Местничество термин: Местничество | это… Что такое Местничество?

Отмена местничества – кратко причины, этапы и результаты

Термин “местничество” произошёл от традиции занимать место на банкетах в зависимости от родословной. Отсюда вытекает понятие распределение государственных или военных должностей по знатности рода или заслуг старшего поколения при этом не учитывая способностей, навыков либо талантов.

Объединение России в XV веке привело к тому, что вся знать некогда раздробленных земель стекалась в Москву для приобретения того или иного чина при царской палате. Именно эта боярская иерархия и способствовала внедрению системы местничества. Боясь потерять власть, бояре замыкали круг государственных чинов в который попасть уже было невозможно.

Однако в XVII веке придя к власти царь Фёдор обладавший хрупким здоровьем, но имея пытливый ум и образованность ввёл реформы в царскую Россию. Одной из этих реформ была отмена местничества.

Причины

Существует несколько причин отмены местничества.

— Российская империя жаждала свежий «глоток воздуха». Для распределения должностей нужны были новые законы, новые люди. Ведь местничество было своего рода закрытая каста.

— Бояре занимавшие государственные чины только по своей родовитости не всегда были талантливы и полезны для государства.

— Разжигались постоянные так называемые «местнические споры», вражда в боярстве за ту или иную должность или просто кто из них более родовитее. Эти распри приводили к кровопролитию.

— Был упадок в государственных и в военных делах. Из-за постоянных споров не было единства в работе. Особенно во время военных кампаний негативно влияло на ход войны. Большое влияние оказала война с Турцией, закончившаяся Бахчисарайским миром в 1681 году. Тогда в царском указе было написано «неприятели показали новые в ратных делах вымыслы».

— С отменой местничества царь сам мог распределять должностные лица.

Начало

Начало местничества лежит в XV веке. Откуда возникла эта система распределения должностей неизвестно, точнее предпосылок к этому много. Некоторые историки утверждают, что было перенято от польско- литовского законодательства. Ведь у них была схожая система передачи государственных должностей по наследству либо по знатности рода.

В основе системы было именно родовитость боярина, чем знатнее боярин, тем выше пост им занимаемый. Это только влекло за собой упадок в государственную иерархию. Также имело место быть и положение человека внутри своего рода, заслуги предков. Например если отец проявил себя по службе, то его сын имел преимущества перед своими другими двоюродными и троюродными братьями, отцы которых никак не проявили себя. Всё это способствовало внутренним конфликтам между боярами за «место под солнцем». Каждый кичился своим происхождением и родовитостью.

Этапы

В XV – XVII веках аристократия состояла из только что появившихся благодаря присоединению новых земель: татарских царевичей, русских князей и литовско-русских беглых князей. И несмотря на большое количество отрицательных сторон существовали и плюсы этой системы. Так например местничество разрешало много споров между аристократами. Каждый из них знал какую должность займёт и что перейдёт к нему по наследству.

Первый кто ограничил систему местничества в военных делах был Иван Грозный. Бояре наследовавшие должности благодаря не таланту и уму, а родовитости попросту не умели командовать армией и вести военные кампании. Однако Иван Грозный оставил местничество в политике, что тоже плохо сказывалось на государстве. Бояре зная, что должности перейдут к ним по праву, монополизировали власть, переставая проявлять интерес и рвение в государственных делах. Большую часть времени проводили в спорах кто из них родовитее. Даже в назначенных должностях они анализировали и рассматривали списки своих сослуживцев и их предшественников. Если находились недовольные своим служебным местом они подавали царю челобитную ( жалобу), а лицо на которое была подана жалоба отвечало челобитной «о бесчестье и оборони» с целью отстоять себя, свой род. Лишь царь и Боярская дума могли разрешать эти конфликты и они имели три вида решений:

— принятие претензии бившего челом ( челобитчик получал право уйти со службы, на его место назначали другого человека)

— признание, что челобитчик бьет челом несправедливо ( применялось к нему наказание)

— оставить всех на своих должностях.

Если же челобитчик оставался недовольным вынесенным решением о споре, то он всячески старался уклоняться от службы. За что в ответе были старшие представители рода. В случае отказа повторного подчинения царю и его решения проводились более строгие меры от принудительной службы вплоть до лишения всех титулов и даже поместий.

Несмотря на все негативные стороны такой системы она была отменена лишь спустя 100 лет 12 января 1682 году Земским Собором.

Итоги

Итак система местничества была отменена зимой 12 января 1682 году Земским Собором и царем Фёдором Алексеевичем. На нём также присутствовал влиятельный государственный деятель — князь В. Голицын. После принятия решения в присутствии бояр, епископов и митрополит были сожжены все записи о знатности бояр со словами: «да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющие местничество и впредь да и не воспомянется во веки». Россия вышла на новый путь укрепления царской власти. Таким образом царь Фёдор дал возможность толковым людям строить политическую или военную карьеру, устранив казнокрадов и лодырей. Многие историки утверждают, что именно эти реформы стали решающим поворотом в истории России.

Добавить комментарий

Местничество на Руси — Исторические заметки — LiveJournal

Местничество на Руси[Apr. 5th, 2010|03:39 pm]

Исторические заметки


Местничество — система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом.
Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя.
К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу — занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось еще и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали и рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить туземную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя.

Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счетов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати. Одновременно эта система защищала их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия.

Сразу же становится ясным очевидный и крупный недостаток местничества — назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его «отчеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда).

Чтобы проиллюстрировать всю сложность местнических отношений, приведу замечательный отрывок из книги М.К. Любавского «Лекции по древней русской истории до конца XVI века».


Таким образом, например, потомки великих князей садились выше и назначались на более высокие и почетные должности, чем потомки удельных князей, а тем более простых, хотя бы и знатных московских бояр. Потомки удельных князей садились и назначались выше бояр, но не всегда: те из них, предки которых были слугами у других удельных князей, садились и назначались ниже бояр, служивших великим князьям и т. д. Кроме этих общих правил, в местническом распорядке действовали и прецеденты. Принималось во внимание, как прежде садились и назначались на службу те или другие князья или бояре и их предки, кто кому был в версту, кто выше или ниже и т. д. Об этих прецедентах справлялись в официальных или частных разрядных книгах, содержавших записи всех официальных торжеств и служебных назначений. В тех случаях, когда прецедентов совместного назначения на службу тех или других лиц или их предков не находилось в разрядных книгах, старались найти прецеденты совместного назначения их с третьими лицами или их предками и таким путем установить правильное взаимоотношение между ними.
Но так как разные лица известного рода сами между собой не были равны, одни считались старше, другие моложе, то и в местнических назначениях и счетах принималось во внимание не только «отечество», общее положение рода, но и генеалогические степени. Поэтому, например, сын или внук известного лица не считался равным по чести тому лицу, которому равен был отец или дед, а был ниже его на несколько мест. Поэтому и при служебных назначениях наводились справки не только в разрядах, относительно того, кто под кем сидел прежде или был назначен на должность, но и в родословцах, кто кому и кем доводился. По этим двум коэффициентам и производились тонкие и сложные расчеты, часто спутанные и намеренно запутанные и потому возбуждавшие пререкания, споры и ссоры.


Как видим, крайне запутанная и сложная система, которая неизбежно приводила к частым спорам и распрям, которые были вынуждены разбирать царь и Боярская дума. Местничество делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Неслучайно во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Россию, и спасение пришло из Нижнего Новгорода.

В 1-й половине 16 в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16 в. оно проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду купцов и городовых чинов.
Нередко назначаемый на должность бил челом Государю о том, что ему негоже служить ниже такого-то боярина, ибо такая «потеря чести» могла создать прецедент и для понижения статуса у потомства.

Таким образом, система местничества была выгодна знатным родам, и препятствовала продвижению по службе незнатным, но способным дворянам.
Надо отметить, что существует два диаметрально противоположных взгляда на местнчиество. Согласно первому, местничество было невыгодно царям, так как оно ограничивало их в кадровых назначениях и позволяло знати контролировать этот процесс, согласно второму – местничество помогало царям ослабить и разобщить аристократию.
Истина, видимо, где-то посередине.

Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска.
Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 году, во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. По его просьбе митрополит Макарий обратился к воинству со словами: «А государь вас за службу хочет жаловати, и за отечествео беречи, и вы бы служили… а розни бы и мест никако же межю вас не было…»

Эта практика была закреплена в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 года.


Лета 7058, июля, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быта болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быта менши болшого полку перваго воеводы. А хто будет другой [второй] в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быта им без мест
.
А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки.
А князем и дворяном болшим, и детем боярским на цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет.
А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где быти на какове посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.

В июле 1577 царские воеводы двинулись на город Кесь (ныне Цесис – город в Латвии) и заместничались. Князь М. Тюфякин дважды досаждал царю челобитными. К нему было “писано от царя с опаскою, что он дурует”. Но не желали принять росписи и другие воеводы: “А воеводы государевы опять замешкались, а к Кеси не пошли. И государь послал к ним с кручиною с Москвы дьяка посольского Андрея Щелкалова, из Слободы послал государь дворянина Даниила Борисовича Салтыкова, а веле им итить к Кеси и промышлять своим делом мимо воевод, а воеводам с ними”. Так начавшие «дуровать» воеводы были переподчинены значительно менее знатному опричнику Даниилу Салтыкову.

Важное значение, ограничивавшее местничество, имел указ царя Алексея Михайловича (1645–1676) о том, чтобы на службе в полках стольникам и полковникам московских стрелецких полков подчиняться лишь первым боярам и воеводам, в связи с чем соответствующими грамотами предписывалось определять этих стрелецких начальников только «к большим боярам и воеводам».
Урок Смутного времени впрок нашей знати в плане отношения к местничеству не пошёл.
Вот что пишет Сергей Степанов в своём учебном курсе «Политическая история России»:


Так, 11 июля 1613 г. в день венчания Михаила Романова на царство было «сказано боярство» князю Дмитрию Пожарскому, а на следующий день в царские именины был пожалован в думные дворяне Козьма Минин. Впрочем, личные заслуги вождей второго ополчения ничего не значили для знати. На церемонии сказывания боярства «у сказки» Пожарскому был назначен стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. И этот эпизод был не единственным. В. О. Ключевский писал о Д. М. Пожарском: «Даром, что он Московское государство очистил от воров-казаков и врагов-поляков, из худородных стольников пожалован был в бояре, получил «вотчины великие»: к нему придирались при всяком удобном случае, твердя одно, что Пожарские — люди не разрядные, больших должностей не занимали, кроме городничих и губных старост нигде прежде не бывали».
Однажды в результате местнического спора спаситель отечества «отослан был головою» боярину Б. Салтыкову и с позором под конвоем препровожден от царского дворца к крыльцу ничтожного, но родовитого сопернику. За свои места в Боярской думе и на торжественных церемониях бояре были готовы подвергнуться опале и тюремному заключению. В 1624 г. на свадьбе царя Михаила Федоровича царским указом было объявлено всем «быть без мест», но боярин князь И. В. Голицын на свадьбу приехать отказался, заявив: «Хотя вели государь казнить, а мне меньше Шуйского и Трубецкого быть никак нельзя». За ослушание у И. В. Голицына были конфискованы вотчины, а самого его вместе с женой сослали в Пермь. Однако его родственники, очевидно, считали похвальным такое упорство и подражали боярину в защите фамильной чести. В 1642 г. племянник этого боярина князь И.А. Голицын на приеме иностранных послов вступил в местнический спор с князем Д. М. Черкасским, но ему было объявлено через думного дьяка: «Был государь при иноземцах в золотой палате, и ты, князь Иван, в то время хотел сесть выше боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского и называл его своим братом и тем его обесчестил: боярин князь Дмитрий Мамстрюкович — человек великий и честь их старая, при царе Иване Васильевиче дядя его, князь Михаил Темрюкович, был в великой чести».
В результате вместо Боярской думы князь И. А. Голицын был посажен в тюрьму.

Юридически местничество окончательно было упразднено в конце правления царя Фёдора Алексеевича. 24 ноября 1681 г., после окончания войны с Турцией, царь поручил князю В.В. Голицыну с товарищами «ведать ратные дела» для приведения российской армии в соответствие с современными требованиями. В свою очередь Василий Голицын «выборным людям сказав его великого государя указ», сразу потребовал, «чтобы они, выборные люди, объявили, в каком ратном устроении пристойнее быть стольникам, и стряпчим, и дворянам, и жильцам».
В связи с тем, что представители самых захудалых московских родов не желали попасть в командные чины, в которых не служат аристократы, выборные просили: во-первых, чтобы государь указал впредь записывать в ротмистры и поручики юношей всех родов Двора, ныне в списках не оказавшихся, «как они в службу поспеют и в чины приказаны будут»; во-вторых, указал бы великий государь представителям московского дворянства во всех службах быть «между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить».
12 января 1682 года царь собрал патриарха с духовенством и наличный состав Думы, объявил им челобитье выборных и поддержал его весьма красноречивой речью. При общем согласии Федор Алексеевич приказал боярину князю М.Ю. Долгорукову с думным дьяком В.Г. Семеновым принести все имеющиеся разрядные местнические книги и предложил духовенству тут же их уничтожить, объявив, что отныне все будут служить без мест, старыми службами считаться не должны под страхом наказания. Взамен разрядных книг были созданы родословные книги, которые предназначались не в качестве инструмента для назначения на должности, а для кодификации всех дворянских родов.
(Более подробно про отмену местничества читайте в специальной статье на нашем сайте.)

Но и после 1682 года не прекращались столкновения на почве родовой чести. С этим злом приходилось бороться Петру I, который вынужден был неоднократно напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», грозя ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».

Определение и значение локализма — Merriam-Webster

местничество ˈlō-kə-ˌli-zəm 

1

а

: местная идиома

б

: местная особенность речи или действия

2

: привязанность или пристрастие к определенному месту : секциональность

Примеры предложений

7 Недавние примеры в Интернете Эта двойственная природа, которая предлагает сочетание местничество и мирское, уже давно является одной из наших сильных сторон и продолжает привлекать художников и новых жителей со всей страны и мира. — Люк Шульце, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 19 декабря 2022 г. Воспоминания о детстве, маркетинг и мода на местничество объединились, чтобы сделать чай с молоком тотемом гонконгской культуры. —Канис Люнг, ajc , 25 ноября 2022 г. Но в Ратледже антипатия к ривийской фабрике вышла за рамки простого местничества «не у меня на заднем дворе», , временами переходя в конспирологию. — New York Times , 14 марта 2022 г. Ирония такого шоу, как Йеллоустоун, одобряющего местничество Даттона в первую очередь собственности , конечно же, заключается в том, что предки Даттона сами когда-то были чужаками. — Дэниел Бесснер, 9 лет.0029 Новая Республика , 14 ноября 2022 г. Гуо также связывает успех шоу с более масштабным сдвигом — от духоты и местничества к дилерам и зрителям, интересующимся современными производителями из других частей мира, — который частично был вызван социальными сетями. New York Times , 4 мая 2022 г. Защита окружающей среды и местничество — две опоры курорта. —Элиз Тейлор, Vogue , 17 июня 2022 г. Токвиль считал, что американцы свернули с этого пути своим местничеством , своей культурой прав и своим конституционализмом. — Джедедайя Бриттон-Пурди, Новая Республика, , 22 апреля 2022 г. Крайне правый кандидат, стоящий перед президентом Франции Эммануэлем Макроном во втором туре выборов, предпочитает живописные местничество : никаких ветряков и иммигрантов. — Кейт Аронофф, Новая Республика , 15 апреля 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «местничество». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1823, в значении, определенном во втором смысле

Путешественник во времени

Первое известное использование локализма было в 1823 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

локализм

локализовать

местничество

местный житель

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Местничество».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/localism. По состоянию на 14 января 2023 г.

Copy Citation

Детское определение

локализм

существительное

местничество ˈlō-kə-ˌliz-əm 

: местная особенность речи или действия

Еще от Merriam-Webster о локализме

Тезаурус: Все синонимы и антонимы для локализма

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

Местность Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ loh-kuh-liz-uhm ]

/ ˈloʊ kəˌlɪz əm /

Сохранить это слово!

См. синонимы локализации на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное

слово, фраза, произношение или манера речи, характерные для одной местности.

местный обычай.

чрезмерная преданность и продвижение интересов определенной местности; секциональность.

привязанность к конкретному населенному пункту.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение локализма

Впервые записано в 1815–1825 гг.; местный + -изм

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ местничество

местный·кальист, существительное·кальистический, прилагательное

Слова рядом с местничество

местное содержание, регион, местные экзамены, местное самоуправление, местная группа, местничество , localite, населенный пункт, локализовать, местный кредит, локально

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. , 2023 г.

Слова, связанные с местничеством

злодеяние, варварство, жестокость, жестокость, бесчеловечность, акцент, идиома, жаргон, язык, жаргон, говор, произношение, сленг, терминология, язык, народный язык, словарный запас, диалект, лексика, речь

Как использовать местничество в предложении

  • Это дорого обходится нашему чувству общности, и может потребоваться новый локализм, чтобы укротить порочную политическую и культурную поляризацию Америки.

    Ознакомьтесь с этими 16 идеями, которые изменят мир|Ник Фурьезо|23 марта 2021 г.|Ози

  • Права защищают местничество, а не поощряют индивидуализм.

    Почему наши дебаты о правах так ядовиты?|Азиз Хук|19 марта 2021|Washington Post

  • Пусть тот, чье собственное изложение химически свободно от местничества или неряшливости, бросит первый камень даже в «меббе» и «рутер». .»

    America Today, Observations and Reflections|William Archer

  • В первобытных условиях политические группы невелики, а тенденция к местничеству чрезвычайно сильна.

    Язык|Эдвард Сепир

  • Различные тела, на которые был разделен христианский мир, заражены таким же локализмом, как и государство.

    Богоматерь Святой Марии|J. G. H. Barry

  • По мере того, как городская жизнь Новой Англии росла вокруг церкви, западный локализм нашел свое ядро ​​в школьной системе.

    Фермер и его община|Дуайт Сандерсон

  • До того, как вы начали говорить, мне казалось, что пороком нашей журналистики является ее крайний местничество.

    A Modern Instance|William Dean Howells

British Dictionary definitions for localism

localism

/ (ˈləʊkəˌlɪzəm) /


noun

a pronunciation, phrase, etc, peculiar to a particular locality

another word для провинциализма

Производные формы локализма

локалист, нелокалист, прилагательное

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *