Общественное движение в годы правления николая 1 кратко: Общественное движение при Николае 1 – направление мысли в таблице кратко (9 класс)

Общественное движение при Николае 1 – направление мысли в таблице кратко (9 класс)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 197.

Обновлено 3 Марта, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 197.

Обновлено 3 Марта, 2022

Император Николай I занимал престол Российской империи с 1825 по 1855 год. Период его правления считается консервативным. Общественно-политическая мысль развивалась, несмотря на подавление выступления декабристов в декабре 1825 года и разгон кружка петрашевцев в 1849 году. В ней можно выделить три направления: консервативно-охранительское, либеральное, революционно-социалистическое.

Консервативное направление общественной мысли

Его можно считать проправительственным и самодержавно-монархическим.

Рис. 1. Император Николай I.

Министром народного просвещения Российской империи с 1833 по 1849 год был граф Сергей Семёнович Уваров. Этот человек стал идеологом теории официальной народности. Она включала в себя три принципа: православие, самодержавие, народность. С этими идеями Российская империя жила до 1917 года.

По мнению Уварова, основными чертами народности являются православие и патриархальность, характерные для крестьянской общины преимущественно аграрной России. Видным представителем консервативного направления общественной мысли был Николай Греч. Этот писатель и переводчик служил в николаевское время в трёх министерствах: финансов, внутренних дел и народного просвещения. Греч был автором романов, издавал журналы.

К консервативному направлению царствования Николая I можно отнести и славянофилов. Например, братьев Киреевских и Хомякова, которые критиковали преклонение перед Западной Европой, осознавали самобытность России и её особый путь. Славянофилы были сторонниками самодержавия, но выступали за отмену крепостничества.

Рис. 2. С. С. Уваров.

Революционные кружки и западники

Несмотря на усиление цензуры и подавление инакомыслия, в среде учащихся в годы правления Николая I возникали тайные кружки.

Создателем одного из них были братья Критские, а другой организовал Николай Сунгуров. Они действовали недолго, вскоре их члены были арестованы представителями власти.

Среди западников было немало писателей и представителей интеллигенции. Они положительно относились к деятельности Петра I и выступали за развитие России по капиталистическому пути, схожему с Западной Европой, и за конституционную монархию. К западникам относились:

  • литературный критик Виссарион Белинский;
  • писатель Иван Тургенев;
  • историки Тимофей Грановский и Сергей Соловьёв;
  • правовед Борис Чичерин.

Самые важные сведения об общественном движении при Николае I, которые пригодятся при подготовке к урокам в 9 классе, можно представить в виде таблицы:

Консервативное

Теория официальной народности и её сторонники: Уваров, Греч, Погодин

Либеральное

  • Западники: Грановский, Соловьев, Кавелин, Тургенев, Чичерин, Белинский.
  • Славянофилы: Братья Киреевские, Хомяков, Аксаков и Самарин

Революционно-социалистическое

Герцен, Огарёв, Бакунин, Сунгуров, петрашевцы

Представителями русского утопического социализма периода правления Николая I были Александр Герцен, Николай Огарёв и идеолог анархизма Михаил Бакунин. Герцен в 1847 году покинул Россию и издавал в Англии журнал «Колокол» в Вольной русской типографии.

Рис. 3. А. И. Герцен.

Что мы узнали?

Общественное движение при Николае 1 кратко можно охарактеризовать так: в 1825–1855 годах в России были славянофилы, западники, анархисты, сторонники теории официальной народности и социалисты-революционеры.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлия Волкова

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4. 6

Всего получено оценок: 197.


А какая ваша оценка?

§17. Общественное движение в годы правления Николая I (1825-1855).

Противостоять власти после разгрома декабристов стало делом безнадежным и крайне опасным. Имеется ввиду, что создание революционных движений, типа декабристских, стало нереальным – власть была чрезвычайно сильна и организована для борьбы со своими противниками, тем самым общество было слишком напугано и огорчено в возможностях выступлений против властей. Однако число противников существующего политического строя неуклонно возрастало.

Дружеские кружки

Наиболее значимым явлением общественного движения в России стали дружеские кружки (нужно же было как-то «продолжать» революцию «в тени»). Первые кружки были созданы А. И. Герценом и Н. В. Станкевичем и сыграли особую роль в истории общественной мысли. Кружок Герцена, осваивавший идею утопического социализма, включал таких людей как: Н. П. Огарев, В. И. Соколовский, Н. М.

Сатин и Н. Х. Кетчер. Кумиром Герцена и его сподвижникам стал французский мыслитель А. Сен-Симон, который писал в своих произведениях будущее, где восторжествует социальная справедливость, каждый раскроет свои права и возможности и проявит себя в жизни. Он надеялся, что человечество придет к социализму без насилия и «моря крови».

Однако власть резко отреагировала на этот «идеальный» социализм – летом 1834 года кружок был разгромлен, а его участники были отправлены в ссылку и тюрьму.

Кружок Н. В. Станкевича собрал таких замечательных личностей, как: В. Г. Белинский, В. П. Боткин, М. А. Бакушин, К. С. Аксаков, М. Н. Катков, Т. Н. Грановский. Главным их делом было изучение немецкой классической философии: трудов Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Гегель считал, что во всех своих проявлениях процесс развития человеческого мышления подчиняется одним и тем же законам, которые он четко формулировал.

С помощью этих знаний поклонники Гегеля пытались создать представление о действительности и занять разумную жизненную позицию. После смерти Станкевича в 1839 году, в 40-х годах председатели кружка заняли ведущие места в оппозиционных николаевскому режиму течениях общественной мысли – западничестве и славянофильстве.

«Философское письмо» п. Я. Чаадаева

В «Философском письме», опубликованном в 1836 году в журнале «Телескоп» Чаадаев очень точно поставил вопрос о принципиально разных путях развития России и Западной Европы. Он считал, что причина кроется в разном вероисповедании – Россия принимала православие, а Западная Европа католичество. При этом он утверждал, что католичество является христианской верой, а православие – заблуждением. Тем самым, Россия отделилась от Европы, осталась в духовном одиночестве и обрекла себя на долгие века бесплодного существования

Публикация этого письма выглядела как вызов царскому правительству. Естественно, что власть моментально отреагировало на эту провокацию – «Телескоп» был закрыт, его редактор Н. И. Надеждин сослан. Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и в течении нескольких лет находился под «медико-полицейским надзором».

Западничество и славянофильство

В период 30-40-х годов XIX веков рождаются 2 новых течения общественной мысли: западничество и славянофильство. Их взгляды были, как правильно говорить, диаметрально противоположными.

Западники считали, что человечество развивается по одному пути. Вступают на этот путь разные народы в разное время. Одни устремляются вперед, как скоростной поезд, другие же, наоборот, довольно продолжительный период находятся в состоянии застоя, таким образом, находясь вне исторического развития. Без обид, но Россия оказалась именно той страной, которая очень сильно отстала от развитых государств (Западная Европа). Однако Петр I, который был идейным вдохновителем западников, своими реформами дал России мощный толчок вперед. В числе западников были такие деятели, как: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский. Они не пытались идеализировать ту Европу, ставя по их мнению лишь вехой на пути развития в светлое будущее.

Россия в своем развитии должна была не только догнать Европу, но и перегнать ее и привести к более совершенному жизненному строю – социализму, и этот провыв необходимо было совершить с помощью революции.

Славянофилы, наоборот, считали, что реформы Петра I, основанные для пути следования за Европой – были ошибочными. По их мнению, история Западной Европы определялась постоянной борьбой эгоистичных личностей, деспотизмом на крови устроенных государств.

В основе же русской истории лежит община – организация, приучавшая подчинять свои эгоистические интересы общим, коллективным. Православие еще сильнее укрепляло способность забывать о себе, оказывать помощь тем, кому она действительно нужна, терпеливо выносить все тяжелые моменты жизни. Славянофилы призывали восстановить допетровские устои общественной и политической жизни. Также, они считали, что для более широкого развития духовного единства русского народа необходимо отменить крепостное право, которое стало непреодолимой баррикадой, отделяющее крестьян от остальных слоев населения. В число их деятелей входили представители поместного дворянства: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю.

Ф. Самарин, А. И. Кошелев

Несмотря на противоположные мнения западников и славянофилов, их взгляды и сходились – например, обе организации считали обязательным отмену крепостного права и изменением государственного строя.

Эпоха Чавеса в Венесуэле | Совет по международным отношениям

Рабочие на морской нефтяной платформе «Одесса» готовят новое буровое долото. Изображения точки доступа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *