Неделя литовской культуры-2015
Дни литовской культуры проходят в гимназии с 2003 года, и это стало доброй традицией. За это время реализован не один образовательный проект, гимназия принимала видных деятелей культуры, искусства и литературы Литвы.
Гостями церемонии открытия Недели стали заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, фольклорный коллектив «Рутяле» (г. Гурьевск) под руководством Ирены Тирюбы, фольклорный коллектив (художественный руководитель Ирма Куркова) из пос. Переславское «Куполите». Ирена Тирюба рассказала о народных литовских инструментах и особенностях национального костюма.
В рамках реализации гимназического проекта «Неделя литовской культуры» состоялась открытая лекция Б.Н. Адамова для учащихся гимназии. Борис Николаевич Адамов — член правления и один из организаторов Калининградского клуба краеведов, автор книги «Кристионас Донелайтис. Время. Люди. Память». В лекции об известных литовцах Кёнигсберга он особое внимание уделил Людвигу Резе – литовскому поэту, критику, переводчику, профессору и ректору Кёнигсбергского университета.
Тренер баскетбольной команды БФУ им.И. Канта Гедиминас Мелунас провел мастер-класс для баскетбольной команды 5«А» класса. Ребятам были показаны новые техники и приемы игры в баскетбол, которые многому их научили. Время пролетело очень быстро, но тренер обещал встретиться еще раз.
Учащиеся 10-х классов, слушатели Школы юного дипломата, совершили визит в Генеральное консульство Республики Литва. Это событие стало частью программы Дней литовской культуры в гимназии № 40. Учащихся встречали Генеральный консул господин Витаутас Умбрасас и атташе по культуре господин Романас Сенапедис, которые очень тепло и радушно отнеслись к гостям. На встрече обсуждались такие вопросы, как путь дипломата в профессию. Другой интересующей всех участников темой был вопрос молодежного международного сотрудничества. Учащиеся поделились своим впечатлениями от проектов с литовскими школами и гимназиями. Другим вопросом обсуждения стала деятельность консульства в сфере обмена культур на территории Калининградской области.
10-я юбилейная Неделя Литовской культуры в гимназии № 40 завершилась 20 февраля 2015 г. Почетными гостями церемонии стали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов, Витаутас УМБРАСАС, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики, заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, руководитель общественной кафедры «Образование и дипломатия» гимназии №40, главный специалист-эксперт Представительства МИД России в Калининграде Юлия Изидоровна Матюшина. Были подведены итоги Недели, награждены участники и победители различных конкурсов. В конкурсе чтецов «По следам литовских поэтов» среди учащихся 5-11 классов победителями стали Булаев Дмитрий, ученик 6«С» класса, Балесная Мария, ученица 7«Б» класса, Даудова Деши, читавшая стихотворения на литовском языке. В фотоконкурсе «Путешествие по Литве» победителем конкурса стала творческая группа 8«О» класса (Волошина Тамара, Громазина Арина, Рубцова Лариса Владимировна).
- Новые
- Просматриваемые
Мы умеем строить школы и больницы — Такие дела
- Другое
- Контекст
- Реформы
- Такая Россия
- 02. 05. 2017
-
Когда местные жители получают возможность сами решать местные проблемы, страна выигрывает. В России это видно на примере земств, учрежденных в 1864 году: в исторически короткое время они обеспечили страну школами и больницами
введение земств нельзя рассматривать просто как уступку общественным ожиданиям. центральные власти хотели передать земствам те задачи, которые сами решить не могли
Со времен Московского царства все подати и повинности делились на две категории. Во-первых, собственно царские и общегосударственные сборы деньгами и запасами. Во-вторых, местные сборы, а также работы, производимые для местных нужд и на местные средства — строительство дорог, содержание почты, воинский постой, тюрьмы, подводная повинность (для передвижения чиновников) и другие.
Если исполнение повинностей первого рода шло в соответствии с установленными правительством правилами, то вторые были оставлены на произвол местных властей. По мере усложнения государственного хозяйства правительство начало пытаться упорядочивать отправление этих повинностей, получивших название «земских». Однако это не получилось ни у Александра I, ни у Николая I, хотя они привлекали к делу не только чиновников, но и выборных депутатов от дворян и городов.
Ничего не помогало — управление земскими повинностями оставалось, по официальному признанию, «домашним хозяйством исправника», было «безгласным и бесконтрольным». Выборные депутаты оказались лишь довеском к бюрократии, их участие стало формальностью, никого не интересовавшей и часто обременительной. Например, в 1862 году в Херсон для составления раскладки повинностей дворянский депутат из Очакова прибыл… по этапу (то есть он как минимум был под арестом).
Читайте также
Неудачи убедили правительство в необходимости создать имеющие реальную власть выборные органы, которые сняли бы с него часть местных проблем. Поэтому введение земства нельзя рассматривать просто как уступку общественным ожиданиям. Местное самоуправление нужно было центральным властям, чтобы делегировать ему функции, которые те сами эффективно исполнять не могли.
В то же время реформа была необходимым следствием освобождения крестьян. При крепостном праве каждый помещик в своем имении был почти неограниченным представителем административной власти — он собирал с крестьян налоги, разбирал споры между ними и прочее. С отменой крепостного права эти функции реально стало исполнять некому.
Для чего создали земства
Повинности (обязанности) земств были описаны в вышедшем 1 января 1864 года Положении о губернских и уездных земских учреждениях (это и был главный законодательный акт реформы).
Земства, говорилось в первой статье положения, создавались «для заведования делами, относившимися к местным хозяйственным пользам и нуждам» губернии и уезда (мы бы сегодня сказали: области и района). Повинности земства делились на обязательные (государственные) и необязательные (губернские).
К обязательным относились содержание органов местного гражданского управления, мирового суда, тюрем, общественное призрение (помощь бедным и больным), а также повинности — дорожная (строительство и ремонт почтовых дорог), подводная (разъезды государственных чиновников и полиции) и квартирная (наем квартир для воинских команд и полиции).
со временем жизнь расставила все по местам. к 1901 году почти 85% бюджета земств шло на «необязательных» врачей, учителей, агрономов
К необязательным повинностям относилось все то, что потом составило славу земства, — содержание земского управленческого аппарата, включая наемных учителей, врачей, статистиков, агрономов и других, народное образование, здравоохранение, продовольственная помощь населению во время неурожаев и стихийных бедствий, страхование от пожаров, дороги местного значения и т. д.
Но жизнь расставила тут все по местам. Если в 1868 году 63,6% земских бюджетов уходило на обязательные повинности, а на прочее — что оставалось, то к 1901 году все стало наоборот: почти 85% шло на «необязательных» врачей, учителей, агрономов и т. п. При этом сами бюджеты кратно выросли.
Как были устроены земства
Земства были уездные и губернские. И те и другие создавались как учреждения всесословные и выборные.
Выборы гласных (депутатов) в уездные земские собрания проходили по трем куриям (группам избирателей) — землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ (крестьян). За счет такой системы каждая группа получала гарантированное представительство.
В первой и второй курии выборы были прямые, но голосовали только те, кто обладал имуществом (землей, предприятием, капиталом) не меньше установленного законом размера (это называется имущественный ценз). В третьей курии голосовали все, но сперва за выборщиков, а те уже — за своих гласных.
Уездные собрания выбирали своих гласных в губернские.
Состав уездных земских собраний получился довольно демократичным, но преобладали, конечно, дворяне. В 1865-1867 годах в 29 губерниях, где успели ввести земство, из уездных гласных дворян и чиновников насчитывалось 42%, крестьян — 38%, купцов — 10%, прочих сословий — 10%. В губернских собраниях дворян было уже 74%, крестьян — 10,6%, купцов — 11%, прочих — 4,4%.
Общее число уездных гласных колебалось от 10 до 96, губернских — от 15 до 100. Зарплаты они не получали — это считалось общественной обязанностью.
Историки часто преувеличивают зависимость земств от правительства. губернатор действительно имел право приостановить действие любого земского постановления, но не отменить его
Земские собрания избирались на три года. Раз в год они собирались на несколько дней, чтобы обсудить и утвердить общий план: чем именно займется земство в этом году, сколько денег оно для этого должно собрать с входящих в уезд или губернию недвижимых имуществ и торгово-промышленных предприятий, сколько и на что можно потратить.
Собрание также выбирало исполнительный орган — управу, которая и руководила земским делом в ежедневном режиме, а раз в год отчитывалась перед собранием. Управу избирали тоже на три года. В нее входили четыре-шесть человек, которые получали жалованье.
Важно отметить, что уездные земства самостоятельно формировали свои бюджеты и сами решали дела, относящиеся к хозяйству уезда. Они были вполне независимы от губернских земств и сразу превратились в главный административно-хозяйственный институт уезда.
Историки часто преувеличивают зависимость земств от правительства, что не вполне соответствует действительности. Губернатор мог открывать сессии земских собраний и присутствовать на них, но не имел права вмешиваться в дебаты. Он утверждал постановления собраний, однако оценивал их только с точки зрения соответствия законам, а не по существу. Он имел право приостанавливать действие любого постановления земского собрания «противного законам или государственным пользам», однако не отменять их.
Читайте также Как у нас получилось отменить рабство В России принято подозрительно относиться к реформам — как бы хуже не стало. Но бывали в нашей истории времена, когда власть не только понимала необходимость реформ, но даже их проводила
Земства были созданы в 34 губерниях (две трети губерний европейской России). Они не были введены, во-первых, там, где было мало помещиков (Астраханская, Архангельская, Оренбургская губернии), во-вторых, там, где помещики в массе не были русскими (в Западных губерниях и на Правобережной Украине, в Польше), и в-третьих, в Прибалтике, где сохранились старые органы самоуправления.
Русское общество в 1860-х мечтало о конституции — об «увенчании здания», как тогда говорили, а правительство не хотело об этом и думать. Поэтому оно позаботилось о том, чтобы земства не превратились в политическое объединение.
У земств с самого начала не было принудительной власти — свои постановления они должны были проводить через правительственную полицию. Закон требовал от земств заниматься только местными проблемами и строго в пределах своих уездов и губерний. С 1867 года земствам было запрещено взаимодействовать друг с другом напрямую — только через администрацию.
После того как в апреле 1866 года Дмитрий Каракозов попытался убить Александра II, в стране началось закручивание гаек. Права земств начали уменьшать, и в конечном счете правительство добилось как раз того, чего хотело избежать — многие земства стали прибежищем оппозиции.
Основными направлениями деятельности земств со временем стали медицина, образование и экономическая помощь населению. Расходы по этим статьям росли и в 1913 году составили 24%, 31% и 8,3% земского бюджета соответственно.
Чем Россия обязана земствам
Медицина. Нельзя сказать, что до земской реформы население России было вовсе лишено государственной медицинской помощи, однако она существовала скорее на бумаге. «До земства амбулаторного лечения не было. Не было, в сущности, и коечного лечения… Больницы были не лечебными заведениями, а казематами, куда могли загнать человека лишь крайняя нужда и безысходность, да и то при условии, что с него взять ничего нельзя, а следовательно, нельзя взять и платы за лечение», — рассказывает историк земства Борис Веселовский. Больницы приказа общественного призрения скорее напоминали не лечебные, а богоугодные заведения: «В терапевтических отделениях нередко помещались сифилитики, хирургические и даже душевнобольные. Заразные лежали рядом с незаразными, чистые оперативные — рядом с гнойными и неопрятными. Так называемая госпитальная гангрена и рожа были напастями, с которыми не умели и не решались бороться». Фельдшеры были подготовлены очень слабо, о персонале «нечего было и говорить», поэтому госпитали «были настоящими домами призрения, в которых больные «выздоравливали как мухи»». Качество лечения было таким, что больницы дореформенного времени пустовали, и даже штатные койки в них не были заполнены.
Земства сразу занялись медициной. Число врачебных участков, больниц, земских врачей, фельдшеров, акушерок и т. д. неуклонно росло.
К концу 1900-х радиус врачебного участка сократился до 17 верст, на одного врача приходилось 28 тысяч, а на больничную койку — примерно две тысячи жителей. Конечно, это очень мало. Сегодня в Москве, например, эти показатели на порядок больше: на участкового терапевта приходится порядка трех тысяч, а на койку — примерно 200 человек. Но ведь мы и живем в другом веке. Стоит помнить, что именно земства сделали врачебную помощь частью повседневной жизни для миллионов жителей страны.
Народное образование. Не будет преувеличением сказать, что и начальная школа в России полностью обязана своим существованием земствам.
Церковные школы, как и школы в селениях государственных и удельных крестьян были крайне неудовлетворительны, а число их ничтожно. Не лучше было положение со школами и у владельческих крестьян. До 1861 года некоторые помещики устраивали школы для своих крестьян, но после отмены крепостного права большинство их закрылось.
Просвещение народа никогда не входило в число приоритетов имперского правительства — об этом, в частности, лучше всего говорит тот факт, что поначалу «попечение о развитии средств народного образования» даже не предполагалось включить в сферу компетенции земств.
Благодаря усилиям земств число начальных школ уже в 1877 году превысило 10 тысяч. А на начало 1915 года в сельской местности империи (без Финляндии) насчитывалось почти 45 тысяч земских одноклассных и двуклассных школ, в которых учились более трех миллионов мальчиков и девочек. Всего школ в сельской местности было почти 72 тысячи, так что на земства приходилось почти две трети.
Экономические мероприятия. Земства время от времени выделяли деньги на распространение среди крестьян сельскохозяйственных машин и орудий, семян, содействовали созданию ссудо-сберегательных товариществ и артелей, помогали крестьянам кредитами для покупки земли.
Рывок в агрономической помощи произошел благодаря столыпинской реформе. Если в 1906 году в стране насчитывалось лишь 10 участковых агрономов, то в 1913 году — 1312. При этом численность всего земского агрономического персонала в 34 староземских губерниях росла следующим образом: в 1877-м — один человек, в 1896-м — 105, в 1913-м — 3716.
Нужно помнить, что двух одинаковых земств в России не было. Каждое уездное и губернское земство было отдельным «миром»
В 1910 году правительство согласилось субсидировать земскую участковую агрономию. Если у земства была грамотная программа, и оно выделяло на нее деньги, правительство добавляло еще столько же. Это способствовало быстрому распространению агрономии: если в 1910 году участковая агрономия существовала в 100 уездах Европейской России, то в 1913 году — в 335 уездах (в 99,3% всех уездов 34 старых земских губерний, а также в 53 уездах шести новых земских губерний).
«Индивидуальная физиономия земств»
Все эти цифры лишь отдаленно позволяют представить огромный объем работы, проделанной земскими деятелями. Отрасли земского хозяйства развивались и совершенствовались постепенно, шаг за шагом, что и неудивительно — опыта у земцев, как и у правительства, в подобном строительстве практически не было.
Нужно помнить, что двух одинаковых земств в России не было. Каждое уездное и губернское земство было отдельным «миром». Приоритеты у разных земств далеко не всегда совпадали, и это прямо отражалось на интенсивности их усилий в той или иной сфере деятельности. Например, в 1898 году в 10 уездах земских школ не было вовсе, и в то же время в 15 уездах их было свыше 100.
Были земства более и менее активные, были такие, которые действовали в первую очередь в интересах крестьян, были и откровенно продворянские, такие, которые считали, что помещики как самые надежные плательщики земских налогов должны получать большую часть внимания земских учреждений и т.д.
В то время это называлось «индивидуальной физиономией земств». Но ведь так и должно быть в большой и разнообразной стране.
Автор — историк, профессор Высшей школы экономики
правительство реформы
Демократия при царях? Дело Земства
Автор
Перечислены:
- Стивен Нафзигер
(Колледж Уильямс)
Зарегистрировано:
- Стивен Нафзигер
Abstract
Освобождение крепостных часто рассматривается как переломный момент в русской истории XIX века. Однако эта реформа сопровождалась множеством других мер, направленных на модернизацию царской экономики и общества. Среди этих «великих реформ» было создание нового института местного самоуправления — земства, которому историки-экономисты уделили сравнительно мало внимания. Эта квазидемократическая форма местного самоуправления сыграла большую роль в расширении предоставления общественных товаров и услуг за полвека до русской революции. В этой статье я опираюсь на недавно собранные данные за несколько лет о расходах и доходах уездных земств. Эти данные сопоставляются с информацией о местных социально-экономических условиях для создания одного из первых (панельных) наборов данных с широким географическим охватом по любой теме в истории российской экономики. Я использую этот набор данных, чтобы исследовать, как характеристики населения, местные экономические условия и обязательное представительство крестьян в земстве повлияли на решения о финансировании общественных благ. Могли ли крестьяне через свое представительство в этом местном политическом институте выразить свои предпочтения в отношении уровня расходов и финансирования конкретных инициатив? Я нахожу, что уездные земства с большим политическим представительством крестьянства тратили больше на душу населения, особенно на образование. Это исследование инициирует более широкую программу исследований места земства в российской экономической истории и вносит вклад в литературу по политической экономии обеспечения общественных благ в развивающихся обществах.
Предлагаемое цитирование
Ручка: RePEc:wil:wileco:2008-23
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL-адрес файла: https://web.williams.edu/Economics/wp/nafzigerZemstvoPaper_Jan2009WorkingVersion.pdfФункция файла: Полный текст
Ограничение на скачивание: нет
—>
Цитаты
Цитаты извлекаются проектом CitEc, подпишитесь на его RSS-канал для этого элемента.
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Процитировано:
- Трейси Деннисон и Стивен Нафцигер, 2011 г. « Микроперспективы уровня жизни в России девятнадцатого века «, Рабочие документы Департамента экономики 2011-07, факультет экономики, Колледж Уильямс.
- Метин М. Косгель, Томас Дж. Мичели и Джаред Рубин, 2012 г.
« Политическая легитимность и внедрение технологий »,
Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE), Мор Зибек, Тюбинген, том. 168(3), страницы 339-361, сентябрь.
- Метин М. Косгель, Томас Дж. Мичели и Джаред Рубин, 2011 г. « Политическая легитимность и внедрение технологий », Рабочие бумаги 2011-28 гг., Университет Коннектикута, факультет экономики.
Подробнее об этом изделии
Ключевые слова
Россия; экономическая история; политическая экономика; местное правительство;
Все эти ключевые слова.
Классификация JEL:
- D7 — Микроэкономика — — Анализ коллективного принятия решений
- h2 — Государственная экономика — — Структура и сфера деятельности правительства
- h5 — Государственная экономика — — Общественные товары
- H7 — Государственная экономика — — Государственное и местное управление; Межгосударственные отношения
- N4 — Экономическая история — — Правительство, война, право, международные отношения и регулирование
- O23 — Экономическое развитие, инновации, технологические изменения и рост — — Планирование развития и политика — — — Фискальная и денежно-кредитная политика в развитии
Поля НЭПа
Эта статья была анонсирована в следующих отчетах НЭПа:
- НЭП-СНГ-2009-04-25 (СНГ)
- NEP-HIS-2009-04-25 (Бизнес, экономическая и финансовая история)
Статистика
Статистика доступа и загрузки
Исправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента: RePEc:wil:wileco:2008-23 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://edirc.repec.org/data/edwilus.html .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.
По техническим вопросам относительно этого элемента или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки обращайтесь: Стивен Шеппард (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: https://edirc.repec.org/data/edwilus.html .
Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.
Симпозиум университетских исследований и творческого самовыражения (ИСТОЧНИК): Земство и русский дворянский либерализм, 1864-189 гг.0
- < Предыдущее событие
- Следующее событие >
Title
The Zemstvo and Russian Gentry Liberalism, 1864-1890
Document Type
Oral Presentation
Campus where you would like to present
SURC 137B
Start Date
17-5- 2012
Дата окончания
17-5-2012
Abstract
Земства — органы местного демократического самоуправления, созданные в 1864 г. в русской деревне и призванные заменить власть дворян-помещиков после освобождения от крепостного права. Концепция демократического самоуправления, пусть даже только на местном уровне, была новой идеей в строго самодержавной России. Образованные либералы были рады использовать новый истеблишмент для собственных прогрессивных изменений. Однако государство опасалось давать земствам слишком большую власть и постоянно ограничивало способность земств вносить существенные изменения. Мое исследование исследует борьбу между либералами и государством на арене земства, наблюдая за целями и успехами класса либеральных дворян, как они использовали земство для распространения и реализации своих идей, а также трудности, с которыми они сталкивались сверху. Земства представляют собой один из элементов модернизации в имперской России, и важно понять их функцию, чтобы понять изменения, которые Россия пережила в последние 19 лет.века и начала 20 века в целом. Поэтому мое исследование посвящено вопросу: какую роль сыграли земства в модернизации России? Используя обширную подборку вторичной литературы и первичных материалов, описывающих деятельность земств, я пришел к своему выводу. Я утверждаю, что либеральные русские дворяне-землевладельцы использовали земства для модернизации России, строя инфраструктуру, школы и больницы, а также использовали их как сосуд для продвижения конституционного движения.
Дополнительный отдел наставничества
История
В настоящее время этот документ здесь недоступен.
ЗАГРУЗКИ
С 05.06.2014
МОНЕТЫ
17 мая, 13:10 17 мая, 13:30
в 1864 г. в русской деревне призван заменить власть дворян-помещиков после освобождения от крепостного права. Концепция демократического самоуправления, пусть даже только на местном уровне, была новой идеей в строго самодержавной России. Образованные либералы были рады использовать новый истеблишмент для собственных прогрессивных изменений. Однако государство опасалось давать земствам слишком большую власть и постоянно ограничивало способность земств вносить существенные изменения.