Медея | это… Что такое Медея?
Сара Бернар в роли колхидской волшебницы в пьесе Катюля Мендеса на плакате Альфонса Мухи«Медея»
У этого термина существуют и другие значения, см. Медея (значения).
Меде́я (др.-греч. Μήδεια — «умница» от др.-греч. μήδομαι — «замышлять, обдумывать, размышлять») — в древнегреческой мифологии[1]колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.
Содержание
|
Миф
Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии[2], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии[3]), волшебницей, а также жрицей (или даже дочерью[4]) Гекаты.
Встреча с Ясоном
Медея, фрагмент фрески в Геркулануме
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов[5].
Плавание на «Арго»
После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)
Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).
Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.
Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козленка, уже не стала.
Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость[6]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам[7]. По версии, вернула молодость также Ясону[8]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков[9].
После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.
В Коринфе
Вазописец Иксиона. «Медея убивает одного из своих сыновей», 330 г. до н. э., Лувр
Дальше у мифа существует несколько версий.
В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа[10]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу[11]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени[12].
Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.
Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами[13].
Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).
Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей[14]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.
В Афинах
«Медея», картина Ф. Сэндиса
Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана[15]. Она родила Эгею сына Меда.
Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.
Дальнейшая судьба Медеи
Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличенная как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей[16].
На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).
По другому рассказу, уличенная в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды[17]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен[18].
По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо[19].
После смерти
Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла[20] (эту версию упоминали Ивик (фр.291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония[21]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.
Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи[22]. Её стал почитать богиней Гесиод[23].
Две Медеи
Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:
- Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
- Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)
Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.
Семантика
Толкование образа
Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.
Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:
- почитавшейся в Колхиде солнечной богини
- колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
- героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа
Источники
История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.
- «Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст
- Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
- Аполлодор, Библиотека I, 23-28
- Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)
- Сенека, «Медея» (трагедия)
- Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»
Образ Медеи в искусстве
Мария Каллас в роли Медеи в одноимённом фильме Пазолини
Литература
- Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр. 337-346 Радт), «Скифы» (фр.546-549 Радт), «Зельекопы» (фр.534-536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший[24], Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона[25]. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).
- Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)
- Корнель, «Медея», трагедия (1635)
- Ф. В. Готтер, «Медея»
- Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)
- Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)
- Л. Тик, «Медея»
- Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)
- Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)
- Пауль Хейзе — новелла «Медея»
- Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867)
- Катюль Мендес — трагедия «Медея»
- Жан Ануй, драма «Медея» (1946)
- Ф. Т.Чокор, «Медея»
- Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»
- Robinson Jeffers — «Medea»
- Ханс Хенни Янн, «Медея»
- Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)
- Криста Вольф — роман «Медея. Голоса» (1993)
- A. R. Gurney — «The Golden Fleece»
- Marina Carr — «By the Bog of Cats»
- Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)
- Дане Зайц — драма «Медея» (1988)
- Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)
- КЛИМ — пьеса «Театр Медеи» (2001)
- Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)
- Сара Стридсберг — драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли — Нуми Рапас)
- Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»
- Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»
- Percival Everett — «For Her Dark Skin»
- Роберт Холдсток — «Кельтика»
Музыка
- Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
- Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
- Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
- Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж. -Ж.Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
- Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
- Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
- Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
- И. Г. Науман, «Медея»
- Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
- Э. Кшенек — «Медея»
- Д. Мийо — опера «Медея», 1939
- Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
- Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
- Chamber Made — опера «Медея», 1993
- мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
- Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988—1990)
- Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)
- Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)
- Оскар Страсной — опера «Мидея» (2000)
- группа «Зломрак» — песня «Медея»
- группа Хорги — песня «Медея»
- Тамара Гвердцители — «Медея» (песня на грузинском языке)
- песня Виены Тенг «My Medea»
- Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланца (2004)
- A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)
- Панк-опера «Медея. Эпизоды». (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергей Смирнов, Санкт-Петербург, 2010), www.medea.ru
- Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)
- Алина Новикова (композитор) и Дарья Жолнерова (реж.), Санкт-Петербург — опера «Медея» (2011)
Живопись
- картины Веронезе, Пуссена, Ванлоо, Гверчино, Г.Моро, А.Фейербаха.
- «Медея убивает своих детей» — картина Делакруа
- «Медея» — плакат чешского художника Альфонса Мухи, изображающий одну из сцен одноимённой трагедии Катюля Мендеса
Скульптура
- Медея — скульптура в г. Пицунде (Республика Абхазия). Автор Зураб Церетели
Кинематограф
- 1963: Ясон и аргонавты / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак
- 1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас
- 1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури — актриса, играющая роль Медеи, — разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме
- 1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen
- 2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Jolene Blalock
- 2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Katja Schuurman
- 2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в главной роли — Изабель Юппер
- 2009: «Медея» — фильм Натальи Кузнецовой, в роли Медеи — Наврозашвили Лилиан
- см. Медея (фильм)
- Медея является в образе призванного слуги в аниме-сериале «Судьба: ночь схватки» (2006) и одноимённом полнометражном фильме (2010)
Памятник
Медея с золотым руном. Памятник в Батуми
Интересные факты
- «Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих или причиняющих боль своим детям.
- Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
- В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.130-131
- ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25
- ↑ Гигин. Мифы. Введение 37
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1
- ↑ Пиндар. Олимпийские песни XIII 54
- ↑ Овидий.
- ↑ Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3
- ↑ Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45
- ↑ Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1
- ↑ Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
- ↑ Еврипид. Медея 1316—1322
- ↑ Сенека. Медея 1024
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5
- ↑ Гигин. Мифы 27
- ↑ Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
- ↑ Страбон. География XI 13, 10 (стр.526)
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173
- ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 12, 1
- ↑ Гесиод, подложный фр.376 М.-У.
- ↑ Аристотель. Риторика II 23
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
Ссылки
- на mlahanas.de
- на Медея.народ.ру
К СУЩНОСТИ ОБРАЗА МЕДЕИ В ОДНОИМЕННОЙ ТРАГЕДИИ ЕВРИПИДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru
УДК 82-1:821’01(38)
К СУЩНОСТИ ОБРАЗА МЕДЕИ В ОДНОИМЕННОЙ ТРАГЕДИИ ЕВРИПИДА Брагова А.М., Кузнецова А.В.
Статья посвящена анализу образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида. Авторами делается вывод о том, что в трагедии создан образ женщины с трагической судьбой и страстной натурой. Героиня трагедии не готова мириться с судьбой и потому начинает бороться за справедливость и уважение к себе. Своим поступком (убийством детей из ревности к мужу) Медея доказывает могущество женщины и указывает на отсутствие у нее женственности, которая должна выражаться в смирении, кротости, вере, надежде и любви. В связи с этим образ Медеи является символом зла и темных сторон женской сущности.
Ключевые слова: Медея, Еврипид, античная трагедия, древнегреческая литература.
TO THE ESSENCE OF MEDEA IMAGE IN THE EPONYMOUS TRAGEDY BY EUREPIDES Bragova A.M., Kuznetsova A.V.
The article is devoted to the analysis of Medea image in eponymous tragedy by Euripides. The authors conclude that the tragedy created the image of a woman with a tragic fate and a passionate nature. The heroine of the tragedy is not ready to put up with fate and therefore begins to fight for justice and self-respect. By her act (killing children out of jealousy for her husband), Medea proves the power of a woman and points to her lack of femininity, which should be expressed in humility, meekness, faith, hope and love. Ssia — «храбрость») является дочерью колхидского царя Ээта (сына Гелиоса и Персеиды) и океаниды Идии (нимфы, одной из трех тысяч дочерей титана Океана и Гефиры), внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи, волшебницей, а также жрицей Гекаты.
Также еще одним значением имени Медея является «мидийка» (жительница Мидии, страны внутренней Азии), что означает «азиатка». Так, например, И. Анненский в четвертом явлении первого действия своего перевода трагедии Еврипида «Медея» добавляет собственную ремарку относительно негреческого внешнего вида героини, что как раз оправдывает значение ее имени: «Из средних дверей выходит с небольшою свитою рабынь в восточных одеждах Медея; у нее длинный овал лица, матовые черные волосы, тип лица грузинский, шафранного цвета и затканная одежда напоминает Восток» [2, с. 71]. Именно поэтому непохожесть на других персонажей трагедии подтверждает ее исключительность и объясняет ее неординарный поступок — убийство собственных детей [8, с. 174].
Сущность античной Медеи можно охарактеризовать словом «страсть». Страстность ее направлена вовне: героиня выступает как экстраверт, много и охотно излагая свои мысли окружающему миру [8, с. 179]. Неслучайно ее образ раскрывается в выразительных лирических монологах, насыщенных психологизмом и риторическими приемами, а также в высказываниях о ней других героев произведения [8, с. 181]. То же самое отмечает А.Ф. Лосев: «Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой между долгом и страстью, он показал этот мучительный конфликт и, не приукрасив действительности, приходит к выводу, что, к сожалению, страсть часто берет верх над долгом» [4, с. 158].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru
Перед зрителями предстает личность, борющаяся с внешними силами (роком, волей богов, обществом), а также переживающая внутреннюю борьбу добра и зла, страсти и долга, любви и ненависти. Медея поставлена в ситуацию противостояния и вынуждена делать сложный и важный выбор, который повлияет на поступки и судьбы всех окружающих. Она одновременно является и женщиной-жертвой, и женщиной-мстительницей [7, с. 123]. Узнав о неверности мужа, героиня не может найти никаких оправданий его поступку, она доведена почти до безумия.
На первый взгляд, создается впечатление, что ее разум так же, как и сердце, охвачен чувством ненависти, мести и злости. Однако на самом деле во всех ее поступках прослеживается логика и холодный расчет. Так фраза: «И вышла я…» имеет символический смысл и может рассматриваться как перемещение из частной сферы дома в публичную обстановку. Именно поэтому в пределах дома читатели могут заметить, что речь Медеи более экспрессивная и эмоциональная, так как именно в этой обстановке ею владеют чувства. Но, как только она выходит за черту места уединения самой с собой, ею снова овладевает разум и расчет, особенно при разговоре с Креонтом и Ясоном [11, с. 17]. Именно поэтому можно утверждать, что принятие решения об убийстве невесты неверного мужа и собственных детей не является последствием бури эмоций, захватившей душу героини. Неслучайно Медея становится одним из первых персонажей классической трагедии, где основную роль в образе героини драматург отдает ее психологическому портрету, который раскрывается через лирические монологи героини. Этот прием Еврипид использует в кульминационной сцене трагедии — подготовке к убийству детей, сопровождающейся внутренними терзаниями и муками героини, а также в самом преступлении.
Теперь рассмотрим образ Медеи в отдельных сценах. Впервые в действии трагедии героиня появляется после парода, т.е. прохода хора. В прологе слова Кормилицы о неверности мужа Медеи («Детей Ясон и с матерью в обмен на новое отдать решился ложе.» [2, с. 63]) обозначают основную проблему
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru трагедии: семья «распалась», поскольку муж сделал все для того, чтобы «терем жену утаил». Горе героини велико, поэтому она «остановить не хочет воплей» [1, с. 239]. Именно поэтому ее отношения с Ясоном являются одним из важнейших действующих сил трагедии, ведь они и есть причина всех роковых и страшных поступков Медеи.
Развитие драматургическому действию дает первый монолог героини, который показывает ошибочность представления ее как «дикарки», одержимой ревностью и местью. Медея думает не только о своем личном незавидном положении, но и о предательстве по отношению к ней. Ее мысль обращена к нелегкой доле женщины в эллинском полисе. Выходя замуж, она вступает в новый мир, где ей «чужды и нравы и законы» [1, с. 239]: …И завиден
Удел жены, коли супруг ярмо
Свое несет покорно. Смерть иначе.
Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В глаза глядеть приходится постылым [2, с. 72].
Медея называет деторождение подвигом женщины, сравнимым с подвигом мужчины на войне [3, с. 72]:
Какая ложь! Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить [2, с. 72].
Однако героиня чувствует, что ее подвиги не вознаграждены не потому, что не замечены, а потому, что она является представительницей женского пола. Таково ее положение как женщины. Создается впечатление, что монолог Медеи является выступлением в защиту представительниц прекрасного пола [3, с. 72]:
Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим — и недешево. А купишь,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru
Так тебе хозяин, а не раб [2, с. 72].
Образ героини углубляется в последующих сценах. Креонт, отец новой невесты Ясона и царь Коринфа, встретившись с Медеей, требует, чтобы она покинула его город, поскольку чувствует ее страстную и непредсказуемую натуру. Здесь герой выступает как хранитель порядка и спокойствия своего народа. Он пытается обезопасить свой город от опасного поведения обманутой и преданной своим чувствам Медеи. Неслучайно царь Коринфа называет ее способности злом. Он связывает эти потенциально злые таланты с умом Медеи. Интеллект является ценным атрибутом и способствует улучшению общества, но только в умах мужчин. Поэтому, если им овладевает женщина, то это может принести вред обществу [5, с. 260]. Героиня это осознает, поэтому так отвечает Креонту:
Ведь если ты невежд чему-нибудь, Хоть мудрому, но новому, обучишь, Готовься между них не мудрецом Прослыть, а тунеядцем… [2, с. 74].
В следующей сцене происходит столкновение Медеи с Ясоном. Ее муж предстает как эгоистичная и самовлюбленная натура. Кроме того, он является расчетливым и лживым человеком, прошедшим софистическую школу и преисполненным веры в себя и власти над Медеей [1, с. 29].
Однако его можно и оправдать: Ясон женился на героини не из любви, не посланной его сердцу богинями, а из благодарности [3, с. 73]. Тем самым, можно утверждать, что любовь Медеи безответна. Тем не менее, герой понимает, что должен нести ответственность за ее судьбу и судьбу своих детей, но не предлагает реальной помощи, которая так нужна героине и ее детям в настоящем. Ясон обещает обеспечить будущее детям после рождения их у своей новой невесты [3, с. 77]: Я говорил уже, что я тебя Спасти хотел, родив единокровных Твоим сынам царей, опору дома [2, с. 86].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru Поэтому можно смело сказать, что герой ведет речь о «мнимой» помощи не из чувства ответственности, а из желания очистить свою совесть и выглядеть порядочным и благопристойным человеком в глазах окружающих [3, с. 78]. Все это, безусловно, чувствует и осознает Медея. Более того, Ясон упрекает героиню за ее необузданность, открытое недовольство и «злые речи» [1, с. 241]. После этого создается впечатление, что муж Медеи как будто рад ее отказу от предложенной помощи [3, с. 78]. Все это особенно ранит героиню, поэтому пожар в ее душе разгорается с еще большей силой. Так разговор с Ясоном становится катализатором, обусловливающим последующие действия Медеи.
Далее следует сцена встречи и разговора героини с Эгеем. Медея в ходе их диалога придумывает план мести Ясону. Важно отметить, что Эгей, беседуя с героиней, не подозревает о созревшем в ее голове плане мести, поэтому он просто предлагает смириться с судьбой. Все демонические идеи приходят ей на ум при виде мучающегося от бездетности Эгея («Детей иметь хотел бы я, Медея. » [2, с. 89]). Так героиня решает убить не только невесту мужа, но и собственных детей, поскольку она знает, что по античным представлениям человек, лишенный потомства, считается отверженным богами и людьми, так как наследники являются гарантией бессмертия для родителей и продолжением рода для отца. С точки зрения одержимой жаждой мести и восстановлением справедливости героини подобная месть является высшим наказанием для неверного и эгоистичного мужа.
Медея не собирается принимать долю оскорбленной и обманутой женщины. Ей трудно простить поступок Ясона. Поэтому можно смело сказать, что ее трагедия — это трагедия обманутого доверия: Нежданное обрушилось несчастье. Раздавлена я им и умереть. Хотела бы — дыханье мука мне! Все, что имела я, слилась в одном, И это был мой муж — последний из людей [2, с. 72]. К тому же, сознание полного одиночества усиливает страдания Медеи:
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru
О, ужас! О, ужас!
О, пусть небесный Перун
Пронижет мне череп!. .
О, жить зачем мне еще?
Увы мне! Увы! Ты смерть, развяжи
Мне жизни узлы — я ее ненавижу … [2, с. 68].
При построении дальнейшего психологического портрета героини как через отдельные сцены, так и не протяжении всего действия трагедии можно заметить душевные терзания Медеи по поводу собственноручного убийства своих детей. В этой сцене очевидна внутренняя борьба героини между материнским долгом и страстью, ревностью и любовью к детям. На мгновение материнская любовь заставляет отбросить ужасное решение, дискредитирующее ее как мать, и принять новый план — бежать из Коринфа вместе с детьми:
Вы на меня глядите и смеетесь Последним вашим смехом?.. Ай-ай-ай… Что ж это я задумала? Упало И сердце у меня, когда их лиц Я светлую улыбку вижу, жены [2, с. 106].
Вид малышей трогает героиню, поэтому она пытается отказаться от их убийства. Так или иначе, Медея понимает, что такое решение диктуется не только расчетом, обрекающим Ясона на бездетность, но и глубокой ревностью:
Я не смогу, о нет. .. Ты сгибни, гнет
Ужасного решенья!.. Я с собою
Возьму детей… Безумно покупать
Ясоновы страдания своими
И по двойной цене… О, никогда…
Тот план забыт… Забыт… Конечно… [2, с. 107].
Однако мысли героини, призывающей себя отказаться от детоубийства, сменяются мыслями героини, стыдящей себя за «слабое сердце». Далее можно
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru наблюдать новую борьбу разума с чувствами, характерными для любой женщины и, прежде всего, матери. Медея начинает упрекать свое материнское чувство и любовь к детям. При прочтении этой сцены создается впечатление, что героиня как будто забывает про свой ужасный план. Вдруг она вспоминает, что царица должна была уже примерить свадебный наряд и вероятнее всего в настоящий момент умирает от яда: …О сладкие объятья, Щека такая нежная, и уст Отрадное дыханье… Уходите, Скорее уходите… Силы нет Глядеть на вас. Раздавлена я мукой… На что дерзаю, вижу… Только гнев Сильней меня, и нет для рода смертных Свирепей и усердней плача. .. [2, с. 108].
Звуки разъяренной толпы, ищущей ее сыновей, разрешает все сомнения героини, поскольку она понимает, что дети уже обречены на гибель.
Данному поступку Медеи исследователи творчества Еврипида дают разную оценку. А.Ф. Лосев приписывает это страсти, которая берет верх над долгом в душе героини [4, с. 158]. М. Мэккеи трактует ее поступок как «милосердное убийство», потому что Медея знает, какая судьба ждала бы ее сыновей после смерти Креонта и его дочери: ее дети были бы убиты мучительной смертью [10, с. 71]. И.С. Иванова считает, что преступление Медеи — это попытка перевоспитания Ясона, а именно, после испытанной боли он должен был признать свою вину и раскаяться в своем поступке, тем самым испытав катарсис [3, с. 77]. В.К. Пичугина объясняет такое поведение героини как ее особое понимание правоты и виновности человека [6, с. 531].
Хочется также уделить внимание проблеме, связанной с потерей героиней женственности. Как указывает И.С. Иванова, «апофеозом потери женственности является убийство Медеей своих детей» [3, с. 71]. Медея любящая должна либо покориться воле Ясона и оставить Коринф вместе с
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru детьми, либо еще побороться за его любовь с новой невестой при помощи своих зелий. Однако Медея ненавидящая выбирает месть и наказание, продемонстрировав жителям города свое могущество. Здесь и происходит потеря ею женственности, поскольку данное понятие не включает в свое толкование такие качества, как жестокость, агрессивность и жажду власти [3, с. 77]. Более того, в качестве орудия убийства героиня выбирает меч, атрибут мужского мира [5, с. 262]. Таким образом, любовь маскулинная (жажда отомстить за честь) одерживает победу над любовью феминной (любовь к сыновьям), поскольку бесчестие и осмеяние для нее страшнее измены мужа [8, с. 175]. Так, одной из самых ярких иллюстраций маскулинности Медеи можно считать следующие ее слова: .Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить [2, с. 72].
В связи с этим важно поднять вопрос о гендерной принадлежности героини с разных точек зрения. Первая — это то, как мужчины воспринимают пол Медеи [5, с. 259]. Так в известной сцене разговора с Креонтом герой воспринимает Медею как не имеющую своей гендерной принадлежности, поскольку она не придерживается формы поведения, положенной для женщины. Колхидский царь опасается, что героиня навсегда покинула «природу» и пытается проникнуть в «культуру» [5, с. 260]. Она разделяет свое положение между «природой» и «культурой» на протяжении всей трагедии. Особенно это выражается в выборе способа мести: Немало есть и способов… Какой я выберу, сама еще не знаю: Чертог поджечь невестин или медь Им острую должна вогнать я в печень… [2, с. 78].
Поджог свадебного чертога свидетельствует о том, что Медея сможет сохранить брак и вернуться к своей естественной роли жены и матери. Однако использование меча для того, чтобы проколоть чрево относит героиню к
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru мужской сфере. Поэтому можно утверждать, что Медея выбирает извращенную интерпретацию злой женственности [5, с. 260].
В представлении Эгея героиня по-прежнему находится в женской сфере, особенно при заключении с ним сделки при обмене своего «лекарства» на убежище в Афинах. Известно, что Медея изначально была женщиной, знающей зелья, и с помощью ее навыков и интеллекта мужчины чувствовали себя комфортно [5, с. 262].
Тем не менее, Медея все-таки решает занять пограничное состояние между женской и мужской сферами. В этом заключается вторая точка зрения -притворное гендерное поведение Медеи [5, с. 259]. Неслучайно перед Эгеем она предстает как женщина, способная решить его проблему бездетности, а во второй сцене встречи с Ясоном — как женщина, смирившаяся со своей судьбой.
Третья точка зрения заключается в том, как Медея думает о своей гендерной идентичности [5, с. 259]. Это подтверждает финальная сцена, в которой героиня последний раз входит в свой дом и губит все, что связывает ее с природой. Здесь героиня уже не рассматривается как ресурс для мужчин, а только как дикая ведьма, владеющая губительными ядами.
Интересно рассмотреть образ Медеи также с точки зрения матриархата и этической оценки ее преступления. Так вся месть героини больше, чем просто месть обиженной до глубины души женщины. Поэтому ее поведение можно рассмотреть как символ восстановления справедливости, бунт против ненормально жестоких условий жизни, не позволяющих женщине осуществить свою истинную миссию. Все это указывает на то, что судьбу мужчины вправе вершить женщина, которая велика как в любви, так и в гневе. Только она способна возвести на вершину, и она же способна лишить самого дорогого и ценного того, кто проявил к ней неуважение и нарушил закон любви и верности. Медея не столько обидчица, сколько обиженная, не унижающая, сколько униженная, не столько нарушающая законы, сколько восстанавливающая справедливость [3, с. 72].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru Однако встает вопрос: откуда у героини появляется столь сильная жажда мести и ненависти к миру, природе, детям? Наверное, ответ кроется во внутренней неудовлетворенности любовью, отношении к ней мужа и общества, а также в обреченности на борьбу за свою честь и права [3, с. 77].
Поэтому трагедию Медеи можно воспринимать в двух основных ипостасях: борьба женщины за свое счастье и право вершить судьбы людей и проблема потребности в вечной, самоотверженной любви, никогда не иссякающей и преодолевающей все искушения [3, с. 78]. В ситуации с Медей поступок Ясона, с одной стороны, можно расценивать как использование героини в своих корыстных целях ради собственной выгоды. С другой стороны, он не испытывал возвышенного чувства к героине, поэтому не обязан быть взаимным в любви. Тем не менее, герой не проявляет элементарного уважения и благодарности к женщине, матери его детей. Поэтому отсутствие этих двух составляющих убивает в героине женственность и превращает ее в мстительное чудовище [3, с. 78].
Еврипид специально включает хор в сцену убийства Медеей своих детей, чтобы отделить преступление героини от других мстительных поступков и показать, что именно здесь героиня убивает себя как женщина и как мать и тем самым окончательно отделяет себя от «природы». Все эти приемы помогают Еврипиду дать этическую оценку произошедшему.
В результате, Еврипид создает совершенно иное представление о женщине с трагической судьбой и страстной натурой. Это женщина, в душе которой разгорается настоящий пожар и которая готова бороться за справедливость и уважение к себе. Героиня не согласна мириться с судьбой. Своим поступком Медея одновременно доказывает могущество женщины и указывает на отсутствие у нее женственности, которая должна выражаться в смирении, кротости, вере, надежде и любви. Образ Медеи также является символом зла и темной женской сущности. Как справедливо замечает Т.А. Шарыпина, «попытки «высветлить» или «очернить» этот образ убивают его трагическую величественность» [9, с. 195].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru
Список литературы:
1. Гиленсон Б.А. История античной’литературы. Кн. 1. Древняя Греция. М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.
2. Еврипид. Трагедии=ТРАГП1Д1А1: в 2 т. / Перевод с древнегреч. яз. И. Анненского; подгот.: М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо. М.: Ладомир: Наука, 1999. Т. 1. 644 с.
3. Иванова И.С. Причины утраты женственности героиней античных трагедий Медеей и этическая оценка данного явления // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 3. С. 68-80.
4. Лосев А.Ф. Античная литература. М.: Просвещение, 1980. 465 с.
5. Обидина Ю.С. Казус Медеи: эволюция образа в восприятии древнегреческого общества эпохи классики // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 3 (23). С. 254-266.
6. Пичугина В.К. Перевоспитание дочери, жены и матери в трагедии Еврипида «Медея» // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 2. С. 527-549.
7. Трубочкин Д.В. Античная литература и драматургия. М.: Государственный институт искусствовознания, 2010. 224 с.
8. Федосеева Т.В. Образ Медеи в античной’ литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. 2006. Вып. IV. С. 169-183.
9. Шарыпина Т.А., Савиных О.И. Инварианты образа Медеи в Европейском литературном сознании ХХ — рубежа XXI вв. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 6. № 12. С. 195-200.
10. Mackay M.A. Medea: Maiden, Mother, Monster: a Biopoetic Analysis (Thesis, Master of Arts). University of Otago. 2011. 157 p.
11. Williamson M. A Woman’s place in Euripides’ Medea // Euripides, women, and sexuality / Ed. by Anton Powell. London: Routledge, 1990. P. 16-31.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 1. www.st-hum.ru Сведения об авторах:
Брагова Арина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Россия).
Кузнецова Анна Васильевна — студентка Высшей школы перевода Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Россия). Data about the authors:
Bragova Arina Mikhailovna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod, Russia).
Kuznetsova Anna Vasilievna — student of Higher School of Translation, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod, Russia). E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].
Medea – Mythopedia
Греческий смертныйАвтор: Ави КапахПоследнее обновление: 29 ноября 2022 г. Потомок богов и жрица Гекаты, Медея сама была могущественной ведьмой и волшебницей. Она влюбилась в Ясона, когда он пришел в Колхиду с аргонавтами, чтобы украсть Золотое руно у ее отца. На самом деле Медея была так влюблена, что предала свою семью и покинула родину, помогая Ясону украсть Золотое руно, а затем сбежав с ним в Грецию.
Хотя Медея была очень преданной, она также могла быть опасной и властной. Она пошла на все, чтобы помочь Джейсону, убив своего собственного брата, а затем жестоко убив дядю Джейсона Пелиаса за кражу трона Джейсона. Несмотря на все это, Ясон в конце концов оставил Медею, чтобы жениться на другой женщине. Медея использовала свои навыки, чтобы отомстить Ясону, а затем отправилась в Афины, чтобы выйти замуж за царя Эгея. Но и она вскоре надоела Эгею, и Медее снова пришлось бежать. Согласно некоторым преданиям, она поселилась где-то в степях Азии.
Этимология
Имя «Медея» (греч. Μήδεια, транслит. Mēdeia ) происходит от греческого слова mēdea , означающего «советы» или «заговоры». Похоже, что оно также связано с греческим medō , означающим «управлять» или «защищать», и протоиндоевропейским * med-, означающим «измерять», «давать совет» или «защищать». лечить.»
Произношение
Титулы и эпитеты
Медея получила несколько эпитетов в античной литературе, особенно у Аполлония Родосского Argonautica , эпос, повествующий о путешествии аргонавтов. Среди этих эпитетов polypharmakos («она многих лекарств») и doloessa («лукавая»).
Атрибуты и иконография
Медея, как и большинство принцесс греческой мифологии, обычно изображалась красивой женщиной как в литературе, так и в искусстве. Но самым главным атрибутом Медеи было ее мастерство ведьмы и волшебницы. Обычно ее ассоциировали с Гекатой, богиней магии, — ассоциация, которая, по-видимому, имела какое-то отношение к ее собственным способностям. У Медеи всегда был арсенал сильнодействующих зелий, трав и снадобий, которые позволяли ей подчинять мир своей воле.
Медея Уильяма Ветмора Стори (1866 г.). Высокий художественный музей, Атланта, Джорджия.
WmpearlCC0Медея и ее удивительные силы ярко описаны в книге Аполлония Родосского Argonautica :
В чертогах Ээта взращена дева, которую богиня Геката научила обращаться с магическими травами с исключительным мастерством все что земля и текущие воды производят. Ими угасает порыв неутомимого пламени, и тотчас же она останавливает течение рек, когда они с ревом мчатся дальше, и останавливает звезды и пути священной луны. [1]
Медея тоже была потомком богов. Ее дедушкой был Гелиос, Титан, олицетворявший солнце, а она была племянницей Цирцеи, второстепенной богини, которая также была могущественным волшебником.
Учитывая ее родословную, неудивительно, что древние источники расходились во мнениях относительно того, была ли Медея обычным смертным или божественным существом. В то время как большинство авторитетов — например, Аполлоний Родосский в своем « Argonautica » — представляли ее как смертную, были и такие, кто представлял ее богиней или полубогиней. [2] По крайней мере, обычно считалось, что после смерти Медея отправилась на Поля Элизиума или на Острова Блаженных, чтобы жить в вечном блаженстве с другими необычными смертными и полубогами.
В древнем искусстве пятого века до н. э. Медея обычно изображалась в типично восточном одеянии и с магическими снадобьями в руках. Иногда ее изображали верхом на колеснице своего деда Гелиоса. Она была популярным персонажем в росписи ваз, скульптур и саркофагов. [3]
Семья
Отцом Медеи был Ээт, царь Колхиды и сын бога солнца Гелиоса. В большинстве источников ее матерью была Идия, одна из Океанид, [4] , хотя в некоторых текстах ее матерью вместо этого была Геката. [5] У нее было двое братьев и сестер, сестра по имени Халкиопа [6] и брат по имени Апсирт. [7]
Семейное древо
Мифология
Джейсон
Миф о Медее начинается с прибытия Ясона и аргонавтов в Колхиду в поисках Золотого руна. Золотое руно принадлежало Ээту, отцу Медеи и царю Колхиды. Но дядя Ясона Пелий, незаконно завладевший троном Иолка у своего брата (и отца Ясона) Эсона, приказал Ясону доставить Золотое руно в Грецию.
Джейсон нанял величайших греческих героев, чтобы они отправились с ним в Колхиду. Вместе они стали известны как «аргонавты» в честь своего корабля «Арго». После многих злоключений в открытом море Ясон и аргонавты наконец достигли Колхиды, расположенной на восточном побережье Черного моря. Но когда Джейсон попытался договориться с Ээтом о Золотом руне, Аэтес был менее чем любезен: он согласился выслушать Джейсона только в том случае, если молодой человек сможет запрячь своих огнедышащих быков в плуг и засеять поле драконьими зубами.
Джейсон был бы быстро убит, если бы попытался выполнить эти задания при обычных обстоятельствах. К счастью для него, он привлек внимание дочери Ээта Медеи. В большинстве рассказов это на самом деле не имело ничего общего с удачей: богиня Гера, которая благоволила Ясону, знала, что только Медея может помочь Ясону в его миссии, и поэтому заставила ее отчаянно влюбиться в героя. Согласно Аполлонию Родосскому, Гера обратилась за помощью к Афродите, богине любви, а Афродита, в свою очередь, послала своего сына Эроса, чтобы Медея влюбилась в Ясона:
И быстрыми ногами без опознавательных знаков [Эрос] переступил порог и зорко огляделся; и, скользя рядом с сыном Эсона [Ясоном], он положил стрелу на шнур в центре и, широко расставив обе руки, выстрелил в Медею; и безмолвное изумление охватило ее душу. Но сам бог снова мелькнул из зала с высокой крышей, громко смеясь; и молния вспыхнула в глубине девичьего сердца, как пламя; и все время она бросала ясные взгляды прямо на сына Эсона, и в ее груди сердце ее быстро забилось от тоски, все воспоминания покинули ее, и ее душа таяла от сладкой боли. И как бедная женщина нагромождает сухие ветки вокруг пылающей головни… и пламя, вспыхнувшее дивно великое от малой головни, пожирает все ветки вместе; так, обвиваясь вокруг ее сердца, горела тайно Любовью губительницей; и румянец ее нежных щек появлялся и появлялся, то бледный, то красный, в рассеянности ее души. [15]
Медея, охваченная любовью, послала Джейсону сообщение о тайной встрече с ней. Затем она пообещала, что поможет ему, но только если он согласится забрать ее обратно в Грецию и сделать своей женой. Когда Ясон принял эти условия, Медея дала ему мазь, которая защитит его от огня быков. Она также предупредила его, что после того, как он посеет зубы дракона, из земли вырастет раса воинов, и что единственный способ победить их — обманом заставить их убить друг друга.
Джейсон сделал, как приказала Медея. С мазью Медеи он смог безопасно запрячь быков Ээта и использовать их, чтобы посеять зубы дракона. Затем, когда из земли выросли полностью вооруженные воины, Ясон бросил в их середину камень. Воины не поняли, откуда взялся камень, и дрались между собой, пока все не умерли. [16]
Несмотря на то, что Джейсон выполнил поставленные перед ним задачи, Ээтс отказался передать Золотое руно. Опять же, Медея была полезной. Она привела Джейсона туда, где Ээтс хранил Золотое руно — в уединенной роще, которую охранял гигантский змей. Используя волшебные травы, она усыпила змея, пока Джейсон схватил Золотое руно. Затем они присоединились к другим аргонавтам и отплыли из Колхиды. [17]
Бегство из Колхиды
Апсирт
Ээтс вскоре понял, что его предали, и не терял времени даром в погоне за аргонавтами. Он тоже почти поймал их, но Медея разработала ужасный план, чтобы отвлечь своего отца, убив его сына (и ее брата) Апсирта.
По одной из версий, Медея взяла Апсирта с собой, когда ушла с аргонавтами, затем убила его, разрезала тело и выбросила куски в море. Люди Ээта замедлились, когда остановились, чтобы собрать части тела мальчика, что дало аргонавтам достаточно времени, чтобы сбежать. [18]
По другой версии, именно Апсирт возглавил колхийцев в погоне за Ясоном и Медеей. Зная, что Апсирт в конце концов их поймает, Медея заманила его на небольшой остров. Затем она отвлекла его, пока Джейсон подкрался к нему и убил. [19]
Цирцея
После того, как они отошли от Ээта на некоторое расстояние, аргонавты были брошены ужасными бурями. Они узнали, что эти бури были посланы богами, разгневанными на них за убийство Апсирта. Таким образом, аргонавты приплыли на остров тети Медеи Цирцеи, малой богини и могущественной волшебницы, чтобы очиститься от своей кровной вины. [20]
Иллюстрация Медеи и Ясона, ищущих очищения от Цирцеи. Нарисовано Вилли Погани для книги Падраика Колума «Золотое руно и герои, жившие до Ахиллеса » (1920).
FlickrPublic DomainОстров феаков
После дальнейших приключений, включая встречу с опасными сиренами, аргонавты прибывают на остров феаков. Фекейцами правили Алкиной и его жена Арета. Именно здесь колхи окончательно догнали аргонавтов.
Но Джейсону и Медея снова удалось увернуться от Ээтса. Арета поспешно и тайно обвенчала молодых любовников. Затем Алкиной отказался отправить Медею обратно к Ээту на том основании, что она уже была замужем. Больше ничего сделать колхи не смогли, и аргонавты уплыли. [21]
Талос
Последней битвой аргонавтов стала встреча с Талосом, гигантским стражем Крита. Единственной уязвимостью Талоса, сделанного из твердой бронзы, была единственная вена, протянувшаяся от его шеи до лодыжки. Талос разбил бы «Арго» и его команду, если бы не Медея. По общему преданию, Медея очаровала Талоса и заставила его задеть лодыжку о камень, так что он перерезал себе вену и истек кровью. [22]
Убийство Пелия
Когда аргонавты вернулись в Грецию, Ясон и Медея вернулись в исконное королевство Ясона, Иолк. Там они немедленно начали заговор против дяди Ясона Пелия — узурпатора Иолка и человека, который в первую очередь послал Ясона украсть Золотое руно.
Детали мифа несколько различаются в разных традициях, но результат всегда один и тот же: Пелий был убит Медеей.
Как гласит история, Медее удалось убедить Пелия и его дочерей, что она может вернуть молодость стареющему царю. [23] В качестве доказательства она устроила демонстрацию. Она выбрала старую овцу, разрезала ее на куски и сварила в котле с волшебными травами. Выскочил молодой ягненок. Стремясь добиться таких же результатов, дочери Пелия немедленно разрезали своего отца и бросили его в котел. Но Медея не добавила волшебных трав, и Пелий умер. [24]
Этот поступок привел в ужас жителей Иолка, которые были в ужасе от власти Медеи. Таким образом, она и Джейсон были изгнаны и бежали в Коринф.
Предательство Джейсона
Джейсон и Медея жили как муж и жена в течение нескольких лет и имели вместе несколько детей (точное количество варьируется в зависимости от источника). Но в конце концов Ясон решил оставить Медею ради более молодой женщины: дочери царя Коринфа.
Разъяренная тем, что ее отвергли после всего, что она сделала для Джейсона, Медея совершила ужасную месть. Она отправила новой невесте Джейсона отравленный халат, который сжег ее заживо, как только она его надела. Когда ее отец попытался помочь ей, он сгорел вместе с ней. [25]
В наиболее знакомой версии Медея не удовлетворилась даже после смерти невесты Ясона. Желая еще больше навредить своему своенравному мужу, она также убила детей, которых родила от Джейсона. [26] Но в другой (вероятно, более старой) версии Медея просто бросила своих детей, и они были убиты коринфянами в отместку за действия Медеи. [27]
Медея собирается убить своих детей Эжен Делакруа (1862). Лувр, Париж, Франция.
Wikimedia CommonsPublic DomainПока Джейсон и коринфяне боролись с тем, что сделала Медея, она сбежала. Ее дед Гелиос послал ей колесницу, запряженную летающими драконами; Медея села в колесницу и улетела.
Афины, Эгей и Тесей
Сбежав из Коринфа, Медея пришла в Афины. [28] Там она вышла замуж за царя Эгея, который много лет вел династическую войну и у которого все еще не было наследников. От Медеи у Эгея наконец родился сын.
Однажды в Афины пришел незнакомец. Хотя Эгей не узнал его, Медея знала, что это был Тесей, сын, которого Эгей зачал от трезенской принцессы Эфры. Опасаясь, что Эгей сделает Тесея своим наследником вместо ее сына, Медея попыталась обманом заставить Эгея убить его.
В одной из версий Медея приказала Эгею послать Тесея против чудовищного Марафонского Быка, надеясь, что бык забодает его до смерти. Но смелому и сильному Тесею удалось убить быка, сорвав таким образом план Медеи. [29]
По другой версии, Медея сказала Эгею, что Тесей представляет угрозу, а затем отравила его еду. Но когда Тесей собирался принять яд, Эгей узнал его по мечу, который он носил: это был его собственный меч, который он оставил Этре в Трезене. Он немедленно остановил Тесея от принятия яда. [30]
После того, как Эгей признал Тесея своим сыном, Медея снова впала в немилость. Она ушла в ссылку в последний раз.
Медея на Востоке
Что случилось с Медеей после этого, неясно. По некоторым сведениям, она взяла Медуса (обычно считавшегося ее сыном от Эгея) в азиатские степи. Там Медус стал великим завоевателем и основал царство, которое назвал Медией в честь себя и своей матери. [31]
Согласно другому рассказу, Медея вернулась в Колхиду. Там она узнала, что ее отец Ээт был свергнут своим братом Персесом. Медея (или Медус, в некоторых версиях) убила Персеса и вернула Ээта на трон. [32]
Другие мифы
Существует несколько других разрозненных мифов о Медее.
Краснофигурная чашечка с изображением Медеи, бегущей из Коринфа на колеснице, запряженной летающими драконами. Приписывается художнику Поликоро (ок. 400 г. до н.э.). Кливлендский художественный музей, Кливленд, Огайо.
SailkoCC BY-SA 3.0Согласно одному мифу, странствия Медеи привели ее в Италию. Там она научила маррубцев зачаровывать змей. Впоследствии ей было присвоено почетное имя Ангуития или Ангития ( anguis — латинское слово, обозначающее змею). [33]
Другой миф также исследовал связь Медеи со змеями. На этот раз Медея, как говорят, остановилась в Абсоре, городе на восточном побережье Черного моря, где был похоронен ее брат Апсирт. Город был наводнен змеями, поэтому Медея использовала свои способности, чтобы собрать их и поместить в гробницу Апсирта. [34]
В еще одном мифе Медея оказалась в Фессалии, где приняла участие в конкурсе красоты с Нереидой Фетидой, матерью Ахилла. Состязание было решено критским героем Идоменеем, который вынес решение в пользу Фетиды. Медея обвинила Идоменея во лжи и наложила на него проклятие, сделавшее его неспособным когда-либо говорить правду. [35]
В конце концов Медея стала богиней и вечно жила среди величайших фигур греческой мифологии в Элизиуме или на Островах Блаженных. Некоторые говорят, что она вышла замуж за Ахилла, самого известного из героев, сражавшихся в Троянской войне. [36]
Поклонение
Медею иногда считали богиней, хотя в древнегреческом мире мало свидетельств ее поклонения. Однако она косвенно присутствовала в коринфском культе. Коринфяне проводили ежегодные ритуалы, чтобы искупить убийство детей Медеи (это подтверждало версию мифа, согласно которой коринфяне, а не Медея, были ответственны за убийство детей). Семь мальчиков и семь девочек будут одеты в черное и пострижены. Затем они прожили один год в храме Геры Акреи («Геры высот»), где, по мнению коринфян, дети Медеи встретили свой конец. [37]
Поп-культура
Медея неоднократно появлялась в современной поп-культуре.
В литературе она вдохновила на создание ряда романов, в том числе « Дворец рассвета: история Медеи » Х. М. Гувера (1988), « для ее темной кожи » Персиваля Эверетта (1990) и « Медея » Кристы Вольф (1993). ). Она также играла в пьесах Питера Киена и А. Р. Герни.
В визуальных СМИ Медея, пожалуй, наиболее известна с 19 века. 63 фильм Джейсон и аргонавты или одноименный мини-сериал Hallmark 2000 года. Но Медея была изображена и во многих других фильмах и телешоу.
Наконец, Медея также появляется в видеоиграх, включая Rise of the Argonauts и Fate/Grand Order .
Ссылки
Примечания
Аполлоний Родосский, Argonautica 3.528–33, пер. Р. К. Ситон.
↩Гесиод, Теогония 956ff, фраг. 376; Алкман, фраг. 163 ПМГ ; Аполлодор, Библиотека 1.9.23; Musaeus, 455 F 2.
↩См. Марго Шмидт, «Медея», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Цюрих: Artemis, 1992), 6:386–98.
↩Гесиод, Теогония 960; Аполлоний Родосский, Аргонавтика 3.243; Аполлодор, Библиотека 1.9.23; Гигинус, Фабулы 25; и т.д.
↩Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.45.3.
↩Однако в некоторых источниках она называлась Эвения или Иофосса (Гесиод, Каталог женщин фраг. 255 M-W; Ферекид, FHG 1 F 54; Акусилай, FHG 1 F 8).
↩В большинстве источников Апсирт был сводным братом Медеи, у которого был общий отец, но другая мать (у Аполлония Родосского, Argonautica 3.242ff, его мать названа Астеродеей; у Диодора Сицилийского, Библиотека истории 4.45.3, она Геката; и т. д.). Только у одного автора Идия названа матерью и Медеи, и Апсирта (Иоанн Цецес на Lycophron’s Alexandra 798, 1024). Некоторые источники называют Апсирта либо Эгиалеем (Диодор Сицилийский, Библиотека истории 4.45.3), либо Метапонтием (Дикеоген, 775 TGF ).
↩Валерий Флакк, Аргонавтика 5.275–76.
↩Аполлоний Родосский, Аргонавтика 4.811 и далее; Ибикус, фраг. 291; Симонид, фраг. 558 ПМГ; Ликофрон, Александра 174; Аполлодор, Эпитом 5.5.
↩Схолия на Пиндаре Олимпиец 13.74.
↩Гесиод, Теогония 1001. Другие источники, видимо, знали этого мальчика как Поликсена (Павсаний, Описание Греции 2.3.8).
↩Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.54.1.
↩Аполлодор, Библиотека 1.9.28. Другие второстепенные или местные традиции приписывали Ясону и Медее других детей (некоторые из них переданы в «Описании Греции» Павсания ).
↩Аполлодор, Библиотека 1.9.28. Однако в некоторых традициях Медус был сыном азиатского царя (его имя неизвестно), за которого Медея вышла замуж после Эгея (Диодор Сицилийский, Library of History 4.55.7).
↩Аполлония Родосского, Argonautica 3.280–98, пер. Р. К. Ситон.
↩Пиндар, Пифийская ода 4.221ff; Аполлоний Родосский, Argonautica 3–4; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.48; Валериус Флакк, Argonautica 5–7; Овидий, Метаморфозы 7.1ff; Аполлодор, Библиотека 1. 9.23; Hyginus, Fabulae 22; и т. д.
↩Аполлоний Родосский, Аргонавтика 4.123ff; Аполлодор, Библиотека 1.9.23; Гигин, Fabulae 22.
↩Аполлодор, Библиотека 1.9.24.
↩Аполлоний Родосский, Аргонавтика 4.224ff; Hyginus, Fabulae 23.
↩Аполлоний Родосский, Argonautica 4.659ff; Аполлодор, Библиотека 1.9.24.
↩Аполлоний Родосский, Аргонавтика 4.982ff; Орфическая Аргонавтика 1298фф; Аполлодор, Библиотека 1.9.25; Hyginus, Fabulae 23.
↩См., например, Аполлоний Родосский, Argonautica 4.1639–93. Краткое изложение других версий мифа см. в Apollodorus, Library 1.9.26.
↩В одной из версий Медея использовала свою магию, чтобы вернуть молодость Эсону, отцу Ясона, что побудило Пелия (или его дочерей) попросить ту же услугу для него ( Nostoi frag. 2). Но в более известной версии Эсон (вместе со своей женой и оставшимися детьми) был убит Пелием, пока Ясона не было, и Ясон жаждал мести (Диодор Сицилийский, 9).0013 Библиотека истории 4.50.1; Валерий Флакк, Argonautica 1.777ff; Аполлодор, Библиотека 1.9.27).
↩Диодор, Историческая библиотека 4.51ff; Павсаний, Описание Греции 8.11.2ff; Овидий, Метаморфозы 7.297ff; Аполлодор, Библиотека 1.9.27; Hyginus, Fabulae 24; и т. д.
↩Это распространенная версия, но по другой версии Медея убила коринфскую царскую семью, поджег дворец специальным растением (Диодор Сицилийский, Библиотека истории 4.54.5).
↩Этот миф инсценирован в « Медее » Еврипида, но, возможно, был поставлен еще раньше трагиком Неофроном (согласно Дикеарху, фраг. 63 Верли, и Аристотелю, фраг. 635). См. также Ovid, Metamorphoses 7.391ff; Сенека, Медея ; Аполлодор, Библиотека 1. 9.28; Гигин, Fabulae 25.
↩Аполлодор, Библиотека 1.9.28; Павсания, Описание Греции 2.3.6; Элиан, Varia Historia 5.21; схолии по Еврипиду Медея 264.
↩Это распространенная версия. Но есть и другие версии, в том числе та, в которой Медея впервые отправилась в Фивы искать помощи у Геракла (Диодор Сицилийский, Библиотека истории 4.54.7, 4.55.4).
↩Аполлодор, Эпитом 1,5; Первый мифограф Ватикана 48. В большинстве версий Тесей действительно убил Марафонского Быка, но не потому, что Медея подтолкнула его к этому.
↩Овидий, Метаморфозы 7.404ff; Плутарх, Жизнь Тесея 12; Аполлодор, Эпитом 1,6; и т. д.
↩Геродот, Истории 7.62.1; Аполлодор, Библиотека 1.9.28.
↩Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.56.1; Аполлодор, Библиотека 1.9.28; Гигин, Fabulae 27.
↩Сервий на Вергилия Энеида 7.750.
↩Гигин, Fabulae 26.
↩Фотий, Библиотека 190 = Воплощение Птолемея Гефестиона Новая4 История .
↩Аполлоний Родосский, Аргонавтика 4.811ff; Ибикус, фраг. 291; Симонид, фраг. 558 ПМГ ; Ликофрон, Александра 174; Аполлодор, Эпитом 5.5.
↩Павсаний, Описание Греции 2.3.7; схолии на Еврипида Медея 264.
↩
Первоисточники
Греческий
Гесиод: родословная Медеи и брак с Ясоном кратко описаны среди между смертным и бог, что свидетельствует о том, что Гесиод считал Медею богиней), а также в фрагментарном Каталоге женщин .
Пиндар: Медея играет важную роль в четвертой Пифийской оде (466 г. до н.э.), повествующий миф об аргонавтах. Она также появляется в Олимпийской оде 13 (464 г. до н.э.).
Геродот: Миф о Медее есть упоминания в книгах 1 и 7 Историй (ок. 430 г. до н. э.).
Еврипид: История мести Медеи Ясону рассказана в трагедии Медея (428 г. до н. э.).
Аполлоний Родосский: Медея — один из важнейших персонажей романа Аполлония Родосского.0013 Argonautica (третий век до н. э.), в котором подробно рассказывается миф об аргонавтах.
Павсаний, Описание Греции : Путевой рассказ II века н.э.; например, « География » Страбона, важный источник местных мифов и обычаев. В Книге 2 Павсаний рассказывает о коринфском варианте мифа о Медее.
Orphic Argonautica : Поэма неизвестного автора, вероятно, написанная после четвертого века н.э., Orphic Argonautica рассказывает историю Ясона и аргонавтов с точки зрения Орфея. Медея, естественно, появляется.
Роман
Овидий: Мифы о Медее рассказаны в книгах 4 и 7 эпоса Метаморфозы (ок. 8 г. н.э.). Двенадцатое Heroides (25–16 до н. э.) — письмо Медеи Ясону. Овидий также написал трагедию под названием Medea , которую много читали и высоко оценили в древности, но эта работа не сохранилась.
Сенека: Трагедия Медея I века до н.э. рассказывает ту же историю, что и Еврипидова Медея .
Валерий Флакк, Argonautica : Как и более ранний Argonautica Аполлония, этот эпос I века н.э. рассказывает миф о Ясоне, аргонавтах и Медее.
Мифологические справочники (греческий и римский):
Диодор Сицилийский, Библиотека истории : Работа по всемирной истории, охватывающая события от сотворения космоса до времен Диодора (середина I века до н. э.). Мифы о Медее рассматриваются в Книге 4.
Аполлодор, Библиотека : Справочник по мифологии I века до н.э. или первых нескольких веков н.э. Мифы о Медее в основном содержатся в Книге 1.
Hyginus, Fabulae : латинский мифологический справочник (первый или второй век н.э.), который включает разделы, посвященные мифам о Медее.
Вторичные источники
Clauss, James J., and Sarah Iles Johnston, eds. Медея: Очерки Медеи в мифах, литературе, философии и искусстве . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2020.
Колавито, Джейсон. Джейсон и аргонавты сквозь века. Джефферсон, Северная Каролина: McFarland, 2014.
Дрэгер, Пол. «Медея.» В New Pauly Brill под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx.doi.org/10.1163/1574-9.347_bnp_e728010.
Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Лондон: Penguin, 1955.
Гриффитс, Эмма. Медея . Нью-Йорк: Routledge, 2012.
Хантер, Ричард и Карим Арафат. «Медея.» В The Oxford Classical Dictionary , 4-е изд., под редакцией Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу, 918. Оксфорд: Oxford University Press, 2012.
Кереньи, Кароли. Греческие герои . Лондон: Темза и Гудзон, 1974.
Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.
Шмидт, Марго. «Медея». В Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , vol. 6, 386–98. Цюрих: Артемида, 1992.
Смит, Уильям. «Медея.» В г. Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 6 августа 2021 г. 1.
Цитата
Капач, Ави. «Медея.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/medea.
Капач, Ави. «Медея.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/medea. По состоянию на 18 апреля 2023 г.
Капач А. (2022, 29 ноября). Медея . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/medea
Авторы
Медея | Факты, информация и мифология
Дочь Ээта от океаниды Идии, или, по другим данным, от Гекаты, дочери Персеса. 1 Она была женой Джейсона и самой известной среди мифических колдунов. Основные части ее истории уже были даны в разделе Абсиртус, Аргонавты и Ясон, q.v 9.0792 .
Говорят, что после бегства из Коринфа в Афины она вышла замуж за царя Эгея, 2 , или была любима Сизифом. 3 Говорят, что сам Зевс судился за нее, но напрасно, потому что Медея боялась гнева Геры; и последний вознаградил ее, пообещав бессмертие ее детям. Ее детьми являются, по некоторым сведениям, Мермер, Ферес или Фессал, Алкимен и Тисандр, а по другим данным, у нее было семь сыновей и семь дочерей, в то время как другие упоминают только двух детей, Медуса (некоторые называют его Поликсемом) и Эриопис. , или один сын Аргус. 4
В отношении ее бегства из Коринфа существуют разные традиции. Некоторые говорят, как мы заметили выше, что она бежала в Афины и вышла замуж за Эгея, но когда было обнаружено, что она расставила сети для Тесея, она бежала и ушла в Азию, жители которой были названы по ее имени мидийцами. 5 Другие рассказывают, что сначала она бежала из Коринфа к Гераклу в Фивах, который еще в Колхиде обещал ей свою помощь на случай, если Ясон изменит ей. Она вылечила обезумевшего Геракла, а так как он не мог оказать ей обещанной помощи, она отправилась в Афины. 6 Говорят, что она родила своего сына Медуса после прибытия в Азию, где после бегства из Афин она вышла замуж за царя; в то время как другие утверждают, что ее сын Медус сопровождал ее из Афин в Колхиду, где ее сын убил Перса и вернул ее отца Ээта в его царство. Однако некоторые приписывают восстановление Ээта Ясону, который сопровождал Медею в Колхиду. 7
Существует также предание, что в Фессалии Медея вступила в состязание с Фетидой по поводу ее красоты, которое Идоменей решил в пользу Фетиды, 8 и другой, что Медея отправилась в Италию и там научила маррубцев искусству очаровывать и подчинять змей, откуда, как говорят, ее назвали Ангитией или Ангитией. 9
Наконец, говорят, что Медея стала бессмертной, удостоилась божественного поклонения и вышла замуж за Ахилла в Элизиуме. 10
❧
Иконография
Медея обычно изображается на греческих вазах в виде женщины восточной внешности в фригийском колпаке, например, на аттической амфоре из Рувы (конец пятого века до н. э.) и на апулийской вазе в Мюнхене. . На фресках и римских саркофагах она изображена в римской одежде, как на фреске из Геркуланума. Римский саркофаг в Берлине показывает всю трагедию Медеи: преподнесение смертельного свадебного подарка Креузе, смерть Креузы, убийство двух ее детей и ее бегство на драконьей колеснице. Фейербах изобразил Медею в своем знаменитом произведении.
Ссылки
Примечания
- Псевдо-Аполлодор. Библиотека i, 9.23; Гесиод. Теогония , 961; Диодор Сицилийский, IV, 45.
- Плутарх. Тесей , 12.
- Схолиаст о Пиндаре Олимпийские оды xiii, 74.
- Псевдо-Аполлодор. Библиотека я, 9.28; Диодор Сицилийский, IV, 54; Птолемей Гефестион, 2; Схолиаст о Еврипиде Медея , 276.
- Меди , Павсаний. Описание Греции ii, 3.7; Овидий. Метаморфозы vii, 391 и далее.
- Диодор Сицилийский, IV, 54.
- там же. , iv, 54-56; Гигин. Фабулы , 26; Джастин, xlii, 2; Тацит. Анналы , vi, 34.
- Птолемей Гефест, 5.
- Сервий на Вергилия Энеида VII, 750; комп. Ангития.
- Схолиаст о Еврипиде Медея , 10; на Аполлония Родиуса Argonautica IV, 814.
Источники
- Акен, д-р А.Р.А. фургон. (1961). Мифологическая энциклопедия Эльзевиров . Амстердам: Эльзевир.
- Смит, Уильям. (1870 г.). Словарь греко-римской биографии и мифологии . Лондон: Тейлор, Уолтон и Маберли.
Эта статья включает текст из Словаря греческой и римской биографии и мифологии (1870 г.