Русская литература XX века. Основные направления русской литературы XX столетия
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет дистанционного обучения
Кафедра русского языка и литературы
Дисциплина «История русской литературы 20 века»
«Особенности литературы начала 20 века»
Хитрик Ольга Юрьевна
Специальность 5В011800 «Русский язык и литература», 2 курс
г. Костанай
План
Введение
1. Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века
2. Влияние общественной и государственной жизни на литературу
Введение
Начало двадцатого века было ознаменовано масштабной технической революцией: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Революция свершается и в государственном строе, это период кровопролитных войн. Предельно точно можно охарактеризовать это время можно словом «Прорыв». Общество смогло проститься со своим прошлым и открылось новшествам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни народа.
1. Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века
Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.
Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве — это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное — трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию.
Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми. литература творчество стиль приемМногие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста — появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.
В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.
2. Влияние общественной и государственной жизни на литературу
В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.
Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.
Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.
Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Зарубежная литература и исторические события ХХ века. Направления зарубежной литературы первой половины XX века: модернизм, экспрессионизм и экзистенциализм. Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.
реферат , добавлен 30.03.2011
От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа «Учитель фехтования» и романа «Королева Марго». Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.
курсовая работа , добавлен 12.09.2002
Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.
курсовая работа , добавлен 20.12.2010
Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.
реферат , добавлен 12.06.2011
Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века — Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.
презентация , добавлен 09.04.2013
Любовь в жизни героев литературы XIX века. Анализ и характеристика произведений, основанных на проблеме любви: И.А. Гончаров «Обломов» и А.Н. Островский «Гроза». Характеристика женских образов в произведении Островского: старуха Кабанова и Катерина.
презентация , добавлен 28.02.2012
Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.
реферат , добавлен 21.06.2010
Уильям Шекспир в контексте английской культуры и мировой литературы. Краткий обзор его жизненного и творческого пути. Особенности развития европейской литературы ХХ века. Анализ популярных произведений поэта и драматурга в контексте школьной программы.
курсовая работа , добавлен 03.06.2015
Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.
реферат , добавлен 25.01.2010
Формирование классической традиции в произведениях XIX века. Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого. Социальный аспект детской литературы в творчестве А.И. Куприна. Образ подростка в детской литературе начала ХХ века на примере творчества А.П. Гайдара.
В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры.
Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.
Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие — с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.
Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.
Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т. д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».
Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.
Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.
С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.
Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…
Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это — кровопролитные войны и революции.
Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации.
Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века
Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.
Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.
Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.
В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.
Влияние общественной и государственной жизни на литературу
В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.
Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.
Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.
Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.
В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.
Реализм в начале 20 векаРеализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Символизм в начале 20 векаРусский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как «постижение мира иными, не рассудочными путями». В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.
Акмеизм в начале 20 векаАкмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Футуризм в начале 20 векаУничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др. ) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).
ВыводТаким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.
Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.
Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы.
8. Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
План
А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.
Б) Литературные направления
В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.
А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.
На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово «кризис». Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.
В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На Парнасе серебряного века». Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл».
Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
Б) Литературные направления
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.
Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.
Тридцатые годы начались с «года великого перелома», когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.
Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.
В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.
Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм — первое модернистское направление в русской литературе — резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.
Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.
Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.
Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда — появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.
В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:
1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А. П. Чехова и Л.Н. Толстого),
2) социалистический реализм — термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев — в контексте пользы для человечества («Мать» М. Горького, а впоследствии — большинство произведений советских писателей),
3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса «Улисс», а в русской литературе начала 20 века — повесть «Иуда Искариот» Л.Н. Андреева)
4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной («Яма» А.И. Куприна, «Санин» М.П. Арцыбашева, «Записки врача» В.В. Вересаева)
Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.
Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.
Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.
Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.
Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.
Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.
Русская литература ХХ века — 2758 слов
Введение
Начало 20-го -го -го века ознаменовалось эпохой беспрецедентных и радикальных изменений в социальных структурах, экономических системах и политических организациях среди других сфер жизни. Развивались различные литературные школы мысли, каждая из которых имела свой художественный подход и идеологические аспекты. Русская литература развивалась как основной способ узнать о русской культуре и мировоззрении в сочетании со способами любви, борьбы и самовыражения. Этот период считается Серебряным веком русской литературы и служил насущной миссии дать русским гражданам некую правду, которая могла быть передана только через литературу в цензурированном обществе.
Серебряный век породил самых выдающихся писателей, включая Доктора Живаго, Владимира Майковского, Владимира Маканина, Сашу Соколова, Владимира Сорокина и других. В этой статье будет проведена оценка русской литературы с пристальным вниманием к работам вышеупомянутых авторов и показано, что их идеологические взгляды предлагали наиболее многообещающие направления для понимания России 20 -го -го века. Эти авторы стремились интерпретировать свидетельства о событиях, произошедших в 20 9 г.0005-й В. Тем не менее, эта статья покажет, что страдание было главной темой, которая была подчеркнута множеством различных индивидуальных интересов, и решение этой проблемы было в центре внимания в русской литературе.
От реализма к модернизму
Русская литература 20-х годов -й -й век была широко распространена и широко использовалась по уважительным причинам, просто потому, что можно узнать о гендерных проблемах в сочетании с прослеживанием литературных тем, таких как смерть, любовь, война, революция и наказание. . После стремительных революций 20 -го -го века реализм уже не был движущим фактором русской литературы (Браун 42). Отказ от древних литературных моделей и изменение ценностей многими писателями способствовало развитию литературного модернизма. Модернизм рассматривался как ответ на социально-экономические, политические и научные изменения в определенный период.
Модернизм «подчеркивал проблему пола, класса и стремления к знаниям» (Платт и Бранденбергер 86). В начале 20-го -го -го века у многих людей росло чувство безнадежности, и становилось очевидным, что нет ничего надежного, чтобы ответить на возникающие вопросы. Модернизм принял научные инновации и рассматривал прогресс как быстрый разрыв с прошлыми традициями предыдущих веков. Браун определяет этот период как эпоху, характеризующуюся стремлением к уникальности через искусство и поэзию (37). Тем не менее некоторые авторы считали радикальные левые идеалы необходимыми для прекращения насилия, характерного почти для всех сторон жизни российского общества. Эта точка зрения была популярна, потому что люди знали, что литература окажет широкое влияние на огромную аудиторию, а реализм рассматривался как стиль, который публика хорошо знала и могла легко оценить. Однако этот аспект не повлиял на попытки принять и оценить влияние модернизирующегося мира.
Следуя последствиям волнений революций и сталинского режима, авторы 20 го века стремились обратиться к страданиям, которые пережила общественность, а также к социальным бедам, вызванным коммунистическими режимами. Например, Владимир Маканин — советский писатель, стиль письма которого принимает реалистическую форму. Он использует романы и рассказы, чтобы продемонстрировать психологические последствия, с которыми российские граждане сталкиваются в своей жизни. В его романе 1980 года «Антилидер , 900:30 Маканин изобразил страдания, которые русские испытывали из-за плохой политической и экономической идеологии коммунистических лидеров (Платт и Бранденбергер 38).
Несмотря на то, что идеологии Сталина были оставлены после его смерти, их экономические последствия продлились и значительно усилились во время экономической депрессии 1960-х годов. Литература была одним из влиятельных каналов, по которым антикоммунистические лидеры могли просвещать общественность, поскольку режимы враждебно относились к публичным собраниям.
Роль индивидуальной идентичности
Судя по всему, история России 20-го века -го -го века легко доступна через документальную литературу, которая помогает современным ученым узнать о таких проблемах, как представления групп меньшинств в советском режиме. Советская эпоха характеризовалась идеологическими разногласиями, ошибочными целями и отсутствием мира, что приводило к войне. Этот аспект делал жизнь невыносимой, а борьба в обществе вкупе с дуэлью идеологий характеризовала 20 9 год.Литература 0005-го -го века. Многие мыслители и выдающиеся писатели подчеркивали аспекты индивидуалистической философии, укорененной в ценностях свободы и личности. Многочисленные произведения Бориса Пастернака выразили эту традицию либерализма и плюрализма, которая получила поддержку масс и ученых в области политики. Например, Пастернак был мотивирован эскалацией войны между нацистской Германией и Советским Союзом. Он неоднократно помогал информировать общественность о происходящем и последствиях войны через литературу (Платт и Бранденбергер 50). Это продемонстрировало большую роль литературы в общении с массами.
Роли мужчины и женщины
Гендерные вопросы были широко распространенной темой среди многих писателей, и, таким образом, в середине -го -го века гендер стал ключевым фактором в русской литературе. Женщины сыграли важную роль в формировании русской литературы, но их суждения и убеждения всегда воспринимались обществом, в котором доминировали мужчины, с презрением. Их считали женственными, слабыми, покорными и глупыми. Философы и писатели-мужчины изображали женщин как удобства, необходимые для ведения домашнего хозяйства и доставляющие удовольствие мужчинам. Женщины считались врагами цивилизации, тогда как порядок, теория и разум считались мужскими чертами.
Такое представление о женщинах было аморальным и служило интересам мужчин оставаться доминирующими. Это утверждение очевидно из того, как мужчины доминировали в литературной сфере, а в конце 20-го -го -го века появилось несколько женщин-писателей. Пастернак в своей публикации о докторе Живаго показывает, что в первой половине -го -го века прочная семейная жизнь была общей темой, которая мотивировала политическую стабильность. Он обнаружил, что женщины были необходимы для осуществления столь необходимых изменений, поскольку войны уносили много мужчин, тем самым создавая пробел, который должны были заполнить женщины (Добренко и Балина 72). Следовательно, 20 9Литература 0005-го -го века постепенно изменила свое представление о женщинах и начала обращаться к новым ролям женщин в обществе.
Роли мужчин сильно отличались от ролей женщин в начале 20 -го -го века. Мужчины брали на себя роли вне дома, такие как представители семьи, фермеры и военные чиновники, в то время как женщины сосредоточивались на домашних делах. Однако позже модернизация изменила социальную организацию, и влияние индивидов на социальную систему ухудшилось, что привело к изменению гендерно-ориентированных ролей. Различные авторы и правительство поощряли равный доступ к образованию и конкуренцию за рабочие места. Кроме того, сталинский режим и Великая Отечественная война привели к массовым потерям мужчин. Этот аспект существенно сократил мужское население, тем самым создав возможности для женщин выполнять различные мужские обязанности в нескольких секторах, тем самым превратив их в женскую карьеру.
Этот аспект показывает, что русская литература была уместной и своевременной, потому что она описывала статус-кво, из-за которого женщины были мотивированы стоять твердо и бороться за свое место в обществе. Создание встречной среды инициировало восприятие, которое побуждало женщин уверенно реагировать на меняющийся мир (Браун 50). Первоначально российские лидеры высказывали хорошие идеи, но из-за человеческих недостатков эти идеи были проигнорированы, поскольку борьба за перемены переросла в гражданскую войну. Пастернак использовал литературу, чтобы ловко показать, что страдания, вызванные ошибочными потрясениями, были очень разрушительными для русской общины.
Сталинизм
Сталинизм описывает стиль руководства и идеологию, используемые для определения времени, когда Сталин был лидером Советского Союза. Революционная культура этого периода повлекла за собой отказ от прошлого и разработку новых перспектив, охватывающих сталинизм. Сталинская идеология в Советском Союзе включала стремительную индустриализацию, централизованное государство, социализм и государственный террор. Сталинизм привел к росту классовых конфликтов и ускорению движения к коммунизму. Большинство российских граждан не хотели принимать сталинизм, отвергая его как уловку, ведущую к излишнему восхвалению отдельных лиц. Хотя Сталин утверждал, что поддерживает идеологию, которой следовали Карл Маркс и Владимир Ленин, его идея социализма и централизации противоречила идеалам, выдвинутым ими обоими. Для Сталина государство должно было твердо противостоять любым усилиям, препятствующим переходу к коммунизму.
Спорный режим Сталина подвергся резкой критике со стороны Владимира Сорокина, автора, который перешел черту и рисковал быть арестованным за свою преувеличенную публикацию в конце 20-го -го -го века, изображая Сталина и его соотечественников хуже, чем насильники (Браун 74). Хотя его чувства были восприняты публикой с презрением, Сорокин был взволнован бедами и контролем над массами со стороны лидеров. В значительной степени администрация Сталина не соблюдала этические соображения, такие как человеческая безопасность, честность и подотчетность. Русская литература ясно показывает, как эти режимы разрушили мечту российских граждан, и рекомендует принять дружественные и демократические системы. Однако литература была верным путем, с помощью которого последующие режимы могли научиться избегать недостатков своих предшественников.
Публикация Бориса Пастернака «Доктор Живого » помогла россиянам понять, как справиться с быстрыми последствиями сталинизма и избежать давления подчинения, которое возникло по всей стране. Диктатура Сталина в 1930-е годы повлияла на роспуск всех литературных объединений и создала центральный Национальный союз советских авторов. Этот аспект продемонстрировал, насколько влиятельной была литература при планировании подачи жалоб. Пастернак подчеркивал, что страдания, пережитые русскими военными во время Великой Отечественной войны, были хуже последствий войны и принесли только горе, смятение и страх. Литература представляла волю граждан и обращалась к их обидам. До конца 20 9В 0005-м -м веке литература должным образом сообщала общественности о различных вопросах, таких как свобода (Добренко и Балина 65).
Этические, моральные и философские вопросы
Как художественные, так и научно-популярные произведения использовались для исследования этических, моральных и философских вопросов в сочетании с разработкой ответов, в которых оценивались предложения других авторов, а также собственные мысли. Системы ценностей исследовали такие вопросы, как наилучший образ жизни россиян в сочетании с действиями, направленными на удовлетворение потребностей всех. Сталинский режим ввел новый набор ценностей и правовую структуру, которые подходили для того, чтобы привить их основному обществу. Нравственность быстро рушилась, поскольку в результате сталинского террора миллионы людей были убиты, а другие привлечены к принудительному труду.
Государство, которое когда-то стремилось олицетворять изменения, инициированные людьми, постепенно сползало к моральному разложению и коррупции из-за плохого руководства и идеологических конфликтов. В советской экономике лидеры не соблюдали ключевые этические соображения в процессе принятия решений. Большинство ресурсов советской экономики находились под управлением небольшой эгоцентричной группы лиц. Благосостояние публики было принесено в жертву устойчивости и доминированию этих личностей (Добренко и Балина 62). Эти вопросы неоднократно обсуждались в стихах, песнях, произведениях искусства и романах, а переводы делались на разные языки, чтобы сообщение дошло до широкой аудитории.
Борис Пастернак через поэзию призвал отказаться от коллективистской традиции и принять демократическую модель, возвышающую индивидуальную свободу. У русских был стереотип действовать коллективно, и потребовалось вмешательство писателей, которые приобрели глобальные культурные масштабы, чтобы объяснить важнейшие меры, которые необходимо было внедрить в русскую культуру для достижения желаемых изменений. После русской революции русские ожидали высокого уровня личной свободы, но вместо этого лидеры заменили эту свободу политическим покровительством в попытке добиться последователей. Люди организовывали социальные сети для выживания, но их усилия часто раздувались криминальными структурами, контролирующими государство.
Даже когда основные права и свободы были предоставлены, закон не защищал их, и философия выигрыша-проигрыша была характерна для России 20 го века. Граждан заставляли слепо или насильно подчиняться лидеру, независимо от того, насколько плохой была их политика. В литературе Пастернака нравственность определялась как отношение личности к обществу. Большинство режимов 20 -го -го века в России наблюдали заботу о себе в ущерб нуждам общества, тем самым вмешиваясь в отношения между властью и обществом.
Авторы
Борис Пастернак был одним из влиятельных писателей русской литературы 20 го века. Например, его произведение « Моя сестра жизнь, » резко изменило русскую поэзию и сделало его образцом для начинающих поэтов с 1920-х годов (Добренко и Балина 23).
Он переписал свои стихи о неудачной русской революции 1905 года, чтобы сделать ее посыл понятным простому человеку. В 1927 году Владимир Майковский и Николай Асеев, которые были друзьями Пастернака, отказались от своего первоначального курса на решение проблем, затрагивающих общественность, и стремились служить нуждам Коммунистической партии Советского Союза. Пастернак не присоединился к их новому курсу; вместо этого он изменил свой стиль, чтобы сделать его эффективным для масс. Этот шаг подчеркнул его искреннюю волю бороться за то, что лучше для российского общества через стихи. После цензуры литературы сталинской властью Пастернак продолжал писать, но никогда не нападал на Сталина напрямую. Этот аспект вызвал молчаливую дуэль между ними. В современную эпоху русская литература служит ареной непрекращающихся дискуссий практически обо всех факторах, влияющих на русскую жизнь.
Владимир Майковский описывал факты советской деятельности в своих футуристически ориентированных текстах. Во времена литературной цензуры в Советском Союзе Майковский не был готов подчиняться требованиям Коммунистической партии и решил издавать свои произведения на Западе. Его работа « Левый марш, » 1918 года сыграла центральную роль в создании нового вида поэзии, в которой политика играла значительную роль.
Этот автор продемонстрировал влияние революции в России и важность роли общественности в этой революции (Добренко и Балина 44). В идеале этот автор хотел выразить бескорыстие и заботу о бедных и страждущих в русском обществе. В своей работе он представлял российского лидера 20 -го -го века как имеющие плохой имидж, что отражалось в плохих и неудачных режимах, которым они служили. Он продемонстрировал характеристики лидера, который продемонстрирует качества лидера, ориентированного на действие, с определенной культурной чувствительностью.
Постсоветская литература
К 1990-м годам многие писатели организовали падение коммунистического правительства. Литературная система успешно изуродовала господство коммунистических идеалов и постепенно взращивала новый социальный строй для нескольких поколений. В первую очередь это была отмена цензуры, которая привела к падению значимой литературы, поскольку большинство авторов были задержаны или вынуждены отдавать предпочтение литературе коммунистической ориентации. Романы, поэзия и произведения искусства были единственным каналом, который выражал реальность и стремился внести подлинные изменения в общество, заставив их понять обстоятельства, окружавшие их образ жизни. Антисоветская литература рассматривалась как наиболее жизнеспособный шаг в борьбе за экстенсивное развитие, поскольку Россия теперь пыталась догнать ту жизнь, которую заслужил ее народ.
Все литературные произведения были записаны и переведены на многие языки, чтобы каждый мог получить сообщение, которое может облегчить переход от коммунистического режима. Произведения Пастернака были очень поучительны и охватывали почти все стороны человечества, которые можно было выразить письменно. Антисоветская литература не стремилась критиковать режим, а пыталась открыть сознание граждан России, столкнувшихся с последствиями режима. Авторы, пережившие когда-то противостоявший им режим, столкнулись с вызовами модернизирующей литературы, но они настаивали на том, чтобы донести идею, направленную на просвещение общества об индивидуальной свободе.
Заключение
Выпуск выдающейся литературы в России в 20-м -м -м веке вдохновил основные изменения, которые сформировали историю страны. Пережив тоталитаризм при сталинском режиме и неимоверные страдания в ходе двух мировых войн, мне было очень трудно найти время и место для написания. Для России 20 -го -го века характерны идеалы коммунизма, которые постоянно отражали организованные усилия авторов, возглавивших борьбу с социальной несправедливостью.
Советский режим злоупотребил своими полномочиями, чтобы противостоять давлению организованных позитивистов. Это давление заставило правительство упустить из виду социальное и экономическое планирование, пытаясь сосредоточиться на отражении недоброжелателей режима. Несмотря на изменения, связанные с постмодернизмом, русской эпохе в это время было трудно достичь целей вне советского контекста. В значительной степени русская литература служит проводником к трансформационному исцелению и предоставляет общественности факты, которые она не могла бы найти где-либо еще в контролируемом обществе.
Процитированные работы
Браун, Эдвард. Русская литература после революции , Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1982. Печать.
Добренко Евгений и Марина Балина. Кембриджский справочник русской литературы двадцатого века, Кембридж: Cambridge UP, 2011. Печать.
Платт, Кевин и Дэвид Бранденбергеры. Эпический ревизионизм: российская история и литература как сталинистская пропаганда , Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2006. Печать.
Автобиографические высказывания в русской литературе ХХ века
Автобиографические высказывания в русской литературе ХХ века
Джейн Гэри Харрис
Твердая обложка
ISBN: 9780691637679
115 долларов США/95 фунтов стерлингов Мягкая обложка
ISBN: 9780691609362
46,00 долларов США / 38,00 фунтов стерлингов электронная книга
ISBN: 9781400860753 Доступно как
PDF
32,20 доллара США / 26,60 фунта стерлингов 46,00 $ / 38,00 £
Об аудио и электронных книгах
Аудиокниги и электронные книги, приобретенные на этом сайте, должны быть доступны в приложении Princeton University Press.
Узнайте больше об аудио и электронных книгах.Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Литература
- Под редакцией Джейн Гэри Харрис
- Коллекции:
- Библиотека наследия Принстона
- Ряд:
- Исследования Института Гарримана Колумбийского университета
Твердая обложка
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
Пятнадцать эссе этого тома исследуют необычайный диапазон и разнообразие автобиографического модуса в русской литературе ХХ века с различных критических точек зрения. Они возбудит аппетит у читателей, заинтересованных в выходе за рамки канонических текстов русской литературы. Введение посвящено центральным вопросам и ключевым проблемам современной автобиографической теории и практики как на Западе, так и в Советском Союзе, в то время как каждое эссе рассматривает тот или иной аспект автобиографической практики в контексте работы отдельного автора и часто в диалоге с еще один из включенных писателей. Здесь рассматриваются сначала экспериментальные сочинения первых лет ХХ века — Розанова, Ремизова и Белого; во-вторых, уникальные автобиографические высказывания середины 19с 20-х по начало 1940-х — Мандельштам, Пастернак, Олеша и Зощенко; и, наконец, разнообразная и живая современная литература 1960–1980-х годов на примере не только писателей, но и ученых, советских граждан и эмигрантов — Трифонова, Надежды Мандельштам, Лидии Гинзбург, Набокова, Якобсона, Синявского, и Лимонов.
Первоначально опубликовано в 1990 году.
Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press.