Матренин двор главные герои: Главные герои «Матренин двор» характеристика и анализ персонажей произведения Солженицына по списку

Главные герои «Матренин двор» характеристика и анализ персонажей произведения Солженицына по списку

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Игнатьич

Рассказчик.

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки.

Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась.

Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Брат Матрёниного мужа.

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

Кира

Приёмная дочь Матрёны.

Дочь Фаддея, которую “выпросила” Матрона у супругов, чтобы воспитать её, как родную. Кира любит вторую маму, передаёт ей продукты, помогает время от времени. Но Кирина спешка с разделом дома приводит к трагедии.

Сёстры Матрёны

Такие же корыстные люди, как и другие родственники. Были у сестры всего один раз за год, приходили ругаться, когда она отдала часть дома молодым.

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    10/11

  • Сергей Костенко

    11/11

  • Полина Бирюкова

    10/11

  • Ирина Алексеева

    10/11

  • Надежда Отчик

    11/11

  • Олег Ротарь

    8/11

  • Алина Благодатских

    10/11

  • Аня Савосько

    11/11

  • Айбек Нурменов

    11/11

  • Михаил Абрамов

    5/11

«Матрёнин двор» герои рассказа, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.

Ру

Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» подсказывало тему произведения. Название по требованию редакции пришлось изменить, но тема сохранилась. «Матрёнин двор» (1959) повествует о женщине, прожившей трудную жизнь, не умеющей жить для себя, ничего не нажившей, зато всем помогающей, добросердечной и светлой.

Главные герои рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

Игнатьич, повествователь, — жилец Матрёны Васильевны, учитель математики в деревенской школе.

Образ его можно назвать автобиографичным. Рассказчик возвращается из пустынных мест Азии, где задержался лет на десять, то есть был в лагере. Он хотел учительствовать в какой-нибудь глухой деревне средней полосы России, где было нежарко и шумела листва. Несмотря своё на прошлое, получает место в глубинке.

В деревне оказалось далеко не так, как ему представлялось. Много вырублено лесов, люди вынуждены воровать торф, чтобы пережить зиму. Жизнь в колхозе тяжела для людей из-за установленных в нём порядков. В школе, где работает рассказчик, в погоне за процентом успеваемости переводят из класса в класс оболтуса, который совсем не учится. Принципиальный учитель математики ставит ему двойки.

Герой, много переживший и понимающий истинные ценности в жизни, прост, неприхотлив и терпелив. Он разглядел в Матрёне Васильевне душевно богатого и деликатного человека.

Матрена — простая деревенская женщина. Ей лет шестьдесят, она уже больна, но живёт по-прежнему в трудах. Матрёна Васильевна одинока. Муж её не вернулся с Великой Отечественной войны, она родила шестерых детей, но все умерли в младенчестве. Жизнь Матрёны Васильевны наполнена крестьянскими заботами, труд возвращает ей хорошее настроение и светлую улыбку при всех невзгодах.

Всю жизнь она работала, не получая денег, за «палочки», трудодни. Героиня и в преклонном возрасте продолжала помогать колхозу, людям, радовалась бескорыстно, если у кого-то хороший урожай. Она никогда не брала денег за помощь, хотя питалась скудно. Повествователь отмечает деликатность Матрёны, которая старалась не мешать ему в вечерних занятиях, не проявляла женского любопытства и не задавала лишних вопросов.

Душа её чувствительна к прекрасному. Не приняв народные песни в исполнении Шаляпина («не по-нашему», и «голосом играет»), она прослезилась над романсами Глинки («по-нашему»). Матрёна Васильевна никогда не пускалась в пересуды, была молчалива, умела радоваться тому, что есть. Когда она умерла, жилец осознаёт праведность этой женщины, чего не понимали односельчане и родственники. Они только осуждали её за неумение жить.

Фаддей — брат мужа Матрёны. Он был её женихом, но пропал без вести в Первую мировую войну, три года добирался домой из плена. Матрёна, потеряв надежду, вышла за его младшего брата. Фаддей был разгневан, женился на женщине с таким же именем. Характер у него тяжёлый, жену бил. Матрёну любил когда-то, но со временем охладел и обошёлся с ней бездушно.

Он настоял, чтобы Матрёна среди зимы от дома отделила горницу, которую она завещала его дочери Кире после своей смерти. В итоге это привело к трагедии. При перевозе горницы через железнодорожные пути погибли его сын и Матрёна. Фаддей не пришёл на похороны и поминки. У переезда остались сани с досками и латами, старик был обеспокоен только тем, как бы доставить сани домой.

Второстепенные герои рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

Кира — приёмная дочь Матрёны. Фаддей и его жена отдали Матрёне по её просьбе девочку на воспитание. Кира любит приёмную мать, помогает продуктами после замужества, навещает. Она искренне горюет о смерти своей второй мамы, но девушка поспешила с разделом дома, и это привело к трагическим последствиям.

Сёстры Матрёны — корыстные женщины, которые не бывали у сестры, пока ей не назначили пенсию, опасаясь, что она попросит у них помощи. Сёстры приходили к Матрёне с руганью, когда она согласилась отдать часть дома.

На похоронах плакали напоказ.



Еще герои произведений:

  • Герои рассказа Куприна «Куст сирени»
  • Герои рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Герои сказа Бажова «Медной горы Хозяйка»

  • главные герои рассказа А

    Характеристика литературного героя Матрёна Васильевна Григорьева — крестьянка села Тальново, одинокая женщина около 60 лет, освобожденная от работы в колхозе по болезни. М. «безвозмездно помогала чужим», но «за приобретением не гонялась»: «хорошо» не заводила, жильца не пыталась обзавестись. Главным богатством М. были кадки и горшки с его любимыми фикусами, а также подобранный на улице старый ухабистый кот, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши и тараканы. Еще до революции М. женился, потому что «мать умерла… рук не хватило». Мужем М. был младший брат Ефим, хотя она любила старшего, Фаддея. Но он ушел на войну и пропал. Три года М. ждала Фаддея, но не дождалась ни капли — он вернулся к уже замужней М. У героини было 6 детей, но все они умерли молодыми. В годы Великой Отечественной войны муж М. исчез, и она осталась одна. Поэтому она взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. М вставала в 4-5 часов утра, работала до поздней ночи, но как бы ни уставала, всегда была приветлива и приветлива. М. всегда боялась обременять себя. Когда героиня болела (а это случалось регулярно, 2 раза в месяц), она не жаловалась, в очередной раз боялась вызвать врача. Героиня верила в Бога, каждое дело начиналось с маленькой молитвы — «С Богом!» Когда воспитанница Кира подросла, М. решил отдать ей свою комнату. Для этого дом пришлось разделить. М. поспешил помочь перевезти имущество. Спасая вещи Фаддея, застрявшие в санях на железнодорожном переезде, М. попал под поезд. Сразу стало заметно ее отсутствие в этом мире: к кому теперь обратиться за помощью? На фоне смерти М. появляются жадные персонажи ее сестер, Фаддеуса, друга Маши, которые на похоронах начинают делить нищенские пожитки героини. Видя все это, рассказчик понимает, что «деревня не стоит без праведника», то есть без М.

    Другие сочинения:

    1. Рассказчик Характеристика литературного героя Рассказчик (Игнатич) — персонаж автобиографический. Матрена зовет Рассказчика Игнатьича. Вышел из ссылки «в пыльную жаркую пустыню» и был реабилитирован. Рассказчик хотел жить в деревне в средней полосе России. Оказавшись в Тальнове, он стал снимать комнату у Читать далее ……
    2. Матрена — одинокая, обездоленная крестьянка с щедрой и самоотверженной душой. Она потеряла мужа на войне, шестерых своих похоронила и чужих детей вырастила. Матрёна подарила воспитаннице самое дорогое в жизни – дом: «…не жалела Читать дальше ……
    3. Русская деревня… Что это? Что мы имеем в виду, когда говорим слово «деревня»? Почему-то сразу вспоминается старый дом, запах свежего сена, бескрайние поля и луга. А еще я помню крестьян, этих рабочих, и их сильные, мозолистые руки. У каждого, наверное, Читать дальше…
    4. «Матренин двор» — это история о беспощадности человеческой судьбы, злом роке, о глупости советского постсталинского строя, о жизни простых людей, вдали от города суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. Рассказ этот, как заметил сам автор, «полностью автобиографичен Читать дальше ……
    5. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещалось произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими работами, раскрывающими мастерство изображения характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И это Подробнее…
    6. Написано просто и о простом, житейском. Главная героиня – Матрёна, у неё необычная судьба. Ее возлюбленный Фадей попал в плен во время войны. Она вышла замуж за его младшего брата, и через некоторое время Фадей вернулся. Соскучилась, вышла замуж только когда нашла Читать дальше ……
    7. Прочитал рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». Эта история учит нас терпению, выдержке, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обычную сельскую жизнь и ее жителей. Главной героиней повести является Матрёна. Матрена — выдающийся человек. Подробнее ……

    Матрёна (Матрена двор Солженицына)

    как раскрывается характер главной героини в рассказе о Матренином дворе и получил лучший ответ

    Ответ от Кетпол [гуру]
    «Село праведника не стоит» (образ Матрены в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Имя Александра Исаевича Солженицына несколько лет назад было запрещено, но теперь мы имеем возможность восхищаться его работами, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Все это особенно ярко раскрывается в повести «Матренин двор». С первых строк рассказа читатель узнает о совершенно неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын одним из первых определил в русской литературе второй половины ХХ века круг тем и проблем «деревенской прозы», которые прежде не поднимались и не замалчивались. И в этом смысле повесть «Матренин двор» занимает в русской литературе совершенно особое место.
    В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, взаимоотношения власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. Внимание писателя сосредоточено на судьбе простой деревенской женщины Матрёны Васильевны, всю жизнь проработавшей в совхозе, но не за деньги, а за «палки». Она вышла замуж еще до революции и с первого же дня семейной жизни занялась домашними делами. Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что рассказчик, бывший советский узник Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ — спокойный и полный всевозможных подробностей и подробностей — придает всему описываемому особую глубину и достоверность: «Летом 1956, из пыльной жаркой пустыни, вернулась наугад — как раз в Россию».
    Матрена Васильевна — одинокая женщина, потерявшая на фронте мужа, похоронившего шестерых детей. Жила одна в большом старом доме. «Всё построено давно и добротно, для большой семьи, а теперь осталась одинокая женщина лет шестидесяти.» Тема домашнего очага, именно в этом произведении Солженицына заявлена ​​очень остро и определённо.
    Несмотря на все невзгоды и невзгоды, Матрена не утратила способности отзываться на чужую беду.Героиня — хранительница домашнего очага, но только эта ее миссия приобретает под пером Солженицына истинный масштаб и философскую глубину. В простой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая незримая праведность, без которой России не возродиться.0029 Много настрадалась от советской власти, всю жизнь трудилась не покладая рук, но так и не получила за свой труд ничего. И только любовь и привычка к постоянному труду спасли эту женщину от будничной тоски и отчаяния. «Я заметил, что у нее есть верный способ вернуть себе бодрость духа — работа. Тут же она то ли схватила лопату, то ли выкопала картошку. Или с мешком под мышкой шла по торфу. А потом с плетеным телом — ягоды в дальнем лесу. И поклонилась она не канцелярским столам, а лесным кустам, но сломив себе спину от ноши, Матрена вернулась в избу, уже просветленная, всем довольная, с доброй улыбкой своей.
    Не накапливая «богатства» и не делая никакого «добра», Матрёна Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и способное к состраданию сердце. Она была редким человеком с безмерно доброй душой, не теряла способности откликнуться на чужую беду. Так что ни одна пахота не обходилась без него. Вместе с другими женщинами она впрягалась в плуг и тащила его на себе. Матрена не могла отказать в помощи кому-либо из близких, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие какой-либо корысти и желание сохранить «свое» имущество приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
    «Не жалко было и самой горницы, стоявшей без дела, сколько ни жалела Матрена ни работы, ни добра своего. А горницу все-таки завещала Кире. Но страшно было ей начать ломать крышу, под которой она прожила сорок лет… А для Матрены это был конец жизни. Во второй части рассказа читатель узнает о юности

    И анализ рассказа «Матренин двор»] воплощает в себе некоторые общие черты, которые испокон веков были присущи русской крестьянке. Его сходство с тургеневской Лукерией из рассказа « Живые мощи », С праведным Лесковым.

    Можно было бы расширить и литературную родословную солженицынской героини. Так вот, у нее много общего с Платоном Каратаевым. Та же безграничная благожелательность к людям, та же мягкость, невинность, мудрое сердце, привычка к работе, мелодичная образная речь. Светлые грани народной души, так любовно отраженные Толстым в своем герое, горят и переливаются в Матрене. Есть даже что-то общее в их внешности: вспомним ее «круглое» лицо (этот эпитет повторяется не раз), ее «лучезарно-добрую» улыбку.

    Александр Солженицын. Матренин двор. Прочитано автором

    Эти черты ярко проявляются в неподцензурном издании «Матренина двора». Вот, например, как изменился рассказ Матрены о работе в колхозе: «А им работы ни до столба, ни до перил: бабы будут стоять, опираясь на лопаты, и ждут гудка из колхоза». завод к двенадцати часам /…/ По работе мне — чтоб звука не было…» (журнальный текст). В первоначальном варианте эти слова Матрёны выглядят совсем иначе: «Ты будешь стоять, опираясь на лопату, и ждешь, скоро ли с завода свисток в двенадцать/… сам работал, так что никакого звука не имел. ..» принято было принимать, провожать и везти во многие города по две-три иностранные делегации в неделю, собирая встречи /…/ Матрена нахмурилась, неодобрительно вздохнула: «Едут, везут, наездят что-нибудь»/.. ./ Еще в том году были обещаны искусственные спутники Земли. Матрена покачала головой от печки: «Ой-ой-ойинки, они что-нибудь изменят, зиму или лето».0003

    Смуглая тальновская крестьянка чует вокруг себя какую-то беду. «Но лоб ее оставался темным недолго», — отмечает автор. И она несёт свой крест тихо, спокойно, мужественно. Работа Матрены помогает сохранять душевный покой.

    Обладает не только удивительной духовной силой, но и физической. «Все мои сумки были», — вспоминает она, как работала в молодости. И хотя она вовсе не бесстрашная (боится огня, молнии, поездов), в ней живет смелая, решительная душа. Как о чем-то вполне обыденном, Матрёна рассказывает о «стиховой лошади»: «Однажды я от испуга понесла сани в озеро, мужики отскочили, а я, однако, схватила уздечку и остановила».

    В другой раз, когда ночью избушка загорелась, Матрена не растерялась и бросилась спасать свои любимые фикусы.

    Солженицын написал рассказ «Матренин двор» в 1959 году и сначала назвал его «Деревня не стоит праведника». Со свойственной ему прямотой писатель охарактеризовал главную героиню и дал оценку ее односельчанам уже в заголовке, но позже, видимо, ему показалось, что это слишком буквально. Однако идея сохранилась, а первоначальный вариант названия является надежным подспорьем читателю в понимании авторского замысла.

    Почему Матрена праведница? И все же скептик скажет, что образ получился невероятно аскетичным и приторно-благонамеренным. Но это не выдумка: Матрена — реальная женщина из села Владимирской области, в котором некоторое время жил автор. Солженицын хорошо знал ее и знал о ее трагической судьбе. Однако в ту эпоху все судьбы несли на себе отпечаток страдания. Именно поэтому нельзя сказать, что героиня слишком идеализирована автором, ведь всевозможные сведения он фиксировал с журналистской педантичностью и был, скорее, публицистом, чем писателем. Его историю можно сравнить с работой Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии 2015 года, которая взяла интервью у ветеранов и написала масштабный труд «Лицо войны — не женщина». Столь же ответственно и ярко Солженицын отражает тяготы целой страны в судьбе одной женщины. Нам, живущим в довольстве и благополучии, не понятно ее стремление отдать себя всем нуждающимся, вырвать сердце, лишь бы помочь другим. Трудно поверить, что были такие героические и в то же время эксцентричные люди, не окруженные ореолом славы за свои молчаливые, непризнанные подвиги. Все ее дети погибли, личную жизнь сломала война, но любовь матери к ближним еще жива в ней, хотя они ее и не ценят. Праведность героини заключается в том, что ее чувство не нуждается в вознаграждении ответным чувством.

    Основной мотив произведения — непостижимая возвышенная душа. Не только деревня, но и весь мир не может без него. Только она, бедная и слабая, спасает окружающий мир от окончательного уничтожения. Жадные и забитые люди уже ненавидят друг друга, ища, как бы нажиться на скромной доброте ближнего, а не возможности ему помочь. Поэтому смерть главной героини особенно трагична: после ее исчезновения мир обречен. Солженицын ссылается на библейское предание о Содоме и Гоморре: Бог не нашел десяти праведников в городах, поэтому они были уничтожены. Такая же горькая участь, по мнению автора, уготована деревне без праведницы.

    Кроме того, в работе обозначена тема жизни советского села в 50-е годы прошлого века. Старая одинокая женщина в изнеможении пытается хотя бы прокормить себя. Топлива нет, сено косить негде, все жители вынуждены воровать торф, напрягаясь и рискуя приговором. «У меня никогда не заживает спина, — жалуется Матрена. Поддержки властей у кормильцев Родины нет, но чиновники сумели организовать бюрократию даже на местах:

    «Идет в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто нет такого, как это бывает в селах. Завтра, значит, иди снова. Сейчас есть секретарь, но у него нет печати. Третий день снова еду. А четвертый день идите, потому что вслепую расписались не на той бумажке…»

    «Непонятая и брошенная даже мужем, шестерых детей похоронила, но не любит общительная, чуждая сестрам, невестка, веселая, сдуру работает на других бесплатно — имущества не накопила на смерть» — так подводит итог рассказчик этой жизни. .. Матрену никто не понимал, никто ее не ценил, ей вменялось бескорыстие, а добротой беззастенчиво пользовались. Выполняя «крестьянскую работу», женщина не жаловалась и безропотно сносила чужое бремя. В этом был смысл ее жизни, в основе которого христианская мораль: смирение, самопожертвование и безоглядная любовь ко всем людям.

    Интересно? Держите его на своей стене!

    как раскрывается характер главной героини в рассказе Матренин двор и получен лучший ответ

    Ответ Кетполя [гуру]
    «Деревня не стоит праведника» (образ Матрены в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Имя Александра Исаевича Солженицына несколько лет назад было под запретом, но теперь мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимание их. Все это особенно ярко раскрывается в повести «Матренин двор». С первых строк рассказа читатель узнает о совершенно неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын одним из первых определил в русской литературе второй половины ХХ века круг тем и проблем «деревенской прозы», которые прежде не поднимались и не замалчивались. И в этом смысле повесть «Матренин двор» занимает в русской литературе совершенно особое место.
    В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, взаимоотношения власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. Внимание писателя сосредоточено на судьбе простой деревенской женщины Матрёны Васильевны, всю жизнь проработавшей в совхозе, но не за деньги, а за «палки». Она вышла замуж еще до революции и с первого же дня семейной жизни занялась домашними делами. Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что рассказчик, бывший советский узник Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ — спокойный и полный всевозможных подробностей и подробностей — придает всему описываемому особую глубину и достоверность: «Летом 1956, из пыльной жаркой пустыни, вернулась наугад — как раз в Россию».
    Матрена Васильевна — одинокая женщина, потерявшая на фронте мужа, похоронившего шестерых детей. Жила одна в большом старом доме. «Всё построено давно и добротно, для большой семьи, а теперь осталась одинокая женщина лет шестидесяти.» Тема домашнего очага, именно в этом произведении Солженицына заявлена ​​очень остро и определённо.
    Несмотря на все невзгоды и невзгоды, Матрена не утратила способности отзываться на чужую беду.Героиня — хранительница домашнего очага, но только эта ее миссия приобретает под пером Солженицына истинный масштаб и философскую глубину. В простой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая незримая праведность, без которой России не возродиться.0029 Много настрадалась от советской власти, всю жизнь трудилась не покладая рук, но так и не получила за свой труд ничего. И только любовь и привычка к постоянному труду спасли эту женщину от будничной тоски и отчаяния. «Я заметил, что у нее есть верный способ вернуть себе бодрость духа — работа. Тут же она то ли схватила лопату, то ли выкопала картошку. Или с мешком под мышкой шла по торфу. А потом с плетеным телом — ягоды в дальнем лесу. И поклонилась она не канцелярским столам, а лесным кустам, но сломив себе спину от ноши, Матрена вернулась в избу, уже просветленная, всем довольная, с доброй улыбкой своей.
    Не накапливая «богатства» и не делая никакого «добра», Матрёна Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и способное к состраданию сердце. Она была редким человеком с безмерно доброй душой, не теряла способности откликнуться на чужую беду. Так что ни одна пахота не обходилась без него. Вместе с другими женщинами она впрягалась в плуг и тащила его на себе. Матрена не могла отказать в помощи кому-либо из близких, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие какой-либо корысти и желание сохранить «свое» имущество приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
    «Не жалко было и самой горницы, стоявшей без дела, сколько ни жалела Матрена ни работы, ни добра своего. А горницу все-таки завещала Кире. Но страшно было ей начать ломать крышу, под которой она прожила сорок лет… А для Матрены это был конец жизни. Во второй части повести читатель узнает о молодости

    Краткое содержание «Матренин двор» ❤️ | Очерк

    «Матренин двор» Солженицына — рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчанок Матрёны Опубликовано впервые в журнале «Новый мир» в 1963.

    Рассказ от первого лица. Главный герой становится жильцом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Без праведника и деревни не стоит» хорошо передало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

    Читать краткое содержание «Матренин двор» по главам особенно актуально для учащихся 9 класса, в котором изучается произведение.

    Главные герои

    Рассказчик — мужчина средних лет, отсидевший ряды в тюрьме и желающий тихой-тихой жизни в российской глубинке. Устраивается у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

    Матрена — одинокая женщина лет шестидесяти. Живет один в своей хижине, часто болеет.

    Другие персонажи

    Фаддей — бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

    Сестры Матрены – женщины, ищущие во всем свою выгоду, Матрёны потребительницы.

    Сводка

    В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, по пути в Казань и Муром, пассажиров поезда всегда удивляло серьезное замедление движения. Люди бросались к окнам и говорили о возможном ремонте дорог. Пройдя этот участок, поезд снова набрал предыдущий ход. А причина торможения была известна только машинистам и автору.

    Глава 1

    Летом 1956 года автор вернулся из «пылающей пустыни наобум как раз в Россию». Его возвращение «затянулось на десять лет», и ему некуда было ни к кому торопиться. Рассказчик хотел отправиться куда-нибудь в русскую глубинку с лесами и полями.

    Он мечтал «преподавать» вдали от городской суеты, и его отправили в городок с поэтичным названием Хай Филд. Там автору не понравилось, и он попросил переадресацию на место

    с ужасным названием «Торфпродукт». По прибытии в деревню рассказчик понимает, что «легче прийти сюда, чем потом уйти».

    Здесь, в маленьком селе Тальнево, автор встретил на рынке женщину, которая помогла ему найти дом. Так он стал жильцом у Матрены – «одинокой женщины лет шестидесяти».

    Кроме хозяйки в избушке жили мыши, тараканы и сердобольный хромой кот.

    Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, боясь проспать, так как не доверяла своим часам, которым было уже 27 лет. Она накормила свою «грязную белую кривую козу» и приготовила для гостя нехитрый завтрак.

    Однажды Матрёна узнала от деревенских баб, что «издан новый пенсионный закон». И Матрена пыталась получить пенсию, но получить ее было очень сложно, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день приходилось тратить, из-за одной подписи.

    Люди в поселке жили бедно, несмотря на то, что торфяные болота раскинулись вокруг Тальново на сотни километров, торф из них «принадлежал тресту». Сельским женщинам приходилось таскать себе на зиму мешки с торфом, скрываясь от набегов охраны. Земля здесь была песчаная, урожаи были плохие.

    Матрену в селе часто звали на огород, и она, оставив свои дела, шла им на помощь. Талнянки чуть ли не в очередь выстроились, чтобы отвести Матрену в свой огород, потому что она работала в удовольствие, радуясь хорошему заграничному урожаю.

    Раз в полтора месяца у хозяйки выстраивалась очередь, чтобы накормить пастухов. Этот обед «вгнал Матрёну в большие траты», потому что мне пришлось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка не позволяла себе такой роскоши даже в праздники, живя только тем, что отдавала ей убогий огород.

    Матрёна как-то рассказала про лошадку Волчку, которая испугалась и «сани в озеро унесла». «Мужики загадали, а она схватила уздечку, остановилась». При этом, несмотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась огня и, пока не задрожали коленки, тренировалась.

    К зиме Матрена еще начислила пенсию. Соседи начали ей завидовать. А бабушка наконец заказала себе новые сапоги, пальто со старой шинелью и спрятала двести рублей на похороны.

    Однажды на Крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор удивился, так как раньше их не видел. Я подумал, может быть, они боялись, что Матрена попросит о помощи, поэтому они не пришли.

    С получением пенсии бабушка как будто ожила, и работать стало легче, и болезнь беспокоила реже. Лишь одно событие омрачило настроение бабушки: на Крещении в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и она осталась без воды и без котелка.

    Глава 2

    Тальновские бабы расспрашивали Матрену о гостье. И она передала ему вопросы. Автор сообщил хозяйке только то, что он находится в тюрьме. Сам он не спрашивал о прошлом старухи, не думал, что там есть что-то интересное. Я только знал, что она вышла замуж и пришла к этой избе барыня. У нее было шестеро детей, но все они умерли. Позже у нее была ученица Кира. И муж Матрены не вернулся с войны.

    Придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и нахального мальчика, которого переводили из класса в класс только для того, чтобы не портить статистику успеваемости, иногда зачем-то просила сама Матрёна. После ухода просительницы рассказчик узнал от хозяйки, что это брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер она сказала мне, что должна выйти за него замуж. Девятнадцатилетней девочкой Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где он пропал без вести. Через три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки, и младший брат Фаддея, Ефим, приехал к девушке торговаться за девушку. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и уехала в дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Матрена бросилась к его ногам, и он сказал, что «если бы не мой брат, я убил бы вас обоих».

    В жены он потом взял «другую Матрёну» — девушку из соседнего села, на которой женился только из-за имени.

    Автор вспомнила, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддея шестерых детей. А дети у Матрены рождались и умирали почти сразу. «Все это портится», — подумала она.

    Вскоре началась война, и Ефима увезли оттуда, откуда он не вернулся. Одинокая Матрена взяла маленькую Киру из «Второй Матрёны» и воспитывала её 10 лет, пока девочка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена была очень больна, то рано позаботилась о своем завещании, в котором пожаловала воспитаннице часть своей избы — деревянную горницу, флигель.

    Кира пришла в гости и рассказала, что в червяках, чтобы получить землю молодой, надо построить какое-то здание. Для этой цели очень подходила горница Матрениной, которая досталась по завещанию. Фаддей часто приходил и уговаривал женщину отдать ее сейчас, еще при жизни. Комнаты Матрена не жалела, но крышу дома ломать было страшно. И вот, в холодный февральский день Фаддей пришел с сыновьями и начал отделять комнату, которую когда-то построили вместе с отцом.

    Две недели рядом с домом стояла комната, потому что метель сменила все дороги. И Матрёна была не в себе, да к тому же пришли три её сестры и ругались, за то, что позволила мне уступить комнату. В эти же дни «кошка хромая забрела со двора и пропала», что сильно огорчило хозяйку.

    Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей водил трактор и грузил два разобранных салона в два самодельных сани. После выпили самогона и в темноте погнали избу в Червусти. Матрена пошла провожать их, но так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, что сани вторые, которые от жадности Фаддей прицепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за холма его не было видно, потому что мотора трактора не слышно. Полетел на санях, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрены. Среди ночи пришла подруга Матрены Маша и рассказала об этом, она горевала, а потом рассказала автору, что Матрена завещала ей свое «вязание», и она хочет взять его на память о своей подруге.

    Глава 3

    Утром Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает, как сестры пришли попрощаться с ней, плача «напоказ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кир искренне скорбел об умершей приемной матери, да «Второй Матрене», жене Фаддея. Самого старика на поминках не было. Когда везли злополучную комнату, первые сани с досками и латами так и остались стоять на переправе. И, в то время, когда один из его сыновей был мертв, зять его находился под следствием, а дочь Кира чуть не потеряла рассудок от горя, он только волновался о том, как бы привести сани домой, и умолял всех друзей помочь ему.

    После похорон Матрены ее хату «прибили до родника», и автор переселился в «одну из ее жабр». Женщина часто думала о Матрёне, но всё с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, столь разительно непохожей на окружающих. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, никто не отказывал в помощи, хотя здоровье у нее было слабое.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *