Опера Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (The Miller who was a Wizard, a Cheat and a Match-maker)
Комическая опера в 3 действиях. Либретто написано А. Аблесимовым, музыка — Соколовским, музыкальная редакция Фомина.
Первое представление состоялось 20 января 1779 года в Москве.
Действующие лица:
- Анкудин, крестьянин, бас
- Фетинья, его жена, меццо-сопрано
- Анюта, их дочь, сопрано
- Филимон, однодворец, тенор
- Фаддей, мельник, бас
Первое действие
Давно толкуют в народе, что мельницы — прибежище чертей, домовых и прочей нечисти. Но старый мельник, сколько лет ни живет здесь, а ни черта, ни дьявола в глаза не видел. Впрочем, раз уж прослыл он всесильным колдуном, умеющим укрощать нечистую силу, значит можно извлекать из этого всю возможную выгоду. А вообще мельник уверен — кто сметлив да хитер, тот без всякой нечисти сумеет провести за нос любого простака. Вот и сейчас хитрец без особого труда дурачит молодого парня Филимона, который пришел с просьбой погадать — найдутся ли пропавшие кони. Завязав Филимону глаза, он производит «адский» шум при помощи старого жернова и, инсценируя разговор с нечистой силой, сам себе отвечает измененным голосом. Проницательному мельнику сдается, что не только пропажа коней кручинит бедного парня. Так оно и есть: на расспросы старика Филимон отвечает, что полюбил молодую девушку Анюту, да со свадьбой дело не ладится. Мать Анюты — Фетинья происходит из обедневшего дворянского рода, а потому хочет отдать дочь непременно за дворянина. Отец же Анюты — Анкудин, честный пахарь, прочит дочь за такого же крестьянина, как и он сам. Мельнику не раз приходилось улаживать подобные дела, и он берется высватать Анюту Филимону.
Второе действие
Не откладывая дела в долгий ящик, мельник приходит ко двору Анкудина побеседовать с Фетиньей. Он намекает чванливой дворянке, что по ее вкусу нашел для Анюты жениха-дворянина. «Колдун» согласен погадать, чтобы Анюта с Фетиньей сами увидели суженого. Спрятав Филимона за большим деревом, он дает девушке зеркальце. Едва она взглянула в него, как Филимон по знаку мельника показывается из-за дерева. Увидев в зеркале отражение Филимона, Анюта радуется — ее суженый тот, кого она любит. Фетинью же мельник посылает пройтись по тропинке — первый, кто попадется ей навстречу, и будет женихом Анюты. Не успевает она сделать несколько шагов, как Филимон вновь выходит из-за дерева, и перед Фетиньей предстает будущий муж дочки. Тем временем возвращается с поля Анкудин. С ним договориться легче всего. Ему мельник попросту рассказывает, что нашел для Анюты жениха — честного и трудолюбивого хлебопашца. Анкудин согласен, но между ним и сварливой женой возникает ссора. Ни Анкудин, ни Фетинья не хотят поступиться своим выбором.
Третье действие
Фетинья спешит выдать замуж дочь, пока Анкудин не привел жениха-крестьянина. Поэтому она созвала подруг Анюты и деятельно готовится к свадьбе. Но вот приходит мельник и приводит с собой Филимона. Все узнают в нем того самого человека, который всем являлся в гаданиях. Оказывается, именно о нем и думал каждый в отдельности. Но кто же такой Филимон? Как может он угодить разноречивым пожеланиям матери-дворянки и отца-крестьянина? Неужели мельник пустился на обман? Ничуть не бывало. Оказывается, Филимон — однодворец. Он, как поясняет мельник, —
…сам помещик, сам крестьянин,
сам холоп и сам боярин,
сам и пашет и орет,
и с крестьян оброк берет.
Теперь ничто не мешает свадьбе. Радостные и довольные, все благодарят смекалистого мельника — ловкого «колдуна» и умелого свата.
рекомендуем
смотрите также
Шапорин. Пять романсов на стихи Пушкина Вокальные
Опера Томсона «Четверо святых в трёх действиях» Оперы
Бетховен. Струнные квартеты, Op. 59 («Русские квартеты») Камерные и инструментальные
Равель. «Три поэмы Малларме» Вокальные
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня») Симфонические
Рахманинов. Кантата «Весна» Вокально-симфонические
Чайковский. «Ромео и Джульетта» Симфонические
Опера Прокофьева «Война и мир» Оперы
Бах. Камерно-инструментальное творчество
Камерные и инструментальные
Шостакович. Шесть песен на стихи английских поэтов Вокальные
Реклама
Краткое содержание Аблесимов Мельник — колдун, обманщик и сват за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Аблесимов — Мельник — колдун, обманщик и сват
Произведение относится к пасторальной комической опере, исполняемой в разные периоды с использованием различной музыки, чаще всего в народном авторском стиле Соколовского М.М.
По композиционной структуре произведение состоит из трех действий, события которых разворачиваются в крестьянской глубинке.
Главными персонажами пьесы являются молодые влюбленные Анюта и Филимон, а также деревенский мельник по имени Фаддей, имеющий среди местного населения мрачную славу обманщика.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг событий, происходящих между влюбленными, желающими поскорее заключить брак и сыграть свадьбу, и матери невесты Фетиньи, имеющей дворянское происхождение и нежелающей отдавать единственную дочь замуж за простого крестьянина, занимающегося хлебопашеством.
На помощь молодым людям приходит Фаддей, местный мельник, славящийся в округе умением ворожить, предсказывать будущее, а также плутовать. Мельник решает выступить в роли свата жениха и постараться переубедить мать Анюты в отношении юноши.
Для этого Фаддей проворачивает ситуацию с ворожбой, в которой представляет Филимона для будущей тещи и тестя в качестве родовитого дворянина из соседней деревни, при этом гадание мельник осуществляет в отдельности для отца и матери невесты в виде неожиданной встречи с будущим суженым их дочери.
При обсуждении родителями Анюты потенциального жениха каждый из родных пытается представить в качестве достойной кандидатуры именно юношу, встреченного им на пути, не подозревая, что это один и тот же человек.
Прибывший для сватовства в дом невесты уже изрядно пьяненький Фаддей выводит на сцену истинного влюбленного, объясняя его благородные стремления и представляя положительные качества его характера.
Пьеса отличается применением своеобразных художественных средств выразительности в виде народных песен, разговорных речевых оборотов и выражений, отражающих крестьянские нравы в реальной грубой и неприкрытой действительности.
Произведение представляется легкой, живой, веселой пьесой, не претендующей на звание социально-психологического творения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Аблесимов — Мельник — колдун, обманщик и сват. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Хрупкая веточка Бажова У Данилы (мастера по малахиту), его жены Кати (она спасла своего мужа от Хозяйки Медной горы) родилось восемь сыновей.
Один мальчик, Митька, упал в детстве и стал горбатеньким
- Краткое содержание Менандр Брюзга
Книга написана в жанре комедии. Наименование книги в переводе означает «человеконенавистник». Главным героем комедийной эпопеи является Кнемон. Кнемон был простым крестьянином, который невзлюбил весь мир и потерял веру в людей.
- Краткое содержание Алексиевич Чернобыльская молитва
Книга раскрывает аварию и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 1986 году. Автор выстроил уникальную методику повествования, — не хронологическую, но с точки зрения очевидцев событий
- Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини
Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба.
- Краткое содержание Екимов Как рассказать
Пятый год подряд с наступлением весны Григорий, сварщик — монтажник и отец двоих детей брал десятидневный отпуск и отправлялся на Дон ловить рыбу.
Первые театральные постройки Санкт-Петербурга — Путеводитель по экскурсиям
Сухопутный дворянский кадетский корпус
Находился на Васильевском острове в имении князя А.Д. Меншикова (архитектор — Г. Шедель). Он был основан в 1732 году как высшее учебное заведение. С 1740-х годов стали устраиваться студенческие спектакли. На сцене театра ставились французские трагедии («Заир» Вольтера), а также трагедии А. П. Сумарокова («Синав и Трувор», «Артистон», «Семира», «Хорев»), которые были созданы под его руководством. В 1752 г., по указу Елизаветы, ярославские комедианты Ф.Г. Труппу Волкова отправили учиться в Корпус.
Деревянный театр на Царицыном лугу
Перестроен из деревянного манежа в 1770 году для английских комиков. В 1775 году театр арендовал немецкий купец К. Книппер для своей труппы. В 1779 году Книппер организовал здесь также Свободный русский театр. В 1783 году театр был куплен в казну и назван Малым. Он был снесен в одну ноябрьскую ночь 1796 года по приказу Павла I. Правда, готовились к этому целый месяц.
Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге. Рис. Д. Кваренги. 80-е годы XVIII века
Построен в 1777-89 гг. А. Ринальди на площади Карусели, ставшей затем Театральной площадью. Первый публичный театр в Петербурге. Он был открыт для посещения в 1783 году. Каменным его называли до начала XIX века. Его перестраивали в 1802, 1818, 1838 годах и, наконец, в 1892 году он был разрушен. На его месте в 1896 году было построено здание Консерватории.
Петербургский Большой (Каменный) театр.
На гравюре изображено здание Большого, перестроенное Томом де Томоном в 1802 г.
В Большом театре были поставлены русские и итальянские оперы, а также русские, французские, немецкие драматические спектакли.
Зрительный зал Большого театра. Гравюра С. Галактионова по рисунку П. Савиньи. 1820-е годы.
Набережная Невы у Эрмитажного театра.
Архитектор Дж. Кваренги. С гравюры И. Иванова по рисунку В. Садовникова. 1830 г.
Построен по указу Екатерины II от 23 сентября 1783 г. в стенах Лейп-Кампанского корпуса. Фасад появился только в 179 г.2. Театр предназначался «для личного подсобного хозяйства императорской семьи и двора». Комическая опера «Миллер — колдун, обманщик и сват» была официально открыта 25 ноября 1785 года. Спектакли в ней давали все государственные императорские труппы.
Эрмитажный театр. Зал
Зал создан по образу античного (помпейского) амфитеатра. Любимое творение Дж. Кваренги. Зал имеет уникальную акустику и отличный обзор с любого места.
Малый театр (Театр Касаси) в начале XIX века
Находился на месте нынешнего Екатерининского сада. В 1803 г. он был перестроен из павильона Аничкова дворца В. Бренной. Театр был официальным. Его арендовала итальянская оперная труппа А. Касасси. Когда в 1811 году сгорел Большой Каменный театр, деревянный Малый стал чуть ли не единственным театром, куда мог пойти петербуржец. В 1828 году К. Росси начал строительство Александринского театра, а Малый театр был снесен.
Каменностровский театр. Фото 1952 г.
Построен в 1827 г. С.Л. Шустов. Особенность здания заключалась в том, что его задняя стена могла раздвигаться и представление шло на фоне природного ландшафта. В 1844 году здание было перестроено А.К. Кавос, а в 1932 г. Е.И. Катонин. Здание до сих пор деревянное и стоит до сих пор. С 1966 по начало 1990-х здесь располагался Телевизионный театр.
Александринский театр. Литография Ф. Шевалье. 1830-е годы.
Александринский театр построен в 1832 году по проекту архитектора К. Росси. Он был рассчитан на зрителей всех рангов — от императора до самых низших сословий. Он был назван Александринским в честь жены Николая I — Александры Федоровны. Это был первый театр с постоянной труппой. Его открыл драматический спектакль русской труппы по трагедии М.В. Крюковский «Пожарский». После окончательного разделения русской труппы на оперную и драматическую в 1836 году Александринская сцена была посвящена драме. В.А. Каратыгин, А.М. Каратыгина-Колосова, Ю. Г. Брянский, М.И. Вальберхова, Н.О. Дюр, В.Н. Асенкова, И.И. Сосницкий, А.С. Мартынов, В.В. Самойлов, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов, В.Н. Там играли Давыдов и другие.
Михайловский театр. Гравюра середины XIX века
Открыт в 1833 году как второй императорский театр со своей постоянной труппой. Однако три труппы были три — русская, французская и немецкая. Здание построено А. Брюлловым, фасады спроектированы К. Росси.
Интерьер Михайловского театра. Середина XIX века
Театр-цирк
Здание располагалось на Театральной площади. Он был перестроен в 1849 году.от деревянного до каменного. Арена была объединена со сценой. Давались цирковые, театральные, оперные представления. Популярностью пользовались так называемые пантомимы — драматические спектакли с участием артистов цирка. В 1856 году здесь состоялась премьера «Русалки» Даргомыжского. В 1859 году Театр-цирк сгорел. В 1860 году на его месте появился Мариинский театр (архитектор А. Кавос).
Мариинский театр. 1870-е гг.
Открыт в 1860 г. и перестроен А. Кавосом из стоявшего на этом месте здания сгоревшего Театра-цирка (фактически перестроенного заново). Он стал третьим Императорским театром с постоянной труппой (русская опера). Он был назван Мариинским в честь императрицы Марии Федоровны. В 1883-1899 гг.6 театр реконструирован арх. В. Шретер.
Цирк Чинизелли. С фото конца XIX в.
Построен в 1877 г. В. Кеннелем. Это имело непосредственное отношение к театру. В 1911 году на арене цирка была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип» М. Рейнгардта. Были исполнены пантомимы (союз театра и цирка). В 1918 году Ю. Юрьев поставил «Царя Эдипа». Грандиозные пантомимы ставились в советское время (среди режиссеров Н. Фореггер, С. Радлов, среди авторов — Н. Эрдман, В. Ардов), они ставятся и сейчас, но значительно реже.
Зимний дворец Петра I и Эрмитажный театр, Санкт-Петербург
Зимний дворец Петра I и Эрмитажный театр — памятник истории и архитектуры, расположенный в центральной части Санкт-Петербурга и входящий в музейный комплекс Государственного Государственный Эрмитаж.
Зимний дворец Петра Великого построен в 1712 году на набережной Невы как личная резиденция императора Петра Великого.
После смерти царя, а затем его супруги Екатерины I Зимний дворец Петра I использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в его стенах размещалась лейб-кампанская труппа, с с помощью которого дочь Петра I заняла царский престол.
В конце 18 века на месте дворца был построен Эрмитажный театр, и от бывшего дворца сохранилась лишь небольшая часть (комнаты), которые сейчас входят в состав Эрмитажного театра.
Эрмитажный театр — один из старейших в Санкт-Петербурге и России.
С 18 века театрализованные представления при королевском дворе стали традиционными и сопровождали многие празднества. По этой причине в 1783-1789 годах архитектор Джакомо Кваренги поручил Екатерине II построить отдельное театральное здание.
Первый сезон в Эрмитажном театре открылся еще до завершения всех отделочных работ — 16 ноября 1785 года постановкой оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват».
В 1894 году театр был восстановлен. В 1902 году архитектор Л. Н. Бенуа оформил фойе театра в стиле рококо.
После событий 1917 года в театре размещался Рабочий университет им. Луначарского, а в 30-е годы проводились различные концерты. В 1935 году театр прекратил свою деятельность. В течение многих лет помещение использовалось как Лекционный зал Государственного Эрмитажа.
В начале 1980-х годов было принято решение о проведении капитального ремонта и реставрации здания театра. В январе 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери.
Сегодня это одна из самых популярных эстрадных площадок Санкт-Петербурга.
Здание Эрмитажного театра (Зимний дворец Петра I) — памятник архитектуры русского классицизма конца XVIII века. Его главный фасад выходит на Дворцовую набережную Невы. Боковой фасад выходит на набережную Зимней канавки и примыкает к основному дворцовому комплексу (Государственный Эрмитаж) аркой-переходом через канавку. Арочный переход проходит через мост Эрмитаж.
На фото : арка-пассаж, набережные Зимней канавки, Эрмитажный мост и боковой фасад Эрмитажного театра (справа)
Здание театра отличается гармоничностью и сбалансированность архитектурных форм. Отличается двухэтажной рустованной частью и неглубокой лоджией между боковыми ризалитами.
В нишах фасада установлены скульптуры и бюсты древнегреческих драматургов и поэтов.
Центральную часть фасада украшают стройные барельефные колонны с капителями, поддерживающие карниз здания.
Рустовые окна первого этажа украшены замковыми камнями с львиными «масками».
Интерьер Эрмитажного театра (Зимний дворец Петра Великого)
Театр дает спектакли и концерты, в фойе проходят выставки. В Эрмитажном театре также проводятся научные конференции, семинары и симпозиумы.
В сохранившейся части Зимнего дворца Петра Великого находится мемориальная выставка, посвященная Петру Великому и его эпохе.
Зрительный зал театра устроен в виде античного амфитеатра. Стены и колонны отделаны цветным искусственным мрамором. В нишах скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы с портретами известных музыкантов и поэтов.
В экспозиционной части Эрмитажного театра — бывшем Зимнем дворце Петра Великого, сохранены и воссозданы некоторые комнаты императора — кабинет, столовая и токарный станок, главный экспонат которого — токарный и копировальный машина английского мастера Джорджа Занепенса.
В музее выставлен так называемый «Восковой человек» — посмертный скульптурный портрет Петра Великого.
Петр I скончался 28 января 1725 года в «Кабинете» — кабинете, расположенном в западной части дворца. Сразу после смерти императора Ч. Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки рук и ног. По этим слепкам и маске он в 1725 году создал «персону». начала 18 века.
Справочная информация
Эрмитажный театр (Зимний дворец Петра Великого) входит в состав Государственного Эрмитажа и входит в основной музейный комплекс.
Адрес : Дворцовая набережная, д. 32-34.
Веб-сайт : Hermitagemuseum.
Вход в театр с Дворцовой набережной 34 (Малый вход), дверь с козырьком.
Ближайшие станции метро : «Адмиралтейская» (800 метров), «Невский проспект» (1 километр), «Гостиный Двор» (1,3 км).
Наземная остановка : «Дворцовая площадь» (300 метров). Автобусы: 7, 10, 24, 191, троллейбусы: 1, 7, 10, 11.
Государственный Эрмитаж имеет официальную 5-звездочную гостиницу с изысканным интерьером роскоши царской России, которая расположена в тихая часть исторического центра Санкт-Петербурга в здании постройки середины 19 века.
В отеле : бутик-ресторан, ресторан, лобби-бар, фитнес-центр, спа и оздоровительный центр и бесплатный Wi-Fi.
Номера и люксы обставлены элегантной мебелью, созданной флорентийскими мастерами по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором.