Меньшиков князь: Меншиков Александр | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Содержание

МЕНШИКОВ • Большая российская энциклопедия

А. Д. Меншиков. Портретная миниатюра Г. С. Мусикийского (?). Нач. 18 в.

МЕ́НШИКОВ Алек­сандр Да­ни­ло­вич [6(16).11.1673, Мо­ск­ва, по др. дан­ным, близ Вла­ди­ми­ра – 12(23).11.1729, г. Бе­рё­зов Си­бир­ской губ., ны­не пос. гор. типа Бе­рё­зо­во Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окр.], граф (не позд­нее 1703), свет­лей­ший князь Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии (1706), свет­лей­ший князь рос­сий­ский (1707), рос. гос. и во­ен. дея­тель, ген.-адм. и ге­не­ра­лис­си­мус (1727). Из ро­да Мен­ши­ко­вых. Бли­жай­ший спод­виж­ник и с юно­ше­ских лет друг Пет­ра I. По-ви­ди­мо­му, был взят им к се­бе ден­щи­ком из слуг Ф. Я. Ле­фор­та, а не позд­нее 1694 стал бом­бар­ди­ром Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка. Поч­ти по­сто­ян­но со­про­во­ж­дал Пет­ра I в по­езд­ках по Рос­сии и за гра­ни­цу, а так­же в во­ен. по­хо­дах, вме­сте с ним обу­чал­ся ко­раб­ле­строе­нию в Ни­дер­лан­дах и в Анг­лии; ко­ра­бель­ный под­мас­те­рье с 1699. Осо­бую пре­дан­ность ца­рю М. вы­ка­зал во вре­мя рас­сле­до­ва­ния стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1698, лич­но уча­ст­во­вал в пыт­ках и каз­нях стрель­цов. В Се­вер­ной вой­не 1700–21 М. про­яв­лял сме­лость, от­ва­гу, ор­га­ни­за­тор­ский та­лант и ини­циа­ти­ву. От­ли­чил­ся при Но­те­бур­га штур­ме 1702, на­зна­чен Пет­ром I ко­мен­дан­том кре­по­сти, пе­ре­име­но­ван­ной в Шлис­сель­бург. Вме­сте с ца­рём в 1703 уча­ст­во­вал во взя­тии на абор­даж швед. су­дов в устье р. Не­ва (стал 7-м ка­ва­ле­ром ор­де­на Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го). Обер-ко­мен­дант С.-Пе­тер­бур­га с его ос­но­ва­ния (1703), воз­глав­лял обо­ро­ну го­ро­да от швед. фло­та (1704). Ген.-гу­бер­на­тор Ин­гер­ман­лан­дии (1703–08), Ин­гер­ман­ланд­ской (с 1710 С.-Пе­тер­бург­ской) губ. (1708–24, 1725–1727). В 1703 по ука­зу Пет­ра I за­ло­жил Оло­нец­кую верфь и Шуй­ский ору­жей­ный за­вод (с 1712 Пет­ров­ский за­вод, во­круг ко­то­ро­го сло­жи­лась сло­бо­да, в 1777 пре­об­ра­зо­ван­ная в г. Пет­ро­за­водск). В С.-Пе­тер­бур­ге и близ не­го М. ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом Ад­ми­рал­тей­ской вер­фи (за­ло­же­на в 1704), Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти (один из её бас­тио­нов в 1706–28 но­сил имя М.; по­сле 1917 назв. воз­вра­ще­но), фор­та Крон­шлот – пер­во­го ук­ре­п­ле­ния Крон­штад­та (1703–04), Лет­не­го двор­ца Пет­ра I (1710–14), Зим­не­го двор­ца (1711–12; 1726–27), Алек­сан­д­ро-Нев­ско­го мон. (с 1797 Алек­сан­д­ро-Нев­ская лав­ра) (1712–24) и др. В 1705 на­зна­чен ко­манд. рос. ка­ва­ле­ри­ей. Раз­бил шве­дов, воз­глав­ляя со­юз­ную рос. и поль­ско-сак­сон­скую ар­мию, в сра­же­нии при Ка­ли­ше 18(29).10.1706 в про­дол­жав­шей­ся Се­вер­ной вой­не. В сра­же­нии при Лес­ной 28.9(9.10).1708 ко­ман­до­вал ле­вой ко­лон­ной. Об­на­ру­жив из­ме­ну гет­ма­на И. С. Ма­зе­пы, М. во гла­ве дра­гун­ских пол­ков 2(13).11.1708 унич­то­жил ре­зи­ден­цию гет­ма­на – г. Ба­ту­рин. М. сыг­рал важ­ную роль в Пол­тав­ской бит­ве 1709, ко­ман­дуя сна­ча­ла аван­гар­дом, за­тем ле­вым флан­гом рос. ар­мии; воз­глав­лял пре­сле­до­ва­ние шве­дов до м.  Пе­ре­во­лоч­на, близ впа­де­ния р. Вор­кс­ла в Днепр, где 30.6(11.7).1709 пле­нил ос­тат­ки швед. вой­ска. Про­из­ве­дён в ген.-фельд­мар­ша­лы. Ру­ко­во­дил оса­дой Ри­ги (апр. – июнь 1710). В 1712–13 ко­манд. рос. ар­ми­ей, вед­шей во­ен. дей­ст­вия в швед. По­ме­ра­нии, гер­цог­ст­ве Голь­штейн-Гот­торп, а так­же на тер­ри­то­рии Да­нии (по­сле по­ра­же­ния со­юз­ных Рос­сии дат. войск в дек. 1712 при Га­де­бу­ше). В сра­же­нии при Фрид­рих­штад­те 31.1(11.2). 1713 ко­ман­до­вал рос. ка­ва­ле­ри­ей. Ру­ко­во­дил оса­дой кре­по­сти Тён­нинг [ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла 4(15).5.1713] и г. Штет­тин (ны­не г. Ще­цин, Поль­ша) [ка­пи­ту­ли­ро­вал 21.9(2.10).1713], ко­то­рый пе­ре­дал Прус­сии, воз­мож­но, по­лу­чив взят­ку от прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха Виль­гель­ма I, чем вы­звал край­нее раз­дра­же­ние пра­ви­тель­ст­ва Да­нии, так­же пре­тен­до­вав­шей на Штет­тин, и не­до­воль­ст­во Пет­ра I. В 1714 М. ото­зван из ар­мии. Во вре­мя за­гра­нич­ных по­ез­док Пет­ра I (1716–17, 1722–23) М. фак­ти­че­ски воз­глав­лял го­су­дар­ст­во. Се­на­тор (1717–27). Уча­ст­во­вал в след­ст­вии по де­лу ца­ре­ви­ча Алек­сея Пет­ро­ви­ча (1718). Пер­вый пре­зи­дент Во­ен­ной кол­ле­гии (на­ря­ду с А. А. Вей­де; 1717–24 и вновь в 1726–27).

В 1714 из­бран ин. чл. Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го об­ще­ст­ва, хо­тя, воз­мож­но, до кон­ца жиз­ни ос­та­вал­ся не­гра­мот­ным (од­на­ко есть сви­де­тель­ст­ва, что умел чи­тать), нау­чил­ся ста­вить в до­ку­мен­тах и пись­мах свою под­пись.

А. Д. Меншиков. Портрет работы неизвестного художника. 1-я четв. 18 в. Музей-заповедник «Павловск».

Был круп­ней­шим (вто­рым по­сле Пет­ра I) ду­ше­вла­дель­цем и зем­ле­вла­дель­цем. Ок. 70% вла­де­ний М. со­став­ля­ли по­жа­ло­ва­ния Пет­ра I. К 1727 М. при­над­ле­жа­ло св. 135 тыс. душ кре­сть­ян муж­ско­го по­ла, св. 3 тыс. сёл и де­ре­вень (по под­счё­там С. М. Тро­иц­ко­го), 6 го­ро­дов – Ба­ту­рин, Ко­по­рье, Ко­роп (ны­не пос. гор. ти­па Чер­ни­гов­ской обл., Ук­раи­на), По­чеп, Ям­бург (ны­не г. Кин­ги­сепп) и Ям­поль (ны­не пос. гор. ти­па Сум­ской обл., Ук­раи­на), па­рад­ная ре­зи­ден­ция Ора­ни­ен­ба­ум (ны­не г. Ло­мо­но­сов). У М. бы­ло мно­же­ст­во брил­ли­ан­тов, из­де­лий из зо­ло­та, се­реб­ра и пр. Он ор­га­ни­зо­вал ви­но­ку­рен­ные, ко­же­вен­ные, са­ло­то­пен­ные и др. за­во­ды, за­ни­мал­ся внеш­ней тор­гов­лей (экс­пор­ти­ро­вал, в ча­ст­но­сти, пень­ку, во­рвань, ры­бу). М. по­стро­ил для се­бя двор­цы на Ва­силь­ев­ском о-ве в С.-Пе­тер­бур­ге (1710–27, ар­хи­тек­то­ры Дж. М. Фон­та­на и Г. И. Ше­дель; ны­не в нём на­хо­дит­ся му­зей, осн. экс­по­зи­ция ко­то­ро­го по­свя­ще­на ис­то­рии рос. куль­ту­ры 1-й тре­ти 18 в.), Боль­шой дво­рец в Ора­ни­ен­бау­ме (1711–1725, ар­хи­тек­то­ры Фон­та­на, Ше­дель) и т. н. Италь­ян­ский дво­рец в Крон­штад­те (1720–24, арх. И. Ф. Бра­ун­штейн). В сво­их двор­цах М. час­то уст­раи­вал пыш­ные празд­не­ст­ва и приё­мы для Пет­ра I, брал к се­бе де­тей Пет­ра I и ца­ри­цы Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны (бу­ду­щей имп. Ека­те­ри­ны I) на вре­мя их от­сут­ствия в С. -Пе­тер­бур­ге, ко­гда Пётр I на­хо­дил­ся в Прут­ском по­хо­де 1711 и Пер­сид­ском по­хо­де 1722–23 и пред­при­ни­мал за­гра­нич­ные по­езд­ки. М. фи­нан­си­ро­вал стр-во Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла церк­ви в Мо­ск­ве, ц. Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва на Ва­силь­ев­ском о-ве в С.-Пе­тер­бур­ге (1713; в 1730 ра­зо­бра­на), ц. Св. Вмч. Пан­те­леи­мо­на Це­ли­те­ля в Боль­шом двор­це в Ора­ни­ен­бау­ме (1727; арх. Ше­дель). В 1712 ос­но­вал Пе­тро­пав­лов­скую пус­тынь близ при­над­ле­жав­ше­го ему Ора­ни­ен­бур­га Азов­ской губ., в даль­ней­шем яв­лял­ся кти­то­ром оби­те­ли (ны­не Ра­нен­бург­ский Пе­тро­пав­лов­ский епар­хи­аль­ный муж­ской мон. в Ча­п­лы­гин­ском р-не Ли­пец­кой обл.).

В 1714–25 М. не­од­но­крат­но ока­зы­вал­ся под след­ст­ви­ем, об­ви­нял­ся в кор­руп­ции, ма­хи­на­ци­ях с под­ря­да­ми и взя­точ­ни­че­ст­ве (напр., в 1717–23 в хо­де т. н. По­чеп­ско­го де­ла М. об­ви­нён в не­за­кон­ных за­хва­тах укр. зе­мель). Не­смот­ря на до­ка­зан­ность мн. долж­но­ст­ных пре­сту­п­ле­ний М. и на­ло­жен­ные на не­го штра­фы, М. со­хра­нял до­ве­рие Пет­ра I, хо­тя преж­ней, как в «до­пол­тав­ский» пе­ри­од, друж­бы ме­ж­ду ни­ми уже не бы­ло. М. все­гда под­дер­жи­вал дру­же­ские от­но­ше­ния с ца­ри­цей Ека­те­ри­ной Алек­се­ев­ной, ко­то­рая не раз хо­да­тай­ст­во­ва­ла за не­го пе­ред Пет­ром I.

По­сле смер­ти Пет­ра I в 1725 вме­сте с др. спод­виж­ни­ка­ми по­кой­но­го им­пе­ра­то­ра с по­мо­щью гвар­дии воз­вёл на рос. пре­стол имп. Ека­те­ри­ну I. Фак­ти­че­ски воз­гла­вил го­су­дар­ст­во: по его ини­циа­ти­ве в 1726 об­ра­зо­ван Вер­хов­ный тай­ный со­вет, в дея­тель­но­сти ко­то­ро­го М. иг­рал ве­ду­щую роль, он за­нял так­же выс­шие долж­но­сти в ар­мии и на фло­те. По­пыт­ка Ека­те­ри­ны I в 1726 сде­лать М. гер­цо­гом Кур­лянд­ским ус­пе­ха не име­ла (это­му вос­про­ти­ви­лось ме­ст­ное дво­рян­ст­во). В мае 1727 М. до­бил­ся, что­бы уми­рав­шая Ека­те­ри­на I под­пи­са­ла за­ве­ща­ние, со­глас­но ко­то­ро­му по­сле её смер­ти внук Пет­ра I ца­ре­вич Пётр Алек­се­евич (бу­ду­щий имп. Пётр II) дол­жен был всту­пить на рос. пре­стол, а так­же за­клю­чить брак с од­ной из до­че­рей М. [об­ру­че­ние со стар­шей из них – Ма­ри­ей со­стоя­лось 25.5(5.6).1727]. С при­хо­дом к вла­сти Пет­ра II М., кон­тро­ли­руя юно­го им­пе­ра­то­ра, неск. не­дель управ­лял го­су­дар­ст­вом. В ию­не 1727 М. тя­же­ло за­бо­лел, и ок­ру­жав­шие Пет­ра II вель­мо­жи (И. А. Дол­го­ру­ков и др.) при ак­тив­ном уча­стии вос­пи­та­те­ля им­пе­ра­то­ра А. И. Ос­тер­ма­на су­ме­ли до­бить­ся от­стра­не­ния М. от вла­сти. М. был взят под до­маш­ний арест 8(19).9.1727 [9(20) сент. из­дан указ Пет­ра II о ли­ше­нии М. всех долж­но­стей, на­град и зва­ний], 11(22) сент. со­слан вме­сте с семь­ёй и сви­той в Ора­ни­ен­бург. По окон­ча­нии след­ст­вия, ко­то­рое ве­лось с за­мет­ным об­ви­ни­тель­ным ук­ло­ном, вла­де­ния и бо­гат­ст­ва М. бы­ли кон­фи­ско­ва­ны, а сам он с семь­ёй 8(19).4.1728 со­слан в г. Бе­рё­зов. В ссыл­ке М. от­ли­чал­ся сми­рен­ным и бо­го­бо­яз­нен­ным по­ве­де­ни­ем, свои­ми ру­ка­ми по­стро­ил де­ре­вян­ную ц. Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1729; в 1764 сго­ре­ла), при ко­то­рой он был по­хо­ро­нен. Мо­ги­ла М. не со­хра­ни­лась (по-ви­ди­мо­му, бы­ла смы­та р. Сось­ва).

На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1725) и др. ор­де­на­ми.

В честь М. на­зван про­спект в С.-Пе­тер­бур­ге, ули­ца в г. Зан­дам в Ни­дер­лан­дах, а так­же од­на из ма­лых пла­нет. Бли­зость М. к Пет­ру I, ис­то­рия его воз­вы­ше­ния и па­де­ния вы­зва­ла ин­те­рес мн. пи­са­те­лей и ху­дож­ни­ков. Его об­раз на­шёл от­ра­же­ние в мо­за­ич­ной кар­ти­не М. В. Ло­мо­но­со­ва «Пол­тав­ская ба­та­лия», кар­ти­не В. И. Су­ри­ко­ва «Мен­ши­ков в Бе­рё­зо­ве» (ны­не в Треть­я­ков­ской га­ле­рее в Мо­ск­ве), ро­ма­не А. Н. Тол­сто­го «Пётр I» и др.

С 2003 еже­год­но про­во­дит­ся Рос. ­науч. кон­фе­рен­ция – Мен­ши­ков­ские чте­ния.

Князь Меньшиков на Флампе

  • Отзывы853
  • Рефлампы2064
  • Комментарии5454

Отзывы 853Рефлампы 2064Комментарии 5454

Отзывы 853

Показать предыдущие отзывы

  • Справочник с отзывами о компаниях Екатеринбурга

     (филиал удалён)

    Екатеринбург

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    С одного и того же аккаунта пишутся хвалебные отзывы на компанию и отвечает офпред этой же компании.

    Совпадение? Не думаю. А впрочем — ничего нового… (©)

    Фламп в Екатеринбурге

    Добрый день!

    Спасибо за сигнал! Отзыв, нарушающий правила публикации, был удалён.

    Князь Меньшиков написал 22 отзыва об этом месте

  • Справочник с отзывами о компаниях Екатеринбурга

     (филиал удалён)

    Екатеринбург

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    «То есть вы там не как бы, вы совсем о***нели?» (© Квартет И/Зоголь-ТВ, 2001-2003)

    Фламп таки добился широкой известности в узких кругах мозамбикских мошенников, представляющимися с помощью Google-translate всем и вся принцами в изгнании с непопиленным бюджетом своей маленькой, но очень гордой и богатой страны, который надо помочь вывести с.

    ..

    Показать целиком

    «То есть вы там не как бы, вы совсем о***нели?» (© Квартет И/Зоголь-ТВ, 2001-2003)

    Фламп таки добился широкой известности в узких кругах мозамбикских мошенников, представляющимися с помощью Google-translate всем и вся принцами в изгнании с непопиленным бюджетом своей маленькой, но очень гордой и богатой страны, который надо помочь вывести с оффшоров и располовинить с данным товарищем в обмен на небольшую уплату налогов😆

    Фламп в Екатеринбурге

    Здравствуйте!

    Благодарим вас за сигнал! Пользователя заблокировали.

    Князь Меньшиков написал 22 отзыва об этом месте

  • Екатеринбург, Екатеринбург, Академика Шварца, 20/2 — 1 этаж

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Отзыв эксперта

    Зашёл в обеденное время больше не из-за голода, а из любопытства — что это за харчевня, названная в честь Максима Рустамова? (так гордо гласит официальный сайт).

    На первом этаже расположились было за столиком, поздоровавшись с человеком за барной стойкой.

    — На втором этаже!.. — сквозь зубы устало процедили нам (между строк читалось «Ходют тут…

    Показать целиком

    Зашёл в обеденное время больше не из-за голода, а из любопытства — что это за харчевня, названная в честь Максима Рустамова? (так гордо гласит официальный сайт).

    На первом этаже расположились было за столиком, поздоровавшись с человеком за барной стойкой.

    — На втором этаже!.. — сквозь зубы устало процедили нам (между строк читалось «Ходют тут всякие, потом вилки пропадают!..»).

    «Чиво, БЛ?» — подумал я.

    Но лицо бармена аппетита всё равно не внушало, а я как раз видел винтовую лестницу, ведущую наверх.

    На втором этаже было помноголюднее — занято было 3-5 столов.

    Повесил куртку на общую вешалку, сел за свободный стол. Официант принёс меню.

    На сайте с 12 до 16 часов тем не менее провозглашалось время бизнес-ланча, а внутренний Ипполит Матвеевич никогда не даст нам с Гаргантюа отожрать по основному, если можно подешевле.

    — А обеды есть у вас? — спрашиваю.

    — Так это на первом этаже… — отвечают.

    — А чего меня бармен сюда послал?

    — Так сидеть здесь, а заказывать и оплачивать у бармена, если я у каждого принимать заказ буду, меня на всех не хватит…

    «Носить с кухни тоже, наверное, самому придётся! Nu naher!» — пронеслось у меня в мозгу и ретировался я незамедлительно в «Три Толстяка», где обеденное время до 17.00, блюда от 59₽ и пиво от 49₽ по меню БЛ с полноценным сервисом.

  • Благотворительная столовая

    Екатеринбург, Екатеринбург, Восточная, 21 — 1 этаж

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • +3 фотографии

    Фонд «Люблю и Благодарю», который находится по этому адресу, (на Флампе под этим названием высвечивается лишь веганские кафе и магазин на Куйбышева) помогает старикам, бездомным, инвалидам, а информации на 2ГИС и Флампе об этом нет.

    Помещения их находятся рядом с местом моей работы и, частенько проходя мимо, был уверен, что здесь лишь кормят…

    Показать целиком

    Фонд «Люблю и Благодарю», который находится по этому адресу, (на Флампе под этим названием высвечивается лишь веганские кафе и магазин на Куйбышева) помогает старикам, бездомным, инвалидам, а информации на 2ГИС и Флампе об этом нет.

    Помещения их находятся рядом с местом моей работы и, частенько проходя мимо, был уверен, что здесь лишь кормят бесплатными обедами пенсионеров по дотациям райсобеса.

    Оказалось, что в фонде координатором работает моя подруга, и столовая — это лишь верхушка айсберга. Нуждающимся восстанавливают документы, дают временную прописку, устраивают на ночлег, на работу, помогают получить талон к врачу.

    Так же адресно помогают одеждой и обувью, сотрудничая с другими организациями, получающими вещи от населения, такими как «Аистёнок», «Вещь Добра» и подобными. Всегда рады волонтёрам и прочим неравнодушным.

  • Ресторан армянской кухни

    Екатеринбург, Екатеринбург, Луначарского, 84

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Отзыв эксперта

    • +7 фотографий

    После фееричного первого посещения (которое подробно описал на другом ресурсе) побывали тут ещё дважды и дважды же за один день воспользовались доставкой.

    Во второй визит отобедали здесь с Боровичком, так как его, как и Ипполита Матвеевича, впечатлила обеденная скидка в 40% на всё меню. И так она его впечатлила, что, когда я откланялся обратно на…

    Показать целиком

    После фееричного первого посещения (которое подробно описал на другом ресурсе) побывали тут ещё дважды и дважды же за один день воспользовались доставкой.

    Во второй визит отобедали здесь с Боровичком, так как его, как и Ипполита Матвеевича, впечатлила обеденная скидка в 40% на всё меню. И так она его впечатлила, что, когда я откланялся обратно на работу, его обед плавно перетёк в ужин. Гаргантюа тогда на обед отожрал бомбический суп Яхни и люля-кебаб из баранины, грибов и баклажан «Алания», Ипполит Матвеевич накатил по рюмашке ассорти «Хента» — гранатового, тутового и абрикосового — для поддержания рабочего настроения, а я взбодрился кофе по-ливански. Боровичок, думаю, опишет здесь свою трапезу отдельно.

    На следующий день решил познакомить с тутошней кухней Надежду Сергеевну и её развесёлого Гнома.

    Но так как погода не располагала к прогулкам, заказали люля-кебаб с говядиной и сыром в буруме, хачапури по-горски и картофель на углях на дом. Привезли всё в течении часа. Слопали заказ мгновенно и Гаргантюа с Гномом заканючили, что хотят ещё. Пришлось оформить второй заказ — ламаджо с мясом, тутовое варенье, суп «Спас» из мацони и пшеницы, а также литр нефильтрованного пива Ипполиту Матвеевичу. Выпечку и варенье Гном схомячил так же с большим удовольствием. Грангузьевича слегка разочаровал горячий спас, так как в своё первое посещение (здесь должна быть ссылка на одноименный моему здешнему нику канал на Яндекс.Дзен, но Фламп против) он ел его холодным и остался в восторге. Фирменное пиво кислило, но и стоимость его была вполне бюджетна, поэтому Воробьянинов отныне будет употреблять в «Ереване» исключительно плодовые армянские ректификаты.

    Вчера же внезапно я стал на целый год мудрей, а в «Старом Ереване» в честь такого события обещали 20% скидки. Бережливый старик Киса воскликнул: «Вперёд, Ботхисаттва, вперёд!» (тут должна быть прикреплена аудиоссылка на одноимённый трек «Аквариума», но Фламп, в отличии от Яндекс. Дзен, так не умеет), я забронировал столик и свозил сюда родителей вкусить настоящей армянской кухни. Родители же ностальгировали по «Цыплятам Таббака», в которых зависали по этому адресу во времена своего студенчества. Но отведав тутошние харчо и люля-кебаб из говядины с грецкими орехами, вспомнили, что в «Цыплятах» хорошо было только то, что бухлишко они могли проносить с собой и частенько убегали, не оплатив счёт, так как стипендия не могла покрывать ресторанные наценки.

    К сожалению вместо потрясающего плей-листа с поп- и рок-хитами 80-00-х гг., включающий Scorpions, Roxette, Eagles, Elton John и вот это вот всё, который звучит здесь в будни, в выходные тут врубают русско-кавказскую танцевальщину (против национальной музыки ничего не имеем, но её быстро сменили на ломанный русский Саро Варданяна под дёрганные сэмплы и холодные лупы).

    Помимо обещанной скидки и искренних поздравлений администратор (к сожалению не запомнил имени-отчества) и официант Карина на десерт преподнесли деньрожденьческий чизкейк.

    P.S. Данный отзыв именно на Флампе написал исключительно для администрации «Старого Еревана», так как Дзен они вряд ли читают. Но готов поделиться с ними ссылкой на полноценную статью по запросу.

    Спасибо за отзыв, нам очень приятно, что так высоко оценили наш ресторан, Вы правы про статью в Дзен мы не знали, обязательно почитаем, будем рады увидеть Вас вновь)))

Показать ещё отзывы

Показать все награды

Загрузка рекламы

Неизвестно | Александр Данилович Меншиков (1673–1729) | Россия, Санкт-Петербург

Неизвестно | Александр Данилович Меншиков (1673–1729) | Русский, Санкт-Петербург | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Неизвестно

На выставке The Met Fifth Avenue в галерее 551.

Мелко детализированные доспехи, развевающееся жабо и экстравагантно причесанный парик оттеняют гладко полированное лицо военачальника, изображенного на этом деревянном бюсте. Его прямой взгляд подчёркивается закруглённым обрезом его кирасы, которая под ней агрессивно срезана вперёд. Голова слегка поворачивается против течения кружевного платка, создавая ощущение движения. Под мягкими элементами кружева и волос на нагруднике проступают четко выгравированные изображения. Сплетенные овалы были идентифицированы как сцены Александра Македонского и его близкого друга Гефестиона в шатре царя Дария (слева от зрителя) и Правосудия Траяна (слегка затемненные, справа от зрителя). Медальоны на наплечниках Александра Македонского (слева) и императора Траяна (справа) повторяют основные военные фигуры, изображенные в овалах. Ливия Друзилла, жена Августа Цезаря (ошибочно соединенная с Александром), и Плотина, жена Траяна, занимают наплечники на спине кирасы.

Личность субъекта этого исключительного бюста и его создателя озадачивала ученых, пока исследования Вольфрама Кеппе и Марины Нудель не разрешили некоторые из его тайн.[1] Среда, которая сначала казалась самшитом, на самом деле представляет собой красную сосну, окрашенную под самшит. Секции бюста были собраны с помощью металлических зажимов — техника, используемая мастерами, привыкшими работать с плотными материалами, такими как самшит или слоновая кость, которые были доступны только в виде небольших кусочков. В то время как красная сосна произрастает в Северной Европе, Прибалтике и России, этот метод строительства чаще всего ассоциируется с деревообработкой на юге Германии и Австрии. Объяснение этому несоответствию можно найти в биографии человека, которого Кеппе и Нудель назвали героем бюста: русского, который, как известно, нанимал немецких и австрийских художников, Александра Даниловича Меншикова. Имея скромное происхождение и начало, Меньшиков привлек внимание царя Петра Великого, когда ему было около двадцати лет. Он быстро поднялся по служебной лестнице, стал командующим генерал-фельдмаршалом русской армии и в конце концов был назначен губернатором Санкт-Петербурга. [3] Его отличала военная доблесть, а близкая дружба с царем вознесла его на вершину богатства и власти. Он стал графом в 1702 г. и князем в 1705 г. и фактически стал правителем страны на несколько лет после смерти Петра в 1725 г. Но в 1729 г.его враги, старое русское дворянство, добились его ссылки, и в том же году он умер в Сибири.

Как отмечают Кеппе и Нудель, деревянный портрет имеет поразительное сходство с живописными, гравированными, резными и лепными изображениями Меньшикова.[4] Преувеличенный парик, модный в начале восемнадцатого века, появляется на всех его портретах, как и высокий лоб, большой нос и ямочка на подбородке. Общеизвестно, что точно идентифицировать фигуру на других портретах сложно, но другие свидетельства указывают на Меньшикова как на субъекта. Естественно, он был бы признателен за общение с одним из величайших военачальников в истории и особенно с Александром, его тезкой. Сцена Александра с его другом и советником Гефестионом напомнила бы всем о близких отношениях Меншикова с Петром Великим. Русский полководец также был бы признателен за упоминание римского императора Траяна, чьи многочисленные победы в битвах стали благоприятным моментом в истории Римской империи.[5] Обе овальные сцены на кирасе показывают великодушие правителя, лестные комплименты любому лидеру. Кроме того, Меньшиков ценил ловкость в резьбе по дереву: в его личном кабинете «Ореховая комната» была маркетри, а в петербургском дворце он установил токарную мастерскую для обработки дерева и других материалов. Первое в городе каменное, это здание было богато украшено. Известно также, что скульптор, вероятно, швейцарец, по имени Франц Людвиг Циглер, или Цинглер, проживавший в России, совершил поездку за счет Меншикова в Западную Европу и вернулся в Россию в 1703 году в сопровождении трех скульпторов, двух австрийцев и одного немца. Нет документальных свидетельств того, что кто-то из них или Циглер вырезал бюст, но они были доступны для выполнения этой задачи. Было высказано предположение, что бюст датируется тем временем, поскольку после 1703 года он, вероятно, включал бы в себя знаки отличия ордена Святого Андрея, высшей военной награды России, которую Меньшиков получил в том же году. Его облагораживание в 1702 году после его военной победы над шведской армией при Шлиссельбурге, возможно, послужило поводом для заказа бюста. Хотя наши доказательства носят косвенный характер, есть веские основания отождествлять этот поразительный образ с одним из великих героев России.

[Иэн Уордроппер. Европейская скульптура, 1400–1900 гг., В Метрополитен-музее. Нью-Йорк, 2011, вып. 51, стр. 154–55.]

Сноски

1. Вольфрам Кёппе и Марина Нудель. «Неожиданный бюст Александра Меншикова». Журнал Метрополитен-музея 35 (2000), стр. 161-77.
2. Дж. Томас Квик, Министерство сельского хозяйства США, Мэдисон, Висконсин, 17 марта 1996 г. идентифицировал древесину как Pinus sylvestris. Радиоуглеродное датирование древесины было проведено доктором Джорджем Бонани, Институт физики элементарных частиц, Eidgenössische Technische Hochschule. , Цюрих, 28 марта 19 г.96; он пришел к выводу, что дерево, из которого был сделан бюст, было срублено не позднее 1667 года. Поскольку было обычной практикой высушивать древесину в течение длительного периода времени перед ее обработкой, куски, из которых был сделан этот бюст, определенно могли быть выдержаны в лавка за тридцать пять лет до употребления, около 1703 г.
3. См. Николай Иванович Павленко. Александр Данилович Меньшиков. Москва, 1981 и другие биографические исследования, цитируемые у Кёппе, Нудель, 2000, с. 176, пп. 19, 20, 25.
4. Koeppe, Nudel 2000, рис. 6 – 9, 11 – 13.
5. Полное обсуждение классических ссылок см. там же, стр. 170– 73.

Из-за ограничений прав это изображение нельзя увеличить, просмотреть в полноэкранном режиме или загрузить.

Открытый доступ

В рамках политики открытого доступа Met вы можете свободно копировать, изменять и распространять это изображение даже в коммерческих целях.

API

К общедоступным данным для этого объекта также можно получить доступ с помощью API открытого доступа Met.

Это произведение следует рассматривать справа налево. Прокрутите влево, чтобы увидеть больше.

Детали произведения искусства

Заголовок: Александр Данилович Меншиков (1673–1729)

Художник: Неизвестный художник, швейцарец, австриец или немец, работавший в России ок. 1703–4

Дата: вероятно, незадолго до 1704 г.

Культура: Россия, Санкт-Петербург

Середина: Красная сосна (pinus sylvestris) с коваными зажимами

Размеры: Всего (подтверждено): 31 × 193/8 × 12 1/2 дюйма (78,7 × 49,2 × 31,8 см)

Классификация: Скульптура

Кредитная линия: Фонд Райтсмана, 1996 г.

Регистрационный номер: 1996,7

баронна Кассель ван Дорн (до 1956 г.); [распродажа, Galerie Charpentier, 30 мая 1956 г., вып. 71; к Блюмке]; Семья Блюмка (1956–96; продажа, Sotheby’s, Нью-Йорк, 9–10 января 1996 г., № 103; продана ММА)

Нью-Йорк. Музей Метрополитен. «Празднование Санкт-Петербурга», 11 июня 2003 г. — 25 января 2004 г.

Нью-Йорк. Музей Метрополитен. «Годы Филиппа де Монтебелло: кураторы отмечают три десятилетия приобретений», 24 октября 2008 г. — 1 февраля 2009 г..

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели теперь могут подключаться к самым последним данным и изображениям для более чем 470 000 произведений искусства в коллекции The Met. В рамках программы открытого доступа The Met данные доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

Узнать больше

Узнайте больше об этом произведении

Соединения : Сенсорный

Куратор европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства Ян Уордроппер о глубокой связи между прикосновением и скульптурой.

СвязиВиртуозность

Реставратор картин Майкл Галлахер говорит о привлекательности технической виртуозности.

Хронология истории искусств

Музейные публикации

«Неожиданный бюст Александра Меншикова»: журнал Метрополитен-музея, т.

35 (2000)

«Недавние приобретения, выборка: 1995–1996″: Бюллетень Метрополитен-музея, т. 54, № 2 (осень 1996 г.)

Европейская скульптура, 1400–1900 гг., В Метрополитен-музее.

82-й и пятый

Похожие произведения искусства

  • В той же галерее
  • Неизвестно
  • Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство
  • Бюсты
  • Зажимы
  • Цифры
  • Железо
  • Железо и сплав железа
  • Металл
  • Сосна
  • Скульптура
  • Мягкая древесина
  • Дерево
  • Из Азии
  • Из России
  • Из Санкт-Петербурга
  • С 1600 по 1800 г. н.э.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство в Метрополитене

Обширная коллекция европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства Метрополитена отражает развитие ряда форм искусства в странах Западной Европы с начала пятнадцатого до начала двадцатого века.

The Menshikov Palace Tour — Saint -Petersburg Private Tours

Tour Snapshot:

2 часы

на выбранном направлении

A

. Private Car

66 A

.

Профессиональные и лицензированные

Дополнительно

Умеренная

Дворец на Университетской набережной, построенный для первого губернатора Санкт-Петербурга и приближенного императора Петра I князя Александра Меншикова, стал первым монументальным каменным зданием в городе. Неповторимый облик дворца сложился в ходе длительного поэтапного строительства с 1710 по 1727 год. Во времена Меншикова территория усадьбы, на которой располагался дворец, протянулась через весь Васильевский остров. В его состав входили парк, огород, баня, кузница, пекарня и другие помещения.

Интерьер Меншиковского дворца представляет собой сочетание традиционных и прогрессивных приемов и форм: здесь применены все достижения строительства и искусства того времени. В отделке и отделке помещений использованы самые дорогие современные материалы: мрамор, монументально-декоративная роспись, старинная и современная итальянская скульптура, резное и инкрустированное дерево, европейские расписные кобальтовые изразцы, русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, драгоценные ткани. и шерстяные гобелены.

Во время экскурсии вы узнаете биографию первого петербургского губернатора и историю особняка Меньшикова. В сопровождении профессионального гида вы посетите уникальный Ореховый зал с исключительным шпоном, прекрасные каюты и Большую палату с предметами декоративно-прикладного искусства и упомянутыми выше гобеленами XVII века.

Доступен: ежедневно*
*закрыт по пн.

Бланк заказа экскурсии в Меншиковский дворец

  • Количество человек

    12345678

    Для групп от 9 человек, пожалуйста, свяжитесь с нами для получения специального предложения.

  • Итого

    0.00 шт.

Обзор экскурсии:

Меншиковский дворец

В настоящее время Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа. Это дает посетителям возможность погрузиться в историю русской культуры 18 века и атмосферу петровской эпохи.

Во время экскурсии Вы посетите зал Кордегарда, где ждали приема важные военные гости, подниметесь по дубовой лестнице в княжеские покои и увидите Большой зал, где в начале 18 века Петр I проводил собрания и праздновал военные победы . Отдельного внимания заслуживает так называемый Ореховый кабинет. Он отделан редкими породами дерева и аппликацией из бронзы и панциря черепахи. Ореховый кабинет служил главным кабинетом для приема важных гостей. Князь Меншиков был увлечен шахматами, поэтому здесь вы увидите уникальный шахматный стол с янтарными шахматными фигурами. Говорят, Петр любил сидеть на стуле и играть в шахматы за этим самым столом. И не забудьте заглянуть в вестибюль: его украшает старинная статуя Аполлона, выполненная римскими мастерами во (только представьте!) II веке.

В залах Меншиковского дворца вы также найдете редкие предметы прикладного искусства и оружия, астрономические инструменты и богатую коллекцию картин.

ПОЧЕМУ ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ

ЧТО ВКЛЮЧЕНО

  • Подробная экскурсия по особняку, который был центром культурной жизни Санкт-Петербурга в 18 веке
  • Увлекательный историко-культурный обзор экспонатов дворца в сопровождении профессионального гида
  • Входные билеты в музеи и комфортабельный личный транспорт

ЧЕГО НЕТ

  • Увлекательная игра в шахматы с янтарными шахматными фигурами князя Меншикова

11 июня 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *