герои . Лондон: Темза и Гудзон, 1974.
Пиренн-Дельфорж, В., и Андре Мотте. «Адонис». В The Oxford Classical Dictionary , 4-е изд., под редакцией Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу, 12. Oxford: Oxford University Press, 2012.
Рид, Джей. D. «Сексуальность Адониса». Классическая древность 14 (1995): 317–47. https://doi.org/10.2307/25011025.
Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.
Серве-Сойез, Бриджит. «Адонис». In Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , том. 1, 222–29. Цюрих: Артемида, 1981.
Смит, Уильям. «Адонис». В Словаре греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 20 августа 2021 года. 1.
Уэст, Мартин Л. Восточная сторона Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах . Oxford: Clarendon Press, 1997.
Citation
Капач, Ави. «Адонис». Mythopedia , 11 марта 2023 г. https://mythopedia.com/topics/adonis.
Капач, Ави. «Адонис». Mythopedia , 11 марта 2023 г. https://mythopedia.com/topics/adonis. По состоянию на 18 апреля 2023 г.
Капач, А. (2023, 11 марта). Адонис . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/adonis
Авторы
Адонис — Энциклопедия Нового Света
Адонис. Мрамор, античный торс, отреставрированный и завершенный Дюкенуа (Лувр)
В греческой мифологии Адонис был смертным мужчиной невероятной красоты и полиамурным любовником. Рассматриваемый как архетипическая фигура жизни-смерти-возрождения, Адонис был тесно связан с временами года и стал известен в греческой религии как вечно юное, ежегодно обновляющееся божество растительности.
Мифы об Адонисе множились среди древних греков, и он был известен как своей привлекательностью, так и тщеславием. Говорят, что Адонис родился в результате кровосмесительных отношений и имел много сексуальных партнеров. Развитие культовых ритуалов, окружающих его, таких как праздник Адонии в середине лета, включало посвящение молодых девушек Адонису для воспроизведения ритуалов обновления.
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Мифология
- 3 Поклонение
- 4 Влияние
- 5 Примечания
- 6 Каталожные номера
- 7 кредитов
Несмотря на его естественную человеческую смертность, говорят, что Адонис был воскрешен Зевсом после его земной смерти. Таким образом, понятия смерти и воскресения связаны с мифом об Адонисе, который предвосхитил центральную роль воскресения в религии христианства.
Этимология
Имя Адонис имеет семитское происхождение и является вариацией финикийского Адон , означающего «Господь». Теоним Адонис также имеет поразительное сходство с Адонай, , одним из имен, используемых для обозначения Яхве, единственного Бога древних израильтян.
Различные древние ближневосточные боги, такие как вавилонский Таммуз и шумерский Думузи , как и Адонис, были сексуальными компаньонами богинь, и оба умерли ужасной смертью от увечий. Адонис также имеет некоторое сходство с египетским 9.0005 Осирис , другое божество плодородия, а также этрусский Атунис и фригийский Аттис — оба божества возрождения и растительности. Культовая практика указывает на то, что Адонис был особенно сильно основан на Таммузе , по которому женщины сидели и плакали, часто сидя на крышах и сажая растения в память о боге. Этот ритуал оплакивания напоминает тот, который совершали гречанки на празднике Адония (см. ниже).
Мифология
Афродита и Адонис, аттический краснофигурный лекиф в форме арибалла работы Эйсона, ок. 410 г. до н. э. , Лувр.
Существуют различные версии рождения Адониса. Например, в Bibliothek ( The Library ) Адонис считается сыном Кинираса, Пафоса на Кипре, и Метарме. Однако также отмечается, что Гесиод заявил, что Адонис был сыном Феникса и Алфесибеи, а Паньясис сказал, что он был сыном Тиаса, царя Ассирии. [1] Наиболее распространенная версия состоит в том, что Афродита подстрекала Смирну (Мирру) к кровосмешению со своим отцом, Фея, царем Сирии. Медсестра Мирры помогла с планом, и Мирра соединилась со своим отцом в темноте. Когда Фейас наконец обнаружил этот обман с помощью масляной лампы, он пришел в ярость, преследуя свою дочь с ножом. Мирра бежала от отца, и Афродита превратила ее в мирровое дерево. Когда Фейас пустил стрелу в дерево — или, согласно другому рассказу, когда вепрь использовал свои клыки, чтобы разодрать кору дерева, — из дерева родился Адонис. Этот миф соответствует природе Адониса как бога растительности и предполагает его происхождение из жарких чужих пустынных земель, где росло мирровое дерево, поскольку оно не было найдено в Древней Греции.
Адонис был прекрасным младенцем, настолько красивым, что Афродита поместила его в закрытый сундук, который она передала для безопасности Персефоне, царице подземного мира. Персефона тоже была очарована его неземной красотой и влюбилась в юношу, отказавшись вернуть его Афродите. Между Афродитой и Персефоной завязался спор, закончившийся обращением к Зевсу, небесному монарху (или Каллиопе в других версиях). Зевс постановил, что Адонис должен проводить четыре месяца в году с Афродитой, четыре месяца с Персефоной и четыре месяца с самим собой. Таким образом, миф об Адонисе дал древним грекам объяснение смены времен года. Афродита все еще была недовольна, и с помощью своей подруги Елены она в конце концов соблазнила Адониса, чтобы он провел с ней четыре месяца, которые были в его распоряжении.
Смерть Адониса, с картины Луки Джордано.
Знаете ли вы?
В греческой мифологии Адонис был воскрешен Зевсом после его преждевременной земной смерти.
Адонис стал заядлым охотником и был убит во время охоты диким кабаном. Этого вепря послала Персефона, которая была в ярости от попыток Афродиты получить больше времени с Адонисом. Альтернативные рассказы утверждают, что кабан был послан либо Артемидой (в отместку за соучастие Афродиты в смерти ее возлюбленного Ипполита), либо любовником Афродиты, Аресом, который сильно завидовал ее свиданиям с Адонисом. После этого Афродита лихорадочно оплакивала, умоляя Зевса о возобновлении жизни ее возлюбленного. Зевс был покорен мольбами Афродиты и в конце концов воскресил Адониса, позволив ему проводить половину каждого года с ней, а другую половину в подземном мире. Таким образом, Адонис связан с идеей смерти и воскресения, что соответствует увяданию лета по мере приближения зимы и его возможному возрождению весной. Кроме того, сопоставление между рождением Адониса от миррового дерева, пряность которого использовалась греками как афродизиак, и его смертью на поле салата, овоща, символизирующего бессилие, предполагает, что Адонис символизирует незрелую и чрезмерную сексуальность. Таким образом, он противостоит Деметре, богине брака и земледелия, которая представляет собой пример более умеренной сексуальности, контролируемой основанием для брака.
Поклонение
Адонис праздновался во время ежегодного фестиваля Адонии, проводившегося в Библосе и других местах в самый теплый период лета, когда восходил Сириус, Звезда Пса. Фестиваль, кажется, отмечался в основном женщинами. Во время этого фестиваля проститутки разбивали «сады Адониса» на крышах своих домов. Эти сады состояли из быстрорастущих растений, таких как фенхель и салат, которые прорастали из семян, а затем быстро засыхали. Целесообразная смерть растений в горшках воспроизвела преждевременную смерть Адониса, которая произошла до того, как он смог вступить в брак, окончательный союз зрелого греческого гражданина. Женщины, участвующие в фестивале, затем оплакивали безвременную смерть бога растительности. Этот фестиваль не только увековечил историю Адониса, но и, кажется, был попыткой умилостивить дожди для роста растительности. Фрагмент «Сапфо» показывает, что полностью развитый культ, посвященный умирающему Адонису, был распространен среди молодых девушек вокруг острова Лесбос около 600 г. до н. э. в противном случае строго ограниченная жизнь греческих женщин резко контрастировала со строгим порядком полиса и семьи, который характеризовал официальные женские праздники в честь Деметры.
Влияние
Фигура Адониса остается заметной не только в Греции, но и в других частях западного мира, как в прошлом, так и в настоящем. Некоторые мифологи предполагают, что Адонис позже был экспортирован в Германию, проводя параллели между ним и Бальдером, скандинавским богом весны и обновления, который также воскрес после своей смерти.
Говоря современным языком, имя «Адонис» обычно используется как намек на чрезвычайно привлекательного молодого мужчину, часто с оттенком заслуженного тщеславия.
Примечания
- ↑ Библиотека 3.14.3 — 3.14.4. Проверено 21 марта 2019 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Burkert, Walter. Греческая религия (Джон Раффан, пер.). Оксфорд: Blackwell Press, 1985. ISBN 0631112413
- Детьен, Марсель. Сады Адониса (Джанет Ллойд, пер.). Хайлендс, Нью-Джерси: Harvester Press, 1977. ISBN 0391006118
- Фрейзер, Джеймс. Золотая ветвь . Лондон: Papermac, 1987. ISBN 0333434307
- Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books, 1960. ISBN 014020508X
- Кеппинг, Клаус-Петер. «Адонис». Энциклопедия религии. Под редакцией Мерсии Элиаде. Нью-Йорк: MacMillan Publishing, 1987. ISBN 0029098505
Кредиты
New World Encyclopedia писатели и редакторы переписали и дополнили Wikipedia статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .